Игры на развитие графомоторных навыков. Глава III

ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ?

Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.

Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!

Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …

    На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу;

    На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

    Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

    На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.

Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь».

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.

Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки.

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска.

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание.

Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку.

А также необходимо:

    Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).

    Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).

    Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

    Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

    Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;

    Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;

    Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

    Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достает красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Мы считаем»

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

    пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

    большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги.

1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например:

Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами.

Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец;

большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.

Массаж пальцев.

Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков , поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.

    Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

    разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

Упражнения на определение правых и левых частей тела.

Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

Дорисовывание незаконченных рисунков;

Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

 В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

 В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

 В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

 Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

Произвольной графической активности;

Зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией . И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
- разлиновка;
- графический диктант.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование :
- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
- различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.

«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак - ребро - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты - водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

Упражнения с предметами:

Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

Составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;

Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

Доставание бусин ложкой из стакана;

Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

Продевание нитки в иголку;

Стирание ластиком нарисованных предметов;

Кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

Надевание и снимание колечка (массаж пальца);

Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

Сжимание и разжимание эспандера;

Катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения родители могут придумать сами, проявив творчество.

Желаем удачи.

Задание 1. «Муха»

Задание 2. «Обведи рисунок по точкам»


Задание 3. « Сказочный домик»

Задание 4.«Бабочка»

Задание 5. «Мишкa

Задание 6.«Моляры»

Задание 7.

Задание 8. «Послушный карандаш»

Задание 9. « Лабиринт»

Задание 10. Нарисуй отражение дома и елочки

Задание 11. Дорисуй бабочку

Тестовые пробы для определения сформированности графомоторных навыков леворуких дошкольников по критериям предложенным

Н.В.Нижегородцевой и переработанная М.М.Безруких тестовая методика М. Frosig.

Задание 1.

Инструкция: «Возьми большим, указательным и средним пальцами руки карандаш, и покрутить его, но сначала посмотри, как это делаю я».

Оценка результатов:

Получается, карандаш не падает (2 балла);

Получается, но очень медленно с трудом (1 балл);

Не получается - карандаш падает (0 баллов) (см. Приложение 4).

Задание 2.

Ребенку дается лист бумаги с нарисованным заранее кругом диаметром

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и поставь руку на локоть,

приготовься и на счет «три» («раз-два-три»), не отрывая локоть от стола, поставь в центре круга три точки».

Оценка результатов:

Движения выполняются четко, точно (2);

Движения выполняются нечетко, с ошибками (1);

Движения практически не выполняются по инструкции (0).

Задание 3.

Ребенку дается листок нелинованной бумаги с нарисованными точками и крестиками на разных расстояниях друг от друга.

Инструкция:«Постарайсяпровестипрямыелинии(отточкидо крестика), не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (2);

Линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (1);

Движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор (0).

Задание 4.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисован лабиринт.

Инструкция: «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (2);

Линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор (дрожание) (1);

Очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор (0).

Задание 5.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисованы фигуры и начало штриховки, а ребенку нужно продолжить штриховать.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры». Оценка результатов:

Штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры (2);

Штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий (1);

Штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм (0).

Полученные результаты суммируются:

8-10баллов-графомоторные навыки сформированы(высокий уровень);

6 - 7 баллов - сформированы недостаточно (средний уровень); 0 - 4 балла - низкий уровень навыков.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками на тему: « Пространственная ориентировка, выработка мелких движений. Соотнесение частей тела с правой и левой рукой».

Цель: выработать умения пространственной ориентировки и мелких движений.

- обучать навыкам пространственной ориентировки;

Закрепить умения определять правую и левую руку, соотносить части тела с правой и левой рукой;

Учить обводить пунктирные линии;

Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Совершенствовать умения слушать обращенную речь;

Развивать внимание, тонкую моторику рук;

Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

Словарная работа: право, лево, название рыб: щука, лещ, карась, судак, ерш, сом.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро, карась, щука, лещ, судак, сом, ерш, Методический приемы:

3 .Приемы организации практической деятельности: рисование по контурам. 4.Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте дети! Я рада встречи с вами. Скажите, для чего мы сегодня встретились? (Ответы детей). А еще сегодня мы с вами будем выполнять упражнения, которые помогут нам подружиться и улучшить настроение.

