Перспективы развития дошкольного образования в современной россии. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы Тенденции и перспективы развития системы дошкольного образования

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании». Компоненты системы дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Национальная доктрина РФ, «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года», Дорожная карта развития системы дошкольного образования в РФ до 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.). Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ: доступность и качество дошкольного образования; развитие педагогических кадров и повышение социального статуса педагогической деятельности; государственно-общественный характер управления образованием; повышение экономической эффективности дошкольного образования.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

Представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

Решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

Реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

Предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

Создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

Взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

Развивается в условиях социального партнерства.

Учитывает региональные особенности развития образования.

Преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе

Целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

Наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

Индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

Обязательное и бесплатное основное общее образование;

Общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

Общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

Бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

Бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

Дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по срав-нению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:

Учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

Иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, вопитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

Защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

Адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

Содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования

Полный текст

В Москве на базе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации прошел Всероссийский форум работников системы дошкольного образования, организовали который Союз женщин России, партия «Единая Россия», Общероссийский профсоюз образования при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития.

Форум собрал работников дошкольного образования практически из всех регионов страны. Специалисты обсуждали самые острые проблемы, которые волнуют работников дошкольного образования. На форуме был зафиксирован ряд принципиальных проблем, требующих комплексного и квалифицированного анализа.

Один из ключевых вопросов – высокая очередность в ДОУ. Из пяти миллионов дошкольников в местах нуждаются полтора миллиона. Прозвучали следующие предложения решения этой проблемы: строительство новых ДОУ и реконструкция уже имеющихся, создание новых форм (семейный детский сад), поддержка региональными правительствами негосударст­венного дошкольного образования.

Кадровый вопрос не менее актуален. Большинство работников системы дошкольного образования предпенсионного и пенсионного возраста. Молодые специалисты не хотят работать в детском саду. Главная причина – очень низкая зарплата (по данным некоторых регионов, от 3300 до 4500 руб.) Повышение зарплаты – проблема, которая рефреном звучала на всех заседаниях форума. Кроме этого подчеркивалось, что необходимо развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ДОУ, в том числе для работы с деть­ми с ограниченными возможностями.

Одним из важнейших вопросов участники форума назвали развитие инклюзивного и интегрированного дошкольного образования, при условии сохранения системы специального образования (ДОУ компенсирующего и комбинированного видов). Проблема для многих регионов новая, требующая внимательной проработки. Не обеспечена архитектурно-планировочная доступность многих ДОУ. Нет ни специально подготовленных кадров, ни учебно-методической литературы. Сегодня вполне определенно можно говорить о неготовности самих педагогов обеспечить необходимую коррекционно-педагогическую работу с детьми, о слабой, а часто и неадекватной их профессио­нальной подготовке. Кроме того, коллективы ДОУ психологически не готовы к приему детей с ограниченными возможностями, не готовы родители детей и сами дети.

Особый интерес вызвали вопросы нормативной и правовой базы. Региональные представители уверены: дошкольное образование должно получить статус суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания детей от одного года до семи лет. Эта ступень должна быть органично вписана в систему общего образования. Необходимо также законодательное закрепление статуса работников дошкольного образования.

Неоднократно поднимался вопрос о создании оптимальных условий развития и воспитания детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. В первую очередь, это увеличение количества групп для детей раннего возраста.

Много размышлений было и на тему вариативности организационных форм дошкольного образования. Однако большинство участников пришли к выводу, что проблема состоит скорее не в недостатке вариативных организационных форм дошкольного образования, а в их правовом и финансовом обеспечении.

Поднимался вопрос и о равных стартовых возможностях. Была предпринята попытка определить уровень стартовых возможностей ребенка, по которому следует вести выравнивание. Судя по отдельным высказываниям, этот уровень в основном привязывается к овладению началами языковой, математической и компьютерной грамотности. Отметим, что современная дошкольная педагогика располагает методами, позволяющими формировать у детей начала языковой и математической грамотности на основе традиционных дошкольных практик. Превращать ДОУ в учреждение, которое только лишь готовит к школе, нельзя. В исследованиях сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства РАО* однозначно зафиксирована специфичность дошкольного детства. Определено содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего образования в школе. Обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школе детей 5–7 лет (формирование тех или иных навыков), а в общем развитии ребенка. Для этого необходимо обеспечить всех детей 1–7 лет качественным дошкольным образованием, доступным всему населению (вне зависимости от социоэкономического статуса семей и территории проживания).

На форуме часто повторялось, что развитие дошкольного образования в России, а также и его научное обеспечение нет необходимости начинать с «чистого листа». Важно сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования – и по содержанию, и по форме его организации.

В целях упорядочения и совершенствования системы дошкольного образования целесообразно создать «рамочный» документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику и основные направления, общую модель образовательного, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний, на которых развивается ребенок от 1 года до 7 лет.

