Традиции православного воспитания. V Семейные и церковные праздники

«Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец ».

Русская народная пословица.

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа ».

Ушинский К.Д.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».

Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания - утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».

Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.


Среди духовно-нравственных характеристик семьи , характерных для отечественной семейной культуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:

· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,

· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных

духовных традиций,

· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,

обществу, Отечеству,

· признание супругами семьи и детей подлинными духовным

ценностями,

· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать

гармонично развитых детей,

· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом

интересов, роли и места всех ее членов,

· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,

· совместное духовное возрастание всех членов семьи.


Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада :

· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных

праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,

· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,

· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию

младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),

· использовании в воспитании устного и изобразительного народного

творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-

самоделок,

· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,

обучении рукоделию и ремеслам,

· общей семейной трапезе,

· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением

прочитанного,

· существовании семейного совета с решающим словом старшего

члена семьи.


Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет » - Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.

Духовное воспитание начиналось с крещения . По­давляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необхо­димости крещения составляло и составляет важнейший элемент массово­го религиозного сознания русских.

Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отраже­но в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крес­тьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвиж­ника.

Обязательными были исповедь и прича­щение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молит­вах дома - все это и было основой массового духовно-нравственного вос­питания.

Примером благочестия для детей были родители . Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соеди­нялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.

Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подра­жали разным видам работ . Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, все­гда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо извест­ным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла стро­гую схему игры.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длитель­ного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соот­ветственно возрасту, под наблюдением взрослых.

Начиналось это зачас­тую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полуза­нятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке - под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи.

Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение . Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.

Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном ), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:

Уважительное отношение к старшим (их почитание),

Отношение к браку как священному союзу,

Требовательность и ответственность,

Совесть и честь каждого члена семьи.

Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.

В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальнысемейные советы , благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.

Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождениятрадиционного воспитания младенцев : обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.

Укрепляют отношения доверия и уважениясемейные трапезы и общие праздники , как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.

Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходеподготовки к праздникам в течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.

Просвещенность русского народа во все времена определяласьтрадицией семейного чтения , которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.

Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.

Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.

Основные принципы , лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:

·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,

·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,

·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,

·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,

Русскому народу были всегда присущи многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству, щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим, бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к соотечественникам и иноземцам, его сердечное сочувствие к горю и радости ближних.

Мы восхищаемся многими его обычаями, простыми и такими сердечными, которые «дышат любовью христианской», многими его великими делами, украсившими нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевлял русский народ на великие подвиги? Вера православная.

Русские, с детства воспитанные в благочестии, в духе Православия, всю свою жизнь привыкли размерять по церковному календарю. Церковные праздники всегда были и семейными торжествами, и общенародными. Они освобождали, пусть и на короткое время, человека от гнета обыденностей, приносили духовную радость соприкосновения с иным, лучшим миром.

Труды и праздники… В церковный праздник русская душа отдыхает и радуется. Шесть дней – заботам и своим делам, а седьмой день – по заповеди Господа – служению Богу, святым и угодным Ему делам. Такой завет оставлен Господом человеку: «день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 10). Если в Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (др. евр. «покой») – в воспоминание творения Богом мира, то в Новом Завете, со времен апостолов, стал праздноваться первый день недели – воскресный, в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресенье вся христианская семья посещает церковь, занимается благотворительностью, навещает больных, утешает печальных, делает другие добрые дела. Вместе с детьми обязательно читает какие-то душеполезные книги. И в наше время есть библиотеки, где благочестивые родители смогут подобрать православную литературу и для себя, и для своих детей. Они, как правило, находятся при храмах или кафедральном соборе.

Русский православный человек не может не любить праздников, посвященных воспоминанию великих событий в Церкви Христовой. Какой безотрадной бы показалась нам жизнь, если бы верующие жили без этих праздников, посреди всей суеты, забот, горести, обид и неправды нашего земного мира?!

С радостным чувством люди ожидают праздника и наслаждаются его освежающей и возвышающей силой.

Крещение ребенка – его духовное рождение считалось на Руси значительнее телесного и потому праздновалось каждой семьей кому как позволяло его состояние. Таинство Крещения – это принятие крещаемого в церковное общество. При совершении Таинства Крещения исполняется несколько обрядов, каждый из них имеет символическое духовное значение.

Обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма.

Помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) – для непобедимости в борьбе с сатаной. Погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от грехов.

Одевание в белую одежду и возложение креста на грудь означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь и постоянно помнить о кресте – символе спасения. Хождение вокруг купели

– символ вечности. Пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией.

Вместе с Таинством Крещения совершается Таинство Миропомазания: священным миром (благовонным маслом) священник изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди, руках и ногах – для освящения всех его чувств, дел и всего поведения.

После Крещения сразу накрывали крестинный стол и кроме гостей кормили и нищих. Домашний праздник, праздничный обед в день совершения Таинства Крещения на Руси называли крестинами. Вспомним стихи поэта: «Во вторник зван я на крестины.». В этот день приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей. Навещать новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим детей. На крестины приносили дорогие подарки и много угощения, чтобы освободить еще не окрепшую хозяйку от излишних волнений и забот, связанных с подготовкой стола.

Крестного отца и мать одаривали подарками, они также дарили что-то на память ребенку, их уважали и почитали всегда как близких родных.

День рождения ребенка был не так значителен, как день ангела или именины, – они отмечались всю жизнь ребенка. В этот день именинник должен был пойти в храм и заранее подготовившись, исповедавшись, причаститься Святых Таин. По русскому обычаю, если, конечно, позволяло состояние, именинники рассылали гостям именинные пироги, но позже, уже в XVIII веке, просто приглашались гости к именинному столу, которые приносили виновнику торжества подарки, присутствовали и духовные лица, благословляли именинника иконами. Приглашенные гости пели многолетие, а после стола он мог также одаривать гостей.

Давно известно, что христианское воспитание детей – прежде всего дело семьи, дома. В лоне семьи человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни – личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка.

У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей и подростков к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у сегодняшних православных христиан стали складываться в VI–IX вв.

Семья была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищённым. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу. В общинах господствовал культ семьи . Об этом свидетельствуют многие поговорки: «В семье и каша гуще», «За общим столом еда вкуснее» и др.

Авторитет родителей был чрезвычайно велик . Их взаимоотношения с детьми были основаны на безусловном послушании детей – не зависимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.

Неженатых общество порицало. Развод считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведённых с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Родители не принимали у себя «соломенных» вдов и вдовцов, священник в церкви не брал их «под крест».

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. Вся культура поведения в семье строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим.

Почтением, особым уважением была окружена в трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) – так определили роли супругов в семейной жизни.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своём долге перед матерью, на её защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Как и многие другие народы нашей страны, русский народ гордиться своими возвышающими человека обычаями и традициями уважения младшими старших, подчёркивая этим своё отношение к жизненному опыту, мудрости, духовному наследию, воспитательному примеру. У русского народа действовал принцип: «Старший сказал, – делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед. Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно останавливал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своём проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.

При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.

Молодое поколение проявляло уважение к старшему поколению и хорошим уходом за могилами на кладбищах, посадкой там цветов и деревьев, уходом за ними, бережным отношением к памяти предков. В помощь умершим необходимо было совершать такие благотворения как: отслужить обедню в память об умерших; заказать в церкви панихиду и поставить свечи на поминальный столик (канун); не менее важное, раздача милостыни нуждающимися.

В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.

Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».

В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль её поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врождённый инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала.

Мальчик так же начинал осознавать будущую ответственность за семью с раннего детства, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым он должен был стремиться.

Родительская семья служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства .

Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух–трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.

Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе Православной Церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.

Отметим и ещё одну важную сторону семьи – её особый микроклимат. Само упоминание о родительском доме вызывает у каждого человека тёплые и добрые чувства, потому что исстари в семье господствовали любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию; в ней находили утешение при невзгодах.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и наказаниям за проступки. Причём, пока ребёнок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. «Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с берёзу, а глазище мутные, борода белая, не дай бог его встретить», – так говорили загулявшему до позднего вечера ребёнку. Или: «Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек» и т.п.

