«Применение зигзагообразной строчки» - Урок. Конспект урока"Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях" план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему Плотный шов зигзаг

ЛЕКЦИЯ 4

1. Виды и образование зигзагообразной строчки.

Виды и образование зигзагообразной строчки

Зигзагообразная строчка широко применяется в швейной промышленности и может быть выполнена на машинах челночного и цепного переплетения. Зигзагообразная строчка применяется для выполнения стегальных, подшивочных работ, для пришивания кружев, аппликаций, для соединения деталей встык, для выполнения простейших вышивальных строчек с периодически повторяющимся узором, для изготовления петель и т. д. Принцип образования этих строчек обычно одинаковый. Они образуются путем смещения иглы перпендикулярно линии строчки. Смещение иглы происходит в тот момент работы машины, когда игла находится за пределами мате­риала. Применяются и другие способы выполнения зигзагообразной строчки.

При выполнении зигзагообразной строчки игла кроме вертикальных движений совершает движение поперек строчки, в связи с чем, челнок развернут так, что его плоскость вращения параллельна плоскости отклонения иглы.

Принцип образования стежка следующий: игла делает левый прокол 1 и при подъеме из крайнего нижнего положения образует петлю из верхней нитки, которую захватывает челнок. Затем игла выходит из материала и отклоняется поперек строчки, рейка при этом перемещает материал на расстояние равное шагу строчки и игла совершает правый прокол 2. Далее процесс повторяется (рис. 4.1).

На отделочных операциях для особо прочного скрепления деталей выполняют многоукольные зигзагообразные строчки челночного переплетения, которые могут выполняться на одноигольных и многоигольных машинах. Многоукольные строчки состоят из трех, шести, двенадцати и двух последовательно повторяющихся стежков (рис. 4.1).

Рисунок 4.1 - Разновидности зигзагообразных строчек

Для выполнения двухлинейных строчек используют две иглы, которые взаимодействуют с одним челноком. Для получения требуемого рисунка строчки на машинах имеется набор сменных копирных дисков.

В настоящее время в швейной промышленности применяются машины отечественного и импортного производства.

2. Машины отечественного производства. Машина 26 кл. ЗАО «Промшвеймаш» и модификации на ее основе.

Машина 26 класса ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для обработки изделий из хлопчатобумажных и шерстяных материалов: выстегивания бортовой прокладки, подшивания низа женских пальто, обработки воротников в мужских костюмах, пришивания кружев, тесьмы.



Вариантами машины 26 кл. являются машины 26-А, 26-1, 426, 1026 и 75-А кл.

Техническая характеристика машины 26 кл. Частота вращения глав­ного вала 4000 мин -1 , длина стежка регулируется от 0 до 4,5 мм, ширина строчки до 9 мм. Наибольшая толщина стачиваемых тканей в сжатом состоянии под лапкой не более 6 мм. Вылет рукава машины 198 мм. Масса машины – 22 кг.

Рабочие органы машины следую­щие: игла прямая, совершающая возвратно-поступательные дви­жения по вертикали и перемещение поперек линии строчки; меха­низм отклонения рамки игловодителя маятникового типа; нитепритягиватель шарнирного типа; ротационный челнок с гори­зонтальной осью вращения; реечный механизм перемещения, ко­торый обеспечивает подачу материала только в одном направлении (от работающего); шарнирная прижимная лапка.

В машине регулируются положение иглы относительно носика челнока и относительно игольной пластины; величина переме­щения зубчатой рейки в направлении подачи (шаг строчки) и высота ее подъема над игольной пластиной; величина попереч­ного смещения иглы (ширина зигзага); давление лапки на ма­териал; натяжение ниток иглы и челнока.

Швейная машина 26 кл. состоит из швейной головки (рис. 4.1) и промышленного стола.

Рисунок 4.1 – Конструктивно-кинематическая схема машины 26 кл.

От главного вала 8 через кривошип 7 движение передается нитепритягивателю 6, а через шатун 2 игловодителю 1, направ­ляющие которого находятся в рамке 4, качающейся около пальца 5. Качательные движения рамка получает от трехцентрового ку­лачка 10, закрепленного на большой косозубой шестерне 18, входящей в зацепление с шестеренкой 9, и через вилку шатуна 28, соединенного с рамкой эксцентричным шарнирным пальцем 27. Трехцентровый кулачок сообщает рамке движение с выстоем, т.е. во время нахождения иглы в материале рамка не получает отклонения.

