Почему лицей стал школой. Гимназии, лицеи и спецшколы перевели в статус обычных школ

Директор школы № 1797 Евгений Евдокимов показывает старую табличку, которая еще недавно висела при парадном входе

ФОТО: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Беспокойство у общественности вызвало заявление министра образования РФ Ольги Васильевой на Общероссийском родительском собрании 30 августа: «Все коррекционные школы и спецшколы в России продолжают работать в новом учебном году, но из их названия исчезнет указание на особенности учащихся», - сказала она.

По словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, для педагогического сообщества это не стало сюрпризом.

Фактически «статусность» была упразднена еще в декабре 2012 года на федеральном уровне (ФЗ № 273 РФ).

На исполнение отводился определенный срок - пять лет, - поясняет директор. - И большинство школ включились в этот процесс несколько месяцев назад, поскольку много времени требовалось, чтобы разработать проект нового устава школ. А его Московский центр образовательного права предложил не так давно.


1 октября 1994 года. Учащиеся Экономической гимназии № 1518 (слева направо) Ольга Маневич, Антон Проценко, Алина Кохно, Алексей Торбин и Лидия Гришина. Эта гимназия относилась к группе инновационных образовательных учреждений первой волны, созданных в начале 1990-х в столице

Эксперт подчеркивает, изменения не означают, что бывшие гимназии или лицеи поменяют учебные программы.

Введенное несколько лет назад подушевое финансирование дало возможность всем образовательным учреждениям улучшить качество обучения.

Когда было введено формульное личностно-ориентированное финансирование, возможности школ стали равными, - рассказывает Илья Новокрещенов. - Все образовательные организации стали получать на ученика одинаковый норматив, который был поднят до уровня гимназий и лицеев. Каждая школа получила ресурс для развития программ углубленного изучения предметов, предпрофильной и профильной подготовки.

С 2011 года, когда кардинально изменился механизм финансирования и основой стало количество учеников, сложившееся многообразие в названиях перестало быть необходимо, - подтверждает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев. - При этом среди множества лицеев и гимназий был очень разный уровень образования. Зачастую скромная школа могла быть лучше, чем гимназия.

Единые стандарты Гимназии и лицеи были в Москве еще во времена империи.

После революции они перестали существовать, но возродились уже в 1980-х годах. По словам Молева, сначала это были единичные случаи, затем пошла мода. По большому счету, статус лицеев и гимназий был номинальный, но позволял получать дополнительные средства из городского бюджета. По старой памяти такие учреждения считались элитарными и престижными.

Чтобы ребенка записали в первый класс, родители стояли в очередях годами, - вспоминает народный учитель, директор школы № 1518 (до недавнего времени гимназии) Марина Фирсова.

Была и разница в финансировании. Годовой норматив на старшеклассника в лицее мог составлять 123 тысячи рублей, а в «обычной» школе в два раза меньше. За счет этого нанять более квалифицированных педагогов было легче, потому и результаты здесь были выше.

Сегодня же школы существуют на равных, отличаясь только дополнительными занятиями, спецкурсами и кружками, - говорит Фирсова. - У нас есть образовательный стандарт, который мы обязаны давать во всех школах. Что будет за его рамками - вместе решают родители, управляющий совет и педагоги.

Кстати, изменения коснулись и частников - они тоже стали «просто» школами. Правда, как рассказали «ВМ» в одной из таких школ, если слово «лицей» или «гимназия» закреплено юридически, убрать его не получится.

Цена вопроса Большинство московских школ уже стали «простыми».

Теперь на их стенах висят новые таблички.


Новая табличка школы № 1797

ФОТО: Павел Волков, "Вечерняя Москва"

Но по сравнению с остальной работой они стоят копейки, - уверен экономист Максим Чирков. - А сколько требует смена документации? Представьте, это же тысячи документов! По словам эксперта, траты будут огромными. Но Антон Молев уверен в обратном.

Школы все равно должны были приводить свои уставы в соответствие с действующим законодательством, - говорит депутат. - К тому же переименование идет за счет учебных заведений. Для них это несущественные затраты.

