Ревность старшего ребенка к младшему. Что делать родителям, если старший ребенок ревнует к младшему

Ревность ребенка при рождении второго – вполне распространенное и обычное дело. А что же делать родителям, которые заранее хотят предотвратить скандалы в семье и сделать всех деток любимыми и счастливыми?

Специалисты считают, что подобной проблемы порой избежать трудно, но вот сохранить здоровую атмосферу в доме, привить первенцу чувства ответственности перед вторым малышом можно и даже очень необходимо.

Это сложная и терпеливая работа, в которой должны взаимодействовать три стороны:

  • мама (родители, близкие родственники);
  • первый ребенок;
  • психолог.

Ревность между детьми – это нормальное явление с точки зрения психологии. Важно сохранить барьер между пассивной ее формой проявления и агрессивной, дабы ребенок не стал причиной обвинений и конфликтных ситуаций.

Пусть рождение второго ребенка станет удовольствием для каждой семьи, а детки с самого появления на свет нашли общий язык и дружили между собой. Как же достичь такого благоденствия? Советы мудрых и опытных специалистов далее.

Причины

Причины детской ревности просты и банальны — нежелание делить родного человека, его внимание и заботу с кем то еще.

Маленький ребенок может ревновать маму не только ко второму малышу, но и к работе, машине, компьютеру, ко всему, что отнимает его время у родителей.

Важно правильно объяснить чаду, почему Вы должны заниматься подобными делами, а не проводить все время с ним. Таким образом, можно избежать различных типов проявления ревности.

Типы

Пассивная

  • малыш замкнулся в себе, делает вид, что ему безразлично присутствие братика или сестрички;
  • он не просит поиграть с младенцем, держится холодно и отстраненно;
  • у него может появиться вирусное заболевание, пропасть аппетит;
  • ребенок держится отстраненно и не желает идти на контакт со взрослыми;
  • на вопрос «что случилось?» он отмахивается и не говорит истинную причину такого несвойственного ему поведения.

Полуявная

  • старший ребенок все время стремится вернуться в детство, начинает пить с бутылочки, проситься на горшок, даже писается в кровать, просит покормить его с ложечки, тянется на руки, мотивируя это тем, «что не может ходить»;
  • он капризничает, пытаясь любыми способами привлечь к себе внимание.

Агрессивная

Сложная форма, когда ребенок криками и воплями просит отнести младшего роддом, портит имущество, отказывается повиноваться в любом деле, устраивает скандалы и даже пытается сделать больно маленькому (кусает, щиплет, толкает).

Во всех случаях ребенок просто пытается снова занять основную роль в семье и как прежде получать всю ласку и заботу любимых родителей.

Что же нужно сделать, дабы вернуть в семью мир и покой? Стать образцовыми мамой и папой, дать детям столько внимания и ласки, дабы они выросли опорой и поддержкой друг для друга.

Как избежать ревности старшего ребенка к новорожденному. Советы психолога

Соперничество между детьми начинается еще в период беременности, когда мама с округлившимся животиком уже не может прыгать и забавляться, как раньше, подымать и кружить малыша, лежать с ним и играть так, как он уже привык.

В это время старшенький начинает задумываться, что все происходящее из – за того, кто лежит у мамы в животе.

Подготовка при беременности

  1. Важно ввести первенца в мир ожидания второго . Рассказывать, как растет малыш, показывать фотографии, приобщать старшего ребенка к общению с младенцем еще в животике.
  2. Ходить вместе за подарками для новорожденного . Позвольте именно ему выбирать вещи, одежду, игрушки на свой вкус.
  3. Будет хорошо, если родители в занятиях с первенцем будут использовать книги , игры, видеокассеты с ролевыми постановками, где будет фигурировать счастливая история о появлении на свет братика или сестрички).
  4. Особое внимание необходимо уделить режиму ребенка , чем спокойнее он будет чувствовать себя в семье, тем меньше будет причин для возникновения ревностных отношений к новорожденному.
  5. Пусть ожидание второго ребенка станет для первого интересным и веселым событием. А встреча с братиком или сестричкой – счастливый и волнительный праздник.

Выписка из роддома

  1. Встреча . Это очень ответственный период. Если первенец ожидает маму с малышом дома, то ей в первую очередь следует обнять и приласкать ребенка, сказать ласковые слова, поговорить о его самочувствии, дабы он удостоверился в том, что по-прежнему его любят и ценят, несмотря на появление в семье еще одного карапуза.
  2. В первые дни желательно приложить максимум усилий, чтобы все текло своим чередом, несмотря на усталость и заботы маме необходимо делить поровну время на всех. Также читать сказки старшенькому на ночь, играть, целовать и обнимать его. Если первенец уже взрослый, то его можно приобщить к процессу купания, переодевания новорожденного, покажите, что такая помощь для Вас неоценима, и Вы еще больше любите свое чадо!
  3. По мере взросления детей важно сохранять справедливый нейтралитет. Когда из детской слышны крики и плачь, не стоит обвинять в этом первенца, только потому, что он старше. Такая модель принесет пагубные последствия. Необходимо разобраться во всем и справедливо выносить наказание.
  4. Помогите старшему выразить свои чувства ! Мама должна объяснить, что ревность – это нормальное явление, вот только не нужно кричать, сердиться и проявлять агрессию, дабы показать свою важность и стоимость. Чаще произносите слова любви и поддержки, говорите о том, какой он стал самостоятельный, ответственный заботливый.

Постепенно развивайте чувство привязанности детей друг к другу, пусть каждый из них будет уверен в родительской любви и поддержке.

Работа над ошибками

Бывает так, что ревность ребенка при рождении второго обостряется в следующих случаях:

  • излишняя концентрация внимания вокруг новорожденного;
  • старший ребенок уходи на второй план;
  • неконтролируемое баловство родственниками второго ребенка;
  • отсутствие тактильного контакта мамы с первенцем;
  • намеренное обобщение детей (одинаковая одежда, игрушки, подарки).

Родители должны понимать, что каждый ребенок – это индивидуальность, требующая определенного внимания, заботы и любви с их стороны.

Позиция родственников будет незавидной, когда все они будут «плясать» возле новорожденного, забывая дарить внимание и старшему. Чувство зависти и ревности, которое может быть спровоцировано таким поведением взрослых с годами, как правило, перерастает в агрессию и отчуждение детей.

Очень важно при появлении второго ребенка не потерять психологический контакт и душевную связь с первенцем. Также обнимать, ласкать, целовать его, проводить время наедине, общаться с ним, отвечать на все возникающие вопросы.

Да, порой это будет сделать тяжело, потому роль папы в этой ситуации еще более важная. Он должен быть рядом, помогать маме, быть защитой и опорой.

Как бороться с детской ревностью дома

  1. Не нарушать сложившиеся традиции . Если Вы водили сына или дочку на кружок, то постарайтесь это делать и далее, пусть появление нового малыша не отобразится на жизнедеятельности старшего.
  2. Продолжайте постоянный тактильный контакт с первенцем, при каждом удобном случаи обнимайте его, целуйте, говорите ласковые слова, дарите любовь и нежность.
  3. Приобщайте первого чада к заботе о втором . Пусть он поможет Вам принести полотенце в ванную, раскрыть подгузник, подать шампунь. Или же развеселить кроху, спеть песню, станцевать, скорчить гримасу. Пусть он помогает выбирать шапочку или штанишки для малютки. Такое участие положительным образом скажется на нейтрализации деткой ревности.
  4. Порой старший ребенок может попросить пустышку , сесть на горшок, постарайтесь не отказывать ему в таких шалостях. Поверьте, такой интерес очень быстро пропадет, и первенец станет вести себя, как обычно.
  5. Обязательно уделяйте время старшему наедине без отвлечения от новорожденного. Ребенка не должен разочаровывать крик младшенького, свидетельствующий о том, что интересная игра с мамой уже закончилась.

