Признаки относящиеся к лицевой стороне ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани

Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей." Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания закрепляются в ходе деловой игры "Ателье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Определение лицевой и изнаночной стороны материала.

Свойства тканей.

Выполнили: учитель «Технологии»

МБОУ «СОШ № 22»

Г. Владивостока

Моспан И.В.

Владивосток 2015г.

План урока.

Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.

Пр.работа: Исследование свойств тканей. Делова игра «Ателье»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
  • развивать пространственное представление, исполнительские умения;
  • прививать навыки аккуратности;
  • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь , образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Проверка присутствующих;

Б) Проверка готовности к уроку

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
  2. Что называется шерстью?
  3. Что называется руном?
  4. Что называется шелком-сырцом?
  5. Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
  6. Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани?
  1. Изучение нового материала.

Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.

- Возникли у вас затруднения?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока « Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей

(вопрос классу)

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

(учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

Сообщение нового материала (+ П/Р)

Лицевая и изнаночная сторона.

Ткань - текстильное полотно , изготовленное на ткацком станке.

Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой , а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком .

Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.

А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани (§3, стр.15-16 )

  • По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
  • По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
  • По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
  • По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.
  • Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
  • По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
  • По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
  • Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.

Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?

От характера лицевой стороны ткани зависят:

Назначение;

Внешний вид изделия;

Обработка при изготовлении изделия

Свойства тканей.

Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.

Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями? Какие вопросы возникли?

Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.

К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.

Таблица2.

Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей

Название свойства тканей

Характеристика свойств тканей

Из шелка

Из шерсти

Механические свойства

Прочность

Сминаемость

Драпируемость

Износостойкость

Физические свойства

Теплазащитные

Гигроскопичность

Пылеемкость

Технологические свойства

Скольжение

Осыпаемость

Усадка

Таблица заполняется используя материал (§3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19 )

  • Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

  • Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.

Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

  • Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

А теперь получив новые знания продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Учитель

Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению свойств шёлка и шерсти

Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке

Учитель

На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:

  • лупы - для исследования внешнего вида,
  • фарфоровая чашечка- для сжигания,
  • щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
  • иголка с ниткой, ножницы, игла.

Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.

1. Опасности в работе:

· повреждение пальцев иглой

· травма руки ножницами;

· травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

· положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

Запрещается начинать работу без разрешения учителя.
- Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований.
- Рабочее место содержать в порядке.

· быть внимательной;

Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

Убрать рабочее место

Учитель

Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.

Раздаются инструкции по выполнению работы.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Условие: соблюдая план действий.

1 . Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)

2 .Заполнить табл.2 «

Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей

Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.

Вводный инструктаж учителя:

Последовательность выполнения работы.

  • Определите прочность тканей.
  • Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
  • Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
  • Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
  • Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
    Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.

Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу.
Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

  • Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.

3. Определить лицевую сторону ткани.

4 . Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

Заказчик-

  • По виду
  • По назначению: повседневная или нарядная,

Технолог-

Модельер-

  1. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

Учитель

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.

Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)

  1. Анализ и оценка урока.

Что нового вы узнали на уроке.

Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

Дополните фразу:

Я поняла, что….

Я научилась…

Меня удивило….

Мне захотелось….

  1. Итоги и оценка выполненной работы.

Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.

Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.

Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.
  • § 3, с. 15-20;
  • Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях .

Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..

  • Повторить устройство швейной машины (5 класс)
  • Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы, машинную иголку №90
  1. Уборка рабочих мест

Урок «Свойства тканей»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.

1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»

2.Заполнить табл.2 « Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»

3. Определить лицевую сторону ткани.

4. Деловая игра «Ателье»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»

Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.

Ход работы:

  1. Придумать название ателье.
  2. Распределить роли:

Заказчик- приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.

  • По виду : платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
  • По назначению: повседневная или нарядная,

Спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..

Технолог- определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»

Модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.

3. Защита работы (представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).


Определение лицевой стороны ткани.

Для определения лицевой стороны ткани прежде всего необходимо выяснить, каков тип переплетения нитей у данной ткани. Ведь ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: продольных нитей — основы и поперечных — утка.

Основными переплетениями являются полотняное, диагональное или саржевое, сатиновое или атласное. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом случае одна нить утка перекрывает одну нить основы. Это переплетение имеет одинаковую поверхность с обеих сторон. С таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из натурального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считается та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В набивных тканях на лицевую сторону нанесен рисунок.