Молев также отметил, что работа с документами идет постоянно: создаются новые общегородские программы, выходят постановления. ...Но согласитесь, совсем не важно, что написано на вывеске, если ученик получает качественное образование.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как вы относитесь к изменениям в названиях учебных заведений?

Елена Жданова (мама восьмиклассника):

Мне без разницы. У нас сначала была школа № 9 с углубленным изучением иностранного языка, потом переименовали в школу № 1223 с углубленным изучением иностранного языка, потом переименовали школу в лингвистический центр № 1223, теперь опять школа № 1223. А фактически ничего не изменилось для детей {...}

Дмитрий Второв (папа девятиклассницы):

Мне как родителю не важно, какое название имеет учебное заведение. Мне даже не важен рейтинг {...}. Мне важно, какова реальная обстановка в школе и какое качество образования.

Ольга Бозкурт (мама семиклассницы):

Можно и в гимназии плохо учиться. А в школе на «4» и «5». Суть не в названии, а в полученном образовании и уровне знаний.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Евдокимов, директор школы № 1797 Богородская:

Раньше гимназии, лицеи и центры образования работали в конкретном направлении, имели углубленное образование. Современная школа давно перешагнула этот уровень и теперь предоставляет широчайший спектр знаний. Нет необходимости сосредотачиваться на каком-то одном направлении. Все сотрудники высококвалифицированные, все директора проходят процедуру внешней аттестации.

Говорить о том, что гимназическое образование предпочтительнее для родителей, - это уже пережиток. Любая образовательная организация сейчас имеет все возможности, чтобы реализовывать потенциал и давать подготовку по тем параметрам, которых требует общество.

ЮлиЯ ЮлиЯ

Девочки все-таки настаивает наше МО на ЕГЭ по английскому в обязательном порядке
Хочется разобраться, почему такая настойчивость?

Живущие за границей, есть такая практика обязательного экзамена иностранного языка у вас?
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок сдавал это обязательный английский?

534

Некоторые люди такие дуры

Доброго времени суток всем, заглянувшим на огонек! Угадайка к конкурсу рассказов

объявляется открытой. Воспоминаем теорию вероятности, достаем магические шары, кидаем карты, тычем пальцем куда придется (выбираем - кому какой метод ближе) и угадываем авторов:
ТаБу, Ящер, Аноним 1, Арсалана, Надин Губер, Ирина Ятчени, Жить хорошо, Крысатуля, Angel rebelde, Му-Му, Наталья Добровольская, Пятачок, Некоторые люди такие дуры, Коза Агата.
П.с.: на описания прошу не обижаться, не стреляйте в пианиста, тапер играет как умеет

472

Тата

Я не знаю уже что делать, ну сил нет моральных((От того,что ребенок во мне нуждается, а я не знаю чтоделать. Причем раньше такого не было , я с ней до 3 лет в декрете была, но была номинально скорее, у меня было тяжелая депрессия и я просто была физически рядом, я ей занималась максимум покормить-попу помыть. Потом работа - в сад ровно к 7 утра, самые первые, из сада забирать никогда не успевала, к 8-9 домой приходила,потом вообще занятость была аховая, могла и в час ночи домой вернуться, и через четверо суток запросто. И никогда я не знала точного времени когда домой попаду.

Собственно говоря из-за этого и ушла с той работы. И вот с октября занятость очень сократилась - я часто дома, часто забираю ее из школы, выходит порядка 60 рабочих часов в месяц. А ей все мало! Каждый мой уход на работу - это глаза шрека и зачем тебе туда, а не ходи, а сиди дома... Каждый приход - а почему ты так дооолго... Говорю - я могу вообще никуда не ходить - что ты есть будешь? На какие деньги пойдешь в кино? Подарок на новый год не дарить?

Вроде не маленький ребенок, 9 лет, а все равно эти все обсуждения до следующего моего ухода на работу. Делает кислое выражение лица от того, что я работаю, говорю радоваться надо. Нет же. Причем у меня было такое, что в ее 5 лет я не работала 4 месяца. Потом спокойно вышла на работу и ничего. А тут... Руки опускаются, я итак очень болезненно переношу моральные страдания детей, а тут еще и не понимаешь что с этим делать...