Конечно, без детской ревности обойтись порой невозможно, но если постараться, то можно предотвратить плачевные последствия подобного негативного поведения первенца.

Помните, мама — самый важный человек в жизни каждого ребенка, а потому он всегда должен чувствовать ее любовь и заботу. Только от нас зависит, какими станут дети в будущем и как будут ладить между собой всю жизнь.

Терпения всем, добра и благополучия!

Видео: Подготовка старшего ребёнка к рождению второго

Такой долгожданный, любимый второй малыш в семье. Еще совсем недавно о его появлении в семье мечтали мама, папа и, конечно, первенец. Все изменилось, когда первенец увидел, с какой любовью мама укачивает новорожденного кроху, целует ручки грудничку. Вспыхивает ревность старшего ребенка к младшему члену семейства.

Ласковый, послушный, любящий своих родителей маленький человечек меняется до неузнаваемости. Взрослые сталкиваются с истериками, криками, агрессией в адрес младенца, требованием вернуть новорожденного обратно. Сразу видно, что старший ребенок ревнует. Расстроенный появлением в доме маленького братика или сестрички, первенец может даже серьезно заболеть.

К сожалению, детская ревность при рождении второго ребенка — это обычное явление. Психологи предупреждают о том, что с такой ревностью сталкиваются все семьи, в которых появляется второе чадо. Только от родителей зависит, в мягкой или тяжелой форме пройдет привыкание первенца к младшему брату или сестре, вырастут ли малыши верными друзьями или станут абсолютно чужими друг другу людьми.

Видя, что все внимание в доме обращено на младшего ребенка, у старшего возникает ощущение ненужности в семье. Ведь мама больше времени проводит с грудничком. Все разговоры в доме — о новом члене семейства. В душе у малыша появляется, формируется чувство ненависти к новорожденному крохе.

Источники ревности

Кроха всегда был уверен , что его любят мама , папа . Все время родители проявляли к нему свое внимание , заботу , играли вместе и помогали с решением проблем . Маленький непоседа чувствовал , что он самый важный член семьи . Взрослые радовались первому шагу , первому зубику . Мама все время показывала фотографии , где дошкольник был совсем крохотным грудничком .

С появлением младшего братика или сестрички кроха вдруг понимает, что теперь не его поступки, достижения, и даже не он сам является главным для любимых родителей. Внимание, любовь мамы надо, оказывается, ждать. Мама не бежит по первому крику к старшему несмышленышу, она занимается грудничком.

Ребенок ревнует к младшему, потому что не получает той всеобъемлющей любви, которая окутывала его раньше. Первенец мучается: мама его не любит, потому что он не был послушным ребенком. Малыш чувствует себя одиноким, брошенным, особенно ночью в темноте. Непоседе не хватает того внимания и заботы, которые раньше проявляли взрослые.

У родителей теперь просто нет столько времени на игры, на чтение сказок и прогулок. Во время прогулки в парке мама сидит рядом с коляской с младенцем, а не раскачивает качели и не помогает строить песочный замок. Маленький несмышленыш начинает ревновать к младенцу. Его ревность к новорожденному может иногда вылиться и в причинение боли своему младшему сопернику.

Взрослым очень важно выработать правильную линию поведения со своим первенцем. Если старший кроха ревнует — относитесь с пониманием к негативному отношению своего первого ребенка к младшему братишке или сестренке. У крохи может быть собственное мнение. Взрослым необходимо понять, что чувствует расстроенное чадо, помочь наладить хорошие отношения между детьми.

Особенно остро проявляют свою ревность к новорожденному детишки до 5 лет. Ребятня постарше уже не требует такой тотальной опеки, как малыши. Детки старше 5 лет уже могут самостоятельно играть, у таких детишек уже есть друзья, с которыми непоседа проводит достаточно много времени.

Если в семье первым был мальчик или родились однополые детишки, стоит ожидать яркого проявления детской ревности. Старшие девочки легче адаптируются к появлению братика или сестренки. Девочки активно включаются в воспитательный процесс, подражают маме, пытаются помочь с уходом за грудничком: пробуют менять памперсы, показывают погремушки, играют с малышом.

Не следует закрывать глаза на неправильное поведение своего старшего непоседы по отношению к младшему ребенку. В случае активного, агрессивного поведения в отношении новорожденного крохи необходима консультация у психолога. Не пытайтесь сделать вид, что проблемы не существует. Детская ревность не пройдет сама по себе.

Проявление ревности к младшему ребенку

Иногда ревность первенца проявляется в очевидных поступках, но очень часто ребёнок не может высказать свои чувства, и тогда ревность приводит к изменению поведения дошкольника.

  • Малыш «впадает в детство». Особенно часто так проявляют свою ревность детки 2-3 лет. Несмышленыш видит, как мама особую заботу и внимание проявляет к беспомощному грудничку. Тогда кроха начинает вести себя, как в раннем детстве: отказывается одеваться и обуваться самостоятельно, требует покормить его с ложечки или дать молоко из груди мамочки, перестает ходить сам на горшок. Непоседа хочет, чтобы его тоже носили на ручках, начинает снова сосать пустышку.
  • Психическая неуравновешенность. Появление нового члена семьи является психологическим шоком для непоседы. Психика первенца находится в состоянии сильного, постоянно действующего стресса. Дошкольник демонстрирует постоянные перепады настроения: повышенную оживленность, приступы непонятной плаксивости.
  • «Бунт на корабле». Раз вы меня больше не любите, я не буду вас слушаться — принцип маленького бунтаря. Чадо начинает демонстративно грубо себя вести, хулиганит, делает все наперекор. На слова увещевания родители часто слышат: вот малявку любите, его и воспитывайте, а я в ваших советах не нуждаюсь.
  • Первенец просит вернуть братишку или сестренку назад, в роддом.
  • Сознательно пытается причинить грудничку боль: ударить кроху, ущипнуть, толкнуть.
  • Отнимает игрушки, не дает играть своими игрушками.
  • Отказывается уступать крохотному братишке или сестренке свою кроватку.

Чтобы свести к минимальному проявлению ревность старшего крохи к младшему сопернику, родители должны уже за несколько месяцев до рождения второго отпрыска готовить своего первенца к изменениям в жизни семьи.

Как избежать ревности

Психологи разработали советы, как помочь родителям подготовить маленького человечка к изменениям в доме. Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть у старшего со вторым ребенком в семье — психология предлагает следующие варианты поведения:


Заранее, лучше за 2-3 месяца проведите необходимые изменения в жизни дошкольника. Предложите спать, как большому, на взрослой кровати. Если старшему родители решили выделить отдельную комнату, преподнесите переезд в эту комнату как новый этап взросления крохи. Например, ты уже совсем самостоятельный малыш, почти взрослый, и у тебя будет собственная комната.

Оформление дошкольника в детсад также лучше проводить за несколько месяцев до появления грудничка в доме. Так у малыша не появится ощущения, что взрослые хотят от него избавиться, поэтому отправляют в детсад. В детском садике у непоседы появится много новых интересных занятий, а у мамочки — дополнительное время на воспитание грудничка.