Изменение ширины зигзага осуществляется поворачиванием кулисы-регулятора 30 вокруг оси 29 при помощи рукоятки 17.

Челнок 24 получает вращение от главного вала 8 через три пары конических шестерен 13, 19 и 23 (с общим передаточным от­ношением 1:2), вертикальный 16 и челночный 20 валы (последний помещен внутри пустотелого вала 22 подъема).

Зубчатая рейка 25 получает перемещения в направлении по­дачи (вперед-назад) от эксцентрика на главном валу через шатун 12, коромысло 31 и вал подачи 32, с которым шарнирно соединен рычаг рейки. Изменение шага подачи материала осуществляется с помощью головки 14 регулятора, при повороте которой камень пальца 15 шатуна скользит по наклонному пазу, изменяя угол качания вала подачи 32.

Вертикальные перемещения зубчатая рейка 25 получает от второго эксцентрика главного вала через шатун 11, коромысло 21, вал 22 подъема и коромысло, камень которого скользит в вилке рычага рейки. Давление прижимной лапки 26 регулируется по­воротом головочного винта, поджимающего пружину 3. Нитка подается игле через пружинный регулятор.

Швейная головка установлена на индивидуальном промышленном столе, состоящем из станка и крышки. Высота стола регу­лируется траверсами, к которым крепится крышка стола. На крышке стола имеется вырез для установки машины, а также при­крепляются стойка бобинодержателя и автоматическая моталка для наматывания ниток на шпульки. Коленный рычаг служит для подъема прижимной лапки, а педаль - для пуска и регулирования скорости машины.

Снизу крышки стола крепится электродвигатель с фрикцион­ным приводом, от которого движение передается на главный вал швейной головки при помощи круглого ремня. Включение машины в сеть осуществляется при помощи кнопоч­ного переключателя. Смазка машины ручная с использованием масленки.

Машина 26-А кл. предназначена для соединения встык деталей заготовок верха обуви одинаковой или различной толщины. Отличается от машины 26 кл. наличием двухшарнирной лапки.

Машина 26-1 кл. служит для настрачивания боковых сторон листочек кармана.

Машина 75-А кл. предназначена для изготовления изделий специального назначения из технической ткани двухниточной зигзагообразной строчкой четырехукольного челночного стежка.

Машина 1026 кл. ЗАО «Промшвеймаш» предназначена для выполнения различных операций при обработке изделий из тонких исредней толщины материалов. Частота вращения главного вала 4500 м -1 ; ширина зигзага до 6 мм; длина стежка от 0,5 до 3 мм; максималь­ная суммарная толщина стачиваемых материалов не более 4 мм. В машине имеются: игла, совершающая возвратно – поступательное движение по вертикали и перемещение поперек линии строчки, вращающийся челнок с горизонтальной осью вращения, шарнирно – стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа. Диаметр челнока в машине увеличен по сравнению с диметром челнока в универсальных машинах для того, чтобы челнок обеспечивал захват петли носиком при отклонении иглы как вправо, так и влево до 6 мм. Машина не имеет устройства для закрепления строчки.

Машина имеет централизованную систему смазки.

Рисунок 4.2 – Конструктивно-кинематическая схема машины 1026 кл.

Машина снабжена ротационным челночным устройством 25 (рис. 4.2), которое получает вращение от главного вала 11 через зубчатый ремень 18, челночный вал 35 и пару зубчатых колес 1 с передаточным отношением 1:2 (челнок в процессе работы делает вдвое больше оборотов, чем главный вал 11).

Подача материала осуществляется механизмом перемещения 2, который закрепляется на рычаге 24 и получает возвратно-посту­пательные движения от эксцентрика 34, закрепленного на чел­ночном валу 35, через механизм регулирования перемещения 22, промежуточные соединительные звенья и вал 23.

Подъем рейки механизма перемещения материала осуществля­ется от эксцентрика 36, закрепленного на челночном валу 35, и соединительных звеньев, связанных шарнирно с рычагом 24 через вал 27.

Регулирование длины стежка осуществляется с помощью риф­леной гайки 20, расположенной на рукоятке 21, которая шарнир­но закреплена в рукаве машины и звеном 19 связана с механиз­мом регулирования перемещения 22.