Диагональное, или саржевое переплетение, образует на тканях полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка перекрывает две-три нити основы или наоборот. С таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани саржевого переплетения при раскрое в противоположном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях будет та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.

При сатиновом, или атласном переплетении, ткань имеет гладкую, блестящую поверхность. В таком переплетении у сатина одна нить утка перекрывает от 4 до 8 нитей основы, у атласа наоборот — одна нить основы перекрывает от 4 до 8 нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная — матовая.

Кроме вышеназванных видов переплетений существуют и другие, производные от них, а также комбинированные.

Определение долевой и поперечной нитей.

Свойства долевых и поперечных нитей различны. Долевые нити дают большую усадку, чем поперечные. Вызвано это тем, что нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее. Поэтому, попадая под действие влаги и пара, нити основы приобретают свое первоначальное положение, то есть огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится). Усадка ткани бывает преднамеренная, оказывающая положительное действие, — это так называемое декатирование. При случайном воздействии на недекатированную ткань изделие из нее тоже дает усадку, но это — отрицательное явление.

Некоторые приемы определения долевой и поперечной нити: долевая нить идет вдоль кромки; при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима; на ткани с начесом начес в большинстве случаев располагается по долевой нити; при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.

Если вы хотите научиться изготавливать свадебные и вечерние наряды наш видео курс "Крой, пошив и декорирование нарядов для торжеств" для вас! Начало обучения 30 июня 2019 года Весь курс состоит из готовых уже отснятых видео уроков Видео уроки остаются с вами навсегда! ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КУРСА: 1.Снятие мерок 2.Построение чертежа деталей свадебных и вечерних корсетов и моделирование: 2.1. Корсет с горизонтальной линией верха/по переду 2.2. Корсет с сердцевидным верхом/по переду 2.3. Корсет с V-образным вырезом/по переду 2.4. Корсет с вырезом "Лодочка"/ по переду 2.5. Симметричная и Асимметричная линии низа корсетов 2.6. Моделирование корсетов нужной длины/коротких и длинных 2.7. Нужного по модели количеством рельефов 2.8. Изменение наклона рельефа 2.9. Изменение размера в корсетах 2.10. Изготовление комплекта лекал ​ 3.Построение прозрачной кокетки с круглой горловиной 3.1. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде сердца 3.2. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде треугольника 3.3. Моделирование выреза по переду кокетки с кареобразным вырезом ​ 4. Изготовление свадебных и вечерних корсетов с цельновыкроенной чашкой (Все этапы в виде подробных МК: подготовка ткани, раскрой, дублирование, прокладывание швов, утюжка швов, изготовление петель, подгонка по линии верха и по линии низа) : 4.1. Непрозрачные корсеты на подкладке из деталей продублированных клеевой по всей длине каждая. По спинке вкладыш язычок, пришитый одним швом в подкладку 4.2. Непрозрачные корсеты на подкладке, детали которых продублированы точечно. Шнуровка по спинке и под шнуровкой в язычок вшита молния. Кости "китовый ус" 4.3. Прозрачные корсеты 4.3.1 Прозрачный корсет из сетки: 4.3.2 Корсет из органзы. Раскрой, пошив, утюжка, изготовление и вшивание петель. Соединение корсета с чашками и изготовление чехла для чашек. Обработка линии верха и линии низа корсета. По спинке шнуруется по голой спинке. 4.4. Четыре вида кулисок для прокладывания костей. 4.5. Декоративные швы с кантом по рельефам. 4.6. Техника работы с "регилином". 4.7. Тема: Ремонт и переделки - укорачивание и изменение конфигурации линии низа непрозрачного корсета, переделки язычка. ​ 5. Материаловедение - вы узнаете какие материалы используются для изготовления нарядов для торжеств, как они ведут себя при работе и дальнейшей эксплуатации готовых изделий из них. 6. СВАДЕБНЫЕ ЮБКИ ОТ ПРОСТЫХ ДО СЛОЖНЫХ: 6.1. Юбки А-силуэта и силуэт «Принцесса». 6.2. Комбинирование полусолнца и солнца, построение шлейфов и самих основ. 6.3. Особенности кроя юбок солнце со сборками при работе с материалами 3-хметровой ширины /на примере еврофатина. 6.4. Юбки со сложными оборками. Особенности работы с прозрачными оборками. 6.5. Юбки «Хризантема»/Две схемы формирования. 6.6. Прямой силуэт. Два вида прямых юбок. 6.7. Моделирование расклешённых юбок из прямой юбки. 6.8. Трапеция 6.9. Юбки комбинированной длины/спереди короткая, сзади до пола и со шлейфом. Два вида этих юбок: на основе трапеции и на основе солнца 6.10. Работа с юбками пенками.Закладывание драпировок 6.11. Лучевые драпировки и драпировки в виде розы 6.12. Расклешённые юбки из кружев с «сохранением» кружевного края. Разворот кружев по кругу 6.13. Турнюр внешний и внутренний (поднятие шлейфа) ​ 7. Цветоведение. Комбинирование цвета в юбках (контраст и монохромная растяжка). ​ 8. СОЕДИНЕНИЕ КОРСЕТА С ЮБКОЙ из пяти слоёв материала для "А силуэта" и силуэта Принцесса. ПОДРОБНЕЙШИЙ МАСТЕР КЛАСС ВКЛЮЧИЛ В СЕБЯ МАКСИМУМ СЛОЖНЫХ МОМЕНТОВ ПО РАБОТЕ на каждом этапе. В рамках этой темы вы узнаете: 8.1. Как кроить все слои, как присбаривать, закладывать складки. 8.2. Как пришивать к корсету. 8.3. Как сделать бесшовный слой из фатина,но втачать в него потайную молнию. 8.4. Как комбинировать такие бесшовные слои со слоями содержащими швы по линии середины спинки. 8.5. Как обрабатывать все швы. Технологии обработки с оверлоком и без оверлока. 8.6. Обработка линии низа юбки разными способами: мягким регилином, московским швом и др. 8.7. Как делать красивый и аккуратный "Французский шов" на прозрачном сыпучем материале (на примере манки с напылением). Для юбки используются: для двух верхних слоев еврофатин(евросетка), третий слой из прозрачной манки с напылением (типа органзы), четвёртый слой из тафты, пятый слой из тафты с нашитыми на неё оборками из жёсткого фатина 9. Декорирование: 9.1. Декор кристаллами, перьями, накладными цветами. 9.2. Изготовление подвесок и Вышивка веток, цветов, листьев бисером, стеклярусом, пайетками 9.3. Вышивка кружев и ткани бисером 9.4. Изготовление бантов 9.5. Изготовление цветов из ткани методом выстрачивания и методом выжигания ​Срок обучения - два месяца Стоимость курса - 250 ЕВРО (или 290 $) Для прохождения обучения пишите преподавателю курса дизайнеру Алёне Пекур по этой ссылке