Перед тем, как мамочка ляжет в роддом, неплохо было бы пригласить в дом на несколько дней бабушку. Ласковое женское отношение поможет непоседе дождаться маму, не травмируя психику крохи длительным расставанием.

Вернувшись из роддома, мамочка обязательно должна поцеловать своего старшего отпрыска, рассказать дошкольнику, как ей было скучно без него. Приласкать непоседу, показать ему маленького ребеночка. Лучше сразу привлечь своего помощника к общим делам: попросить вместе с мамой разложить вещи грудничка, развесить погремушки. Расспрашивать о том, что случилось у маленького непоседы во время отсутствия мамы дома. Дошкольник сразу почувствует, что мама его по-прежнему любит, с удовольствием будет помогать любимой маме.

Обязательно привлекайте внимание своего старшего чада к проявлениям эмоций у грудничка: смотри, твой братик тебя узнал и улыбается тебе. Чтобы ваш помощник случайно не навредил младенцу, старайтесь первое время не оставлять их наедине. Если грудничок на искусственном вскармливании, не стоит давать вашему первенцу кормить кроху из бутылочки.

Не отнимайте детство у своего первого ребенка. Не стоит заявлять крохе: ты старший, значит, ты обязан и должен. Нельзя попрекать старшего малыша, что он играет. Не говорите маленькому непоседе — ты уже взрослый, не веди себя, как маленький, будь серьезным.

Первенец должен знать: если в жизни семьи появился еще один малыш, старший останется любимым маленьким человечком. Когда мама очень сильно занята с грудничком, задача папы — отвлечь внимание старшего от грустных мыслей.

Любите одинаково

Детки очень чутко реагируют на любую несправедливость. Любое выделение одного малыша будет болезненным ударом для второго. Малейший дисбаланс в отношении к отпрыскам будет сразу замечен.

  • Не меняйте режим дня старшего, подстраивая его под режим новорожденного. Каждый вечер ваш первый ребенок привык слушать сказку, которую вы рассказывали на ночь — пусть эта традиция останется.
  • Все детки в семье должны получать одинаковое внимание. Вы кормите младенца, или он спит — поговорите в это время со старшим малышом. Предложите вести разговор шепотом, расскажите дошкольнику, как вы ухаживали за ним, когда он тоже был такой крошкой.
  • Делите между детишками все поровну. Не стоит говорить: ты старший, значит, обойдешься без сока. Взяли на ручки грудничка, поцелуйте насупленного старшего дошкольника. Старший ребенок не намного взрослее, он также нуждается в ласке, заботе, любви родителей.

В семье не должно быть двойных стандартов. Не стоит оставлять без наказания хулиганство младшего только потому, что он — самый маленький в семье, и его стоит простить. За хорошие поступки обязательно надо хвалить, можно поощрять какими-то действиями. Например, разрешить посмотреть еще один мультик или прочитать крохе новую сказку.

Обязательно проведите строгую беседу со всеми взрослыми членами вашей семьи. Обычно бабушки, дедушки любят выделять одного из внуков, баловать его, прощать все шалости, совершенно не обращая внимание на то, что у другого ребенка формируется чувство ревности. Чаще всего бабушки балуют именно младших отпрысков семейства, упрекают первенцев, что те плохо себя ведут, тем самым отталкивая от себя детей.

Никогда не обвиняйте сразу своего первенца в любой конфликтной ситуации. Сначала успокойте крошек, потом поговорите с каждым и выясните, кто на самом деле виноват. Если драка или ссора начались из-за любимой игрушки, попробуйте придумать игру, в которой непоседы будет играть вместе.

Всегда напоминайте деткам об их родственной близости. Говорите первенцу, что младенец любит его больше остальных, всегда рад вниманию к себе. Ваш первый малыш будет чувствовать себя несправедливо обиженным, если члены семьи будут дарить подарки, покупать красивые вещи только для грудничка. Для него понятие справедливости будет стоять особенно остро. Чрезмерное внимание к младшему вызовет только неприятие, ненависть к маленькому члену семейства.

Не сравнивайте достижения своих малышей вслух. Рассуждая, кто лучше, кто хуже — вы не разовьете дух соперничества. Такие обсуждения в присутствии деток только еще больше разъединяет родственные связи крох.

Очень часто детишки спрашивают маму, кого она больше любит. Не стоит выделять одного, чтобы наказать другого. Расскажите, что все детки — это большая любовь и радость в семье. Именно отношение взрослых к собственным детям формирует у маленьких человечков доверительные, родственные отношения друг с другом.

Терпение, любовь всех взрослых членов семьи, проявленное внимание ко всем своим малышам позволит создать дружественную гармоничную атмосферу в семье. У родных маленьких карапузов не появится ревнивое чувство друг к другу. Малыши станут настоящими друзьями, что очень важно в дальнейшей взрослой жизни.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Сколько существует человечество, столько живет и ревность старшего ребенка к младшему. Вспомните библейского Каина и вы поймете, что это негативное чувство – не такая уж редкость. Подавляющее число семей сталкивается с подобной проблемой, когда старший ребенок оказывается не рад появлению братика или сестренки. Корень зла лежит в нежелании подросшего малыша делить родительскую любовь и внимание с новым членом семьи.

Ребенок далеко не всегда радуется появлению младшего братика или сестрички

Наибольшую чувствительность проявляют детки до 5 лет. Связана такая возрастная особенность с тем, что они сами еще не отошли от родительской опеки и привыкли считать себя самыми главными членами семьи. Гипертрофированную форму принимает ревность у однополых детей. Для шестилеток и малышей постарше проблема не стоит так остро, поскольку они уже приобретают определенную самостоятельность и легче переносят присутствие младшего брата или сестры.

Что такое детская ревность и как с ней справиться?

Надежды родителей на то, что проблемы удастся избежать, ошибочны. Возможно, получится сгладить углы, но полностью исключить ее не получится. Известный детский психолог Дональд Вудс Винникотт утверждает, что детская ревность – это нормальное явление, выросшее на любви. Ребенок, который не умеет любить, и ревновать не будет. Главная задача родителей состоит в том, чтобы старший ребенок не испытывал чувства вины за свое ревнивое отношение к новорожденному.

Большая ошибка многих взрослых в том, что они стараются не замечать негативных проявлений, закрывают глаза на неправильное поведение первенца по отношению к младенцу. Правильным будет поддержать старшенького, чаще хвалить его, показывать ему, что вы в него верите вне зависимости от разницы в возрасте между детьми.

Боясь потерять вашу веру в него, ребенок постарается ее оправдать. Помогите «конкуренту» спокойно пройти трудный момент, дайте ему понять, что новорожденный малыш не затмит вашей любви, но жить теперь вы будете вместе.



Для профилактики детской ревности лучше готовить ребенка к появлению младшенького еще с беременности

Особое терпение и внимание требуется от родителей однополых деток, с небольшой разницей в возрасте и тех, у кого первый ребенок – мальчик. Девочки от природы готовы нянчиться с малышами, поэтому они легче уживаются с мыслью, что не одни у родителей. Если взрослые правильно поведут себя, будут сглаживать тяжелую ситуацию и научатся прощать ребенка, поддержат его и поймут, он переживет свое ревностное отношение.

Как подготовить старшего ребенка?

