Как раскроить обтачку для горловины. Особенности изготовления одежды в ателье высшего разряда (Домах моды)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема урока:

Обработка горловины платья и проймы подкройной обтачкой.

7-8 класс.

Составила и провела:

учитель профессионально-трудового обучения

Новикова Наталья Николаевна

с. Горки, 2017 г.

Тип урока : закрепления и развития знаний, умений, навыков .

Цель : совершенствовать навык правильного выполнения трудовых операций по обработке срезов проймы платья подкройной обтачкой, опираясь на прошлый опыт.

Задачи:

- закрепить знания учащихся по теме «Цельнокроеное платье» и обобщить их знания по способам обработки горловины цельнокроеного платья;

Коррегировать способность учащихся к запоминанию при повторении пройденного материала;

Способствовать развитию моторных навыков, речи, умения работать по инструкции, через включение в урок заданий практического характера и коррекционно-развивающих упражнений;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование и наглядность: образцы обтачек, выкройка спинки, предметно-технологические карты, карточки со словами - терминами, пословица, перфокарты «Виды обтачек», нитки, иглы, швейные машины, листы бумаги ручки, карточки плана работы, компьютер, проектор, презентация.

Словарь: обтачка, подкройная обтачка.

  1. Организационный момент.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и отвечать.

Сегодня мы работаем под девизом:

Работа с пословицей « Чем больше науки, тем быстрее руки» .

О чем говорит пословица? (Необходимо много учиться, чтобы стать настоящим мастером своего дела).

Над каким швейным изделием мы сейчас работаем? (Цельнокроенное платье)

Почему платья называются цельнокроеными - детали переда и спинки выкраивают из ткани целыми.

  1. Актуализация знаний.

Задание 1. «Головоломка» (слайд 2).

Открыв буквы, разгадайте зашифрованное слово.

Мастерская по пошиву одежды. (АТЕЛЬЕ)

Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. (ТКАНЬ)

Назовите контурную линию выкройки переда. (БОКОВОЙ)

Раскроенная деталь. (КРОЙ)

Украшение одежды. (ОТДЕЛКА)

Прочитайте слово. (ОБТАЧКА)

Что такое обтачка? (ОБТАЧКА полоска ткани, которой обрабатывают обрезной край)

Какие вы знаете виды обтачек? (Обтачки бывают: долевая, поперечная, косая и подкройная.)

Задание 2. Самостоятельная работа с перфокартой.

Проверка задания:

ДОЛЕВАЯ ОБТАЧКА

ПОПЕРЕЧНАЯ ОБТАЧКА

КОСАЯ ОБТАЧКА

ПОДКРОЙНАЯ ОБТАЧКА

Найди лишнюю, объединив остальные в группу

(название обтачки образовано от направления нити в ткани)

Что мы уже обработали? (горловину)

3. Сообщение темы урока:

Назовите тему урока. (Обработка срезов проймы подкройной обтачкой)

Сегодня вам предстоит обработать срезы проймы платья подкройной обтачкой.

Цель нашего урока закрепить знания полученные ранее.

4. Подготовка к практической работе:

Попытаемся вспомнить последовательность обработки среза подкройной обтачкой, используя, слова – термины.

Задание.

Индивидуальная работа (у каждого на столе слова – термины, пишут на листках).

Слова – термины: наложить, приметать, отогнуть, выметать, заметать, притачать, обтачка, оборка, пройма,.

5. Физ. минутка. «Пальцовки» (упражнения для активизации работы головного мозга).

Упражнение «Грека», «Перекрест».

Проверка плана работы на доске. Расставьте в правильной последовательности:

План работы:

1. Наложить обтачку, приколоть булавками, приметать.

2. Притачать обтачку к пройме.

3. Отогнуть обтачку, выправить и выметать шов.

4. Подогнуть срез обтачки, заметать.

5. Притачать обтачку на 1-2 мм от подгиба.

Какой срез мы уже обработали по этому плану? (горловину платья)

Какой срез нам предстоит обработать по этому плану? (срез проймы)

А если нам нужно будет обработать фигурный вырез на пододеяльнике, план изменится?

Сделаем вывод:

Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме.

С какой пословицы мы начали урок?

Достаточно ли знаний для выполнения практической работы?

Инструктаж по правилам ТБ.

Какие инструменты и приспособления вам понадобятся в вашей работе?

Дети отвечают: (ножницы, игла, швейная машина, утюг, игольница)

Инструктаж по Т/Б.