На секциях обсуждались и другие важные проблемы: модель сетевого взаимодействия, реализация в практике ДОУ здоровьесберегающих технологий и развитие материально-технической базы для внедрения данных технологий, разработка системы мониторинга оценки качества образования в ДОУ, внедрение новых информационных технологий, создание условий для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, проектная деятельность со старшими дошкольниками, сотрудничество с родителями и многое другое.

На заключительном пленарном заседании оргкомитету было поручено доработать резолюцию (от участников форума поступило более 150 предлжений). Хотелось бы выразить надежду, что и читатели журнала выскажут свое мнение по обсуждаемым проблемам.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2009 - 20012 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 - 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ. В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего - учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2009 года); разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2010 года).Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно - детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны - способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. В городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2012 года функционируют 23 таких социально-игровых комнат.

В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья необходимо предусмотреть строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей разных возрастов. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

    гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности . Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре» , ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

    диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.
В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы :

Демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации/децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

    совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

    раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

    несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

    потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

    потребность в новых педагогических кадрах;

    приспособление новшеств к новым условиям;

    проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

    проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики .

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Часть I. Дошкольное образовательное учреждение как открытая развивающая система

1.1. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающей системы

Дошкольное образовательное учреждение как система - сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности: а) системообразующих факторов, б) структурных и в) функциональных компонентов, г) условий функционирования.

а) системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ;

б) структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;

в) функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог - ребенок - родители» и соответствующих подсистемах;

г) условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности - медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

Характеристиками открытости ДОУ могут выступать степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

Моделирование и проектирование процесса развития дошкольного образовательного учреждения

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на обозримую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие субъектов образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.

Представленная в схеме модель пространства развития дошкольного образовательного учреждения выполняет критериально-диагностическую, планово-прогностическую и развивающе-формирующую функции, позволяющие оптимально управлять деятельностью учреждения.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления.

Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ

Интегрирование вышеперечисленных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального пути развития каждого субъекта в логике:

а) структурной организации социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы Госстандарта в области дошкольного образования;

б) смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);

в) смены ведущих видов управления в ДОУ. Выделенные виды управления развиваются по линии «от простого к сложному» - от преобладания преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на коллективное предписание к примату самопрограммирования и управления собственным развитием (традиционное управление, мотивационное программно-целевое управление, соуправление, рефлексивное управление, самоуправление);

г) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как «воздействие», «взаимодействие», «самовоздействие», траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления .

1.2. Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Предлагаемая ниже таблица позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ


Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

    актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

    включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

    характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

    показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

    качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

    четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

    наличие концепции развития;

    наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

    благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

    предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

    выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

    использование образовательного потенциала социума;

    расширение внешних связей, открытость ДОУ;

    организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

    изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации .
Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.

Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

1.3. Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития ДОУ - нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию - переводу ДОУ в качественно новое состояние .

Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

1. Актуальность и проблемность.

2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

4. Реалистичность.

5. Целостность.

6. Чувствительность к сбоям.

7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.

Алгоритм проблемного анализа

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ .

Логика проведения проблемного анализа

Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей - системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).

Построение дерева целей решения конкретной проблемы

Пояснение к схеме: ц - цели, Вц - ведущая цель (получаю), цА1 - формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 - формирование теоретической готовности (могу), цА3 - формирование технологической готовности (делаю).

Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.

Дидактическая игра «Программа развития ДОУ»*

Начальным этапом формирования компетентности педагога в области педагогической инноватики рассматривается перевод субъекта из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности. Формой его реализации выступает деловая игра, которая проводится на начальном этапе подготовки и разработки программы развития. Деловая игра направлена на актуализацию/формирование умений определять логику и последовательность разработки экспериментальной программы по освоению новшества.

Цель игры: овладеть алгоритмом построения экспериментальной программы в ДОУ.

Цель игрового взаимодействия: выработать единое решение в подгруппе относительно последовательности этапов разработки программы.

Объект имитации в игре: совместное заседание временного творческого коллектива педагогов дошкольного образования с целью разработки программы развития ДОУ.

Предварительная подготовка связана с информированием участников о сути и назначении деловой игры в учебном процессе, основных правилах, компетенциях игроков и ведущего.

Для организации игры необходимо сформировать несколько подгрупп из 5-7 человек (в зависимости от численности и подготовленности аудитории). Примерный комплект ролей: председатель (руководитель), генераторы идей, докладчик, секретарь, оппонент, аналитик.

Игра проходит в несколько этапов:

Этап I (3-5 минут) подготовительный: составление блок-схемы (игрового формата): (см. таблицу 4-7 столбцов, 17 строк), обозначение заголовков столбцов и заполнение первого столбца «Шаги создания программы» таблицы.

Этап II (5-7 минут). Каждый индивидуально в столбце 2 «Индивидуальная оценка» самостоятельно определяет порядок элементов программы: 1 - первый элемент, 2 - последующий, ..., 15 - последний элемент программы.

