Упражнения для развития мелкой моторики ребенка. Мелкая моторика Развитие мелкой моторики у детей 4 5 лет

Большинство современных мам знают (или хотя бы слышали), что малышам надо развивать мелкую моторику. Но не всем известно, что она собой представляет, для чего её надо развивать и как это правильно делать. Об особенностях мелкой моторики рук у детей, играх и упражнениях, предназначенных для её развития в разном возрасте, вы узнаете из предлагаемой статьи.

Мелкой моторикой называют всем известную ловкость кистей и пальцев на руках. На научном языке этот термин обозначает способность делать ими точные скоординированные движения с использованием небольших предметов или без них. Уровень её развития оказывает непосредственное влияние на:

  • речь,
  • память,
  • внимание.

Начинать развивать её надо уже с первых месяцев после рождения. Чем старше малыш, тем сложнее и разнообразнее занятия с ним. Условно их можно собрать в такие группы:

  • массаж пальчиков,
  • пальчиковые игры,
  • лепка,
  • рисование,
  • игры с использованием мелких предметов.

В каждом возрасте развитие и ловкость рук имеют свои особенности, а значит, для этого используются различные упражнения. К примеру, у детей 4-5 лет развитие мелкой моторики предполагает занятия, связанные с воображением, логическим мышлением, памятью. Эффективной может стать игра «Повтори движение». Смысл её заключается в том, что малыш, который сидит напротив вас, должен повторить показываемые вами из пальцев и ладоней фигурки.
На развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников направлены также следующие упражнения и игры:

  • «Опознание предмета» (положить в мешочек или другую непрозрачную ёмкость какой-либо знакомый предмет и предложить ребёнку на ощупь определить, что это);
  • «Продвижение по лабиринту» (с помощью карандаша);
  • «Наматывание ниток» (на клубок, руку, палочку);
  • «Катание карандаша по столу и между ладонями»;
  • «Выкладывание мозаики».

Игры и различные упражнения, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики у старших детей в дошкольном возрасте, имеют своей целью подготовку их рук к овладению графическими навыками и письмом. Этот процесс является одним из наиболее сложных из всех тех, с которыми приходится сталкиваться родителям, готовящим малыша к обучению в школе.

В этом возрасте необходимы упражнения, направленные именно на подготовку к овладению письмом, а не на обучение ему.

Они должны способствовать не только развитию кистей и пальцев рук, но и их ритмичности, гибкости, координации и точности движений глаза и руки. К таким упражнениям можно отнести:

  • лепку геометрических фигур, букв и цифр из пластилина или солёного теста;
  • опознание их на ощупь (усложнённый вариант - одной рукой ощупывать, а другой - рисовать или писать);
  • штриховка;
  • рисование по трафаретам или фигурным линейкам.

Развивать внимание, память, усидчивость, точность движений помогают занятия оригами, складывание мозаики и пазлов, вырезание ножницами. Игра с пазлами способствует развитию не только мелкой моторики, но и пространственного представления. А мозаика помогает развивать фантазию, если предлагать ребёнку складывать узоры не по имеющемуся образцу, а придумывать свои композиции.

Особое внимание следует уделять пальчиковым играм, сопровождаемым разучиванием определённых стишков и рифмовок. Это способствует развитию речи, делает её более выразительной.

Каждый малыш младшего дошкольного возраста должен иметь полноценное развитие. Чтобы интеллект и психофизическое состояние ребенка было развитым, обязательно нужно проследить за тем, чтобы у ребенка была сформирована мелкая моторика рук.

Становление мелкой моторики рук помогает в развитии мышления, речи и сознания. Развитию мелкой моторики нужно уделить отдельное внимание, чтобы в будущем у детей не было проблем с одеванием, рисованием, письмом и другими бытовыми действиями.

Пальчиковая гимнастика способствует :

  • Расширению словарного запаса;
  • улучшению памяти;
  • развитию речи;
  • развитию воображения;
  • активизации мыслительной деятельности.

Существует огромное количество упражнений и вариаций игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Первую игру можно создать своими руками, для этого вам нужно будет подготовить некоторые средства и инвентарь.

В помощь вам придут пуговки, подойдут для игры даже те, которые пришиты к вашему пальто и пальто ребенка. Собираясь на прогулку, вы можете попросить малыша застегнуть ваше и его пальто на все-все пуговки. Главное не торопите вашего ребенка, пусть он занимается этим сосредоточено и спокойно.

