Самостоятельная деятельность игры по желанию детей цель. Художественная самостоятельная деятельность подготовительной к школе группы

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Прием детей

1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

2. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически.
4. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры

Завтрак

2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

Подготовка к занятиям
Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Подготовка к прогулке

Прогулка
1. Наблюдение на прогулке.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей.
3. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.
4. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
6. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Обед
1. Сервировка стола: определение дежурных; ознакомление с меню; выбор столовых принадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.

Дневной сон

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ

Подъем детей
1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
3. Корригирующая гимнастика: подготовка к корригирующей гимнастике, привлечение внимания детей.
4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; гигиенические процедуры; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; приемы самоконтроля; оценка деятельности детей; последовательность мытья рук; последовательность одевания; контроль за внешним видом, аккуратность прически.
6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.

Организация самостоятельной игровой деятельности детей
Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Полдник
1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.

Подготовка к занятиям
Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.
2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; на выбор детей.
2. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
3. Возвращение с прогулки; игра; самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Чему научится ребенок к концу года

Физическое воспитание

Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
. Прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
. Бросать предметы в цель, попадать в цель с расстояния 4-5 м.

Метать предметы правой и левой рукой, метать предметы в движущуюся цель.
. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
. Сохранять правильную осанку.
. Ходить на лыжах переменным скользящим шагом, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске.
. Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
. Плавать.
. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Ребенок и окружающий мир

Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве и дома; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.
. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Определять происхождение рукотворных предметов.
. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
. Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.
. Знать страну, в которой живет. Знать герб, флаг, гимн России.
. Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах - защитниках Отечества.
. Знать дорожные знаки и их назначение.
. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.

Развитие речи

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
. Быть доброжелательными и вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
. Понимать и использовать в собственной речи синонимы, антонимы.
. Употреблять сложные предложения.
. Различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение".
. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.

Формирование элементарных математических представлений

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
. Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной мерки (веревочка, палочка).
. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
. Сравнивать целый предмет с его частями.
. Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
. Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
. Определять время по часам с точностью до 1 часа.
. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
. Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
. Названия месяцев года, последовательность дней недели.

Трудовое воспитание

. Продолжаем воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей.
. Продолжаем знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
. Расширяем представления о труде взрослых.

. Формируем потребность трудиться.
. Воспитываем любовь к труду.
. Приучаем старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
. Воспитываем желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Самообслуживание

Закрепляем умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
. Учим замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
. Формируем отзывчивость и взаимопомощь.

Хозяйственно-бытовой труд

. Продолжаем учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в комнате.
. Учим ребенка самостоятельно убирать постель после сна.
. Приучаем детей сервировать стол, убирать посуду после еды.

Труд в природе

. Продолжаем учить ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд

Продолжаем развивать желание заниматься ручным трудом.
. Приучаем использовать в самостоятельной деятельности навыки работы, приобретенные на занятиях с природным материалом, бумагой, картоном.
. Формируем умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель, салфетки); сувениры; украшения на елку.
. Учим детей пользоваться иглой, выполнять шов "вперед иголку" и "через край", пришивать пуговицы.

Ознакомление с художественной литературой

К концу седьмого года жизни дети могут:

. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).

. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
. Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.

Изобразительная деятельность

Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
. Называть основные выразительные средства.
. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

Рисование

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
. Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Лепка

Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
. Выполнять декоративные композиции.
. Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Аппликация

Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.

Последний учебный год в детском саду является подготовительным к обучению в школе. Усложняются мыслительные процессы и формы деятельности детей: происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм, с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу и самостоятельность в умственном и практическом экспериментировании.

Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам - объяснение явления, правил игры, утешение);
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме

Самостоятельность - свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
  • Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.

Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

    Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

  • Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
  • Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
  • Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
  • Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики - здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).

