Нужные игрушки для ребенка. Какие игрушки нужны детям разных возрастов

Мы привыкли разделять игрушки на две категории - для мальчиков и для девочек. В раннем возрасте малыши играют практически в одни и те же развивающие игры, и только по мере взросления одни тянутся к куклам, а другие к конструкторам.

Какие игрушки нужны мальчикам? Будущие мужчины получают в подарок детские игрушки, которые позволяют быть похожим на папу. Это и машинки, и солдатики, и даже игрушечное оружие. Какие игрушки обязательно должны быть у мальчиков разных возрастов?

Игрушки для мальчика младше 2-х лет

Игрушки для самых маленьких практически лишены различий по полу. Главное, чтобы игры с этими предметами помогали развивать органы чувств. Для этого идеально подходят различные неваляшки, погремушки и мобиль над кроваткой. Даже время, когда ребенок купается, можно проводить с пользой - в форме игры с яркими фигурками животных или корабликов для ванны.

Позднее игрушки для мальчиков нужно покупать такие, которые помогут ребенку развиваться и активно проводить досуг. Например, после шести месяцев дети любят играть с пирамидками и кубиками. Мягкие игрушки для мальчиков до двух лет так же необходимы, как и для девочек. В изучении окружающего мира приятные тактильные ощущения очень важны.

Учиться ходить помогают игрушки-каталки, они не только помогут встать на ножки, но и сделают кроху более уверенным и самостоятельным, каким и должен быть настоящий мужчина.

Игрушки для мальчика 2-5 лет

Детям после двух лет смело вручайте набор солдатиков, а еще можете положить начало коллекции машинок самых разных мастей. Но придерживайтесь возрастных ограничений - не приобретайте игрушки с очень мелкими элементами, которые могут угодить малышу в рот.

Если вы ломаете голову над тем, какие игрушки обязательно должны быть у мальчика, покупайте вместительную машинку с кузовом, куда можно сложить все остальные игрушки и отправиться в «путешествие» по дому или во двор. Личный транспорт понадобится и самому малышу, чтобы хорошо развить опорно-двигательный аппарат ребенка, понадобится каталка-пушкар. Ребенок может ездить на ней верхом, отталкиваясь ножками. Это полезное и очень веселое занятие.

Для мальчиков старше двух лет игрушки становятся более сложными. Для развития умственных способностей можно купить детский конструктор. С ним малыш будет собирать машинки, домики и возводить целые города. Кроме традиционных машинок, важны игрушки для творчества. С помощью наборов юного художника или детских музыкальных инструментов проявятся таланты вашего сорванца.

Игрушки для мальчика с 5-7 лет

Купить игрушки для мальчика 5 лет лучше такие, с которыми можно организовать сюжетную игру, что необходимо для социализации и навыков общения. Например, в таких играх мальчик может почувствовать себя водителем, пожарным или мастером на все руки, как его папа.

Для подвижного времяпровождения со сверстниками понадобятся игрушечные водяные пистолеты или мечи. Поддержите заинтересованность своего чада техникой - выберите в магазине детских товаров железную дорогу или гоночную трассу.

Игрушки для мальчика старше 7 лет

Хотя ваш сын уже ходит в школу, он по-прежнему остается ребенкоми нуждается в игрушках. Ему будет интересно проводить время с машинками, роботами и конструкторами. Часы напролет дети проводят за сборкой моделей танков, самолетов и кораблей и множества деталей. Наборы для физических и химических опытов дополнят школьные знания и позволят почувствовать мальчику себя в роли ученого-исследователя.

Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы развлекать малыша и развивать его способности? Ориентируйтесь на наши рекомендации. Не нужно придерживаться строгого разграничения по полу, особенно в отношении самых маленьких. Будьте ответственны при выборе игрушек для сына, ведь являются ключом к познанию мира.

Подготовила Катерина Василенкова

Ломаете голову, что бы купить своему чаду или подарить ребёнку друзей? Хотя в магазинах множество игрушек, выбрать что-то одно крайне сложно. Вам поможет список из 7 самых полезных и популярных игрушек, которые понравятся каждому малышу от 1 до 3 лет.

Выбирая игрушку для ребёнка, нужно учитывать его пол и возраст, увлечения и пристрастия, а также то, какие предметы у него уже есть. Кроме того, есть одно правило, которое действует всегда и со всеми: мягкая игрушка - один из самых бесполезных подарков. Будь то медведь ростом с папу или котёнок размером с ладонь, в итоге он всё равно будет пылиться на полке или на диване. Обычно у детей есть 1-2 любимые мягкие игрушки, с которыми они спят и играют, — и больше им не нужно. Поэтому вместо того, чтобы дарить крохе очередного пушистика, возьмите что-нибудь из нашего списка.

