Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика. Что подарить мальчику на день Рождения? Родители — главные помощники в сложный период жизни мальчика

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Путь от чистого ребенка до подростка

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.


Подростковый возраст — признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

Изменения у подростков в 12 лет

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.


Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.


Эмоциональная сфера подростков — особенности

Рассвет подросткового периода

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.


Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.


В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Ох уж эти детки!

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.


Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.


Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Влияние компании на подростка

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?


Подростки и сверстники — социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Укрощение строптивой девочки

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.


Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.


Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период

Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

Первые проявления личности

Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.


Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.


Главное — наладись с подростком доверительные отношения

Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.

Познакомиться с парнями очень легко, главное только не будь застенчивой. Найти для себя какие-то увлечения, хобби. Это тебе обязательно поможет в дальнейшем при общении с твоим новым другом. Знакомство с парнями в возрасте 10-13 лет лучше всего основывать на именно общих интересах. Ведь как говориться одинаковые увлечения сближают людей. В первую очередь обрати внимание на мальчиков, которые окружают тебя в твоей повседневной жизни. Например, в школе, во дворе, в кружке, куда ты ходишь. Кстати, последнее является самым лучшим способом найти мальчика. Тут тебе и общие интересы, и видитесь почти каждый день. Да еще и немаловажным плюсом в твою сторону станет, то, что вы всегда сможете помогать друг другу.

Ты просто для начала задайся вопросом: «А какой все-таки парень должен быть в 10-13 лет? И что подходит под твоим пониманием «нормальный парень»?». Тут, я думаю, парни старше 15 лет тебе точно не подойдут. Если он будет старше ничего хорошего из этого не выйдет. У мальчишек совсем другие взгляды на дружбу с девочкой и чем старше он будет, тем сложнее тебе с ним придется. Не забывай, что ты еще не такая взрослая, как тебе это кажется. И главная цель твоего знакомства – это дружба, общение, совместные прогулки и помощь друг другу в чем-либо. Так что, в таком возрасте лучше всего начинать с дружеских отношений между тобой и мальчиком. Кстати и младше 10-13 (зависит от того, сколько тебе в данный момент), искать парня тоже не стоит. Помни о том, что у девочек в этом возраст развитие происходит намного быстрее, чем у мальчиков. Поэтому вам просто будет неинтересно общаться, так, как у вас будет абсолютно разное восприятие мира. Так вот, давай все-таки вернемся к вопросу, который ты должна сама себе задать. Давай подумаем вместе, и так, нормальный парень, это в первую очередь умный, «крутой» (для тебя и твоих подруг), активный и общительный мальчик и в тоже время, обязательно скромный. Наглые парни тебе в твоем возрасте совсем не нужны. В общем если твой ответ именно такой, значит стоит искать друга, отталкиваясь от этих качеств его характера.

Как я уже говорила в начале, постарайся искать парня, руководствуясь сходством ваших общих с ним интересов. Это сближает и помогает очень занимательно проводить время. Ведь у вас одно общее, ради чего вы оба познаете тот или иной вид увлечения. Если у тебя нет возможности посещать какие-либо кружки. Не расстраивайся. Направь свой поиск парня немного в другой способ – посещай как можно чаще школьные дискотеки и другие мероприятия, которыми живет твоя школа. Таким образом, ты раззнакомишься как можно лучше с парнями из своей параллели, которых ты даже совсем и не замечала до этого. А как говорится: не узнаешь – не поймешь. Так вот, присмотрись, вдруг среди них и найдется твой принц. Просто ты на данном этапе его еще не заметила. Если ты на сто процентов уверенна, что школьные парни – это вовсе не твое и твоим основным желанием является найти мальчика, который не имеет отношение к твоей школьной жизни. Тогда стоит поискать парня совсем в других местах. Например, возьми с собой подружку и сходи с ней погулять на спортивную площадку или на пляж. Присоединитесь к парням поиграть во что-либо (волейбол, теннис, может даже и футбол) и разговор завяжется сам по себе, ты даже и не заметишь, как у тебя появится новый друг и притом, вовсе не один. Останется лишь выбрать того единственного, который придется тебе по вкусу. Твои мальчики ровесники обязательно оценят, то какой ты активный, коммуникабельный и веселый человек. А главное, в этой ситуации никогда не бойся просто подайте и спросить у мальчика, как, например его зовут и можно ли присоединиться к игре.