Давление прижимной лапки 26 на материал осуществляется с помощью пружины 6 и регулируется винтом 8.

Рамка игловодителя 4 шарнирно закреплена в рукаве шпиль­кой 7 и служит направителем для вертикального перемещения игловодителя 3.

Игловодитель 3 фиксируется поводком 5, который предназна­чен для его установки по высоте. На правом конце поводка ка­мень 29, входящий в паз направляющей 30, удерживает игловоди­тель от осевого поворота.

В средней части поводка 5 запрессован шаровой подшипник с надетым на него соединительным звеном 28, верхняя часть кото­рого шарнирно связана с кривошипом 9. Кривошип 9 закреплен на главном валу 11, расположен во втулках 10, 13 и шарикопод­шипнике 14. На конце главного вала 11 крепится маховик 15.

Рамка 4 (а вместе с ней и игловодитель 3) получает колеба­тельные движения через тягу 31 от механизма отклонения иглы поперек линии строчки, состоя­щeгo из двух задающих устройств, соединенных звеном 12, от сред­ней части которого движение пе­редается регулирующему механиз­му. Поворотом вала ручки 16 че­рез рамку 32 регулятора и систе­му звеньев производится измене­ние ширины зигзага от нуля до максимума. Смещением коромыс­ла 33 от вала-ручки 17 через сис­тему звеньев производится сдвиг средней линии зигзага вправо или влево.

При установке иглы необхо­димо следить за тем, чтобы ее длинный желобок был обращен к работающему, а короткий ­к челноку.

Высоту носика челнока ус­танавливают относительно игольной пластины, обеспечи­вая свободный проход нитки между шпуледержателем и вы­ступами игольной пластины. В горизонтальной плоскости носик челнока должен быть расположен так, чтобы при среднем положении иглы (ширина зигзага равна нулю) ось челнока была смещена влево от иглы на 2 ... 3 мм (рис. 4.3). После этого устанавливают иглу отно­сительно носика челнока.

Рисунок 4.3 – Схема установки иглы и челнока в машине 1026 кл.

Если игла установлена по высоте правильно, то при подъеме ее из крайнего нижнего положения вверх на 2 мм носик челнока дол­жен находиться на оси иглы. Чтобы опустить или поднять иглу, нужно ослабить винт поводка, осторожно переставить иглодержа­тель в поводке и снова закрепить.

Многооперационная швейная машина 426 кл. предназначена для обработки изделий двухниточной прямой и зигзагообразной строчкой, а также для вышивания и выполнения различных декоративных строчек (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Виды рисунков, выполняемых на машине 426 кл.

3. Машины импортного производства. Машины фирмы «Джуки».

Фирма «Джуки» (Япония) выпускает швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки серии LZ-2200.

Машина 335 кл. Чехия «Минерва» предназначена для выполнения зигзагообразной строчки и изготавливается в двух модификациях:

335 – 121 применяется при обработке швейных изделий из костюмной и пальтовой ткани.

335 – 221 применяется при обработке трикотажных изделий и изделий из легких материалов.

Машина 337 кл. , Чехия «Минерва» предназначена для пришивания кружев к бельевым и платьевым изделиям зигзагообразной строчкой челночного переплетения с одновременным подрезанием кромки материала под кружевом. Обрезание материала происходит с изнаночной стороны. Базируется на машине 335 класса, но добавлен механизм ножей.

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях

Учитель технологии: Переверзева Лариса Евгеньевна

1. Тема урока: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях.

$12. Продолжительность занятия: 45 минут

$13. Место данного урок: Элементы машиноведения. Работа на швейной машине. 7 класс

$14. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

$15. Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать, углубить, упрочить знания учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой учебный труд, настойчивость, взаимопомощь, умение работать индивидуально.

Развивающие : продолжать развивать мышление, внимание, самостоятельность, способность творчески проявлять творческий подход при выполнения задания.

$17. Тип урока: практикум

$18. Формы организации обучения на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

$19. Учебно-методическое и материально-техническое осна щение занятия: Учебники,рабочие тетради, технологические и инструкционные карты, образцы, выкройки, х/б ткани, бусины, пуговицы, тесемочки, булавки, ножницы, мелки портновские, проектор, экран, компьютер.

$110. Межпредметные связи: черчение, рисование.

11. Содержание деятельности учителя и деятельности ученика

I этап: контролирующие и инструктирующая функции преподавателя. Теория.

