Признаки относящиеся к лицевой стороне ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани
Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей." Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученных знаний на практике. На уроке создаются проблемные ситуации, которые позволяют учащимся самостоятельно решать возникшие проблемы. Новые полученные знания закрепляются в ходе деловой игры "Ателье".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Владивостока»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Определение лицевой и изнаночной стороны материала.
Свойства тканей.
Выполнили: учитель «Технологии»
МБОУ «СОШ № 22»
Г. Владивостока
Моспан И.В.
Владивосток 2015г.
План урока.
Тема. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей.
Пр.работа: Исследование свойств тканей. Делова игра «Ателье»
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
- развивать пространственное представление, исполнительские умения;
- прививать навыки аккуратности;
- коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и инструменты: учебник, рабочая тетрадь , образцы тканей, клей, ножницы, ручная иголка, нитки.
Ход урока
А) Проверка присутствующих;
Б) Проверка готовности к уроку
- Повторение пройденного материала.
- Какой раздел мы с вами изучаем сейчас?
- Что называется шерстью?
- Что называется руном?
- Что называется шелком-сырцом?
- Как определить лицевую сторону ткани с печатным рисунком?
- Как определить лицевую сторону гладкокрашеной ткани?
- Изучение нового материала.
Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Какими способами можно еще определить лицевую сторону ткани.
- Возникли у вас затруднения?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока « Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей .»
(вопрос классу)
Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?
(учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)
Сообщение нового материала (+ П/Р)
Лицевая и изнаночная сторона.
Ткань - текстильное полотно , изготовленное на ткацком станке.
Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой , а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком .
Поверхность ткани зависит от особенностей отделки тканей.
А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…
Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани (§3, стр.15-16 )
- По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
- По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. Для определения пушистости ее нужно рассматривать на уровне глаз.
- По рисунку ткацкого переплетения. В тканях саржевого переплетения на лицевой стороне рубчик идет снизу вверх и слева на право.
- По блеску. К примеру атласная ткань более блестящая, чем сатиновая.
- Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
- По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах ворс располагается более упорядоченно нм лицевой стороне, а изнаночная сторона имеет немного неаккуратный внешний вид.
- По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. На лицевой стороне ткань в местах проколов более выпуклая.
- Смешанные ткани. Отделочные нити выводят на лицевую сторону. Например, в парче блестящая металлизированная нить- люрекс выведена на лицевую сторону.
Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.
В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.
Вопрос. На что влияет правильность определения лицевой стороны материала?
От характера лицевой стороны ткани зависят:
Назначение;
Внешний вид изделия;
Обработка при изготовлении изделия
Свойства тканей.
Девочки, на прошлом уроке мы выполняли с вами работу по созданию моделей одежды из различных материалов.
Вопрос. При выполнении работы вы столкнулись с какими-либо трудностями? Какие вопросы возникли?
Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми они обладают. Свойства ткани влияют на выбор модели и обработку изделия.
К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.
Таблица2.
Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей
Название свойства тканей | Характеристика свойств тканей |
||
Из шелка | Из шерсти |
||
Механические свойства |
|||
Прочность | |||
Сминаемость | |||
Драпируемость | |||
Износостойкость | |||
Физические свойства |
|||
Теплазащитные | |||
Гигроскопичность | |||
Пылеемкость | |||
Технологические свойства |
|||
Скольжение | |||
Осыпаемость | |||
Усадка |
Таблица заполняется используя материал (§3, стр.16-17 и пр.раб.стр. 18-19 )
- Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.
Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.
Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.
Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.
- Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.
Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.
Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.
- Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.
А теперь получив новые знания продолжим работу дальше по созданию моделей одежды.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Учитель
Я предлагаю вам стать экспертами в нашей лаборатории по изучению свойств волокон и тканей. Мы будем проводить исследования по определению свойств шёлка и шерсти
Учитель знакомит учащихся с оборудованием, с которым они будут работать на уроке
Учитель
На этом уроке вы будете использовать следующее лабораторное оборудование:
- лупы - для исследования внешнего вида,
- фарфоровая чашечка- для сжигания,
- щипцы, для взятия горячей посуды или горячих материалов,
- иголка с ниткой, ножницы, игла.
Поэтому необходимо вспомнить и выполнять правила по технике безопасности.
