Как сшить казачью парочку своими руками. Костюм казачки – это целый мир

гуглила. выдает в осн музеи и исторические статьи(((без кроя.

вот,первое попавшееся по поисковику "казачья одежда"(пользуюсь Яндексом,гугл не нравится):

..."Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 – 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет. «Чтобы не посадить под корыто старшую сестру»,— говорили в семье.
Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Покрой был довольно сложный. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

В начале XX в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.
Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса».
В Государственном музее-заповеднике М. А. Шолохова есть фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века. Женская одежда, находящаяся в фондах музея, 46–48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры. Простые казачки после революции сохраняли особенности своей одежды вплоть до первой трети XX в..."
..............................

Крой: любой журнал мод с кроем блузки с рельефными швами.Отрезаете по талии и делаете баску дополнительно
Вот,забиваю в поисковик:
"построение блузки с рельефными швами":
получила первое что выдал мне Яндекс:
"Блузка с баской и юбка – шьем шикарный костюм": http://korfiati.ru/2013/01/bluzka-s-baskoy/

Или заходите здесь на форуме в раздел построения выкроек и Вам любой (кто посвободнее)объяснит что и как делать.

В портняцком деле ни к чему привыкать не рекомендую,плииизззз...
Простой народный крой был в основном -МУЖСКОЙ.Да и то те же шубы и казакины уже были с рельефами по спине.
А насчет женского кроя - это вообще разговор особый. Любая верхняя рубаха(блузка,кофта-все это одевалось ПОВЕРХ нательного белья с ПРОСТЫМ кроем) - уже были у женщин и с рельефами и со складками и приталенные и...любые.
Т.е. крой уже УСЛОЖНЯЛСЯ.
Просто помните,что женская одежда СИЛЬНО отличается от мужской.
ну,хотя бы потому,что женщина во все времена должна привлечь мужчину и в одежде показать,что она принесет хорошее потомство.
И в этом женщинам во все времена помогала верхняя одежда.Начиная с кофточек,и заканчивая бальными платьями.

Куклы в народных костюмах №97. Праздничный костюм уральской казачки.

Основные виды женского костюма уральских казачек в XIX – начала XX вв. следующие: сарафан с рубахой, юбка с кофтой и платье.

Шилась женская одежда обычно из покупных тканей: ситца, сатина, бязи, бархата, шерсти, сукна.

Рубаха состояла из двух частей – «рукавов» и «стана» («полустанка»). Нарядные рукава шились из дорогих тканей, более яркой расцветки, чем сарафан.

Сарафан был основным видом одежды уральских казачек в XVII – первой половины XIX вв. Старинные сарафаны имели своеобразный покрой – в виде полукруга из трёх горизонтально сшитых полотнищ («круглый сарафан»). Верх спинки сарафана («горб») собирался в несколько круглых складок – «боров». Проймы, горловина, передние полы и застёжка обшивались позументом. Такие сарафаны передавались по наследству и до сих пор они хранятся как семейная реликвия.

Другой вид сарафана – косоклинный. Уральцы-старообрядцы считали «подходящим к закону» лишь косоклинный сарафан.

В первой четверти XX в. получили распространение «сарафанка» и «юбка с лифом» (отрезная «сарафанка»).

Комплекс «юбка с кофтой» появился под влиянием городской моды в начале XX века.

Платье в это время было менее распространено, носили его молодые горожанки.

Основным головным убором девушки-казачки была «перевязка» – широкая лента или шарф, которые обвязывались вокруг головы. Ее украшали позументом, бисером, вышивкой золотой битью.

«Перевязка» молодой замужней женщины крепилась на голове особым способом, оставляя часть волос открытой. Её носили с «волосником» или «кардонкой» – невысоким обручем из плотного картона, обшитого тканью.

Женский головной убор представлял собой сложный комплекс из «кокошника» (разновидности повойника) и подкокошника (кички). Кокошник называли «сорокой».

В конце XIX в. женский головной убор претерпел сильные изменения под влиянием городской моды. Терминология основных частей головного убора совпадает с названиями, известными у русского населения смежных районов.