Пальчиковые игры для детей

Игры с пуговками здорово полезны для рук детей 3-4 лет, поэтому стоит взять старое одеяло и нашить на него своими руками пуговки разного размера и формы. Из плотной ткани, к примеру, кожи или фетра, вы можете вырезать петельки для пуговок. Получится прекрасная забава для ребенка раннего дошкольного возраста. Нужно всего лишь просунуть пуговичку в петельку, но это занятие может увлечь ребенка надолго.

Существуют коротенькие игры для развития мелкой моторики у детей трех-четырех лет :

  1. Познакомьте ребенка с вашими ручками, поиграйте пальчиками, здороваясь каждым пальчиком со своим тезкой из другой руки, переплетая пальчики и предлагая крохе сделать то же самое.
  2. Вместе с малышом сложите ручки вместе и потрите ладошки одну о другую.
  3. Своими руками для легкого массажа пальцев и интересного упражнения вы можете взять слабенькие бельевые прищепки. Начните читать для ребенка младшего дошкольного возраста следующее стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает - это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

Слегка «покусывайте» каждый пальчик малыша прищепкой произнося слово. Делайте это максимально аккуратно, чтобы кроха чувствовал только легенькое и стимулирующее кровообращение сдавливание. Прищепка должна быть гладкой и слабенькой.

  1. Предложите малышу покрутить в руках карандашики, катушки с нитками, гладкие деревянные или металлические палочки. Посмотрите, чтобы сначала кроха пользовался всей ручкой, а потом только пальчиками.
  2. Приготовьте для игры несколько баночек и предложите крохе откручивать в них пробки.
  3. Перебирайте с малышом в ручках горох, фасоль, рис, катайте их по столу и перекладывайте в мисочки. Следите, чтобы вам подопечный не засовывал мелкие предметы себе в нос и не тащил их в рот.
  4. Чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики рук чтобы дошкольник трогал разные поверхности и запоминал и чувствовал разные тактильные ощущений. Давайте детям трех-четырех лет возможность трогать разные ткани, ребристые поверхности и так далее.

Пальчиковые игры с ребёнком

Пальчиковые рисунки

Рисунки, созданные при помощи пальцев не только получаются очень красивые, но еще и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.

Пальчиковые краски. Рыбка в море. Весёлый рисунок пальчиковыми красками

Желательно, чтобы, рисуя пальчиковые картинки, на малыше была одежда, которую абсолютно не жалко испачкать, ведь сам процесс будет очень марким, но творческим и интересным.

Дети любят рисовать :

  • Животных;
  • растения;
  • цветы;
  • листья;
  • домики;
  • герои мультфильмов.

Помогайте вашему малышу дошкольного возраста использовать пальчиковые краски как определенный нужный и очень важный этап развития.

Совет: Вы можете самостоятельно изготовить своими руками пальчиковые краски для своих детей младшего дошкольного возраста и не переживать по поводу аллергии и безопасности.

Массаж ладоней и пальцев рук

Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.

Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура.

Чтобы сделать массаж, нужно :

  • Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.

  • Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
  • Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.

  • Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
  • Попробуйте предложить крохе подкинуть мячик и поймать его при помощи пальчиков рук.

  • Зажмите мячик между ладошками рук, переплетите пальчики и сдавите мячик ладошками.
  • Попробуйте перекидывать мячик из одной ручки в другую, постепенно наращивая темп.

Такой массаж вполне подойдет для детей раннего дошкольного возраста, ведь они уже вполне могут управлять своими руками и такие стимуляции будет очень полезны для развития.

Массаж подушечек пальцев рук “Звери”

Развивающие игры для дошкольников

Родителям будет очень полезно узнать, какие варианты игр будет полезны для развития мелкой моторики рук детей трех-четырех лет.

Первая увлекательная игра называется «Найди выход из лабиринта». При помощи карандашика и лабиринта попросите кроху найти выход из простенького лабиринта. Пока малыш раннего дошкольного возраста выполняет поставленное задание, расскажите ему коротенькую сказку про человечка, который идет по лабиринту, кого он там встречает и куда держит свой путь.

Для деток трех-четырех лет очень полезными будут упражнения с бумагой. Нарисуйте для малыша контур фигурки на цветной бумаге, например, снеговика. Дайте крохе младшего дошкольного возраста ножницы с закругленными концами и попросите его вырезать фигурки. Вместе потом приклейте их на бумагу. Можете сочинить рассказ о приключениях ваших фигурок.

