Мусульманские свадьбы: традиции и обычаи. Никах – это красивый мусульманский свадебный обряд

В статье свадебный портал Свадьбаголик.ru расскажет вам про мусульманскую свадьбу: ее интересные традиции и обычаи.

Свадьбы у мусульман, которые называются «Никах» с языка урду, празднуются в любое удобное время, т.е. они не придерживаются каких-либо дат.

Обычно мусульманская свадьба начинается в доме, в котором проживает жених или, как альтернатива, в доме, в котором живет невеста. Но надо еще заметить, что в нынешнее время свадьбы проходят в ресторанах , в которых можно устроить банкет и разместить большое количество людей.


Предсвадебные ритуалы

Необходимо заметить, что перед свадьбой влюбленным людям не положено встречаться наедине, и парень может видеть только лишь лицо своей возлюбленной и руки. Никаких контактов по законам между ними не должно происходить и, даже рукопожатия запрещены. Эти жесткие требования диктует исламская мораль.

Влюбленный парень просит согласия на брак у своей возлюбленной девушки, но делает он это не самостоятельно. Он просит старшего своего родственника спросить за него согласия у любой замужней родственницы девушки. Если эти люди приходят к обоюдному согласию, тогда они обговаривают день, в который можно пригласить сватов.


Дальше по обычаю идет «Никах» - это как венчание в церкви у православных христиан, только все действие происходит в доме невесты. В день, который был обговорен заранее, сваты приходят или приезжают в дом невесты со сладостями и подарками. В доме невесты же готовят из зарезанного барана «шорпу». Женщина, которая является родственницей парня, надевает кольцо на безымянный палец невесты. После чего устраиваются смотрины, и вручается выкуп за невесту. В это время на голове невесты надет красный платок.

После этого ритуала никто не сможет помешать свадьбе и дальнейшей семейной жизни. У мусульман возможно многоженство. Но Коран призывает к браку с одной возлюбленной. Но если жен много, то муж обязан проводить равное количество времени с каждой.


Свадьба

Заключение брачного союза происходит в мечети в присутствии имама или муллы и двух свидетелей и человека, который опекает невесту. Мулла, или можно провести аналогию со священником, доносит содержание четвертой суры Корана до присутствующих, говорящей о правах и обязанностях прекрасной невесты в семье и социуме. Также жениха обязывают проговорить денежную сумму, которую он будет выплачивать невесте на протяжении всей ее жизни или во время развода.

Все внимание во время бракосочетания устремлено на Священное писание, и сам процесс лишен каких-либо ритуалов. Потому что этот процесс очень строг и регламентирован.


Когда заключается договор, стороны очень внимательно знакомятся с его условиями. После того как свадьба закончилась, мужу и жене выдается официальный документ, который признается во множестве стран мира. В нем указаны обычно имена жены и мужа и свидетелей, присутствующих на свадьбе. Также в этом документе указывают пожелание невесты, которое носит материальный характер. В нем также указывается срок до которого жених исполнит это желание.

Пышное послесвадебное застолье

Мусульманское застолье можно действительно назвать пиром. Очень богатое и пышное украшение свадебного стола символизирует дань уважения приглашенным гостям и семье невесты. После свадебного торжества молодожены садятся за трапезу на застолье, хотя есть такая традиция, по которой женщины и мужчины сидят в различных комнатах на застолье. Сейчас эта традиция утратила свою актуальность, и сейчас мужчины и женщины сидят за разными столами просто.


Свадебная еда носит очень сытный и питательный характер, ну и естественно на пире присутствуют различные восточные сладости. Большое количество танцев, разнообразной музыки ни в коем случае не осуждаются мечетью.

На свадебный пир приглашаются все друзья и родственники молодоженов. Хотя люди другого вероисповедания в мечеть не допускаются, потому что это считается большим грехом. Они могут присутствовать на банкете. После еды муж и жена получают возможность побыть наедине.

Первая брачная ночь

Мусульманская жена обычно на момент первой брачной ночи является девственницей. Хотя этот обычай соблюдается все реже и реже. У мусульман есть культура интимных отношений:

Сам непосредственно секс в эту волнительную ночь приветствуется, но он не обязателен у мусульман. Еще по Корану не допускается в момент интима присутствие кого-нибудь еще, даже домашних животных. Еще непосредственно перед сексом муж прикасается ко лбу жены и просит у Аллаха сделать его с женой благодатными друг другу.

Наш портал www.сайт. советует вам взять только лучшее из мусульманской морали и традиций чудесного востока. И свадьба получится просто волшебной!

Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

Приглядеться к девушке, не привлекая ее внимания;

Если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

Предварительно удостовериться в том, что к заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

Если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

Если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

При получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

Оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае сватовство другого человека к этой девушке канонически запретно. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо. Согласно хадису, «мужчина [юноша] не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки другого мужчины [юноши], кроме как в случае его отказа или с его разрешения» .

Если к девушке посваталось несколько юношей, не знающих о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

Ответы на вопросы по теме

Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил его, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?

С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, даже в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесены перед людьми слова обоюдного согласия сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.

А потому, если не срослось на этапе помолвки, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное - не стоять на месте.

Три года назад я встретил девушку, которую полюбил. Однако на тот момент я получал высшее образование и не мог содержать семью, поэтому ни о каких отношениях не могло быть и речи. По ряду причин я практически не видел ее два года. Все это время я думал о ней. Теперь у меня есть возможность создать семью. Но когда я созвонился с ней после разлуки, то выяснилось, что у нее уже есть жених. Допустимо ли мусульманину ухаживать, оказывать девушке, у которой есть жених, знаки внимания с намерением создать семью? Или следует дождаться разрыва их отношений (если таковой будет) и уже потом начать ухаживания? Эмин, 23 года.

С точки зрения мусульманских канонов категорически не допускается ухаживание за чужой невестой. Вам не следует беспокоить ее до тех пор, пока не определятся отношения с нынешним женихом. Если у них не сложится, тогда посватайтесь к ней.

Хадисы от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1656, хадисы № 5142 и 5144; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих».

Ислам - одна из самых древних религий, число приверженцев которой не уступает христианству. Конечно, в каждой стране есть свои особенности и традиции проведения свадебной церемонии, но в этой статье мы расскажем о классических мусульманских канонах.

Начнем с того, что многое изменилось, далеко не во всех странах строго соблюдаются законы Шариата, всегда можно найти компромисс. Однако в исламе семья приравнивается к вечным ценностям, считается, что именно от того, как молодые сочетаются браком, будет зависеть и дальнейшая жизнь пары. Коран допускает многоженство, но при условии, что мужчина может обеспечить достойное содержание супруг. На самом деле, далеко не каждый восточный мужчина может себе позволить жениться хотя бы раз.

Традиции знакомства

Современные молодые люди знакомятся с понравившейся девушкой сами, а их отношения развиваются по типичному сценарию. В некоторых мусульманских странах поисками невесты занимается мать или сестра. Будущий муж разве что может рассказать о своих предпочтениях: цвет волос, комплекция, образование и так далее. У египетских мусульман была необычная традиция: жениху показывали только щиколотку претендентки. Если она была ухоженная, пухленькая и с золотыми украшениями - значит, эта дочь является любимицей семьи, худая нога без цепочек и браслетов свидетельствовала о том, что девушке приходится много работать, и шансы выйти замуж снижались. Когда выбор сделан, жених и его семья приходят знакомиться, приносят с собой дары. Ровно через 7 дней невеста дает (или не дает) свое согласие выйти замуж. Если она отказала, все полученные подарки возвращают жениху.

Сватовство

После этапа знакомства следует сватовство, во время визита обговариваются важные вопросы вплоть до количества людей на свадьбе или места проведения церемонии. Все финансовые затраты возлагаются на плечи семьи жениха. До свадьбы молодым людям не разрешается даже держаться за руки, невеста носит закрытые одежды, жених может видеть только лицо и кисти рук - считается, что этого достаточно для того, чтобы оценить красоту девушки.

Ночь хны

В мусульманских странах даже девичник носит поэтичное название «Ночь хны». Это удивительно красивый обычай: вечер накануне церемонии жених проводит со своими друзьями, а невеста - с родственниками и подругами. На ладони и стопы наносят красивые орнаменты из хны, у каждого узора - своя символика. Древний смысл мехенди (язык символов) походит еще со времен существования Вавилона. Делать временные татуировки может только женщина, счастливо живущая в браке. Часто в рисунки вплетаются и инициалы жениха: раньше только по кистям рук жених и мог узнать суженую, ведь видеться им не разрешалось. Хна должна быть качественной: считается, что чем дольше продержится роспись - тем лучше для невесты, ведь она освобождается от домашней работы, пока не смоются узоры. Считается, что правильно нанесенный орнамент дарует новой семье покой, благополучие и счастье.

Невесту наряжают в дорогое платье (нередко свадебные наряды, богато расшитые и украшенные, передаются по наследству). Лицо прикрывают вуалью. Подруги поют грустные песни, осыпают девушку монетами, желая богатства и скорее родить наследника.