Становился ребёнок старше – использовалось наказание. Это могли быть упрёки в дополнительной работе для матери, когда приходил в разорванной рубахе; строго отчитывали за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнём. Плачущего, раскаивающегося ребёнка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищённости.

Необходимость строгих наказаний проповедовали авторы многочисленных «наставлений», «поучений», «притч» о воспитании. Но в практике воспитания физическое наказание считалось крайней мерой, так как «ласковое слово пуще дубины».

Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжён с радостью, тогда и не будет в тягость.

Таким образом, семья с её бытом, обычаями, традициями взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.

Без Бога нация - толпа,

объединённая пороком:

Или слепа, или глуха, иль,

что ещё страшней -

И пусть на трон взойдёт любой,

глаголющий

Высоким слогом, -

Толпа останется толпой,

пока не обратится

Иеромонах Роман

Уроки периода 1917-2017 годов показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность эффективного построения этой работы без опоры на заповеди Божии, духовные ценности семьи, общества, традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России до 1917 года воспитание и образование было религиозным, что потом было утрачено, стало светским. Уроки истории последнего столетия подтверждают необходимость выстраивания образования и воспитания в духе православных традиций.

На пороге третьего тысячелетия христианской эры существует насущная потребность обозреть и использовать все богатство накопленного педагогического опыта: религиозного и светского, современного и прошлого, российского и зарубежного. Мы должны искать и добиваться органического синтеза всего ценного, что имеется в педагогике, осмысляя это наследие с православных позиций и подходов на основании, прежде всего, догматики и антропологии. Это необходимо для того, чтобы наметить направление и ориентиры дальнейшего пути.

Вместе с тем одного только прошлого опыта в педагогическом деле явно недостаточно, необходимо обогатить и дополнить его опытом самым «горячим», современным, своим, лучшим. Как для успешного роста растений важна плодородность почвы, для рыбы - качество воды, а для всего, что дышит, - качество воздуха, так и для детей необходима благоприятная среда, способствующая их воспитанию и развитию. Качество жизненной среды воспитания можно определить как ее педагогичность.

Педагогичность является динамичной категорией и может быть высоко-положительной степени, средней и низкой: благодатной, умеренной и скудной» .

Педагогично буквально всё в окружающей нас жизни: люди - их слова, дела, манеры, привычки; быт, уклад, обычаи, традиции, песни, книги, картины и т.д. Поэтому небезразлично кто и что окружает ребёнка, какие впечатления получает юная душа, каким духом напитывается, чем живится. В силу открытости, чуткости, впечатлительности и высокой подражательности детской души, неспособной отличать полезное от вредного, важен верный педагогический идеал, живые примеры, воплощающие этот идеал, и благодатная педагогическая среда окружающей жизни .

Можно ли разделить понятия православное образование/воспитание в семье и православное образование/воспитание в школе? С учётом исторического опыта последнего столетия понимаем, что нельзя.

Семья и школа - это среда, тандем! Семья и школа в вопросах православного воспитания, образования могут и должны дополнять друг друга, потому что именно от тандема семьи и школы в вопросах воспитания и образования зависит, каким ребенок вступит во взрослую жизнь.

На примере МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» докажем, что возможно плодотворное сотрудничество мирской (не с православным уклоном) школы и православной семьи в целях формирования (воспитания) духовно-нравственной личности.

Прежде всего, воспитание и образование должно иметь христианскую основу. Для улучшения педагогического дела свт. Феофан Затворник предлагал перестроить всё воспитание - домашнее и школьное - на истинных христианских началах . «Всякая, преподаваемая христианину, наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными» . «Воспитание, прежде всего, должно быть христианским», - писал К.Д. Ушинский . «Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию» . Об этом же говорил и Николай Иванович Пирогов: «мы - христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение» .

Из опыта нашего учреждения мы считаем, что необходимо вернуться к истокам православной системы образования, чтобы пребывание детей в школе базировалось на 3 основных китах: дисциплина, традиции, любовь и уважение.

Значение слова Дисциплина в Новом словаре русского языка по Ефремовой Т.Ф. - это подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива . Значение слова Дисциплина по Ожегову С.И. - это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам .

В нашей образовательной организации это правила внутреннего распорядка, Устав школы, Положение о требованиях к внешнему виду участников образовательных отношений, расписание уроков, дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Эти и другие документы составляют воспитательную компоненту МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Выполнение должностных обязанностей, в том числе ношение школьной формы, опрятный вид, соблюдение правил и норм культурного поведения, уважительного отношения к старшим и малышам, контроль и рейды со стороны Совета старшеклассников, Управляющего совета, Совета отцов, дежурных учителей, дежурных классов, классных руководителей, воспитательной и социально-психологической службы, индивидуальный подход к каждому - всё это способствует воспитанию ученика, ответственной, дисциплинированной и культурной личности. Результаты диагностики по Капустиной «Уровень воспитанности» демонстрируют правильно выбранный школой путь в вопросах воспитания:

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 1-4-х классов,

2015-2016 уч. год

Уровень сформированности показателей воспитанности

учащихся 5-11-х классов



Показатели воспитанности

Уровень сформированности по школе

Самовоспитание

Отношение к здоровью

Патриотизм

Отношение к искусству

Отношение к природе

Адаптированность

Автономность

Социальная активность

Нравственность

Социальная толерантность

Воспитанность

Чтобы ребёнок успешно прошёл адаптационный период в школе с такими требованиями, независимо от того, в какой класс он поступил, было бы правильным, чтобы в семье это уже было заложено и принято. Обратимся к опыту православной семьи, где дисциплина равна послушанию.

Мои дети обучаются в этой школе. В нашей православной многодетной семье обязательным является соблюдение режима дня, правил гигиены, особое внимание и родительский контроль уделяется внешнему виду, одежде, опрятности. Почитание родителей, уважение к старшим - залог православного воспитания в нашей семье. Памятуя народную мудрость, что послушание паче поста и молитвы, к вопросу соблюдения требований родителя отношусь очень трепетно и серьезно.

Вывод: Школе, у которой в традиции чёткое выполнение и соблюдение норм и правил всех членов коллектива, православная семья является хорошим помощником, подспорьем в вопросе формирования духовности, нравственных начал личности.

В свою очередь, православной семье комфортно в школе, где нет места вседозволенности, равнодушию и безразличию, где соблюдается порядок, дисциплина и иерархия во взаимоотношениях.

Школа - это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиций - это признак сплоченного, дружного, неравнодушного коллектива. Влияние традиций мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни. Школа - это не здание, не кабинеты. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя» (Л.А. Кассиль).

Традиции, традиционный… Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?

Словарь В. Даля говорит: «Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…» . Толковый словарь Ожегова С.И. гласит: традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным .

Сегодня, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, когда многие традиции утрачены или забыты, проблема школьных традиций становится актуальной.

Школа - это часть общества. Школа без традиций - это мёртвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, о чем мы говорили ранее, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, что повторяется. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции» .

Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д. Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров» .

Традиции нашей школы богаты и с каждым разом имеют всё больший отклик в сердцах родителей и учеников. В традициях православного воспитания есть место празднику, радости, патриотизму. Есть традиции, которые сложились в системе образования на протяжении столетия, и мы их соблюдаем: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Прощание с Азбукой, Новый год, Последний звонок, общешкольные линейки и т.д.

Посвящение в художники, рождественские посиделки, Фестиваль народов России и мира, «В старину едали деды», Вахта Памяти, приуроченная к Дню Победы, Отборочный тур инсценированной песни и концерт, посвящённый Дню Победы, Фестиваль приключений, Масленица, День матери, «От всей души», «Восхождение на олимп», «Отличный класс», «День Здоровья», Посвящение педагогов, пришедших в наш трудовой коллектив, День Учителя (встреча и праздничный концерт), Уроки истории и памяти, ведение фотолетописи школы и т.д. - это те традиции, которые прочно укоренились в жизнедеятельности нашей школы.

В духе православного воспитания школа огромное внимание уделяет организации и проведению благотворительных акций, и участию в них ребят. Это такие разнообразные добрые акции «Ветеран живет рядом», «Дорогой добра», «Забота», «Социальная лавка», «20 добрых дел», «Помоги ближнему!». Всё это способствует воспитанию и формированию неравнодушной, сострадательной и гуманной личности ребёнка.

