Походы в лес. Поход








Групповое туристическое снаряжение К групповому снаряжению относятся палатки и тенты, топоры и пилы, котлы для варки пищи, маршрутные материалы (карты, компасы), газовые горелки и газ, аптечка, ремнабор, техника для фото-, видеосъемки и GPS навигации и другие предметы коллективного пользования.






Походная одежда и обувь Одежда. Легкая для жарких дней и теплая для ночей и на случай похолодания. Не забудь хлопчатобумажные и шерстяные носки. Несколько пар нижнего белья на смену Особое внимание удели обуви. Она, как и одежда, должна быть очень удобной. Выбор обуви зависит от того, куда вы отправляетесь. Для походов по заболоченной местности нужны сапоги, для походов по горам и лесу непромокаемые кроссовки. Возьми две пары удобных кроссовок одни на смену. Ведь в дороге случается всякое!


Правила безопасного поведения на природе Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Отправляясь на природу, многие задаются вопросом, что взять с собой в лес ребенку или взрослому, чтобы прогулка оставила только приятные воспоминания. Конкретный набор вещей зависит от длины маршрута, цели посещения леса и возраста путешественников.

Обязательно в рюкзак туриста положите следующее:

  • Карту или компас. Даже, если вы знаете лес очень хорошо, риск заблудиться все равно существует.
  • Средства для розжига костра – зажигалка (лучше обычную на бензине), спички, упакованные в целлофан, газету или пару листов бумаги.
  • Флягу с водой. Запас воды должен быть обязательно. Здесь действует принцип – чем больше, тем лучше.
  • Немного алюминиевой посуды (кружка, половник, котелок)
  • Фонарик и запас батареек
  • Репелленты (спрей или крем)
  • Дождевик или накидку, которой можно воспользоваться в случае ухудшения походы
  • Небольшую аптечку с самыми необходимыми медикаментами
  • Лупа и складной нож
  • Блокнот, ручка или карандаш. Можно взять яркий маркер для оставления пометок
  • Свисток. Его хорошо повесить на шею ребенку, чтобы он подал сигнал, если отстанет от основной группы.

В случае организации детского похода в лес, нужно взять с собой дополнительно что-то из развлечений. Подойдет мячик, плеер с детскими песнями, книга или любимые настольные игры.

Особое внимание следует уделить одежде. Она должна быть удобной, многослойной и закрывать максимум тела. В теплое время года в лесах, где преобладают ельники, и много высокой травы активизируются клещи. В таком случае нужно иметь одежду с высоким воротником и головой убор. Длинные брюки заправить в носки или сапоги.

Ориентировка на природе: основные правила

Обращайте внимание и запоминайте любые ориентиры, которые вам будут попадаться в лесной чаще. Ими могут стать тропинки, ручьи, поляны, расположенная недалеко железная дорога или населенный пункт. Можете оставлять пометки маркером.

Сейчас много различных навигационных приложений для телефонов, но надо взять с собой в лес обычный компас. Это самый надежный прибор, облегчающий ориентирование на любой местности и не требующий зарядки. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этого устройства, немногие умеют правильно им пользоваться. Вам также будет полезно ознакомиться с информацией: “ “.

Имеется в продаже большое многообразие компасов (магнитный, электронный, гирокомпас). Но для походов предпочтительнее обычный туристический вариант. В нем магнитная стрелка, расположенная по центру прибора, будет указывать всегда на север.

Обязательно потренируйтесь правильно определять направление по навигационному устройству до путешествия. Регулярно проверяйте его точность. Для этого достаточно лишь поднести к компасу обычный предмет из металла. После того, как вы его уберете, стрелка должна вернуться в первоначальное положение.

Помните, что показания прибора могут быть ошибочными, если рядом имеются помехи от телефона, радиоприемника. Кроме того влияние может оказывать наличие рядом железнодорожного полотна, машины, металлических сооружений или железной руды.

Держать прибор следует горизонтально. При сверке направления с туристической картой, положите его в центр путеводителя.

Лайфхак МЧС: чтобы не заблудиться в лесу

Наиболее простым способом узнать, куда вы направляетесь, является использование расположения тени от Солнца. Природное светило в разное время суток меняет свое расположение на небе.

Выше всего оно находится в полдень, и находится в этом период времени на южной стороне. Когда солнце находится в зените, тень от предметов будет самой короткой за весь день. В лесу поможет определить северное направление тени деревьев.

Если вы находитесь на поляне, то используйте любую палку или ветку. Воткните ее в землю. Отбрасываемая тень укажет на север. Для исключения искажений поверхность должна быть ровная.