6. Практическая работа .

Текущий инструктаж по мере необходимости.

Во время работы контроль над посадкой, расположением работы на столе, безопасностью работы с иглой, на швейной машине

Проверка качества работы:

Обтачка одинаковой ширины.

Строчка притачивания ровная на одинаковом расстоянии.

Перекат шва в 1-1 мм.

7. Закрепление по теме.

Карточки-задания

(Обозначь последовательность выполнения операций по обработке проймы подкройной обтачкой)

8. Рефлексия.

С чем вы справились легко?

Что у вас вызвало затруднения в работе?

(Отвечают на вопросы)

9. Оценивание.

Выставка работ учащихся, обсуждение, выставление оценок.

Самоанализ коррекционно-развивающей направленности урока.

«Ум, сердце и руки –

вот что нужно развивать

в детях как единое целое.

Ш.Амонашвили

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.

В процессе трудового обучения осуществляется:

Коррекция дефектов познавательной деятельности, в особенности мышления: (формирование у учащихся интеллектуальных трудовых умений) и физического развития учащихся (развитие точности, ловкости, координированности тонких движений рук);

Развитие речи;

- развитие общетрудовых умений, то есть умение: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

Обучение школьников профессиональным приемам труда и привитие им соответствующих трудовых навыков;

Развитие положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма и т. п.

Сегодня вы посетили рабочий урок по теме « Обработка горловины платья и проймы подкройной обтачкой».

Данный урок является вторым в сетке часов по этой теме. Цель: совершенствовать навык правильного выполнения трудовых операций по обработке срезов проймы платья подкройной обтачкой, опираясь на прошлый опыт.

На уроке использовались словесные методы с опорой на наглядность (опрос, самостоятельная работа учащихся по составлению плана по опорным словам, фронтальная работа по составлению деформированного плана работы, самостоятельная работа с перфокартами). Урок на достаточном уровне оснащен наглядным материалом (перфокарты, словарные слова, инструкционно - технологическая карта, образцы обтачек, образцы отделки выреза горловины, карточки с опорными словами). Использование различных средств наглядности помогает учащимся более чётко формулировать мысль, создаёт необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся. Использовался практический метод (самостоятельная работа по обработке проймы платья подкройной обтачкой, согласно составленному плану и опорой на прошлый опыт учащихся).

Все используемые методы и приемы работали на достижение главной цели урока.

Организационный момент урока преследовал цель: снять психологическое напряжение у учащихся, создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся.

В работе часто использую наиболее распространенную форму пословиц - наставления.

Работа с пословицами развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Пословица «Чем больше науки, тем быстрее руки» привлекла учащихся к размышлению, формулированию своего понимания данной пословицы, способствовала активному включению учениц в работу.

Как показывает практика, учащиеся с ОВЗ медленно усваивают элементарные технические термины и очень быстро их забывают. Поэтому работа над терминологическим словарем осуществляется на каждом уроке. Важно уточнять значение термина, т.к. дети часто запоминают значение слова, чисто механически, не понимая смысла. (Цельнокроеное платье, подкройная обтачка)

Проведение дидактических игр на уроке способствует установлению прочных смысловых связей между предметом и словом. Кроме того, такая работа позволяет привлечь внимание всех учащихся в мастерской.

Выполнение задания «Головоломка» на этапе активизации знаний помогло решить следующие задачи:

Закрепить терминологическую лексику по теме «Плечевое изделие»;

Активизировать психические процессы (внимание, память, словесно - логическое мышление);

Подвести к повторению пройденного материала и закреплению новых терминов (обтачка, подкройная обтачка).

Использование перфокарт позволило получить точную информацию о результатах обучения по теме «Виды обтачек».

При анализе выполненной работы не смогла упустить возможность провести упражнение для развития мыслительных процессов (сравнение, классификацию, обобщение).

Опрос предполагает тренировку памяти обучающихся, мышления, умения строить связное высказывание, подводит к логическому заключению. Так на уроке, учащиеся отвечая на вопросы:

Почему обтачку называют «подкройной»? (Она подкраивается по форме среза, который обрабатывается этой обтачкой.)

Какие срезы в платье можно обработать подкройной обтачкой?

(подкройной обтачкой можно обработать срезы горловины и проймы)

Какой срез мы обработали?

смогли самостоятельно определить и сформулировать тему и цель урока.

