Занятие по развитию речи во второй младшей группе«Наши любимые игрушки. План-конспект открытого Занятия по развитию речи Во второй младшей группе Тема: "Домашние животные" Конспект речевого развития во второй младшей группе

Жукова Надежда

Цель:

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.

Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Закрепить знание сказки Репка.

Развивать связную речь детей.

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, дерево, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, репка, музыкальное сопровождение, угощение для детей - пирожки.

Ход занятия:

Воспитатель: Заходите ребята, давайте поздороваемся с гостями.

В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой

Встало солнце поутру, разбудило детвору. /ручки вверх

Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать.

Здесь и …., и гости дорогие. Здравствуйте, здравствуйте!

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).

Дети: Письмо.

Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Колобок». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста» .

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

слон большой, а мышка - маленькая

Кубик квадратный а мяч- круглый

Лук горький, а торт - сладкий

Волк злой, а зайчик - добрый

Скамейка низкая, а забор - высокий

Зимой холодно, а летом - тепло

Днем светло, а ночью - темно

Мишка мягкий, а кирпич – твердый

(дети по очереди становятся в паровозик)

Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Воспитатель: Поехали.

(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

Воспитатель: ребята кто это у нас тут?

Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)

А ворона где сидит? (Под деревом)

А как кричит ворона? (Кар-кар)

Воспитатель: посмотрите, ворона волнуются. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?

Нам дают подсказку. Нужно отгадать загадки:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Дети: собака .

Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка) .

Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)

Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?

Дети: (варианты ответов) Репка .

Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?

Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку )

Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()

У нас еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.

Дети: кошка.

Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)

Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька ) А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая ).

Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?

Дети: кс-кс-кс.

Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.

Дети: (варианты ответа) мышка.

Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!

Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька )

А как пищит она?

Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.

(звучит тревожная музыка, гром, молния)

Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. А давайте поиграем с тучкой.

(звучит веселая шуточная песенка «Тучка»)

Вот и стало светло, выглянуло солнышко. Можно идти.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабушка: Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку. (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)


Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли вытянуть репку.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой). Спасибо вам. Вы молодцы. Ой, я совсем забыла: Бабушка приготовила для нас с вами угощение - вкусные пирожки. Угощайтесь!

Составитель: воспитатель Жукова Надежда Викторовна

Организация: МАДОУ № 22 Тополек

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Конспект занятия по развитию речи

во второй младшей группе № 8 «Ромашки»

«Я умею дружить»

Цель:

Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми, живущими на Земле.

Задачи:

  1. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
  2. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
  3. Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
  4. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Предварительная работа: сюжетно-ролевые игры «Приглашаем гостей», «Дружные звери», беседа «Правила дружбы», «Что делать, чтобы друзей было много?», игра «Да-да, Нет-нет», дидактическая игра «Найди отличия», ежедневно пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Оборудование:

Магнитная доска, магниты, указка, детские стульчики в полукруг.

Игрушки – кукла, мягкий мяч.

Картинки с изображением утят, конверт синего и желтого цвета, письмо от куклы, смайлики по числу детей, двухсторонний скотч.

Аудиозапись «О дружбе» группа Барбарики.

Ход НОД:

Дети заходят в группу под звуки музыки, рассаживаются в круг на ковер. Воспитатель садится рядом. Музыка затихает.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как вы думаете, почему мы сидим в кругу?

Дети: по тому, что мы дружные. Мы всегда начинаем занятия в кругу, здороваемся друг с другом.

Здороваемся друг с другом, передавая по кругу мягкий мяч (снятие эмоционального напряжения).

Воспитатель: ребята, бывает так, что некоторые дети приходят в детский сад с плохим настроением. Бывает? Что мы делаем, чтобы настроение улучшилось у ребят?

Дети: улыбаемся друг другу.

Улыбаемся (мимическая гимнастика, налаживание положительного эмоционального фона в группе).

Воспитатель: как здорово, в нашей группе стало светло и весело от ваших улыбок.

