Значение игр с использованием элементов триз для развития математических способностей дошкольников. Применение триз для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Система триз игр по фэмп

Мастер-класс «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

1.Введение в проблему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Интеллектуально- творческого развития детей - это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:

Я. А. Коменский, Ж. Ж.Пиаже, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Естественно, что и развитие способностей складывается прежде всего в игре.

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)?(Сл.2)

«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»(сл.3) Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

(сл.4)Цели ТРИЗ

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

Широко используются следующие игры:

Игры на выявление над - системных связей. (сл.5

«Где живет?» (с 3-х лет).

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

Игры на сравнение систем

Игра Пространственная «да - нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры

«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

В: Было числом 4, а стало числом 5.

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

«Раньше - позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня", "завтра", "вчера"…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?

При ознакомлении с понятиями много-мало.

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей, в огороде…

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.

Воспитатель поднимает красный кружок.

Д: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.

При уточнении понятия относительности размера

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

(сл.6,7) Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являютсяразвивающие игры с блоками Дьенеша , палочками Кюизенера , счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина , различными головоломками.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

(сл.9) Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной

педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская

игра», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

(сл.10) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в

результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм») на несколько частей. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

(сл.12)

На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

(сл.13)

Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.

Выложить с готовых геометрических форм - ёлочку, лису и др.

Итог.

Итак, сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами. Очень хотелось бы, чтобы вы использовали в своей работе ТРИЗ-технологию, так как с ее помощью можно проводить интеграцию различных образовательных областей. Для этого я приготовила вам набор игр на развитие творческого мышления.

В заключение, я предлагаю вам обыграть сказку:

(сл.14) «Теремок»

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

(Сл.15) Ход Игры

Где-то в сказочном лесу,

Где нет тропок и дорог,

Где с цветочков пьют росу

И пчела, и мотылёк,

Там, под старою сосной -

Теремочек небольшой…

В нём окошечки резные,

Ставни чудо - расписные!

Комнатками полон дом -

Не живёт никто лишь в нём…

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Можно взять объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Спасибо за совместное творчество!

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».»

Мастер-класс

«ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

МК ДОУ Павловский д/с №10

Воспитатель Русанова О.И.


Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.

« ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»

Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.


Генрих Саулович Альтшуллер

15.10.1926 - 24.09.1998

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

Впервые о его теории заговорили в 1956 году.

ТРИЗ – это инженерная

дисциплина, но используется и в педагогике.


Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


Игры по технологии ТРИЗ.

1 . Игры на выявление над - системных связей.

«Где живет?» (с 3-х лет).

2 . Игры на сравнение систем

Игра Пространственная «да - нет ка»

3 . Игры на определение линии развития объекта

«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

«Раньше – позже»

4 . Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»


Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина,

различными головоломками.

Блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера



Так, широко известные всем

счетные палочки оказываются не

только счетным материалом. С их помощью можно в доступной

пониманию ребенка форме

познакомить его с началами

геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и

сложные фигуры по условиям,

воссоздает связи и отношения

между ними.


Игры-головоломки, или геометрические

конструкторы известны с незапамятных

времен. Сущность игры состоит в том, чтобы

воссоздавать на плоскости силуэты предметов

по образцу или замыслу. В современной

педагогике известны такие игры-головоломки:

«Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка

Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская

игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик».

Все игры объединяет общность цели, способов

действия и результата.


Каждая игра представляет собой комплект

геометрических фигур. Такой комплект получается в

результате деления одной геометрической фигуры

(например, квадрата в игре «Танграм»)

на несколько частей. Из любого

набора можно составить абстрактные

изображения разнообразной

конфигурации, узоры, геометрические

фигуры. Если силуэт, составленный

играющим, интересен, нов, оригинален

по характеру и решению, то это

свидетельствует о сформированности

у ребенка сенсорных процессов,

пространственных представлений,

наглядно-образного и логического

мышления.



На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений можно использовать задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?


Также можно использовать прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.