Следует знать, что с востока солнце светит примерно в 6-7 утра. Около 10 часов оно передвинется на юго-восток, в полдень (12-13.00) будет находиться на юге. В вечерние часы небесное светило вы найдете на западном направлении.

Для определения севера в незнакомом населенном пункте можно использовать различные достопримечательности или религиозные сооружения.

У православных церквей верхний конец короткой косой перекладины на восьмиконечном кресте всегда обращен на север, а нижний смотрит на юг. Колокольни и вход в церковь чаще всего обращены на запад.

Входные двери синагог и мусульманских мечетей располагаются с северной стороны. Буддийские сооружения лицевой стороной обращены к югу. Присмотритесь к покраске жилых домов. Обычно на южной стороне она быстрее выцветает и трескается.

В лесной местности обратите внимание на стволы деревьев и камни. На северной стороне будет больше всего мха. Муравьи свои «дома» строят всегда на южной стороне возле дерева. Более крутой склон у муравейника находится с севера.

Некоторые растения своими соцветиями тянутся к солнцу. Если вы находитесь в затемненной деревьями глуши, то посмотрите на растения или цветы. Утром они будут больше наклоняться к востоку, в полдень смотреть на юг, а вечером цветы наклонятся на запад.

Проходя мимо крупных пней, приглядитесь к кольцам. На той стороне, где расстояние между ними больше находится юг. На северной стороне годовые кольца будут сужаться друг к другу.

Самое главное, собираясь в поход в лес нужно взять с собой хорошее настроение и заранее проложить маршрут путешествия.

Вам также будет очень полезна информация о

Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект .

Цель проекта: Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок - походов.

Задачи проекта:

  • Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.
  • Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.
  • Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.
  • Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Участники проекта. Дети группы "Солнышко" МДОУ "Дюймовочка", родители и педагоги ДОУ.

Основное направление проекта - оздоровительное

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2011.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.

Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.

Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок - походов.

Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.

Снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.

После каждого проведённого туристического похода, родители будут оставлять свои мнения, пожелания в книгу отзывов и предложений дошкольного учреждения. Со своими пожеланиями, отзывами родители смогут выступать на днях открытых дверей, родительских собраниях, беседах, обмениваться опытом.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.
  • Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.
  • Повышение темпов прироста физической подготовленности детей.

Описание проекта. Недалеко от нашего детского сада есть прекрасные места для отдыха, это место, где проходят мотогонки, большая поляна, подъём на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам.

Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, предполагается данный проект реализовать в три этапа:

План реализации проекта

№п/п Мероприятия Ответственный Сроки
Подготовительный этап
1 Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. Воспитатели группы, логопед, родители В течение всего проекта
2 Консультация - практикум "Полезная прогулка" (с обыгрыванием подвижных игр). Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Август 2011
3 Родительское собрание "Готовимся к походу".

Памятка для родителей "В поход всей семьёй".

Воспитатели группы, родители, Сентябрь 2011
4 Приобретение необходимого оборудования Родительский комитет группы Сентябрь 2011
5 Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе. Воспитатели группы В течение всего проекта
6 Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы. Воспитатели группы, Август - сентябрь 2011.
7 Памятка для родителей "Берегите природу". Воспитатели группы. Май 2011
8 Разучивание подвижных игр. По вторникам каждую неделю
9 Информационный стенд о походе. Воспитатели группы Сентябрь
10 Обследование места проведения похода. Инструктор по физическому воспитанию Накануне
Основной этап (непосредственное проведение туристического похода).
1 Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды. Воспитатели группы. Перед походом
2 Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей, подготовка костюмов. Воспитатели группы,

родители

Август - сентябрь 2011.
3 Совместный сбор и отправление по маршруту. Воспитатели группы, инструктор по физическому воспитанию, логопед Сентябрь 2011г
4 Деятельность по сценарию. Воспитатели группы Сентябрь 2011г
Заключительный этап (оценочный)
1 Оформление фотовыставки "Мы ребята - туристята" Воспитатели группы. После похода
2 Публикация в СМИ заметки о походе с фотодополнением. Воспитатели группы После похода
3 Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам. Воспитатели группы После похода
4 Подведение итогов реализации проекта.

Презентация педагогическому коллективу

Воспитатели. Ноябрь 2011г.

Распространение результатов.

Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Пешеходный поход для детей старшего дошкольного возраста "Осенние встречи"

Программное содержание.

  1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретённые ранее.
  2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
  3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
  4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
  5. Содействовать сохранению и укреплению семьи, её приверженности здоровому образу жизни. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
  6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх, чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: рюкзаки, атрибуты для игр и эстафет, вода, аптечка, палатка.

