Технология обработки нижнего и боковых срезов фартука. Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником Срезы фартука

План урока

Класс: 5 «А» класс

Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов

Тема урока: Технология изготовления швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов фартука.

Цель урока: Формирование умений и навыков обработки срезов изделия, используя краевые швы в подгибку.

Задачи ведущие к достижению личностных результатов : проявление познавательных интересов и активности в процессе работы над определением способов обработки срезов изделия; развитие ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметных результатов : овладение приемами, правилами, технологией обработки срезов изделия краевыми швами; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности ; отражение в устной форме результатов своей деятельности; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметных результатов: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин.

Тип урока: урок применения предметных ЗУН.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности учащихся на уроке:

Самостоятельно определяют тему, цели урока;

Определяют способы обработки боковых срезов изделия;

Работают с технологической картой;

Отвечают на вопросы;

Выполняют практическую работу по обработке боковых срезов;

Оценивают себя и друг друга.

Оборудование:

Методическое оснащение урока: рисунки моделей рабочей одежды и фартуков; образец - эталон фартука; образцы краевых швов; мультимедийное оборудование.

Дидактическое обеспечение: технологические карты: « Выполнение шва в подгибку с закрытым срезом», «Выполнение стачных швов» ; материалы для закрепления знаний учащихся; критерии оценивания качества выполненной работы; учебник; рабочая тетрадь. «Правила техники безопасности при работе со швейной машиной, электрическим утюгом, ручными инструментами».

Инструменты и материалы: детали фартука; нитки, иголка ручная, ножницы, швейная бытовая машина; гладильная доска; утюг.

Меж предметные связи: математика, изобразительное искусство, ОБЖ.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (обработка боковых срезов изделия швом в подгибку)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, учащимися в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Ход урока

Этапы урока

Методы, приемы обучения

Формы учебного
взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный этап

Фронтальная

Цель: формирование мотивации к познавательной деятельности, способствовать формированию умения организовывать свое рабочее место.

Доброе утро!

Я рада видеть вас сегодня на уроке!

Поприветствуем друг друга и пожелаем успехов в работе.

Садитесь.

Отметка явки на урок.

Слайд № 1

Готовность мы проверили до начала урока.

Все готово, следовательно, можно приступить к работе.

Цель: включиться в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя и друг друга.

Отчет дежурных о готовности класса.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.Актуализация знаний

Анализ и обсуждение способов обработки кармана.

Фронтальная, групповая

Цель: проверить усвоение учащимися темы: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука», выявление пробелов их коррекция.

Сегодня мы работаем по маршрутным листам. Я думаю каждый уже познакомился с предстоящей работой на уроке.

Скажите, какой первый этап работы мы должны выполнить?

Верно. Поэтому сейчас мы проверим как вы поняли пройденную тему. Для этого в маршрутном листе каждый найдет для себя индивидуальное задание, которое выполняет и оценивает себя (ставит +; -) затем вы должны поменяться заданиями и проверить правильность его выполнения.

Молодцы. С поставленной задачей справились.

Цель: проверить правильность и осознанность выполнения д/з, развивать умение оценивать работу других.

Повторить тему: «Обработка карманов и соединение их с нижней частью фартука».

Работают в маршрутных листах, отвечая на поставленные задания.

Самооценка, взаимооценка.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать ответ в поставленной задаче; умение осознанно строить речевое высказывание.

3. Мотивационно-целевой этап

Беседа.

Фронтальная, индивидуальная.

Цель: подготовка к основному этапу урока; обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.

Мы повторили обработку карманов и соединение их с фартуком.

Скажите, какая работа нас ожидает дальше?

Верно. Какие срезы фартука нам необходимо обработать?

Сформулируйте тему нашего урока!

Слайд № 2

Молодцы.

Запишите тему в маршрутный лист.

А теперь каждая для себя поставьте задачи на сегодняшний урок. Впишите их в маршрутный лист.

Слайд № 3

Любая работа включает определенный алгоритм действий. Есть ли у вас предложения по какому алгоритму сегодня нам предстоит работать?