II этап: демонстрация. Интеллектуальная деятельность учащихся.

III этап: творческая деятельность учащихся.

IV этап: уборка мест, домашнее задание, подведение итогов урока.

$111. Структура урока, время на каждый этап урока

I этап: организационный момент, проверка готовности к уроку, 5 мин.

II этап: устный опрос, ввод в тему, 5 мин.

III этап: инструктаж, практическая работа, 30 мин.

IV этап: подведение итогов, домашнее задание, 5 мин.

13. Методы и приемы обучения

1. объяснительно-иллюстративный

2. проблемного изложения материала

3. исследовательский

14. Средства обучения

Швейные машины, инструменты и приспособления для шитья, ткани, эскизы, выкройки, образцы, проектор, экран, компьютер.

$115. Методы и приемы безопасной работы на уроке технологии

Инструкции по ТБ

$116. Реализация поставленных задач (образовательной, вос питательной и развивающей) обучения на уроке, прогно зирование результатов деятельности учащихся

Осуществляется в произвольной форме.

$117. Методы и формы контроля

Для каждой работы учащихся должны быть разработаны критерии ее оценки, способы измерения качества проделан ной работы.

18. Краткое содержание теоретической и практической части урока

КОНСПЕКТ урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

Вначале нашего урока проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, синтепон, картон, коробочки для мусора.

Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?

(Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость; Руки во время шитья держат на весу. Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти; После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку).

Повторение пройденного:

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.

$1· Чем отличается швейная машина, выполняющая зигзагообразную строчку, от прямострочной?

$1· Для чего необходимо обметывать срезы тканей разной толщины?

$1· В чем состоит особенность обметывания тканей разной толщины?

$1· Что такое флизофикс и где он применяется?

$1· Для чего нужны приспособления к швейной машине?

$1· В чем преимущества выполнения прорезной петли швейной машины по сравнению с ручным способом?

$1· Как подготовить изделия к штопке?

$1· Как подбираются нитки для штопки?

Практическая работа . Изготовление сувениров с применением зигзагообразной строчки

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильную работу (дифференцированный подход). И оформит игрушку, применив творчество и фантазию.

Сейчас мы с вами приступим к изготовлению сувенира. Надо постараться сделать ее красиво и качественно, а для этого нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005) (инструкции прилагаются)

Прослушайте инструктаж по технологии изготовления данного сувенира:

Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладошки три хлопка,

Головою - три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем песенки на новогоднюю тему (включить музыку).

Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они выбирают ткани, фурнитуру и продолжают работу на швейных машинах.

При желании дети могут придумать свои варианты.

Подведение итогов занятия:

А теперь посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали. Создаем выставку из выполненных только что сувениров. Каждый из вас представляет свою поделку и высказывает свое мнение о работе.

19. Использование дифференцированного подхода к обучению технологии

1) изготовление подвесок для елки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки (в виде звездочек, сердечек, елочек).

2) изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей, фурнитуры с использованием зигзагообразной строчки (уточка, петушок, снеговик).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 1: Изготовление подвесок для ёлки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Каждый мотив по внешнему и внутреннему контурам перевести на сукно (фетр) разных цветов и вырезать.

Меньшую деталь мотива украсить по желанию бисером, вышивкой, пайетками и т.д.

Украшенную меньшую деталь мотива наложить на большую и, проложив между ними слой синтетической ваты или синтепона, соединить по контуру зигзагообразной строчкой, прихватывая у верхушки сувенира тесьму для подвешивания.

Приложении 3.

Образцы выполненных сувениров находятся в Приложении 4.

Практическая работа № 2: Изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Мотивы перевести на кальку и вырезать (крыло и клюв уточки или петуха перевести и вырезать отдельно).

На изнаночную сторону лоскутов приутюжить флизелин, чтобы срезы деталей в дальнейшем не осыпались.

Сердечко. Обе детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать по контуру и обшить зигзагообразной строчкой, оставив небольшой открытый участок для набивки. Сердечко набить ватой, открытый участок зашить зигзагообразной строчкой. Из тесьмы сделать бантик и петлю для подвески. Бант и петлю пришить к сердечку несколькими стежками.

Медвежонок. Медвежонка сшить так же, как и сердечко. Маленькие перламутровые пуговицы пришить к животу, кручёной ниткой или тесьмой обвязать шею медвежонка, завязать бант. Несколько ниток или тесьмы протянуть через голову между ушами, концы связать бантом.

