Творческие занятия с детьми 4 5 лет.

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

ирина половцева

«Яблоня в цвету »

Рисуем при помощи пуговиц.

Цель : Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности. Совместить рисование и ручной труд .

Задачи : Обучить детей работе с творческим подручным материалом. Развивать мелкую моторику пальц, внимание и эстетический вкус. Уметь работать самостоятельно.

Материал : Плотный картон (или деревянную доску) размером 25х15 см, пуговицы зеленого цвета и в формы цветков , клей (пластилин, простой карандаш, образец, картинки деревьев.

Занятия проходит в два этапа :

1. Вводный.

2. Творческий .

На первом этапе работе воспитатель рассказывает детям о деревьях. Их строение и особенностях, рассматривают картинки с предложенными деревьями.

На втором этапе работы детям показывают, как рисуется ствол и крона (небольшой эскиз) . Рисуется простым карандашом на весь лист картона (мелкие детали не вырисовываются ) .

Затем детям показывается, как выкладывается, вырисовывается крона при помощи пуговиц. Работа начинается сверху вниз. Пуговицы крепятся при помощи клея или маленьких кусочков пластилина. В нашей работе мы применяли клей.

Когда контуры кроны выложены пуговицами, воспитатель объясняет и показывает, как пустое пространство кроны заполняются пуговицами разных размеров и оттенков зеленого цвета . Некоторые места кроны декорируются цветами . Когда верхняя часть работы завершена, детям предлагается самостоятельно выложить ствол дерева самостоятельно.

В конце занятия детям предлагается обсудить работы сверстников, выбрать наиболее аккуратную и оригинально выполненную, устроить выставку работ – фото.

«Кактус»

Рисуем на камни.

Творческое занятие для детей 5 – 6 лет .

Цель : Познакомить с новым видом росписи на объемном предмете (морской камень) .

Задачи : Показать и рассказать о новом виде росписи. Закрепить знания о смешивание цветов и получения оттенков. Умения работать с палитрой и гуашевыми красками. Развивать мелкую моторику при работе с кистями разной ширины, эстетический вкус, внимание. Уметь работать самостоятельно.

Материал : Морской камень, гуашь синего, зеленого, белого цветов , кисти № 2 и № 5, палитра, баночка с водой, салфетка для каждого ребенка, альбомный лист, простой карандаш, картинки с изображением кактусов.

Для декора используются небольшие горшочки, декоративный цветной песок , гипсовая смесь, пуговички в виде цветов , пластилин для крепежа.

Занятие проходит в 4 этапа :

1 этап – вводный;

2 этап – творческий ;

3 этап – самостоятельная работа;

4 этап – итоговая работа.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о комнатном растении кактус, показывает изображение кактусов разных видов. Предлагает показать кактус растущий в уголке природы детского сада.

Воспитатель : Ребята я сейчас вам прочитаю вам стихотворение

Ю. Симбирской

Кактус, маленький и колкий,

Год живет на книжной полке.

Как прилежный ученик,

Прочитал он столько книг

Про пустыни и барханы,

Про колючки-великаны.

Там песок и жарко слишком,

Если верить этим книжкам.

Здесь – за окнами зима.

Снег ложится на дома.

День за днем снежинок пляски…

А пустыня – это сказки!

Дети внимательно рассматривают кактус и называют особенности этого растения.

Воспитатель : Ребята я вам предлагаю нарисовать кактус на альбомном листе.

Дети соглашаются.

Перед началом работы воспитатель задает вопрос : Какую форму имеет наш кактус. Какого цвета . Где растет в природе, в домашних условиях, чем опасен для детей и т . п.

Дети : Кактус имеет овальную форму, он зеленого цвета у него есть иголки которыми можно уколоться. Растет в пустыне или в цветочном горшке .

Воспитатель показывает, как правильно разместить рисунок на листе бумаги. Рисуется овал – кактус и срезанный конус – горшок, в котором растет кактус. Затем рисунок раскрашивается при помощи красок. Смешиваются зеленая и белая краска, чтобы получить более светлый оттенок зеленого. Затем овал закрашивается не произвольными движениями широкой кистью, при этом используется светлые и темные оттенки зеленого. Затем раскрашивается горшочек для кактуса. Когда краска на изображении подсыхает на кактусе рисуются колючки таким образом : в хаотичном порядке тонкой кистью наносятся небольшие крестообразные мазки (в виде снежинок) . Второй творческий этап закончен .