Гимнастерка

Мужские коллективы казаков отличались своими атрибутами, одеждой, особым языком, своеобразным времяпрепровождением.
В «рыцарскую» эпоху старинные казаки, по словам В.Д. Сухорукова, добывали себе одежду оружием. Нападая на Азов и Нагайские улусы, а в особенности производя отдаленные поиски по морям Азовскому и Черному до Константинополя и древней Колхиды, нередко опустошая Трапезонд, Синоп, Ризу, Керчь, Кафу, Балаклаву, Темрюк и многие другие города и селения, доставали они серебро, золото, драгоценные каменья, одежду, оружие, богатые азиатские ткани и разные товары. Из таковых добыч делали платье, кто как мог, и как хотел, не соблюдая единообразия: один наряжался по-турецки, тот в платье старинного русского покроя, другой по-татарски, по-черкесски, по-персидски или по-калмыцки, даже на одном казаке бывала смесь одежды и оружия разных народов.
Станичный атаман Савва Кочет, привезший 1705 года в Москву с Дона астраханских восставших, приносил благодарность Великому монарху от имени всего войска Донского в следующих словах: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему мы все не имеем кроме разве на то будет царское изволение…» .

Выкройки одежды казачьих рубах и брюк.

БРЮКИ казачьи классического прямого кроя с лампасами и поясом на резинке (спортивный вариант).

Брюки - детали выкройки

Инструкция по шитью
Для пошива брюк потребуются:
– шерстяная, полушерстяная или синтетическая ткань (костюмная, габардин и т.п.) синего или тёмно-синего цвета – около 2 м при ширине 1,5 м;

– лампасы длиной по 1,2 м каждый из такой же ткани красного цвета. Ширина лампаса – 4,5–5 см;
– 2 пуговицы для внутренней застёжки;
– резинка – 90–110 см.
Раскрой:
1 – передняя половинка брюк – 2 дет.
2 – задняя половинка брюк – 2 дет.
Ширина цельнокроеной обтачки застёжки – 7 см (выкроить одинаково на обеих передних половинках). Ширина цельнокроеной обтачки верхнего среза брюк – 2,5 см.
Флизелин приутюжить к цельнокроеным обтачкам застёжки с изнаночной стороны.
Пошив:
1) Стачать боковые срезы. К боковым швам пристрочить лампасы. Стачать шаговые срезы.
2) Половинки брюк вложить одну в другую, лицевой стороной к лицевой стороне. Выполнить передний средний шов выше верхней и ниже нижней метки застёжки. Выполнить задний средний шов выше линии сгиба. Оставить в шве открытым участок для вдевания резинки. Передний разрез сметать.
3) Цельнокроеные обтачки застёжки разложить плоско. Левую обтачку застёжки срезать до ширины 4 см. На левой обтачке обметать две петли, не прихватывая ткань брюк. Левую переднюю половинку брюк отстрочить по разметке от верхнего среза до начала скругления, прихватывая обтачку. Правую обтачку застёжки наложить на левую переднюю половинку, у линии сгиба снова подвернуть и приутюжить. Вверху и внизу обтачку приметать. Застёжку отстрочить до конца, прихватывая припуск под застёжку.
4) Цельнокроеную обтачку верхнего среза брюк отвернуть по линии сгиба на изнаночную сторону, подвернуть и настрочить. В пояс продеть резинку.
5) Припуск на подгибку низа заутюжить на изнаночную сторону, подвернуть до ширины 3–4 см и пришить вручную или настрочить. Подшивать брюки можно также с использованием специальной ленты, которая предварительно пристрачивается к припуску на подгибку низа с лицевой стороны ткани (в этом случае брюки подшиваются вручную).

Гимнастерка и брюки.


а – правый рукав, обработанный планкой; б – правый рукав, состоящий из двух деталей

Рубаха донская повседневная и брюки.


Рубаха донская повседневная и брюки

РУБАХА КАЗАЧЬЯ (современный вариант).


Рубаха казачья - детали выкройки

Инструкция по шитью
Для пошива рубахи потребуются:
– однотонная хлопчатобумажная, льняная или смешанная (тонкая рубашечная или плотная) ткань – около 2-2,5 м при ширине 1,5 м; цвет на выбор – хаки, оливковый, голубой, синий, тёмно-синий, бирюзовый, бежевый.
– флизелин (клеевая прокладочная ткань);
– 6 пуговиц (10 и более пуговиц для рубахи с манжетами). Для праздничного варианта можно использовать блестящие, имитирующие металл, пуговицы или любые другие, контрастные по цвету.