Участники похода собираются у входа в детский сад в 16 часов.

Вступительная беседа ведущего с детьми.

Ведущий. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово "путешествие"? (Поход) Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? (Туристы)

Перед началом трудной дороги давайте разучим нашу речёвку.

Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: "Мы, туристы!". Но будьте внимательны!

Ведущий. Кто шагает с рюкзаком?

Дети. Мы, туристы.

Ведущий. Кто со скукой не знаком?

Дети Мы, туристы.

Ведущий. Кто в дороге целый день?

Дети. Мы, туристы.

Ведущий. Кто не знает слова лень?

Дети Мы, туристы.

Эй! Ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?

Дети. Песню, ложку и рюкзак!

Ведущий. Итак, туристы готовы?

Все отвечают: Готовы! (Фотопортрет группы на память)

Можно идти в поход. Будьте внимательны, нас ждут сказочные герои.

Первая встреча

На тропинке появляется незнакомка в белом халате и шапочке с красным крестом

Незнакомка. Здравствуйте, дети, уважаемые взрослые!

Ведущий. Простите. А вы кто такая? Что вам здесь нужно?

Незнакомка. Меня зовут Пилюля Айболитовна. Я дочь знаменитого доктора Айболита. Я слышала, что вы отправляетесь в поход? А откуда вы?

Дети (хором).

Мы, девочки и мальчики,
Все ходим в детский сад!
А группу нашу в садике
Мы СОЛНЫШКОМ зовём,
И каждый день, как в праздники,
В ней весело живём!

Ведущий. Да, мы очень спешим.

Пилюля Айболитовна. Перед походом я должна осмотреть всех туристов, не больны ли они, могут ли преодолевать препятствия, трудности.

Пилюля Айболитовна. У вас ангина?

Дети. Нет!

Пилюля Айболитовна. Скарлатина?

Дети. Нет!

Пилюля Айболитовна. Холерина?

Дети. Нет!

Пилюля Айболитовна. Аппендицит.

Дети. Нет!

Пилюля Айболитовна. Малярия и бронхит?

Дети. Нет!

Пилюля Айболитовна. Какие вы здоровые дети! Я хочу угостить вас ароматным лесным чаем, он заварен с лекарственной травой, в лесу их очень много разных. А какие лекарственные травы знаете вы? Дети перечисляют. Пилюля Айболитовна угощает всех чаем.

Ну, вот теперь можете продолжить поход. А я пойду лекарственные травы собирать. До свидания!

Вторая встреча

На тропинке появляется Красная Шапочка, плачет

Девочка в лесу живёт
И танцует, и поёт.
Любят все её и ждут,
Красной Шапочкой зовут

Ведущий. Что случилось, Красная Шапочка? Почему ты плачешь?

Красная Шапочка. Пока цветочки собирала, я тропинку потеряла.

Ведущий. Ребята, поможем Красной Шапочке дорогу найти? (По схеме дети рассказывают, как пройти к домику бабушки, пользуясь словами "направо", "прямо", "налево", "назад").

Ведущий. Ребята, чтобы не заблудится в лесу, пользуются компасом, (специальный прибор для определения сторон горизонта, дети рассматривают компас, пытаются определить стороны горизонта) . Давайте подарим Красной Шапочке компас, пусть учится ориентироваться в лесу.

Красная Шапочка благодарит детей, угощает пирожками.

Красная Шапочка. Спасибо, мои дорогие! Угощайтесь пирожками, тут их много и бабушке хватит. Вот теперь-то я не заблужусь. (Отправляется с детьми в путь)

Третья встреча

Ведущий. Послушайте, о каком времени года говорится в этой загадке?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Кто эта художница?

Дети: Осень!

Ведущий. Осень - очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые. Появляется Осень

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Я немного задержалась,
Всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки
Яркие, приметные,
Издали заметные!

Хороводы с Осенью ("Падают, падают листья:", "Что нам Осень принесла")

Осень загадывает загадки.

  • Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк).
  • Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
  • Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший -
  • Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
  • Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)
  • Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим:
  • Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
  • Землю пробуравил, корешок оставил.
  • Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

Я скажу вам от души -
Все ребята хороши!
Но интересно мне узнать,
Любите ли вы играть?

Осень. Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру "Найди пару"

Детям раздаются картинки с изображением листьев. Осень говорит: "Подул ветер, листочки полетели". Дети бегают по поляне с картинками в руках. По команде: "Раз, два, три - себе пару найди!" каждый ребёнок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка.

Очень весело нам было!
Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора.
Что поделать? Ждут дела!
До свидания, детвора!