Приветствие:

Встаньте все в широкий круг! Слева друг и справа друг

Другу руку протяни и покрепче обними!

А теперь послушайте стихотворение и повторяйте движения за мной.

«Мы с тобой одна семья Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа, Ты погладь соседа слева, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья. Улыбнись соседу слева, Улыбнись соседу справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она.

Обними соседа слева, Обними соседа справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Игра « Право- лево».

Какие части тела есть у человека? Назовите части тела которых у человека по два?

Инструкция. Покажи правой рукой правый глаз (ухо, щеку, ногу). Покажи левой рукой левое ухо (глаз, ногу, щеку).

Подмигни правым глазом. Топни левой ногой.

Покажи правую бровь и левый локоть. Левый глаз и правую ногу. Покажи правое колено и левое ухо. Левую щеку и правое плечо.

Потри левой рукой правый локоть. Почеши правой пяткой левую коленку. Пощекочи правым указательным пальцем левую подошву. Постучи правым локтем по правому боку. Укуси себя за средний палец левой руки.

Физминутка. Танец « Буги-вуги».

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги - вуги» поворачиваясь в круге, Мы танцуем «Буги - вуги», раз, два, три!

Буги - вуги окей! Буги - вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Игра « Рыбаки»

Ребята,как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги)

Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором :Да)

А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку.

Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось:

«За город начал рыбак собираться. Удочку взял, чтобы рыбу ловить. Взял дождевик, чтобы им укрываться Взял самовар, чтобы чай кипятить.

Взял он кровать, чтобы спать на кровати. Взял он ковер, чтоб на нем загорать.

Взял он дрова, чтоб ему не искать их. Взял чемодан, почему бы не взять?»

Почему же вы смеетесь?

Подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …»

Подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоеме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьмите в руки листочки, которые оставил вам рыбак и обведите рисунок по точкам. Вести нужно плавно, руку не отрывать. Что у вас получилось? Рефлексия.

Ребята, понравилось вам сегодня занятие? Что понравилось больше?

Какое задание было легким, а более тяжелым?

Как вы думаете, почему мы справились с вами со всеми заданиями?

Я вас благодарю за активное участие. А теперь каждый из вас похвалит себя сам и скажет: « Я- молодец!» (Погладить себя по голове левой рукой).

А для вас еще маленькие призы-золотые рыбки.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками

на тему: « Развитие графомоторных навыков, пространственного и образного мышления».

Цель: формирование графомоторных навыков у леворуких дошкольников, развитие пространственного и образного мышления.

Обучать навыкам пространственного и образного мышления;

Развивать моторику кистей рук;

Развивать графомоторные навыки;

Закрепить умения отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Развивать творческое воображение;

Активизировать речь детей, познавательный интерес;

Воспитывать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук, пазлы, картинки дом, чум, юрта, хата, рисунок дома с елочкой, рисунок бабочки, карандаши цветные.

Словарная работа: слева, справа, хата, чум, юрта. Методические приемы:

1 .Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2 .Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: проблемные ситуации.

3 .Приемы организации практической деятельности: составление пазлов. 4.Приемы поддерживающие интерес детей:загадки, обведение контуров предметов.

5. Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Добрый день! Дети:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть, Можно встречу начинать!

Ребята, Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и радоваться солнышку, хорошей погоде и красоте, которая нас окружает.

Я хочу вас попросить, сесть за столы.

Поднимите правую руку, а теперь левую руку.

Дотроньтесь левой рукой до правого колена, правой рукой до правого уха. Левой рукой до левого глаза.

Упражнение составление фигуры из пазлов.

- А теперь возьмите коробочки с пазлами и соберите картинку.

Что у вас получилось? (Дом). В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, теплый. (дом).