Также, можешь воспользоваться интернетом. Кстати, в наше время, интернет просторы переполнены разнообразными сайтами, рассчитанными специально для знакомств, где ты можешь найти парня именно по своей возрастной категории. Также обязательно не забудь зарегистрироваться на разнообразных социальных сетях (например, В Контакте). Будь уверена, что там ты встретишь много одиноких парней, которые будут, абсолютно не против, пообщаться с тобой. Меняйся номерами телефонов и не забывай назначать встречи в реале. Больше парней – больше выбор. Не забывай об этом. Ты ведь хочешь найти самого лучшего парня. Поэтому не бойся перебирать мальчиками, пока есть такая возможность, пользуйся ей. Парни, кстати более восприимчивы к желанию девчонки познакомится. Поэтому не стоит переживать по поводу того, что у тебя что-либо, может, не получится. Главное будь собой, веди себя естественно и открыто. На встречу всегда приходи с улыбкой и хорошим настроением. Помни твой возраст того требует. Рассказывай как можно больше о себе и узнавай у парня о нем, это вам поможет обоим узнать друг друга ближе.

Подводя черту под всем выше написанным, я скажу, что знакомство с парнями в возрасте 10-13 лет – дело не такое уж проблематичное, такое знакомство может даже перерасти в отношения. Главное уметь проявить себя с позитивной стороны, что бы он заинтересовался тобой. Но тут не стоит забывать тот факт, что у тебя все еще впереди. Зачем торопить события, раньше данного тебе времени. Если ты сама рано или поздно понравишься парю понравишься, он сам найдет повод с тобой познакомиться, так что не торопись. Всему свое время. Тут я не сомневаюсь, что в твоем вопросе относительно знакомства с парнем, тебе все будут советовать учиться. И ты серьёзно учись пока, успеешь ещё распрощаться с детством. Еще не один раз полюбишь и будешь любима. Но как бы там не было и что бы, ты не решила, я надеюсь, ты в любом случае и возрасте, найдешь хорошего мальчика.

Ваш сын постепенно взрослеет: внешне и внутренне. Вы едва успеваете за тем, что с ним происходит. Меняется очень многое: от одежды и привычек до мировоззрения и отношения к девочкам.

Сложный подростковый этап заложен природой, его не избежать. У кого-то он бывает раньше, у кого-то ─ позже, но в среднем мальчики начинают превращаться из ребёнка в мужчину именно в возрасте 11-12 лет.

Поверьте, вашему сыну сейчас непросто. На физическое недомогание накладываются неустойчивые психические процессы и новые взгляды на окружающий мир. Если вы будете понимать, что происходит в организме вашего сына и сможете ему это объяснить, то этот этап будет пройден немного легче.

Давайте начнём с физиологических изменений.

Что происходит в организме подростков в 11-12 лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 куб.см, а у 13-летнего ─ уже 443 куб.см. При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга « ».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

У каких мальчиков изменения в поведении в возрасте 11-12 лет проявляются ярче?

Видимость перемен в поведении и здоровье мальчика для него и окружающих будет зависеть ещё и от того, какой образ жизни он вёл в детстве и ведёт в подростковом возрасте.

Ребята, которые много двигаются, занимаются спортом и вообще ведут активный образ жизни, проще переносят трудности переходного возраста. Физически они развиваются более гармонично и им есть куда выплеснуть лишнюю энергию, а порой и агрессию.

Такие активные мальчики и до переходного возраста заставляют родителей и других взрослых «понервничать», поэтому у них изменение поведения в возрасте 11-12 лет не так заметно.