На третьем этапе работы воспитатель предлагает детям самостоятельно перенести свой рисунок с бумаги на камень в том же порядке.

Перед работой воспитатель и дети рассматривают камень на который они будут переносить рисунок. Педагог объясняет, что рисунок нужно перенести на две стороны камня, так как он имеет объемную форму. Не надо бояться его держать и переворачивать.

Дети приступают к самостоятельной деятельности – третий этап.

В конце занятия , когда все камни раскрашены и высохли, воспитатель помогает детям закрепить кактусы в маленьких горшочках при помощи гипсового раствора и декоративного песка. Когда все работы готовы, в группе устраивается выставка работ самые интересные работы отмечаются воспитателем - фото.

Публикации по теме:

Перед началом работы на прогулке мы с детьми рассмотрели цветущую на территории детского сада яблоню. Обратили внимание на ствол, ветви,.

Наступила весна! Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной.

Расцветали яблони и груши… Напеваю строчки из любимой «Катюши». Вырезаю ветки, листья и цветочки И опять, напеваю любимые строчки. Вот.

Мастер-класс изготовления ветки цветущей яблони. 1. Для работы потребуется: бумажные салфетки 4 цветов: белые, розовые, 2 оттенка зеленого,.

Развитие ребенка включает в себя не только физическое становление.

Поделки для детей 4 5 лет расширяют кругозор, обогащают фантазию и мышление.

В этом возрасте они увлеченно познают мир, появляются и формируются интересы, увлечения.

К этому моменту большинство детей посещает детский сад, где их учат делать поделки из разнообразных материалов. Нередко устраиваются конкурсы на лучшее произведение, созданное дома, вместе с родителями.

Помимо того, что это интересно и познавательно, создание чего-то нового и необычного для ребенка является настоящим достижением.

Повышается его уверенность в собственных возможностях и силах. Развивается мелкая моторика пальцев, что немаловажно.

Плюс ко всему, у заинтересованных деток лучше развивается мышление, они могут предлагать нестандартные решения поставленных задач. Что уж говорит о безграничной фантазии?

Если не зацикливаться и всегда предлагать своему ребенку новые фактурные элементы, то в игровой форме он сможет изучить свойства природных материалов, бумаги, ткани, сможет понять разницу между ними.

Можно предложить ему самому придумать поделку, предоставив несколько видов материалов. Это может быть веточка, несколько листов цветной бумаги, каштаны или шишки – все, что можно найти в парке на прогулке или дома.

Что можно использовать для поделок?

Если задуматься и присмотреться внимательно, то каждый родитель поймет, что вокруг огромное количество материалов, которые можно использовать для детской поделки. Чаще всего это те мелочи, которые есть в каждом доме или во дворе.

Материалы поделок:

  • пластилин;
  • фетр;
  • бумага;
  • пластиковые бутылки, тарелки, стаканчики;
  • природные материалы – листья, шишки, ракушки, камни, ветки;
  • твердые сыпучие продукты питания – крупы, макароны, орехи, кофейные зерна.
  • предметы обихода – пуговицы, ватные диски и палочки, прищепки.

Можно придумать огромное количество аппликаций и поделок не только из вышеперечисленных материалов, но и из подручных вещей, которые можно найти дома.

Главное, чтобы родители стремились поддерживать интерес ребенка к творческой деятельности и принимали активное участие в процессе создания детского шедевра.

Поделки с детьми 5 лет своими руками из пластилина

Практически все малыши любят лепить из пластилина.

Благодаря тому, что масса отличается податливостью и мягкостью, из нее без труда можно смастерить все, что душе угодно.

Разноцветные наборы пластилина станут отличным подарком для маленького творческого человека.

Помимо того, что поделки из пластилина делать легко и увлекательно, в лепке есть и положительные качества, которые преследуют родители:

  • Развивается внимание к мельчайшим деталям.
  • Прививается усидчивость и трудолюбие.
  • Формируется образное мышление.
  • Оттачивается мелкая моторика рук и пальцев.