Из чего может быть построен дом? (Дети отвечают из бетона, кирпича, дерева).

Ребята, а есть такие места, где не растут деревья, там очень холодно, лето короткое и растет там ягель- мох, который любят олени. Поэтому люди, которые там живут разводят оленей. У них тоже есть дом - чум. И построен он из шкур оленей.

Юрта- это тоже дом, который делают из шерсти овец.

Ребята, а что есть обязательно у дома? (Крыша, окно, дверь).

Упражнение рисование отражения елочки и дома.

Возьмите в руки рисунок домика и елочки, посмотрите что у домика есть окошко, крыша. А теперь самостоятельно нарисуйте такой же дом, как будто он отражается в воде.

Дети рисуют по клеткам. Логопед помогает.

Физминутка.

На горе мы видим дом (составленными ладонями имитируем крышу дома) Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)

Вот деревья, вот кусты (сжатые пальцы - деревья, расставленные - кусты) Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)

Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию) За забором - чистый двор (гладим руками воздух)

Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их) К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег) В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху) В гости к другу мы пришли (пожимаем руку)

И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что то передаем)

Упражнение « Дорисуй бабочку».

Пригрело солнышко. К нашему дому, угадайте, кто прилетел. На большой цветной ковер

Села эскадрилья -

То раскроет, то закроет Расписные крылья.

Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это?(Бабочка). Вам нужно дорисовать рисунок. Руку не отрывать, движения плавные, линии стараться делать ровные.

Продолжи, бабочка какая: пестрая, воздушная….. Бабочка: вьется, кружится…

Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятиях?

Что понравилось больше всего, что вызвало трудности?

Я вас благодарю за активное участие, а бабочка принесла вам за ваш труд подарки - маленьких разноцветных бабочек.

Упражнения по развитию ручной моторики (кинетическая и кинестетическая основа) и графомоторных навыков у учащихся с нарушениями письменной речи.

а) Упражнения по развитию кинестетической основы движения.

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.

9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.

12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.

16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).

б) Упражнения по развитию кинетической основы движения.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

1.Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2.Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3.Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4.Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

5.«Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6.«Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

7.«Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

8. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

11.Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

13.Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

14.На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

в) Упражнения по развитию графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

1. Исходное положение - пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем обратным движением, начиная с большого пальца, разогните пальцы в исходное положение. После этого начинайте сгибать пальцы начиная с большого, а разгибать с мизинца. Упражнение следует проделать 10-15 раз

2. Исходное положение - пальцы выпрямлены, большой палец отведен в сторону. Проделайте 10-15 раз кругообразные движения большим пальцем влево и вправо.

3. Исходное положение - пальцы выпрямлены. Сгибайте и разгибайте пальцы в двух первых фалангах. Повторите упражнение 15-20 раз.

2.Зрительный анализ и синтез

А.- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

1- Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

2- Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

3- Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

4- Нарисовать отражения домов.

5- Дорисовать левое и правое ухо.

6- Дорисовать левую бровь и правый глаз.

7- Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка.

8- Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

9- Соединить стрелками пары перчаток.

Б.- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

3.Рисование:

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Список литературы:

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков

Тема "Веселый карандаш".

(старшая группа)

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1. Совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами.

2. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, владеть им.

Развивающие задачи:

1. Расширять словарный запас.

2. Развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие,

мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, чувство ответственности, заботливого отношения к животным.

Методы и приемы:

сюрпризный момент,

загадывание загадок,

пальчиковая игра,

массаж пальцев,

упражнения с карандашом, фасолью,

игра с массажными мячами,

рассказ сказочной истории,

вопросы,

поощрения.

Оборудование:

цветные шестигранные отточенные и неотточенные карандаши, простые карандаши,

аппликатор Кузнецова,

демонстрационные листы с графическим заданием "Рисование дорожек",

массажные мячи,

игрушки (кошка и собака) ,

геометрические фигуры для зрительного диктанта "Построим домик для друзей,

аудиозапись "Скачут резвые лошадки".