Четвёртая встреча

На поляну выходят клоуны, у одного - горло замотано шарфом.

Клёпа: Ой! Смотрите, тут детишки - и девчонки и мальчишки!

Стёпа: Эй, ребята! Всем привет! Вы нас ждали или нет?

Клёпа. Эй, давайте знакомиться! Я - Клёпа !

Стёпа. А я - Стёпа ! (отвечает хриплым голосом)

Ведущая: Что с тобой, Стёпа?

Я чихаю,
Я охрип,
Голова моя болит.

Ведущая: Это видно грипп! А вот наши дети никогда не болеют! Послушай, как это у них получается.

1 ребёнок.

Почему мы бодрые, быстрые и смелые?
Потому что по утрам, мы зарядку делаем!

2 ребёнок.

Чтоб стали мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Каждый из нас заниматься
Зарядкой готов!

3-й ребёнок:

Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит.

4-й ребёнок:

Прочь болезни прогоняет -
И ангину и бронхит.

Дети (все)

В нашем садике родном
Замечательно живём!
С болезнями не знаемся,
Спортом занимаемся!

Клоуны. Мы тоже хотим стать чемпионами.

Ведущий. В чём же дело?

Клоуны. Мы не знаем как?

Дети (хором). НАДО ТРЕНИРОВАТЬСЯ!

Ведущий. Нам не надо пить микстуру,

Мы знакомы с:?

Дети (все) С ФИЗКУЛЬТУРОЙ!!

Клёпа: Я тоже занимаюсь спортом! Я покажу, что умею!

Стёпа: И я, и я! (Берут по очереди в руки скакалку, обруч, мяч, показывают несложные движения. В скакалке запутываются, обруч из рук укатывается и т.д.).

Ведущая: Я вижу, что ничего у вас не получается, вставайте рядом с ребятами и посмотрите, как умеют играть наши дети. Детям предлагается достать из рюкзаков свои спортивные атрибуты и показать, как ими тренироваться, предлагается поиграть самостоятельно со спортивным инвентарём.

Очень рад за вас сегодня
И совет такой я дам:
Занимайтесь физкультурой
По утрам и вечерам!

Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня заниматься спортом.

Я теперь почти здоров! (Отправляются с детьми в путь)

Пятая встреча

Родитель. Ой, кто это? Выход на поляну. Из леса появляется Старичок-лесовичок.

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.

Воспитатели и дети. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!

Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.

Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.

  • "Лес - богатство и краса береги свои леса";
  • "Лес и вода родные брат и сестра,
  • "Враг природы тот, кто лес не бережет",
  • "Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
  • "Для города каждое дерево дорого",
  • "Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
  • "Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
  • "Одна искра целый лес сжигает",
  • "Не мудрено срубить, мудрено вырастить",

Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.

Дети. Нельзя рватьцветы, листья. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.

Лесовик. Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения. Разрешаю развести костёр.

А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

Подвижная игра "Мы весёлые ребята" - 3 раза.

Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)

"Бег парой" Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

"Прыжки из обруча в обруч" Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

"Пролезь, не задень обруч" Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в, обручи боком, держа малый мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

"Кто соберёт больше шишек в обруч" За три минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.

Чаепитие на поляне с едой, принесённой в рюкзаках. Дискотека. Песни у костра

Лесовик. Приготовил я вам подарок, он в корзинке, да вот совсём старый стал, забыл, где оставил. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клочки бумаги синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана, когда я шёл к вам.

Две команды идут и собирают бумажки (одна - красные, другая - синие), ищут корзинку Лесовика. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку с бананами. Можно организовать игру в футбол с родителями и детьми. Полезен будет и сбор природного материала (шишек, веточек).

Воспитатель. Пора прощаться с Лесовиком, давайте поблагодарим его за всё.

Дети и родители благодарят Лесовика, прощаются с ним. Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.
  2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
  4. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008

Походы в лес

Необъятны родные просторы, Солнце жаркое рано встает... Хорошо через кручи и горы Уходить на рассвете в поход.

О. Колычев

Дети пионерского возраста особенно любят многодневные натуралистические походы, в которых непривычная обстановка каждый час приносит им много нового, неизведанного, интересного.

Во время таких путешествий у детей обостряется восприятие окружающего мира, вырыбатывается наблюдательность, повышается интерес к изучению природы. Здесь растет дружба, раскрываются характеры, крепнет воля.

Пионеры в походе. Звонко звучит их любимая песня:

Березки, осинки, Дорожки, тропинки, В далекий, далекий Поход мы идем... Шумят нам дубравы, Колосья и травы О чем-то хорошем, родном...