Раздел: материаловедение

Тема урока 1: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"

Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.

  • Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
  • Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;
  • Сформировать понятия о процессе получения тканей;
  • Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;
  • Развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.

Ход урока

I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.

1) Что изучает наука "материаловедение"?

  1. Что называется волокном?
  2. Что называют "текстильным волокном"?
  3. На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?
  4. Какие виды натуральных волокон вы знаете?
  5. Назовите представителей растительных волокон?

III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:

Что нового вы узнали о свойствах тканей?

1. Изучение нового материала. (беседа)

Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.

Скажите, какой была первая одежда человека?

Предполагаемый ответ:

Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.

Но эта одежда была недолговечной и неудобной.

Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.

Слово "Волокно" крепится на доску.

Что такое "волокно"?

Волокно это -

А как из отдельных волокон сделать ткань?

Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.

Волокна, соединённые нить называются пряжа.

Слово "пряжа" крепится на доску.

Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)

Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.

Слово "прядение" прикрепить на доску.

В результате прядения получали нить.

Слово "нить" крепится на доску.

Исторические сведения:

На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено . Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.

Впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;

Первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;

Первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.

Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу" , "волокно" , "нить" .

Что можно из всего этого получить?

- Ткань.

Слово "ткан ь" крепится на доску.

Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".

Слово "ткачество" крепится на доску.

Работа у доски:

Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.

Схема получения ткани записывается в тетрадь.

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными . Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой .

Демонстрация.

Определение нитей основы.

Нити основы определяются по следующим признакам:

1) по кромке;

2) по степени растяжения;

3) по звуку;

4) по извитости;

Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.

Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное .

Демонстрация.

С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.

В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль,батист и др.)

IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"

VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)

Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.

Демонстрация.

Признаки определения лицевой стороны ткани.

  1. яркий, чёткий рисунок;
  2. гладкая поверхность;
  3. у ворсовой ткани присутствует ровный ворс.