Мальчикам, которые постоянно сидят дома, мало двигаются и, возможно, страдают от лишнего веса, гораздо сложнее. У них перестройки в здоровье и поведении проявляются ярче.

Взрослым, которые привыкли к спокойному ребёнку, тоже бывает трудно перестроиться.

Для родителей, которые хотят понимать своих детей, и особенно для мам, которые хотят, чтобы их сыновья максимально раскрыли свой потенциал мужества мы создали специальный тренинг .

Помните: «Предупреждён, значит вооружён»? Те полезные знания и практика, которые вы получите на тренинге будут опорой, фундаментом для того, чтобы помочь сыну достойно, спокойно и уверенно пройти этот сложный возраст.

Этот курс только про мальчиков , особенности их физиологии и мировоззрения. На тренинге вы узнаете:

  • как понимать и предугадывать поведения своего подростка в определенных случаях;
  • о том, когда отпустить ситуацию, а когда, наоборот, взять под контроль;
  • как в связке мама-папа-сын не превратиться в «лебедя, рака и щуку»;
  • как ваши страхи могут отравить жизнь вашему сыну.

Тренинг начнётся 29 марта и продлится 1,5 месяца. Подробности о программе тренинга и условиях участия .

Подростковый возраст ещё называют переходным — переходным к взрослой жизни и ответственности. Этот этап проходит трудно и для мальчика, и для родителей. Чтобы помочь сыну, вам нужно его слушать, понимать, принимать те изменения, которые с ним происходят. Нельзя подшучивать над его внешностью и отношениями с девочками.

Вопрос к мамам девочек ─ нужна ли статья про физиологические и поведенческие изменения у девочек в подростковом возрасте?

Время на чтение: 3 мин

Как понравиться мальчику? С возрастом мы понимаем, как строятся взаимоотношения между людьми, а вот в подростковый период, когда приходит первая любовь еще совсем не понятно, как можно понравиться мальчику. Многие начинают копировать внешность каких-то известных личностей и пытаются подражать манере героинь кино, но все смотрится очень наигранно и неуместно. Мальчики в своем большинстве интересуются тем, как можно провести с девчонкой время и о чем поговорить, а не тем, как умело она сыграет чужой образ.

Чтобы понравиться мальчику, надо начинать с внешности, только в данном вопросе не стоит пытаться стать такой же, как большинство девочек в школе – важно уметь выделяться. Для того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность лучше выбирать вещи своего стиля, а не кардинально его менять. Обув высоченные каблуки, если до этого все время проходила в кроссовках бессмысленно – внимания будет много, но все оно будет посвящено неумелой походке и приобретет форму насмешки. Оставаясь в своем образе нужно становиться немного ярче – голубые джинсы, когда все носят темные; волосы, собранные в хвост, если все ходят с распущенными.

Ухоженность и стиль играют многое в восприятии человека и мальчики даже в самом раннем возрасте отмечают девочек, у которых красиво уложены волосы, аккуратная одежда и присутствует умение сочетать аксессуары. Стильная стрижка, пара вещей последней коллекции и удобная одежда станут залогом притягательного внешнего вида. Стремиться скупить все модные бутики и не актуально, а в выборе образа необходимо ориентироваться на свою возрастную категорию, ведь то, что отлично смотрится на двадцатилетних девушках, просто смешно на девушке 11 лет.

Следующим моментом будет выбор поведения, поскольку одного яркого внешнего вида мало. Необходимо обращать на себя внимание поступками, для чего не нужно совершать что-то экстремальное или эпатажное, также стоит избегать привлечения внимания скандалами и антисоциальным поведением. Лучше всего проявлять свою доброту и веселый характер, причем не только по отношению к мальчику, который нравится, а ко всем окружающим.

