Музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей. методическая разработка на тему

Германизация общественной жизни - одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер

Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.


Содержание

Глава I. Теоретические основы развития му зыкально-сенсорных способностей детей младшего школьного возраста ……………………………
    1. Психолого-педагогическая сущность развития музыкально-сенсорных способностей …………………………………………………………

    1. Критерии и методы диагностики уровня развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего школьного возраста ……………….

    1. Изучение педагогического опыта по развитию музыкально-сенсорных способностей у детей младшего школьного ……………………….

Выводы по первой главе …………………………………………………………

Заключение……………………………………………………… ...………………

Список использованных источников……………………………………….……

Приложение 1……………………………………………………………………...

Приложение 2……………………………………………………………………...

Приложение 3……………………………………………………………………...

Приложение 4……………………………………………………………………...

Введение

Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру в различных видах деятельности, среди которых музыкальная деятельность занимает одно из центральных мест.

Занятие 3. Высота звучания музыкального звука, (окончание)

Класс: 3 «В»

Тема: Что такое музыкальная речь?

Цель: закрепление слуховых представлений о высоте звучания музыкального звука

Задачи:

Воспитательные

Развивающие: развивать психические процессы внимания, воображения и мышления; развивать интерес к музыке и музыкальным занятиям; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение;

Образовательная: закрепить у детей представление о высоте музыкального звука.

Личностные: формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся;

Метапредметные:

познавательные:

-

Реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

регулятивные:

- коммуникативные:

Ход занятия

Вступительная часть

Взаимное приветствие.

Организация внимания учащихся (быстрое включение детей в деловой ритм, собранность, содержательность, требовательность, правильность выбора учебного места)

Личностные

Регулятивные

Основная часть

Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников.

Педагог. Ребята, а вы хотите сами поиграть на фортепиано? Только у нас с вами будет не обычное фортепиано, а живое! (Семь человек выходят к доске и вытягивают вперед по одной руке.) Это наши нотки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Итак, кто хочет первым сыграть на нашем необычном фортепиано?

(Дети выходят и «играют» мелодии, учитель может подыграть им на фортепиано, чтобы дети точнее интонировали.)

Ребята, вы просто молодцы! У вас получились замечательные мелодии!

Познавательные

Заключительная часть

- закрепление изученного;

- вывод по теме занятия (формулирует учитель).

Давайте теперь вспомним, что же мы узнали о музыкальных звуках?

Дети. Звуки бывают высокие и низкие, звуки могут следовать вверх или вниз, по порядку или через один звук.

Рефлексия словесная

Прощание.

Расширяют запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные;

Занятие 4. Динамика как средство музыкальной выразительности

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: формирование представлений у детей о динамике как средстве музыкальной выразительности

Задачи:

Воспитательные :

Развивающие :

Образовательная : формировать у детей представление о силе звучания музыкального звука;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Метапредметные:

познавательные:

- выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

- реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

Удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

- регулятивные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- коммуникативные:

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

Ход занятия

Вступительная часть

- организация учащихся на занятие

Визуальный контакт, концентрация внимания

Взаимное приветствие.

Проверка подготовленности к занятию.

Педагог. Ребята, на прошлых занятиях мы говорили с вами о том, что звуки бывают высокие и низкие. А сегодня мы поговорим еще об одном свойстве музыкального звука - динамике. «Динамика» в переводе с греческого языка означает «силовой, относящийся к силе». Другими словами, динамика - это сила звука.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Личностные;

Регулятивные

Основная часть

Давайте сравним два рисунка бабочки: чем они отличаются друг от друга?

Дети. Один рисунок черно-белый, а другой цветной.

Педагог. Какой из них красивее?

Дети. Цветной.

Педагог. А почему?

Дети. У него много красок, цветная бабочка красивее, ярче, чем черно- белая.

Педагог. Совершенно верно. А если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата различными динамическими оттенками. Благодаря им наша речь становится более красочной, как и наша бабочка.