Бывшие юннаты, ставшие уже десятиклассниками и студентами, с восторгом вспоминают незабываемые лесные походы - дни, переполненные неожиданными радостями и волнениями, и костровые ночи, полные романтики.

Для того чтобы поход прошел успешно, необходима предварительная подготовка. Нужно позаботиться о соответствующем снаряжении, провести тренировочные занятия по ориентировке в лесу, познакомить с правилами похода и поведения.

Одно из правил похода - ничего не нести в руках. Когда руки заняты грузом - человек быстрее устает. Все должно быть уложено в рюкзаки, прикрепленные к поясу или на ремнях через плечо: топорик и лопатка в чехлах, фляжка, фотоаппарат; одеяло и пальто в скатке на рюкзаке. Чтобы сделать рюкзак непромокаемым, надо его пропитать в растворе хорошего хозяйственного мыла (в 1 л воды растворить 400 г мыла). Когда ткань пропитается, вынуть и тут же положить в 20%-ный раствор медного купороса. Другой способ: выдержать ткань в теплом мыльном растворе (500 г мыла на 5 л воды) до полного пропитывания, затем слегка отжать и положить в насыщенный раствор алюминиевых квасцов.

Если нет рюкзака, то для носки вещей можно сделать специальный станок. Для этого из орешника или другого дерева вырезается специальная рогулька; отступив от концов на 2 см , соединяют ее перекладиной, а у основания - прикрепляют лямки с отверстием на концах. На станок привязываются вещи, завернутые в клеенку, брезент или одеяло.

Спальный мешок можно сделать из большого одеяла, прикрепив к нему пуговицы. Чехлы для топорика и лопатки делают из брезента или грубого сукна. Острые концы топорика по обоим бокам Лезвия нужно закруглить или притупить, чтобы они не прорезали чехол. Во избежание соскакивания топорика с топорища берут два угольничка 2 - 3-миллиметрового железа и шурупами прикрепляют к топорищу. Выступающие части угольников спиливают, места отреза закругляют напильником.

Фляжка лучше всего алюминиевая. Если берем плоскую бутылку - лучше обшить ее плотным и толстым сукном. По обеим сторонам пришить кожаные петли и пропустить через них ремешок или плотную тесьму.

В поход следует взять: палатку; фонарь ("летучую мышь"); компас; часы; походную аптечку; альбомы для зарисовок; краски; ведра с крышками для варки пищи; чайник; консервный нож; клеенку или скатерть; полотенца, тряпки; путевой журнал; записные книжки с картонными обложками и привязанными простыми карандашами; ботаническое снаряжение - папку, сетку для гербария, коробки для насекомых, сачки, ботанизирки, банки с притертыми пробками и пр. Во время похода необходимо иметь аварийный запас спичек. Коробку надо вложить в кусок велокамеры, завернуть и крепко связать шнурком. Головки спичек можно залить парафином или воском. Необходимо на случай дождливой погоды иметь растопку для костра (бересту, промасленную бумагу, сосновые лучинки, огарки свечей). Котелок можно сделать из большой консервной банки или алюминиевой кастрюльки, прикрепив к ним дужки.

Чтобы в лесу не заблудиться, надо уметь ориентироваться по различным признакам. Нужно помнить поговорку: "Прежде чем войти в лес, подумай, как из него выйти". Особенно это относится к большим лесным массивам. Здесь всегда следует иметь с собой хороший компас.

Страны света можно определить и по солнцу: в середине лета в средней полосе оно бывает на востоке около 7 ч , на юге - в 13 ч , на западе около 19 ч . Если идем рано утром на восток, то солнце будет впереди нас, затем впереди справа, далее сбоку справа и, наконец, сзади.

Страны света можно определить и по другим признакам - деревьям, траве, мху, пням и муравейникам. Крона свободно стоящих деревьев с южной стороны гуще, сучья длиннее и листьев здесь больше. С южной стороны дерева трава выше и желтеет раньше. Мох на стволах деревьев, особенно лиственных, и на камнях обильнее с северной стороны. Годичные кольца на срезе пня всегда шире к югу. Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева, на юг обращена и его более пологая сторона.

Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая входит в созвездие Малой Медведицы и указывает строго на север. Сначала нужно найти созвездие Большой Медведицы и мысленно продлить линию между ее звездами Бета и Альфа до самой яркой звезды созвездия Малой Медведицы.- Полярной звезды (рис. 32).

Определив север и юг, надо заметить по верхушкам деревьев, с какой стороны дует ветер, и запомнить, в какую сторону плывут облака (например, на юго-запад, на север и т. д.). Это поможет найти правильное направление для выхода из леса.