143

Ванда Фон Дунаева

Здравствуйте, уважаемые родители, тема честно говоря просто выговориться, ибо накипело. Сегодня был утренник в саду, мы на больничном, формально уже здоровы, осталось выписаться (запись к педиатру только на понедельник). Естественно без справки нам запретили приходить на праздник, что в целом верно, если бы не одно НО. У нас с воспитательницей (назовем её ЮВ для краткости) сложились не очень хорошие отношения, а вот есть родители, с которыми она на ты. Так вот на праздник осени одна из таким мам приходила с ребенком на праздник, я ещё её спросила, а чего сразу уходите, она и говорит, мы ж на больничном. В прошлом году другая такая мама тоже присутствовала на празднике с ребенком с формулировкой "нам заражать нечем, нам только выписаться осталось, ЮВ нам разрешила прийти".
Вот сижу и меня бомбит от несправедливости. Кто тут прав или не прав? Или новогодний утренник особая тема, а на другие "больничным" детям можно? Очень хочется после выписки устроить ЮВ скандал, хотя, конечно, не хочется усугублять и без того не простые отношения...

128

Какими потерями это обернется

Начало нового, 2017/2018 учебного года ознаменовалось сюрпризом, показавшимся родителям московских школьников крайне неприятным. Как оказалось, с 1 сентября из обихода столичного среднего образования напрочь исчезают такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» того или иного предмета и даже «коррекционная школа», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет, становятся «просто» школами. «За что боролись!? - возопили, узнав о новости, мамы и папы, с трудом пристроившие своих отпрысков в престижные гимназии и лицеи. - И что теперь будет с учебными программами наших детей?» Эти вопросы «МК» переадресовал директору лицея... пардон, «простой» школы №1561 Валерию Пазынину.

— Валерий Вячеславович, чем можно объяснить отказ столичной системы образования от таких статусов общеобразовательных организаций, как гимназия, лицей и школа с углубленным изучением тех или иных предметов?

— Стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий! При этом подчеркну: решение уравнять их возможности принято не сейчас, а несколько лет назад, когда норматив всех московских школ был поднят до уровня лицеев и гимназий. До сих пор как дань традиции сохранялись лишь названия. А сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование, независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.

— А лицеям с гимназиями лишение этого статуса не показалось обидным?

— Вовсе нет! К примеру, в нашей организации — лицее №1561, который ныне стал школой №1561, — мы считаем, что никакой разницы в названиях нет. В плане истории также подавляющее большинство гимназий и лицеев изначально именовались школами. Так что ничего обидного в возвращении этого статуса нет. Да и московское образование само по себе стало сейчас брендом.

— Ну, допустим. Но родители детей из гимназий и лицеев, «разжалованных» в «простые» школы, очень волнуются!

— Да, у части родителей распространено ощущение, что лицей — это школа повышенного уровня. Однако на практике все мы видели, что некоторые лицеи не давали качественного образования, да и по рейтингам занимали последние места, фактически вводя родителей в заблуждение своим официальным статусом. Зато ряд «простых» школ вошел в топ-20. И вполне заслуженно. Так что качественное образование не зависит от названия.

— А как отнеслись к смене названия родители вашей школы?

— Поначалу, летом, до того как мы все разъяснили, у родителей действительно были вопросы, а некоторые из них интерпретировали решение об изменении названия как понижение статуса нашей образовательной организации или как отказ от обучения по углубленным программам. Но наши разъяснения их вполне удовлетворили. Тем более что в образовательную организацию идут не на название, а на учителей и на образовательные программы, а все они остались без изменения. В итоге сейчас тревоги родителей в нашей школе мы больше не видим.

— Но что конкретно дает городской системе образования переименование бывших гимназий и лицеев?

— Этот шаг формирует в сознании москвичей, что каждая наша школа дает максимальные возможности для развития каждого ребенка. При этом унификация образовательных организаций не противоречит ставке на индивидуальные образовательные маршруты каждого столичного школьника. Просто если раньше в Москве можно было найти школу, которая тебе нужна, то сейчас нужное тебе можно найти в каждой школе, и для этого не надо ездить на другой конец города. Все возможности равным образом осуществляются в любой образовательной точке города. Именно так мы понимаем унификацию образования в Москве.

