Занятие в кружке умелые ручки коллективное творчество. Методическая разработка кружкового объединения "умелые ручки"

ПОЛОЖЕНИЕ

о клубном формировании декоративно-прикладного творчества «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1. Общие положения

1.1.Декоративно-прикладное творчество, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития людей, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

1.2.Клубное формирование «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (далее - КФ) создано на базе филиала Марьинский сельский Дом культуры.

1.3.КФ организовано для детей, любителей декоративно-прикладного творчества, основанное на общности художественных интересов и творческой деятельности участников. 1.4.КФ действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом МБУК «КДЦ им.В.Н.Сосина», настоящим Положением.

2. Цель работы КФ:

2.1.Оказание информационной и практической помощи детям в создании предметов декоративно- прикладного творчества.

3. Задачи КФ:

3.1. Формирование знаний, умений и навыков по созданию предметов декоративно - прикладного творчества;

3.2. Расширение кругозора у детей;

3.3. Изучение народных традиций в декоративном творчестве;

3.4. Овладение основами художественного мастерства;

3.5. Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса у детей;

3.6. Развитие воображения и эмоциональной сферы; 3.7. Пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству у детей;

4. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВАХ

4.1. Учебно-воспитательная работа в КФ определяется планом и программой, которая должна включать:

Ознакомление с историей искусств,

Процессами, происходящими в любительском народном творчестве,

Тенденциями развития отдельных его видов и жанров;

Участники коллектива в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

4.2. Занятия в КФ ведутся:

По изучению истории декоративно-прикладного искусства;

Технике прикладных искусств - квиллинг, папье-маше, декупаж, бисероплетение и т.д.; композиции.

Работе с природным материалом -выполнению заданий художественно-оформительского характера;

Организации выставок,

4.3. Творческо-организационная работа предусматривает:

Привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;

Организацию и проведение систематических занятий,

Мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения;

Проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (выставки, показательные занятия и открытые уроки, мастер-классы и т.п.);

Участие в мероприятиях и акциях Марьинского СДК, использование других форм творческой работы и участие в культурной и общественной жизни;

Участие в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках и т.п.;

Проведение в начале и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

Накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, макеты, программы, фото-, видеоматериалы и т.д.) и творческой работы.

5. Порядок деятельности и руководство КФ

5.1. Численность участников определяется руководителем КФ, с учетом минимальных нормативов для учреждений, расположенных в сельской местности: не менее 6 человек. 5.2. Занятия КФ проводятся согласно расписанию, не менее 2 раз в неделю на базе филиала Марьинский СДК; продолжительность занятий не менее 1 часа

5.3. Общее руководство и контроль, за деятельностью КФ, осуществляет директор базового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов.

5.4. Непосредственное руководство коллективом осуществляет руководитель КФ, имеющий опыт работы в коллективе декоративно-прикладного искусства

5.5. Руководитель КФ принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством.

5.6. Руководитель КФ несет персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие и финансовые результаты.

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нарастающее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Курс кружка «Умелые ручки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к художественно-творческой активности, овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Для достижения этой цели программы ставили следующие задачи :

Образовательные:

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
  • Научить выполнять шов;
  • Обучить шить игрушки и сувениры, выполнению аппликаций из лоскутов;
  • Обучить художественному моделированию из бумаги;
  • Обучить примерам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость;
  • Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно-практический опыт.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, актуальность, адекватную самооценку;
  • Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности

Для занятий детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом) и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементами,приемами ручной работы с различными материалами, изготовления игрушек, различных поделок полезных для дома. По каждому виду труда программа содержит перечень практических и теоретических работ.

Методы работы:

  • Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка;
  • Презентация.

Условия реализации программы:

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить индивидуально.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ.
  4. Есть специальные подборки методического материала.

Принципы работы

  1. Всеобща талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше -это нужно искать.
  3. Неизбежность перемен: ни одного суждения о человеке не может считаться окончательным.
  4. Успех порождает успех: основная задача -создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточного подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Учетный листок клубного формирования

1. Название клубного формирования

кружок «Умелые ручки» декоративно-прикладного творчества

2. Сведения о руководителе

Чумбаева Людмила Николаевна

3. Финансовый источник работы клубного формирования

На бюджетном финансировании.

