Социальное воспитание как социальный институт. Виды и системы воспитания, воспитательные организации Воспитание институт социализации системы воспитания

Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание

Введение

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Вос­питание можно рассматривать как общественное явле­ние, как деятельность, процесс, ценность, как систе­му, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспита­нию как процессу относительно социально контролиру­емой социализации, но не затрагивается специфика се­мейного, религиозного, социального и коррекционно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправ­ленное взращивание человека, более или менее последова­тельно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осу­ществляется. Это определение не является общеприня­тым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно вы­делить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углуб­ляясь при этом в частные различия, на которых настаи­вают те или иные авторы). Определяя объем понятия «вос­питание», многие исследователи выделяют:

· воспитание в широком социальном смысле, вклю­чая в него воздействие на человека общества в це­лом, т. е. фактически отождествляют воспитание с со­циализацией;

· воспитание в широком смысле, имея в виду целе­направленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

· воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;


· воспитание в еще более узком значении - реше­ние конкретных воспитательных задач (например, вос­питание определенного нравственного качества и т. д.).

С точки зрения характера отношений участников про­цесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на млад­шие, как взаимодействие старших и младших при руко­водящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, сво­бодное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет об­щепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея кото­рого разделялась большинством европейских и американс­ких педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрос­лыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и раз­вить у ребенка некоторое число физических, интеллекту­альных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и, со­ответственно, определение его как педагогического по­нятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», из­данном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:

· совокупность всех процессов, по­средством которых человек развивает способности, от­ношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

· социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобран­ного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь соци­альной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

· любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, вклю­чающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

· развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным об­разом для научения и учебы;

· общее развитие, получаемое индивидом через на­учение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что приня­тая в отечественной педагогической литературе трактов­ка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточ­ная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание:

· семейное (Family Education);

· религиозное (Religious Education);

· социальное (Social Education), осуществ­ляемое как в различных учебно-воспитательных учреж­дениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

Воспитание - конкретно историческое явление, тес­но связанное с социально-экономическим, политичес­ким и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными осо­бенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспро­изводство человеком культурных ценностей и социаль­ного опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самосто­ятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (са­мостроительству, самовоспитанию).

Воспитание как социальный институт

В современных модернизированных обществах суще­ствует целая система социальных институтов - истори­чески сложившихся устойчивых форм совместной деятель­ности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных по­требностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возник для орга­низации относительно социально контролируемой со­циализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удов­летворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет со­бой развивающийся феномен, который возникает на оп­ределенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятель­ности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

· воспитание дифференцируется на семейное, ре­лигиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

· воспитание распространяется от элитарных сло­ев общества к более низшим и охватывает все боль­шее количество возрастных групп (от детей до взрос­лых);

· в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем об­разование;

· появляется коррекционное воспитание;

· складывается диссоциальное воспитание, осуще­ствляемое в криминальных и тоталитарных, полити­ческих и квазирелигиозных сообществах;

· меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

· растет значение воспитания, оно становится осо­бой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

· совокупность семейного, социального, религиоз­ного, коррекционного и диссоциального воспитания;

· набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнос­лужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспи­тательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

· воспитательные организации раз­личных видов и типов;

· системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, му­ниципальном уровнях;

· набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

· ресурсы: личностные (качественные ха­рактеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), инфор­мационные, финансовые, материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет опреде­ленные функции в общественной жизни. Наиболее об­щие функции воспитания следующие:

· создание условий для относительно целенаправ­ленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые мо­гут быть реализованы в процессе воспитания;

· подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого ка­питала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

· обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее пре­емственности и обновлению;

· способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гар­монизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутрен­ней сплоченности общества);

· социальная и духовно-ценностная селекция чле­нов общества;

· адаптация членов общества к меняющейся соци­альной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей­ного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ве­дущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспи­тания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, соци­альное, коррекционное и диссоциальное воспитание по прин­ципам, целям, содержанию, средствам, как осознавае­мым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отли­чаются характером доминирующей взаимосвязи субъек­тов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъек­тов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, бра­тьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в рели­гиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она оп­ределяется исповедуемым ими вероучением и отношени­ями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспита­ние осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспита­нии взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспи­туемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая уни­версальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-поли­тическая изменчивость, стремительная социальная диф­ференциация общества существенно влияют на воспи­тание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющем­ся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возраст­ных групп относительно гармонизированы, что опреде­ляет их заинтересованность в поддержании стабильнос­ти. В связи с этим перед воспитанием в стабильном об­ществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в об­ществе культуры от поколения к поколению и от эли­тарных слоев к низшим (независимо от любых идеоло­гических и педагогических деклараций). При этом воп­рос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для кото­рого характерен переход от одного типа общества к дру­гому, или существенное изменение общества внутри од­ного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсут­ствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реаль­ные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сце­нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологичес­кие установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «дру­гого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом ис­кать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вер­нее, «в каком направлении его развивать?» и параллель­но искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функцио­нирование в обществе воспитания как социального ин­ститута.