Ведь мы никогда не говорим только тихо или только громко. Одно и то же слово можно сказать (показывает голосом ) очень громко, умеренно громко, чуть тише, тихо и совсем тихо - шепотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотим сообщить. Так и в музыке: динамические оттенки - это своеобразные музыкальные краски, которые раскрашивают мелодию в разные цвета и тем самым заставляют ее звучать более выразительно.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Громко-тихо запоем», и вы сами сможете убедиться в том, что звуки имеют разную силу звучания.

А поможет нам в этом Котенок (мягкая игрушка). Только сначала давайте подумаем, какую песню вы знаете, чтобы все могли ее спеть?

Дети. Можно спеть песню «Улыбка».

Игра «Громко-тихо запоем»

Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего - найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую будут петь все участники. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере уда­ления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Подбирают слова, отражающие содержание музыкальных произведений

Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Занятие 5. Динамика как средство музыкальной выразительности (продолжение)

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: расширение представлений у детей о динамике как средстве музыкальной выразительности

Задачи:

Воспитательные : воспитывать творческое начало в деятельности ребенка; музыкальный вкус; нравственные и эстетические чувства.

Развивающие

Образовательная: . расширить у детей представление о силе звучания музыкального звука;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Метапредметные:

познавательные:

Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;

регулятивные:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

коммуникативные:

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Ход занятия

Вступительная часть

- организация учащихся на занятие

Визуальный контакт, концентрация внимания

Взаимное приветствие.

Педагог. Ребята, давайте вспомним, что мы с вами узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы узнали, что звуки бывают разные не только по высоте, но и по силе звучания.

Педагог. Правильно. А что же такое динамические оттенки?

Дети. Это музыкальные краски, которые раскрашивают мелодию. Благодаря им, музыка становится интереснее, лучше, красивее.

Повторяют изученное на прошлом занятие.

Коммуникативные

Регулятивные

Основная часть

Педагог. Ребята, давайте поиграем в игру и вспомним, какие бывают динамические оттенки.

Игра «Кот и мыши»

Ребенок-кот сидит на корточках или свернувшись на стуле, спиной к остальным детям-мышам - он спит. «Мыши» - у противоположной стены (в норе). Как только начинает звучать музыка, «мыши» тихонько появляются из норы, бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях (ищут еду), постепенно приближаясь к «коту». «Кот» делает вид, что спит; трогать его запрещается. Как только музыка начинает звучать громко, «кот» открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою нору. Пойманные «мышки» выбывают из игры. Игра повторяется.

Участвуют в коллективных играх-драматизациях.

Осуществляют опыты импровизации и сочинения в игре, пластике.

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Занятие 6. Динамика как средство музыкальной выразительности (окончание)

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: закрепление представлений у детей о динамике как средстве музыкальной выразительности

Задачи:

Воспитательные: воспитывать творческое начало в деятельности ребенка; музыкальный вкус; нравственные и эстетические чувства.

Развивающие: развивать психические процессы внимания, воображения и мышления; интерес к музыке и музыкальным занятиям; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение;

Образовательная : закрепить у детей представление о силе звучания музыкального звука.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Метапредметные:

- познавательные:

Выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;

регулятивные:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

- коммуникативные:

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Ход занятия

Вступительная часть

- организация учащихся на занятие

Визуальный контакт, концентрация внимания

Взаимное приветствие.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы учились различать динамические оттенки и играли в игру «Кот и мыши», которая вам очень понравилась. Давайте еще раз поиграем и вспомним, какие бывают динамические оттенки

А сегодня нам предстоит задача сложнее: познакомиться с обозначением динамических оттенков. Но сначала давайте прочитаем «Сказка про кота».

Повторяют пройденное

Коммуникативные

Основная часть

- актуализация опорных знаний о музыке

Жил кот Василий.

Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел -

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Е.Королева

Ребята, в музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков.

f (форте) - громко

mf (меццо-форте) - умеренно громко; чуть тише, чем форте р (пиано)-тихо

m р (меццо-пиано) - чуть громче, чем пиано sf (сфорцандо) - внезапно громко

Инсценируют программного содержания, народных сказок.