Список участников клубного формирования

кружка «Умелые ручки»

№ п/п

Фамилия, Имя

Класс

Дата рождения

Аладинский Никита

Белякова Стифания

Бобров Илья

Столбовский Кристиан

Столбовский Денис

Солоненко Сергей

Жигулин Илья

Голунова Валерия

Жигулина Карина

Солоненко Наталья

Сладкий Максим

Лапина Дарья

План работы клуба

«Умелые ручки»

старшая группа «Непоседы», МБДОУ № 250

Программу разработала:

Приходько Марина Николаевна, воспитатель

Актуальность:

В современном мире у ребенка появились новые потребности к нестандартному творчеству, к новому мышлению. Вот почему актуально в наше время развивать у детей творческие способности, умение мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающегося от общественного. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые появления творчества. Работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из крупы, бисера, ткани и различных природных материалов развивает творчество детей.

Ручной труд, так же как игровая, изобразительная, театральная деятельности, являются важнейшими условиями для формирования индивидуального становления личности уже на первых ее этапах.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка, а тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Вот по этому ручной труд, это универсальное образовательное средство, способное развить интеллектуальную деятельность.

Проблема:

Развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой. Потому, что интерес у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка дошкольного возраста. Его желание действовать с предметами, которые уже не удовлетворяют простым манипулированием с ними, как это было раньше. В настоящее время у ребенка появилось желание в получении определенного осмысленного результата и желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и способно вызвать одобрение окружающих.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить различия, создавать поделки из подручных средств. Во время работы дети испытывают огромную радость, у них воспитывается стремление добиваться положительного результата и бережного отношения к выполненным работам.

Цель: создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, через различные виды деятельности: изобразительную, игровую, театральную.

Задачи:

Обучающая: формировать элементарные представления о видах искусства и навыки работы с различными материалами; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Развивающая: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства; развивать воображение и творческую активность.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Используемый материал для работы:

Природный материал, ткань, крупы, пластилин, гофрированная и цветная бумага, шерстяные нитки, соль, акварель, синтепон, вата, тесто, проволока, зубочистки, трубочки, ножницы, клей, кисти.

Формы работы с детьми:

Беседа, показ, игра, чтение литературных произведений, разучивание произведений устного народного творчества, рассказ детей, просмотр видеофильмов, обсуждение, оформление выставок, изготовление атрибутов и пособий в мини-музей «Русская изба».

Способы работы:

Рисование (крупой, солью, на сухих листьях);

Аппликация (обрывная, из шерстяных ниток, объемная из синтепона, ваты, крупы, бумаги, на ткани);

Печатание (растениями, руками);

Роспись по ткани;

Лепка (модульная, рельефная, на проволочной основе, из теста);

Кляксография (трубочкой, кистью);

Сграффито;

Конструирование (картон, бумага, нитки, шишки).

Организация деятельности:

Количество занятий в неделю - 1.

Образовательная область - художественно - эстетическое развитие.

Формы отчетности: выставки, фотовыставки, презентация, оформление мини-музея « Русская изба».

Режим работы клуба:

Пятница в 16.00.

Количество детей посещающих клуб «Умелые ручки» - 23 человека.

Список детей прилагается.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Будут созданы условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей; сформируются позитивные установки к различным видам труда и творчества и уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; сформируется творческий интерес и инициатива; освоят навыки работы с различным материалом и применением их на практике; разовьют мелкую моторику пальцев, воображение, аккуратность, целеустремленность и творческую активность; будет дополнен атрибутами мини-музей «Русская изба».

План работы клуба:

Месяц Мероприятия Программное содержание

Сентябрь

1-я неделя

1.Знакомство с работой клуба «Умелые ручки».

2. Правила техники безопасности на занятиях клуба.

Познакомить детей с особенностями работы клуба. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Расширять представления детей о разнообразии материала. Закреплять навыки работы с ними. Учить организовывать свое рабочее место.

Сентябрь

2-я неделя

Аппликация из растений:

«Осенний букет».

Учить детей выполнять с помощью растений композицию из цветов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Расширять знания детей о растениях. Способствовать воспитанию аккуратности в работе с клеем.

Сентябрь

3-я неделя

Рисование руками: (техника «печать»)

«Березовая роща».

Совершенствовать технику «печати». Учить детей называть и самостоятельно подбирать цвета для рисования. Развивать умения красиво сочетать цвета. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Сентябрь

4-я неделя

Изготовление поделки из природного материала:

« Ежата в лесу».

(коллективная работа)

Закреплять навыки работы из природного материала. Развивать внимание, фантазию, творчество. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности в поделках.