Но это еще не все. Перед началом занятий нужно «разбудить» наши ручки, ножки и язычок. («Будим» пальчики растиранием; ножки, ручки - похлопыванием. Делаем артикуляционную гимнастику для язычка – упражнение «окошечко», «заборчик», «укол», «часики», «непослушный язычок»).

Пока дети выполняют упражнения, появляется кукла в кругу.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Она просит вас присесть на стульчики.

Упражнение «Опиши игрушку»

Воспитатель: Ребята, кукла пришла к нам из соседней группы. Ее зовут Маша. И она очень расстроилась, по тому, что ее назвали некрасивой.

Нужно ее успокоить. Давайте, расскажем какая наша куколка на самом деле?

Какая она?

Дети: красивая, нарядная.

Воспитатель: Что она умеет делать?

Дети: петь, рисовать, танцевать, играть.

Воспитатель: Какое на ней платье?

Дети: красивое, цветное, нарядное.

Воспитатель: Она веселая или грустная? Что надо сделать, чтобы она стала веселая?

Дети: похвалить ее, рассказать какая она красивая.

Воспитатель: Давайте вместе расскажем про нее?

Дети: давайте.

Воспитатель: Наша Маша … (самая красивая). У нее … (нарядное платье, синее платье, белые носочки, красные бантики и т.д.). Она добрая, ласковая, заботливая.

Просмотрите, ребята, Машеньке приятно слышать такие добрые слова, она больше не грустит.

Маша приготовила для вас задание. Найдите глазками желтый конверт в группе? (гимнастика для глаз)

Воспитатель достает картинки из желтого конверта.

Упражнение «Сравни утят»

Воспитатель показывает картинки с изображением двух утят, с явными отличительными признаками.

Воспитатель: ребята, кто нарисован на этих картинках?

Дети: два утенка.

Воспитатель: точно, утята. Они очень похожи друг на друга, но есть и то, чем они отличаются. Без вашей помощи утята не справятся, они не могут узнать, чем они отличаются. Давайте поможем утятам. Поможем?

Посмотрите внимательно на эти картинки. Чем они отличаются?

Дети: у одного утенка на шляпке есть цветочек, а у другого нет.

У одного утенка на шее есть перья, а у второго – нет.

У одного утенка на лапках есть обувь, а у второго – нет.

Воспитатель показывает отличия указкой на картинке. Затем просит детей показать отличия, подойдя к картинке.

Воспитатель: Вова (Дамир, Захар), проверь, пожалуйста, нас. Все ли отличия мы нашли?

Молодцы, ребята. Все верно. Мы нашли все отличия на картинках.

Теперь утята поняли, чем они отличаются. Вы им очень здорово помогли.

Физминутка «Давайте будем дружить друг с другом»

Воспитатель: ребята, утят мы подружили, а сейчас давайте научим их нашей зарядке?

Дети встают в полукруг рядом со стульчиками, делают упражнения и проговаривают зарядку:

Руки к пяткам, и к ушам.

На колени, и к плечам.

В стороны, на пояс, вверх.

А теперь веселый смех:

Девочки – хи-хи-хи.

Мальчики – ха-ха-ха.

И все вместе – ха-ха-ха.

Молодцы, ребята. Нашу зарядку вы знаете хорошо. А сейчас мы разучим с вами новую зарядку . Повторяйте слова и движения.

Давайте будем дружить друг с другом (протягиваем руки друг другу),

Как птицы с небом (потянуться вверх, встав на носочки),

Как травы с лугом (присесть на корточки),

Как ветер с морем (качают руками над головой вместе с туловищем),

Поля с дождями (кружатся вокруг себя, взмахивая руками),

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться).

Теперь в нашей «копилочке» появилась еще одна зарядка, которую мы будем с удовольствием делать.

Присаживайтесь на стульчики.

Словесная игра «Да-да, Нет-нет».