Предварительная работа:

игры на развитие пространственных отношений,

игры "Лабиринт", "Путаница", с геометрическими фигурами " Сделай такую же картинку".

упражнения с карандашом, массажными мячами,

игры в сухом бассейне с крупами,

массажи аппликаторами Кузнецова,

рисование "Соедини по точкам", "Дорожки", штриховки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Дети, сегодня на занятие к нам придут гости.

А кто, догадайтесь сами, послушав мои загадки.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. (Кошка.)

С хозяйкой дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

В гости к нам пришли кошка Мурка и собака Шарик. Они принесли нам волшебные карандаши и хотят посмотреть, как вы будете играть с пальчиками, карандашами, мячами и другими предметами.

2. Практическая часть

Пальчиковая гимнастика

Пусть наши пальчики сначала поздороваются друг с другом.

Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным.

(Упражнение "Пальчики здороваются".)

Массаж пальцев.

(Включить аудиозапись "Скачут резвые лошадки".)

Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки?

Конечно, это скачут лошадки.

Возьмите аппликаторы. Вспомним упражнение "Лошадки" (выполнение на аппликаторе Кузнецова) .

По дороге белой, гладкой

Пальцы скачут, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Самомассаж. Упражнения с карандашом

А теперь мы поиграем с нашим другом-карандашом.

Дети, послушайте загадку:

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все, что хочешь:

Море, горы, солнце, пляж.

Что же это? (карандаш)

1.Возьмите неотточенный карандаш,

зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.)

Послушайте, как он "шумит".

"Пошумим" у правого уха, у левого. Молодцы!

2. Поставьте локти на стол.

Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад.

Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

3. Игра "Тихо - громко".

Упражнения с мячом.

1. Возьмите, пожалуйста, мяч.

Правую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Левую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

Положите обе руки на мяч и обхватите его.

Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз) .

2. Возьмите мяч двумя руками и покатайте его между ладонями.

Положите мячи на стол.

Упражнение "Пальчики".

Все поверните раскрытые ладошки ко мне, согните четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. Покажите мне раскрытые ладошки. Согните, разогните большой палец. (Повторить несколько раз.)

Сказочная история.

Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите неотточенный карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол.

(Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)

Постучим им по столу тихо, как цыплята.

Потом громко, как мама-курица.

Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять.

В густой зеленой траве они увидели червячков.

Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать.

А потом поклевали цыплята.

Вот какую замечательную историю я вам рассказала.

Пусть отдохнет наш друг-карандаш. Мы поиграем без него.

Упражнение с фасолью.

А теперь правой рукой переложите фасоль из одной баночки в другую, левой – обратно.

Давайте немного отдохнем.

3. Физминутка.

Начинаем бег на месте.

Хватит бегать, прибежали,

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

Низко поклонились.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Работа с демонстрационным листом .

Дети, для гостей мы приготовили угощение. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, чем мы угостим Шарика? (косточкой)

Чем угостим Мурку? (молоком)

"Рисование дорожек»" (графическое задание. Дети соединяют точки).

Сейчас мы будем рисовать простым карандашом дорожки из точек, по которым наши друзья доберутся до угощения.

Рисовать нужно слева направо, с отрывом карандаш от бумаги, чтобы получились точки. (Объяснение сопровождается показом.)

Зрительный диктант "Построим домик для друзей"

Дети составляют домик по образцу из геометрических фигур.

4. Итог занятия.

Что делали на занятии?

Что понравилось делать?

Мурка и Шарик говорят вам спасибо за заботу о них. И мы поблагодарим Мурку и Шарика за веселые карандашики и скажем им: "До свидания".

Конспект занятия в старшей группе

"Развитие образного мышления и графических навыков у детей".

Тема: « Три приятеля больших точка, линия и штрих»

Цель: Ознакомление детей с изобразительными графическими средствами (точкой, линией, штрих).

Программное содержание:

Образовательные

1. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе.

2. Продолжать учить детей создавать художественные образы, используя элементы графики.

3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие :

1. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании прилагательных

2. Развивать связную речь.