Сентябрь

5-я неделя

Пластилинография:

Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Развивать мелкую моторику пальцев.

1-я неделя

Аппликация из крупы:

«Цыпленок».

Формировать у детей навыки работы с крупой. Учить аккуратно раскладывать, соединять и прижимать крупинки друг к другу, приклеивать их. Развивать внимание и творчество детей.

2-я неделя

Тестопластика:

«Калачи, баранки».

Развивать навыки модульной лепки из колец. Способствовать возникновению желания работать с тестом. Закреплять умение раскатывать тесто в ладошках круговыми движениями, плотно скреплять части друг с другом.

3-я неделя

Роспись по ткани:

«Разноцветные узоры».

Способствовать развитию интереса к изо деятельности и возникновению желания самостоятельно выбирать цвета для росписи. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Обогащать изобразительный опыт детей по ткани.

4-я неделя

Монотипия (печатание листочками):

«Листопад».

(коллективная работа)

Продолжать учить рисовать по технике «монотипия». Закреплять умение наносить гуашь на листья и аккуратно отпечатывать их на листе бумаге. Развивать творчество и воображение у детей.

1-я неделя

Обрывная аппликация:

«Ваза с цветами».

Учить детей выполнять изображение с помощью обрывной бумаги. Развивать умения работы с клеем, цветной бумагой. Воспитывать аккуратность в работе.

2-я неделя

Рисование на сухих листьях: «Разноцветные узоры».

Развивать умение рисовать кистью на большом кленовом листе, наносить гуашь тонким слоем. Развивать фантазию и воображение,чувство цвета.

3-я неделя

Техника граттаж:

«Мой двор».

Продолжать знакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике граттаж. Развивать внимание и творческие способности у детей, закреплять умение рисовать зубочистками.

4-я неделя

Аппликация из шерстяных ниток: «Павлин». Развивать навыки и умения детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами и клеем, убирать своё рабочее место после работы. Воспитывать терпение.

1-я неделя

Лепка из соленого теста:

«Игрушки на елку».

(коллективная работа)

Закреплять умения лепить из теста игрушки, их части, пользуясь движением всей кисти. Закреплять навыки аккуратного раскрашивания;технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

2-я неделя

3-я неделя

Объемная аппликация из синтепона: «Снеговик».

Закрепить умение работать с синтепоном, придавать деталям округлую форму, соединять их с помощью клея. Научить перетягивать куски тесьмой, оформлять

поделку тканью, кружевом.

4-я неделя

Лепка на проволочном каркасе:

«Паук на паутине».

Ознакомление с техникой сквозного рельефа. Учить делать проволочный каркас. Формировать умение работать на нем пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев.

1-я неделя

Изготовление в технике папье-маше: «Чупа-чупс». Ознакомление с техникой папье-маше: отрывать маленькие кусочки бумаги и наклеивать их на форму. Развивать у детей воображение, чувство цвета; передавать колорит цветов при раскрашивании; уметь согласовывать свои действия.

2-я неделя

3-я неделя

Аппликация из ваты:

«Белый медведь».

Продолжать знакомить детей с обьемной аппликацией, закреплять навыки работы с ватой. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать уважение к полученному результату.

1-я неделя

Рисование манной крупой: «Зимнее утро». Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации, познакомить со свойствами крупы. Учить составлять композицию.

2-я неделя

Изготовление объемной поделки из ниток:

«Неваляшка».

(коллективная работа)

Познакомить детей с используемым материалом и приёмами работы с ним. Вызывать желание создавать и украшать поделку своими руками. Развивать фантазию, воображение, глазомер; формировать умение делать объемную игрушку из двух частей.

3-я неделя

4-я неделя

Лепка из цветного теста:

«Военная техника».

Совершенствовать навыки и приемы работы с тестом разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный). Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать терпение.

1-я неделя

Переплетение бумажных полос: «Покрывало». Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из белой бумаги, переплетать их в шахматном порядке, аккуратно их раскрашивать, закреплять названия цветов.

2-я неделя

3-я неделя

Рисование солью:

«Подснежники».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; упражнять в подборе цветов для раскрашивания композиции; формировать навыки работы с солью.

4-я неделя

Объемная аппликация из гофрированной бумаги:

«Озеро с лебедями».

Развивать у детей воображение, чувство цвета, учить составлять композицию из гофрированной бумаги, располагать ее по центру, аккуратно приклеивать.