Слайд № 4

Верно.

Определить способ обработки срезов изделия.

Выполнить обработку боковых и нижнего срезов фартука.

И конечно проконтролировать качество выполненной работы.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно сформулированную тему и поставленные задачи.

Цель: подготовиться к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обработка срезов фартука.

Боковые и нижний срез.

Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Работают над определением задач урока:

Проговаривают задачи.

Для чего обрабатывают срезы. Какие способы используют для обработки срезов.

Какие требования необходимо соблюдать.

Обработать срезы фартука.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать с классом.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Первичное закрепление (изучение нового материала )

Беседа по уточнению и конкретизации знаний.

Индивидуальная

Цель: Выяснить уровень усвоения знаний и способов действий по технологии обработки срезов изделия.

Для того чтобы определить способы обработки срезов фартука вспомните какие машинные швы вы уже выполняли. Определите какие из них можно использовать для обработки срезов фартука.

Слайд № 5

Как вы уже проговорили боковые и нижний срезы фартука можно обработать краевыми швами, а именно швом в подгибку с закрытым срезом.

Этот шов вы уже знаете, поэтому можете самостоятельно, используя технологическую карту в маршрутном листе, выполнить обработку срезов.

Слайд № 6

Есть вопросы по выполнению шва в подгибку с закрытым срезом?

Если есть вопросы проговорить технологию его выполнения.

Подобной рабой на производстве занимаются технологи швейного производства.

Слайд № 7.

В маршрутном листе поставьте себе + за правильно выбранный способ обработки срезов.

Молодцы. А теперь разомнемся, подготовимся к практической работе.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки кверху поднимаем

И немного покачаем.

Чуть назад, вперёд прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Нам за партой не сидится,

Разминаем поясницу.

Повороты влево, вправо.

Так мы отдохнем на славу.

Цель: усвоить знания и способы действий по технологии обработки срезов изделия.

Определяют какие швы можно использовать для обработки срезов изделия.

Краевые швы в подгибку.

Соединительные стачные швы.

Краевые швы в подгибку -потому что они используются для обработки краев изделий.

Стачные швы - для соединения деталей.

Выступают по очереди определяя способ обработки срезов своего фартука.

Рассказывают технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Читают информацию о технологе швейного производства.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (практическая работа)

Практическая работа

Индивидуальная работа учащихся

Цель: обеспечить усвоение учащимся способов обработки срезов изделия; активизировать самостоятельность в добывании знаний; развивать умение осмысленно работать с технической документацией.

Перед началом практической работы вспомните Правила техники безопасности.

Слайд № 8

Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами
к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.

А теперь подготовьте рабочее место, уберите все лишнее и приступайте к работе.

Контролируйте качество своей работы с помощью инструкционной карты в маршрутном листе.

Слайд № 9

Выполнением технологических операций на производстве занимается швея.

Слайд № 10

(Учитель делает обходы, оказывает необходимую помощь учащимся в выполнении практической работы, контролирует соблюдение правил техники безопасности)

Цель: усвоить и практически отработать способы обработки срезов изделия, технологическую последовательность и технические условия на выполнение краевых швов.

Проговаривают ТБ по слайду.

Готовят рабочее место.

Выбирают необходимые инструменты и материалы.

Выполняют обработку нижней части фартука в соответствии с требованиями технологической карты.

Знакомятся с профессией швея.

П.Р. Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

6 . Рефлексивно-оценочный этап

Фронтальная

Самоанализ.

Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действия.

Отложите выполненную работу.

А теперь у нас работает ОТК - отдел технического контроля.

Слайд № 11

Вот и вам предстоит оценить свою работу в соответствии с требованиями к качеству выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

Контроль качества:

1. Ширина шва одинакова по всей длине.

2. Величина первой и второй подгибки 5 - 7 мм.

3. Машинная строчка проложена на расстоянии 1-2 мм, от края внутреннего подгиба.

4. Швы хорошо приутюжены.

За правильное выполнение ставите себе + в маршрутном листе.