На этапе подготовки к практической работе учащимся было предложено составить письменный отчет о проделанной работе по обработке горловины подкройной обтачкой с опорой на слова – термины и готовый образец. Письменная работа даёт возможность следить за ходом усвоения учебного материала каждым учеником. Большую пользу приносит использование комбинированных заданий (речь – действие - речь).

Планирование работы рассматривается как средство активизации детей, повышения их самостоятельности, развития основных логических операций (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения) и в целом всей их мыслительной и речевой деятельности.

« Чем больше науки, тем быстрее руки » .

1. Мастерская по пошиву одежды. 2. Текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке. 3. Дайте название контурной линии. 4. Раскроенная деталь. 5. Украшение одежды. А Ч Т О Б А 5 3 1 2 К 4


Мы предлагаем обрабатывать горловину обтачкой. Обтачка – это деталь, которая полностью повторяет форму определенной области изделия. Для чего это необходимо? Для того, чтобы фигурные срезы изделия были красиво и чисто обработаны, и чтобы изделие имело достойный внешний вид. Обтачкой может быть обработана горловина, срез талии, область низа изделия и низа рукава и т.д.

Сегодня для примера мы подробно покажем как обрабатывать горловину изделия. Вы можете использовать наши рекомендации при пошиве таких моделей - Платье №149 , Платье №83 , Платье № 48 , Платье № 68. Если в изделии присутствует молния, то в этом случае срез обрабатывается обтачкой не совсем обычно и вариантов обработки масса. Но есть один способ, который мы очень любим. Надеемся, что и вам он придется по душе. 1. Готовим область для раскроя обтачки.


2. Раскраиваем обтачку необходимой области. Например, обтачка горловины может состоять как из одной части и быть цельной, так может и делиться на детали спинки и переда. Если позволяет ткань, сделайте обтачку цельной. Не будет лишних уплотнений. 3. Дублируем обтачку флизелином.


4. Обметываем на оверлоке внешний срез обтачки.


5. Втачиваем молнию в средний шов спинки изделия. 6. Складываем лицо обтачки с лицом изделия. Скалываем булавками.


7. Подрезаем на ширину тесьмы молнии концы обтачки с двух сторон.


8. Соединяем концы обтачки со срезами среднего шва спинки. Получится пузырь. Не пугайтесь, так и должно быть!


9. Притачиваем концы молнии к краям срезов среднего шва спинки.


10. Перегибаем все припуски на обтачку. Теперь пузырь должен исчезнуть.


11. Закрепляем булавками загнутые припуски.


12. Обтачиваем горловину обтачкой.


13. Рассекаем припуск обтачивания горловины для того, чтобы припуск не мешал вывернуть обтачку.


14. Раскладываем в разные стороны обтачку и изделие. Направляем припуски на обтачку. Утюжим.


15. Прокладываем функциональную строчку по обтачке на 1 мм от шва притачивания. Таким образом припуски закрепятся на обтачку и обтачка никогда не будет вылезать наружу. Строчку вы не сможете проложить от самой молнии. Поэтому отступите примерно 3-5 см.


16. Отгибаем обтачку на изделие. Утюжим. 17. Закрепляем обтачку по плечевым швам ручными стежками.

Готово! Весь контент – мультимедиа и тексты, размещенные на сайте, являются авторскими и принадлежат ООО «ГРАССЕР». При копировании информации активная ссылка на обязательна!

Наверное, каждая портниха оказывалась перед выбором – каким способом обработать горловину и проймы в платье без воротника и рукавов, чтоб это выглядело красиво и аккуратно. В предлагаемом мастер-классе подробно рассматривается самый сложный, но и самый выигрышный вариант - обработка горловины и проймы обтачками. Вы готовы?

Мастер-класс. Обработка горловины и проймы единой обтачкой в изделиях без воротника и рукавов

Елена: "Изделия без воротника и рукавов давно и успешно используются, не выходят из моды, а с течением времени только приобретают некоторые особенности. Так, например, ширина плеча может быть большей или меньшей, узкое плечо может быть больше смещено в сторону проймы или в сторону горловины, глубина и форма выреза горловины тоже меняется от модели к модели.

Методов обработки таких изделий существует несколько. Например, горловину и проймы можно окантовать или обработать косой бейкой, но в этих случаях на лицевой стороне лифа по горловине и пройме будет видна строчка, а это не всегда выглядит уместно.