Можно попробовать показать свои лучшие стороны, но не стоит переделывать себя полностью и быть рядом с парнем совершенно другим человеком. Даже если у тебя это и получится, то в случае разочарования, будет очень жаль потраченных колоссальных усилий на создание иллюзорного имиджа. А к разочарованию нужно быть готовой, поскольку после того, как ты понравилась мальчику, вы станете общаться ближе и он может быть далек от того идеала, который нарисовала твоя .

Как понравиться мальчику в школе

Школа сама по себе налагает много ограничений на общение и его формы проявления, что довольно затрудняет возможность проявления симпатии. Но вместе с тем, наличие обязательных требований к поведению и совместных заданий помогает разобраться даже с тем, как понравиться мальчику, которому ты не нравишься. В самом школьном процессе существует множество совместных мероприятий, где ты можешь помогать тому, кто тебе симпатичен. Участвуя в постановках и проявляя свои таланты можно изменить восприятие парня. Основное, что стоит запомнить – это не ждать внимания и больше вступать с ним в диалог, а также проявлять себя, единственная хитрость – делать это необходимо исключительно на деловую тему. Не стоит открыто говорить о собственных чувствах, если знаешь, что не нравишься мальчику, лучше сотрудничай с ним и проявляй сдержанность. Подобный спокойный подход способствует появлению искреннего интереса, парню как минимум захочется узнать как взаимодействуя столько времени ты не испытываешь к нему даже дружеских чувств.

Отлично, если в школе проходят дополнительные кружки или секции, куда ходит понравившийся парень – туда можно записаться и у вас станет больше совместных тем и времени, проведенного вместе. Подходи аккуратно к выбору этих занятий – секция бокса может быть не лучшим вариантом, а вот авиамоделирование вполне подойдет – и справляться будет легче и подозрений не вызовет, что там делает девушка. Оптимально, чтобы эти занятия удовлетворяли твои интересы или можно выбрать другие (гимнастику, рисование). Обычно все занятия проводятся по одинаковому расписанию, а значит, у вас будет общее время в перерывах и по пути домой.

Использовать уроки для того, чтобы завязать отношения не только не рекомендуется, но и бесполезно, для личного общения лучше всего подходят перемены и время после занятий. Если попытаться привлекать внимание во время занятий, то можно серьезно испортить отношения с преподавателем, что скажется на всем процессе пребывания в школе.

Можно чаще встречаться на переменах, устраивать случайные встречи, выбирать место в столовой рядом с парнем. Подобные встречи не должны выглядеть навязчиво и вызывать у него паранойю, если твой класс сейчас находится в другой части школы, а ты одна крутишься возле парня, то придется придумать железное алиби, почему тебе необходимо быть тут (например, потребность дождаться учителя – только тогда действительно дождись его и о чем-нибудь спроси).

Если уроки заканчиваются в одно время, то можно болтать по пути домой или даже попросить его о помощи – донести книги, защитить от дворовых собак, рассказать, что боишься хулиганов во дворе. Можно предложить вместе делать домашнюю работу, только с этого лучше не начинать. В начале пару раз обсудите задания на перемене, возможно, он может что-то объяснить тебе или ты можешь дать ему списать.

Привлекать внимание внешним видом в школе не желательно, но и забывать об этом окончательно не стоит. Даже самую скучную форму можно сделать более оригинальной, используя украшения или заплетая волосы. Все, что не запрещено школьным уставом можно смело использовать, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Даже если установлено правило на белые рубашки, можно выбрать не классическую, а с ручной вышивкой и бусинами вместо пуговиц – главное проявить фантазию.

Как понравиться мальчику в 10 лет

Пожалуй, первые мысли, как можно понравиться мальчику, приходят именно в 10 лет. Это наиболее простой в плане установления обычного дружеского общения и самый сложный в формировании межполового взаимодействия, что объясняется разной скоростью психических процессов. Тогда, как девочки уже начинают ощущать симпатию к парням, гулять с ними и больше общаться, мальчики еще не испытывают такой потребности. У девочек происходит уже сам стиль общения, все меньше хочется проводить времени с подругами, а в те моменты, когда происходит общение с девочками, хочется обсуждать возможность отношений с парнями, узнавать, кто кому нравится, и делиться информацией по улучшению образа. Мальчики себя в это время ведут еще, как и раньше – они проводят время с ребятами, считают девочек скучными и не особо замечают разницу в половой принадлежности.