Цель: проверить правильность усвоения учебного материала.

Знакомятся с профессией контролер.

Оценивают выполненную работу в соответствии с требованиями к качеству работы. Самоконтроль.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные:

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7 . Задание на дом

Фронтальная

Индивидуальная.

Цель: способствовать формированию умений использовать новые знания в разных ситуациях.

Д/З: Подготовить пояс, фартук; инструменты: игла, ножницы, нитки.

Попытаться закончить работу по обработке срезов дома - кто не успел???

В этом вам поможет учебник параграф 13, стр. 60-61; или технологическая карта в маршрутном листе.

Цель: проверить степень усвоения новых знаний в разных ситуациях

Определяют для себя д/з.

Записывают Д/З в дневник.

8.Подведение итогов

Анализ и обсуждение.

Цель: способствовать формированию умений анализировать свою деятельность и выполнить самооценку.

Ответьте на вопросы:

Что нового я узнала?

Чему я научилась?

Все ли у меня получилось? Почему?

Какое настроение после урока?

Спасибо за урок!

Наведите порядок на рабочих местах.

До свидания.

Отвечают на вопросы.

Обозначают свое настроение в смайликах.

Уборка рабочих мест.

Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение сформулировать свой ответ;

умение оценить свою работу.

По верхнему срезу фартука выполняют машинные сборки. Сборки применяют как способ создания формы на выпуклость живота и в качестве отделки изделия.

Для образования сборок по верхнему срезу фартука проложи, отступая от среза 5 мм, две параллельные машинные строчки со слабым натяжением верхней нитки. Расстояние между строчками равно ширине машинной лапки (рис. 41).

Верхний срез фартука стяни за две нижние нитки проложенных машинных строчек до величины мерки С т. Концы ниток завяжи на узелки, чтобы сборки не распустились. Затем образовавшиеся сборки распредели равномерно по всей ширине фартука (рис. 42).

Рис. 41. Машинные строчки Рис. 42. Распределение сборок

для образования сборок по ширине

Таблица 17. Обработка пояса

№ п.п. Изображение
Сметай и стачай две детали пояса по намеченной линии
Удали нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжь
Сложи деталь пояса пополам, лицевой стороной внутрь. Сметай концы пояса на расстоянии 9 мм от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно мерке С т
Обтачай концы пояса на расстоянии 10 мм от срезов
Удали нитки сметочной строчки. Срежь припуски шва в уголках, не доходя до машинной строчки 3 мм. Сделай дополнительные надрезы в местах, где заканчиваются машинные строчки
Выверни пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметай пояс прямыми стежками
Приутюжь пояс

Таблица 18.Обработка верхнего среза фартука притачным поясом

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи пояс на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая середину пояса с серединой верхнего среза фартука. Приколи один срез пояса булавками
Приметай один срез пояса со стороны основной детали фартука на расстоянии 8 мм от срезов. Удали булавки и притачай со стороны пояса по намеченной линии. Удали нитки временного назначения
Отогни пояси припуски шва вверх. Второй срез пояса подогни на изнаночную сторону на 8 мм и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны фартука в шов притачивания пояса. Удали нитки заметочной строчки и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

§25. Особенности конструирования, моделирования и изготовления фартука с нагрудником

Описание модели. Фартук с нагрудником из х/б ткани прямой формы с мягкими складками по линии талии и накладными карманами (рис. 43). Нагрудник выполнен с бретелями и соединяется с основной деталью фартука поясом с завязывающимися концами. Низ и боковые срезы фартука обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.



Снятие мерок. Общие правила снятия мерок смотри в § 23.

Для построения выкройки фартука с нагрудником дополнительно снимают две мерки (рис. 44): длина нагрудника (Д н) и ширина нагрудника (Ш н). Эти мерки зависят от выбранной модели. Но их можно не измерять и при построении чертежа (рис. 45) использовать как постоянные величины: длина нагрудника - 15 см, ширина нагрудника - 14 см.