Самая верная ориентировка - карта местности, план леса и компас. Карту местности и компас можно купить в магазине, план леса - получить в местном лесничестве или сделать выкопировку с плана. Во всяком плане север находится наверху, юг внизу, восток справа, запад слева. Существует много видов компасов, но принцип их устройства одинаков: намагниченная стрелка одним концом всегда поворачивается к северу (к северному магнитному полюсу), а другим - к югу (есть компасы со светящейся стрелкой). На дне компасной коробки имеется лимб - круг, который разбит на 360°. На лимбе русскими или латинскими буквами обозначены север, юг, восток и запад. Под буквой С стоит нулевое деление, от него деления идут вправо по часовой стрелке (рис. 33).

Ориентировать компас - это значит найти направление на север. Для этого особым устройством приводят магнитную стрелку в подвижное состояние и совмещают ее северный конец с нулевым делением градусного кольца. Линию север - юг, проходящую через 0° и 180°-ного кольца компаса, ориентированного по странам света, совмещают с такой же линией на плане. Затем на плане находят исходную точку А, из которой, положим, надо идти в заданную точку Б. Направление хода от точки А к точке Б определяют по так называемому азимуту - углу между северным концом магнитной стрелки и заданным направлением (например, линией АБ).

Азимут может иметь величину от 0° до 360°. Если от нулевого деления градусного кольца, совмещенного с северным концом стрелки, отсчитать вправо 45°, это будет азимут 45°, если отсчитать 270° - азимут 270°. Азимут 90° показывает направление линии строго на восток, 180° - на юг, 270° - на запад, 360° (нулевое деление) - на север. Азимуты всех других градусных содержаний показывают промежуточные направления: северо-восточное (1 - 89°) , юго-восточное (91 - 179°), юго-западное (181 - 269°) и северо-западное (271 - 359°).

Если из точки А в точку Б надо идти по азимуту 60° (на северо-восток), то возвращаться из точки Б в точку А надо по азимуту 240° (на юго-запад). Обратный азимут определяется путем прибавления к прямому азимуту 180°.

При помощи компаса, планшета и визирной линейки можно заснять на план маршрут похода. Планшетом может служить прямоугольный кусок фанеры или толстого картона, к нему прикалывают кнопками лист бумаги и прикрепляют медной проволокой компас так, чтобы линия север - юг была параллельна длинному ребру планшета; таким образом, север на планшете всегда будет наверху. Визирная линейка - это трехгранный деревянный брусок длиной 20 - 25 см с нанесенными на боковых гранях делениями по 1 см , которые в свою очередь разделены на миллиметры.

Для нанесения маршрута на план выбирается линейный масштаб, например в 1 см 100, 200 м и т. д. Так как длина линий маршрута будет измеряться шагами, мерщику необходимо предварительно вымерить свой шаг и знать, сколько его шагов содержится в 100-метровом отрезке.

До начала съемки на планшет наносится исходная точка. Если предстоит продвигаться на север, исходная точка ставится в южной части планшета, и наоборот. Встав на исходную точку, планшет ориентируют, т. е. поворачивают так, чтобы магнитная стрелка компаса была направлена вдоль длинного ребра планшета. Затем, подняв планшет до уровня глаз, по верхнему ребру визирной линейки, приложенной к исходной точке на планшете, визируют по ходу маршрута вперед на какой-нибудь заметный предмет (ориентир) - высокое дерево, поворот дороги, постройку,- проводят вдоль линейки линию остро отточенным карандашом и откладывают расстояние в метрах, измеренное шагами до выбранного ориентира (лишний отрезок линии, нанесенной на планшет, стирают).

Придя на вторую точку, выбирают следующий ориентир по ходу и повторяют те же операции. По ходу маршрута отмечают места пересечения его линий с дорогами, тропами, просеками, ручьями. Интересно отмечать также начало и конец участков леса, различного по возрасту (молодняки, средневозрастные, спелые насаждения) и составу пород (хвойные, лиственные), полноте (полные, средней полноты, редкие), а также прогалины, сенокосы, пашни. Попутно визируют с точек поворота линий маршрута (или с любых других отмеченных на планшете точек, находящихся в створе линий) на различные предметы, расположенные справа и слева по ходу маршрута (куртины крупного леса среди молодняков, пересечение квартальных просек). Измеряя расстояния до них, можно заснять карту местности.