В магазине можно приобрести обычный цветной или зернистый пластилин. Последний отличается составом и консистенцией. Если обыкновенный пластилин – это однородная масса, то зернистый состоит из мелких полимерных горошин, соединенных между собой вязким веществом. Оно легко поддается деформации и быстро засыхает на воздухе. Немаловажным является тот факт, что при лепке с таким пластилином обеспечивается легкий пальчиковый массаж.

Если родители не знают, с чего начать работу с ребенком 4-5 лет, то можно попробовать слепить сначала несколько простых и основных элементов:

  • колбаска;
  • шарики;
  • конус;
  • цилиндр;
  • прямоугольник;
  • блин;
  • капля;
  • яйцо;
  • лента.

Потом, когда основные элементы освоены, можно приступать к формированию из них, таких сложных фигур, как:

  • овощи;
  • машинки или куклы;
  • животные;
  • цветочные полянки.

Поделки из бумаги

Процесс создания поделки из бумаги – очень увлекательный и захватывающий, особенно для детей в возрасте 4-5 лет. Создавая аппликацию, малыш сможет узнать не только о разновидностях бумаги, но и о её свойствах.

Так как бумага отличается податливостью и доступностью, то дети с ней знакомятся практически в первую очередь. С первых лет жизни их интригует её шелест и шуршание, нравится её комкать и рвать на мелкие кусочки. В более старшем возрасте, когда ребенок уже осознанно деформирует бумагу, из мелких кусочков или отдельных фрагментов, можно создавать настоящие произведения искусства.

Крокодилы из бумаги

Как правило, в возрасте 4-5 лет дети уже освоили навык склеивания и умеют обращаться с ножницами. Поэтому использование бумаги в поделках может привлечь еще большее внимание и надолго заинтересовать ребенка.

Цветная бумага используется в детских поделках чаще всего. Но помимо неё, можно также предложить ребенку:

  • цветной картон;
  • белую бумагу;
  • салфетки;
  • оберточную бумагу.

Валентинки в виде улиток

Все это напрямую зависит от родителей – от их личной фантазии и стремления увлечь ребенка, стараясь максимально разнообразить материалы, используемые при создании поделки.

Занимаясь с малышом творчеством, родители не только приобщают его к прекрасному и стимулируют развитие нестандартного мышления, но и становятся еще ближе к своему чаду. Ведь для каждого ребенка близость родителей и общие интересы очень важны.

Если ребенку всего 2 года, это не значит, что у него не получится мастерить что-то своими руками. можно делать вместе со взрослыми.

Варианты поделок своими руками из желудей вы найдете .

Отдыхали летом на море и привезли ракушек? Чтобы они не лежали без дела, можно смастерить из них поделку. Варианты поделок из ракушек, которые можно сделать вместе с детьми, вы найдете .

Поделки из сыпучих продуктов питания

Среди многочисленных материалов, из которых можно мастерить вместе с ребенком что-то интересное, необычное и красивое, отдельное место занимают крупы и макароны. Чаще всего их используют при создании картин, так как они отлично клеятся к бумаге и очень необычно смотрятся.

В качестве исходного материала можно использовать картон, вместе с ребенком нарисовать на нем осенний пейзаж или натюрморт, а затем дать возможность малышу самостоятельно подбирать имеющиеся крупы, чтобы раскрасить картину.

Простые поделки из круп

Использование сыпучих продуктов не только интересно для малыша, но еще и полезно.

  • Развивается мелкая моторика пальчиков.
  • Осуществляется массаж.
  • Родители могут рассказывать ребенку о том или ином виде крупы, говорить о её свойствах и пользе.
  • Развивается пространственное мышление и воображение.

Такие картины можно отнести в детский сад на выставку, принимать с ними участие в конкурсах, а можно украсить домашнюю кухню – ребенку будет очень приятно.

Поделки из природных материалов

С первых лет жизни, когда ребенок только начинает ходить, на прогулке его интересует абсолютно все. Палочки и веточки, листья, каштаны и даже камни – все хочется потрогать, рассмотреть повнимательнее.

В возрасте 4-5 лет интерес никуда не уходит, а лишь усиливается, так как к этому периоду, ребенок знает о смене времен года и о том, что происходит с листьями и травой, видит яркие краски осеннего пейзажа и огромное разнообразие листочков.