Театрализованная сюжетно-ролевая игра - отличный вариант организации детского досуга

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

Вид самостоятельной деятельности Форма реализации в режимных моментах
Игровая Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребёнок воссоздаёт модель мира во всём его разнообразии. Воспитателю подготовительной группы не стоит приучать ребят к урочной форме занятий, желательно сохранить игровую форму получения новых знаний и развития способностей до конца обучения в детском саду.
Дети седьмого года жизни самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов, рассказов или бытовые ситуации при помощи игрушек. Игровая деятельность дошкольников часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «Библиотека», «Пешеходный переход», «В автобусе», «Продуктовый магазин», «Газетный киоск», «Банк», «Игра в детский сад или школу». В этих играх развивается способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях (формируются социальные компетенции).
Исследовательская Исследовательские способности у старших дошкольников находятся на достаточном уровне для проведения длительных и трудоёмких опытов, наблюдений. Ребёнок седьмого года жизни обозначает для себя проблемный вопрос, обдумывает гипотезы, умозрительно прогнозирует результат, занимается практическим экспериментированием и оценивает результат. Исследовательская деятельность старшего дошкольника максимальна близка по структуре научным исследованиям.
Художественная (в т. ч. художественно-речевая) Художественная деятельность заключается в создании образов при помощи творческих способностей. В поделках старших дошкольников появляется сюжет, ярко выражено отношение юного автора к изображаемому объекту или явлению. Техники продуктивного творчества, доступные детям 6–7 лет:
  • рисование карандашами, фломастерами, красками,
  • лепка,
  • конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
  • пластилинография.

Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей - театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок - тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.

Двигательная У старших дошкольников появляется дух соревновательности. Они самостоятельно организуют небольшие состязания на ловкость, выносливость, силу: «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Кто быстрее добежит до конца участка и обратно?», «Соревнование по прыжкам со скакалкой». Физическая активность реализуется также во время трудовой деятельности (расчистка дорожек от снега, вывоз листьев на тачке) и игр («Салки-ножки на весу», «Казаки-разбойники», «Классики» и др.).
Трудовая (в т. ч. самообслуживание) Когда дети видят, как работают взрослые: дворник убирает территорию детского сада, воспитатели следят за порядком на групповых участках, родители оказывают посильную помощь в ремонте помещения и облагораживания уличного пространства ДОУ, участвуют в субботниках и других трудовых акциях, тогда у них возникает стремление самостоятельно следить за чистотой в группе и на улице в меру своих возможностей. Воспитанники подготовительной группы содержат в надлежащем виде свой шкафчик, рабочее и спальное место, учатся исполнять обязанности дежурных, исправляют недочёты в собственном внешнем облике и готовы помочь младшим детям. Закрепляются навыки самообслуживания и в игре («Приведи куклу в порядок», «Разложи по местам»), с детьми 6–7 лет можно проводить игровые тренинги (например, «Салон красоты: учимся делать причёски»).

Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции

Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада

Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, - самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.

Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно

Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.

Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.

Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд

Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе

Тема по самообслуживанию Развивающие и воспитательные задачи Варианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников
«Дежурства»
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению обязанностей дежурного.
  • Закрепление навыка ставить вещи на свои места.
  • Закрепление навыка приводить в порядок неубранное место.
  • «Сегодня на занятии мы будем рисовать гуашью, пожалуйста, приготовь необходимые материалы».
  • «Проконтролируй, чтобы игрушки были убраны на свои место по окончании игры».
  • «Твоя задача - следить за чистотой обеденного стола».
  • «Покорми рыбок в живом уголке».
  • «Проверь увлажнённость почвы у кактусов, при необходимости полей».
  • «Проследи за правильностью сервировки столов».
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.»
  • Совершенствование навыка замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (поправлять причёску, одежду, своевременно чистить обувь).
  • Закрепление навыка заправлять постель, следить за чистотой и порядком на спальном месте.
  • Воспитание бережного отношения к вещам: предметам одежды и обуви, аксессуарам, рабочим инструментам (карандаши, кисти, инвентарь для работы на улице), игрушкам, книгам.
  • «Проверь, почему дверца твоего шкафчика не закрывается до конца».
  • «Посмотрись в зеркало и поправь причёску».
  • «Ребята, салфетки, которыми вы вытираете кисточки, необходимо постирать».
  • «Расставьте стульчики правильно: низкие - у окна, высокие - вдоль стены».
  • «Протри полку и расставь аккуратно книги».
«Правила личной гигиены»
  • Закрепление культурно-гигиенических навыков: пользование ванной и туалетной комнатами, умывальником, носовым платком.
  • Закрепление навыков ухода за зубами (алгоритм чистки зубов, использование зубной нити, зубочистки).
  • «Ребята, не забываем после прогулки тщательно мыть руки!».
  • «Воспользуйся, пожалуйста, носовым платком».
«Генеральная уборка»
  • Формирование умения распределять задания и поручения во время трудовой деятельности.
  • Воспитание дружеских отношений внутри коллектива.
  • «Уберёмся в спальне. Разбейтесь на 3 подгруппы. Первая будет ответственна за смену постельного белья, вторая протрёт подоконники и мебель, третья заправит кровати».
  • «Сделаем генеральную уборку в игровой зоне: плюшевые игрушки вытрясем на свежем воздухе, резиновые и пластмассовые помоем, аккуратно разложим по местам».
  • «Приведём в порядок уголок творчества. Мальчики разложат на свои места все материалы, девочки протрут рабочие места и полки».

Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства

График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей - это не рутина

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива - интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.

Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.

Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Вариант мотивирующего начала занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательных и эвристических бесед.
- Ребята, где хранится посуда у вас дома?
- На кухне: в посудных шкафах и на полках.
- Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку?
- Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д.
- Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке?
- Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи - своё место!
- Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места?
- Обувь - в обувницу, одежду - в платяной шкаф, книги и журналы - в книжный шкаф, письменные принадлежности - в ящики рабочего стола.
  • Дидактическая игра «Путаница: верни вещи на их места».
  • Сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин».
  • Самостоятельная трудовая деятельность по уборке шкафчика в раздевалке, приведения в порядок спального места (смена белья, заправка кровати).
Изучение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников).
  • Познавательно-исследовательская деятельность, направленная на расширение представлений о планетах Солнечной системы.
  • Продуктивное творчество: рисование на космическую тематику.
  • Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».
  • Подвижная игра «Космонавты».
Создание проблемной ситуации.
В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?».
  • Опытная деятельность в уголке исследований: при каких условиях металлические предметы тонут в воде, выявление плавучести в зависимости от объёма, веса, плотности объекта.
  • Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».
  • Подвижная игра «Кораблики».
  • Продуктивное творчество: создание корабликов из бросового и природного материала (скорлупки орехов, пенопласт).
Привлечение к игре.
Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила.
Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра.
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка».
  • Инсценировка сказки в уголке художественной деятельности (при помощи кукольного театра или инсценировки).
  • Продуктивное творчество: сюжетное рисование по мотивам сказки.
  • Подвижная игра «Поросята и волк».
  • Конструирование в игровой зоне: создание «построек», которые не смог бы сдуть волк из сказки.

Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета

Временной план занятия

Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Оргмомент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая работа Подведение итогов
«Ремонт книг» 1 минута Создание проблемной ситуации.
В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами.
4 минуты.
Проведение беседы о бережном отношении к книгам.
4 минуты.
Физкультминутка «Открывай скорее книжку!».
4 минуты.
Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки.
15 минут.
2 минуты.
«Большая стирка» 1 минута Включение в игровую ситуацию.
Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду.
4–5 минут.
Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную).
4 минуты.
Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка».
4 минуты.
Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке.
15 минут.
1 минута.

Стирка кукольной одежды - это выполнение трудового поручения в игровой форме

Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе

Автор Гордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край.
Название «Каждой вещи своё место»
Программное содержание
  • Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
Оборудование
  • Предметы быта и предметные картинки,
  • игрушка Домовёнка.
Ход НОД Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
  • О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
  • Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
  • Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
  • Где лежали чулки?
  • Где она нашла туфли?
  • Куда было заброшено платье?
  • Где она встретила ребят в детском саду?
  • Кто виноват, что Маша опоздала?

Беседа о порядке.
Воспитатель задаёт вопросы:

  • Кто следит за порядком в доме?
  • Как вы помогаете маме в этом?
  • Кто следит за порядком в группе?
  • Вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном - на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.
В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.
Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча).
Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана; в уголке изодеятельности - раскрасок).
В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит.
Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки.
В.: Домовёнок хочет с вами поиграть.
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:

  • Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
  • Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).

В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место.
Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи - своё место».
На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики.
Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь.

В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах

Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.

Видео: самостоятельная деятельность детей в ДОУ (познавательная, игровая, коммуникативная)

Видео: самостоятельная деятельность (пример занятости по центрам активностей)

Видео: сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»

Поделитесь с друзьями!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы­страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрас­тных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:
1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз­раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности необходимо:

Создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);

Знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;

Устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:

  • развитие инициативы, активности,
  • закрепление имеющихся навыков, способов деятельности,
  • находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, дела я внутренний мир ребенка комфортным,
  • поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.

Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если.... При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.

Следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи - это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «ЛЕГО».

Необходимо иметь в группе набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики - геометрические и традиционные.

Мозаика - отличный объект для познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности.

Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки - головоломки - пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006

2. Дыбина О.В.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендаци. - М.: центр педагогического образования, 2008

3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007

4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчеств. - М.: Мозаика-Синтез, 2005


В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях.
Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими. В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования — различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.
Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В каждой возрастной группе в пределах литературно-художественной зоны или отдельно, если позволяют условия, устраивается уголок книги. Его обязательная деталь — полочка-витрина, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекают внимание детей. Помимо этого в свободном распоряжении детей должно иметься достаточное количество книг (в ящичке, в секретере или детском книжном шкафу-секции). Наряду с книгами должно быть несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками (по 8—10 в каждой) и несколько альбомов для свободного рассматривания детьми. В подготовительной к школе группе добавляется рубрика для детских журналов, газет (или оборудуется газетница).
Существуют разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Основные из них воспитатель намечает в еженедельном плане (рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Особенно разнообразны формы работы с книгой в подготовительной к школе группе. Комплексное использование этих форм показано в исследовании Р. И. Жуковской, наиболее подробно ею разработаны устройство детьми групповой библиотечки и организация игры «в библиотеку».
Один — два раза в год в этой группе устраивается выставка книг. Первую — в середине учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Нужно постараться, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Вторая выставка может быть тематической: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказ«и и т. д. Желательно приурочить ее к Всесоюзной неделе детской книги, проводимой в нашей стране в дни школьных весенних каникул. Наряду с вышесказанным педагог осуществляет большую работу текущего характера, которая не фиксируется в плане.
Во всех группах дети выполняют поручения такого рода: показывают новичку книги, рассказывают о них, смотрят с малышами знакомые им книги, рисунки, картинки (для старших детей).
Следует подчеркнуть необходимость контроля воспитателя за поведением ребят в уголке книги, а также индивидуальной работы с некоторыми детьми (можно использовать подбор книг по любимой ребенком тематике, поощрение интереса к книге или журналу и т. д.).
Инсценировка как игровая деятельность детей. Педагоги и методисты по родному языку (В. М. Федяевская, А. П. Усова) отмечают существенную разницу в инсценировке как театральном представлении, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировке как игровой деятельности (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр», «в кино»).
В театральном представлении, которое показывается детьми, возможны предварительное заучивание ролей, репетиция, болов широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.
Более популярны в педагогическом процессе игры-драматизации, или театрализованные игры, т. е. игры на темы прослушанных произведений. От обычной ролевой игры они отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия (даже если инсценируется не все произведение, а один эпизод). В то же время они остаются активными действующими лицами.
Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).
Необходимое условие для самостоятельной театрализованной деятельности детей — правильная организация предметно-пространственной среды в группе и на участке.
Рекомендации к оформлению зоны для театрализованной деятельности даются в пособии «"Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1978, с. 174—178).
Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: «...как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д)». Характерная особенность такой деятельности — большие возможности для импровизации, свободное — по желанию — участие детей, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей.
Для того чтобы могла возникнуть театрализованная игра, необходимо многократно повторить произведение, вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняет воспитатель, активно помогая детям распределять роли, подсказывая реплику, очередной эпизод. Он показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например как можно передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, демонстрирует приемы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций на столе и т. п.
Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности речи персонажей и т. д.— это может нарушить ритм игры, ее непринужденность. Если такие игры проходят не вполне удачно, воспитатель может чаще использовать драматизацию как прием обучения на занятиях обдуманно объединяя детей для выполнения похожих ролей, массовых сцен, смелее выдвигая робких, заинтересовывая их введением новых красочных атрибутов и другими приемами.
Когда игра-драматизация проходит с участием воспитателя, он может более смело регулировать количество ее участников. В некоторых играх может быть занята вся группа. Такое массовое участие в игре рекомендует Р. И. Жуковская, отмечая, что, хотя участие в драматизации одновременно всей группы может быть кратковременным, воспитательная ценность игры от этого не снижается. Она предлагает следующие инсценировки для таких игр во второй младшей и средней группах: сказки «Волк и семеро козлят» (один ребенок исполняет роль волка, второй — козы, все остальные — козляток), стихотворения «Перчатки» С. Маршака (воспитатель читает от автора, ребенок исполняет роль кошки, вся группа — роли котят).
Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняются сюжет и язык произведения, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, особенно современных. Такая игра может содержать лишь элемент произведения, (имя героя, черты его характера, отдельный эпизод), а в целом развиваться произвольно по замыслу детей.
Игры на сюжеты художественных произведений имеют свода ценность — они воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений воспитатель может использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведения, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной игре.
Воспитателю нужно стараться приохотить к инсценировкам в играм каждого из детей, подбирая подходящие мотивы: подготовить самую главную роль в спектакле, выступить в параллельной старшей группе, где у тебя есть друзья, поучиться очень четко и нетленно говорить за волка, чтобы зрители-малыши сумели понять, какой это злой обманщик, а то в предыдущий раз они смеялись, когда появился волк, и т. д. Педагог постепенно привлекает к игра ребенка, который не решается выступить перед зрителями, усложняя его действия: сначала этот ребенок подает соответствующие фигурки, меняет декорации, поднимает и опускает занавес, затея выполняет несложные роли и т. д.
Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действенности художественного произведения.