5-я неделя

Изготовление рамки для фотографии из картона. Закреплять навыки и умения работы с картоном, трафарета. Развивать усердее и трудолюбие. Формировать аккуратность при раскрашивании рамки.

1-я неделя

Сграффито (техника нацарапывания):

«Я иду по мостовой».

Продолжать знакомить с техникой нацарапывания на пластилине. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать замысел и воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

2-я неделя

Кляксография (кистью) :

«Космос».

Развивать воображение и интерес к художественному творчеству, продолжать знакомить с техникой рисования тычком, жесткой, полусухой кистью.

3-я неделя

Оригами: «Лиса». Закреплять навыки и умения складывания предметов из треугольных модулей- способом оригами. Развивать усердие и трудолюбие.

4-я неделя

Аппликация из ткани:

«Матрешка».

Совершенствовать навыки пользования шаблоном. Закреплять технические умения: вырезывания и приклеивания ткани на картон. Развивать фантазию и внимательность в работе.
Тестоплатика: «Посуда». Учить аккуратно и старательно вылепливать посуду из знакомых форм. Закреплять навыки и приемы лепки из теста. Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности детей.

2-я неделя

Изготовление поделки из шишек и природного материала: «Забавные зверята на полянке».

(коллективная работа).

Продолжить знакомство детей с изготовлением поделок из шишек; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе материала; формировать навыки коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

3-я неделя

Пластилинография: «Аквариум с рыбками». Продолжать учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, аккуратно закреплять рыбок на основе из пластилина. Развивать творческое начало, чувство цвета и пророрций.

4-я неделя

Кляксография:

Развивать навыки и приёмы использования в рисовании нетрадиционной формы - кляксографии. Вызвать у детей желание работать с трубочкой. Развивать фантазию, воображение, стремление познавать что-то новое.
Отчетная выставка клуба «Умелые ручки».

Татьяна Свиридонова

Методическая разработка . Кружок «Умелые ручки » .

начале этого лета мне предложили вести кружок «Умелые ручки » . Не скрою переживала, ночами не спала, прочитала уйму программ и разработок и разработала свою . Работа в кружке «Умелые ручки » – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей является обогащение мировосприятия, т. е. развитие творческой культуры ребенка.

Свою работу запланировала так, чтобы она не повторяла программный материал по ручному труду, а чтобы занятия расширяли и углубили сведения по работе с различными материалами. Работу кружка старалась организовывать с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

Моя программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Занятия проходят 2 раза в неделю, в месяц получается 8 занятий.

1. Знакомство бумагой, Объемная аппликация - Божья коровка.

2. Знакомство с природным материалом. Аппликация - Солнышко.

3. Ежик - аппликация, природный материал.

4. Ежик (конструирование и лепка, природный материал, пластилин.

5. Заяц хваста (конструирование) природный материал.

6. Объемная аппликация Осеннее дерево (цветные полоски) .


7. Объемная аппликация Тучка с дождиком (цветные полоски)


8. Лесовик (конструирование, природный материал.

Моим ребятам очень навиться посещать кружок , они с большим нетерпением ждут новых занятий.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» Цель программы: создание условий для развития личности,.

Недавно, я и моя коллега решили обновить доску для детских работ по изобразительной деятельности. Дело в том, что у нас была доска для.

Добрый день, уважаемые коллеги! Всем известно, что ручной труд способствует развитию моторики, внимания, воображения, мышления и усидчивости.

Цель кружка: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: - Формировать творческое.

Вот и подходит к концу учебный год. В нашем садике 17 мая проходил День открытых дверей. Я являюсь руководителем кружка "Умелые ручки".

Методическая разработка кружок сказка своими руками (оригами + театр) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИТНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА» Проект по направлению «Социально-личностное.

Утверждаю: Принято:

Заведующая МДОБУ Педагогическим Советом

Д/с №79 «Лучик» МДОБУ Д/с № 79 «Лучик»

Протокол № 1

План работы кружка

«Умелые ручки»

на учебный год

Руководители кружка:

г. Якутск, 2013 г.

Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Развивать творческое мышление. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Используемая литература:

Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53. , Куликова с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Казакова с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985. Комарова и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005. Комарова деятельность в детском саду. – М., 1982. Комарова детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. Пантиков рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993. Урунтаева психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

Месяц

Тема занятия

Материал

Исполнитель

Сентябрь

Знакомство с тестопластикой.

Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки, с приемами работы из теста. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

Соленое тесто, дощечки для лепки, баночки с водой.