Новый закон «Об образовании» отменяет деление школ по видам и категориям. То есть де-юре теперь не будет лицеев, гимназий и школ с химическим уклоном, а будут только общеобразовательные школы, которые, впрочем, могут сохранить классы с углублённым изучением конкретных дисциплин и оставить в названии учреждения информацию о наличии профильных программ. Об этом сообщила статс-секретарь - заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк на прошедшей в РИА «Новости» пресс-конференции, посвящённой обсуждению законопроекта об образовании.

Напомним, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», разработанный Министерством образования и науки России, был принят в первом чтении Государственной Думой 17 октября. Необходимость создания нового закона его авторы объясняют тем, что основополагающий документ для системы образования не обновлялся около 20 лет, за это время в него было внесено множество поправок, отсылающих к более новым базовым законам, и к настоящему дню даже юристам стало тяжело с ним работать. Безусловно, появились и новые требования к системе образования, которые необходимо «упаковывать» в законные рамки. Наталья Третьяк подчеркнула, что разрабатывался закон по-инновационному: два года велись дискуссии по поводу его содержания и смысла, а в конце участники этих обсуждений – эксперты, представляющие все стороны, прямо или косвенно участвующие в образовательном процессе, голосовали за ту или иную редакцию.

«В итоге мы имеем законопроект, сохраняющий все виды гарантий и льгот, которые есть в прежнем законе, – отметила Наталья Третьяк. – Платного образования не будет, это миф. Напротив, мы расширяем доступность бесплатного образования, развивая формы дистанционного обучения».

Одна из главных новаций системы высшего образования – норма о целевой контрактной подготовке. Право заказывать вузам обучение конкретных специалистов будут иметь не только органы государственной власти, но и корпорации. Предполагается заключение трёхсторонних договоров между вузом, студентом и его будущим работодателем. В этих контрактах будет указано место работы, которое займёт выпускник, освоивший необходимые дисциплины и навыки. Если же к моменту окончания обучения этот выпускник по каким-то причинам не захочет выполнять взятые на себя обязательства, ему придётся вернуть инвестированные в него средства, а также выплатить серьёзный штраф, равный примерно стоимости обучения. Это, по мнению разработчиков, позволит покрыть дефицит специалистов по нужным отечественной экономике направлениям.

Помимо этого, законопроект вводит и регламентирует систему квалификационных экзаменов для занятия выпускниками вузов определённых должностей.

В школьном образовании отменяется деление учреждений по видам и категориям. Теперь все школы будут учить детей универсальному, стандартному образованию, но могут сформировать классы с углублённым изучением определённых дисциплин и зафиксировать в названии соответствующий профиль. То есть де-юре гимназий и лицеев больше не будет, но фактически эти учреждения могут сохранить свои вывески и реализовывать профильные программы. Наталья Третьяк пояснила, что эта новелла введена для удобства детей и их родителей – чтобы из одного микрорайона не приходилось ездить в другой только потому, что рядом с домом есть лишь образовательное учреждение определённого вида или категории. Контролирующие органы проверять будут не соответствие школы её виду, а качество программ.

Изменения, по словам Натальи Третьяк, коснутся и системы дошкольного образования. Сейчас за него ответственны только муниципалитеты; согласно законопроекту, в своё ведение его частично возьмут более обеспеченные финансами субъекты федераций. В связи с этим ожидается, что в детских садах увеличится количество мест, а также вырастет качество присмотра за детьми и их дошкольная подготовка.

Ещё один спикер пресс-конференции – председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярёв отметил, что из нескольких тысяч ещё не рассмотренных по существу поправок к законопроекту могут быть приняты те, которые более полно описывают положения об академических обменах и которые закрепляют льготы по оплате услуг ЖКХ для сельских учителей. По оценке депутата, одного месяца будет достаточно для внесения последних корректив в этот документ, так что есть большая вероятность, что до конца осенней сессии закон «Об образовании в Российской Федерации» будет принят.

«Вот и стали мы на год взрослей, и пора настает…» Смотрю я на нашего Максимку и не верю, что в этом году он пойдет в первый класс. Мальчишка вырос смышленый: читает бегло, хорошо считает и пишет. Поэтому мы с мужем никак не можем решить, что же все-таки выбрать: гимназию или обычную школу?