Инсценируют программного содержания, народных сказок.

Знакомятся с элементами нотной записи.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Заключительная часть

- закрепление изученного;

А теперь усложняем задание: Вместо русских слов «тихо», «громко» мы будем произносить итальянские - «форте», «пиано» - и также менять при этом силу голоса.

Рефлексия словесная

Прощание.

Подведение итога занятия

Занятие 7. Длительность музыкального звука

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: формирование представлений у детей о длительности музыкального звука

Задачи:

Воспитательные : воспитывать творческое начало в деятельности ребенка; музыкальный вкус; нравственные и эстетические чувства.

Развивающие: развивать психические процессы внимания, воображения и мышления; интерес к музыке и музыкальным занятиям; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение;

Образовательная: формировать у детей представление о длительности музыкального звука;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

-

Метапредметные:

познавательные:

Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;

Выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;

регулятивные:

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

коммуникативные:

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Ход занятия

Вступительная часть

Дети. Когда в лесу громко закричишь, эхо отзывается нам.

Педагог. Правильно. Вот и сейчас я сыграю вам мелодию, а вы, как эхо, прохлопаете ее в ладоши. Попробуем? (Сначала дети хлопают по очереди, а потом становятся в круг и прохлопывают ту же мелодию по кругу.)

Ребята, на предыдущих занятиях мы узнали, что мелодия складывается из каких звуков?

Дети. Из высоких и низких.

Педагог. А что придает мелодии выразительность?

Дети. Динамические оттенки.

Педагог. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят музыканты, по своей длительности.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Личностные

Регулятивные

Основная часть

Педагог. Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Эхо». Вы знаете, что такое эхо?

Как в игре (мы в нее только что играли), так и в музыке мы можем услышать такую ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядочение чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмический рисунок.

У меня есть одна очень интересная игра, которая называется «Торопыжки и зеваки»: я сыграю мелодию, а вы по очереди по одной нотке должны прохлопать - «торопыжка» или «зевака», которые раньше или позже начнут хлопать, выбывают из игры.

Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Коммуникативные

Познавательные

Заключительная част

Вот мы и узнаем, кто из вас самый внимательный!

Рефлексия (шкальная, словесная)

Прощание.

Подведение итога занятия

Регулятивные

Занятие 8. Тембры звучания музыкальных инструментов

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: формирование представлений у детей о тембрах звучания музыкальных инструментов

Задачи:

Воспитательные: воспитывать творческое начало в деятельности ребенка; музыкальный вкус; нравственные и эстетические чувства.

Развивающие: развивать психические процессы внимания, воображения и мышления; интерес к музыке и музыкальным занятиям; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение;

Образовательная : формировать у детей представление о тембре музыкальных звуков.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Метапредметные:

- познавательные:

- сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;

Понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах;

- регулятивные:

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

- коммуникативные:

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

Ход занятия

Вступительная часть

Педагог. Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый - блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невиди­мому и неосязаемому звуку.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Познавательные

Коммуникативные

Основная часть

Дети. Потому что они звучат по-разному.

Педагог. А как отличить звучание одного музыкального инструмента от звучания другого?

Педагог. Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука - тембра. Можно дать низкому звуку еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный.

Тембром обладает любой музыкальный инструмент. А вы сможете угадать музыкальный инструмент, не видя его?

Игра «Определи инструмент»

Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, скрипка, деревянные ложки, фортепиано.

Ход игры. Один ребенок отворачивается, другой исполняет мелодию на каком-либо музыкальном инструменте; после этого первый ребенок должен найти этот инструмент и назвать его.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходство и различия.

Участвуют в игре.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

3 этап. Заключительная часть

- закрепление изученного;

Рефлексия словесная

Прощание.

Подведение итога занятия

Регулятивные

Занятие 9. Средства музыкальной выразительности .

Класс: 3 «В»

Тема:Что такое музыкальная речь?

Цель: формирование у детей представлений о взаимосвязи средств музыкальной выразительности

Задачи:

Воспитательные: воспитывать творческое начало в деятельности ребенка; музыкальный вкус; нравственные и эстетические чувства.