3. Развивать образное мышление, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1.Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, сотрудничества.

2.Воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование:

Картинки собак, солнца, цветов, облаков, луж,

Альбомный лист,

Трафарет с треугольниками,

Фломастеры, карандаши.

Методы и приемы:

Проблемная ситуация,

чтение стихотворения,

загадывание загадок,

рассказ сказочной истории,

рассматривание картинок,

вопросы,

поощрения.

Предварительная работа:

Просмотр слайдов –программа с фотографиями разных пород собак (лохматых и гладкошерстных),

рисование с использованием трафаретов,

игры на развитие пространственных отношений по отношению к себе. к другому ребенку, "Кто где стоит" и др.,

игры "Лабиринт", "Путаница".

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Педагог: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Карандашкин. Он очень любит путешествовать. Хотите отправиться в путешествие вместе с ним? Чтобы не заблудиться нам надо нарисовать карту.

Мы будем путешествовать по трем районам одного города. Треугольник поможет нам разделить город на районы.

Возьмите трафарет положите его на альбомный лист. Обведите треугольники.

Сколько треугольников у вас получилось? (у нас получилось 3 треугольника)

2. Практическая часть

Хотите узнать, кто будет жить в городе? Внимательно послушайте стихотворение .

«Три приятеля больших точка, линия и штрих»

Дорогие мои дети, Штрих – от линии кусочек,

Много есть чудес на свете. Точка –маленький кружочек,

Смело их рисуют люди: Ну, а линия большая

Это яблоко на блюде, И прямая и кривая.

Сковородка, стол, вагон, Может сеточкой плести,

Дерево, магнитофон. Ведь она всегда в пути.

Только, кто же их создал, По секрету всему свету

А точней, нарисовал? Я хочу совет вам дать.

Три приятеля больших – Подружиться с нами можно,

Точка, линия и штрих! Научившись рисовать!

Только помните, друзья,

Рисовать старательно -

Это обязательно!

Как зовет друзей Карандашкина?

(точка, линия, штрих – на доске выставляются картинки)

Ребята, скажите боковые стороны центрального треугольника выполнены с помощью какого друга? (линии).

Если в этом районе живут линии, как его можно назвать?

(линейный район).

Послушайте внимательно, куда мы поместим точку. Точку мы поместим в треугольник слева. Как можно назвать такой район? (точечный район).

А штрих поселим в треугольник справа. Как назовем этот район? (штриховой район).

Ребята, наша карта уже готова. Мы можем отправиться в путешествие по районам с нашими приятелями.

3. Физкультминутка

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

4. Сказка:

Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из –за разбежавшихся дождевых туч вышла кудрявая собачка Маня. Она посмотрела на солнце (картинка), на облака (картинка), на лужи (картинка). Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собака смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапками.

Давайте нарисуем, Маню в треугольнике в середине.

Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные (картинка).

Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое как в Линейном районе (картинки) и облака, и лужи, и цветы. Но самое любопытное, что Маня встретила там пса похожего на нее, только он был лохматый, звали его Лохмач.

Давайте нарисуем его в треугольнике справа

Собачки бегали, играли и сами не заметили, как оказались незнакомом месте. Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек (картинки), что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой. Она вся была из точек, и действительно напоминало большое количество кнопок.

Кнопочку мы нарисуем в треугольнике слева

Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостика и побежали по своим домам. Кнопка осталась в точечном районе, Лохмач – побежал в штриховой район, а Маня побежала -в линейный район.

Посмотрите на мой город, который я сделала к сказке. Что вы заметили? Чем наши города похожи?

Ребята, кто хочет сделать свой город таким же ярким, интересным может с помощью точки, линии и штриха дорисовать недостающие элементы. Готовые работы, мы поместим на выставку, и каждый сможет рассказать о своей собаке. (Дети рисуют облака лужи цветы, заштриховывают их).

5. Заключительная часть

О чем говорили на занятии. Кто жил в городе? Где жили собачки? Почему районы так назывались? О какой собачке хотите рассказать.