Игрушка №1: Музыкальная игрушка

Игрушечный телефон, музыкальный инструмент, планшет или поющий герой мультфильма - что-то из этого «музыкального» списка обязательно понравится крохе и сможет занять его на какое-то время. Кроме того, все игрушки с кнопками прекрасно развивают моторику и координацию малыша. Главное — выбирайте модели с не слишком громким звуком, иначе взрослые обитатели квартиры будут вспоминать вас нехорошими словами.

Игрушка №2: Сортер

Игрушка, которая должна присутствовать в арсенале каждого малыша. Они бывают совершенно разных форм, цветов и размеров; мягкие и твёрдые, со звуковыми и световыми эффектами и другими особенностями. Главные задачи сортера — научить ребёнка различать фигуры, цвета, формы, выучить их названия с помощью взрослых, а также развить моторику.

Игрушка №3: Конструктор

Одна из лучших развивающих игрушек всех времен. Если в советские времена на полках магазинов можно было найти всего несколько однотипных наборов, то сейчас они представлены в избытке. Выбор начинается с обычных пластмассовых или деревянных кубиков и цилиндров (как в нашем детстве), и продолжается в виде наборов с деталями в стиле Lego разных мастей и размеров. Любые конструкторы прекрасно развивают восприятие, воображение, пространственное мышление и моторику, а значит - просто незаменимы для малышей.


Игрушка №4: Обучающие игры с карточками и наклейками

Это находка для родителей, которые любят развивающие занятия. Сложно найти ребёнка, которому не понравится рассматривать яркие карточки с картинками или заполнять наклейками альбом. Особая прелесть таких игр в том, что они тихие, спокойные, не требуют много места и дополнительных материалов - а значит, играть в них можно и перед сном, и в дороге или, например, в очереди в поликлинике.

Игрушка №5: Игровые наборы с пластилином

Ещё один великолепный подарок для малыша. Лепка не только развивает воображение, пространственное мышление и мелкую моторику, но и успокаивает, расслабляет. Незаменимая вещь для возбудимых деток.


Игрушка №6: Пазлы

Прекрасный вариант для развития восприятия и пространственного мышления. К тому же, пазлы надолго увлекут ребёнка, а при необходимости — и успокоят его. Выбирайте большие или маленькие картинки с несколькими крупными или множеством мелких деталей в зависимости от возраста своего чада.

Игрушка №7: Транспорт

Вопреки стереотипам, машинки нравятся не только мальчикам (но им, конечно, в первую очередь). Годовалому карапузу придётся по душе любая движущаяся игрушка, так что для самых маленьких имеет смысл приобрести транспорт на батарейках со звуковыми и световыми эффектами. Крохам также подойдёт крупный самосвал, либо пожарная машина, которую можно возить за собой. А малышам постарше понравятся реалистичные модели, уменьшенные копии автомобилей, железные дороги, треки и прочие «настоящие» механизмы.

Детство без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребёнку просто необходимы игрушки! От них зависит детское развитие, игрушки служат той средой, которая позволяет малышам выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!

Как дети выбирают игрушки:

У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с вашим малышом и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства. Игрушка-друг с раннего детства прививает малышу понятие дружбы и ответственности. В минуты радости ребенок не выпускает из рук своего дружка, тем самым радуется с ним, как с лучшим, настоящим другом.
На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти же игрушки малыши вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и ремонтируют, дорисовывают стершиеся глаза, носы и губы, шьют новые платья, пришивают уши и хвостики. Тем самым у малыша появляется желание творить чудеса. Сделать свою игрушку из прошлого красивой. У малыша формируется воображение, желание взять в руки иголку или фломастеры, вышить красивый цветочек на платье или сотворить новую прическу. И мы родители глядя на своего малыша понимаем, что он растет и его кругозор и восприятие мира вокруг него расширяются.

Психологи советуют:

Не заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для малыша это символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
Выделяем ряд «игрушечных» групп:
Игрушки из реальной жизни. Для девочек: это - кукольное семейство, игрушечный домик, бытовые предметы, а для мальчиков это инструменты, мастерские и огромные машинки на аккумуляторах.
Игрушки, для выплеска агрессии. Это - солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это - конструкторы, кубики, настольные игры, пазлы, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, настольные игры.
Дарите детям игрушки, делайте это от всей души и пусть каждая игрушка будет вашему малышу в радость!