Уточка или петушок. Крыло и клюв приметать к одной из деталей. Крыло пришить красными нитками мулине в 3-4 сложения, глаз вышить двусторонней гладью или пришить пуговицу. Уточку сшить как сердечко, прихватив клюв и набить ватой. Пуговицы пришить на месте лапок. Широкую полоску тесьмы обвязать вокруг шеи и завязать бант, из другой полоски сделать петлю для подвески, протянув её через спину и связав концы бантом.

Выкройки деталей сувениров находятся в

Обметывание срезов зигзагообразной строчкой - самый распространенный способ предохранения срезов от осыпания (рис. 22). Выбор длины и ширины стежка зигзагообразной строчки зависит от свойств ткани: если ткань сильно осыпается, для обработки используют широкие и короткие стежки, для слабоосыпаемой ткани, наоборот, - более узкие и длинные стежки. При работе с очень тонкими тканями устанавливают большую длину стежка, уменьшают ширину стежка и используют очень тонкие (высоких номеров - 80 или 100) нитки для машинного вышивания и штопки, чтобы обметанный край не был жестким.

Рис. 22. Обметывание среза зигзагообразной строчкой

При обработке тонких тканей срезы, обметанные зигзагообразной строчкой, стягивают ткань и получаются неаккуратными. Чтобы избежать этого, зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а затем срезают припуски на швы близко к стежкам (рис. 23).

Рис. 23. Обработка срезов тонких тканей

Выполнение аппликации

Аппликацией называется художественное изображение, полученное наклеиванием или нашиванием на основу (ткань, бумагу и т. д.) разноцветных кусочков из различных материалов.

Для изготовления аппликации подходит любая ткань - выбор зависит от назначения изделия. Для аппликации на наволочках, предметах одежды, шторах, которые приходится часто стирать, следует выбирать лоскуты тканей, срезы которых не сильно осыпаются. Осыпаемость ткани не учитывают, если аппликацию выполняют на панно - здесь подойдет любая ткань. Пришивают аппликацию ручным и машинным способами различными нитками. Цвет ниток подбирают в тон ткани или по контрасту. Для выполнения аппликации необходимы также калька, простой карандаш и флизофикс.

Технология выполнения аппликации

  1. На изнаночную сторону аппликационной (цветной) ткани приклеивают утюгом прокладку, например флизелин.
  2. При помощи копировальной бумаги и остро заточенного карандаша рисунок для аппликации переводят на изнаночную сторону аппликационной ткани (со стороны прокладки) в зеркальном отображении (рис. 24).

Рис. 24. Перевод рисунка на ткань в зеркальном отображении

  1. Вырезают из ткани мотив для аппликации точно по контуру рисунка (рис. 25, а).
  2. Накладывают этот мотив прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани точно на размеченное место и приметывают его по контуру.
  3. Прокладывают по краю мотива зигзагообразную машинную строчку (рис. 25, б). Ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток подбирают предварительно, выполняя пробные строчки на лоскутах ткани.

Рис. 25. Выполнение аппликации: а - вырезание из аппликационной ткани мотива; б - прокладывание с лицевой стороны зигзагообразной строчки

Обратите внимание!

  • Если аппликация состоит из нескольких элементов и они перекрывают друг друга, то начинать работу нужно с настрачивания нижнего элемента.
  • Если в качестве аппликации будет использован готовый печатный рисунок из ткани, его следует вырезать с большими припусками, затем укрепить флизелином, вырезать по контуру рисунка, наметать на выбранное место и проложить по контуру зигзагообразную строчку.
  • Если требуется сделать ажурную аппликацию из тюля, рисунок нужно перевести на лицевую сторону основной ткани, а тюль приметать с изнаночной стороны. Плотную зигзагообразную строчку проложить по контуру мотива с лицевой стороны ткани, внутри контура рисунка срезать основную ткань близко к стежкам строчки, не прорезая тюль (рис. 26).
  • Если нужно выполнить аппликацию из кружева, его следует притачать с лицевой стороны плотной зигзагообразной строчкой и срезать основную ткань под кружевом близко к строчке.

Рис. 26. Вырезание основной ткани в аппликации из тюля

  • Легче и быстрее выполнить аппликацию, если использовать прокладку из флизофикса с двусторонним клеевым покрытием.