Как же обработать горловину и проймы так, чтобы на лицевой стороне лифа не было строчек? Выход один- обтачать! Т.е. обработать горловину и проймы обтачками. В данном мастер-классе посмотрим как объединить обтачку горловины и пройм, а также узнаем какие ещё преимущества у единой обтачки. Этот способ обработки используют для пошива сарафанов, платьев, жилетов, детской одежды практически из любой ткани, используют как в изделиях с подкладкой, так и без подкладки.

Чтобы освоить эту технологию обработки, рекомендую первоначально взять изделие (лучше детское) из х/б или льняной ткани.

PS. Очень люблю этот способ обработки и часто его использую. Уверена, что и у вас всё получится, ведь в мастер-классе я поделилась с вами всеми технологическими секретами и особенностями качественной обработки. Желаю удачи! "

01. Детали спинки и переда могут быть как целыми (без шва), так и разрезными в зависимости от модели - на технологию обработки это никак не влияет.

Обратите внимание, на деталях должно быть отмечено направление долевой нити - это очень важно! Здесь на спинке есть такая линия, а на полочке нет. Это потому, что направление долевой нити совпадает с линией середины переда.

Кстати, вытачки могут быть расположены и по-другому: нагрудная вытачка может идти от бокового среза переда, но это тоже не повлияет на обработку.

02. Конечно, можно построить обтачки горловины и проймы отдельно друг от друга (красный пунктир), ширина обтачки при этом 3-4 см, но тогда получается очень много деталей (легко запутаться) и обрабатывать придётся отдельно горловину и проймы. Если же плечо в изделии довольно узкое, то в этом случае обтачки в области плеча будут накладываться одна на другую (этот участок выделен штриховкой) - это приведёт к излишней толщине. Поэтому целесообразно объединить обтачку горловины с обтачкой проймы (зелёный пунктир), при этом ширина обтачек остаётся неизменной.
07. ...затем обтачки размещаем обтачки (в соответствии с направлением долевой нити) и тоже обводим по контуру (обводим тонкой меловой линией! - я обвела толстой цветной линией только для наглядности!). Далее выкраиваем с припусками: на соединительные швы (плечевые и боковые швы) - по 1,0-1,5 см.

Внимание!!! По горловине и проймам спинки и переда - по 0,7 см, а по горловине и проймам обтачек - по 0,5 см. По нижнему срезу обтачек в изделиях без подкладки припуск не дают - это будет отлетной край, его мы впоследствии обметаем. В изделиях с подкладкой по этому срезу даём припуск 1,0 - 1,5 см для соединения подкладки.

10. Обратите внимание, что обтачка и основа должны совпадать по плечевым и боковым срезам, а по срезам проймы и горловины обтачка должна быть меньше, чем основа на 2 мм. Это для образования т.н. переходного канта. Чтобы деталь обтачки не была видна снаружи (с лицевой стороны), деталь основы должна на 1-2 мм как бы переходить внутрь- в сторону обтачки.
59. Со стороны горловины и со стороны проймы остались отверстия примерно по 5-6 см. Их надо застрочить.

Обработка проймы в изделиях без рукава

Обработка проймы обтачкой-кокеткой

Обработка проймы обтачкой, бейкой, окантовкой

Способ обработки проймы в изделиях без рукава в основном определяется свойствами материала (толщина, осыпаемость, прозрачность, эластичность) и моделью (наличие или отсутствие отделочной строчки, отделки, канта по краю проймы).

Проймы и горловину в изделиях из шерстяных тканей, толстых нарядных шелковых тканей, толстых льняных тканей с лавсаном обрабатывают подкройными обтачками.

Проймы в изделиях из х/б и тонких льняных тканей обрабатывают двойной косой бейкой (выкроенной под углом 45° к долевому направлению нити, сложенной вдвойне).

Обработку производят до стачивания боковых швов. В изделиях из льняных и плотных х/б тканей обработку производят после стачивания боковых швов с закладыванием концов бейки друг на друга.

Обработку пройм и горловины в изделиях из ткани вельвет (жилетах, сарафанах) производят подкройными обтачками с обметыванием внутреннего среза и последующим подшиванием его на с/м потайного стежка. Допускается в отдельных моделях настрачивание на стачивающей машине.

Обработку пройм и горловины в изделиях из шерстяных тканей и трикотажных полотен (жилетах, сарафанах) с отделочной строчкой 1,0 см и более производят подкройными обтачками с обметыванием внутреннего среза без последующего прикрепления.