Воспитатель: Ребята, а ведь куколка Маша приготовила для вас еще одно задание. Найдите глазками синий конверт. (гимнастика для глаз)

Дети находят конверт, в котором лежит письмо.

Воспитатель: здесь письмо. Сейчас я его вам прочитаю.

«Ребята, чтобы быть хорошим другом, нужно знать правила дружбы. Что нужно делать, а чего делать нельзя! Чтобы лучше запомнить эти правила, поиграйте в игру!»

Воспитатель: Кукла Маша предлагает нам поиграть в игру. Мы уже играли с вами в такую игру, и правила вы знаете. Но все таки я напомню их вам. Я буду задавать вопросы, слушайте их внимательно и отвечайте: «да» или «нет». Начинаем?

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Мы научимся играть?

Будем другу помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Чай с друзьями будем пить?

Будем крепко мы дружить?

Молодцы. Еще одно задание куклы выполнили.

Воспитатель: Как быстро мы справились с Машиными заданиями. И теперь ей пора возвращаться в свою группу. Давайте попрощаемся с куклой Машей.

Ребята, вам понравились задания куклы Маши? Какое задание было самым интересным? Самым сложным? А что было легче всего?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и очень интересного, узнали новые игры, в которые обязательно будем продолжать играть и научим играть всех наших друзей.

А ведь Маша приготовила для вас сюрприз.

Воспитатель достает смайлики и клеит каждому на футболку.

Дети : Спасибо, Маша. До свидания.

Дети прощаются с куклой.

Список литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - с,

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

Цели:

1. Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания.

2. Уточнять, расширять и обобщать представление детей об игрушках.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка.

Стук в дверь, входит Машенька.

Машенька: Здравствуйте. Меня зовут Машенька. Я вам принесла красивую коробку.

Воспитатель : Здравствуй, Машенька! Спасибо! А где твоя коробка?

Машенькашепчет на ухо воспитателю.

Воспитатель : Что? Ты ее спрятала? А где? Нам нужно ее найти?

Воспитатель (обращается к детям): Ребята, хотите найти коробку?

Дети : Да!!!

Воспитатель : Тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая коробка. А здесь написано «Детям, которые любят и берегут свои игрушки. (Подпись) Машенька».

Воспитатель : Спасибо тебе Машенька!

Машенька : Как вы думаете, что в ней?

Дети предлагают свои варианты.

Машенька: Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель : Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на ковер.

Воспитатель : В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети : Мишка.

Воспитатель : Вам нравится эта игрушка?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети : Глаза, уши, лапы…

Воспитатель : А вы знаете стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель : Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети : Нет.

Воспитатель : Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети : Да.

Воспитатель : Покажите как вы обижаетесь.

Дети показывают как они обижаются

Воспитатель : Но мы не будем обижать Мишку?

Дети : Нет.

Воспитатель : Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Мишка: Я люблю играть в игру«Мишка по лесу гулял» .Хотите со мной поиграть?

Дети : Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Воспитатель (садит Мишку ): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель : Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Зайка!

Воспитатель : А что есть у зайки?

Дети : Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель : А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель : Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель : Хотите развеселить зайку?

Дети : Да!

Воспитатель : Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель : Ушки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Лапки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись крика петуха.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Петушок.

Воспитатель : А давайте похвалим петушка.

Дети : У тебя золотой гребешок. Маслина бородушка. У тебя красивый разноцветный хвост. У тебя есть ноги, а на ногах шпоры.

Воспитатель : Кто нам расскажет потешку про петушка?

Воспитатель : В своей семье петушок – папа. А кто мама?

Дети : Курица.

Воспитатель : А детки?

Дети : Цыплята.

Воспитатель : Давайте я буду мамой-курицей, а вы будите моими детками-цыплятами.

Логоритмика «Курица с цыплятами»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

Ко – ко –ко, ко – ко – ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Куд – куда? Куд – куда?