Типология личности

Понаблюдайте за своим ребёнком - обратите внимание на его взаимоотношения с окружающими, на его отношение к себе. Любит ли он играть в одиночку или ему более по нраву игры в компании?
По чертам характера и внутреннему миру существует несколько групп, к которым можно отнести того или иного человека.
Психологи делят людей на типы. На сегодняшний день мы имеем великое множество типологий, которые в основном отличаются теми устойчивыми качествами человека, которые дали повод разделить людей на эти типы.
Впрочем, невозможно абсолютно точно отнести конкретного человека только лишь к одному типу личности. Зачастую, в тех или иных сферах жизнедеятельности один и тот же человек может быть отнесён к разным типам или сочетать в себе черты различных типов.
Но если ситуация с типологией столь неоднозначна, тогда для чего эта типология нужна? Ответ достаточно прост: несмотря на размытость границ типологий в контексте реальных людей, мы всё же можем отнести того или иного человека к определенным типам, а, значит, можем делать некоторые заключения относительно его внутреннего мира и характера, а так же предпочтений, желаний и стремлений.
Мы предлагаем Вам взять на вооружение типологию личности, разработанную в 1923 году швейцарским психологом и психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). В основе градации швейцарца лежит способность человека адаптироваться с окружающим миром, а так же направленность устремлений человека.
Юнг поделил людей на «интровертов» и «экстравертов», соответственно интроверсия и экстраверсия - это способы взаимодействия с окружающим миром.

Какие игрушки нужны детям до 1 года

ВАЖНО!

Игрушка должна быть безопасной. Очень внимательно стоит отнестись к местам продажи игрушек. Помните, что с игрушкой будет соприкасаться ваш ребёнок, зачастую, дети данной возрастной категории склонны брать игрушки в рот, облизывать и сосать их. Поэтому покупайте игрушки только в специализированных торговых точках - специальных детских магазинах, где каждая игрушка проверена специалистами, где квалифицированный персонал поможет вам сделать правильный выбор.
Итак, какие игрушки предпочтительны для детей в возрасте до 1 года?
1. Яркие и звонкие погремушки. Погремушки бывают разные. Есть ручные погремушки и подвесные (они обычно натянуты над кроваткой, коляской или манежем). Подвесные погремушки никогда не потеряются и всегда будут перед глазами ребёнка. Как вариант, можно выбрать натянутую над кроватью ленту с висящими на ней различными предметами (не только погремушками), например: маленькими мячиками, резиновыми кольцами для зубов, которые малыш может схватить, оттолкнуть или просто разглядывать.
Обязательно обратите внимание на то, что расстояние подвесной погремушки от глаз вашего малыша должно быть не менее 20 см!
Также следует помнить, что когда ребенок уже может самостоятельно приподниматься, существует риск, что он запутается в подвесной погремушке! Будьте осторожны!
2. Резиновые пищащие игрушки, обычно в виде различных зверьков. Такие игрушки со временем обретают некоторую обучающую функцию.
3. Большие легкие разноцветные мячи - будут способствовать физическому развитию ребёнка, станут для него манящей целью, ради завладения которой, малыш будет ползать и делать свои первые шаги.
4. Мягкие игрушки - зверюшки и куклы - зачастую становятся любимыми и сопровождают ребёнка долгое время.
Дополнительно:
Обязательно создайте для малыша его собственную фонотеку. Включите туда весёлые и ритмичные мелодии. Постарайтесь наполнить фонотеку малыша только «лёгкими» мелодиями, которые вызывают у ребенка положительные эмоции.

Какие игрушки нужны детям от 1 года до 2-х лет

Итак, Ваш ребёнок перешагнул за рубеж своего первого года жизни. И, скорее всего, он сделал это собственными ножками.
Теперь статичные погремушки и пищалки его уже не устраивают. Малышу нужно что-то новое, так что самое время заглянуть в магазин игрушек! А тут просто глаза разбегаются: что купить? Попробуем помочь советами.
В этот период Вашему ребёнку понадобятся следующие игрушки:
1. Лошадка-качалка. Та самая - лошадка, классическая и нестареющая игрушка! На таких лошадках дети качались ещё сотни лет назад!
2. Дети любят играть с большими картонными коробками разных размеров. Малыши устраивают себе в коробках уютные гнездышки, чтобы чувствовать себя защищенными. Коробка - это некий домик, в котором можно спрятаться! Также малыши охотно используют большие коробки, чтобы соорудить из них нечто наподобие машинок или паровозиков. Думаете, что ваш ребенок еще слишком мал для этого? Как бы не так! Не стоит недооценивать своё чадо!
Постарайтесь выбирать для таких игр чистые коробки и обязательно узнавайте, что в них хранилось. Еще лучше купить эти коробки в магазинах игрушек, где вам предоставят целый ряд альтернатив. Например, специальные пластиковые или матерчатые лабиринты. Такие конструкции легко разбираются. Занимают немного места. А еще они могут выполнять функции конструктора. Но, самое главное - они полностью безопасны.
3. Маленький стул-качалка - еще один атрибут детских игр. На стуле-качалке можно не только качаться, но и, сидя на нем, читать книжки. А еще можно качать свои любимые игрушки!
4. Девочка будет чрезвычайно рада маленькой кукольной коляске. Малыши всегда хотят стать взрослыми и делать «важные» вещи. Усадить в кукольную коляску свои игрушки - это настоящая ролевая игра! Быть такой же взрослой и важной персоной, как мама - это здорово!