Завоевать симпатию мальчика трудная задача, поскольку все его увлечения находятся за пределами сферы девочек. Некоторые часто начинают общаться с ребятами постарше, поскольку они уже интересуются девочками и с ними можно быстрее найти общий язык, однако не все из тех, кто старше согласится общаться с младшей девочкой. Но ситуация не безнадежна. Интерес в данном возрасте нужно привлекать, вовлекаясь в общую деятельность. Если ты умеешь классно кататься на велосипеде или роликах – вы можете устроить соревнования, если знаешь интересный заброшенный дом, то можно устроить туда экскурсию.

Как в 10 лет понравиться мальчику? Нужно проявить задор и характер, если заворожено смотреть на мальчика и кивать каждому его слову, то он не заинтересуется. Лучше всего победить его в каком-то деле. Обогнать, лучше сдать контрольную, выше залезть на дерево – это привлечет его внимание хотя бы тем, что мальчик не может позволить, чтобы его победила девчонка. Соревнования помогут зарождению дружбы и крепких отношений, особенно, если после серии побед ты ему проиграешь, а в другой области попросишь совета или научить тебя. Например, ты можешь обгонять его на роликах, при этом просить научить кататься на скейте, можешь лучше сдать литературу и пороситься объяснить математику. Нельзя постоянно выигрывать у него, так у парня снижается , и он найдет себе круг общения, где будет выглядеть лучше.

Не нужно говорить парню 10 лет о своих чувствах, тем более в романтической манере из мелодраматичных фильмов – ему это может быть непонятно, что многих толкает на довольно жестокие шутки. Старайся больше времени проводить там, где его проводит он и активно участвовать во всем происходящем. Если толпа мальчишек играет в снежки, то лучше присоединиться, причем играя за команду противника – так он точно тебя запомнит. Худшее, что можно сделать – это пройти мимо с надменным и скучным лицом, показывая всем своим видом как несерьезны снежки для девушки. Он просто поймет, что такую не стоит звать с собой, а вот веселую и озорную девчонку, которая может веселиться наравне с ним, всегда захочется видеть. И пусть еще не осознает, что именно происходит и не знает, как называется это чувство, но ты уже становишься для него особенной.

Как понравиться мальчику в 11 лет

К пятому классу мальчики постепенно проявляют интерес к противоположному полу, начинают замечать явные отличия. Они еще пытаются это скрывать, все так же много времени проводят за играми с парнями, но уже замечают девушек. В 11 лет, чтобы завладеть вниманием и вызвать симпатию парня, делать необходимо тоже, что и раньше – чаще бывать вместе и вовлекаться в общую деятельность. Единственная разница в том, что усилий теперь это займет меньше. Помощь с уроками мальчики в данном возрасте уже расценивают не только как возможность улучшить свои оценки, но и приятно пообщаться. Многие просят помочь далеко не отличниц, а симпатичных девушек – учеба становится предлогом. Точно также гений математики одной может просто указать раздел учебника, где объясняется необходимая тема, а другой девушке будет сам объяснять все перемены какую-нибудь закономерность.

В совместных играх и занятий стоит начать проявлять осторожность – если раньше внимание прекрасно цепляло то, что девушка его может победить, то сейчас это начинает сильно бить по самооценке. Парням становится важен собственный престиж в мужском окружении и среди девушек. Если его превзойдет девчонка, то становится неловко перед другими ребятами, которые могут начать дразнить и подшучивать, кроме того теряется образ героя в глазах девушки. Если вы вместе играете в соревновательную игру, то старайся держать равный счет, специально проигрывать не стоит – от этого теряется всякий интерес, но и каждый раз побеждать становится не актуальным. Смести акцент с деятельности на общение.