«Теремок»

(На закреплении геометрических фигур).

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».



Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ - система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности.

Цель и значение технологии ТРИЗ в дошкольных учреждениях

ТРИЗ или теория решения изобретательских задач в наше время стала очень популярной технологией в дошкольной педагогике. Автором её является Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, создатель первого в мире центра по изучению ТРИЗ - Школы молодого изобретателя.

Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.

Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Генрих Альтшуллер был убеждён в гениальности детства и заботился о судьбе будущих поколений

Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике? В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства:

  • Творчество - процесс не хаотичный, а научно обоснованный. Метод проб и ошибок - устаревшая техника творчества. Современный, активно мыслящий человек в своём преобразовании мира опирается на знание его систем, то есть предметов и объектов, и взаимосвязей между ними.
  • Решая задачу, нужно поставить перед собой цель (идеальный результат) и стремиться к его достижению.
  • Для приближения к идеальному результату следует максимально использовать все имеющиеся материальные и энергетические ресурсы.
  • Чтобы изменить (улучшить) систему, нужно знать, по каким законам она развивается, какой была в прошлом и станет в будущем.
  • Изобретательство - это разрешение противоречий. Применительно к дошкольникам под «изобретением» можно подразумевать интересные идеи, способы исследования мира, отражение впечатлений об окружающем в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, словесной. Главное, чтобы это было ново для самого малыша и являлось результатом его умственных и волевых усилий.

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников.

Детям предстоит жить в сложном и непредсказуемом мире будущего, поэтому уже сейчас следует вооружить их всеми возможными средствами для понимания и преобразования этого мира на пользу всему человечеству

Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении - сформировать у детей навыки самостоятельно поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира. Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3–4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.

ТРИЗ нельзя назвать чисто эвристической технологией, поскольку ей присущи прагматичные (опирающиеся на практику) черты: нацеленность на результат, использование максимума ресурсов для получения практической пользы, опора на опыт практиков. Но гений Г. Альтшуллера состоит в том, что ему удалось объединить в своей теории творческое и прагматичное начало, поставить фантазию и воображение на службу обществу. В этом отличие ТРИЗ от остальных подобных методов, не имевших установки на получение быстрого и качественного результата.

  • Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:
  • Развитие гибкости и неординарности мышления ребёнка, формирование всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции.
  • Совершенствование речи, умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.
  • Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.
  • Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.

Последовательность работы над проблемой по технологии ТРИЗ

В классической ТРИЗ существует чёткая система последовательных шагов, направленных на решение проблемы. Для дошкольной педагогики они будут преобразованы в цепочку методических приёмов.

Таблица: этапы решения проблемы и используемые в них приёмы

Этап решения проблемы Приёмы, используемые в ДОУ
Изобретательская ситуация
  • Постановка проблемной ситуации, озвучить её может как воспитатель, так и персонаж (в аудиозаписи, письме, загадке);
  • приход сказочного героя, персонажа любимых произведений с просьбой о помощи;
  • обнаружение загадочного предмета, посылки, картинки, рассматривание которого приводит к постановке проблемы.
Изобретательская задача
  • Вопрос воспитателя; пояснения;
  • опрос детей о том, какую, по их мнению, задачу необходимо выполнить, чтобы решить проблему.
Модель изобретательской задачи
  • Моделирование ситуации (воспроизведение с использованием наглядных средств);
  • обсуждение;
  • обращение к опыту детей: не встречались ли им подобные трудности, как они с ними справлялись.
Идеальное решение
  • Полилог (общие высказывания);
  • обсуждение;
  • поиск аналогий и подобий;
  • обращение ко мнению детей: какое решение проблемы было бы наилучшим.
Физическое и техническое решение. Поиск ключевого противоречия.
(Что и как реально можно сделать, что этому мешает, как исправить?)
  • Внесение предложений;
  • совместное обсуждение;
  • совет воспитателя;
  • опора на жизненный опыт детей.
Анализ
  • Рефлексия: что понравилось, запомнилось, удивило, порадовало;
  • вопросы к детям.
На всех этапах используются
  • Художественное слово, малые фольклорные формы;
  • сюрпризные и игровые моменты;
  • наглядные пособия (рисунки, модели, предметы, схемы).