Практическая работа №11

Применение зигзагообразной строчки

Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскуты тканей, нитки, швейная машина, копировальная бумага, простые карандаши ТиМ.

Задание 1

  1. Обметайте один продольный срез образца (лоскута), прокладывая зигзагообразную строчку по краю.
  2. Обметайте второй продольный срез образца, прокладывая зигзагообразную строчку на расстоянии 5 мм от края. Срежьте припуски на шов близко к строчке.
  3. Приутюжьте образец.
  4. Сравните две строчки.

Задание 2

  1. Переведите рисунок для аппликации (рис. 27) на прозрачную бумагу острозаточенным простым карандашом М.

Рис. 27. Рисунок для аппликации

  1. Выберите ткань для аппликации.
  2. Вырежьте лоскуты клеевой прокладки подходящего размера.
  3. Приклейте утюгом лоскуты клеевой прокладки на изнаночную сторону аппликационной ткани, например для 1-й детали (груши) - на желтую ткань, а для 2-й (листика) - на зеленую.
  4. Переведите рисунок для аппликации (отдельно грушу и листик) на изнаночную сторону укрепленной фли-зелином цветной ткани в зеркальном отображении при помощи копировальной бумаги и простого карандаша.
  5. Вырежьте детали из ткани маленькими острыми ножницами.
  6. Наложите эти детали прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани на предварительно размеченное место и приметайте.
  7. Выберите цвет и толщину ниток для аппликации. Подберите на лоскутах ткани подходящие ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток. Проложите зигзагообразную строчку по краям деталей.
  8. Вытащите концы ниток на изнаночную сторону и завяжите их. Проутюжьте работу.

Новые понятия

Зигзагообразная строчка, аппликация.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо обметывать срезы деталей кроя? 2. В чем особенность обметывания толстых и тонких тканей? 3. Что такое аппликация и где ее применяют? 4. Как выполнить аппликацию?

Раздел программы: Элементы машиноведения.

ТЕМА: Зигзагообразная сточка.

(спаренный урок -2 часа)

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с особенностью применения зигзагообразной строчки.

2.Повторить правила ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами), при выполнении влажно-тепловых работ.

3.Научить учащихся изготавливать прорезную аппликацию с применением зигзагообразной строчки «Ромашка».

4.Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:

1. Два лоскутка 20×15 см.

2. Флизелин 20×15 см.

3. Швейные нитки.

4. Швейная машина.

5. Копировальная бумага.

6. Готовый образец.

7. Карандаш.

8. Ножницы.

9. Переводной рисунок.

10. Ручные иглы.

Наглядное оборудование: таблицы по ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами).

ХОД УРОКА.

На уроке мы научимся изготавливать прорезную аппликацию и также вспомним правила техники безопасности при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами) и при выполнении влажно-тепловых работ.

Обмётывание срезов.

Самый распространённый способ предохранения срезов от осыпания – это обмётывание срезов зигзагообразной строчкой. И от того какую ткань вы будете обрабатывать зависит длина и ширина этой строчки. Слайд. Если ткань сильно осыпается, то применяются широкие стежки с небольшим интервалом. Для тканей, которые слабо осыпаются, используются более узкие стежки с максимальным расстоянием. При работе с тонкими тканями зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а потом срезают припуски на швы близко к стежкам. Слайд.

1. При сильной осыпаемости ткани – стежки широкие, интервал маленький.

2. При слабой осыпаемости ткани – стежки узкие, интервал большой.

Выполнение аппликации. Слайд.

Аппликация - это рисунок или украшение, изготовленное из нашитых или наклеенных на основу лоскутов ткани. Ткань выбирается в зависимости от того как часто вы будете стирать её. Если вы выполняете аппликацию на наволочке или на одежде то лучше выбирать ткани со слабой осыпаемостью. Если аппликацию выполняете на панно то подойдёт любая ткань. Пришивать аппликацию лучше нитками для вышивания. Цвет ниток подбирают в тон ткани.

Техника безопасности при работе на электрической швейной машине и влажно тепловых работах.

Технология выполнения аппликации. Слайд.

1. При помощи копировальной бумаги и остро заточенного карандаша рисунок для аппликации переводя на изнаночную сторону основной ткани в зеркальном отображении.

2. На изнаночную сторону аппликационной ткани приутюживают клеевую прокладку.