VII. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"

VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)

  1. Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?
  2. Какую нить называют основной?
  3. Какую нить называют уточной?
  4. Назовите свойства основной и уточной нитей.
  5. По схеме в учебнике расскажите об этапах производства ткани.
  6. Что такое кромка?
  7. Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?

IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение" .

Приобретая ткань для пошива какого-либо изделия, прежде чем приступить к раскройке, очень важно точно определить изнаночную и лицевую сторону полотна. Однако не всегда это получается достаточно просто. Полотно может выглядеть совершенно одинаково со всех сторон, а заметить недостатки в его внешнем виде и понять, что вы начали шить с изнанки, можно уже только когда изделие будет готово.

Как определить «лицо» ткани?

На текстильных фабриках существует тенденция выпускать двусторонние ткани, которые абсолютно ничем не отличаются с обеих сторон. Их принято называть двухлицевыми. Это достаточно удобно, ведь тогда надобность определять изнанку перед пошивом изделия отпадает. Но это скорее исключение, чем правило. Если выбранный вами материал не относится к такому типу, то нужно запомнить семь простых базовых правил, которые подскажут вам, где находится изнаночная сторона ткани:

  1. Присмотреться к ткани и примерно вычислить для себя ее лицевую часть можно еще во время покупки. Внимательно рассмотрите рулон и то, как скатано выбранное вами полотно. Большинство тканей, к примеру, шелковые и шерстяные, закатывают лицевой стороной вовнутрь, чтобы уберечь «лицо» от повреждений, выцветаний, появления ненужных дефектов. Полотна из хлопка, наоборот, скатывают изнанкой вовнутрь.
  2. Купив ткань с нанесенным рисунком, вопрос об определении изнанки отпадет практически сразу. Разложив ее таким образом, чтобы были видны изнанка и лицо, вы заметите, что принт на таком полотне будет гораздо ярче и четче со стороны лица. Если вы все еще не уверены, то потрогайте ткань на ощупь. На лицевой стороне она будет гладкой, с ровным ворсом и легким отблеском. На изнаночной - слегка ворсистой и тускловатой.
  3. По такому же принципу можно определить некоторые ткани, на которые узоры и рисунки наносятся путем прокалывания полотна с изнанки на лицо: с лицевой стороны, проведя по выбитому рисунку, вы можете почувствовать легкие неровности, выпуклости.
  4. В смесовых тканях изнаночная сторона выглядит менее опрятной и при детальном рассмотрении можно заметить, что на ней гораздо больше шероховатостей, едва заметных узелков, неровных переплетений, утолщенных нитей и прочих ткацких дефектов. На лицевой стороне материал лоснится глянцем, блеском, видны исключительно дорогие нити и аккуратное переплетение.
  5. В сатиновых и атласных тканях за счет особенного переплетения с лицевой стороны они характерно блестящие, гладкие, очень мягкие и приятные на ощупь. С изнаночной стороны изделие немного шероховатое, с проступающей ворсистостью, матовое, а цвет полотна даже без нанесенного на него рисунка намного более тусклый.
  6. По кромке ткани и по проколам на ней также можно с легкостью определить лицевую сторону материала. При производстве ее прокалывают булавками с изнанки наружу, при этом на готовом полотне остаются характерные отметины. Так что лицо можно определить по дырочкам, которые будут выпуклыми с одной стороны, а с изнанки - вогнутыми. На кромке можно увидеть цветные нити, которые отсутствуют с изнанки.
  7. Также важно присмотреться к наличию вышивки на кромке. В таких местах производитель наносит название фирмы, ткани или же список материалов, которые входят в состав полотна. Такая вышивка видна исключительно с лицевой стороны полотна.

Определить изнаночную сторону не трудно, нужно просто присмотреться к деталям. В некоторых случаях, если вы имеете дело с однотонными тканями без принтов, это играет не такую уж и большую роль. За лицевую сторону можно взять ту, которая вам кажется наиболее качественной. В дальнейшем важно не путаться только при изготовлении деталей изделия.

«Barbatextile» - правильный выбор для покупки тканей!

Если вы решили подобрать ткань для того, чтобы сшить что-то своими руками, то наш интернет-магазин «Barbatextile» - прекрасный выбор. В нашем магазине вы сможете найти полный каталог различных натуральных, синтетических, смесовых тканей по выгодным ценам, как в розницу, так и оптом. Заказывайте у нас, и вы всегда будете уверены в качестве покупаемого продукта!