Приходить к решению сообща - одно из полезных умений, которое формирует ТРИЗ

В работе с дошкольниками идеальное и физическое решение могут совпадать, чего в жизни практически не случается. Но детство - время чудес и радости, поэтому почти все проблемные ситуации заканчиваются, как и предполагалось, с отличным результатом. Исключение составляют такие специально подобранные ситуации, неполное соответствие которых идеалу служит поводом для нравственной беседы, моральных выводов.

Например, в лесу зимой заболел злой Волк. Лучшее решение: поскорее дать ему чай с малиной. Где взять ягод для лечебного чая? Их могла бы дать Белочка, но она обижена на Волка, который отобрал у неё летом корзинку с малиной. После того как Волк обещает исправиться и просит прощения, Белочка делится малиной. Моральная оценка ситуации: если бы Волк не был злым и не обижал зверят в лесу, он бы получил лекарство гораздо быстрее, ему не было бы так стыдно.

Методы развития творческих способностей и воображения, используемые в ДОУ

Первоначально под технологией ТРИЗ для дошкольных учреждений подразумевался комплекс упражнений и игр, в которых нужно было найти решение проблемы и прийти к результату, максимально близкому к идеалу. Но таких заданий не очень много, и чтобы разнообразить технологию, её обогатили родственными по смыслу и идее эвристическими (поисковыми) методами. Все они выполняют одинаковые задачи:

  • Развивают фантазию, нестандартное мышление.
  • Раскрывают индивидуальные способности, таланты каждого ребёнка и учат применять их на общую пользу.
  • Учат общаться, обговаривать ситуацию или проблему, находить верное решение и вместе радоваться результату.
  • Учат не бояться высказывать своё мнение, потому что иногда самое странное и необычное решение есть единственно правильным.
  • Стимулируют самостоятельное интеллектуальную и творческую деятельность.
  • Воспитывают смелость, товарищество, интерес к познавательной деятельности, любознательность и пытливость.

Ольга Ситникова
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

г. Шебекино»

Мастер-класс «».

Подготовила : Ситникова Ольга Николаевна,

воспитатель

Цель : повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ , направленных на .

Задачи :

Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами игр ТРИЗ , направленных на развитие элементарных математических представлений ;

Совершенствовать навыки использования игрового оборудования; - Вызвать у участников мастер -класса интерес к играм ТРИЗ . - Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Введение в проблему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников »

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…» Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей , а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ , используемые мною на математике : «Чем был, чем стал»

«Раньше – позже»

«Где живёт?»

«Игра «Да – нет - ка» . Дидактические игры с кругами Луллия .

Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры .

Первая игра на выявление надсистемных связей.

«Где живет?»

Цель : учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

Воспитатель : В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети : В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель : Где живет цифра 3?

Дети : В днях недели, в месяцах года,

Воспитатель : Где живет цифра 5?

Дети : В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.

Молодцы вы правильно ответили на вопросы.

Хочу познакомить вас с игрой «Да – нет - ка» на сравнение систем. Существует множество вариаций этой игры , но сегодня хотелось бы остановиться на двух вариантах, это игра «Да – нет - ка» на плоскости и «Да – нет - ка» с использованием цифр.

Игра «Да – нет - ка»

(с цифрами)

Цель : обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Ход игры:

Сначала в игре я использую числовую ленту, для зрительного представления цифрового ряда, в дальнейшем для усложнения без нее.

Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами : да или нет.

Например : загадана цифра.

Вопросы к ведущему :

Дети : Эта цифра больше 5? Воспитатель : Нет.

Дети : Эта цифра меньше 5? Воспитатель : Да.

Дети : Эта цифра меньше 3? Воспитатель : Да.