Проймы в изделиях без рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами обрабатывают подкройной обтачкой, окантовочным швом с одним открытым срезом, с двумя закрытыми срезами на машине со специальным приспособлением, одной или двумя строчками на машине без специального приспособления, а также используя вдвое сложенную косую бейку.

Обработка обтачным швом.

Перед обработкой пройм соединяют боковые и плечевые срезы.

Обработка проймы подкройной обтачкой .

Этот способ чаще всего применяют в блузах и платьях, где есть воротник или какой-либо фантазийный вырез горловины, где невозможно применить единую обработку горловины и пройм цельной обтачкой.

Неоспоримый плюс обработки пройм обтачками в том, что пройма смотрится очень аккуратно с лицевой стороны изделия. При этом способе не видно никаких строчек с лица, в отличие от обработки пройм косыми бейками.

Конфигурация обтачек полностью совпадает с проймами полочки и спинки.

На обтачках никогда(!) не выполняется вытачек и лишних швов, которых можно избежать. Например, если на модели есть рельефные швы, начинающиеся из проймы, то это не означает, что такие же рельефные швы должны быть и на обтачках пройм. Переснимая детали обтачек пройм, нужно сразу же закрывать все вытачки и рельефы, которые могут быть на пройме изделия.

Обтачка служит средством фиксации формы пройм и предохранения их от растяжения. Для того, чтобы обтачка держала форму, ее укрепляют клеевым материлом, который нужно подбирать по толщине и свойствам под каждый вид ткани.

Части обтачки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и стачивают Ширина шва 0,5 - 0,7 см. Швы разутюживают. Внутренние срезы обтачек перегибают в сторону изнанки на 0,5 - 0,7 см и застрачивают на расстоянии 0,1 см от подогнутого края. В изделиях из легкоосыпающихся тканей срезы предварительно обметывают на специальной машине.

Обтачку складывают с изделием лицевыми сторонами, уравнивая срезы, обтачивают пройму (ширина шва 5-7 мм). На закруглениях припуски рассекают, обтачку отворачивают на изнаночную сторону, выправляют и выметывают кант из проймы (ширина канта 1-2 мм). Кант фиксируют, настрачивая припуск шва оттачивания на обтачку.

Край обтачки прикрепляют к припускам боковых и плечевых швов ручным или машинным способами. В дорогостоящих изделиях край обтачки пришивают к изделию потайными подшивочными стежками в нескольких местах.

Если концы обтачки не стачаны, обтачивание проймы начинают, отступив от концов обтачки на 3-4 см, непритачанные концы обтачки стачивают. Шов раскладывают и обтачивают пройму на оставшемся участке.

Обтачку отгибают на изнанку изделия, образуя кант. Проймы в готовом виде приутюживают.

Двойной бейкой. Ширина бейки в крое составляет 2,5 – 3 см. Ее заутюживают вдвое по длине, уравнивая срезы. Обтачивают пройму сложенной вдвое бейкой, располагая бейку с лицевой стороны изделия и уравнивая срезы проймы и бейки (ширина шва 5-7 мм). Срезы шва на закругленных участках надсекают. Настрачивают шов обтачивания на бейку (ширина шва равна 0.1-0.2 см). Заутюживают бейку на изнаночную сторону изделия с образованием канта из проймы; настрачивают сгиб бейки на пройму швом шириной 0.1-0.2 см.

Одинарной настрочной бейкой . В изделиях, где по краю проймы предусмотрена отделка, для обработки используется одинарная настрочная бейка. Она может быть выполнена как из основного, так и из отделочного материала. Пройму обрабатывают настрочной бейкой как в открытом виде (при нестачанном боковом шве), так и при соединенных боковых срезах. В этом случае бейку предварительно стачивают по все срезам, т.е. в кольцо.

Бейку (в изделиях из тонких материалов она может быть предварительно дубирована) укладывают лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, уравнивают срезы и обтачивают пройму (ширина шва 5-67 мм). После выворачивания бейки и выправления канта по краю проймы из бейки подгибают и настрачивают свободный край бейки. Может быть проложена отделочная строчка по внутреннему краю бейки.

Ширина бейки должна быть одинаковой по всей длине проймы.

Обработка окантовочным швом

Для обработки проймы окантовочным швом бейку выкраивают под углом 45° к нити основы. Части бейки и концы стачивают. Строчка должна проходить параллельно нити основы Швы подрезают, оставляя припуск 0,5 - 0,7 см. Швы разутюживают.