Этап III (10-15 минут). В подгруппах педагоги совместно определяют алгоритм разработки программы и принимают групповое решение, которое записывается в столбец «Групповая оценка».

Этап IV (5-10 минут). Выступление подгрупп: докладчиком фиксируется определенная группой логика создания программы развития, оппонентами других подгрупп задаются уточняющие и проблемные вопросы относительно содержания выступления.

Формат деловой игры «Программа развития ДОУ»

Этап V (10-15 минут). Обработка результатов. В столбце «Правильный ответ» задается последовательность шагов разработки программы. После того как заполнены первые три столбца, производится расчет в последующих столбцах:

«Индивидуальная ошибка»: из значения соответствующей строки столбца «Индивидуальная оценка» вычесть значение в соответствующей строке столбца «Правильный ответ», разницу без знака «минус» поместить в соответствующую строку столбца «Индивидуальная ошибка» (например, по критериям результативности: 2 - 12 = 10);

«Групповая ошибка»: тот же алгоритм действий - высчитывается разница значений в соответствующих строках столбцов «Групповая оценка» и «Правильный ответ» и помещается в столбец «Групповая ошибка» (например, для темы программы: 1 - 1 = 0);

«Лидерство»: действие «вычитание» совершается со значениями в соответствующих строках столбцов «Индивидуальная ошибка» и «Групповая ошибка», разница без знака «минус» помещается в столбец «Лидерство» (например, для актуальности программы: 7 - 8 = 1).

Последнее действие - подсчет суммы по каждому из последних трех столбцов «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка», «Лидерство», значение которой помещается в соответствующий столбец строки «Итого».

Интерпретация результатов: если вы набрали менее 60 баллов в соответствующем столбце «Индивидуальная ошибка», «Групповая ошибка» строки «Итого», то данный результат принято считать оптимальным. Вы достаточно компетентны в вопросах разработки программы развития либо на индивидуальном, либо на групповом уровне.

Выраженность лидерских качеств определяется шкалой оценок:

    менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

    20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

    31-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

    более 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

Этап VI (10 минут). Групповая дискуссия призвана определить основные акценты и приоритеты в разработке программы, выработать единую точку зрения на последовательность шагов ее создания.

Этап VII (10 минут). Рефлексия результатов и процесса взаимодействия в игре позволяет актуализировать педагогам собственные смыслы и ценности, осмыслить предлагаемое содержание игровой ситуации.

1.4. Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

Алгоритмирование процесса разработки и реализации программы развития ДОУ позволяет облегчить организационные затраты на перевод ДОУ в режим развития. Основным пунктом при избрании того или иного алгоритма является решение вопросов о том, насколько потенциал ДОУ позволяет определиться со стратегией развития и выявить, какие существуют проблемы в ДОУ, затрудняющие его переход на качественно новый уровень жизнедеятельности. В зависимости от имеющихся ответов, например, на первый вопрос, избирается стратегия углубления проблемного анализа под уже определенную перспективу развития. Если же проблемы более или менее определены, а стратегия еще не сформулирована, тогда следует начинать с определения стратегии развития, а затем необходимо уточнить и проранжировать имеющиеся в ДОУ проблемы, затрудняющие достижения обозначенной идеальной цели (см. табл. 5).

Примерный формат для разработки программы развития

Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

Алгоритм 1 (управленческий)

Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние - определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Алгоритм 2 (содержательный)

Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.
Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов - как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «В ДОЛГ». Посетив сайт интернет проекта «В ДОЛГ» по адресу http://vdolg.info, Вы найдете удобный сервис, который поможет в самые быстрые сроки взять в долг деньги под проценты у частного лица в частном банке. Благодаря услугам сайта независимого финансового консультанта «ВДОЛГ», приобрести кредит или денежный займ стало по-настоящему просто, что позволяет совершать покупки или удовлетворять Ваши экстренные потребности в денежных средствах, не дожидаясь зарплаты.

* В соответствии с психолого-педагогическими принципами конструирования и структурой деловой игры разработан предлагаемый формат. Использованы материалы методического пособия: Боброва М.П . Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. С. 48-57.

Фото А.Степанова

Введение 3

1.История развития дошкольного образования в России 4

2. Перспективы развития дошкольного образования в России 9

3. Развитие дошкольного образования в Брянске 22

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется как правило в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

1. История развития дошкольного образования в России

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно.

В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.

Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.

В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.

В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.

В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.

В том же году редактор педагогического журнала «Детский сад», который выходил в то время, А.С.Симонович открыла несколько детских садов. Один из них (платный, частный) для детей интеллигенции просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад для детей работниц Петербурга. К сожалению, сады просуществовали недолго.

А.С.Симонович были разработаны некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детских садов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных.

В 1913 – 1917 гг. Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.

2. Перспективы развития дошкольного образования в России

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.