Начиная испытывать симпатию к девушке, многие пытаются скрыть это настолько тщательно, что добиваются противоположного ощущения. Поэтому прежде чем искать ответы, как понравиться мальчику, которому ты не нравишься, стоит, как следует понаблюдать за ним, возможно как раз ты и есть его идеал, просто признать это пока не хватает решимости и умения. Важно стать своей в кругу его друзей, зарекомендовать себя, как отличного товарища – это не только поможет чаще быть вместе, но и даст своеобразное разрешение на общение. Парни в этом возрастном промежутке очень зависимы от мнения друзей и если они однажды косо посмотрят и не одобрят какую-то девушку, то общение с ней прямо скажется на его репутации. Чем больше ты будешь другом для всех парней, тем лучше сложатся отношения с избранным.

И только после того, как ты стала вхожа в группу его друзей и у тебя со всеми там отличные отношения, можешь начинать выделять его среди всех. Это можно сделать, спрашивая его мнения, рассказывая историю, глядя на него, ты можешь несколько раз позвать его провести вместе время без всех остальных. Внимание девчонки, которая нравится всем, очень льстит ребятам в этом возрасте.

Понравиться мальчику в 11 лет в школе можно, если школьное общение свести до минимума и если есть возможность, то максимально использовать возможности совместного творчества. То есть если от класса необходимо выступление, то нужно готовить его вместе, если тебе поручили приготовить презентацию, то попроси его помочь после уроков. На самих уроках занимайся занятиями и не отвлекайся, даже если симпатичный парень будет тебя провоцировать. Важно устанавливать границы, а отсутствие общения в школе будет мотивировать его общаться с тобой после уроков.

Как понравиться мальчику в 12 лет

В этом возрасте расширяются социальные контакты, многие начинают пробовать себя в других видах деятельности, в общении с другими людьми. Становится интересно все, что ранее было неизвестным, есть огромное стремление выделяться. Именно поэтому девочке в 12 лет важно не столько вливаться в коллектив, как это было ранее, а учиться выгодно выделяться на фоне остальных. Мальчишки будут замечать именно тех, кто перестает подчиняться нормам общества, стандартным системам воспитания и образования, а проявляет свою индивидуальность.

Если у тебя были необычные хобби, которые уходили на второй план, чтобы поддерживать общие интересы, то сейчас самое время начать их демонстрировать. Соответствие вкусам и интересам парня становится не столь важным, сейчас они уже способны воспринимать тебя не только как товарища, но и как девушку, поэтому занятия гимнастикой, изготовление украшений или живопись могут дать ему возможность восхищаться твоими талантами и вашими различиями.

Его увлечения можно разделять, если присутствует искренний интерес, во всех остальных случаях достаточно уважать его выбор и поддерживать. Если это спорт, то ты можешь вместе с ним ездить на соревнования, смотреть выступления и оказывать моральную поддержку. Также ты отлично и незаметно можешь поддерживать его не только морально – захватить бутылку воды или пластыри, запасные карабины или карту местности, заранее узнать расписание и прочие мелочи покажут твое расположение. Если это научная деятельность, то можно показывать окружающим как ты гордишься и восхищаешься его достижениями. Парни в данном возрасте взаимодействуют с миром и проявляют себя через занятия, потому чем больше ты будешь поощрять и вникать в его увлечения, тем более нужным он будет себя чувствовать. Даже если ты бесконечно далека от происходящего можно сказать: «и как ты в этом всем разбираешься? Я совсем ничего не понимаю». Так проявляется непрямой интерес, и парень начинает тебе больше рассказывать о своем деле, кроме того, будет стараться сделать это максимально интересно. Не нужно ему подыгрывать и если не понимаешь, так и говори, парень будет стараться еще больше.

Торопить события все еще не стоит, парни только смирились с тем, что девчонки могут нравиться, начинают складываться первые пары. Если поторопиться в данный период, то парень может так никогда к тебе и не подойти, а начать гулять с менее настойчивой девушкой. Оставайся тем человеком, которому он всегда может позвонить, с которым много общего и интересного.

Как понравиться мальчику в 13 лет

В 13 лет парни уже готовы самостоятельно проявлять инициативу, и желание общаться с девушками выходит на первый план. На данном этапе девушка должна начинать действовать более аккуратно, поскольку если она будет продолжать гонять с ребятами в общей компании, то рискует остаться в их таким же другом. Тут важно начинать подчеркивать свою женственность.

Платья и юбки должны чаще встречаться в гардеробе, прическа должна хоть периодически быть не только удобной, но и красивой, изящные туфельки и красивые ноготочки – все эти хитрости помогают парню заметить твою хрупкость и вообще разглядеть девушку.

Как понравиться мальчику в 13 лет? Важно дать ему понять о своей симпатии, причем теперь для этого достаточно улыбаться его появлению, смеяться шуткам и слушать. Парням нравятся те, кого они могут сделать счастливой, поэтому, чем регулярнее ты будешь показывать ему, что рада встрече, тем чаще он будет стремиться к этой встрече, и тем больше будет стараться тебя порадовать.

Нестабильна, поэтому важно его хвалить и поддерживать, так ты станешь для него чем-то постоянным и ресурсным. При этом важно помнить о своем состоянии и делать все возможное, чтобы преодолеть свои собственные комплексы и держать самооценку на адекватном уровне. Могут помочь тренинги или курсы, общение с подругами, занятия по самосовершенствованию, а иногда даже можно попросить парня высказать свое мнение о тебе и подбодрить.

В образе и внешности необходимо делать упор на узнаваемой индивидуальности. Можно подобрать себе духи, чтобы у парня срабатывали ассоциации о тебе даже при запахе, можно напевать мелодию, и тогда услышав эту песню, он опять же вспомнит тебя. Отлично создавать ваши личные традиции – с горячим шоколадом после уроков или пожеланием доброго утра и прикольной картинкой. Чем больше ассоциативных точек ты построишь, тем лучше. Экстремальные эксперименты с внешностью лучше отложить. Безусловно, при каждом клипе альтернативной группы у него будут возникать ассоциативные воспоминания о твоих кислотно-зеленых волосах, черных губах и мини-юбке, но парней, которым это нравится в жизни единицы.

Становится актуальной сфера межличностного общения, потому важно знать, чем интересуется парень, где он проводит время. Великолепно, если у тебя получится разделять его увлечения и поддерживать интересующую тему. Ваши увлечения могут не быть одинаковыми, но ты можешь поискать точки, где их можно совместить. Например, если ты любишь делать украшения, а он фотографировать, то можно попросить его сделать портфолио твоих работ. Если ты любишь путешествовать, а он велосипеды, то совместный велотур отличная идея.

Как понравиться мальчику в 14 лет

В возрасте 14 лет девушкам кажется, что необходимо быть лучшей во всем, тогда и парень обратит внимание, но соревновательные моменты уже давно уступили свое место оригинальности, естественности и уникальности. Самое действенное и самое сложное, что можно сделать – это быть собой. То есть смеяться над тем, что смешно тебе, а не над чем смеются все девчонки или исключительно над шутками парня. Если тебе не смешно или юмор кажется оскорбительным важно уметь об сказать, многие парни избалованные вниманием переступают границы дозволенного и им просто требуется человек, который поставит их на место и заставит стараться быть лучше. Также важно идти туда, куда тебе нравится и тогда, когда этого хочется. Жертвовать собственным сном, чтобы дольше остаться на вечеринке, где собрались все, при условии, что завтра тренировка не будет играть тебе на руку. Парням нравятся те, кто идет своим путем, ориентируется на собственные ценности и не поддается манипуляциям общества.