Развивающие: развивать психические процессы внимания, воображения и мышления; интерес к музыке и музыкальным занятиям; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение;

Образовательная: закрепить у детей представления о взаимосвязи средств музыкальной выразительности: высота, длительность музыкальных звуков, динамика, тембр;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные:

- познавательные:

Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;

Выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;

- регулятивные:

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

- коммуникативные:

- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

Создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Ход занятия

Вступительная часть

Педагог. Ребята, на всех предыдущих занятиях мы говорили с вами о звуках. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети. Музыкальные и шумовые.

Педагог. Верно. Все музыкальные звуки звучат одинаково?

Дети. Нет, по-разному. Звуки бывают высокие и низкие, громкие и ти­хие, долгие и короткие.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Основная часть

Педагог. В одном красивом лесу жила-была птица. Она сидела на ветке и пела: та-та-та, та-та-та (педагог играет на фортепиано и поет на ноте «до» первой октавы). Какой у нее голос?

Дети. Добрый, мягкий, полнозвучный.

Педагог. Птица учила своих маленьких птенчиков петь: та-та-та. (Разучивание с детьми, можно предложить ребенку подыграть на металло­фоне.) А птенчики поют так: та-та-та, та-та-та. (Педагог играет на фортепиано и поет на ноте «до» второй октавы.) Как звучат их голоса?

Дети. Тоненько, нежно, звонко. (Разучивание с детьми, один из уча­щихся подыгрывает на металлофоне.)

Педагог. Но вдруг налетел сильный ветер и раскидал птенчиков. Мама птиц заволновалась, стала искать и звать своих птенчиков: та-та-та, та-та- та. ( А птенчики услышали мамин голос и отозвались: та-та-та, та-та-та. (Исполняется вместе с детьми, аккомпанемент на фортепиано и металлофоне.) Ребята, скажите, одинаковые или разные голоса у птицы- мамы и птенчиков?

Дети. Разные.

Педагог. Чем они отличаются?

Дети. Они отличаются по высоте: у птенчиков высокий голос, а у птицы-низкий.

Педагог. Молодцы. Но, кроме того, что звуки бывают высокие и низкие, они еще могут отличаться по длительности, то есть могут быть долгими и короткими. Например: «В траве сидел кузнечик...» (Педагог напевает песню и прохлопывает в ладоши ее ритмический рисунок.) А вы умеете так? Здесь важно не поторопиться, не быть «торопыжкой», или не отстать, не быть «зевакой».

Игра «Торопыжки и Зеваки»

Все участники игры встают в круг. Выбирают для исполнения любую знакомую песню (например, «В траве сидел кузнечик»). Напевают песню и поочередно по кругу прохлопывают ее ритмический рисунок (каждый делает по одному хлопку). Кто ошибся («торопыжка» или «зевака») - выбывает из игры.

Педагог. Мы еще раз убедились, что звуки отличаются по высоте и длительности. Еще их звучание может отличаться тембром. Кто из вас помнит, что такое тембр?

Дети. Окраска звука.

Педагог. По тембру мы различаем голоса людей и звучание музыкальных инструментов. На прошлом занятии мы играли в игру «Определи инструмент». Давайте проверим, насколько хорошо вы научились определять по звучанию музыкальные инструменты. (Проводится игра «Определи инструмент».)

Все инструменты определили правильно. Еще музыкальные звуки отличаются силой своего звучания - динамикой.

(Проводятся игра «Громко-тихо запоем», затем - «Кот и мыши».)

Прощание

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Выявляют сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходство и различия

Разучивают и исполняет образцы музыкально-поэтического творчества игры.

Участвуют в коллективных играх-драматизациях.

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».(15; с.200)

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства». (15; с.235)

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

У человека есть и общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей определяющие успех протекания той или иной деятельности.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство .

Музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство 0 одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

«Активное запоминание слуховых представлений , - отмечает Б.М.Теплов, -делает участие двигательных моментов особенно существенным». (24; с.328)

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Основными носителями содержания в музыке являются звуко-высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключа­ется в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.