3. Накладывают эту ткань прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани по линиям контура и намётывают.

4. Прокладывают мелкую зигзагообразную строчку по контуру рисунка с изнаночной стороны.

5. Срезают аппликационную ткань по краям с лицевой стороны близко к строчке. Затем ещё раз прокладывают плотную зигзагообразную строчку четко по рисунку с лицевой стороны.

ПРАКТИКА: Выполнение задания по слайдам.

Итог урока:

Для чего используется зигзагообразная строчка?

От чего зависит ширина и длина зигзагообразной строчки?

Что такое аппликация?

Из какой ткани лучше всего делать аппликацию?

Расскажите об этапах выполнения аппликации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Принести два лоскута 20×20 см хлопчатобумажной ткани. Будем изучать приспособления к швейной машине, и учиться работать на швейных машинах с применением этих приспособлений.


Каштанова Анна Петровна

Шов зигзаг эластичен, достаточно прочен и интересно выглядит, что по сути делает его универсальным. Строчка зигзаг есть у большинства швейных машин, но прошить зигзагообразные стежки без особого труда можно и вручную.

Шаги

Простая строчка зигзаг

    Введите иглу в ткань с изнаночной стороны. Воткните иголку в ткань в начальной точке вашего шва (в точке A ). Выведите ее с изнаночной стороны на лицевую сторону ткани.

    • Полностью вытяните нитку, чтобы узелок на ее конце лег вплотную к изнанке ткани.
    • Начальная точка A должна располагаться в нижнем правом углу строчки зигзаг.
  1. Сделайте вертикальный стежок вверх. Проведите нить вертикально по лицевой стороне ткани и воткните иголку в ткань непосредственно над точкой A . Новая точка прокола будет точкой B .

    • Полностью вытяните нить на изнаночную стороны ткани, создав на лицевой стороне вертикальный стежок от точки A до точки B . Стежок должен стоять прямо и не скашиваться в сторону.
    • Расстояние между точками A и B будет определять ширину шва. Если у вас нет каких-либо конкретных указаний, ширины в 6 мм будет достаточно.
  2. Верните иглу в исходную точку. Снова проведите иглу сквозь ткань через точку A . Полностью вытяните иголку с ниткой на лицевую сторону.

    • Подтяните нить, чтобы с изнанки образовался вертикальный стежок, дублирующий вертикальный стежок, который находится с лицевой стороны.
  3. Проложите диагональный стежок влево. Проложите нить диагонально по лицевой стороне и введите иголку в ткань левее точки B на одном с ней уровне. Это будет точка C .

    • Горизонтальное расстояние между точками B и C должно примерно соответствовать ширине шва. В рассматриваемом примере это расстояние составляет 6 мм.
    • Вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок, соединяющий точки A и C .
  4. Верните иголку на лицевую сторону под конечной точкой диагонального стежка. Выведите иглу с изнанки на лицевую сторону в точке, которая находится непосредственно под точкой C на одном уровне с точкой A (слева от нее). Новая точка будет точкой D .

    • Полностью вытяните нить, создав на изнанке вертикальный стежок между точками C и D .
    • Данный шаг завершает выполнение одного звена шва зигзаг.
  5. Повторяйте вышеуказанные шаги до самого конца шва. Заканчивайте шов вертикальным стежком.

    • Завершая каждый очередное звено шва зигзаг, переименовывайте точки с самого начала. Другими словами, точка C должна превратиться в точку B , а точка D - в точку A очередного стежка.
      • A и B по лицевой стороне ткани;
      • прокладывайте вертикальный стежок между точками B и A по изнаночной стороне ткани, снова выводя иглу на лицевую сторону в точке A ;
      • делайте на лицевой стороне ткани диагональный стежок влево от точки A до точки C ;
      • прокладывайте вертикальный стежок по изнаночной стороне ткани от точки C до точки D , выводя иголку на лицевую сторону в точке D .
    • Заканчивайте шов вертикальным стежком по лицевой стороне ткани от точки D до точки C .
    • Следите за тем, чтобы длина и ширина всех звеньев шва оставались постоянными.
  6. Чтобы преобразовать простой шов зигзаг в декоративный шов ромбиками, выведите иглу в нижней точке последнего вертикального стежка. Переименуйте конечные точки последнего вертикального стежка так, чтобы его нижняя точка стала точкой E , а верхняя - точкой F . Выведите иголку на лицевую сторону ткани в точке E .