Лепка «Гусеница на листочке»

Цель: учить детей лепить гусеницу, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

Коллективное рисование «Осеннее дерево»

Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ладошками, пальцами), развивать глазомер, чувство цвета, формы, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, чувство коллектива .

Гуашь для рисования ладошками, ватман, салфетки.

Пластилиновая живопись «Грибы»

Цель: формировать умение работать с силуэтами, проявлять творчество в работе. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца.

Пластилин, картон, стеки, салфетки, дощечки для лепки.

Октябрь

Конструирование из природного материала «Деревья в осеннем уборе»

Цель: развивать интерес детей к поделкам из природного материала, учить использовать в работе сухие веточки, украшая их бумажными листочками. Закрепить знания о цвете и признаки осени. Воспитывать эстетический вкус.

Сухие веточки, бумажные цветные полоски, ножницы, пластилин, картинка с изображением осеннего парка (леса).

Поделки из гречневой крупы и чешуи шишек «Совушка-сова»

Цель: учить замазывать крылья и туловище жёлтым пластилином, выкладывать на крыльях гречневую крупу, слегка вдавливая. Упражнять в выкладывании чешуек от шишки на туловище слегка вдавливая, одну рядом с другой рядами, раскрашивать фломастерами голову и лапы совы по собственному желанию. Развивать мышление, творческую фантазию.

Пластилин, сосновые и кедровые шишки, гречневая крупа.

Роспись картонных тарелочек «Жар-птица»

Цель: учить самостоятельно задумывать содержание работы (в случае затруднений работать по образцу). Упражнять в создании фона; создавать рисунок по своему замыслу используя несколько разных кистей, ватные палочки. Развивать воображение, умение использовать ребристую часть тарелочки, как рамку.

Картонные тарелочки, гуашь, кисточки, ватные палочки, кусочек поролоновой губки, салфетки, баночки с водой.

Конструирование из природного материала и пластилина «Ежики на прогулке»

Цели: стимулировать детей к сотрудничеству в конструировании из природного материала при создании сюжета, объединенного единым содержанием. Помочь создать общий замысел, распределить функции, подобрать необходимый материал и оборудование. Развивать познавательную активность, творческую способность в процессе конструирования.

Игрушка-ежиха, макет леса, картина «Ежи», каштаны, пластилин.

Ноябрь

Лепка «Красивая тарелочка»

Цель: учить детей лепить тарелочку, применяя способ скатывания, прищипывания, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, чувство формы. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

Соленое тесто, дощечки для лепки.

Роспись тарелочки

Цель: учить детей расписывать тарелочку по образцу, продолжать учить работать с кистью и красками. Развивать глазомер, чувство формы и цвета, воспитывать эстетический вкус, умение доводить начатое дело до конца.

Заготовка тарелочки из соленого теста, гуашь, кисти разной величины, баночки с водой.

Пластилиновая живопись «Облако»

Цель: закрепить приемы заполнения основы (облако) пластилином разными способами, получать разные оттенки синего. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца.

Пластилин, картон, стеки, дощечки для лепки, салфетки.

Лепка «Веселый ёж»

Цель: учить детей делать надрезы на тесте при помощи ножниц, применять способ вытягивания (носик), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

Соленое тесто, ножницы, дощечки для лепки, бусинки для глаз, салфетки.

Декабрь

Пластилинография «Снеговики» с помощью ватных палочек

Цель:

Знакомство с поделками из макарон «Страна Макарония»

Цель: познакомить детей с новым материалом – макаронами, показать детям способы изготовления поделок из них, развивать творчество, фантазию, воображение, доводить начатое дело до конца.

Макароны, краски (гуашь), клей пва, картон.

Коллективная работа из макарон «Елочка-красавица»

Цель: учить детей создавать образ елочки и новогодних украшений при помощи макарон. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать эстетический вкус, терпение, интерес к работе с макаронами.

Макароны (цветные), клей пва, картон (формат А3), салфетки.

Рисование «Новогодняя елочка»

Цель: Развивать у детей чувство цвета. Познакомить с новым способом рисования тычком жесткой кистью и набрызга с помощью зубной щётки. Развивать эстетическое восприятие.

Гуашь, кисти разных размеров, зубная щетка, альбомные листы (тонированные), салфетки, баночки с водой.

Январь

Рисование манной крупой «Снежинки»

Цели: учить детей рисовать нетрадиционным способом – клеем и манной крупой, придумывать различные узоры для снежинок. Развивать у детей фантазию, воображение, воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Клей пва, манная крупа, цветной картон, салфетки.