Обряд никах

У мусульман не принято только расписываться в ЗАГСе, такая церемония перед лицом Аллаха силы не имеет, обязательно проводится "никах" - венчание. Современные молодожены совершают этот обряд за несколько дней до регистрации брака. До этого времени жених и невеста не должны иметь близких отношений, на церемонии обязательно присутствуют свидетели-мусульмане, причем это не могут быть родители. Свидетели дают согласие на проведение церемонии и помогают паре во время бракосочетания.

О свершении союза оглашается всем присутствующим. Интересен тот факт, что жених обязан выплатить махру - свадебный выкуп, он должен быть ценным - недвижимость, автомобиль, драгоценности и так далее. Такой шаг считается подтверждением серьезных намерений жениха. Даже в случае развода этот подарок будет принадлежать невесте.

Брак заключают в мечети мулла или имам, он читает суры из Корана, завершается церемония обменом кольцами. Причем золото дарить друг другу не принято, поэтому кольца в основном серебряные. Европейский стиль одежды на мусульманских свадьбах не используется. Кстати, и белый цвет наряда традиционным не считается, можно выбрать платье и ярких цветов, но закрытого фасона.

Обязательна юбка в пол, длинные рукава, закрытое декольте. Лицо прикрывают далеко не всегда, но на голове должна быть многослойная фата или хиджаб - нарядный платок. Ткань украшается многочисленными узорами и орнаментами. Для каждой мусульманской страны свойственен свой цвет: В Палестине это красный или оранжевый, в Пакистане - белый с яркими узорами, в Индии - вишневый или зеленый и так далее.

Праздничное застолье

Свадебный банкет в мусульманских странах всегда считался символом гостеприимства и праздником в честь рождения новой семьи. По традиции, мужчины и женщины сидят в разных залах, но для них предусмотрены всяческие развлечения. Согласно обряду валим, строго запрещен алкоголь, блюда из свинины. Гости много поют, танцуют, а прекрасные восточные блюда никого не оставят равнодушным.

Следует отметить, что друзья и родственники другой веры приглашаются на застолье, а вот в мечети находится только мусульмане, поскольку присутствие неверных во время проведения религиозных обрядов считается грехом.

Интересен тот факт, что в последнее время все больше мусульманских свадеб сопровождается заключением брачного контракта. В перечень даже включаются требования о покупке драгоценностей или подарков в честь какой-либо торжественной даты. Муж обязан полностью взять на себя обеспечение семьи: не только жены и детей, но и родственников. Согласитесь, довольно накладно, неудивительно, что мусульманские мужчины зачастую женятся один раз.

В антураже свадеб появилось много современных веяний, но основные обряды соблюдаются неукоснительно!

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

Мусульман наподобие христианского венчания. Стоит отметить, что проводится он не только у татар, но и в других государствах, где почитают Законы Корана - в арабских странах, Казахстане, Индии, Узбекистане и во многих других.

Условия для совершения Никах

По Закону Ислама Никах - это очень важное мероприятие. Но в то же время такой обряд не имеет какой-либо юридической силы. Поэтому после него молодые обязательно должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Никах имеет очень продолжительную историю, еще с далеких времен мужчина, который изъявлял желание взять понравившуюся девушку в жены, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко прокричать, что берет эту женщину в жены.

Никах по шариату - брак между женщиной мужчиной, который основан в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерения парня и девушки жить вместе не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах в Исламе - это обычай, который может состояться только после выполнения нескольких условий:

1. Согласие на женитьбу должны дать как жених, так и невеста.

Между родственниками согласно Корану строго запрещен.

3. Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

4. могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

5. Жених должен дать за невесту калым. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные. Жених должен сделать подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 000 рублей.

Свадьба с лицами, не исповедующими ислам

Стоит отметить, что Никах - это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, которые родятся в такой семье, должны воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий. Проводить Никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее - вера или любимый человек.

После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности:

Жена не может покидать дом без разрешения мужа;

Супруга не должна отказывать мужу;

Муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом;

Муж и жена должны вступать в интимную связь не менее чем раз на 4 месяца.

Ислам уделяет семье и браку достаточно большое внимание. Мусульмане считают, что крепкие семьи украшают и укрепляют общество, а пары, которые не имеют духовной гармонии, только разрушают социум. Никах - это великая основа союза мужчины и женщины, незаменимая для продления рода, сохранения семьи и защиты человеческого достоинства.