Какие игрушки нужны детям с 2-х до 3-х лет

Игра как таковая в этот период не имеет ещё такого решающего значения, которое она получит после трех лет, однако навыки игры в данный период получают хорошую отточку, поэтому постарайтесь обеспечить ребёнка всеми необходимыми ему игрушками.
Список игрушек для этого возрастного периода довольно обширный. С одной стороны, это те предметы, с которыми малыш уже неоднократно встречался: мячи, книги, куклы, мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки, кубики, лошадки… Но наряду с привычными игрушками появляется множество новинок, от которых ваш ребенок никогда не откажется!
Один из необычайно интересных предметов - маленький трехколесный велосипед. Именно сейчас велосипед будет как никогда кстати - ведь малышу уже пора знакомиться с настоящей передвижной техникой! Выбирайте велосипеды в больших магазинах - благодаря советам квалифицированных продавцов, вы без труда подберёте для ребёнка не только самый красивый, но и самый удобный велосипед.
Пора задуматься о развитии творческих способностей малыша. Для этих целей покупаем пластилин или глину для лепки. Доска с белыми и цветными мелками станет прекрасным развлечением. Кстати, попробуйте порисовать вместе с малышом - это и Вам доставит не мало удовольствия.
Можно сделать в квартире специальный «выставочный» стенд, на котором малыш будет вывешивать свои изобразительные достижения. Да, не забудьте о карандашах, красках и фломастерах!
Не забудьте обеспечить малышу «рабочее место»: маленький столик или парта со стульчиком приведут ребенка в восторг. Ещё бы, ведь это его первое рабочее место - его маленький мир, где хозяин и творец - он.
Что же касается физического здоровья малыша, то настоящие помощники для развития гибкости, ловкости и силы - это качели и гимнастический комплекс.

Также в этот период Вашему ребёнку понадобятся:


  • игрушечные счеты и магнитные доска для закрепления цифр и букв;

  • музыкальные инструменты - барабан, колокольчик, маленькое пианино;

  • игрушечная мебель, посуда, кухонные принадлежности;

  • сборно-разборные игрушки (конструкторы).

Вашему ребёнку уже 3 года?

Поздравляем. Теперь ваш малыш стал дошкольником. В этот важнейший период от вас, как никогда, во многом зависит будущее ребенка.
В дошкольном возрасте самой главной формой познания мира является игра. Она даёт первые образовательные навыки и понятия о процессе обучения, раскрывает особенности социальных ролей.
Сейчас как никогда становится очень ответственным и важным вопрос выбора игрушек. Новые игрушки в этот период - обязательны!
Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и представителей других профессий
Пользу принесут крупные движущиеся игрушки (автомобили, поезда).
Для подготовки к школе и развития творческих способностей приобретите ребёнку цветную и белую бумагу, мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей, скотч.
Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, фишки, часы с вашей помощью обучат ребёнка счёту.
Список игрушек можно продолжать до бесконечности: головоломки, калейдоскоп, куклы-марионетки, несложные конструкторы, книжки-раскраски…
Впрочем, какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу - самых главных людей в жизни каждого человека.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами психолог Ирина Иванова. Думаю, что среди вас много родителей, имеющих маленьких детей. Уверена, что вы знаете о важности игры для развития ребенка-дошкольника. Никакая другая деятельность не введет его мягко и бережно в сложный мир окружающей действительности, не разовьет все возможные способности и умения.

Заботиться о правильном подборе игрушек для малыша нужно с раннего детства. Вы знаете, какие игрушки нужны ребенку в год? Вот и я недавно не имела ни малейшего представления об этом, пока мне не пришлось выбирать подарок для моей маленькой племянницы.