Изготовление снеговиков из комочков бумаги

Цель: учить детей делать снеговиков из комочков бумаги, располагать на бумаге, соблюдая его параметры. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство цвета и формы. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе.

Салфетки (белые), цветной картон, клей пва, цветная бумага, клеенки.

Рисование «Пушистый снег»

Цель: Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

Голубой картон, гуашь (белая, коричневая), кисти, баночки с водой, салфетки.

Дымковский конь

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги фигуру. Вызвать радость от получившегося результата; учить видеть красоту дымковской росписи.

Февраль

Дорожка для коня

Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их точками. Побуждать интерес к дымковской игрушке.

Ткань на юбку для барышни

Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять и рассматривать элементы узора. Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Половина альбомного листа поперек, акварельные краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

Портрет «Папа»

Цель:

Изготовление рамочек для портретов мам и пап из макарон

Цель: учить детей украшать рамочки макаронами, придумывая свой узор. Развивать чувство ритма, цвета, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетический вкус, любовь к родителям.

Цветные макароны, заготовки рамочек из цветного картона, клей пва, кисти, салфетки.

Март

Рисование «Мамин портрет»

Цель: учить детей рисовать портрет, прорисовывая основные части тела (уши, нос, глаза, рот). Развивать глазомер, чувство цвета, формы. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к папе.

Альбомный лист, акварельная краска, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

Изготовление бус и ожерелий из макарон для мам

Цель: учить детей собирать бусы, выполняя придуманный ими алгоритм. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, воспитывать эстетический вкус, любовь к маме.

Цветные макароны, тонкая тесьма.

Мимоза для мамы

Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

Цветная бумага (зеленая), гофрированная бумага (желтая, зеленая), клей-карандаш, цветной картон, салфетки, тарелочки для материала.

Аппликация из бумаги и гороха «Веселые матрешки»

Цель : учить детей прорисовывать узор на матрешке, выкладывать его с помощью половинок гороха. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус.

Половинки сухих горошин, цветной картон, шаблоны матрешек, клей пва, салфетки, кисти.

Апрель

Лепка «Насекомые»

Цель: учить детей делать насекомых знакомыми способами (бабочки, гусеницы и т. д.), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

Соленое цветное тесто, дощечки для лепки, цветная бумага, бисер для глаз и рта, баночки с водой.

Коллективная работа «На полянке» (аппликация из ткани, поделки «Насекомые»)

Цель: учить детей составлять композицию «На полянке», продолжать учить работать с ножницами, аккуратно вырезая по контуру. Развивать мелкую моторик рук, фантазию, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, эстетический вкус.

Готовые поделки насекомых из соленого теста, картон, ткань, клей пва, ножницы, салфетки, клеенки.

Рисование мыльной пеной

Цель: Познакомить с новым видом рисования. Учить намылить поролоновую губку и выжимать из неё мену на тарелочку, под оргстекло подкладывать выбранный контур (рисунок). Брать кисточкой пену и опускать её в акварельную краску нужного цвета. Перемешивать пока пена не окрасится в нужный цвет, рисовать раскрашенной пеной на стекле. Аккуратно смачивать чистый лист бумаги водой и влажной стороной накладывать на оргстекло, прижимать и осторожно, чтобы не размазать снять лист. Упражнять в дорисовывание мелких деталей. Развивать творческое воображение, мышление.

Оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, карандаш, кисть, тарелочки

Пластилинография «Пушистый одуванчик» с помощью ватных палочек

Цель: Учить детей создавать плоскостную фигуру снеговика на картоне, создавать объем при помощи ватных палочек. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, умение завершать начатое дело до конца.

Пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, ватные палочки, салфетки.

Май

Рисование «Праздничный салют» (техника набрызга)

Цель: продолжать учить детей делать набрызг, развивать глазомер, чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к работе с набрызгом, любовь к Родине.

Тонированная бумага (темного цвета), гуашь, кисти, зубные щеки, расческа, баночки с водой.

Рисуем солью «Бабочка»

Цель: учить делать наброски на листе бумаги, замазывать его при помощи кисти клеем ПВА. Учить аккуратно посыпать клей солью, лишнюю соль ссыпать в ванночку. Упражнять в подрисовывании недостающих элементов на высохнувшей работе. Развивать память, творческое воображение, чувство цвета.

Акварельные краски, альбомный лист, мелкая соль, кисти, баночки с водой, салфетки.