    • Если ранее вы все сделали правильно, то в конце шва нить будет торчать с изнаночной стороны ткани в точке F .
    • Чтобы завершить данный шаг, сделайте на изнанке вертикальный стежок от точки F до точки E и выведите иглу на лицевую сторону через точку E .
  7. Проложите диагональный стежок вправо, образовав крестик с предыдущим диагональным стежком. Уложите нить по диагонали вправо и введите иголку в ткань в верхней точке ближайшего вертикального стежка, которая теперь будет обозначена как точка G . Полностью вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок.

    • Новый стежок должен пройти поперек и посередине последнего диагонального стежка простого шва зигзаг. В результате у вас получится крестик.
    • Обратите внимание, что точка G будет находиться справа от точки F на одном с ней уровне.
  8. Продублируйте вертикальный стежок с изнанки. Выведите иголку на лицевую сторону в нижней точке текущего вертикального стежка, на котором находится нить. Теперь эту точку можно обозначить как точку H.

    • Точка H будет находиться непосредственно под точкой G и справа от точки E .
  9. Пройдите тем же образом до самого конца шва (вправо). Прокладывайте дополнительные диагональные стежки по лицевой стороне шва, пока полностью не пройдете весь путь от его левой до правой крайней точки. Завершите шов, продублировав самый первый вертикальный стежок, который вы делали в начале работы.

    • Данные стежки будут почти идентичны тем стежкам, которые вы делали, когда прокладывали шов зигзаг влево, но теперь они будут наклонены в другую сторону (слева направо, на не справа налево).
    • Для каждого последующего стежка:
      • продублируйте вертикальный стежок между точками E и F по лицевой стороне ткани;
      • F и E по изнаночной стороне ткани и снова выведите иголку на лицевую сторону в точке E ;
      • проложите диагональный стежок вправо по лицевой стороне от точки E до точки G ;
      • проложите вертикальный стежок между точками G и H по изнаночной стороне ткани и выведите иглу на лицевую сторону в точке H .
    • В конце шва необходимо проложить вертикальный стежок между последними точками H и G .
  10. Завяжите узелок на изнанке. Если вы все сделали правильно, иголка с ниткой окажется на изнаночной стороне ткани. Завяжите нить узелком и обрежьте лишний конец, чтобы завершить декоративный шов зигзаг.

    • Чтобы завязать узелок:
      • зацепите иглу за нить ткани в точке, которая находится в непосредственной близости с точкой, откуда в данный момент выходит швейная нитка;
      • прежде чем вытянуть швейную нитку полностью, проденьте иглу в образовавшуюся петлю; повторите процедуру еще два или три раза, а затем затяните петлю. У вас получится прочный узелок.

    Строчка зигзаг тамбурными стежками

    1. Выведите иглу с изнаночной стороны ткани на лицевую. Воткните иголку с изнанки и выведите ее на лицевую сторону ткани. Начинайте шить от нижнего левого угла будущего шва. Это будет точка A .

      • Полностью вытяните нить на лицевую сторону, чтобы узелок на нитке плотно прилег к изнанке.
    2. Вставьте кончик иглы обратно в ту же самую точку. Введите кончик иглы точно в ту же самую точку A , которую теперь можно обозначить как AA .

      • Заметьте, что точки A и AA обозначают одно и то же место. Тем не менее в некоторых случаях их могут разделять несколько нитей ткани, например, чтобы вам было проще не упустить петлю стежка с иголки.
      • Не вытягивайте иголку с ниткой на изнаночную сторону. Пока просто введите кончик иголки в ткань.
    3. Выведите кончик иглы из ткани по диагонали влево и вверх. Уложите кончик иголки диагонально на изнаночной стороне ткани (под углом в 45 градусов). Выведите его на лицевую сторону ткани в точке, которая находится левее и выше точки AA . Это будет точка B .

      • Расстояние между точками AA и B будет определять длину ваших стежков. Если у вас нет каких-либо иных указаний, делайте стежки длиной по 3 мм, обычно они считаются оптимальным вариантом.
      • Пока не вытягивайте иголку с ниткой полностью из точек AA и B .
    4. Уложите нить петлей под кончик иглы. Пальцами уложите нитку, идущую из точки AA , под кончик иголки, торчащий из точки B .