Рис. 43. Фартук с Рис. 44. Снятие мерок для построения

нагрудником выкройки фартука с нагрудником

Рис. 45. Построение выкройки фартука с нагрудником:

а - основная деталь фартука с нагрудником; б - бретель; в – пояс

Чертеж фартука с нагрудником строят в последовательности, изложенной в таблице 19.

Таблица 19. Построение чертежа фартука с нагрудником

ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС

(неделимый)

Тема урока: Обработка боковых и нижнего среза фартука.

Цель урока:

    Образовательные :

    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;

      сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.

  • Развивающие :

    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

      формировать навыки творческого мышления.

    Воспитательные :

    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;

      способствовать формированию нравственных качеств личности.

Задачи

    добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;

    добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;

    развивать у учащихся самостоятельность в получении новой информации;

    развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);

    развивать устную речь при выступлениях;

    воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;

    воспитывать толерантное отношение к товарищам;

    воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки.

Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания.

Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия.

Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.

Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся.

Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).

Первичное закрепление

Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий.

Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.

Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы.

Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука.

Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Ноутбук. Презентация.

Чертеж фартука.

Материальное отображение ожидаемого результата.

Технологическая карта урока изучения темы «Обработка боковых срезов фартука»

п/п

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат УУД

Мотивация к учебной

деятельности

Организует проговаривание

правила поведения на уроке.

Устанавливает тематические рамки.

Проговаривает правила

ТБ на уроке, объяснять для чего нужно выполнять эти правила, называют шаги учебной деятельности.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД)

Актуализация знаний

Организует выполнение учащимися ручных и машинных работ при изготовлении фартука. (слайд №4; c лайд №5; слайд № 6)

Организует выполнение

учащимися пробного учебного действия

Организует фиксирование

индивидуального затруднения.

Демонстрирует слайды презентации.

Задает вопросы

Какие виды машинных швов необходимо знать при обработке фартука?

Какие требования нужно выполнять при машинных работах?

Комментирует ответы

- Называют швы для обработки фартука, вподгибку с закрытым срезом.

Высказывают предположения по дальнейшей обработке боковых срезов фартука.

Оформляют, свои мысли

в устной форме

( Коммуникативные УУД)

Осуществляют синтез технологических процессов

как составление целого

из частей.

(Познавательные УУД).

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. (слайд № 2)

Смотрят

Отвечают на вопросы

Фиксируют индивидуальное

затруднение.

Уметь определять и ф ормулировать цель на

уроке с помощью учителя;

(Регулятивные УУД)

«Открытие нового знания». Объяснение нового материала

Вводный инструктаж. ТБ при работе на швейной машине.

Демонстрирует презентацию по ТБ

Рассказывает и объясняет

Задает вопросы

Комментирует ответы

Систематизирует и анализирует ответы учащихся

Смотрят

Отвечают на вопросы

Слушают и запоминают

Алгоритм действий согласно обучающего стенда

Проговаривать

последовательность

действий практической работы на уроке с использованием обучающего стенда.

(Регулятивные УУД)

Первичное закрепление.

Демонстрирует приёмы трудовых действий.

(слайд №8; c лайд №9; слайд №10; c лайд №11; слайд № 12)

Организует выполнение

учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку

по эталону (обучающий стенд).

Запоминают алгоритм предстоящих действий в соответствии с заданной темой урока «Обработка боковых срезов фартука».

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (по заданному алгоритму)

(Регулятивные УУД).

Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (обучающий стенд) (Регулятивные УУД).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Текущий контроль. Текущий инструктаж.

Наблюдает за работой

Контролирует выполнение работы

- Индивидуальная помощь учащимся.

Отвечают на вопросы

Находят и исправляют допущенные ошибки с использованием обучающего стенда.

Физкультминутка

Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающего стенда.

Осуществляет контроль знаний учащихся с помощью вопросов теста на слайдах презентации (слайд № 14)

Оценивает работу

Выполняют задание самостоятельно на деталях кроя.

Выполняют самопроверку по эталону (обучающий стенд). Физкультминутка

Оценивать правильность

выполнения действий по заданному алгоритму (обучающий стенд)

( Регулятивные УУД).