О самом главном

Важнейший принцип подбора игрушек для годовалого малыша, как, впрочем, и для ребенка любого возраста, — это . Какую игрушку можно предложить крохе, а от какой следует отказаться, несмотря на ее пользу для развития детей?

Признаки безопасной игрушки :

  • Она изготовлена из натуральных материалов: дерево, натуральная ткань, в крайнем случае, из высококачественного пластика.
  • Игрушка приятно пахнет или вовсе не имеет запаха, отсутствует запах красителей.
  • Об выступающие части и детали невозможно порезаться, поцарапаться, удариться, нет острых углов.
  • Не стоит покупать для маленьких детей игрушки с мелкими деталями, которыми они могут подавиться, засунуть туда, куда засовывать опасно для жизни и здоровья. Осторожности у крохи нет еще ни капли, за него должны быть предусмотрительными родители.

Чтобы составить реальную картину мира, ребенок должен видеть вокруг себя игрушки, изображающие животных, вещи и предметы в натуральном виде. Зеленых человечков и розовых собак не стоит приобретать для маленького человечка, весь мир которого пока ограничен стенами его квартиры и двором около дома. Лучше, если игрушки будут похожи на свой оригинал как можно реалистичнее.

Развитие или развлечение?

Трудно заранее сказать, какие игрушки будут интересны малышу. Нередко красочный многофункциональный модуль не вызывает у годовалого ребенка никакого интереса, а обычные или мячик становятся предметом выбора на многие дни и недели. Часто так бывает, когда родители думают, что их задача – предоставить крохе игрушки, а он уж сам разберется, что с ними делать.

Это грубая ошибка – возможности игрушки надо раскрыть, показать, как с ней играют или манипулируют. На этом этапе без мамы с папой дети не могут полноценно играть, а со сверстниками налаживать контакт они научатся годам к 2-3.

Основные задачи развития и воспитания в 1 год, решаемые с помощью игрушек:

  • Накопление пассивного словаря (названий окружающих предметов и явлений);
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации пальцев рук;
  • Обогащение сенсорных представлений (понятий о цвете, звуке, форме, объеме, массе предметов).
  • Эмоциональное развитие малыша.

Не нужно пугаться сложностей, часто одна и та же игрушка решает сразу несколько задач. Обязанность взрослого – всегда быть рядом, помогать и увлекать ребенка. Нужно учесть важнейшее достижение этого возрастного этапа – малыш стал ходить, увеличилась его самостоятельность.

Игрушки, полезные для детей в возрасте 1 год:

  • Пирамидка в 4-5 колец – очень интересна детям, развивает моторику, может быть с основанием-подсказкой в виде конуса, собрать неверно такую игрушку просто не удастся.
  • Вкладыши из 4-6-8 деталей. Часто они изготавливаются из дерева, представляют собой объемные фигурки, которые нужно вложить в свое углубление. Развивают внимание, моторику.
  • Мячи разной фактуры и размера, которые можно бросать и толкать: резиновые, текстильные, пластиковые.
  • Конструкторы типа «Лего», состоящие из крупных деталей.
  • Кубики, сначала мягкие (как бы странно это не звучало), немного позднее – деревянные. Строить башни (и потом своими руками ломать их) любят все дети.
  • Сортеры (так называемые «почтовые ящики») и вкладыши типа стаканчиков – детям очень нравится проталкивать различные фигурки в прорези и отверстия. Круглые и квадратные стаканчики так интересно вкладывать друг в друга!
  • Каталки, тачки, машинки для катания на них – развивают точные движения, вызывают интерес, как у мальчиков, так и у девочек.
  • Куклы, изображения животных – этот возраст является отсчетом появления сюжетной игры. Кроха подражает действиям родителей: кормит и укладывает спать кукол или мишек, катает в коляске, «заботится о них».
  • Игрушки, изображающие посуду, овощи, фрукты и продукты для разыгрывания различных ситуаций. Попробуйте подарить малышу набор крохотных инструментов «как у папы», он быстро найдет им применение, если мама и папа поиграют вместе с ним.
  • Заводные, механизированные и музыкальные игрушки для развлечения детей. Полезны для установления связей типа «причина-следствие»: нажал на кнопку – игрушка поехала, запела, поскакала, поплыла.

Чтобы драгоценное время не уходило напрасно, нужно дать ребенку «правильные» игрушки, играть вместе с ним, ответственно относиться к созданию развивающей среды.

Также рекомендую программу занятия с малышами — "Школу годовасика ".

Если вам интересны темы, обсуждаемые в блоге, приглашаю вас подписаться на обновления и порекомендовать статьи своим друзьям. До свидания, успехов и удачи!

Р азвитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически -экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.