По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сен­сорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) - это перцептивные ориентировочные действия, опосред­ствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - решетка цветов спектра и т. д.


Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии - это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.

Различение свойств звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика - основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).

Это выражают следующие характеристики:

■ различение свойств музыкальных звуков;

■ различение их выразительных соотношений;

■ качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сход­ству и контрасту;

■ выделение из комплекса других звуков;

■ различение их выразительного звучания;

■ воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пе­нии, на музыкальном инструменте;

■ комбинирование звуковых сочетаний;

■ сопоставление с принятыми эталонами.

В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание пред­полагает (Н. А. Ветлутина, О. П. Радынова и др.):

■ формирование слухового внимания детей;

■ концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

■ умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и зву­ковых комплексов.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осущест­вляется, по мнению ученых, при специальной организации процес­са воспитания и обучения - в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкаль­ной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начина­ется с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развивать­ся и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в музыкальной деятельности, как и в

любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.

Сенсорный музыкальный опыт - это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными сред­ствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.


Схема 6

Схема 5


Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значи­мость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого про­исходит:

■ целостное развитие органов чувств ребенка;

■ формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всесто­роннего развития ребенка;

■ побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т.е. развитию личности ребенка.

Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука при­сущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, го­лосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не толь­ко музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и др.). Если же развития

сенсорных способностей к восприятию звуков не происходит, у детей оказываются слабо развиты слуховое внима­ние и слуховая память. Кроме того, они немузыкальны, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие, они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звуков можно выразить свои собственные чувства.

«Комплекс упражнений для развития музыкально- сенсорных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных сенсорных эталонов»

Задачи:

    Развивать музыкально- сенсорные способности (ритмический, тембровый, динамический, звуко- высотный слух).

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Совершенствовать работу артикуляционного аппарата.

    Развивать координацию движения и слова.

    Развивать музыкальную память.

Игры с маракасиками

    Упражнение: а) Стучат маракасиками и одновременно говорят: «Тук-тук»

б) Шуршат маракасиками, одновременно говорят: «Ш-ш-ш».

а) Стучат маракасиками по груди и говорят: «Бам-бам» (маленькие

барабанчики»)

б) Шуршат маракасиками, говорят: «Ш-ш-ш»

а) Стучат маракасиками по ногам попеременно, говорят «Топ-топ».

Б) Шуршат маракасиками, одновременно говорят: «Ш-ш-ш».

Справка: Первые два занятия движения с маракасиками выполняются без музыкального сопровождения, а, затем, используют простую двухчастную музыку. Комплекс используется для развития у дошкольников координации движений и ритмического слуха.

    Упражнение: Когда музыка звучит громко, дети громко шуршат маракасиками. Когда музыка звучит тихо, дети потихоньку ритмично стучат маракасиками.

Справка: Комплекс используется для развития у детей динамического слуха.

    Упражнение: а)Дети держат маракасики пальцами рук и вращают маракасики к себе, затем, дети вращают маракасики от себя.

б) Дети накрывают маракасики ладонями рук и катают их вперед и назад. Затем, рисуют круги на ногах по часовой стрелке, а затем, наоборот. Можно рисовать извилистые «дорожки» и т.д.

Справка: Комплекс выполняется в сопровождении спокойной не громкой музыки. Помогает развитию у детей координации и мелкой моторики рук.

    Упражнение: Детям предлагают на слух определить, что спрятано в маракасиках: крупа (горох, пшено, рис); бусинки (стеклянные или пластмассовые) и т.д.

Справка: В этих заданиях лучше использовать большие киндерики.

Комплекс помогает развитию тембрового слуха, внимания и памяти.

Игры с ритмическими подушечками

1. а) На первую часть музыки подушечку перекладывают из ладони в ладонь, приговаривая: «Вот, вот».

б) На вторую часть музыки дети берут подушечку за противоположные концы и шуршат ей возле уха, приговаривая: «Ш-ш-ш».