Рисование на воздушных шарах «Клоун»

Цель: Развивать воображение, чувство света, мышление, память. Учить самостоятельно, задумывать содержание работы. Упражняться в рисовании на незнакомом ранее материале - резина.

Воздушные шары, фломастеры, маркеры.

Конструирование из природного материала «Бабочка»

Цели: учить детей изготовлять игрушку-бабочку и соизмерять при этом ее части. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Развивать познавательные и конструктивные навыки.

Засушенные листья, пластилин, семена яблок, веточки или проволока, схема бабочки, картина весенней поляны.

Государственное учреждение образования

«Сокольничский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Сокльничский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Е.С. Белаусова

Образовательная программа

объединения по интересам

«Умелые ручки»

Срок реализации программы - 1 год

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Кричевского

районного исполнительного комитета

Д.И.Шамро

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Его внимание устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глубь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Занятия в объединении по интересам позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством всем желающим.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Объединение по интересам «Умелые ручки» привлекает к себе детей возможностью изготовления изделия из разных материалов: бумаги, ниток, ткани, бисера и т.д. Все изделия находят применения в быту, могут быть использованы для оформления интерьера, многие можно подарить как сувенир. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Общность многих работ из разных материалов с изделиями народных умельцев имеет многостороннюю значимость. Прежде всего, дети знакомятся с белорусскими народными ремеслами и ремеслами других народов мира. Это так же и история наших предков, которая имеет многовековые традиции, несет отпечатки народной мудрости, мастерства, художественного вкуса, неистощимой фантазии и творчества.

Актуальность программы в том, что ребёнок, особенно современный, остро чувствует потребность создать свой мир, загадочный, необычный и неповторимый.

Значимым элементом в работе объединения является расширение кругозора детей, их знания о материалах и инструментах. Разнообразные по внешнему виду, по технологическим особенностям материалы создают неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии, порыва к поиску нового, вооружают детей умениями и навыками по обработке различных материалов, помогает осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы.

Выбор материалов определяется материально-технической базой учебного учреждения, развитием народных художественных промыслов своего региона, области, республики, а также интересами детей.

Программа объединения по интересам «Умелые ручки» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Республики (художественный профиль).

Срок получения дополнительного образования по программе объединения по интересам «Умелые ручки» - 1 год. Программа реализуется в очной форме обучения и рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста (6-10 лет). Образовательный процесс при реализации программы объединения по интересам осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся:

6-10 лет - занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы объединения по интересам «Умелые ручки» является занятие. Продолжительность одного учебного часа - 45 минут. Продолжительность одного занятия не превышает 2-х часов для 6-10 лет.

Количество часов, отпускаемое в программе на каждую тему, может изменяться руководителем объединения в зависимости от времени, которое необходимо затратить на изготовление изделия, выбранного для данной темы. При посещении обучающимися объединения на протяжении нескольких лет тематика программы может меняться в зависимости от потребностей и интересов ребят.

Прохождение программы предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть от простого к сложному. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Занятия для учащихся проводятся с обязательным соблюдением перерывов и проветриванием помещения.

В основе программы использованы современные педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания:

Принцип национально-культурной основы обучения и воспитания. На занятиях объединения особое внимание уделяется культурному наследию белорусского народа, необходимости сохранения и приумножения традиций декоративно-прикладного творчества;

Принцип личностно-ориентированного подхода. Предполагает возможность каждому воспитаннику выявить и развить свои индивидуальные задатки и способности при умелом педагогическом руководстве со стороны педагога на основе диалога, свободы выбора, смыслотворчества, рефлексии;

Принцип творчества и успеха. Программа предусматривает наличие дифференцированных индивидуальных творческих заданий. Участие обучающихся в выставках стимулирует творческую активность, создает ситуацию успеха, рождает желание самосовершенствоваться. Формирует уверенность в себе;

Принцип преемственности и системности полученных знаний и навыков. Изучение материала строится от простого к сложному, на основе ранее полученных знаний и умений.

Принцип освоения знаний через деятельность. Теоретический материал дети осваивают в процессе работы над своими изделиями.

Цель: эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса, творческой активности, фантазии, мастерства учащихся средствами декоративно-прикладного творчества.