Ежик из листьев и шишек

Использовать природные материалы для создания поделки – самый простой и дешевый вариант. Все, что будет необходимо, ребенок вместе с мамой и папой может собрать на прогулке в парке:

  • каштаны и орехи;
  • разноцветные листья;
  • веточки;
  • мелкие камни;
  • шишки, семена, сухоцветы;
  • кору деревьев.

Важно, чтобы при сборе листьев, родители объясняли ребенку, с какого дерева он упал. Таким образом, даже подготовка к созданию поделки будет полезной и познавательной для подрастающего малыша.

Поделки из пластиковых бутылок, тарелок, стаканчиков

Пластиковые бутылки есть в каждом доме. Не обязательно их выкидывать – можно использовать их как исходный материал для создания поделки. В зависимости от размера и цвета бутылки, можно придумать массу различных вариантов, используя при этом и другие материалы.

После пикника на природе, можно сохранить несколько пластиковых стаканчиков и одноразовых тарелочек – они тоже пригодятся. Таким образом, можно показать ребенку, что для творчества используется все, что угодно. Главное – иметь желание и фантазию.

Из пластиковых материалов можно создавать различные поделки с детьми 4-5 лет.

Например:

  • животных и птиц;
  • погремушки и музыкальные инструменты;
  • человечков и сказочных героев;
  • кормушки для птиц, домики для домашних грызунов;
  • тоннели, гаражи, здания;
  • машинки, поезда и даже корабли.

Вместе со своим ребенком можно дать пластиковым изделиям – новую и яркую жизнь.

Поделки из пуговиц, ватных дисков и палочек

Хочется разнообразить аппликации и детские картины? Тогда достаточно просто добавить несколько материалов, которые до этого не использовались.

Можно предложить ребенку массу разноцветных пуговиц, отличающихся по размерам и фактуре. Ребенок обязательно найдет им применение, создав например: панно, подставку под горячее, бусы и т.д.

Аппликация из пуговиц

Нередко при создании аппликаций используются ватные палочки и диски. Особенно удобно с ними работать при создании зимней аппликации. Благодаря податливости материала, диск можно разрезать или просто разорвать на мелкие кусочки, которые будут имитировать, к примеру, снег.

Можно предложить ребенку лепить снеговика, только не на улице из снега, а дома – из подручных материалов . В ход могут пойти даже старые детские колготки или носки белого цвета, вата из домашней аптечки и несколько пуговиц.

Если включить фантазию и правильно направить ребенка, то он под родительским руководством сможет создавать потрясающие игрушки и картины.

Сезонные поделки

Каждое время года имеет свой цвет. Зима – белоснежная, лето – ярко-зеленое, осень – желто-красная, а весна играет нежными красками цветущих деревьев. В зависимости от того, какое время года за окном, можно собрать несколько природных материалов, которые станут дополнением к уже имеющимся.

Делать с ребенком сезонные поделки необходимо, так как в процессе такой деятельности, с ним можно вести разговоры о нынешнем времени года, рассказывать, чем оно прекрасно и в чем его особенность.

Поделки летние

В течение календарного года ребенок должен сделать хотя бы по одной поделке из каждой категории:

  • весенние;
  • осенние;
  • зимние;
  • летние.

Это могут быть аппликации из бумаги и природных материалов. Можно создавать игрушки и статуэтки. Словом – все, что только будет угодно детской душе.

Праздничные поделки

Как же обойтись без праздников? А, как известно, на праздники принято дарить подарки. Для мамы и папы не будет лучшего подарка, чем поделка, созданная собственным ребенком. Так как праздников в году достаточное количество, то у малыша будет шанс порадовать всех родных – родителей, бабушек и дедушек.

В зависимости от предстоящего праздника, можно предложить ребенку создать тематическую поделку:

  • Новогоднюю;
  • К 8 марта;
  • К 23 февраля;
  • Ко Дню матери;
  • Ко дню семьи;
  • Пасхальную.

Конечно же, нельзя забывать о предстоящих днях рождения близких родственников. Получить самодельный подарок от малыша будет приятно каждому. А уж как счастлив будет ребенок, видя восхищение своей работой.