2. Когда музыка звучит громко, дети перекладывают подушечку ладонями и громко проговаривают: «Так, так».

Когда музыка звучит тихо, дети держат подушечку на одной ладони, а пальцами второй руки тихо постукивают по подушечке, приговаривая: «Тук-тук». Комплекс развивает координацию движений, мелкую моторику рук и динамический слух.

3. Дети берут подушечку в ладони и массажируют их вращательными движениями. Затем, перебирают всеми пальчиками пластмассовые шарики в подушечке. Этот массаж помогает развитию мелкой моторики рук. Игра выполняется под звуки спокойной тихой музыки.

4. Дети держат подушечку в ладони правой руки, а пальцами левой руки стучат по подушечке, приговаривая: «Чух, чух». Темп постепенно ускоряется. Затем, подушечка перекладывается в ладонь левой руки, а пальцы правой руки стучат по подушечке, начиная с быстрого темпа, постепенно замедляют темп.Игра помогает детям ощущать изменения в темпе, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Игра выполняется без музыкального сопровожден

Игры с палочками

1. Дети сидят на стульчиках в ряд. У каждого ребенка по две палочки в руках. Все дети поворачиваются направо и постукивают впереди сидящему ребенку по плечам, приговаривая: «Тук, тук». Затем,

Постукивают по всей спине палочками («ставят точки»), приговаривая: «Топ, топ». Затем, «рисуют» палочками извилистые тропинки, приговаривая: «Ту, ту». Дети поворачиваются налево и повторяют весь комплекс массажа.

Справка : Игра помогает развитию у дошкольников ритмического слуха, координации слова и движения, укрепляет артикуляционный аппарат; развивает мелкую моторику пальцев рук; коммуникативную культуру. Для выполнения этого комплекса лучше использовать палочки средней длины, примерно 25 см. Перед началом комплекса объяснить детям, что массаж нужно делать аккуратно, чтобы не причинить боль.

2. Дети зажимают обе палочки раскрытыми ладонями рук и катают их медленно вверх и вниз, приговаривая: « Вжиг, вжиг». Затем, кладут палочки на колени, прокатывают их ладонями рук, приговаривая: «Ру, ру». Можно детям предложить порисовать палочками круги по часовой, а, затем, против часовой стрелки; извилистые дорожки или волны в направлении от себя и к себе.

Справка: Д ля этого комплекса лучше использовать короткие палочки, примерно 15 см. длиной, средней толщины. Комплекс развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию движений; активизирует артикуляционный аппарат.

3. Когда музыка звучит громко, дети ритмично стучат палочками, громко приговаривая: «Бум, бум». Когда музыка звучит тихо, дети ритмично трут палочку второй палочкой (движение похоже на починку карандаша ножом), приговаривая: «Ж-ж». Комплекс развивает у дошкольников динамический и ритмический слух; координацию движений; мелкую моторику пальцев рук; артикуляционный аппарат. В этом комплексе можно использовать различные простейшие ритмические комбинации с приговорками. Например: «Тра-та-та»,

«Бум, бум, тра-та-та»; «Ту-ту, ту-у-у»; «Ру-у-у, ту-ту»; «Ту-ту-ту-ту, ту-у, ту-у» и т.п.

4. Дети стоят парами друг к другу лицом. У каждого по одной палочке в руке, длиной, примерно 25 см. Рука с палочкой вытянута вперед. Один ребенок стучит палочкой по палочке перед ним стоящего ребенка и говорит: «Здравствуй!». Второй ребенок отвечает: « Привет!» и одновременно стучит по палочке первого ребенка. Можно придумать для детей много слов с зашифрованным в них простейшим ритмом, например:1 ребенок говорит: «Петушок» 2 ребенок отвечает: «Курочка»; «Ко-ко-ко», «Цып-цып-цып»; «Мя- у», «Мур- мур»; «Кап-кап», «Тук-тук-тук» и т.д. Комплекс развивает координацию движений; артикуляционный аппарат; мелкую моторику пальцев рук; ритмические представления; мышечную память; творческие способности и коммуникативную культуру дошкольников.