При использовании машины без спецприспособления окантовывают в два приема , сначала притачивают бейку по срезу проймы с лицевой стороны, затем, огибая припуски шва, бейку перегибают на изнаночную сторону, подгибают край и застрачивают, располагая строчку в шов (т.е. с изнаночной стороны проймы она проходит по окантовке, на расстоянии 1-2 мм от внутреннего сгиба, а по лицевой стороне – по окантовкой, по пройме).

Допускается концы бейки стачивать одновременно с боковыми срезами, при этом верхние и нижние края окантовки в боковом шве должны совпадать, а припуски шва настрачивают на изделие двойной обратной машинной строчкой, располагая ее поперек окантовки на расстоянии 5 мм от шва.

При обработке проймы окантовочным швом в изделиях из толстых материалов внутренний край косой бейки не подгибают, внутренний срез предварительно обметывают на спецмашине и застрачивают без подгибания.

При использовании спецприспособления к швейной машине – окантовывателя – пройму окантовывают в один прием. Для этого полоску для окантовки заправляют в спецприспособление и настрачивают машинной строчкой. В один прием можно окантовывать пройму и на универсальной швейной машине, если используется готовая косая бейка. Ее заутюживают так, чтобы нижний край был на 1 мм шире верхнего, приметывают по срезу проймы, настрачивают по верхней стороне на расстоянии 1 мм от внутреннего сгиба

В изделиях из тонких материалов для окантовывания проймы используют окантовочный шов с двойной окантовкой , что позволяет не заметывать внутренний срез, подгибая его, а просто настрочить сгиб двойной бейки. Концы двойной бейки допускается не стачивать. Бейку перегибают вдоль посередине изнанкой внутрь, срезы уравнивают, срез одного конца обтачки подгибают внутрь на 1 см и накладывают на лицевую сторону проймы сгибом в сторону изделия, срезы бейки и проймы уравнивают и обтачивают со стороны бейки. Ширина шва зависит от модели, при этом необработанный конец бейки должен заходить за подогнутый срез бейки на 1 - 1,5 см. Бейку отгибают на изнанку изделия, огибая шов и образуя кант, кант закрепляют машинной строчкой с лицевой стороны в шов притачивания бейки, при этом под строчку с изнанки должен обязательно попадать сгиб бейки и строчка должна проходить на расстоянии не более 0,3 см от края (сгиба). Проймы в готовом виде приутюживают.


В изделиях из тонких прозрачных материалов край проймы окантовывают полоской основной или подкладочной ткани в цвет, выкроенной по косой. Затем окантованный край отгибают на изнаночную сторону, выправляют кант из проймы. Сгиб приутюживают. Внутренний край косой бейки прикрепляют к припускам швов.

Подкройные обтачки применяются для обработки пройм, горловины и других срезов, имеющих форму овальных линий, углов и т.д. (вырезы мысом, каре). Выкраиваются они после примерки изделия, когда форма и размер выреза на детали уже уточнены. Направление долевой нити в обтачке и детали должны совпадать.

Инструкционная карта

Изготовление подкройной обтачки горловины

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, изделие, бумага, ткань.

Ход работы

1. Сложить изделие посередине лицевой стороной внутрь.

2. Уравнять нагрудные вытачки, плечевые швы, срезы горловины, заколоть булавками.

3. Подложив под изделие лист бумаги, обвести вырез горловины спинки и полочки, указать направление плечевого шва.

а — спинки,
6 — полочки без застежки,
в — полочки с застежкой доверху.

4. Убрать изделие. Отложить на бумаге по линиям середины переда и спинки 3,5 — 5,0 см — ширину обтачек горловины спинки и полочки. Оформить линии обтачек. Вырезать выкройки.


а — обтачка спинки,
б — обтачка полочки без застежки,
в — обтачка полочки с застежкой до верху.


Примечание

В изделиях с отворотами обтачка полочки не выкраивается, выкраивается только обтачка горловины спинки.

5. Сложить ткань лицевой стороной внутрь по долевой нити, наложить на нее обтачки, как показано (на рисунке ниже положение - а), приколоть булавками, обвести по контуру.

6. Отколоть выкройки обтачек, отметить на ткани припуск по плечевому срезу (на рисунке ниже положение - б).