Чтобы малыш вырос любознательным, умелым, креативным и смышленым, с ним нужно проводить много времени. Главное, что это время не было потрачено без пользы. Приучение к художественной самодеятельности играет огромную роль в процессе становления личности.

Новогодние елочки

Поэтому родители должны уделять своему чаду как можно больше времени, предлагая ему мастерить самые разнообразные вещи. Нужно начинать с простых аппликаций из цветной бумаги и лепки элементарных фигур из пластилина, заканчивая более сложными объёмными моделями из самых разнообразных материалов.

Видео на тему

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, - именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.

Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.

Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в 4 года

  • Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
  • Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
  • Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
  • Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
  • Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
  • Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
  • Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
  • Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
  • Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.

Что должен знать ребенок в 4 года

Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:

  • Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
  • Цвета.
  • Формы.
  • Виды животных.
  • Транспорт.
  • Растения и природные объекты.
  • Городские объекты.
  • Состояние природы и погоду.
  • Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
  • Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
  • Запахи.

Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет

  • Отгадка загадок.
  • Чтение с мамой.
  • Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
  • Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)

Мы уже писали статьи на темы, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, - детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)» включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

  • Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, - подбирайте по возрасту.
  • Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, - ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
  • Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, - автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
  • Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями - ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.

  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Развивающие занятия для детей для 4 лет в игровой форме

Ребенок находится в игре постоянно, родителям нужно только лишь включить в игру обучающий аспект. Практически все игры можно превратить в развивающие занятия для детей 4 лет и старше. И практически все игрушки могут стать обучающим материалом.

Конструкторы

На первом месте среди развивающих игрушек стоят конструкторы. Конструктор - игрушка без гендерного разделения, как считалось раньше, он будет одинаково интересен и мальчикам, и девочкам. Желательно выбирать наборы не только с разными блоками, но и с персонажами, вспомогательными предметами и объектами. Есть конструкторы с напечатанным алфавитом, для изучения букв; есть с цифрами и знаками сложения, вычитания; также конструкторы знакомящие детей с окружающим миром, животными разных стран и континентов, временами года, профессиями. Например «Lego Duplo» - в этой серии детали довольно крупные, есть наборы для самых маленьких от 1 года, а есть от 2–5 лет. Следующие серии конструктора идут от 3 лет Lego Classic - в нем детали мельче и в наборах их больше. Можно выбрать отдельные серии для мальчиков и для девочек.


Игры с конструктором, развиваем:

Фантазию и речевые навыки

Задавайте ребенку вопросы во время игры, пускай он фантазирует что будет дальше. Давайте задания придумать новую фигуру из конструктора, не обязательно собирать только по схемам. Разыгрывайте сценки с персонажами конструктора, придумывайте им имена, занятия, где они будут жить, с кем дружить.

Логику

Просто стройте из блоков, по схемам и без, создавайте свои схемы. Начертите на листке бумаги маркером фигуру, границы предмета или буквы, пускай ребенок сложит ее из блоков. Задавайте рамки цвета, формы. Кубики можно использовать разными способами, даже раскладывая узоры на полу. На кубиках можно писать цифры и буквы, наклеивать небольшие наклейки; потом давать задания ребенку: сложить такие кубики с изображениями по каким-либо признакам или смыслу. Постройте из кубиков лабиринт, попросите чтобы ребенок прошел его самостоятельно, попросите построить лабиринт для вас.

Мелкую моторику

Чем меньше детали тем проворней ребенок учится с ними обращаться, развивая свою мелкую моторику.

Внимание и память

Собирая конструктор по приложенной к нему схеме, ребенок учится внимательно ей следовать. Есть масса отдельных книг с новыми схемами для конструктора Lego, их можно приобрести дополнительно в книжных магазинах. Вы можете составлять свои схемы, зарисовывать их, сделать свой каталог, - правда интересный проект? Задействовать эти навыки можно и по ходу самой игры, например, дав задание собрать по памяти, как было ранее, все вагончики столкнувшегося и рассыпавшегося поезда и т.п.

Грамматика

Маркером можно написать на кубиках буквы русского алфавита, или наклеить наклейки с буквами и другими изображениями на кубики, чем тоже можно заняться вместе с ребенком. Эти маленькие наклейки продаются в книжных для ежедневников. С помощью таких подготовленных блоков можно обучать ребенка: предлагая подобрать букву к нужному изображению, складывать буквы в слоги соединяя блоки. Можете из самих блоков складывать печатные буквы, предварительно нарисовав схему на листке бумаги. Можете использовать блоки с буквами и другими изображениями вкупе с обучающими тетрадями и книгами, - ​ сделаете ваше обучение более интерактивным и интересным.

