Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме. Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Самостоятельное одевание ребенка

Утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1. Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2. Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3. «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4. «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

В какой-то момент родители начинают задумываться о том, как научить ребенка одеваться. Ведь навыками, такими полезными в жизни, крохе предстоит овладеть с помощью взрослых. Не всегда это легкий процесс, нередко он надолго растягивается, но результат того стоит. Главное – запастись терпением, чтобы не отбить у малыша охоту к обучению.

Когда и с чего начинать?

Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам». Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.



Одеваться - это интересно

Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.

Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю - так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.

Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.

Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги - это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки - потопать ножками.



Выбираем простую одежду

Важно, чтобы одежда, которая предназначена малышу, легко надевалась. Это пригодится тем, кого интересует, как научить ребенка одеваться самостоятельно. В 3 года он уже способен натянуть носочки, штанишки, ботинки, снять кофточку или футболку, расстегнуть молнию. Но если у футболки будет узкое горлышко, то ребенку надо будет прилагать усилия, на которые он еще не способен в два-три года. Поэтому она должна быть достаточно свободной. Это касается и свитеров.

Также проблема может возникнуть с носками. Небольшие изделия, аккуратно сидящие на ноге ребенка, сложно надеть неловкими ручками. Для этой цели лучше подойдут размером побольше, со свободной резинкой. Правильно подобрать нужно и ботинки. Расшнуровать их или завязать шнурки у крохи не получится. Стоит отдать предпочтение обуви на липучках: она просто раскрывается, и в нее легко поместить ножку. Штанишки должны быть также незамысловатыми, на резинке. От комбинезонов в этот период лучше отказаться, так же как от платьев с застежкой на спине.



Объяснять, как одеваться правильно

Следует объяснять, как правильно надевать вещи. Брючки лучше натягивать сидя, а вставать только после того, как ноги покажутся из штанин. При надевании футболки через горловину должна проходить макушка, иначе можно застрять. Скорее всего, это придется повторить не один раз.

Родителям следует учитывать мнение их детей насчет выбора одежды, даже совсем маленьких, которым два-три года. Ведь гораздо приятнее носить то, что нравится, а у таких крох уже есть желания. Можно предложить самостоятельно выбрать наряд для прогулки. Чтобы не оказалось, что малыш хочет что-то не соответствующее сезону, родителям лучше подобрать несколько вариантов и показать ребенку.

Нередко бывает, что малыш путается, в каком порядке надевать элементы одежды. Чтобы ему было проще ориентироваться, можно совместно сделать плакат: вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на лист ватмана. Это поможет крохе запомнить, что за чем следует надевать, а отличить зад от переда не составит затруднений, если передняя часть будет украшена аппликацией или заметными карманами.



Родители должны избегать ошибок

Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.

В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.

Даже когда малыш многое умеет, он все равно нуждается в поддержке и похвале. Родители в процессе обучения не должны совершать следующих ошибок.

  • Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
  • Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
  • Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
  • Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
  • Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
  • Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.

Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.

Как сладить с премудростью одевания, чтобы дети не мешали действиям родителей, а то и вовсе - научились одеваться самостоятельно?

Иногда процесс одевания превращается в настоящую битву. Ребенок крутится, выворачивается, капризничает, пытается улизнуть. Как научится ладить с этим процессом?

Ребенок не хочет одеваться: какая причина

Процесс одевания кажется ребенку достаточно скучным и утомительным. Маленькие дети постоянно находятся в движении - изгибаются, выворачиваются, отказываются выполнять указания. Их интерес быстро переключается, им хочется двигаться и узнавать новое.

С малютками поступать проще - положите рядом яркую игрушку, а потом вручите ее малышу. Яркий предмет привлечет внимание ребенка, пока вы меняете подгузник. Вы можете разговаривать, петь, издавать необычные звуки, удерживая внимание малыша.

Старайтесь не делать проблемы из темы одевания. Когда ребенок растет, его прогресс периодически сменяется регрессом. Поддерживайте желание ребенка действовать и помните что к 5-6 годам он вполне будет справляться сам.

Как научить ребенка одеваться: решение

Чем старше становится ребенок, тем больше он может перенимать на себя в процессе одевания. Научиться раздеваться легче для ребенка, чем одеваться. Поэтому стоит попробовать освоить этот навык сначала.

Самое сложное - это научиться застегивать пуговицы, молнии, застежки. Тренироваться лучше, когда у вас есть достаточно времени. Уделите внимание отдельным операциям, покажите, как победить пуговицы, и ребенок сам с удовольствием начнет одеваться.

Вас удивит, когда одевающийся самостоятельно ребенок, вдруг начнет мешкать, зависать и отказывается: «Не хочу», «Мама одень меня». Это случается, когда интересное занятие вдруг превращается в обыденность, становится утомительным и скучным. Вы можете заставить его - и превратить игру в обязательство.

А можете пойти навстречу. Если он устал, капризничает или просто хочет, чтобы вы о нем позаботились. «Хорошо, давай поиграем в маленького. Я тебя буду одевать и рассказывать, как это делать правильно». Или же распределите задачи. Возьмите себе самое трудное - рубашку и пуговицы, а ребенку предложите «одолеть» ботинки. Помните - игра возвращает интерес и желание действовать.