Маршрут похода или карту местности можно заснять также путем измерения так называемых румбов линий. Румбом называется угол между северным или южным концом магнитной стрелки и направлением линии, измеряемый в пределах от 0 до 90°. Если направление линии находится, например, в четверти окружности, расположенной между югом (южным концом магнитной стрелки) и западом, румб этой линии будет юго-западный. Он обозначается начальными буквами стран света Ю-3 и указывает в градусах величину угла между южным (в данном случае) направлением стрелки и измеряемой линией. При румбической съемке заснятые линии наносятся на план при помощи транспортира, линейки и треугольника.

В особую тетрадь (журнал) следует записывать все достопримечательности, встреченные на пути: редкие в этих местах деревья, кустарники, травянистую растительность (неизвестные необходимо определить по возвращении из похода по листьям, почкам, цветам); живописные уголки природы; родники с чистой водой; удобные для привала места с протекающим поблизости ручьем, наличием сухостоя для костра; места, богатые грибами, ягодами и т. д.

Для большого привала выбирается место, где была бы хорошая питьевая вода и топливо. Кроме того, оно должно быть защищено от ветра и солнца. Санитар должен обследовать источник питьевой воды. Воду для питья всегда нужно брать выше населенного пункта и места привала по течению реки, выше мест купания, водопоя скота и переездов. Воду необходимо хорошо прокипятить. Если кипячение невозможно, то воду обезвреживают хлорированием. Специальные хлораминовые и другие таблетки кладут в воду и через 40 мин получают доброкачественную воду.

Костер следует разжигать не ближе чем 5 м от деревьев на предназначенной для костра площадке, на которой необходимо предварительно убрать мусор, сухие листья, выдернуть сухую траву, снять дерн, вырыть вокруг площадки канавку или обложить ее снятым дерном вниз травой. Для разжигания костра с целью приготовления пищи лучше всего брать сушняк ольхи, который даже в самую сырую погоду намного суше сушняка других пород. Ольха чаще растет вблизи водоемов. Засыхая, она года 2 - 3 стоит, а потом начинает подгнивать с корней. Жаркое, но быстро прогорающее пламя дает ива. Сухой, не сгнивший хворост - валежник дуба, березы, можжевельника дает сильное почти бездымное пламя и большой жар. Сосна и ель для костра с целью приготовления пищи не годятся: дают сильное пламя, много черного дыма и искр, а еда подгорает. Чтобы готовить на таком костре, надо подождать, пока нагорят угли. Осина и пихта, сгорая, "стреляют" раскаленными угольками и могут прожечь палатку и одежду.

Для ночных костров выбирают сушняк диаметром от 10 см , а также корневища: они горят медленно и дают много жара. Также на ночь разжигают костер из толстых сухих деревьев ветровала или вывороченных ветром пней. Для быстрого разжигания складывают посредине кострища рыхлую кучку из растопки: бересты, мелких веточек ели, можжевельника, осины. Сверху кучки кладут мелкие сучья в виде шалашика, затем вбивают по его сторонам рогульки, на которые кладут перекладину - навеску из сырой ольхи, ореха или дуба. Поджигают костер снизу - с той стороны, откуда дует ветер. Когда пламя займется, подкладывают в него сперва мелкие, а затем крупные ветки и хворост, сохраняя форму шалашика. Когда появится груда раскаленных углей, подкладывают любые, даже сырые дрова.

Иногда для костра выкапывают канаву такой ширины, чтобы можно было поставить ведро или чайник. Ту сторону, откуда дует ветер, делают пологой, противоположную - отвесной и на ней при помощи ножа выкапывают отверстие (на длину руки), выходящее на поверхность земли. Это дымовая труба. Получается сильная тяга в трубу - дым не ест глаза. Топливо отдает все тепло стоящей наверху посуде. Такой земляной очаг особенно удобен при ветре. Чтобы пища быстро сварилась и не пропахла дымом, котелки и чайники подвешиваются над костром после того как разгорится яркое пламя, уменьшится дым и появится жаркое пламя.

Если в походе приходится спать на земле, необходимо на площадке в несколько квадратных метров снять дерн, на очищенном участке разводится большой костер, прогоревшие угли сгребаются с места кострища, а площадку снова закладывают дерном. На этом месте можно спать на тонкой подстилке, так как согретая и просушенная костром земля будет равномерно отдавать тепло в течение всей ночи.

После окончания привала необходимо тщательно затушить костер, засыпав его сырой землей, убрать за собой весь мусор и хлам. В лесном походе каждый из его участников основным правилом поведения должен считать бережное и любовное отношение к лесу. Многодневные походы дают возможность глубоко почувствовать красоту родной природы и пробуждают интерес к ее изучению.

Прочтите эти книги

Справочник путешественника и краеведа (под редакцией С. В. Обручева), т. I и П. М., Географиздат, 1949 и 1950.

Архангельская О. А . Спутник юного туриста. М., Детгиз, 1948.

Лесник Е . Лесные тропы. М., Детгиз, 1959.

Федосеев Т . Тропою испытаний. М., Детгиз, 1958.

Архангельский В . Как я путешествовал по Алтаю. М., Детгиз, 1958.

Успенский Г . По заповедным дебрям. М., Детгиз, 1956.

Армилев И . В лесах Урала. М.. "Советский писатель", 1959.

Пасько С . Лесными тропами. М., Детгиз, 1955.

Купить ткань ТСПА, носки гелевые силиконовые спа веган ткань rahmanovo.ru .

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 88 г. Комсомольска-на-Амуре

Краткосрочный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Поход в лес в поисках клада»

Составила воспитатель:

Рыжакова Юлия Валентиновна

Комсомольск - на – Амуре

2015 год

Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

Забота о здоровье ребёнка –

Это важнейший труд воспитателя.

В. А. Сухомлинский.

В процессе подготовки тематической недели «Как животные к зиме готовятся» и с целью приобщения детей к здоровому образу жизни нами (группы № 13 и 16) был разработан проект «Поход в лес в поисках клада».

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Время реализации : краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта : дети старшей, подготовительной группы, воспитатели ДОУ, родители воспитанников.

Возраст участников : дети 5-6-7 лет.

Образовательная область : проект реализуется в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Е Н. Вераксы, М.С. Комарова; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной.

Актуальность темы : Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.

Цели проекта :

  1. Вызвать у детей интерес к активному отдыху и здоровому образу жизни.
  2. Формировать у детей основы культуры поведения в природе.

Задачи проекта :

  1. Познакомить детей со значением слов «поход», «привал», «туристы». Развивать первоначальные географические представления, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности.
  2. Развивать познавательные интересы детей о жизни диких животных, в ходе реализации проекта.
  3. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать патриотические чувства, а так же чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Поход в лес» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о здоровом образе жизни и активном отдыхе, о культуре поведения в природе, а также повысится уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

Учет возрастных особенностей детей

Адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

Постепенная подача материала от простого к сложному

Повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

Интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

Создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

Освоение проектного метода

Повышение уровня педагогической компетентности,

Профессиональный рост

Повышение качества работы с детьми через использование различных

Видов деятельности

2. для детей:

Формирование простейшие представления о здоровом образе жизни и активном отдыхе, о культуре поведения в природе.

Повышение уровня познавательного развития

Развитие творческих способностей

Развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного

Общения.

3. для родителей:

Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной

Организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности:

Рисование «Осенний лес», «Лиса кумушка»

Лепка «Зайчонок», «Медведь»

Аппликация «Осеннии картины», «Зайчишка-трусишка»

Ручной труд «Зайчик»

Алгоритм взаимодействия педагога и детей

Этапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

  1. Вхождение в проблему;

Мотивация;

Определение цели деятельности детей;

Поиск формы реализации проекта;

Планирование работы.

Задачи педагога : заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.

«Я приготовилась к зиме: приготовила тёплую одежду, на зиму заготовила продукты…

А как же животные готовятся к зиме?

Как об этом узнать?

Вот бы посмотреть…

Но ведь мы живём в городе, как в лес попасть?» (натолкнуть на мысль пойти в поход в лес)

Задачи детей : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Дети предлагают, как можно узнать о подготовке животных к зиме.

Задачи родителей : поддержать интерес детей, помочь найти информацию в различных источниках.

  1. Реализация проекта

Задачи педагога :

Стимулировать познавательную, творческую активность детей. Способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка.

Проведение:

НОД по перспективному плану;

Игровых ситуаций «Мы – туристы», «Дикие животные»;

Чтение художественной литературы по теме.

Задачи детей : Участие в поиске информации о животных; о туризме и походах.

Задачи родителей : Поиск дополнительной информации о подготовке животных к зиме; о туризме; активном отдыхе.

  1. Анализ результатов и

Познавательно-физкультурное развлечение «Поход в лес в поисках клада»

Задачи педагога :

Систематизация знаний детей. Организация выставки детских работ. Проведение познавательно-физкультурного развлечения «Поход в лес в поисках клада»

Задачи детей :

С помощью взрослых посильный анализ полученных знаний о том, что такое «активный отдых», «поход» и о том кто такие «туристы», о подготовке животных к зиме. Участие в познавательно – физкультурном развлечении.

Задачи родителей :

Помощь в подготовке детей к походу: приготовить рюкзак, бутылочку с водой, удобную одежду и обувь,

влажные салфетки.