Счет, сложение и вычитание

Используйте блоки с цифрами и знаками сложения и вычитания, которые можете подготовить совместно с детьми, как описано выше. Или например, играйте в стройку: просите доставить вам определенное количество блоков определенного цвета, затем прибавить еще несколько другого цвета, и все в таком духе. Ребенок отлично оттачивает счет в таких интересных играх.

Речевое развитие

Используйте кубики с наклейками изображающих разнообразные предметы, - так можно играть в магазин с персонажами, спрашивая у ребенка, в роли консультанта, - что он посоветует и почему. Помогайте ему, вводя новые слова, пусть он использует их в своих объяснениях. Провоцируйте ребенка комментировать действия в игре, - задавайте направляющие вопросы. Учите выстраивать правильно предложения: играя, например, в туристическую экскурсию или в железнодорожный вокзал, оглашая необходимые объявления для пассажиров поездов.

Плюсы и минусы конструктора

Плюсы конструктора: Если подключить фантазию, конструктор – это очень многофункциональная игрушка, с ним можно придумать массу развивающих занятий для детей для 4 лет и практически любого дошкольного возраста, к тому же это так интересно.

Минусы конструктора: Многие родители жалуются на раскиданные по всему дому мелкие детали. Однако и с этим можно справиться: соорудите специальный коврик для игр под конструктор; который стягивается в мешок, собирая все детали, по завершении игры.

Еще родители отмечают то, что их ребенок собирает конструктор только по схемам не проявляя фантазию. Выход есть и тут – покупайте классические блоки Lego Classic, они рассчитаны что ребенок будет придумывать фигуры и игры самостоятельно.

Большую популярность сегодня имеют настольные игры. Это не только развивающие занятия для детей для 4 лет, но и веселое время с родителями и друзьями, радость от выигрыша, и тренировка адекватного отношения в случае проигрыша. Настольные игры разработаны на разные возраста ребенка, для дошкольников это могут быть: пазлы для изучения алфавита; домино с изображениями, цифрами и буквами; разные проходилки с простыми правилами; или карточные игры с красивыми иллюстрациями. Все это можно найти в магазинах игрушек.

  1. Хорошие развивающие игры для детей дошкольников выпускает издательство LISCIANI, можете выбрать отдельные игры для развития какого либо навыка или комплекты.
  2. Еще один хороший производитель развивающих игр - Miniland. Игры преднозначены для развития и обучения детей дошкольников.
  3. И конечно же достаточно популярное «Десятое королевство» выпускает очень большой ассартимент обучающих и развивающих игр для детей, с любимыми персонажами из мультиков, для детей разных возрастов.
  4. Ища игру для развития какого-то конкретного навыка (изучение букв, письма, чтени, счета) рассмотрите всех издателей обучающих детских игр. Выбор большой, однако найти можно практически все что необходимо для развивающих занятий с детьми.

Плюсы детских настольных игр: Такие игры строятся по готовому сюжету (правилам придуманным разработчиками), задания не нужно придумывать самим, как с конструктором.

Минусы настольных игр: Они имеют ограниченный функционал, почти всегда ограничены инструкцией.

Любимые игрушки

Любые детские игрушки могут стать обучающим занятиями для детей для 4 лет, здесь то же что и с конструктором – главное проявить фантазию.

Несколько идей для занятий в игровой форме для мальчиков

Если ребенок любит машинки можно наклеить на них буквы или цифры, сделать для них паркинг. На каждое место в паркинге наклеить или нарисовать изображение, название которого начинается на букву наклеенную на машинку. Или наклеить то количество изображений которое цифрой написано на машинке. Наклейте на машинки знаки сложения, вычитания, ровно – и можно решать примеры разъезжая по игровому полю (трассе).