Рефлексия деятельности (подведение итогов)

Подводит итоги урока.

Выставляет оценки.

Предлагает оценить собственное самочувствие на эмоциональном уровне

Д емонстрируют свои изделия .

Оценивают своё самочувствие на эмоциональном уровне - Убирают своё рабочее место.

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности (Личностные УУД)

Домашнее задание

- Инструктаж по выполнению д/з

Слушают и запоминают алгоритм предстоящих действий.

Применять информацию и

полученные умения на уроке

(Познавательные УУД).

Технологическая карта урока.

Тема: Технология обработки боковых и нижнего срезов фартука. Замётывание, застрачивание.

Цель урока:

1.Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний о технологической последовательности изготовления изделия.

2.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе, культуру безопасного труда.

Задачи:

1.Ознакомить с общей технологической последовательностью изготовления швейного изделия.

2.Ознакомить с технологией пошива фартука.

3.Ознакомить с профессиями портной, швеи.

4.Приступить к обработке проектного изделия по индивидуальному плану.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, материалы ЭОР, швейная машина, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности; учебник технологии, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Формируемые УУД:

личностные - проявлять интерес к теме урока, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, уметь осуществлять поиск необходимой информации; проявлять познавательную активность на уроке; формировать навыки самообразования; навыки общения и сотрудничества; навыки экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам, формирование нравственно-этической ориентации, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

предметные – последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места. метапредметные - умение выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог. Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока. Планирование собственной познавательной деятельности. Формирование навыков работы с учебной литературой. Освоение навыков проведения лабораторной работы. Формирование навыков анализа и систематизации. Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей. Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями. Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа. Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: математика, история, литература, ИЗО

Технологическая карта урока.

Этап занятия

Форма работы

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

(3 минуты)

1. Приветствие, контроль посещаемости

2. Проверка готовности учащихся к уроку

НА ДОСКЕ НАПИСАНО: «Не начавши - думай, а начавши – делай».

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация знаний учащихся

I . Тесты по теме машинные швы

1 . Найдите лишнее. На какие три группы делятся все машинные швы?

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Выбрать правильный ответ. Для чего служат соединительные швы?

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) для временного соединения двух деталей.

3. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к соединительным?

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к краевым?

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Выбрать правильный ответ. Для чего применяются краевые швы?

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

6. Выбрать правильный ответ. Для чего применяется накладной шов с закрытым срезом?

А) для присоединения накладных карманов;

Б) для притачивания манжет;

В) оба ответа верны.

II . Выдать модульные папки «Машинные швы» (разложить карточки).

III . Впиши в клетки слова-ответы.

1.Постоянное закрепление подогнутого края.

2.Предохранение срезов от осыпания.

3.Постоянное соединение примерно одинаковых деталей.

4.Название строчки, с помощью которой можно обметать срез детали.

5.Тройная машинная строчка длиной не более 7 мм в начале и в конце шва.

IV ..Впиши в клетки слова-ответы.

1.Устройство в утюге для увлажнения ткани.

2.Устройство в утюге для регулирования температуры его подошвы.

3.Уменьшение толщины шва, сгиба посредством утюжильной обработки.

4.Закрепление утюгом припусков шва, уложенных в одну сторону.

5.Закрепление утюгом припусков шва, разложенных в разные стороны.

демонстрация слайдов

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают, дискутируют, приводят примеры.

Отвечают на вопросы.

3. Формирование новых знаний

Стихотворение

Мы девчонки мастерицы,

Фартук мы сошьем сейчас
Сложностей не побоимся
Нарядим, украсим враз!
Для начала мы измерим
сколько нужно ткани нам,
раскроим и вновь проверим,
не мало ли будет нам.

А теперь сошьём мы смело
И украсим низ тесьмой,
Полюбуемся на дело,
Как красиво сшито мной!

Составить и записать последовательность изготовления фартука:

1.Обработать нижний и боковые срезы фартука.

2. Обработать кулиску (верхний срез фартука).