В возрасте четырех лет дети вполне успешно справляются с пластилином. Предложите вашему малышу слепить из пластилина разные фрукты и овощи, потом вместе из картона вырежьте тарелочки и красиво разложите получившиеся у вас дары природы.

Деток трех лет очень забавляют упражнения с прищепками. Возьмите удобную коробочку с тонкими и ровными краями и вместе с малышом начните надевать на края прищепки. Как только малыш освоит этот навык, перестаньте ему помогать и пусть он играет самостоятельно, но под вашим присмотром.

Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый тренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики на 2016-2017 учебный год в средней группе.

Тема занятий.

Цель занятий

Диагностика

Выявление ведущей руки

«Детский сад и игрушки». Октябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на

плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

«Зима».

Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную

координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»-

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными

способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль,

горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

«Домашние

животные»

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.»Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

«Домашние

птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

«Транспорт»

Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3.«Машина» (оригами) .

«Этикет»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

«Комнатные

растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть.

3.Штриховка диких животных.

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу.

«Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

«Правила дорожного

движения»

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать

пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография «Светофор»

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую.

3. Пластилинография «Гусеница».

«Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

Диагностика

Обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторики рук.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.


Анна Лобанова
Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Развитые детские пальчики - это залог интеллектуального развития малыша .

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша . Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь , память и зрительное восприятие.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками . Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения , а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение .

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки . Поэтому внимательно относитесь к их выбору.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки , поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр .

Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.

Хорошо развивает всевозможное нанизывание : колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.

Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.

Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.

Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.

Делайте с ребенком гимнастику для рук

Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.

Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.

Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет.

Дело за большим пальчиком : он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.

Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить

Пальчиковые игры.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.

Их удобно использовать в любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после, как полезное развлечение до , во время, после рисования, лепки и т. д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

"Повтори движение"

Взрослый, садясь напротив ребенка , делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация) . Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив) . Если данное задание вызывает у ребенка сложности , то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка ) . Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Фонарики

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок :

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок -ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Игры с предметами домашнего обихода.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Печем хлебные палочки

3-4 летние малыши вполне могут вам помочь испечь хлеб (ну ладно, хлебные палочки! Главное - дайте им в чистые руки уже готовое тесто и попросите раскатать кусочки теста в колбаски. Им очень понравится это занятие, но еще больше им понравится сам хлеб, когда он приготовиться.

Игры с веревочкой

Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Сначала попросим ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - придумываем и выкладываем свои узоры и фигурки.

Игры с крупами

Мешочки, наполненные крупой

Сшейте несколько маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.

Игры с пуговицами

Дети любят играть с пуговицами. Чтобы разнообразить это занятие вам понадобятся разноцветные плоские пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать .

Игра развивает внимание , восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки) . Соревнуйтесь с ребенком , чья стопочка будет выше.

Лепим из пластилина

Дети любят повторение, очень хороший, удобный и интересный вариант игры с пластилином.

1. Распечатайте раскраски с крупными изображениями. Изображение должно быть таким, чтобы его нужно было дополнить. вырастить яблочки, украсить торт,. фантазируем и придумываем свои варианты.

2. Раскраску положите в файл, и заклейте по краю скотчем

3. Предложите малышу отрывать кусочки пластилина и украшать картинку. Не забудьте создать игровую ситуацию и рассказать малышу что-то новое. Покажите, как вы сами будет лепить.

Открытки и коробки от конфет

Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка , на 3-4 части для ребенка 4 лет , на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок , а затем «сломайте» и предложите собрать картинку

Аппликации

Это не простые аппликации!

Для них мы бумагу не режем, а рвём!

Сколько интересного можно придумать еще до выполнения аппликации! Научите ребенка рвать бумагу . Для малышей это сложный вид работы. Малыши могут рвать бумагу просто, а детки старше, пусть рвут по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.

Игры - шнуровки

Марии Монтессори :

- развивают сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук ;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

Способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму;

-развивают усидчивость .

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

Игры для детей 0+

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте .

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами - отличный инструмент для массажа детских ладошек.

Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны ): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.
Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Наклеивание мелких наклеек.

Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

Лепка. Идеи для занятий смотрите .

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите .

Пазлы. Вы сами можете сделать простой и фотографий.

Мозаика. Особенно, детям понравится делать

Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в , в ).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в , в ).

Доска «Развиваем основные навыки» - это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в , в , в ).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в , в , в ).

Комплект из 6 тренажеров (на )

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Проф-Пресс»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в !

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо - монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.