На ватмане можно нарисовать трассу с городами, лесами, природными и архитектурными местами, можно даже изобразить погодные условия. Разъезжая по такой трассе изучайте с ребенком направления (лево, право, вверх, вниз); развивайте речь задавая вопросы - «Что будет если повернуть налево, куда ты приедешь? Что там можно делать?»; рисуйте путевые карты, чтобы ребенок следуя им, достигал нужного места назначения, так он будет тренировать внимательность.

Проявите фантазию и придумайте свои игры и задания, в них можно развивать и обучаться всему чему обучают педагоги детей 4 лет в дошкольных заведениях.

Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек

Практически все девочки любят либо кукол, либо игрушечных зверей, - и тут огромное раздолье для фантазии. С куклами и зверями можно также изучать алфавит, расклеив на них буквы; раздавайте куклам конфеты, пускай куклы делятся друг с другом, считайте сколько у кукол конфет при разных условиях и т.п.

Куклы и звери отличные инструменты для ролевых игр. Играем в магазин (изучаем сложение и вычитание, буквы, как пишутся названия продуктов, развиваем речь и мышление). Играем в театр (развиваем фантазию, речь, логику, память, мышление) - придумываем короткие сценки, персонажей, имена, заучиваем короткие стишки; можно взять сказку из детской книги и поставить кукольный спектаклю с игрушками по книге.

Даже простая ролевая игра в импровизацию поможет развивать все необходимые навыки, - задавайте ребенку как можно больше вопросов об окружающем, рассказывайте о том чего он еще не знает.

Плюсы развивающих занятий с любимыми игрушками: Ребенок уже погружен в игры с любимыми игрушками, предложите новые сценарии в его игре - интерес к занятиям гарантирован.

Минусы: Придется активно проявлять фантазию, разрабатывая сценарий развивающих занятий, подготавливать дополнительные материалы (распечатки букв, цифр, карточки с дополнительными предметами). Хотя все эти дополнительные материалы можно купить в детском или книжном магазине.

Подручные материалы

Пожалуй, самые творческие развивающие занятия для детей для 4 лет - это поделки из подручных материалов. Разнообразное количество проектов можно придумать из: природных материалов, круп, пустой упаковки, бытовых предметов обихода, бумаги и специальных материалов для творчества.

Начинайте с того, что вы хотите сделать (какая задача перед вами стоит: выучить буквы, разработать мелкую моторику и т.п.), какие конкретно подручные средства для этого подойдут, как их надежно склеить или соединить - уже столько изобретательности нужно проявить. Если вы хотите вырастить творческую личность, то чаше прибегайте к играм из подручных и природных материалов.

Крупы и другие мелкие сыпучие объекты (развиваем моторику и сенсорику)

Крупы можно зашить в игрушки из тонкой ткани.

Муку можно поместить в надувной шарик, спустить весть воздух и завязать на узел, - шарик будет хорошо держать заданную ему форму. Можно дополнительно декорировать его пластиковыми глазками и приделать волосы (кисточку из ниток).

Крупами и песком можно рисовать, разложив их на подносе или приклеив к листу бумаги.

Насыпав крупу или песок в коробку можно сделать игровое поле (пляж, стройку, огород) для игр ребенка.

Бумага

Детское оригами, самое простое, сможет сделать и ребенок в 4 года.

Аппликации: можете помогать ребенку, рисуя простые формы, пусть он вырезает их детскими ножницами и приклеивает сам.

Из бумаги можно вырезать любые предметы для обучения, делать развивающие тетради с элементами аппликации и рисунка (кукольный домик, трассу для машин с разными локациями, лесом, городом, магазином и т.п.) Используйте готовые наклейки в таких тетрадях, дети их очень любят.

Трубочки, зубочистки

Нарежьте трубочки или используйте спички, чтобы сложить аппликацию или построить домик, используйте клей.

Из коротких частей трубочек можно сделать цепочку, замыкая один конец в другой.

Из зубочистки и картошки можно сделать ежика или дикобраза.

Из трубочек, плотной бумаги и втулки от туалетной бумаги можно соорудить вертолет, потом раскрасить его акриловыми красками.

Природные материалы (шишки, веточки, камешки, желуди…)

Из всего этого добра может получиться масса поделок животных, птиц, человечков. Используйте пластиковые глазки, яркие нитки и цветную бумагу.

Большие гладкие камешки можно расписывать, превращать их в причудливых существ, приделывая к ним глазки, хвостики из веревочек.