Школа или гимназия для ребенка: вот в чем вопрос?

В гимназии, куда я с самого начала хотела отдать своего ребенка, тестирование было пройдено успешно. Максима взяли, но нас предупредили, что серьезная нагрузка у него начнется уже с первого класса. Это меня немного напрягло, и я на всякий случай записала сына в среднюю школу, которая находится в трех минутах ходьбы от нашего дома. Школа хорошая, и учитель нам очень понравился. Вот теперь мучаюсь вопросом: может не следует мальчишку с младших классов так сильно загружать, а проще отдать его в обычную школу? Хотя «наш сын - гимназист» звучит намного красивее, чем «школьник».


Школа и гимназия - эти два слова известны каждому, а вот откуда они пошли, знают далеко не все.

«Школа» переводится с греческого как «досуг». Но в нашем понимании школа - это учебное заведение с определенной образовательной программой.

Слово «гимназия» тоже имеет греческое происхождение и дословно означает «помещение для занятий гимнастикой». Да, когда-то древние греки возможно и занимались там только одной гимнастикой. Современная же гимназия - это по большому счету та же школа с утвержденной программой, но позволяющая детям получать более углубленные знания по всем предметам.

Стоит ли отдавать ребенка в общеобразовательную школу?

Так что же нам все-таки выбрать: гимназию или школу? На кону стоит будущее сына, поэтому я не рискнула действовать наугад, а решила подробно разобраться в плюсах и минусах того и другого учебного заведения. Начала я с обычной районной школы.

Преимуществом средней школы является ее близкая расположенность к дому и доступность. Для поступления не надо проходить никакое дополнительное тестирование, просто приносите пакет документов и все, вашего ребенка без лишних разговоров записывают в первый класс.

Нагрузка на учеников в школах не выходит за рамки нормативных требований. У школьников больше свободного времени, чем у гимназистов. Программа общеобразовательной школы подходит именно для тех детей, кто дополнительно серьезно занимается в музыкальной, художественной или спортивной школе.


Увы, но недостатков в школе я обнаружила намного больше, чем достоинств.

  • Наполняемость классов. Иногда за партами может сидеть и до 40 человек. Получается, что за урок преподаватель просто не в состоянии уделить внимание каждому ребенку. Поэтому многие родители чуть ли ни с младших классов подыскивают своим детям репетиторов по разным предметам.
  • Дети зачастую не могут посещать факультативы. В этом виновата не только нехватка квалифицированного преподавательского состава, но и отсутствие свободных кабинетов. Увы, но до сих пор многие школы страны работают в две смены.
  • Проблема с дисциплиной. В школах учатся дети из разных социальных слоев, поэтому драки, порча школьного имущества, давно стали привычными. Многие молодые и перспективные педагоги отказываются работать в школах именно из-за плохого поведения учеников.
  • Вечная проблема муниципальных школ - плохое финансирование. Из-за этого там годами идет ремонт, мебель в классах старая, из окон дует и пр.

Так со школой мне все стало ясно. Теперь также подробно разберу достоинства и недостатки гимназии.

Так ли хороша гимназия для обучения?

Гимназия – среднее образовательное учебное заведение, предлагающее более высокий, чем школа, уровень обучения.

Гимназия считается элитным заведением, казалось бы, недостатков она иметь не должна. Но я покопалась и все же их отыскала.

  • В гимназию ученика зачисляют только после того, как он успешно пройдет специальное тестирование.
  • Редко кому везет так, что интересующее их учебное заведение находится рядом с домом, удаленность гимназии от места проживания считается нормой.
  • По окончании четвертого класса ученики сдают серьезные экзамены и в пятый зачисляют только тех, кто их успешно прошел. Это огромный стресс для еще неокрепшего детского организма.
  • Деньги. Учеба в гимназии (даже государственной) обойдется родителям намного дороже, чем в обычной школе. Возможно, придется оплатить дополнительное обучение, учебники и пр.
  • Повышенная учебная нагрузка и высокие требования к успеваемости. Бывает так, что ученик не справляется, над ним начинают посмеиваться одноклассники, и тогда у ребенка появляется проблема с самооценкой.