    создать условия для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;

    обучить навыкам и умению работать с разными инструментами, материалами, соблюдая правила техники безопасности;

    познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества;

    знакомить учащихся с разнообразными народными ремеслами,;

    развивать творческие способности и наклонности учащихся, трудовые умения и навыки, художественный вкус;

    приобщать учащихся к белорусскому народному творчеству, культуре, истории;

    воспитывать уважение к народным обычаям и традициям

Материально-техническое обеспечение кружка:

Бумага, картон, фольга;

Ножницы, линейки, лекала, шаблоны;

Карандаши, краски, кисти, клей, ластик;

Бисер, нитки, проволока.

Для реализации программы необходимо соблюдение следующих санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности:

Наличие хорошо освещенного кабинета, мебели, соответствующей возрасту детей;

Наличие шкафов для хранения инструментов и материалов;

Наличие инструкции по охране труда и ТБ, пожарной безопасности;

Наличие медицинской аптечки;

Наличие выставочных площадей.

Обучающиеся должны быть обеспечены необходимыми инструментами и материалами по теме занятий.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

Бумажные фантазии

В царстве ниток

Волшебство бисера

Итоговое занятие

Вводное занятие (2)

Знакомство с декоративно-прикладным искусством и изделиями, изготовленными в различных техниках.

Цель и задачи объединения. Содержание работы в процессе изучения программы.

Художественные промыслы, разнообразие художественных промыслов. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Правила безопасной работы, производственной санитарии и личной гигиены. Правила поведения в объединении.

Бумажные фантазии (30).

Краткие сведения из истории бумажной пластики. Демонстрация готовых изделий. Приобретение первоначальных навыков, приемов и способов работы с бумагой. Технология работы с различной бумагой.

Инструменты, материалы и приспособления для работы. Приемы и способы работы с бумагой.

Практическая работа.

Изготовление поделок: открытки «Ромашки», «Колокольчики», «Маки» и др. Изготовление изделий различными способами. Оформление готовых изделий.

В царстве ниток (20).

Из истории ниток. Свойства используемых материалов. Технология изготовления изделий из ниток. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Правила безопасной работы.

Практическая работа.

Изготовление мягких игрушек на основе помпонов: «Птичка», «Гусеничка», новогодние шары. Декоративное оформление готовых изделий.

Волшебство бисера (16).

Из истории бисера. Виды бисера. Основы цветоведения. Подбор цветовой гаммы.

Инструменты, материалы и приспособления для работы. Правила безопасной работы.

Основные приемы бисероплетения, используемые для цветов, деревьев: параллельное, петельное, игольчатое. Технология изготовления изделий из бисера.

Практическая работа.

Изготовление простых изделий из бисера: цветы, насекомые, маленькие деревья. Составление композиций, панно. Оформление готового изделия.

Итоговое занятие (2).

Подведение итогов деятельности объединения за год. Организация выставки работ обучающихся. Задание на летний период.

Прогнозируемые результаты:

К концу учебного года обучения обучающиеся должны

Технологию изготовления сувениров в разных техниках декоративно-прикладного искусства;

Технику безопасности при работе с ножницами, клеем, проволокой, бумагой;

Основные виды ДПИ, материалы, инструменты и приемы работы с ними.

Изготавливать простейшие изделия декоративно-прикладного творчества;

Применять полученные знания, умения и навыки на практике;

Работать группой, сообща искать решения поставленных задач;

Освоить правила работы с каждым видом материала;

Сравнивать и анализировать.

Формы и методы реализации программы.

При реализации программы объединения по интересам «Умелые ручки» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов, презентаций); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает занятие в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к образовательному процессу.

В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей) используются различные формы работы на занятиях: групповые, индивидуальные, игровые и др. Занятия также могут проходить в форме творческих заданий, соревнований, конкурсов, экскурсий, путешествий, а итоговые занятия - в форме зачётов, выставок, творческих отчетов.

Для успешного осуществления программы необходимо наличие: образцов, шаблонов, картинок, а также следующих материалов: ниток, клея, бумаги, кисточек, ножниц, красок, картона, бисера, др.

Ожидаемые результаты

По окончании курса обучения по программе «Умелые ручки» обучающиеся должны:

Различные виды ДПИ, народные художественные промыслы;

Последовательность выполнения любого изделия в любой изученной технике;

Основные виды и свойства материалов, с которыми работали;

Изготавливать изделия различного назначения в любой изученной технике.

Литература и информационный ресурс

Для педагогов

    Журналы «Ксюша для любителей рукоделия»

    Журналы «Умелые ручки»

    Интернет-ресурсы

Литература для обучающихся

    Журналы «Умелые ручки»