а — обмеловка обтачек на ткани,
6 — обтачки с припуском по плечевому срезу,
в — готовые обтачки для изделия без застежки,
г — готовые обтачки для изделия с застежкой доверху.

7. Вырезать обтачки для горловины, полочки и спинки (на рисунке положение - в).

Инструкционная карта

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, изделие.

Последовательность выполнения работы

1. Сложить части обтачек лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сметать и стачать (а — обтачка для изделия без застежки, б — обтачка для изделия с застежкой доверху).

2. Разутюжить швы стачивания. Обработать внутренние срезы обтачек зигзагообразной строчкой или швом вподгибку с открытым срезом.

1. Наложить обтачку на лицевую сторону изделия лицевой стороной, уравнять срезы, приметать и притачать обтачку горловины, плечевые швы изделия должны совпасть со швами стачивания обтачек (а).

Примечание:
Если в изделии имеется застежка, то вначале надо притачать концы обтачек к подбортам или припускам на обработку застежки, заутюжить швы притачивания в сторону обтачек, а затем обтачать по срезу горловины (б).

2. Шов обтачивания отогнуть в сторону обтачки и настрочить с лицевой стороны обтачки на расстоянии 0,1 — 0,2 см от шва обтачивания, сделать надрез шва в косом направлении к нитям основы и утка, не доходя до строчки 0,1 — 0,2 см.

3. Обтачку отогнуть в сторону изнанки, выметать по контуру, образуя кант из основной ткани. Приутюжить обтачку с обеих сторон. Прикрепить внутренние края обтачки к плечевым швам и к центру спинки потайными стежками.

Самоконтроль

Проверьте:

  1. ширину обтачки по всему срезу;
  2. аккуратность выполнения настрочного шва;
  3. аккуратность и ровность канта по всему срезу горловины;
  4. аккуратность обработки нижнего среза обтачки;
  5. качество выполнения влажнотепловой обработки горловины.

Вопросы и задания

  1. Какие существуют способы обработки горловины ?
  2. Каким образом выкроить подкройную обтачку?
  3. Как выкраивается косая обтачка?
  4. Расскажите последовательность обработки проймы подкройной обтачкой.
  5. Составьте инструкционную карту обработки горловины окантовочным швом с открытым срезом.

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

Практические работы Инструкционная карта Выполнение второй примерки Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, изделие. Ход работы: Надеть изделие, сколоть булавками по линии застежки, совмещая средние линии. Проверить правильность обработки боковых и плечевых срезов, их направление. Проверить длину, направление вытачек, точность их обработки. Проверить прилегание изделия по пройме, горловине. Проверить симметричность расположения накладных карманов. Проверить длину изделия….


Карманы бывают различных видов: накладные, прорезные, в швах, внутренние. Чаще всего применяются карманы накладные и прорезные. По виду накладные карманы бывают простые и сложные, могут состоять из одной, двух или нескольких деталей. На рисунке ниже показаны наиболее распространенные виды накладных карманов: а — простой, б — с обтачкой, имитирующей клапан, в — со встречной складкой,…


Инструкционная картаИнструменты и принадлежности: рабочая коробка, крой изделия. Последовательность выполнения работы Обработка борта цельнокроеными подбортами 1. Обметать срезы подбортов на швейной машине швом зигзаг или швом вподгибку с открытым срезом. 2. Подборта отогнуть на лицевую сторону по линии сгиба борта, сметать нижние срезы подбортов, обтачать. Выправить уголки, вывернуть на лицевую сторону, выметать борта по линии…


Инструкционная карта Обработка вытачек Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, крой изделия. Последовательность выполнения работы 1. Стачать плечевые вытачки, начиная от плечевого среза к концу. Приутюжить плечевые вытачки с обеих сторон. 2. Заутюжить плечевые вытачки к центру спины, сутюживая слабину в конце вытачек через слегка увлажненный проутюжильник. Примечание: Аналогично обрабатывают нагрудные. вытачки. Их заутюживают в…

После проведения первой примерки и исправления дефектов изделие подготавливают ко второй примерке: обрабатывают вытачки, обрабатывают и приметывают карманы, стачивают и обметывают боковые и плечевые срезы, обрабатывают борта, отделочные детали. Затем выполняют влажно-тепловую обработку вытачек, плечевых и боковых швов, бортов и отделочных деталей. Влажно-тепловая обработка изделия Влажно-тепловая обработка — важная часть технологического процесса изготовления одежды. Назначение…