Психологи считают, что если грамотно подготовить старшего отпрыска к появлению другого ребенка, он преодолеет негатив еще до того, как вы вернетесь из роддома. Как правильно объяснить малышу предстоящее событие, какими словами успокоить его и подготовить? Расскажите ему о том, что в скором времени в вашей семье появится братик или сестричка. Заранее заготовьте ответы на вопросы о том, где тот будет спать, можно ли с ним играть, будете ли вы любить его больше, чем старшего.

Отвечая, не забудьте уверить чадо в своей любви, поясните, что родителям все дети дороги. Объясните малышу, как это здорово, когда у тебя есть с кем играть и секретничать, что твой лучший друг всегда с тобой рядом. Используйте для ответов на деликатные вопросы книжки о беременности и появлении детей, в доступной форме рассказывающие об этом. Расскажите ребенку о том, какими бывают младенцы, как они развиваются и растут, что умеют и чего еще не могут делать. Напомните, что и он когда-то был таким.



Нужно делать упор на то, что младший ребенок станет лучшим другом для старшего

Поощряйте любую инициативу ребенка, связанную с подготовкой к встрече нового члена семьи. Выбирайте с ним вместе коляску и игрушки для новорожденного, советуйтесь по поводу имени малыша. Если отпрыск захочет подарить младенцу свою игрушку, обязательно похвалите его и порадуйтесь. Каждое ваше действие и слово, направленные на сближение старшего отпрыска с меньшим, позволит предотвратить проявление ревности.

Каких ошибок следует избегать?

Самая опасная ошибка, которую совершают родители, – это отстранение мамы от первенца в пользу второго ребенка. Забудьте о таких фразах, как: ты уже совсем взрослый; ты сам можешь, ты должен вести себя по-другому, я спрошу с тебя больше. Более того, не отказывайте ребенку в просьбе, указывая причиной то, что у вас есть еще один малыш. Возьмите на заметку следующее:

  • Оставьте первенцу место для личного пространства. Никогда не настаивайте на том, чтобы он отдавал свои игрушки младшему, не относитесь прохладно к тому, что кроха поломал игрушку первенца, не укладывайте грудничка в постель старшего ребенка.
  • Особенно бережно действуйте с малышами до 3 лет, у которых чувство собственного пространства очень обострено, они сложно переносят его сокращение.
  • Заметив признаки ревности, никогда не сравнивайте своих отпрысков, не говорите, что кто-то из них хуже, чем другой. Используйте для положительных и отрицательных примеров героев мультфильмов, других детей, персонажей сказок.


Родителям не нужно сравнивать детей, иначе это положит конец их дружбе
  • Доходчиво донесите до первенца тот факт, что грудничок беспомощен, что он не может обойтись без вас.
  • Привлекайте отпрыска к уходу за малышом, предлагая ему выполнять простейшие действия: принести пеленку, подать бутылочку, потрясти погремушку.
  • Обращайте внимание старшего на то, что маленький «конкурент» любит его, улыбается ему.
  • Если взрослый ребенок проявляет инициативу, пытается накормить или сменить пеленку у младенца, не ругайте его, поощряйте порывы, объясняйте, как сделать правильно.

Доктор Комаровский считает, что в трудных случаях, когда взрослый ребенок сильно ревнует, есть смысл обратиться к помощи специалистов. Знаменитый педиатр поддерживает рекомендации других врачей о предварительной подготовке детей к появлению в семье маленького человечка. Кроме того, Комаровский не отрицает и психотерапевтического лечения, если обычными методами не удается справиться с ситуацией.

Примеры ситуаций и способы решения

Разбор часто встречающихся ситуаций поможет неопытным родителям правильно выстроить отношения между детьми. Мы подготовили для вас примеры и сопроводили их подробным объяснением:

  • Отказ уступать кроватку. Правильным решением станет заблаговременный перевод старшего в другую кровать за 2-3 месяца до появления младенца. Если вы упустили ситуацию, постарайтесь мягко объяснить ребенку, что он уже вырос из маленькой кроватки и вы предлагаете ему новую красивую постель, как у мамы и папы.


Чтобы выделить младшему ребенку кроватку, нужно заранее перевести старшего в собственную
  • Просьба покормить грудью. Если ребенку годик и он все еще сосет грудь, категорический отказ станет ошибкой. Поясните малышу, что молочка у мамы не так много, его может не хватить младшему, предложите вкусную альтернативу.
  • Настаивает на возвращении младенца в роддом. Нарисуйте словесную картину о том, как ему будет хорошо с младшим ребенком, как они будут вместе играть, гулять.
  • Шумит и громко разговаривает во время сна младшего. Строго запрещать нельзя, следует предложить поиграть в разговоры шепотом. Помните, что перед вами ребенок, игра для него лучший вариант правильно донести желаемое. Расскажите, что когда он маленький спал, все тоже говорили шепотом.
  • Ощущение заброшенности. Привлеките к уходу за младенцем других членов семьи, чтобы вы смогли уделить время первому ребенку. Пусть папа сходит с малышом погулять, а вы поиграйте с первенцем, почитайте книжку. Всего 1,5-2 часа и ваш малыш снова почувствует, что он нужен, что его любят и помнят о нем.

Негатив в сторону второго ребенка

Помимо общего поведения, ребенок может проявлять негативную реакцию и по отношению к самому младенцу. Рассмотрим часто встречающиеся примеры ревности:

  • Делает больно малышу. Заметили, что старший ребенок обижает кроху – постарайтесь не оставлять их наедине. Прибегнув к наказанию, вы можете спровоцировать более жестокое обращение.


Нельзя допускать, чтобы старший ребенок обижал младшего
  • Отнимает игрушки. Забирая игрушку у второго ребенка, ваш первенец хочет показать свое негативное отношение к нему. Для исправления ситуации дайте старшему новую игрушку, скажите, что он уже взрослый для игры с погремушками, сходите с ним в магазин и купите игрушки для него и младшего ребенка.
  • Выказывает усталость от занятий с малышом. Нельзя заставлять его катать коляску или заниматься с крохой, не оставляя свободного времени для других игр. Когда младенец спит, уделите внимание взрослому ребенку, чтобы у него не образовался недостаток родительской любви и участия.
  • Ходит с грустным выражением лица. Если вы заметили, что ваш взрослый ребенок загрустил с момента появления малыша, стоит насторожиться и принять меры. Такое настроение может перейти в депрессию, поэтому не забывайте о нем, уделяйте внимание, целуйте, берите на руки, играйте, находите время, чтобы он не испытывал дефицита вашего внимания.
  • «Впадает» в детство. Вполне самостоятельный ребенок вдруг начинает вести себя так, как он вел себя в годик-два. Просит взять его на ручки, покормить с ложечки, отказывается сам одеваться, переходит на крик. Идти у него на поводу не следует, но и полностью отказывать в просьбах нельзя. Отыщите «золотую середину»: пусть малыш немного посидит у вас на коленках, почитайте ему сказку на ночь, укладывая спать, спойте колыбельную.


Если ребенок нарочито ведет себя как маленький, не нужно жестко обрывать или наказывать его

Как отличить ревность от детского кризиса?

Неадекватное поведение старшего малыша при появлении маленького члена семьи не всегда может быть обусловлено ревностью. Вспомните о пресловутом кризисе трехлеток, о котором много пишут и говорят детские психологи. Педиатры обозначают несколько периодов, когда у ребенка наступает поведенческий кризис: 1 год, 2 года, с 3 до 4 лет (кризис трехлеток) (подробнее в статье: ). Упрямство, бесконечные капризы, агрессия, плач, уход в себя – это признаки возрастного кризиса у малышей.