1. Опасности в работе:
· повреждение пальцев иглой
· травма руки ножницами;
· травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
· положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
Запрещается начинать работу без разрешения учителя.
- Внимательно слушать все указания учителя при проведении исследований.
- Рабочее место содержать в порядке.
· быть внимательной;
Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
Убрать рабочее место
Учитель
Приступайте к исследованию. Все результаты исследования необходимо записывать в тетрадь, чтобы правильно сделать вывод о поделанной работе.
Раздаются инструкции по выполнению работы.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Условие: соблюдая план действий.
1 . Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.» (урок №1)
2 .Заполнить табл.2 «
Лабораторная работа №2. Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей
Материалы и инструменты: образцы натуральной и шерстяной тканей, учебник, рабочая тетрадь, ручная игла, нитки.
Вводный инструктаж учителя:
Последовательность выполнения работы.
- Определите прочность тканей.
- Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка
- Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
- Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении
- Определите
осыпаемость
ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе и т.д.
Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей.
Средняя осыпаемость
- 3 - 4 нити сразу.
Не осыпается
- одну нить вынули с трудом.
- Оформите свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы.
3. Определить лицевую сторону ткани.
4 . Деловая игра «Ателье»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.
Ход работы:
- Придумать название ателье.
- Распределить роли:
Заказчик-
- По виду
- По назначению: повседневная или нарядная,
Технолог-
Модельер-
- Включение нового знания в систему знаний (7 мин)
Учитель
Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся.
Ребята. Представляют сообщения по уходу за одеждой. (домашнее задание)
- Анализ и оценка урока.
Что нового вы узнали на уроке.
Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?
Дополните фразу:
Я поняла, что….
Я научилась…
Меня удивило….
Мне захотелось….
- Итоги и оценка выполненной работы.
Всем спасибо за плодотворную работу. Надеюсь урок вам понравился.
Вы внимательно слушали новый материал, отвечали на вопросы, проводили исследования. Вы провели взаимоконтроль и самоконтроль выполненных работ, проанализировали свои ошибки.
Каждый увидел насколько усвоил тему сегодняшнего урока.
- § 3, с. 15-20;
- Творческое задание – Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях .
Оформить на альбомных листах желательно с рисунками..
- Повторить устройство швейной машины (5 класс)
- Принести: ткань х/б 15*15 см, нитки, ножницы, машинную иголку №90
- Уборка рабочих мест
Урок «Свойства тканей»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая план действий.
1. Заполнить табл.1 «Отличительные признаки волокон.»
2.Заполнить табл.2 « Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»
3. Определить лицевую сторону ткани.
4. Деловая игра «Ателье»
ДЕЛОВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Условие: Вся работа выполняется в команде, последовательно, соблюдая ход работы.
Ход работы:
- Придумать название ателье.
- Распределить роли:
Заказчик- приходит в ателье со своей тканью и высказывает пожелание о том, какое изделие он хотел бы сшить.
- По виду : платье, сарафан, блузку, юбку, пальто, жилет или др….
- По назначению: повседневная или нарядная,
Спортивная, зрелищная (для участников карнавала, артистов театра) или др…..
Технолог- определяет и называет основные свойства тканей (табл.1,2). Делает вывод: «Подходит ли данная ткань для желаемого изделия»
Модельер- в соответствии с представленными технологом свойствами тканей предлагает заказчику фасон изделия.
3. Защита работы (представляется эскиз модели, предлагаемая ткань, выступление участников игры в соответствии с распределенными ролями).
Определение лицевой стороны ткани.
Для определения лицевой стороны ткани прежде всего необходимо выяснить, каков тип переплетения нитей у данной ткани. Ведь ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: продольных нитей — основы и поперечных — утка.
Основными переплетениями являются полотняное, диагональное или саржевое, сатиновое или атласное. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом случае одна нить утка перекрывает одну нить основы. Это переплетение имеет одинаковую поверхность с обеих сторон. С таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из натурального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считается та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В набивных тканях на лицевую сторону нанесен рисунок.
Диагональное, или саржевое переплетение, образует на тканях полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка перекрывает две-три нити основы или наоборот. С таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани саржевого переплетения при раскрое в противоположном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях будет та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.