Нитки и клубки

Вспомните, наверняка вы делали из веревочек кукол и зверюшек из помпонов.

Нитки можно вплетать и привязывать к сетчатой ткани, создавая причудливые узоры.

И это лишь малая толика идей, которые можно разработать, применив подручные материалы. Принцип занятий: выложите перед ребенком необходимые материалы, задав направление, предложите сделать поделку, применив немного изобретательности. Направляйте ребенка, предлагайте свои идеи если он зашел в тупик. Ребенок, придумывая и воплощая такие идеи в жизнь, развивает не только творческие навыки, он учится логике, нестандартному мышлению. И обязательно сопровождайте ваши занятия направляющими вопросами, подсчетом, написанием букв или цифр, придумывайте названия, истории, изучайте все что попадается вам под руку.

Повседневные дела

И не забывайте, что вашу развивающую игру можно направить на пользу домашнего хозяйства и развивать самостоятельность у ребенка. Какое домашнее хозяйство можно доверить ребенку?

Уборка. Продумайте заранее каждое место (домик) для игрушек, где они будут жить когда в них не играют. К концу игры нужно будет отправить игрушку отдыхать (спать домой). И обязательно сопровождайте наводящими вопросами - «Что будет делать твой черный пушистый медвежонок дома перед тем, как лечь спать? Положи рядом с ним (игрушечный) фрукт, чтобы он поел перед сном. Какой фрукт ты положишь? Какого он цвета? Может положить еще один, сколько тогда будет у мишки фруктов?» и т.д. Каждой вещи можно присвоить место (домик), в которое она должна вернуться отдыхать, иначе она помнется, испачкается (запылится), потеряется.

Загрузка стиральной машины и посудомойки. Это тоже своего рода квест для ребенка, - рассортировать по цветам, фактурам, формам и назначению все вещи, выставить программу, там и цифры и буквы которые нужно запомнить до следующего раза. Дети очень любят нажимать кнопки, пускай делают это под присмотром, - «Я за тобой проверю чтобы ты ничего не забыл, а то можно сломать…» - а дальше объясните что - «Когда программа идет, уже нельзя ее сбивать, нажимая кнопки, как и нельзя нажимать просто так, потому что может сломаться и затопить соседей и нас…» Обязательно сопровождайте все действия подробными объяснениями. Доверьте загрузить посуду в определенном порядке, положить один предмет посуды рядом с другим таким же, выставить программу и т.п.

Готовка. Творческий процесс, но нужно придерживаться рецепту, изучать новые ингредиенты, их запахи и вкус, вести подсчет. Доверьте ребенку добавлять по рецепту, исследуя и изучая продукты, смешивать, выкладывать, украшать, следить за временем - все в чем он может быть полезен при приготовлении пищи, что расширит его кругозор и подойдет для его возраста.

Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка!

Помните, что занятия для детей 4 лет не должны проходить в одиночку, ребенок не должен сидеть и выполнять данные вами задания один, его постоянно нужно направлять и проявлять участие, хвалить, проявлять интерес к его решениям, разжигая его энтузиазм, - только так он будет проявлять интерес к занятиям.

Ничего, что не представляет опасность для ребенка, не запрещайте, - вы рискуете воспитать его пассивным. Но обязательно объясняйте почему нельзя, какая это опасность, какие последствия могут быть от его действий, если есть возможность покажите, почему этого нельзя делать. Если ему еще рано использовать какой-либо предмет, из-за того, что он его может испортить или пораниться, объясните ему это подробней. В остальном ребенок должен исследовать этот мир, а вы должны направлять его на это, помогать и следить чтобы все прошло безопасно. Мир также может реагировать на действия ребенка, ваша задача либо объяснить ребенку варианты, но лучше чтобы ребенок узнал это на своем опыте.

мы уже писали в нашей предыдущей статье. Эта статья может быть вам полезна.

Занимаясь с ребенком его развитием важно помнить несколько основных правил:

Первое и очень важное - общайтесь с ребенком как можно больше, задавайте ему наводящие вопросы. Отвечайте максимально развернуто на его постоянные вопросы, с терпением и энтузиазмом, чтобы поддержать его интерес к познавательному развитию.

И второе, не менее важно - пробуйте новое!