Дети : Она стоит перед цифрой 2? Воспитатель : Да.

«Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости.

Цель : учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Данный вид игр может разворачиваться на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной – доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В играх на плоскости существуют единые правила :

Загадывается объект, расположенный на плоскости, который необходимо найти;

Задавать вопросы, не перечисляя объекты, а использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.

Например :

Дети : Эта фигура расположена в верхнем углу?

Воспитатель : Нет.

Дети : Эта фигура расположена в центре?

Воспитатель : Нет.

Дети : Эта фигура расположена в нижнем углу?

Воспитатель : Да.

Дети : Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

Воспитатель : Да.

Дети : Эта фигура круглой формы?

Воспитатель : Нет.

Дети : Эта фигура треугольной формы?

Воспитатель : Да.

Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра или геометрическая фигура с наименьшим количеством заданных вопросов.

Игры на определение линии развития объекта .

Следующая игра, в которую я хочу с вами поиграть, это

«Чем был - чем стал»

Цель : упражнять в увеличении или уменьшении чисел.

Воспитатель : Было числом 4, а стало числом 5.

Воспитатель : Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

С помощью цифр и знаков из математического набора выложите перед собой решение данного примера.

Дети : 4+1=5

Воспитатель : Было число 5, а стало3.

Воспитатель : Что нужно сделать, чтобы получилось число 3? Так же перед собой выложите решение этого примера.

Дети : 5-2=3

«Раньше – позже»

Цель : закрепить знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

При первом знакомстве детей с этой игрой её можно сопровождать показом.

Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку.

Воспитатель : Какая часть суток сейчас?

Дети : День.

Воспитатель : А что было раньше?

Дети : Утро.

Воспитатель : А раньше?

Дети : Ночь.

Воспитатель : А еще раньше?

Воспитатель : Какой сегодня день недели?

Дети : Вторник.

Воспитатель : А какой день недели был вчера?

Дети : Понедельник.

Воспитатель : Какой день недели будет завтра?

Дети : Среда.

Воспитатель : А послезавтра?

Дети : Четверг.

А сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим пособием «Кольца Луллия» . Цель : учить детей составлять задачи на сложение и вычитание; классифицировать и устанавливать взаимосвязи между объектом, его количеством и формой; расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов; развивать логическое мышление , воображение.

Содержание : приспособление представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки) . В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На сектора прикрепляются картинки или знаки. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Дети седьмого года жизни используются три или четыре круга с 8 или 9 секторами на каждом. Игра может проводиться вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей) .

Игра может состоять из двух частей : 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание) ; 2) упражнения на развитие воображения («фантастическое» задание).

Дидактическая игра «Сочиняем задачи»

Цель : закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Воспитатель : На нижнем кольце размещены предметные картинки. Назовите, что на них изображено. Дети : Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик. Воспитатель : На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает : шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?». Дети : У Маши стало 7 шариков.

Воспитатель : дети, составьте задачу самостоятельно.

Дидактическая игра «Кто соседи»

Цель : учить называть последующее и предыдущее числа.

На трёх кольцах размещены цифры от 1 до 9. Вам необходимо стрелкой выбрать число на среднем кольце и с помощью цифр на верхнем и нижнем кольце найти «соседей» этого числа. Например, число 5, а его соседи 4 и 6. Воспитатель : Число 7. Дети : «Соседи» числа 7, 6 и 8.

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Цель : развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

На нижнем кольце размещены изображения предметов (дом, снеговик, машина, неваляшка, тележка, пирамидка, шарики, ведёрко, которые состоят из геометрических фигур. А на среднем и верхнем кольце – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираете изображение предмета, затем совмещаете с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых состоит данный предмет. Воспитатель : Из каких геометрических фигур состоит дом? Дети : Дом состоит из квадрата и треугольника.

Рефлексия

Сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами . Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы :

Был ли полезен для Вас мастер-класс ?

Узнали ли Вы что-то новое?

Приобрели ли новые навыки?

Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за внимание!

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.