Недостатки существенные, одно радует: их немного и они полностью перекрываются большим количеством достоинств.

  • Да, н агрузка в гимназии намного выше, чем в простой школе, но небольшая укомплектованность классов, не превышающая 20 учеников , позволяет найти к каждому из них индивидуальный подход.
  • Учебная программа в гимназии насыщенная и разнообразная. В гимназиях, кроме обще профильных классов, есть узкопрофильные. В них ученики имеют возможность углубленно изучать любой предмет по своему выбору. Для изучения некоторых предметов классы делятся на две или даже три подгруппы.
  • Укомплектованность педагогическим составом составляет 100%, а некоторые гимназии даже имеют резерв. Большинство учителей - это педагоги высшей категории, прошедшие конкурсный отбор.
  • Дополнительные знания учащиеся получают за счет различных факультативов. Несмотря на то, что многие дополнительные уроки не бесплатные, родители не скупятся их оплачивать. У детей, педагогов и родителей одна цель - подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.
  • Большое внимание уделяется дисциплине. В гимназиях за детьми присматривают лучше, чем в школах, поэтому «громкие» истории и скандалы там происходят довольно редко.
  • Материальное обеспечение гимназии отличное. Все классы оснащены современными компьютерами с обязательным выходом в интернет. Кабинеты заполнены всем необходимым лабораторным и демонстрационным оборудованием. Внешний и внутренний вид помещений находится в достойном состоянии.
  • Огромное значение имеет и различная атрибутика. В гимназии принято поддерживать «корпоративный дух», выражающийся, например, в единой форме, эмблеме и гимне. В некоторых гимназиях даже есть свои экскурсионные автобусы.

Почему мы выбрали сыну гимназию, а не школу?

Несмотря на то, что учеба сына в гимназии существенно отразится на нашем материальном положение, мы с мужем, взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что Максимка все же станет гимназистом.

Почему? Расписывать подробно не буду, просто перечислю те достоинства, которые стали решающими для нас.

  1. Программа средних школ ограничивается общеобразовательными стандартами, а гимназическая программа включает в себя глубокое изучение естественных, гуманитарных или математических предметов. В гимназиях высокий уровень подготовки, а это означает, что у гимназиста больше шансов поступить в ВУЗ, чем у школьника.
  2. В школе преподавательский состав часто недоукомплектован. Случаи, когда трудовик параллельно преподает физкультуру, а учитель химии - биологию, к сожалению, нередки, а в гимназии такое совмещение недопустимо.
  3. Муниципальная школа обучает ученика одному иностранному языку, как правило, английскому. Не секрет, что у них это плохо получается. Всем родителям известно: если они хотят, чтобы ребенок знал английский, то без помощи репетитора тут не обойтись. В гимназиях же кроме обязательного языка дополнительно изучается еще один (французский или немецкий). Первый язык там вводится со второго класса, а второй - с пятого.
  4. В обычной районной школе учится большое количество детей из «неблагополучных» семей, много «трудных», которые состоят на учете в детской комнате полиции. Как это ни печально, но они приносят в класс «уличный» негатив со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можете меня за это осуждать, но я не хочу, чтобы Максим общался с такими детьми.


Итак, мы с мужем решили, что гимназия больше подходит нашему сыну, но это не значит, что обычные средние школы плохие, и в них могут учиться только «лузеры».

Нет, я ни в коем случае так не думаю. Но к сожалению в нашем обществе еще существует мнение, что дети, которые учатся в общеобразовательных школах, имеют намного меньше шансов на поступление в хорошее высшее учебное заведение. Я считаю это мнение ошибочным, потому что все зависит исключительно от способностей самого школьника и его желания учиться.

Дорогие родители, мой вам совет: подходите к выбору учебного заведения индивидуально, исходя из возможностей своего ребенка, его наклонностей и интересов. Очень важно, чтобы то место, которое вы для него выбрали, и где он получит свое первое образование, помогло ему реализоваться во взрослой жизни. Ведь именно эта серьезная миссия возложена как на обычные средние школы, так и на престижные гимназии.