При сатиновом, или атласном переплетении, ткань имеет гладкую, блестящую поверхность. В таком переплетении у сатина одна нить утка перекрывает от 4 до 8 нитей основы, у атласа наоборот — одна нить основы перекрывает от 4 до 8 нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная — матовая.
Кроме вышеназванных видов переплетений существуют и другие, производные от них, а также комбинированные.
Определение долевой и поперечной нитей.
Свойства долевых и поперечных нитей различны. Долевые нити дают большую усадку, чем поперечные. Вызвано это тем, что нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее. Поэтому, попадая под действие влаги и пара, нити основы приобретают свое первоначальное положение, то есть огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится). Усадка ткани бывает преднамеренная, оказывающая положительное действие, — это так называемое декатирование. При случайном воздействии на недекатированную ткань изделие из нее тоже дает усадку, но это — отрицательное явление.
Некоторые приемы определения долевой и поперечной нити: долевая нить идет вдоль кромки; при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима; на ткани с начесом начес в большинстве случаев располагается по долевой нити; при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.
Если вы хотите научиться изготавливать свадебные и вечерние наряды наш видео курс "Крой, пошив и декорирование нарядов для торжеств" для вас! Начало обучения 30 июня 2019 года Весь курс состоит из готовых уже отснятых видео уроков Видео уроки остаются с вами навсегда! ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КУРСА: 1.Снятие мерок 2.Построение чертежа деталей свадебных и вечерних корсетов и моделирование: 2.1. Корсет с горизонтальной линией верха/по переду 2.2. Корсет с сердцевидным верхом/по переду 2.3. Корсет с V-образным вырезом/по переду 2.4. Корсет с вырезом "Лодочка"/ по переду 2.5. Симметричная и Асимметричная линии низа корсетов 2.6. Моделирование корсетов нужной длины/коротких и длинных 2.7. Нужного по модели количеством рельефов 2.8. Изменение наклона рельефа 2.9. Изменение размера в корсетах 2.10. Изготовление комплекта лекал 3.Построение прозрачной кокетки с круглой горловиной 3.1. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде сердца 3.2. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде треугольника 3.3. Моделирование выреза по переду кокетки с кареобразным вырезом 4. Изготовление свадебных и вечерних корсетов с цельновыкроенной чашкой (Все этапы в виде подробных МК: подготовка ткани, раскрой, дублирование, прокладывание швов, утюжка швов, изготовление петель, подгонка по линии верха и по линии низа) : 4.1. Непрозрачные корсеты на подкладке из деталей продублированных клеевой по всей длине каждая. По спинке вкладыш язычок, пришитый одним швом в подкладку 4.2. Непрозрачные корсеты на подкладке, детали которых продублированы точечно. Шнуровка по спинке и под шнуровкой в язычок вшита молния. Кости "китовый ус" 4.3. Прозрачные корсеты 4.3.1 Прозрачный корсет из сетки: 4.3.2 Корсет из органзы. Раскрой, пошив, утюжка, изготовление и вшивание петель. Соединение корсета с чашками и изготовление чехла для чашек. Обработка линии верха и линии низа корсета. По спинке шнуруется по голой спинке. 4.4. Четыре вида кулисок для прокладывания костей. 4.5. Декоративные швы с кантом по рельефам. 4.6. Техника работы с "регилином". 4.7. Тема: Ремонт и переделки - укорачивание и изменение конфигурации линии низа непрозрачного корсета, переделки язычка. 5. Материаловедение - вы узнаете какие материалы используются для изготовления нарядов для торжеств, как они ведут себя при работе и дальнейшей эксплуатации готовых изделий из них. 6. СВАДЕБНЫЕ ЮБКИ ОТ ПРОСТЫХ ДО СЛОЖНЫХ: 6.1. Юбки А-силуэта и силуэт «Принцесса». 6.2. Комбинирование полусолнца и солнца, построение шлейфов и самих основ. 6.3. Особенности кроя юбок солнце со сборками при работе с материалами 3-хметровой ширины /на примере еврофатина. 6.4. Юбки со сложными оборками. Особенности работы с прозрачными оборками. 6.5. Юбки «Хризантема»/Две схемы формирования. 6.6. Прямой силуэт. Два вида прямых юбок. 6.7. Моделирование расклешённых юбок из прямой юбки. 6.8. Трапеция 6.9. Юбки комбинированной длины/спереди короткая, сзади до пола и со шлейфом. Два вида этих юбок: на основе трапеции и на основе солнца 6.10. Работа с юбками пенками.Закладывание драпировок 6.11. Лучевые драпировки и драпировки в виде розы 6.12. Расклешённые юбки из кружев с «сохранением» кружевного края. Разворот кружев по кругу 6.13. Турнюр внешний и внутренний (поднятие шлейфа) 7. Цветоведение. Комбинирование цвета в юбках (контраст и монохромная растяжка). 