Ну – ка, ну – ка все сюда!

Ну – ка к маме под крыло!

Куд – куда вас понесло?

Воспитатель : Пообещаем петушку, что будем его любить и беречь?

Дети : Да.

Воспитатель : Садись петушок рядом с другими игрушками.

Воспитатель : А вот еще одна игрушка!

Дети : Самолет.

Воспитатель : Совсем, как настоящий. У него есть (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса.

А вы знаете, кто управляет самолетом? (ответы детей). Самолетом управляет пилот.

А как называются колеса у самолета? (ответы детей). Колеса самолета называются шасси.

Воспитатель : А хотите полетать как самолеты?

Дети : Да.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель : А кто еще спрятался в коробке?

Дети : Слон.

Воспитатель : Он совсем не похож на других игрушек-зверят. Посмотрите, какие у него уши. Большие или маленькие? А как называют нос у слона?

Дети : Хобот.

Воспитатель : А теперь я хочу вам стихотворение прочитать. Хотите?

Дети : Да.

Спасть пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочек.

Сонный Мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает он –

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель : Покажите слонику как нужно спать.

Дети показывают, как нужно спать.

Воспитатель : Правильно, руки под щечку, глазки закрытые.

Воспитатель укладывает игрушки обратно в коробку.

Воспитатель : Наши игрушки немножко устали. Пусть они поспят немного в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили, какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети : Мишка, Зайка, Петушок, Самолет, Слон.

Воспитатель : Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель : А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть. Я хочу подарить вам свои игрушки.

«Мои любимые игрушки»

Программные задачи:

Образовательные : расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Развивающие:

Воспитательные

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).

Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Дети называют себя и свои любимые игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.

Игра «Угадай игрушку»

Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».

Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

«Четвертый лишний».

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)

Дидактическая игра

Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»

Воспитатель : Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Вышел зайчик Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Воспитатель : Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.

Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка!

Это наша …(Балалайка).

Воспитатель:

Очень весело поет, если дуется в нее

Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).

Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».

Дидактическое упражнение «Барабан».

Рефлексия

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

«Мои любимые куклы»

Программные задачи:

Образовательные : выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; учить детей соотносить предметы с разными характеристиками; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Это моя кукла». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Дочки-матери».

Оборудование:

Игрушки: куклы, мячики, два карандаша. Картинки с изображением двух разных домиков, кроватей, дорожек. Запись песни группы «Великаны» - «Робот Бронислав».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у двери я нашла куклу! Она пришла в нашу группу! И была очень грустная!

Игровое упражнение «Какая кукла?»

Воспитатель говорит детям, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить - рассказать, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Как её зовут? (Таня) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Воспитатель начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

Упражнение «Сравни кукол»

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда». - Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать). - Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! Хотите немного размяться? Давайте устроим музыкальную паузу!

Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют»

Первая часть - Две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

Вторая часть - Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы - высокая, у маленькой - низкая, у большой куклы - широкая, у маленькой - узкая.)

Воспитатель: Ребята, так как вы думаете, что нужно чтобы кукла не грустила?

Дети: Беречь её. Не бросать. Следить за её нарядами. У неё должны быть друзья. С ней нужно играть.

во 2 младшей группе

(По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Программные задачи:

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)

Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

Воспитательные:

Оборудование: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети : Очень любим.

Воспитатель : Сказки живут в волшебной стране - за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

Воспитатель: Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

- Кто покатился по дорожке? (Колобок)

- Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

- Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

- От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

- Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

- Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ (Топают, изображая мишку).

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок - вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …… (Теремок.)

Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь)

Воспитатель: А, кто же сломал теремок? (Медведь!)

Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)

Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)

Мы построим новый дом

Дом высокий (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).

Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

Посмотрите, что это? (Это репка)

Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

- Кто посадил репку? (Дед)

- Кого позвал Дед? (Бабку)

- Кого позвала Бабка? (Внучку)

- Кого позвала Внучка? (Жучка)

- Кого позвала Жучка? (Кошку)

- Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

Вот теперь все хорошо.

- Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

- Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем).

- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

- Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

- Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

- Что же делать? (Надо им помочь - собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко».

Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»

- Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

- А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

- Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

- Вы молодцы. Очень добрые дети - помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз - это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.

Конспект занятия по развитию речи

во 2 младшей группе

«Сказка в гости к нам пришла»

(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)

Программные задачи:

Образовательные: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Учить подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток.

Развивающие: Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Оборудование: картины из сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», игрушка зайчик, петушок, коза, колобок, пенек, мяч, фотографии, аудиозапись «Поезд».

Ход занятия:

Дети свободно стоят около воспитателя.

Воспитатель: Я хочу вам сказать, что в стране сказок случилась беда, перепутались сказки. Поможем сказочным жителям? Тогда в путь. На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).

Давайте выберем поезд (имитируют поезд под музыку). Вот мы и приехали.

Картинка из сказки «Волк и семеро козлят».

Посмотрите на картину и скажите, как называется эта сказка?

Для кого коза пела песню? (Для козлят).

Зачем? Чтобы они только ей открывали дверь, когда она придет домой.

А кто подслушал песню? Зачем?

Чтобы помочь козлятам вам нужно назвать детёнышей животных, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте, отвечайте правильно.

У серой мышки маленький - мышонок.

У кошки - пушистые котята.

У белки - рыжие бельчата.

У коровы - ласковый теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисицы - хитрый лисенок.

У козы - смешной козленок.

У волчицы - серый волчонок.

У медведицы - бурые медвежата.

У собаки - шаловливые щенята.

У лошади есть жеребенок.

А у мамы с папой – ребёнок.

Молодцы, справились хорошо!

Сидит зайка и плачет.

Дети, кто это? (Зайчик).

Спроси, Милана, что с ним случилось?

Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня.

Давайте вспомним, как эта сказка называется? («Заюшкина избушка»).

Воспитатель: Ребята, а почему лиса стала проситься к зайчику? У нее растаяла избушка, она была ледяная, а у зайчика лубяная, т.е. деревянная.

А в какое время года она стала таять? (Весной).

А кто зайчику хотел помочь в беде? (Собака, волк, медведь, петух).

А кто из них выгнал лису? (Петушок).

Так давайте позовем Петушка, чтобы сказка закончилась хорошо. (Дети читают потешку «Петушок золотой гребешок).

Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?

Дети, объясните Петушку, что произошло. (Дети объясняют).

Петушок: Я ее выгоню.

Зайка: Спасибо, ребята за помощь. А вот от нас подарок. До свидания.

Посмотрим, что нам подарил Петушок и Зайчик. Это игра «Наоборот». (мячик и бумага).

Сухой-мокрый

Большой-маленький

Холодный-теплый

Темный – светлый

Сладкий-соленый

Толстый-тонкий

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Закрыть-открыть

Включить-выключить

Мягкий-твердый

Добрый-злой

Острый-тупой

Веселый – грустный

Белый-черный

Смелый – трусливый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё верно!

Посмотрите – пенек, на пенечке колобок. Здравствуй, колобок. О чем задумался? В выходной день ежик меня сфотографировал, а я спутал все фотографии. Может вы мне поможете разложить их по порядку?

Ребята, что здесь делает колобок? (Зарядку).

Когда мы делаем зарядку? (Утром).

Значит это колобок утром.

Чем он здесь занимается? (Спит). В какое время он спит? (Ночью). Как ты догадался? (Звездочки на небе).

А вот колобок гуляет. Когда он гуляет? (Днем).

А здесь колобок устал, нагулялся за день. Когда это было? (Вечером).

Теперь разложим фотографии по порядку и скажем колобку – когда и что он делал в выходной день. (утро – день – вечер – ночь).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня хорошего сделали? Что ты запомнил? Что расскажешь дома родителям?