Распознать причины такого поведения поможет психолог. Обратитесь к специалисту за советом и помощью. Учтите и тот факт, что профессионалы по детской психологии считают, что ребенок, не прошедший возрастные кризисы, развивается со сбоями. Вспышки плохого настроения и поведения свидетельствуют, что кроха осваивает новые этапы своей жизни. Расставаясь с прошлым, он болезненно переживает взросление.

Особая ситуация складывается тогда, когда в семье растут погодки. Кризис может настигнуть обоих детей, тогда родителям придется туго. Капризничают старший и младший, в доме кавардак, дети истерят, плачут, не слушаются, требуют повышенного внимания. Однако это уже другая проблема, не связанная с ревнивым отношением между вашими отпрысками, ее надо просто пережить. Собственно, это своеобразная репетиция перед действительно трудным подростковым кризисом.



Дети-погодки могут одновременно войти в кризис, что очень тяжело для родителей

Если детки подросли, а отношения между ними остаются напряженными, ревность все еще жива, научите их сотрудничать друг с другом. Давайте им совместные задания и поручения, введите в семье правила, когда малышам поневоле придется делать что-то вместе. Кроме того, обозначьте нормы поведения в вашей маленькой ячейке общества. Например, если нельзя брать чужие вещи, то нельзя никому. Воспитывайте детей на собственном примере уважения к личному пространству других членов семьи.

Предлагайте отпрыскам общие игры и развлечения, объединяйте их усилия в подготовке к празднику. Купите несколько настольных игр для разного возраста, ходите на утренник к младшему ребенку со старшим, и наоборот – ведите младшего смотреть соревнования с участием старшенького.

Станьте для ваших маленьких сокровищ тем связующим звеном, которое одинаково прочно соединяет их. Дарите любовь поровну, не выделяя одного и не обделяя другого, будьте мудрыми, справедливыми и честными с детьми.

Обсудите ревность старшего ребенка к младшему с другими родственниками. Предупредите бабушек и дедушек о своих действиях и попросите их соблюдать установленные вами правила. Часто из-за неправильного отношения других членов семьи ситуация усложняется и исправить ее гораздо сложней. Бабушка начинает жалеть первенца, что приводит к усилению его ревностного восприятия младшего ребенка. Только от мамы и папы зависит спокойствие ребенка и семьи при грядущем ее прибавлении.

615

Родители, которые ожидают рождение малыша, часто переживают о том, как его примет старший ребенок в семье. Поэтому они уделяют внимание вопросу подготовки к рождению младшего. И питают надежды на прекрасные отношения, которые сложатся у их детей в будущем. Счастливые улыбки, радость мамы, красивые фотосессии, семейная идиллия. А как бывает в жизни? Реальность и важные советы психолога и мамы двоих детей Елены Садовниченко.

Чаще, чем этого хотелось бы, родители сталкиваются с неприятным поведением старшего по отношению к новорожденному малышу. Приходится признать, что иногда все идет не так, как ожидалось. Вместо идиллии складывается довольно напряженная ситуация. Периодически возникающие инциденты с ревностью старшего к младшему – это новая жизнь, которую родителям приходится выдерживать и как-то с ней справляться.

И даже если в инциденте с ревностью они могут сгладить пик конфликта, то им не всегда понятно, а что делать дальше?

Сколько это будет продолжаться?

Какие слова найти для старшего ребенка, чтобы он расслабился и не ревновал?

Для этого нужно понимать, что происходит со всеми участниками конфликта ревности.

Что происходит со старшим ребенком?

Как бы родители ни желали для старшего ребенка безмерной и безусловной любви к малышу, иногда им приходится сталкиваться с тревожными, пугающими проявлениями ревности. Как правило, это «странное» поведение, которое сложно объяснить или прикрытая (открытая) агрессия.

У старшего ребенка можно наблюдать:

  • Игры в «лялечку» или поведение как у маленького ребенка.
  • Хождение за мамой по пятам и вылавливание ее всюду.
  • Отказ слушаться маму, когда у нее на руках малыш.
  • Отказ помогать родителям в том, в чем до этого ребенок охотно участвовал.
  • Слезы, слезы, слезы…
  • Рассуждения и предложения, как можно избавиться от нового ребенка.
  • Возросшая агрессия по отношению ко всем членам семьи, в садике, на улице.
  • Тики, энурез, аллергия, обкусывание губ, ногтей, ковыряние заусенец, сосание пальцев.

Причина всего этого набора - сложно переносимый ребенком стресс от разделения с мамой (родителями) из-за нового малыша. Мама видит, что со старшим ребенком что-то творится, но иногда она не в силах помочь ему ничем, кроме как обнять и побыть наедине с ним какое-то время.

Что происходит с мамой?

С ней происходит настройка на нужды самого беззащитного и маленького человека. А новый малыш, сам того не ведая, встает между мамой и старшим ребенком.

Мама замечает, насколько старший ребенок отличается от малыша. И у нее иногда непроизвольно, бессознательно, иногда от усталости появляется разрешение самой себе ругаться на старшего. Ждать от него понимания и участия как от взрослого.

Требования к старшему ребенку могут внезапно повысится, и будет считается, что он бы мог осознавать, что маме трудно. Хорошо бы ему слушаться с первого раза, помалкивать, когда малыш спит, не лезть с вопросами, когда мама кормит и укачивает младшего ребенка. Напряжение нарастает, старший не хочет ни участвовать, ни помогать, ни понимать, и мама частенько выходит из себя, срывается на нем.

Кроме того, у мамы можно наблюдать:

  • Меньшую включенность в жизнь старшего ребенка.
  • Меньшее количество и качество внимания для него.
  • Большее количество ожиданий и претензий к нему.
  • Разочарованность в способах добиться спокойной обстановки в семье
  • Повышенную тревожность в отношении поведения ревности у старшего.
  • Желание отгородить малыша от старшего ребенка.

Причина всего этого набора - перенапряжение от новой реальности, к которой маме только предстоит адаптироваться. Старший ребенок чувствует изменившееся мамино отношение к нему и может принимать это как меньшую значимость себя для мамы. В большинстве случаев старшие дети ревнуют именно маму к малышу.

Типичное поведение ревности старшего ребенка

Поведение ревности ребенка можно видеть не только по тому, что он ведет себя плохо или неадекватно. Существует определенные признаки, по которым можно определить, что старшему ребенку не хватает близости с мамой.

Ревность - это чувство, подаренное мозгом ребенку для того, чтобы он изменил свое поведение так, чтобы мама его заметила. При уколах ревности все силы мозга брошены на то, чтобы зацепить внимание мамы. Получить любое поощрение или порицание, создать ситуацию, в которой мама будет вынуждена отвлечься от малыша и связаться со старшим ребенком. Это поведение называется «желать и стремиться к близости с мамой любой ценой». Возникает тогда, когда ребенок сталкивается с опасностью, что его могут перестать любить, меньше любить, когда появился другой ребенок.

И вот что может предпринимать старший ребенок в стремлении сблизится с мамой.

    Прятаться «Я от вас вообще уйду! Оставайтесь с этим ребенком!» Хлопает дверьми в комнату, дуется по мелочам, не решает конфликты, а сидит в комнате за закрытыми дверями и всех отсылает. Вынуждает маму объясняться, извиняться, умолять ребенка не обижаться и т.д.