Методическая работа с воспитателями


Работа с книгой требует разнообразного оборудования и наглядного материала, который в систематизированном виде должен иметься в педагогическом кабинете детского сада. В первую очередь необходимо наличие библиотеки детской художественной литературы с каталогом. Предусматриваются и комплекты раздаточного материала — одинаковые книги, разнообразные иллюстрации и открытки, рисунки детей по сюжетам детских книг. Воспитателю-методисту следует заботиться о своевременном ознакомлении педагогов с новинками детской литературы.
В педагогическом кабинете детского сада должны быть собраны сценарии для театральных представлений (для кукольного, теневого, настольного театров), материалы для тематических детских концертов, утренников. Все это упорядочит и облегчит работу воспитателя. Методисту детского сада необходимо установить связь с ближайшим книжным магазином, где продается детская художественная литература, советовать родителям, какие новые издания нужно приобрести, что читать детям дома.
В педкабинете следует организовать фонотеку и фильмотеку, которыми могли бы пользоваться все воспитатели. Если количество технических средств и театральных атрибутов недостаточно, руководитель детского учреждения составляет недельный график их использования разными группами.
Внимания методиста требуют вопросы техники безопасности при показе детям зрелищ (персональное ознакомление педагогов с соответствующими правилами и инструкциями, контроль и взаимопомощь, наглядная пропаганда правил).
Сравнительно новый вопрос, требующий внимания и помощи со стороны методиста,— организация в группах и на участках зон для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей и обеспечение подлинной активности и инициативы детей.
Каждый воспитатель должен владеть навыками выразительного чтения, уметь анализировать и оценивать исполнение свое и своих товарищей. Поэтому, помимо индивидуальных тренировок, педагогу полезно чтение в коллективе товарищей по работе, где он может проверить правильность собственного исполнения, учится анализировать чтение других. Для этого следует запланировать на весь год систематические консультации по выразительному чтению, посвященные подготовке программных художественных произведений.
Для участия в консультациях целесообразно объединять воспитателей одновозрастных или смежных групп, чтобы они могли проанализировать нужные им тексты. Проведение таких консультаций можно поручить воспитателю, хорошо владеющему навыками выразительного чтения.
Методисту полезно провести хронометраж чтения отдельных произведений и привлечь к этому педагогов. Это поможет реально планировать содержание предстоящих занятий, предвидеть длительность отдельных его частей.
Хорошо, когда в коллективе есть воспитатели, люоящие театральное искусство, умелые организаторы детских праздников. Показ и обобщение их опыта, привлечение к роли консультантов для своих коллег — забота руководителя.
Художественная самодеятельность воспитателей и детей — яркое средство педагогической пропаганды, показа достижений учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Методист помогает росту эстетической культуры педагогов. Он — организатор экскурсий на выставки книг, встреч детских писателей и художников-иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.
С целью формирования эстетических интересов педагогов воспитатель-методист устраивает посещение концертов чтецов, прослушивание пластинок, по возможности шире включает художественное чтение и рассказывание в программу детских утренников, вечеров самодеятельности сотрудников.

Михликова Лариса Сергеевна
Сторожева Юлия Павловна
воспитатели
Фомина Наталья Дмитриевна
учитель – логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Согласно ФГОС, современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, и развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами.