И еще несколько хитрых находок для родителей:

  • Приучите ребенка к тому, что есть четкий алгоритм одевания. Нарисуйте вместе с ребенком последовательность и приучите его сверяться с этим рисунком в процессе одевания.
  • Поощряйте ребенка самостоятельно выбрать вещи на сегодняшнюю прогулку (из тех, которые вы считаете уместными). Это заинтересует его.
  • Покупайте вещи, которые легко надевать.
  • Превратите процесс в игру: «А теперь давай нырнем в свитер, закрывай глаза и задерживай дыхание...»
  • Превратите процесс в соревнование: «Скорее, нам нужно одеться быстрее папы! Торопись, он уже застегивает рубашку...», «А мы сможем одеться, пока папа считает до 10?»
  • Применяйте «мостик в будущее» (прогнозирование, указывание на «светлое будущее») как метод убеждения: «Надо быстро одеться, чтобы пойти в парк / на горку / магазин игрушек».
  • Чтобы обойти сопротивление ребенка применяйте прием «выбор-без-выбора»: «Что ты наденешь сначала - носки или рубашку?», «Ты хочешь одеваться стоя или лежа?»

Чем старше становится малыш, тем больше проблем в его воспитании появляется у родителей. Например, одной из них является обучение ребенка самостоятельному одеванию. Ведь кроха уже в раннем возрасте должен овладеть этим навыком, и без помощи взрослых ему не обойтись. Поэтому перед родителями встает вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года. Специалисты напоминают, что этот процесс не всегда происходит легко и быстро, в большинстве случаев обучение надолго затягивается, однако результат обязательно порадует родителей и карапуза. Необходимо только терпение, чтобы не отбить у него стремление к самостоятельному одеванию.

Шагаем по ступенькам обучения

Родители часто спрашивают, в каком возрасте нужно начинать обучение малыша этому умению? Педагоги напоминают, что одевание и раздевание относятся к группе культурно-гигиенических навыков. Они являются главными и практически основными именно в раннем возрасте. Нужно учитывать, что уже в 2 года детишки становятся любопытными и активными. Они стремятся помочь маме в домашней работе, хотят наряжаться и делать все, как взрослые. Не стоит препятствовать получению знаний, ведь именно в этом возрасте можно начинать учить малюток одеваться. При этом взрослые должны понимать - обучение должно идти постепенно, с учетом возрастных особенностей. Тогда и ребенку будет интересно, и родителям - не в тягость

Важно! Если у крохи не получается пока одеваться, то следует ненавязчиво и без раздражения помочь ему до того момента, пока он не начал плакать. Если малыш будет испытывать негатив при одевании, то дальнейшее обучение станет практически невозможным.

Педагоги настаивают на том, что следует обязательно обучить чадо в 3 года одеваться самостоятельно. Именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. В три года учим мальчиков и девочек надевать и снимать пижаму, трусики, юбки, штаны и колготки. В коллективе процесс обучения пойдет намного быстрее, ведь детишки стремятся завоевать авторитет у сверстников и воспитателей. Если родители не намерены отдавать карапуза в дошкольное учреждение, все равно нужно самостоятельно обучать его азам одевания и раздевания. В три года малыш должен это делать для собственного удобства и комфорта.

Важно! Даже если ребенок уже умеет многое, его нужно постоянно хвалить, поддерживать и поощрять стремление к дальнейшему совершенствованию навыка.

Самые распространенные ошибки родителей при обучении

  • Родители запаздывают с обучением, лучше начинать обучение во время проявления самостоятельности, примерно в два года.
  • Игнорируется дальнейшее обучение, когда взрослые видят, что кроха умеет раздеваться и одеваться.
  • Нельзя торопить малыша, чтобы не отбить у него охоту что-либо делать.
  • Не нужно оказывать помощь, если кроха не просит ее, лучше объяснить на словах или показать своим примером, как делать правильно.
  • Нельзя ругать за промахи, но обязательно хвалить за достижения.
  • Родители мало обращают внимание на игровые моменты, между тем, дети лучше воспринимают обучение в процессе игры.

Календарь обучения одеванию по возрастам

Педагогами разработан возрастной календарь, когда дошколенок должен уметь самостоятельно надевать и снимать некоторые вещи. Таблица поможет родителям определить уровень развития ребенка и его навыков самообслуживания.

Возраст Самостоятельные действия Помощь взрослых
2 года
  • Снимать и надевать: расстегнутую обувь, шапку, колготки, шорты, штаны, юбку на резинке
Одевание происходит с помощью родителей
3 года
  • Надевать всю одежду, застегивать липучки, молнии, кнопки
  • Складывать или вешать одежду
  • Поправлять одежду на протяжении дня, следить за своим внешним видом
Небольшая помощь родителей
4 года
  • Самостоятельно раздеваться и одеваться в правильной последовательности
  • Вешать и складывать одежду
  • Уметь следить за внешним видом
Помощь родителей в завязывании шнурков
5 лет
  • Одеваться и раздеваться
  • Завязывать шнурки
  • Ухаживать за одеждой
  • Наводить порядок в шкафу и на полках
Не требуется
6 лет
  • Быстро одеваться и раздеваться
  • Следить за внешним видом
  • Ухаживать за одеждой
  • Наводить порядок
Не требуется

Особенности обучения в раннем возрасте

Учим одеваться в первый год жизни

При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки. Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре.

Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:

  • Предупредить кроху о своих действиях;
  • Комментировать действия и объяснять их;
  • Подводить итоги при достижении результата.

Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.

Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания.

Учим одеваться в раннем возрасте 1 - 3 года

После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.

К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды. Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно. Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно , тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.

При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды - микропроцессами.

Как избежать капризов?

Педагоги советуют: главное - одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны. Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям.

Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи.

Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 - 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.

То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.