Для украшения рубашки также можно использовать кант красного цвета или тесьму.
Раскрой:
1. Перед со сгибом – 1 дет.
2. Спинка со сгибом – 1 дет.
3. Рукав – 2 дет. На детали рукава показаны одновременно линия разреза для застёжки с манжетой и обтачка низа рукава без манжеты.
4. Планка для обработки застёжки переда – 2 дет. Длина планки – 20-30 см.
5. Воротник-стойка со сгибом –2 дет. Высота воротника – от 4 до 7 см.
6. Манжета – 2 дет. (для гимнастёрки). Манжеты выкроить отдельно в виде прямоугольников: высота манжеты 12-20 см, в сложенном виде – 6-10 см (высота манжеты зависит от количества пуговиц), ширина – 26–28 см (при среднем телосложении).
Прокладку приутюжить с изнаночной стороны к внешним половинкам планок для застёжки и к внешней детали воротника. Дополнительно приутюжить лоскуты прокладки к переду с изнаночной стороны у нижних уголков выреза для застёжки. Так же проклеить внешние половинки манжет.
Пошив:
1) Застёжка. Каждую планку переда сложить вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь и приутюжить. Внешние половинки планок притачать к продольным срезам передаю. Припуски переда надсечь в нижних уголках выреза переда наискосок. Припуски швов притачивания планок заютюжить на планки. Внутренние половинки планок подвернуть и приметать над швами притачивания планок. Планки отстрочить близко к швам. Левую планку наложить на правую и приколоть. Нижние концы планок взять вместе и притачать к переду. Припуски шва заутюжить вниз. Планки отстрочить поперёк на 1 см выше нижнего конца.
2) Выполнить смещённые вперёд плечевые швы и отстрочить их по спинке близко к швам.
3) Воротник-стойка. Детали воротника сложить лицевыми сторонами и стачать внешние срезы, начав и закончив строчку точно у линии шва втачивания. Припуски шва срезать близко к строчке. Воротник вывернуть и приутюжить. Внешний воротник втачать в горловину с изнаночной стороны рубашки. Припуски шва заутюжить на воротник. Внутренний воротник подвернуть и приметать с изнаночной стороны рубашки. Воротник отстрочить с лицевой стороны по внешнему краю и вдоль шва втачивания на расстоянии 2 мм.
4) Рукава. Головки рукавов слегка присборить. Рукава втачать в открытые проймы. Припуски швов заутюжить на перёд и спинку. Перед и спинку отстрочить близко к швам втачивания рукавов.
5) С каждой стороны единой строчкой выполнить боковой шов и шов рукава. Припуск на подгибку низа рубашки подвернуть, приутюжить и отстрочить с лицевой стороны на расстоянии ок. 1 см от края.
5) Цельнокроеные обтачки низа рукавов заутюжить на изнаночную сторону. Каждый рукав отстрочить на 4,5 см выше нижнего края.

Рукава гимнастёрки выполняются с манжетами (см. рисунок 2). Манжеты могут быть с любым количеством пуговиц. Чтобы рука свободно проходила в рукав и манжеты не были слишком узкими, они выкраиваются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для расчета ширины манжеты перед раскроем нужно измерить обхват кисти в самой широкой ее части (над костяшками пальцев, рука свободно опущена) и к этой мерке прибавить 4 см на застежку. У разреза рукава на расстоянии 4-6 см от того края, где будут петли, на расстоянии 2-3 см друг от друга выполняются две складки в направлении к разрезу (спереди назад), ширина складок по нижнему срезу рукава при раскрое отмечается в виде отрезков длиной по 2-3 см. Перед притачиванием манжеты к рукаву нужно приложить детали друг к другу и проверить, чтобы нижний срез рукава соответствовал ширине манжеты.

Застёжку рукава можно обработать двумя способами. Если рукав состоит из одной детали, разрез обрабатывают с помощью специальной планки. Если рукав состоит из двух частей, локтевой шов отстрачивается по всей длине близко к шву, при этом одновременно подворачиваются припуски разреза рукава и так же отстрачиваются.

Материалы подготовлены Л. Яровой.

ольга круглова

Вид : ознакомление с окружающим миром

Тип : ознакомительное

Тема : «знакомство с казачьим костюмом »

Возраст : 5 – 6 лет

Способ организации : общегрупповое

Предварительная работа : беседы «Кто такие казаки » , «Игры казачат »

рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков

Наглядный материал :

а) демонстрационный – иллюстрации костюмов казаков , казачек ; мольберт

б) раздаточный – игра «Одень казака и казачку » , «Выбери казачий костюм »

Задачи : познакомить детей с казачьим костюмом ; обобщить и систематизировать представления детей о казаках .

Формировать умение переносить новые знания в игру; формирование гендерной, гражданской принадлежности. Развивать восприятие и память. Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Ход : Ребята, послушайте стихотворение Н. Туроверова

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почёт :

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несёт.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют

Песни звонкие поют

Память предков охраняют,

Веру в бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Воспитатель : О ком говорится в этом стихотворении / ответы детей/

А кто такие казаки ? / ответы детей/

Да, ребята, в древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками . Все казаки служили Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у них своя история, традиции.

И вот сегодня мы познакомимся с казачьим костюмом

Служебная одежда – мундир из синего сукна, шаровары синего сукна с красными лампасами, фуражки или папахи с красным верхом, сапоги. В домашнем быту казаки носили полотняную вышитую рубаху, шаровары на сапоги.

Послушайте стихотворение И. Мордовиной о том, как у казаков появились лампасы : Царь наградой жаловал

Казаков донских

Сукном синим баловал

Воинов лихих

Дал в придачу алого чуточку сукна

Не хватило малого…

Подвела казна.

Пошили форму синюю

Донские казаки

Из алой ткани сделали

Лампасы на штаны

Остатками в фуражках околыш обвели

И сквозь века легенду

Об этом пронесли.

Физкультминутка :

Это платье для Наташки - 4 ритмичных поворота вправо – влево, руки

Красные горошки 4 ритмичных прыжка на двух ногах

А на платье два кармашка «рисуют» на животе два кармашка

Спрячем в них ладошки прикладывают ладошки к животу

Воспитатель : Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка»

Кофта была с оборкой «басочкой» , воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма . Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Фартук или запон

Различают праздничные или расхожие (на каждый день) . Праздничные украшались ткаными узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок) .

Игра «Одень казака и казачку »

Материал : бумажные куклы – казак и казачка , комплекты одежды для каждого.

Правила игры : Воспитатель показывает детали одежды. Правильно назвавший тот или иной предмет женской (мужской) казачьей одежды , забирает его и одевает куклу. Девочки одевают казачку , мальчики – казака . Побеждает тот, кто первым оденет свою куклу.

Итог. Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с казачьим костюмом , вы узнали особенности костюма . А как вы запомнили его, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Выбери казачий костюм » / дети играют/ Воспитатель задаёт вопрос : - По каким деталям вы узнали казачий костюм ? / ответы детей/

Игра «Выбери казачий костюм »

Цель : закрепление знаний особенностей казачьего костюма , воспитание любви к истории родного края.

Описание : Дети выбирают костюм казаков среди других костюмов , дают объяснение, по каким признакам они узнали костюм .

Материал :

Фото :

images.yandex.ru›народные костюмы в картинках

images.yandex.ru›костюмы казаков

Знакомимся с нашими современниками, собирающими, сохраняющими и ретранслирующими казачью культуру и историю, узнаем их интересные и обоснованные мнения на наболевшие и острые темы!
  • Спецтема Проливаем свет на связанные с казачьей культурой, историей и землёй современные нам и исторические события и явления и пытаемся разобраться в них!
  • Книжный дозор Знакомимся с новыми и выдержавшими проверку временем книгами о казачьей культуре и истории!
  • Культура
  • Духовная культура
    • Казачьи традиции Раскрываем традиции казаков, что было, а чего не было!
  • Материальная культура
    • Вкус станиц Готовим блюда казачьей кухни, пробуем и делимся рецептами!
    • Казачий костюм Рассказываем и показываем, как одевались казаки, у каждого костюма своя история!
  • Художественная культура
    • Любо петь! Рассказываем о казачьих песнях и поём их!
    • Казаки пишут… Читаем стихотворения, написанные казаками до революции или в эмиграции, знакомясь при этом с авторами, интересными не менее, чем их произведения.
  • История
  • Военная история
    • Путь полка Прослеживаем славные боевой путь казачьих воинских подразделений, оставивших свой след в истории!
    • Битвы с казаками Реконструируем битвы, прославившие казачье оружие. Перенеситесь вместе с нами на поле битвы с казаками!
    • Оружейка казака Рассказываем, с чем в руках и на чём казаки защищали отечество.
  • История в лицах
    (микроистория)
    • Вот это казаки! Рассказываем о казаках, глядя на боевые подвиги которых, можно однозначно сказать: «Вот это казаки!»
    • Казаки — не только воины Казаки - воины, но не только! Если надо, могут и Академию наук возглавлять, и кино снимать, и новые земли открывать, да что угодно могут… В советское время о казачьем происхождении этих знаменитых личностей, одержавших победы на гражданском поприще, часто умалчивалось по понятным причинам… А мы расскажем Вам о них в этой рубрике!
    • Командир хороший, атаман удалый! Рассказываем о прославленных атаманах и командирах, водивших казаков в бой на защиту отечества и разделявших с ними лавры победы, словом о тех, о ком можно, перефразировав слова известной казачьей песни, сказать: «Командир хороший, атаман удалый!»
  • Открытый университет
  • Библиотека
  • Спецпроекты
  • для слабовидящих
  • Переключить навигацию