3. Обработатькарманы и настрочить на фартук.

4.Обработать пояс-завязку.

5.Провести окончательную обработку фартука.

Технологическая карта. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

    Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

    Срезать выступающие припуски на швы на уголках.

    Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

Пробуют назвать тему урока

Слушают, смотрят иллюстрации, презентацию.

Записывают.

4. Практическая работа

Выполнение практической работы по инструкционной карте.

Технологическая карта.

Тема: технология обработки нижней части фартука - заметывание, застрачивание; обработка боковых срезов фартука - заметывание, застрачивание.

Инструменты и приспособления

Подвернуть нижний срез фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть нижний срез фартука еще раз по намеченной линии подгибки низа и заметать

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла, утюг.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутого края. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить. Срезать выступающие припуски шва.

Швейная машинка, ножницы, утюг.

Подвернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть боковые срезы фартука второй раз по намеченным линиям и заметать. Аккуратно заправляя припуски швов в уголках.

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутых краев фартука. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить.

Швейная машинка, утюг.

Целевые обходы учителя: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, оказание помощи слабо подготовленным учащимся, контроль за бережным отношением к имуществу, контроль соблюдения правил безопасной работы на шв. машине. Самоконтроль.

Критерии оценки

Количество баллов

1.Организация рабочего места

2. Ровность строчки

3.Ширина шва одинаковая по всей длине

5.Наличие закрепок в начале и конце строчки

6.Наличие ВТО

7.Соблюдение правил безопасности

Уборка рабочих мест.

демонстрация презентация

практическая работа.

Выполняют практическую работу.

5. Итоговая часть.

Вопрос.

– Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Хотите шить красивые вещи?
– Как вы оцениваете свою работу?

Анализ практических работ; отметить наиболее правильные.

Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Рефлексия: раздать карточки, девочки отвечают…….

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научилась…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее задание: 1. Доделать работу тем, кто не успел в классе.

2.Принести швейные принадлежности, недошитое изделие.

беседа, дискуссия

Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.

Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012г.

2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013

Тобурак Саглана

Творческий проект «Фартук».

Выполнила ученица 5 «в» класс. МБУ Тоора-Хемская СОШ Тобурак Саглана

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

Обосновать возникшую проблему и потребность.

Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

Выбрать ткань.

Определить необходимые инструменты, приспособления.

Оборудование.

Выполнить конструирование и моделирование изделия.

Выполнить раскрой изделия.

Составить технологическую последовательность

изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

Потребность, проблема.

Материалы и инструменты, приспособления.

Оборудование.

Конструирование, моделирование.

Технология изготовления.

Безопасность труда.

Стоимость.

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1)Швейная машина;

2)Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3)Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4)Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5)Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6)Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

материал Количество цена за единицу руб. стоимость
ткань 40 40
нитка 1 20 20
косая бейка 10 40
итого - - 100

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

эксперт самооценка
я

Фартуки мне очень понравились. Я с удовольствием буду одевать дома и

Одноклассники

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Родственница Пожелала еще лучше мастерить

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ Тоора-Хемская

Творческий проект на тему : "Фартук"

Выполнила ученица 5 «в» класса: Тобурак Саглана

с. Тоора-Хем

2012.

Творческий проект «Фартук».

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
  1. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
  1. Выбрать ткань.
  1. Определить необходимые инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
  1. Выполнить раскрой изделия.
  1. Составить технологическую последовательность
  1. изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

  1. Потребность, проблема.
  1. Модель.
  1. Материалы и инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Конструирование, моделирование.
  1. Технология изготовления.
  1. Безопасность труда.
  1. Стоимость.
  1. Мода

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Модель 1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Модель 5.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

2) Шелк;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1) Швейная машина;

2) Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3) Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4) Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5) Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6) Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

Материал

Количество

Цена за единицу,

Стоимость

Ткань

1 м.

40 р.

40 р.

Нитки

20 р.

20 р.

Косая бейка

4 м

10 р.

40 р.

Итого:

100 р.

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

Эксперты

Оценка (самооценка)

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама

Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники

Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).