В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и т. д.).

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

4) появляется коррекционное воспитание;

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

17б 6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;

3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).

14. Социальное воспитание. Воспитание как одна из составляющих социализации

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны, нерасчленены. Воспитание отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.

Немецкий ученый М. Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д. Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Для определения понятия «воспитание» многие исследователи выделяют:

1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;

2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;

3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).

Стадии социализации.

В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными.

Доверие - недоверие – грудной возраст;

Автономия - сомнение – возраст 1–2 года;

Инициатива - чувство вины – возраст 3–5 лет.

Трудолюбие - неполноценность – младший школьный возраст (6–11 лет);

Идентификация - диффузия – юность (12–18 лет);

Интимность - одиночество – начало взрослого периода;

Творческая активность - застой – средний возраст;

Умиротворение - отчаяние – старость

Механизмы социализации

В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.

Одним из первых это попытался сделать З.Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), идентификации.

В концепции ролевого поведения Дж.Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание “обобщенного другого” происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли - это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли - фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.

Факторы социализации .

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии большое значение имеет коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий - социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это - экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Воспитание как институт социализации

Полноценный и достойный член общества должен быть хорошо воспитан. Воспитание дает возможность человеку к более обширному познанию мира, знакомит с достижениями человечества, позволяет систематизировать процессы, происходящие в обществе. С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции.

Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.

Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.

Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.

Классификация институтов

  • государство;
  • брак, семья;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • наука, обучение;
  • средства массовой информации;
  • труд, производственная деятельность;
  • образование, право;
  • воспитательная деятельность.

Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.

  • Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
  • Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей

Функции институтов

Существует два основных вида функций: общие и отдельные.

  • укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
  • регулирование, корректировка межличностных отношений;
  • организация взаимодействия;
  • накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.

Специальные:


Воспитание – основа формирования личности

Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.

Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.

Состав института социального воспитания

Составляющие:

  • Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
  • Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
  • Организации, структуры;
  • Системы воспитания;
  • Органы контроля, управления;
  • Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
  • ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.

Функции воспитательной деятельности

Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.

Функцией определяются задачи:

  • планомерное формирование индивидов;
  • подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
  • передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
  • учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
  • изменение, адаптация членов социума;
  • селекция членов общества.

Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.

Развитие социальных институтов

Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.

Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.

Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:


Основные социальные институты

Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.

Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.

Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.

Важнейшие из них – семья и школа.

Семья как социальный институт

Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.

Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:

  • материальное положение;
  • статус;
  • профессия, образование родителей;
  • культурный, интеллектуальный уровень;
  • микроклимат, эмоциональная атмосфера;
  • категория.

Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.

Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.

Школа – орган управления социализацией

В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. , отделяющий их от общеобразовательных:

  • содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
  • усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
  • усвоение ролей, дифференциации;
  • устранение ошибок семьи.

Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.

Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.

Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.


Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Важнейшим институтом социализации является воспитание — целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные качества, отвечающие социальному заказу.
✍ К основным видам воспитания можно отнести:
. умственное;
. нравственное;
. физическое;
. эстетическое;
. трудовое;
. правовое;
. экологическое;
. валеологическое.

Виды и системы воспитания, воспитательные организации

✍ Существуют различные системы воспитания и подходы к нему. Можно выделить, в частности:
. системный (целостный) подход — воспитание в совокупности различных его видов, обеспечивающее всесторонность развития;
. антропологический (природосообразный) подход — естественное воспитание, исходящее из природы ребенка и нацеленное на развитие его индивидуальных способностей;
. культурологический подход — воспитание в контексте культуры, с опорой на ее характер и ценности;
. личностный подход — воспитание с опорой на личностные качества ребенка, помощь ребенку в их осознании и развитии;
. деятельностный подход — воспитание, рассматривающее деятельность ребенка в качестве основного средства его развития;
. полисубъектный (диалогический) подход — воспитание, основанное на равноправности позиций педагога и воспитанника;
. этнопедагогический подход — воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.

✍ К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:
. семью;
. дошкольные учреждения;
. школу;
. учреждения дополнительного образования;
. группы, коллективы;
. общественные организации;
. средства массовой информации;
. институты политики, культуры, церкви. Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).

Лекция, реферат. Воспитание как институт социализации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.