    ГОСТ:
    Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539.. (дата обращения: 30.06.2019)

    «…а она вышла к нему обряжена как следует, в азарбатном сарафане, в жемчужной поднизке, с монистами и жемчугами на шее, в черевичках, золотом расшитых - как следует девице хорошего отца-матери».

    Казалось бы, 21 век окончательно избаловал нас выбором. Кажется, что можно подобрать что угодно и на любой вкус. Мы надеваем модное, дизайнерское, особенное, при этом резонно хотим оставаться собой. Но ещё чуть больше 100 лет назад всё это уже было? Или нет? Давайте, разберёмся.

    Как и сейчас, на рубеже 19 и 20 веков казачки Урала и Оренбуржья хотели следовать моде. Хотя вера – многие из казаков этого региона были старообрядцами – напрямую влияла на сохранение в первую очередь традиционного вида женской одежды. Однако, трансформация деталей, материалов, добавление элементов городской моды шли неумолимо.

    Исходя из анализов музейных и фотоматериалов, а так же благодаря описаниям современников и этнографов, можно утверждать, что в нашем регионе бытовали три разновидности комплексов женской одежды:

    (нажмите на комплекс одежды, чтобы перейти к нему)

    Комплекс женской одежды с сарафаном

    Безусловно, самым древним из них был уральский сарафан. Часто в литературе и музейных описаниях этот тип сарафана называют косоклинным, но это не правильно: по крою данный сарафан не имеет клиньев вовсе.

    Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

    Семейное фото, г. Уральск.

    Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

    Слева пуговицы украшенные зернью, справа двуцветный позумент с сарафанов уральских и оренбургских казачек.

    Позумент изготавливался из металлизированной золотой или серебряной нити с применением бити (тонких металлических полосок). Из них же нередко делался и роскошный пояс для сарафана.

    На уральской казачке традиционный золотный пояс.

    Сарафан на рубеже 19 и 20 веков стал уже исключительно праздничной одеждой, которую надевали в самые важные даты: свадьбу, первопрестольные праздники.

    Комплекс женской одежды с сарафанкой

    В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна. Однако, праздничные сарафанки часто шились из шёлка.

    Для того, чтобы сразу понять отличие, можно взглянуть на фото семьи Санковых Сакмарского района Оренбургской области: женщина справа в традиционном уральском сарафане, остальные в сарафанках.

    Семья Санковых, Сакмарский район, Оренбургская область. Фото начала 20 века.

    Праздничные сарафанки часто обшивались кружевом несколько выше подола и красиво вышивались машинной стёжкой на спинке.

    Сарафанка из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

    Праздничные шились из нарядных шелков и украшались полосой позумента. Но основная часть – «станушка», скрытая одеждой – всегда была из простых тканей, чаще всего хлопка.

    Рукава из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    «Городская мода»

    Даже «городская мода», различного вида парочки, кофты и юбки претерпели изменения согласно местному вкусу. Чаще всего они в праздничных вариантах шёлковые и яркие. Юбки дополнены полосами кружев как на сарафанках. Надеты аксессуары, которые используются только на Урале и в Оренбуржье (кардонки с ширинками, вышитые манжеты и прочее)