По нашим наблюдениям семья в выше указанных традиционных мероприятиях является активной и инициативной.

Активность и инициативность обусловлена тем, что соблюдение традиций в православной семье заложено исторически. Значение и важность семейных традиций не оспаривается, они соблюдаются и передаются из поколения в поколение, потому что семейные традиции - это основа православного воспитания и образования. В нашей семье день начинается с пожелания доброго утра и благословления, совместной трапезы.

Совместные трапезы за большим семейным столом каждый день проходят не зависимо от обстоятельств. При этом на кухне нет места телевизору. Семейное застолье располагает к общению, младшие учатся у старших ведению разговора, идет обмен мнениями, формируется культура семейного общения.

Посещение Храма, подготовка к исповеди и таинству Причастия чаще всего осуществляется всей семьей. Причастие всех домочадцев - это всегда, если можно так выразиться, тихий праздник в нашей многодетной семье. Большое внимание в семье уделяется подготовке к православным праздникам: Масленице, Пасхе Христовой, Троице, Рождеству. В эти дни квартира обязательно тематически украшается, что помогает создавать трепетное ощущение ожидания радости. Новый год по значимости и яркости празднования постепенно стал отодвигать на второй план праздник Рождества Христова. Поэтому со временем в нашей семье появилась вторая елка - Рождественская, с Вифлеемской звездой, с тематическими игрушками в виде ангелочков, шаров ручной работы, раскрашенных в русском народном стиле. Именно на Рождество, почитая православные традиции, мы с детворой ряжеными ходим поздравлять друзей и знакомых, славя Рождество Христово.

В семье трепетно хранятся семейные реликвии и фотоархив, дети много интересного знают об истории своих предков. 9 мая мы участвуем в акции «Бессмертный полк», и одна из комнат оформляется в соответствующем стиле.

Это стало нашей новой традицией, которая заставляет помнить, не забывать один из уроков последнего столетия.

Когда в школе проходят масленичные гуляния и праздничная ярмарка, Фестиваль народов России, конечно же, наша семья одна из первых откликается на оказание помощи в подготовке и проведении таких мероприятий, понимая важность и значимость сохранения православных традиций. С темой «Семейные православные традиции» мне было доверено выступить на ряде общешкольных родительских собраний.

Вывод: дети, воспитанные на семейных традициях, легко вовлекаются в школьные мероприятия, благотворительные акции и являются примером для других ребят.

В школе, которая сильна традициями, детям очень интересно учиться, развиваться, расти, обогащаться.

Воспитание трудом - основной принцип библейской педагогики. В распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» также уделяется огромное внимание .

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок освобожден от труда. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда - учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских.

Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, волонтёрская работа.

Трудовое воспитание в нашей школе является традицией, этот вид воспитания проводится по согласованию с семьей. Ежегодно в сентябре на родительских собраниях родители подписывают согласие о вовлечении ребят в трудовые мероприятия. Традиционными являются трудовые десанты, уборка школьной территории, дежурство по классу, столовой и школе, экологические акции «Посади дерево», «Сбережём лес вместе» (5 тонн макулатуры - 2014, 6 тонн 300 килограммов - 2015, 14 тонн 500 килограммов -2016).

Активность участников образовательных отношений растет. Школьный проект «Социальный проект от каждого класса» формирует неравнодушное отношение друг к другу и окружающим. Практикоориентированный художественный проект, направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» отмечен грантом Президента Российской Федерации в рамках поддержки талантливой и способной молодежи.

Труд в нашей семье - это всегда совместные усилия. Как говорится, у занятой пчелы нет времени для праздности, поэтому у каждого ребенка есть свое послушание по хозяйству: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов и хозяйственных товаров, вынос мусора, каждый умеет утюжить свои вещи, готовить кушать и т.д. В свободное время занимаемся рукоделием. После совместного труда, будь то выкапывание картофеля, ремонт дома или уборка квартиры, всегда предусматривается интересный семейный отдых и т.д.

Вывод: Трудовое воспитание должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. Семья, в которой любовь к труду заложена с детства является ключевым звеном в организации такого рода мероприятий.

Наша семья с удовольствием принимает участие в общественных мероприятиях (субботники, сбор макулатуры), в благотворительных акциях, потому что помощь ближнему - всегда была в традициях русского православного народа.

Вся воспитательная работа и образовательный процесс построен на любви и уважении и на заповедях Божиих: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. Главным жизненным элементом роста и развития в педагогике является любовь, которая более всего педагогична, ибо долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине... Любовь есть самое благодатно-педагогическое и превосходнейшее свойство души человека.

На мой взгляд, только вместе семья, школа и Церковь могут привить совсем еще маленькому ребенку начальные понятия о любви к Родине, т.е. заложить основы патриотического воспитания.

В такой школе и в такой семье нет места употреблению алкогольных напитков, курению, употреблению наркотиков, нецензурной брани, празднованию Хелуина, Дня святого Валентина.

Город, в котором мы живем, растёт с каждым годом. Вместе с ним растёт и наша школа, увеличиваясь в количестве обучающихся, приходящих к нам из разных микрорайонов, из семей разного статуса. Тем не менее традиции, порядок, дисциплина и труд помогают оказывать положительное влияние и на них. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И ребята, пусть не сразу, привыкают к нашим традициям и становятся патриотами нашей большой школьной семьи. И в этом есть заслуга не только педагогического коллектива, но и родителей, которые всегда рядом с нами, которые заинтересованы в достойном, духовно-нравственном воспитании своих детей.

Школа в 2014 году вошла в национальный реестр лучших образовательных учреждений России, отмечена дипломом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация по духовно-нравственному воспитанию», является Лауреатом всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию.

Уроки истории последнего столетия показали нам, что мирская школа должна выстраивать воспитательную и образовательную системы на православных началах, и совместно с православной семьёй быть тандемом в создании благоприятной среды, в которой всем комфортно и нет места равнодушию!

Спаси Господи! Спасибо за прочтение!

Список литературы:

1. Базаров И., свящ. О христианском воспитании // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч.ХСШ. - Январь. - Спб.: Тип. Имп. академии наук, 1857. - с.165.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.

4. свящ. Зелененко Александр курсовое сочинение студента СПбДА Санкт-Петербург, 1997.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, исправленное и доп. - М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1961.

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - Педагогика - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004г.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 г.

10. Ушинский К.Д. - В сб.: Мысли о православной педагогике. Вып.1. - М.: Высокопетровский монастырь, 1994. - с. 21.

11. Ушинский К.Д. Собрание пед. сочинений. - СПб., 1875.

12 . Ушинский К.Д. - Цит. по кн.: Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - с. 59.

13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. / Под ред. А.М. Еголина. - Т.4.: Детский мир и Хрестоматия. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - с.16,17.

14. Феофан, еп. Путь ко спасению. - М., 1899. - с. 44, 45 .

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ , В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ .

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств .

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать .

В воспитании огромную роль играет семья . И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака . По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры , в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья » имеет и нравственную , и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей .

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни .

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как :

Крещение;

Миропомазание;

Причащение;

Воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания : напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта , и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей . Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях , где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка , развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог - Творец мира - нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого , но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том , чтобы в душе ребенка «изобразился Христос » , чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству . Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев , передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции - это принятые в семье нормы , манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину . Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни .

Вера и благочестие - основание нравственного воспитания детей .

Нравственное воспитание :

Отзывчивость (сострадание , сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок ).

Условия нравственного воспитания :

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения .

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях , в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху , пекут куличи, отмечают Рождество Христово , многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день .

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи , во время такой традиции как трапеза . Во многих семьях соблюдают эту традицию , восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир , тепло и любовь. Отец – глава семьи , послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом . А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому , что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей , что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей . Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым . Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций , при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения , Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств , всей нравственно-эстетической культуры человека . Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье , так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья .

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания .

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо , но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры : Науч. - метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ - Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность . – М., 1994

6. Интернет источники.