Педагогами давно доказан факт, что успешность школьного обучения определяется не наличием большого запаса знаний, а полученной в дошкольном детстве способностью самостоятельно извлекать из окружающей среды эти знания и аккумулировать их. Поэтому одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. При этом роль воспитателя остаётся основной. Он должен так организовать самостоятельную деятельность детей, чтобы у них зарождалась мотивация к нахождению ответов на возникающие вопросы, развивалась фантазия, любознательность .

Организуя самостоятельную деятельность в подготовительной группе детей с ТНР, мы учитывали возрастные особенности воспитанников, их интересы и пристрастия. В первую очередь, мы начали создавать предметно-развивающую среду, которая позволяла бы детям найти своё дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.

Дети, обладают умением добывать из спонтанной, а также специально созданной взрослыми развивающей среды знания и применять их в жизни. Именно это позволяет развивать и совершенствовать детскую любознательность, инициативность, самостоятельность .

Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют планировать свою деятельность. Поэтому дети длительное время проводят в центре науки и природы, где наблюдают и ухаживают за растениями, проводят элементарные опыты и эксперименты, занимаются поиском информацию по интересующей их теме, находят ответы опытным путём. При этом у них формируется навык монологической речи, так как они проговаривают свои действия. Поэтому мы в группе создали такой центр, где находиться различный познавательный материал, оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов. Вместе с детьми и родителями собрали коллекции тканей, бумаги, камней, пуговиц, семян и т.д.

Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. Для этого в группе создан центр «Говори правильно», куда входят дидактические, настольно–печатные игры, пособия на автоматизацию звуков, картотеки артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие мелкой моторики рук, шнуровки, картинки по лексическим темам и многое другое.

Для развития речевого общения, литературной речи, знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей в группе есть библиотека, где собраны различные книги познавательного характера, сказки, рассказы, стихи.

Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, для её восстановления у детей нашей группы есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени, за ширмой, где постелен коврик, лежат мягкие подушки.

Здесь дети могут отдохнуть, позаниматься спокойной деятельностью (рассматриванием книг, спокойными играми и беседами).

Эта ширма многофункциональная, двухсторонняя, она легко передвигается, с помощь неё дети могут развивать мелкую моторику рук, классифицировать предметы, считать, показывать кукольные представления, здесь с детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления.

У нас в групповой комнате имеется подиум, он используется многофункционально: при организации нетрадиционных занятий, вечеров досуга, проведении сюжетно-ролевых игр, как сцена для исполнения детьми стихов и песен, для показа кукольных спектаклей и т.д. Там же находятся предметы ряженья: шляпы, юбки, короны, веера, платочки с кружевами и др. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и исполняют их роли. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. Всё это побуждает ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно обща­ются друг с другом и с взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Основу нашей группы составляют мальчики, поэтому они с неподдельным интересом и азартом играют в уголке «Безопасности». Он оснащён дорожными знаками, светофором, транспортными средствами, атрибутами к сюжетно – ролевым играм, макетом улицы, настольно – печатными играми. Всё это закрепляет правила дорожного движения, развивает диалогическую речь детей, умение общаться друг с другом.

Для развития художественно – творческих навыков созданы все необходимые условия. Все материалы для продуктивного творчества (краски, карандаши, бумага, мелки, гуашь, нетрадиционные материалы) расположены доступно и безопасно. Дети свободно ими пользуются и создают свои шедевры, по собственному замыслу в различных техниках. Также в уголке творчества имеются наглядные материалы по различным видам искусства, изделия народного декоративно–прикладного искусства. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком.

Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста - существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Значит, математика в детском саду должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной, у нас в группе создан уголок математики, где для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, настольно-печатные игры: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, ребусы, лабиринты.

Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр.

При создании предметно–развивающей среды мы старались задействовать всё пространство группы. На стенах, расположили бизиборд для развития мелкой моторики рук и познавательной активности детей. Повесили металлическую доску, на которой дети могут выкладывать магнитные пазлы, которые мы приготовили самостоятельно, или выложить проезжую часть.

Создавая предметно–развивающую среду в группе, мы стремились пробудить у детей мотивацию к самостоятельной деятельности, любознательности, фантазию, творческий подход.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста/ О.В. Дыбина – М.: центр педагогического образования, 2008 – 39с
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет/ Н.В. Нищева «Детство-Пресс», 2009 – 28с

Участие – очное

Секция 2. «Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников»