Особенности формирования правового воспитания в школе. Правовое воспитание в школе Правовое воспитание и образование школьников

муниципальное образовательное учреждение

“Крапивенская средняя общеобразовательная школа №24”

Утверждена на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор Крапивенской

Протокол №1 от 30.08.2012 средней школы №24:

________________/И.Е. Рак/

Рабочая программа

социального педагога Кошелевой О.И.

«Правовое воспитание учащихся»

на 2012 -2016 год

Пояснительная записка

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях

Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.


Цели и задачи программы

Цель программы правового воспитания:

  • Повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации
  • Задачи:
    - Обеспечить детей и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
    - Развивать правовое самосознание.

Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

  • Содержание воспитательного процесса
    Работа по программе «
    Правовое воспитание учащихся и правовое просвещение родителей» - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
    Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
    Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
    Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
    * правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
    * устав школы, конвенция о правах ребенка, конституция РФ;
    * право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
    * правила общения в коллективе;
    * правила безопасной жизнедеятельности.

Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

Задачи:
* познакомить с понятиями "правила", "право";
* изучить Устав школы;
* отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
* соблюдать правила общения в коллективе.

*повышать уровень правовых знаний и правовой культуры среди родителей учащихся

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма)

  1. Встречи с работниками ОМВД Щекинского района и города.

2. Изучение

Закона РФ «Об образовании»,

Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках),

В течение года

Зам.директора по ВР

Социальный педагог; инспектор ОПДН.; классные руководители 1-11 кл

Организация взаимодействия администрации школы с государственными и общественными организациями

  • классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,
  • инспекцией по делам несовершеннолетних,
  • комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Щекинского района,
  • наркологическим диспансером,
  • психологическими службами города и школы

В течение года

Зам.директора по УВР;

Социальный педагог

Психолог

Работа с учащимися

Начальная школа:

  • индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
  • классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.
  • классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР социальный педагог.; учителя начальных классов

Средняя школа:

профилактические беседы,

  • классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР социальный педагог; учителя начальных классов

Старшая школа:

  • индивидуальные разъяснительные и

профилактические беседы,

  • классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», ««Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

  • классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

В течение года

Зам.директора по УВР Матевосян В.В.;

социальный педагог; классные руководители 5-9 классов

Работа с родителями

Родительские собрания:

  • в классах совместно с ОПДН ОМВД Щекинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,
  • «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,
  • «Занятость детей «группы риска» в кружках, факультативах»,

- «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ»

- «Конвенция прав ребенка»

- «Административное право. Правонарушения. Взыскания».

-"Уголовное право. Преступление. Ответственность"

- «Семейное право. Права и обязанности родителей».

В течение года

Зам.директора по УВР

социальный педагог; классные руководители 1-11 кл.;инспектор ОПДН.

Семьи находящиеся, в социально – опасном положении и, дети которых стоят на учете в КДН:

  • своевременное выявление семей находящихся, в социально – опасном положении и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
  • оформление картотеки по неблагополучным семьям,
  • проведение малых и больших педсоветов,
  • встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
  • подбор литературы для родителей,
  • проведение рейдов в семьи,
  • подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
  • индивидуальные психологические беседы, консультации,

В течение года

Зам.директора.;

социальный педагог;

Классные руководители

Школьный психолог

Наглядная агитация

  1. Выставки тематической литературы:
  2. «Права человека и права ребенка»,
  3. «Предупреждение вредных привычек у подростков».
  4. Конкурсы плакатов:
  5. «Я выбираю жизнь!»
  6. «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

Зав.школьной библиотекой

Зам.директора по УВР, преподаватель ИЗО

классные руководители

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»

В течение года

Зам.директора по УВР, классные руководители

Ожидаемые результаты:

" Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", " Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;
" улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.
" овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.

Литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2..
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.


Школьный возраст — время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель — сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

Задачи воспитания

Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

  • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
  • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
  • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
  • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

— организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Правовое воспитание — совокупность мероприятий, которые направлены:

  • на повышение личностного уровня правовых знаний;
  • формирование уважения к праву;
  • соблюдение правомерного поведения;
  • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

  • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
  • уважение к праву, законности;
  • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
  • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
  • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение — передача, накопление знаний;
  • пропаганда — распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность — она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

Правовая воспитанность — основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Правовое воспитание школьников.

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от

достоинства образующих его личностей»

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Одним из аспектов всестороннего развития личности является высокая правовая культура. Ведь нельзя считать физически здорового человека гармонично развитой, если, имея обширные знания, хорошо работая или обучаясь, нарушает законы, права. Способность человека понимать правила общежития и требования законов и соответственно вести не является врожденной, она формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием м общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности.

Правовое воспитание - воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков и привычек правомерного поведения школьников

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией пра- вовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI в в обществе не способствует формированию надлежащего нравственного среды для воспитания детей и молодежи Неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное становление выше семей и ухудшение в связи с этим внутрисемейных отношений, недостатки в организации школьного воспитания и сокращение количества внешкольных учреждений предопределяют увеличение количества детей и подростков, поведение которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская преступность.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры гражданина Украины, состоящий из сознательного отношения к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленных в Конституции Украины, с глубокого уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования, выражают волю и интересы народа, активного участия в управлении дер дарственными делами, борьбы с нарушителями законе.

Приобщение учащихся к правовой культуре обогащает их духовную жизнь, а знания ими своих прав и обязанностей расширяет возможности их самореализации Правовое воспитание укрепляет жизненную позицию, повышает общественную активность, обостряет чувство непримиримости к негативным явлениям. Его специфика обусловлена социально-правовым статусом учащейся молодежи в обществе. Школьники материально зависимы от родителей или опекунов их самостоятельность и активность корректирует педагогический коллектив, им не хватает правовых знаний и опыта правовых отношений, они усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность как несовершеннолетних, и правовые нормы, которыми им придется руководствоваться в будущем.

Недостатками право воспитательной работы школы на современном этапе является превалирование в ее содержании вопросам уголовного права, предпочтение изучению прав личности, недостаточное внимание к изучению обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Отсутствует обоснование справедливости правовых норм, раскрытие содержания нравственных принципов, согласно которым формулируются правовые запреты, ограничения, разрыв между содержанием правовых норм и конкретным поведением учеников.

Правовое воспитание предполагает решение следующих вопросов:

1. Вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах права, ведь правовые знания являются основой, на которой формируется правовое сознание. Они помогают ученикам соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять ее в правильном направлении.

Значительная часть школьников, хотя и не знает конкретных правовых норм, но не допускает правонарушений. Регулятором их поведения является соблюдение норм морали и обычаев. Такие школьники не наносят вреда другим, не совершают краж и других правонарушений, потому что руководствуются в конкретных ситуациях моральными принципами.

2. Формирование у учащихся правового сознания - совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации \"Становление правового сознания, - утверждает О. Вишневский, - одно из основных направлений формирования гражданина. В семье и в школе ребенок должен не только научиться уважать законы, отстаивать свои права и свободы, но и уважать чужие, толерантно относиться к чужим взглядам, уважать права других на самовыражение, собственные культурные ценности, выбор конфессий, участие в политической жизни и т.д. Все это чрезвычайно важная сфера воспитания, прежде всего с точки зрения потребностей государственного строительства".

Правовые взгляды должны быть основаны на общих правовых знаниях и представлениях о государстве и праве, правовые отношения между людьми, конституционные права и обязанности личности Важно, чтобы эти знания и и представления правильно отражали определенные правовые нормы, ведь иначе правовые взгляды будут ложными.

Одним из важнейших компонентов правового сознания является убеждение - осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий и ее личная готовность действовать согласно этим правилам и понятий

В процессе правового воспитания важно воспитывать у учащихся высшие правовые чувства, регулирующих их поведение (ответственность, справедливость и др.), иначе главным регулятором ее станут простые эмоции (гнев, страх и т.д.), которые вызывают ситуативное поведение.

3. Формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов . Такие качества воспитывают, раскрывая социальную сущность и роль государства и права. Воспитание у школьников уважения к закону и правопорядку, убежденности в необходимости соблюдения правовых норм осуществляется через воспитание уважения к правоохранительным органам, людей, которые охраняют законы. Однако не следует запугивать учеников этими органами, поскольку они не смогут осознать, что законы выполняют не только карательную функцию, но и защищают интересы общества, граждан.

4. Выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения . Привычку и умение соблюдать требования права и морали следует рассматривать как продукт сознательного отношения учащихся к признанию своего гражданского долга, соблюдение правовых норм. Как правомерное, так и неправомерное поведение зависят от определенных мотивов. Одни ученики придерживаются правовых норм вследствие глубокой убежденности, другие - потому, что находятся под постоянным контролем взрослых или опасаются возможного наказания; третьи приличным поведением пытаются достичь своих эгоистических целей. Нередко такое поведение обусловлено привычкой соблюдать правила общежития. Педагог должен знать, какими мотивами руководствуется ученик, следуя нормам закона.

5 Формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им. В юридической литературе рассматривают разные уровни активности в личности относительно требований закона. Соблюдение правовых норм свидетельствует о минимальном уровне активности личности, поскольку ей следует лишь избегать запрещенных законом действий. Выполняя правовые нормы, индивид представляет большую активность, используя их, - обнаруживает высшую степень активности. Третий уровень активности предполагает, чтобы учащиеся не только добросовестно выполняли свои обязанности, но и требовали этого от других. Такая позиция формируется в результате их деятельности, направленной на обеспечение дисциплины и порядка в школе и за ее пределами. Любые попытки изолировать детей от негативного, замалчивать и скрывать и от них недостатки жизни не воспитывает в них непримиримого отношения к этим явлениям, не мобилизует их на борьбу с ними, не вырабатывает иммунитета против их влияния.

6. Преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни. Специфическим недостатком правового сознания отдельных учащихся является ложные представления о содержании правовых норм. Они видят наличие запретов, но неправильно представляют себе их суть, последствия невыполнения. Многие уверены, что за правонарушения отвечают только взрослые, а несовершеннолетние якобы освобождаются от так й ответственности. Они не уверены в действенности положение, что \"незнание закона не освобождает от ответственности тех, кто его нарушает\", нередко не умеют сопоставлять свои действия и поступки с требованиями права. При необходимости давать правовую оценку конкретному правонарушению, они исходят из собственных представлений о противоправном, что, как правило, основываются не на знаниях конкретных положений закона, а прежде на известных им нормах морали. Такие недостатки правового сознания является одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетними.

Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулятивного явления, его общественными функциями и значением в организации и управлении обществом. Законодательство Украины охватывает различные отрасли права. Среди них видное место принадлежит государственному праву. Его нормы регулируют важнейшие общественные отношения, закрепляющие основы организации общества и правового положения лиц и, государственного Особым аспектом государственного права Украины является ее Конституция как Основной Закон государства и общества.

Административное право регулирует организацию и деятельность аппарата государственного управления. Школьники должны иметь представление об органах государственного управления и нормы административного права, которые охватывают санитарные, противопожарные правила, а также правила дорожного движения, пользование транспортом, поведения в общественных местах, воинского учета и многие другие, которые регулируют деятельность различных учреждений, их работников, поведение граждан. Если человек нарушает установленные правила, считается правонарушителем и накладывают на нее административное взыскание Служба по делам несовершеннолетних вправе применять и к ним различные виды взысканий вплоть до направления их в специальную школу или специального профтехучилищища.

Отношения между людьми, гражданами и организациями, между самими организациями регулируются нормами гражданского права, возлагает определенные обязанности и предоставляет права гражданам и организациям. Дети, как и взрослые и считаются правоспособными, могут иметь имущество, которое им досталось в наследство, могут быть авторами стихотворения или рассказа и пр. Правда, не каждое правоспособное лицо может самостоятельно осуществлять свои права, поскольку способность действовать разумно, правильно распоряжаться своим имуществом, брать на себя определенные обязанности человек приобретает в соответствующем возрасте, закон определяет понятие \"гражданская дееспособность\" и устанавливает ее границы (15 лет - частичная дееспособность, 15-18 - относительная дееспособность, 18 лет - полная дееспособность).

Нормы права и морали, регулирующих семейные отношения людей, в процессе правового воспитания учащихся знакомят с семейными правоотношениями, правами и обязанностями родителей относительно друг друга, по воспитанию детей и ин.

В процессе правового воспитания ученики усваивают и отдельные положения трудового права, ведь вскоре им придется работать в учреждениях, на предприятиях, где они будут сталкиваться со многими вопросами, в которых х должны быть компетентными (условия приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, охрана и оплата труда, моральная и материальная ответственность и т.д..

Знакомясь с вопросами уголовного права, ученики должны четко представлять, что такое преступление, ответственность за подготовку и намерение преступления, соучастие в преступлении, возраст уголовной ответственности, необходимая оборона, уголовное наказание, отбывания наказания в местах лишения свободы, а также осознать, что ни одно преступление не остается безнаказанным.

Раскрывая содержание правового воспитания, важно ознакомить школьников с Конвенцией о правах ребенка, согласно положению которой ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста концепция гласит: \"Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающихся ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелости ребенка (в 12ст. 12).

Ребенок имеет право оказывать свое собственное мнение, это право включает свободу поиска, содержания и выдачи информации и идей любого вида, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в ф форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка 13/13/1).

Государства-участники определяют право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15/1)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства я на его честь и репутацию (ст. 16/16/1).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации любой другим лицом (в 19/1)/1)".

Реализация задач и содержания правового воспитания учащихся осуществляется прежде всего в процессе обучения. Изучение гуманитарных предметов направлено на формирование у них высоких идеалов, морально-правовых как, например, непримиримости к аморальных явлений, правонарушений и преступности дисциплины естественнонаучного цикла позволяют коснуться вопросов из различных отраслей права, в частности его нормативных актов по охране природы, охраны труда, охраны здоровья человека и др. Важная роль в правовом воспитании школьников принадлежит курса правоведения, в процессе изучения которого они знакомятся со всеми отраслями права, получают знания, умения и навыки в системном виде.

Усвоенные на уроках правовые знания углубляются и расширяются во внеклассной воспитательной работе. Выбор формы или метода воспитательного воздействия зависит от цели, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и возможностей педагогического коллектива. Выбирая методы и формы воспитательной работы, важно также учитывать популярность их среди школьников.

Осуществляя правовое воспитание на уроках и во время специальных воспитательных мероприятий, важно раскрывать содержание всех отраслей права, не сосредотачивая внимания учащихся на одной из них. Раскрывая конкретные правовые нормы, следует показывать их связь с правилами морали, на которых они базируются; иллюстрируя случаи нарушений норм права, не злоупотреблять негативными примерами, лучше приводить те, что демонстрируют, как надо действовать в подобной ситуации. Рассказывая о преступлениях, не стоит детализировать факты, это может научить отдельных школьников методики совершения преступления; необходимо раскрывать суть негативных фактов так, что бы они вызывали отвращение, а не увлечение ими.

Решающим моментом в правовом воспитании школьников является высокая правовая культура педагогов и соответствующий правовой психологический климат в школе и в семье ученика. В право воспитательной работе школы важную роль играет привлечение учащихся к посильной деятельности, которая предусматривает определенный объем правовых знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, участие в детском самоуправлении, в частности в работе комиссии по дисциплине и порядка, в отрядах юных инспекторов дорожного движения, юношеских добровольных пожарных дружинах, в различных формах природоохранной работы.

Приобщение школьников к правоохранительной и природоохранной деятельности в школе и за ее пределами следует оценивать с точки зрения проведения профилактической работы с учащейся молодежью и с точки зрения вступления правового опыта, воспитание у нее непримиримого отношения к негативным явлениям жизни. Воспитанные в таких условиях школьники активно противодействовать этим явлениям.

Таким образом, для меня как для классного руководителя, правовое воспитание -- это ряд направленных мероприятий на :

Повышения правовых знаний, реализация их на практике.

Повышения уважения к праву.

Достижение правомерного поведения гражданами.

Устранения правового нигилизма.

Исходя из этих основных задач, правовое воспитание следует, по моему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан такой совокупности , которая включала бы:

Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

Привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Для реализации выше изложенных задач можно применять следующие методы:

- т ематические классные часы. Например, урок на тему «Мои права в семье», «Гражданские права детей». Обсуждение на уроке Декларации прав человека, Конституции Украины. Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Ответственность за нарушение ПДД пешеходом Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

- Встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов. На таких встречах ученики могут напрямую задать интересующие их вопросы, а сотрудники правоохранительных органов объяснят права школьников с точки зрения закона, о правилах дорожного движения и ответственность за нарушение этих прав. - Уроки-диспуты в старших классах по таким художественным произведениям, как Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», А.П.Чехов «В суде»

Участие в создании школьной газеты на тему «Мы и наши права» или «Семья и я», «Правила ДД» и т.д.

- Индивидуальная работа социального и психолога с «проблемными» детьми и их родителями. - профилактика вредных привычек

- правовое просвещение родителей (темы родительских собраний: Законы воспитания в семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье. Как научить сына или дочь говорить «нет» .;Детская агрессивность, ее причины и последствия; Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?; Как уберечь подростка от насилия?; Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.; Как научится быть ответственным за свои поступки?; Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?; Закон и ответственность родителей).

- Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

- Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Правовая воспитанность, ведет в итоге к процветанию государства - подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет юриспруденции

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Исполнитель:

студент 4 курса

факультета юриспруденции

Научный руководитель:

Задача системы образования заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны.

В настоящее время многие школы в самых разных географических точках России, многие учителя и авторы учебно-методических комплектов стараются выстроить систему гражданско-правового образования. Какова же современная идея, на которую и учителя, и школы, и Министерство образования, и общественные организации ищут ответ?

Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Если строить гражданское, правовое общество, то надо прежде всего начинать с детей. Только в детей сегодня можно заложить чувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности. Сегодня в школах уже начата работа по разъяснению прав ребенка, а так как учитель ближе всего к ребенку, то в первую очередь, нужно организовать работу по формированию правового сознания, правовой культуры у учителей-предметников, классных руководителей.

И неслучайно ООН поддерживает создание в регионах центров содействия развитию образования в области прав человека. Таких регионов по России пока семь. В рамках данного проекта организованы обучающие семинары для учителей, которые в дальнейшем являются "проводниками" правового, гражданского воспитания в школе.

Работа со школьными учителями создает возможность максимального охвата школьников. Школьные учителя заинтересованы в такой деятельности, но, как правило, не обладают временем и соответствующими методиками.

Поэтому семинары, проводимые при поддержке ООН, предназначенные для освещения общих проблем правового образования и гражданского воспитания, имеют огромное практическое значение. На таких семинарах педагогам дают возможность понять, как, уважая права ребенка, обходиться с разными категориями детей и родителей, как помочь им осознать, что такое твое личное право, как оно совмещается с правами других людей и обязанностями перед обществом в целом. Более того, на таких семинарах учителя не только получают знания в области прав человека, но и разрабатывают свои проекты по внедрению правового и гражданского сознания в школах.

Теоретико-методологическое направление предполагает накопление методологических разработок данной тематики, ознакомление с опытом мировых и отечественных практик, проведение исследовательских работ. Педагогами временной творческой группы формируется банк данных, и разрабатываются психологические и комплексные тесты по проблемам гражданского, правового воспитания; выявляются гражданские интересы и предпочтения школьников; формируется банк данных гражданских характеристик учащихся.

Частно-дидактическое направление предусматривает формирование у школьников активной жизненной позиции. В рамках этого направления учащиеся знакомятся со спецификой и правовой обеспеченностью будущей профессии, проводят исследования, разрабатывают проекты по выбранным темам под руководством опытных педагогов, научных руководителей.

Психолого-педагогическое поддерживание реализуется в оказании правовых услуг, в формировании привычки выполнять правовые предписания, в проведении тренингов по самоопределению.

Деятельность временной творческой группы по проблеме гражданского становления личности приобретает особую актуальность в условиях модернизации образования, предусматривающей совершенствование общественно-государственной системы гражданского, правового и патриотического воспитания детей и молодежи. Развивая свою деятельность в трех обозначенных направлениях, временная творческая группа призвана играть роль координирующего центра в гражданском и правовом воспитании школьников.

Глава 1. Основы организации правового воспитания в школе

1.1 Проблемы реализации правового воспитания в школе

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о признании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, "ниже низшего предела". Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом:

68% ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах;

26% вообще не смыслят о том, что такие законы существуют;

19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы;

5% назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство .

Являясь одним из институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права .

Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый правовед С.С. Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:

общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, - юридических реалий с которыми человек сталкивается в жизни;

особо сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, - такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;

явления мирозданческого порядка одно из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.

Каждый из этих образов выражает своеобразный "угол зрения" всего понимании, ступень в постижении его особенностей. Представляется своеобразным строить систему преподавания права в школе, учитывая все эти "грани". Права человека необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми.

Возрастные особенности школьников, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть - то, чего всем обычно не хватает в школе, - способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик. Но при разработке занятий следует помнить, что игра выступает как способ познания мира и поэтому желательно на уроках создавать модели реальных жизненных ситуаций.

Спецификой возраста является то, что система уроков по правам человека в начальной школе не предполагает изучения конкретных законов и прав (за исключением нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией прав человека), а является скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к изучению прав в средней школе.

Система преподавания права должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения .

Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости.

Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений .

Представляется, что основными задачами, которые необходимо и можно решить на государственном уровне, в настоящее время являются:

разработка концепции правового образования в школе;

подготовка и издание соответствующих учебно-методических пособий;

создание системы подготовки и переподготовки учителей, преподающих право в школе.

1.2 Основные моменты системы правового воспитания в школе

Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные общественно значимые черты, свойства и формирующего его как личность по заданным образцам устарело.

Чтобы преодолеть устаревшее "технократическое воспитание", следует вернуться к педагогическим идеям Канта. Великий мыслитель считал, что "воспитание практическое или моральное должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическим называют всё то, что имеет отношение к свободе). Воспитывать - значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность: в своих собственных глазах".

Главной идеей кантовского учения о морали, праве и воспитании является свобода человека, его свободная воля и свободный разум, которые определяют смысл моральной независимости и автономии личности, её способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления. Вместе с тем Кант считал право необходимым регулятором человеческой свободы во внешнем поведении и поступках людей. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного (лица) по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант считал правом .

Отсюда логически и исторически следует современное определение права как нормативной формы выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей (включая сюда и общественно-государственную систему образования), кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело.

Почему необходимо системное правовое воспитание всех участников образовательной деятельности? Потому что в России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества.

Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

Потребность в развитии гуманистической системы образования несовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики, отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка) соучастниками образовательной деятельности - путь к действительному переходу от технократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективной реформе образования.

Требование Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшим образом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за их воспитание и развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечение интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметь правовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям.

Системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства .

Школа может стать полноценным субъектом становящегося гражданского общества России только на основе системного правового воспитания (СПВ). Основная цель СПВ - развитие правосубъектности всех индивидуальных и коллективных участников образовательной деятельности, а также их правовой и политической культуры как свободных граждан демократического общества. Конечная педагогическая цель СПВ - обеспечить успешный переход к гуманистической системе образования с высоким качеством обучения и воспитания детей как субъектов культуры. В результате СПВ каждый ребёнок должен становиться сознательным носителем своей правовой свободы и обязанностей, правопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества, творческим соучастником развития демократического гражданского общества (в семье, школе, будущей профессиональной деятельности).

Выделим основные направления СПВ в школе:

Последовательное, осознанное принятие руководством и коллективом школы нового общественного идеала России - демократического гражданского общества и правового государства и согласование с ним нового гуманистического образовательного идеала.

Активное творческое включение коллектива школы в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.

Разработка комплексной программы юридического и педагогического освоения Конвенции о правах ребёнка - правового фундамента образования - всеми участниками образовательной деятельности.

Приведение всей нормативно-правовой базы общественно-административного управления школой в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка (с участием детей).

Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.

Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.

Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.

Создание всего комплекса условий становления школы субъектом гражданского общества и воспитание детей свободными гражданами, патриотами демократической России.

Разработка программ и методов развивающего обучения во всех учебных дисциплинах, побуждающих детей активно осваивать и развивать свои права и обязанности.

Создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе содержания всех блоков учебных дисциплин.

Разработка интегрированной культурно-исторической, мировоззренческой, психологической, этической, социально-экономической базы понимания детьми ключевых правовых идей, понятий в системе общественных и гуманитарных дисциплин.

Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.

Организация кафедр, лабораторий, ПЦС по проблемам воспитания правовой культуры.

Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.

Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.

Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей.

Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.

Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (с участием детей) .

Глава 2. Построение школьного курса обучения праву

2.1 Содержание и основные задачи правового воспитания

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

2.2 Необходимость работы по правовому воспитанию

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России, выявленным в ходе диагностики учащихся школы.

Таблица 1

У ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей.

Работа по правовому воспитанию строится по следующим направлениям:

Мое общество

Мои права

Мое отечество

Моя семья

Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.

Социальная роль школьника - нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой "рост", получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших детей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.

В целях усиления качества работы по правовому воспитанию разработана программа по данному направлению.

Таблица 2

1 ступень

Форма работы

Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах.

Беседа 5 - 7 классы.

Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье.

"Моя семья - мое богатство".

Праздник 5 - 8 классы

Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей

Конвенция о правах ребенка

8 класс, деловая игра

Гражданские права детей

"Я люблю учиться" (право детей на образование). Какой должна быть современная школа?

2 ступень

Всеобщая Декларация прав человека

8-9 классы

Конституция России на защите прав граждан

8-9 классы, праздник

Деловая игра "Права ребенка"

5-8 классы, праздник

Политическое устройство государства

Что значит быть гражданином России?

8-9 класс, диспут

Избирательное право

9 класс, деловая игра

Законопослушная страна - миф или реальность

7-9 класс, диспут

Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка)

Встречи и беседы, тесное содружество с работниками правоохранительных органов

В течение года

Проведение классных часов, бесед, диспутов:

Уроки Конституции;

Права и обязанности;

Провозглашено и гарантировано;

Закон обо мне. Мне о законе;

Можно и нельзя;

Систематическая пропаганда Правил для учащихся.

Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям:

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".

Л.Н. Толстой "Воскресенье", "Анна Каренина".

А.П. Чехов "В суде".

Просветительская работа среди родителей:

Законы жизни семьи, законы жизни класса (родительский тренинг).

Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия)

Психолог, классный руководитель

Реализация данной программы имеет следующие результаты:

у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;

сформирован дружный школьный коллектив;

дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;

уровень воспитанности ежегодно повышается.

аключение

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфере действия "силовых структур", для них была характерна недооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике и предпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение, сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, что закон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средство защиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию, в последние годы наблюдается очевидный "правообразовательный бум": в государственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильные средние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.

Каких-либо точных данных, характеризующих распространенность правового образования в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.

В таких регионах, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск, этот предмет школьники изучают довольно активно. Результаты всероссийских олимпиад по правовому образованию (последняя из них состоялась в Смоленске в мае 1999 г) показали, что с каждым годом увеличивается количество школьников, имеющих успехи в овладении правовыми знаниями. Однако победителями олимпиад, за редким исключением, становятся учащиеся профильных правовых учебных заведений - лицеев, гимназий, что говорит о большом разрыве в правовой подготовке учащихся этих учебных заведений и общеобразовательных школ. До последнего времени наиболее востребованными в школах являлись курсы "Основы правоведения", "Политика и право" (старшие классы), "Право и политика" (8-9 классы) и "Граждановедение" (8-9 классы) .

Как показывают социологические исследования осведомленности учащихся средних школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для них конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. В этой связи проблема организации соответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школ является социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правового образования.

До 90-х годов в нашей стране существовала мощная, признанная во всем мире, школа авторов, создававших учебники по естественно-математическим предметам. Что касается преподавания гуманитарных дисциплин, то зачастую оно подменялось общественно-политическим образованием. Эта тенденция находила свое отражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебниках литературы и иностранных языков, в целом обедняя качество образования.

С появлением новых политических и экономических реалий в начале 90-х годов проблемам развития гуманитарного образования и созданию новых учебников по всем предметам гуманитарного цикла стало уделяться особое внимание. Остро встал вопрос о написании учебника, который бы заменил снятый в 1992 году учебник "Основы государства и права". В том же 1992 году Министерство образования РФ и Министерство юстиции РФ планировали проведение конкурса на создание учебника по правовому образованию, но ни одного авторского предложения не поступило. Лишь позже стали появляться пособия и учебники, многообразие которых отражает плюрализм позиций тех, кто так или иначе озабочен повышением правовой культуры учащихся.

В настоящее время создается много новых учебников и учебных пособий. К сожалению, процесс формирования школы авторов школьных учебников по обществоведению и, прежде всего, по праву, пока еще находится на начальном этапе.

Уже созданные учебные пособия проходят практическую проверку в школе, и работа над ними продолжается. Этот процесс нельзя считать завершенным. Альтернативные учебники как бы дополняют друг друга, закладывая фундамент курса, который мог бы обусловить реальные жизненные ориентиры учащихся. Какие-то из них могут остаться невостребованными, при этом может возникнуть необходимость создания новых.

В последнее время активно обсуждается вопрос о форме трансляции обществоведческого (в том числе правового) материала в основной и средней школе. Судя по опубликованному проекту Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Министерство образования РФ отдает предпочтение интегративной форме обучения. Очевидно, что выбор этого пути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия, социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Как министерству определиться со всем этим? Да и действительно, где взять учебные часы для стольких курсов?

Конечно, оптимальным вариантом было бы сочетание интегративных и модульных курсов, в чем-то дополняющих друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точки зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования, как он их сам видит и понимает. Сегодня, с этим классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или с этим же, но продвинувшемся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.

Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономических условиях знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задача образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. - М., 1998.

2. Березина В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2.

3. Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., Знание, 1973.

4. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 года М., 2002.

5. Володина С.И. Правовые знания в современном обществе: значение и актуальность. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.12-13 апреля 2000 года М., 2000.

6. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. - 1996. - № 5.

7. Гомлешко Б.М. Как вызвать интерес ребят к вопросам права? Правовое просвещение и воспитание школьников (Материалы областной научно-практической конференции. - Майкоп, 1977.

8. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. - М., Просвещение, 1981.

9. Детское управление школой // Первое сентября - 1999г. - №9.

10. Дьячкова С. Игры по праву в школе. - Учитель, №5, 2001.

11. Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1999.

12. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. - Мн., 2002.

13. Методика правового воспитания учащихся: Уч. пособие для студентов /Под ред. А.В. Мицкевича, В.М. Обухова. - М., 1982.

14. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права. /Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. - М., 1999.

15. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.

16. Несмелова МЛ. Методика дифференцированного обучения учащихся VI класса на уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. - М., 1998.

17. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., "Владос", 2003.

18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасисктого. - М., 2000.

19. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

20. Права человека: книга для чтения в 3-х частях для 5-9 классов средней школы М., 1998-2000.

21. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. - Ростов, Изд-во Ростовского ун-та, 1973.

22. Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф. Нравственно-правовое воспитание школьников - Мн., 1993.

24. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. - Обществознание в школе, №7, 1999.

25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

26. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников, 1993, №6.

27. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе - 1996. - № 4.


Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. - М., Просвещение, 1981.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. - М., 1998.

Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. - Мн., 2002.

Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. - Обществознание в школе, №7, 1999.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права./Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. - М., 1999.

Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. - М., «Владос», 2003.

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типыучебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников всистемуобщественныхотношений,формируяу них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию,умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества.Найти гармонию междууникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения.

Гражданская направленность всего учебно - воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.

ЦЕЛЬ: приобщитьучащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность наусвоениевсех4-хеё составляющих - знаний,умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;

Научитьучениковприема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию;

Сформировать эмоционально целостное отношение к Закону,нормам и ценностямдемократическогообщества, законопослушномуповедению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

СРЕДСТВА И ФОРМЫ правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:

1. Изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;

Технология педагогики ненасилия;

Создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси;

Формирование гражданской позиции педагога;

Формирование высокой коммуникативной культуры,предполагающей вовлеченностькак в систему жизненных отношений (социальная деятельность),так и участие вмоделированииобразовательного процесса.

2. Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:

Расширение участиячленовшкольногоколлектива,атакже представителей общественности в управлении школой;

Расширение свободы выбора в учебном процессе;

Осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;

Создание органов самоуправления школьным коллективом;

Становление и распространение опыта правового поведения.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

1. Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право".

2. Школыи лектории правовых знаний,философские часы,беседы, диспуты, дискуссии,конференции,вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы:"Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".

3. Встречи с работниками прокуратуры,судебных и правоохранительных органов.

4. Сюжетно- ролевые игры,разбор проблемных ситуаций,клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.

5. Тематическиевыставки литературы,выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".

6 . Встречи с ветеранами,беседы, классные часы: "Положение детей в мире","Детские международные организации и движения".

7 . Конкурсы,викторины:"Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".

8 . Круглые столы:"Я и мир","Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия","Возможен ли вечный мир","Диалог с веком".

9 . Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому".

10. Акции "Мир,в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)

Критерии сформированности:наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения),потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума,проявления позиции гражданина своегоОтечества, а также чувства гражданственности.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Одним из необходимых компонентов профилактической работы попредупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшиехарактеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: поиск таких формиметодоввоспитательнойработы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной кпозитивно направленной социальной творческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Разъяснение учащимся основных положений законодательных актов Чувашской Республики и Российской Федерации

Развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание

Формирование личностного иммунитета к воздействиюнеблагоприятных факторов

Формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.

Правовое просвещениеначинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомствосдеятельностьюправоохранительныхисудебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут бытьсозданытрадиционныеправовыеуроки, викторины, встречи спредставителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовымсодержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.