    Искать контакта «Мама, побудь со мной!» , «Мама, а ты уже все сделала? Мама, а ты уже закончила? Мама, а ты уже свободна?» Липнет, пристает, поджидает, контролирует. Мама отдает себя, сколько может. А когда она начинает разрываться от невозможности успеть все, ребенок получает необходимое внимание в криках, срывах, ругательствах мамы на него. Ну и что, что внимание со знаком минус, но внимание же!

    Резко повзрослеть «Видите, какой я у вас уже большой!» Улавливает одобряемые поступки и начинает делать то, что ему не свойственно по возрасту. Например, мыть за собой посуду, убирать в квартире. Делает не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы мама похвалила.

    Резко стать маленьким. Ребенок начинает сюсюкать, как маленький, навязчиво, долго, раздражающе. Чтобы мама обратила внимание и взяла на ручки, поболтала, посюсюкала с ним в ответ. Или перестает делать то, что уже умел делать до рождения малыша. Например, требует, чтобы его кормили из ложки, а сам не есть ни в какую.

    Унижать себя «Я теперь никто. Меня больше никто не любит. Зачем я такой нужен» Обычно появляется, когда ребенок что-то натворил и его отругали. Принимать может тяжелую форму, когда ни словами, ни объяснениями ребенку не доказать, что он ценный и его любят не меньше.

    Преувеличивать себя. «Я- старший. Да если я только захочу. Да я все могу. Да вы еще посмотрите, кто я». Ребенок одевает маску величия, чтобы получить желаемое одобрение от родителей. Доказать себе и всем, что он не пустое место.

    Зеркалить. Ребенок начинает копировать тех, кого мама с папой одобряют. Героев, зверей, других детей. Так он прячется от ревности и боли. Копируя других, он как бы приближается к идеалу, который мама с папой точно принимают, симпатизируют ему (он это слышал и знает точно).

    Искать расположение. Когда ребенок заглядывает в глаза и говорит «Мамочка, а что еще для тебя сделать? А хочешь это? А хочешь то? А давай я тебе вот это принесу?» И мама соглашается. Так ребенок напрашивается на одобрение и похвалу.

Все эти реакции ребенка активируют родителей уделять хоть какое-то внимание ему. Это поведение для того и встроено в человека, чтобы побудить другого отреагировать на него. Потому что НЕ отреагировать не получиться. У мозга ребенка простая логика: Чтобы меня любили, нужно сделать одно из этих действий (описанных выше) и тогда меня заметят и начнут любить.

Такие реакции могут закрепляться в характере ребенка, если он слишком долго использовал их для получения внимания мамы (родителей). Что нужно делать родителям, чтобы старший ребенок не прибегал к использованию этого поведения?

Бережные решения проблемы ревности старшего ребенка

    Помните, что старший ребенок стал старшим только лишь в иерархии семьи . Это не добавило ему ответственности или заботы автоматически. Этому нужно его научить с учетом его возраста и зрелости.

    Минимум изменений в жизни старшего ребенка . Значит, что нужно оставить все, как было в ритуалах и общении со старшим. Те же планы, те же воскресные обеды, те же походы с папой и т. д. Жизнь для него не должна резко делиться «до малыша» и «после малыша».

    Заводить разговоры о временности того, что мама занята . О временности того, что слишком шумно. О временности того, что малышу уделяется больше внимания и восхищения.

    Сватать детей друг другу . «Посмотри, какие у малыша глаза- как у тебя!», «Я так хочу, чтобы наша малышка была такая же классная, как ты», «Я уверена, малыш хотел бы сказать тебе, что ему повезло родиться в семье с таким братом, как ты»и т. д.

    Давать держать, нюхать, обнимать, переодевать, купать , поить водичкой, учить чему-то.

    Не настаивать на том, что малыша все обязаны любить . Любовь не терпит повелительного наклонения. Это старший ребенок решает для себя сам.

    Выделять каждый день время исключительно для старшего ребенка. Самое просто- читать на ночь.

    Опережать старшего ребенка в желании контактировать с мамой . Когда вы видите, что у вас есть 1 минута времени- идите потискать старшего, когда он этого не ожидает от вас. Не каждый раз, не все время. Но иногда!

    Неожиданно устраивать старшему прогулки с развлечениями , чтобы он не знал, что сейчас произойдет, что сейчас будет. Для вас это может быть обременительно. Но помните про разговор о временности происходящего. Это будет нужно делать не все время.

    Оставайтесь со старшим ребенком наедине . Говорите, молчите, смейтесь, дурачьтесь.

    Мама занята- подключайте папу , бабушку и тех, кто в доступе. Но не перепоручайте всю заботу о старшем ребенке кому-то на долгое время. Это не выход.

    Играйте в игры, проигрывая эмоции ребенка . Погони, преследования, прятки, потерявшиеся дети, животные, засада, монстры нападают. И в каждой из них конец один- контакт с мамой, которая догнала, нашла, спасла.

    Не поддавайтесь, пожалуйста, соблазну сравнивать детей . Признавайте существование негативных чувств и поступков также как и позитивных.

    Хороши терапевтические сказки на тему ревности.

Не Говорите, что любите своих детей одинаково! Каждый хочет, чтобы его любили по-особенному, не так, как других. "Ты-единственный в целом мире сыночек Саша. Ты-единственная в целом мире доченька Маша. Никто не может занять твоё место!"

Делайте все это с любовью и уважением к достоинству ребенка. Помните, что старший ребенок не может полностью контролировать свое поведение ревности. Ревность с ним случается. Это незапланированное чувство и поведение, основанное на нем.

Одна из главных и ярких реакций старшего ребенка на рождение брата или сестры - ревность. Социолог Дэвис определил ревность как реакцию страха и гнева, служащую для защиты, сохранения и продления любви . Это короткое и точное определение дает нам правильный ориентир для понимания детской ревности, проблемы, возникновения которой опасаются многие родители. Многим она видится источником последующей враждебности сиблингов, и искоренение ревности (желательно еще до ее возникновения), становится первостепенной задачей. Отсутствие ревности детей некоторые родители считают знаком качества своей семьи, следствием своих педагогических умений. На этот алтарь кладется многое, начиная с самых грубых методов (строгих запретов на выражение враждебности, наказания за проявления ревности) и заканчивая изощренным психологическим манипулированием, которое трудно описать и которое зачастую пускается в ход бессознательно.

Ревность - нормальное, хотя и неприятное, чувство старшего ребенка в ответ на появление конкурента за внимание родителей. Забота о потомстве в том смысле, в котором мы его понимаем, сравнительно недавнее культурное приобретение человека. У многих представителей животного мира детеныши прямо конкурируют за заботу родителей и выживает сильнейший, что никак не беспокоит родителей. Человеческие детеныши также оснащены механизмом конкурентной борьбы с сиблингами, который основан на определенной враждебности к тому, кто стремится занять место на коленях матери, хотя в современном мире детям, как правило, нет нужды бороться за свое физическое выживание. Однако, ревность и враждебность к тому, кто оттягивает внимание родителей, заложена в человеке природой.

Ревность это сложносоставное переживание, которое в каждый конкретный момент проявляет себя в разных эмоциональных состояниях ребенка. Некоторые родители не идентифицируют комплексной проблемы ревности, но замечают, как ребенок злится, обижается на мать, когда та занята с малышом.

Из чего состоит ревность


Беспомощность

Ребенок чувствует себя отодвинутым и неспособным изменить ситуацию. Потеря внимания и любви ключевой фигуры исторически означала для детеныша возможность гибели или прочих серьезных неприятностей. Чувство беспомощности, потеря контроля над важной фигурой (родителем), потеря мнимой власти над ним – одно из болезненных переживаний ревности.