8. СОЕДИНЕНИЕ КОРСЕТА С ЮБКОЙ из пяти слоёв материала для "А силуэта" и силуэта Принцесса. ПОДРОБНЕЙШИЙ МАСТЕР КЛАСС ВКЛЮЧИЛ В СЕБЯ МАКСИМУМ СЛОЖНЫХ МОМЕНТОВ ПО РАБОТЕ на каждом этапе. В рамках этой темы вы узнаете: 8.1. Как кроить все слои, как присбаривать, закладывать складки. 8.2. Как пришивать к корсету. 8.3. Как сделать бесшовный слой из фатина,но втачать в него потайную молнию. 8.4. Как комбинировать такие бесшовные слои со слоями содержащими швы по линии середины спинки. 8.5. Как обрабатывать все швы. Технологии обработки с оверлоком и без оверлока. 8.6. Обработка линии низа юбки разными способами: мягким регилином, московским швом и др. 8.7. Как делать красивый и аккуратный "Французский шов" на прозрачном сыпучем материале (на примере манки с напылением). Для юбки используются: для двух верхних слоев еврофатин(евросетка), третий слой из прозрачной манки с напылением (типа органзы), четвёртый слой из тафты, пятый слой из тафты с нашитыми на неё оборками из жёсткого фатина 9. Декорирование: 9.1. Декор кристаллами, перьями, накладными цветами. 9.2. Изготовление подвесок и Вышивка веток, цветов, листьев бисером, стеклярусом, пайетками 9.3. Вышивка кружев и ткани бисером 9.4. Изготовление бантов 9.5. Изготовление цветов из ткани методом выстрачивания и методом выжигания Срок обучения - два месяца Стоимость курса - 250 ЕВРО (или 290 $) Для прохождения обучения пишите преподавателю курса дизайнеру Алёне Пекур по этой ссылке
Раздел: материаловедение
Тема урока 1: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"
Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.
- Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
- Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;
- Сформировать понятия о процессе получения тканей;
- Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;
- Развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.
Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.
Ход урока
I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.
1) Что изучает наука "материаловедение"?
- Что называется волокном?
- Что называют "текстильным волокном"?
- На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?
- Какие виды натуральных волокон вы знаете?
- Назовите представителей растительных волокон?
III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:
Что нового вы узнали о свойствах тканей?
1. Изучение нового материала. (беседа)
Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.
Скажите, какой была первая одежда человека?
Предполагаемый ответ:
Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.
Но эта одежда была недолговечной и неудобной.
Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.
Слово "Волокно" крепится на доску.
Что такое "волокно"?
Волокно это -
А как из отдельных волокон сделать ткань?
Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.
Волокна, соединённые нить называются пряжа.
Слово "пряжа" крепится на доску.
Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)
Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.
Слово "прядение" прикрепить на доску.
В результате прядения получали нить.
Слово "нить" крепится на доску.
Исторические сведения:
На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено . Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.
Впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;
Первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;
Первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.
Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу" , "волокно" , "нить" .
Что можно из всего этого получить?
- Ткань.
Слово "ткан ь" крепится на доску.
Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".
Слово "ткачество" крепится на доску.
Работа у доски:
Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.
Схема получения ткани записывается в тетрадь.
В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными . Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой .
Демонстрация.
Определение нитей основы.
Нити основы определяются по следующим признакам:
1) по кромке;
2) по степени растяжения;
3) по звуку;
4) по извитости;
Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.
Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное .
Демонстрация.
С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.
В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль,батист и др.)
IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"
VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)
Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.
Демонстрация.
Признаки определения лицевой стороны ткани.
- яркий, чёткий рисунок;
- гладкая поверхность;
- у ворсовой ткани присутствует ровный ворс.
VII. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"
VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)
- Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?
- Какую нить называют основной?
- Какую нить называют уточной?