Страх

Ребенок всерьез напуган перспективой потери любви матери и отца, он опасается, что его не любят или любят меньше

Гнев

Ребенок может злиться на младшего, отнявшего внимание родителей и на родителей, предавших его.

Зависть

Старший ребенок завидует младшему, из – за достающегося ему внимания, привилегий.

Обида

Ребенок обижен тем, что им в каком - то смысле пренебрегают в пользу соперника.

Чувство неполноценности

Уменьшение количества родительского внимания может восприниматься ребенком, как следствие его недостаточной привлекательности для родителей . Осознание своей недостаточной привлекательности для близких людей формируют чувство неполноценности.

Некоторые родители рассчитывают на то, что проведя грамотную психологическую подготовку ребенка, его можно оградить от неприятных переживаний ревности. Вероятнее всего это иллюзия, небезопасная в конечном итоге для самого ребенка. Трудно себе представить ребенка, не испытавшего ни единого укола ревности при появлении в доме серьезного конкурента за внимание матери. Дети ревнуют, потому, что любят. Но не так трудно представить себе ребенка, никак не показывающего своей ревности, это нередкий случай. В таких случаях часто речь идет о запрете на эмоции со стороны родителей, тогда ребенок учится не проявлять, а впоследствии не замечать собственных чувств.

Одним из случаев скрытой, искаженной ревности является, как ни странно чрезмерная любовь к младшему сиблингу.

У 7 летнего Андрюши появился братишка. С первых же дней Андрей проявлял к нему большую привязанность, и прямо - таки фанатичную увлеченность новорожденным. Андрюша бросался качать братика, успокаивать, сжимал в объятиях, картинно любовался им и восхищался. Мать с гордостью сообщала знакомым, что старший не только не ревнует родителей к младшему, но и буквально сильнее родителей восхищен малышом. Андрюша, правда, стал намного капризнее, эмоционально неустойчивым, часто плакал без видимого повода, стал часто жаловаться на боли в животе. Доктор, к которому обратились, родители посоветовал им обратить внимание именно на эмоциональное состояние мальчика, определив его боли, как невротические.

В описанной ситуации старший ребенок интуитивно нашел способ удержать внимание и одобрение родителей, приняв на себя роль «Лучшего в мире брата». Подсознательно он воспринимал сигналы родителей, запрещающих ему любые враждебные действия или слова в адрес маленького. Чтобы удержать родительскую любовь он выбрал свою роль.

Такая ситуация может быть чревата:

-эмоциональной нестабильностью. Ребенок делает постоянные неосознанные усилия, чтобы держать свою теневую часть (враждебность к младшему) в узде. Перегруженный психический аппарат может реагировать на это снижением возможности эмоциональной регуляции. В результате ребенок становится повышенно плаксивым, замкнутым, агрессивным или обидчивым.


- психосоматическим ответом организма
. Лишенный возможности открыто выражать часть своих эмоций организм может заявлять о наличии внутренней боли через физический симптом. Сама же по себе болезнь может составлять скрытую выгоду для ребенка, так как привлекает важных взрослых, вызывает много внимания, сочувствия, включенности родителей в жизнь ребенка.

- влиянием на развитие установок и личности человека. Человек, уверенный, что его могут отвергнуть за отрицательные эмоции, которые он испытывает, растет, учась прятать, а впоследствии не ощущать эти эмоции ("Зачем нужны негативные эмоции"). Это может повлечь за собой разнообразные последствия для личности (эмоциональную тупость, отсутствие контроля над эмоциями, чувство хронической неполноценности, страх быть самим собой).

Ревность сиблингов неопасна сама по себе, это просто часть жизни, связанная с негативными переживаниями. Роль родителей состоит скорее в том, чтобы научить детей обращаться с тяжелыми чувствами, а не в том, чтобы вычеркнуть их из жизни.

Что делать, если ребенок ревнует

1. Нормализуйте ситуацию.

Объясните ребенку, что ревность это нормальное переживание при определенных обстоятельствах и многие дети на его месте испытали бы нечто похожее.

Научите выражать негативные чувства в необидной форме.

Проведите четкую границу между правом человека на любые чувства и его правом на разрушительные действия. Если мы признаем негативные чувства ребенка, это совершенно не означает, что мы должны допускать жестокие действия, происходящие в результате этих чувств .

Не стоит позволять ребенку говорить и делать, что ему вздумается по той причине, что он переживает. Грубые слова, жесты и тем более рукоприкладство в отношении родителей или малыша должны оставаться под запретом. Желательно сообщить ребенку, что можно найти форму для выражения самых печальных чувств, не оскорбляя при этом остальных и не нарушая правил дома. Обязательно предложите ему конкретные слова для выражения тяжелых переживаний («мне бывает обидно, когда я остаюсь один», «я злюсь, когда приходится долго ждать», «когда я вижу, как ты с ним нянчишься, мне хочется все взорвать» ). Непродуктивно ждать, что необходимые слова для выражения негативных эмоций появятся у ребенка сами собой только потому, что вы ему сообщили о том, что необходимо соблюдать вежливость.

2. Ищите решения вместе.

Старого уклада жизни не вернешь, но в новом образе жизни нужно создавать новые события, от которых ребенок мог бы эмоционально питаться. Привлеките ребенка к планированию того, что можно было бы предпринять вместе, чтобы почувствовать близость и любовь друг друга. Может быть, он хочет сыграть с вами в настольную игру или просто помечтать о предстоящем отдыхе. Задайте ребенку вопрос об этом.

3. Изучайте вместе с ребенком способы улучшения настроения.

Немногие взрослые осознанно подходят к изменению своих собственных нежелательных настроений. Тем не менее, это возможно, и этому также можно учиться и учить детей. В процессе такого обучения вы дадите ребенку необходимые знания для улучшения его настроений и побудете вместе.

4. Обращайте внимание на позитивные чувства в жизни ребенка.

Многие родители, желая использовать метод активного слушания, принимать и отражать чувства ребенка фокусируют свое внимание исключительно на негативных состояниях, что вполне вероятно может привести к их увеличению в эмоциональной жизни ребенка (в результате повышенного внимания). Отражая чувства, нужно в равной, если не в большей степени концентрироваться на положительных переживаниях (радость, азарт, предвкушение, удовлетворение).

Движение назад

В связи с рождением младшего старший ребенок в ряде случаев откатывается в своих навыках и поведении на более ранние стадии развития, как бы становится опять малышом.

Это может быть связано как с прямой имитацией поведения малыша, проигрыванием его роли, так и с ненамеренным понижением общего уровня развития ребенка в связи с жизненным стрессом.

Девочка 8 лет, начала регулярно сосать соску и просила оставлять соску на ночь, чтобы лучше спать (имитацией поведения малышей).

Мальчик 3 лет, около года пользующийся горшком, начал периодически делать «промахи», не успевая дойти до горшка (ненамеренное снижение уровня контроля при сравнительно «молодом» навыке использования горшка)

Мальчик 4 лет начал демонстративно неаккуратно есть, размазывая по столу еду и возмущаясь тем, что его ругают за это, а маленького брата нет (намеренная имитация поведения малыша).

Откат назад - это временное явление, которое часто сопровождает адаптацию ребенка к изменению состава семьи.

В случае естественного снижения уровня владения каким-либо навыком , родителям нужно просто набраться терпения, навык скоро будет восстановлен.

В случае намеренной имитации ребенком поведения младенца , родителям нужно реагировать на это, как на завуалированный вопрос о порядке вещей и объяснить ребенку, почему вы предъявляете ему определенные требования. Один из источником страдания старшего ребенка состоит в том, что маленький постоянно делает то, за что его, старшего, ругают.

"Испортился характер"

Многие родители бояться того, что старший ребенок будет проявлять открытую агрессивность к младшему ребенку в результате ревности. Но, надо отметить, что ситуация с открытой агрессией вовсе не так уж плоха. С открытым проявлением всегда проще иметь дело, потому, что вы точно знаете, что у ребенка на уме и можете адекватно на это среагировать. Это еще и признак того, что ребенок чувствует себя достаточно свободным, и уверен, что его не отвергнут за негативные эмоции. Вы можете корректировать агрессивные действия и поддерживать ребенка при необходимости.

Когда ребенок говорит вам: «Неси обратно этого крикуна!»– вы можете точно понять, что с ним происходит. Более тревожащий момент, когда прямых указаний на то, что чувствует ребенок, нет.

Иногда кажется, что ребенок не переживает. Однако, вы должны быть внимательными, если ребенок начинает часто болеть, замыкается в себе или его поведение резко ухудшается. Причиной этого также могут служить переживания в отношении младшего ребенка.

Поведенческие проблемы могут проявляться по-разному: нелады со сверстниками, повышенная агрессивность, обидчивость, проблемы с учебой, упрямство, негативизм, сквернословие. Все это по видимости может быть никак не связано с появление второго ребенка, только соотноситься с этим событием по времени.

На поведенческие проблемы родителям лучше реагировать конструктивно, обучая ребенка необходимым навыкам. Мы принимаем во внимание тот факт, что поведение изменилось в ответ на появление второго ребенка и, вероятно, служит, помимо прочего привлечению родителей в жизнь ребенка. Тем не менее, характер нарушений в поведении, как правило, указывает на так называемое «тонкое место» в характере ребенка, показывает родителям, что именно в этой области ребенку чего - то не хватает. И не стоит уповать на то, что лишь дав ребенку больше внимания, вы непременно исправите его поведение.

Давать свое внимание, конечно необходимо, но это внимание должно быть содержательным. Если ребенок испытывает трудности в коллективе – учите его общаться, слишком агрессивный, учите контролировать себя и решать конфликты, слишком застенчив – учите быть смелее.

Как поддержать старшего

1. Создайте экологические ниши для неприкосновенных игрушек старшего. У ребенка обязательно должны быть секретные места, в которых он может хранить те вещи, которые лично его, и не предназначены для малыша. Нужно не только признать права ребенка на такую собственность, но и обеспечить безопасные места для таких вещей так же, как вы бы поступили со своими ценными вещами.

Родителям лучше спокойно относиться к тому, что старший ребенок болезненно реагирует на посягательства на его имущество со стороны младшего. Это отнюдь не говорит о плохих тенденциях в характере старшего, и уж тем более не предвещает напряженных отношений детей в будущем. Это естественная реакция ребенка дошкольного возраста на нарушение тех правил и законов, к которым он привык и которые ему ежедневно внушают. Тот факт, что младенец неразумен, как правило, не может быть серьезным основанием для старшего, чтобы относиться к нему лояльно.

2. Поддерживайте особую эмоциональную связь со старшим ребенком.

В раннем возрасте младший ребенок еще не страдает от ревности так, как старший, он никогда не был единственным и не осознает конкуренции. Именно поэтому, на первых порах важнее всего обеспечить поддержку старшему.

Некоторые идеи для укрепления эмоциональной связи со старшим ребенком:

  • Дарите ребенку именные вещи (посуда или одежда с инициалами)
  • Готовьте для него нечто особенное, это может быть несложное блюдо, которое нравится ребенку и приготовлено персонально для него
  • Выделите особое время для ежедневных контактов тет-а-тет. Это может быть совсем короткое время, но оно будет особенном островком, где вы находитесь в 100% контакте с ребенком
  • Сохраняйте и поддерживайте особые традиции и ритуалы со старшим ребенком. Также поддерживайте приятные воспоминания, возвращаясь к тем эпизодам прошлого, когда вы вместе с ребенком были счастливы.

3. По возможности приобретите новые вещи для второго ребенка, не требуйте, чтобы старший расставался с игрушками, одеждой или предметами обихода в пользу маленького. Часто старший ребенок спокойно отдает свои вещи, и вы, естественно, можете предложить ему сделать это. Но, если ребенок сопротивляется, не стоит настаивать на жертвах, особенно в первое время. Ребенок младшего возраста часто отождествляет себя со своими вещами, ему трудно расставаться с ними.

Если финансовые обстоятельства семьи не позволяют новые покупки постарайтесь сохранить хотя бы некоторые вещи или игрушки, особенно дорогие сердцу старшего ребенка.

4. Давайте младшему ребенку свои собственные уменьшительно- ласковые имена. Ласковое домашнее имя, которым вы называете ребенка, становится для него родным и ему обидно слышать, что еще кого-то называют так же.

5. Не старайтесь уровнять детей.

Нужно поддерживать контакт со старшим ребенком на более высоком уровне. Тактика уравниловки, когда родители стараются все разделить поровну: две абсолютно одинаковые лопатки, ровные куски пирога, рано или поздно загоняет родителей в тупик. У детей разные потребности, характер, они разного возраста. Значит и поведение с ними должно быть неодинаковым. Однако, детские требования полного равенства могут провоцировать родителей на попытку досконально разделить поровну все, что получают в семье дети. Тактически у такой практики, конечно, возможны выигрыши – дети не скандалят из-за неравного распределения благ. Но постоянное стремление разделить все блага между детьми поровну порождает повышенную бдительность у детей на этот счет, то есть в конечном итоге только обостряет ситуацию. Лучше сразу ориентировать детей на то, что в семье блага распределяются в целом справедливо, но не абсолютно одинаково.

6. Защищайте старшего ребенка

Обыкновенно, родители защищают, конечно, младшего от агрессии старшего. А если агрессором является младший, то старшему предлагается не обижаться на малыша, быть умнее. Однако, имеет смысл демонстрировать старшему, что вы готовы защитить и его.

Даже если обида, нанесенная старшему, была неосознанной, если такая возможность имеется, защитите старшего. Например, если малыш тянет старшего ребенка за волосы, остановите действие, защищая ребенка. Не вините старшего ребенка за обиды в подобном случае, просто дайте ему понять, что вы готовы помочь ему справится.

7. Благодарите старшего за помощь и подчеркивайте его особое положение в семье.

Ребенку важно сознавать, что он важный человек и что-то из себя представляет. В период от 3 до 6 лет у ребенка появляется потребность в уважении людей и принятии его ценности. Как трогательно выразилась одна девочка в разговоре с мамой: «Когда ты советуешься со мной, я понимаю, что я кто-то ».

8. Уделяйте качественное внимание старшему ребенку.

В условиях дефицита времени на занятия со старшим ребенком особенное значение приобретает качество контактов с ним . Проводя время с ребенком, постарайтесь не отвлекаться на телефон, компьютер, разговоры с другими людьми и не уходить в свои мысли. Будьте действительно рядом, включенными.

Качественный контакт с ребенком, даже кратковременный, гораздо более питателен для обоих, чем пусть даже более длительное, но поверхностное общение, когда вы параллельно заняты общением в социальных сетях или просмотром ТВ.

© Елизавета Филоненко

"Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка продолжается" - книга для родителей дошкольников