- Назовите свойства основной и уточной нитей.
- По схеме в учебнике расскажите об этапах производства ткани.
- Что такое кромка?
- Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?
IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение" .
Приобретая ткань для пошива какого-либо изделия, прежде чем приступить к раскройке, очень важно точно определить изнаночную и лицевую сторону полотна. Однако не всегда это получается достаточно просто. Полотно может выглядеть совершенно одинаково со всех сторон, а заметить недостатки в его внешнем виде и понять, что вы начали шить с изнанки, можно уже только когда изделие будет готово.
Как определить «лицо» ткани?
На текстильных фабриках существует тенденция выпускать двусторонние ткани, которые абсолютно ничем не отличаются с обеих сторон. Их принято называть двухлицевыми. Это достаточно удобно, ведь тогда надобность определять изнанку перед пошивом изделия отпадает. Но это скорее исключение, чем правило. Если выбранный вами материал не относится к такому типу, то нужно запомнить семь простых базовых правил, которые подскажут вам, где находится изнаночная сторона ткани:
- Присмотреться к ткани и примерно вычислить для себя ее лицевую часть можно еще во время покупки. Внимательно рассмотрите рулон и то, как скатано выбранное вами полотно. Большинство тканей, к примеру, шелковые и шерстяные, закатывают лицевой стороной вовнутрь, чтобы уберечь «лицо» от повреждений, выцветаний, появления ненужных дефектов. Полотна из хлопка, наоборот, скатывают изнанкой вовнутрь.
- Купив ткань с нанесенным рисунком, вопрос об определении изнанки отпадет практически сразу. Разложив ее таким образом, чтобы были видны изнанка и лицо, вы заметите, что принт на таком полотне будет гораздо ярче и четче со стороны лица. Если вы все еще не уверены, то потрогайте ткань на ощупь. На лицевой стороне она будет гладкой, с ровным ворсом и легким отблеском. На изнаночной - слегка ворсистой и тускловатой.
- По такому же принципу можно определить некоторые ткани, на которые узоры и рисунки наносятся путем прокалывания полотна с изнанки на лицо: с лицевой стороны, проведя по выбитому рисунку, вы можете почувствовать легкие неровности, выпуклости.
- В смесовых тканях изнаночная сторона выглядит менее опрятной и при детальном рассмотрении можно заметить, что на ней гораздо больше шероховатостей, едва заметных узелков, неровных переплетений, утолщенных нитей и прочих ткацких дефектов. На лицевой стороне материал лоснится глянцем, блеском, видны исключительно дорогие нити и аккуратное переплетение.
- В сатиновых и атласных тканях за счет особенного переплетения с лицевой стороны они характерно блестящие, гладкие, очень мягкие и приятные на ощупь. С изнаночной стороны изделие немного шероховатое, с проступающей ворсистостью, матовое, а цвет полотна даже без нанесенного на него рисунка намного более тусклый.
- По кромке ткани и по проколам на ней также можно с легкостью определить лицевую сторону материала. При производстве ее прокалывают булавками с изнанки наружу, при этом на готовом полотне остаются характерные отметины. Так что лицо можно определить по дырочкам, которые будут выпуклыми с одной стороны, а с изнанки - вогнутыми. На кромке можно увидеть цветные нити, которые отсутствуют с изнанки.
- Также важно присмотреться к наличию вышивки на кромке. В таких местах производитель наносит название фирмы, ткани или же список материалов, которые входят в состав полотна. Такая вышивка видна исключительно с лицевой стороны полотна.
Определить изнаночную сторону не трудно, нужно просто присмотреться к деталям. В некоторых случаях, если вы имеете дело с однотонными тканями без принтов, это играет не такую уж и большую роль. За лицевую сторону можно взять ту, которая вам кажется наиболее качественной. В дальнейшем важно не путаться только при изготовлении деталей изделия.
«Barbatextile» - правильный выбор для покупки тканей!
Если вы решили подобрать ткань для того, чтобы сшить что-то своими руками, то наш интернет-магазин «Barbatextile» - прекрасный выбор. В нашем магазине вы сможете найти полный каталог различных натуральных, синтетических, смесовых тканей по выгодным ценам, как в розницу, так и оптом. Заказывайте у нас, и вы всегда будете уверены в качестве покупаемого продукта!