Это довольно сложный путь, требующий устойчивости и уверенности, поскольку всегда проще вести себя, как все, не особо раздумывая. Опасность в том, что так и парень не выделит тебя среди других, и ты будешь проживать не свою жизнь.

Основным интересом у тебя должна быть своя жизнь – не навязывайся парню, пусть он первый проявляет инициативу, которую важно поощрять и показывать, что тебе приятно. Но самой бегать за ним не стоит, к таким девушкам они быстро теряют интерес. Вполне допустимо проявить активность после нескольких его первых шагов, но его действий всегда должно быть больше. Не рассказывай все о себе, пусть остается немного загадочности и простора для его фантазии, если он знает твое расписание, мотивы встречи и отказа, каждую минуту, то интерес постепенно утихает и ему не хочется исследовать.

Быть собой и разной это вполне сочетаемые вещи – у тебя ведь разные занятия и настроения. Несмотря на то, что всем приятно, когда их хвалят и им рады, парням не интересно, когда девушка постоянно сладко-елейная. Ты можешь откровенно злиться, грустить, радоваться, впадать в , ажиотаж и – чем больший спектр ты позволишь себе проявить, тем больше интриги и интереса вызовешь у парня.

Как понравиться мальчику по переписке

Общение с мальчиками во многом ограничивается местами знакомства, обычно это школа, секции и общие компании, чаще всего дворовые. Не всегда удобно общаться напрямую, да и бывает, что не все из реальных знакомых нравятся. Соцсети, онлайн-форумы и прочие интернет-просторы открывает массу возможностей для свободного приятного общения и важно знать несколько основных правил, чтобы понравиться мальчику в переписке.

Если тебе кто-то симпатичен в сети, то нужно делать первый шаг. Лучше всего начинать общение с вопроса, который должен провоцировать дальнейшее совместное обсуждение, а может даже и действия. Он должен быть по делу, писать «привет, как дела?» просто недопустимо, на это практически невозможно что-то ответить, чтобы завязалось общение. Для начала изучи страницу парня, чтобы ориентироваться в том, с чем ты можешь обратиться. Он ходит в походы – тебе нужно посоветовать хорошего гида, у него много фото – попроси разрешения использовать их для иллюстрации своей презентации и так далее.

В начале переписки старайся избрать долгих пауз – это первые два часа после знакомства. Потом правила меняются, у всех помимо монитора есть реальная жизнь, которая вносит свои коррективы в виртуальное общение, поэтому дальше тебе могут не ответить, потому что объективно заняты. Впервые периоды общения часто могут возникать промежутки между фразами, когда первая тема исчерпана, а вторая не начата. Паузы могут возникать, потому что еще не понятно о чем можно говорить с собеседником, важно подкидывать новые темы для разговора, иначе все так и останется.

При общении старайся быть открытой, естественно не нужно сразу посвящать незнакомства во все личные тайны и давать код от банковской карты, но рассказывать о себе какие-то факты, расширенно отвечать на вопросы, чтобы продлить беседу нужно. Также задавай ему вопросы, ориентируйся в этом на собеседника. Если он немногословен, то или не хочет говорить на данную тему или она не интересна, выбирай что-то другое, это же не допрос, общение должно быть легким.

Важный момент, как понравиться мальчику по переписке – грамотность и отсутствие нецензурных слов. Даже если ты собираешься преображать слова в неправильную форму, чтобы добавить юмора, то лучше это делать потом, а вначале стоит все писать правильно, чтобы потом собеседник понимал, что ты шутишь. Вежливость, соблюдение правил этикета также важно, как и при личном общении. Хвастовство, попытки показаться умнее, чем он, или круче чем ты есть не вызывают приятных эмоций у собеседника.

Хорошо добавить в немного реальности. Ты можешь рассказывать, как сейчас ждешь автобус, делаешь сок или что ты ела сегодня на завтрак. Можешь делиться впечатлениями от красивого заката или смешного щенка. Особенно классно, если подобные мелочи, произошедшие за день, ты будешь сопровождать фотографиями, это помогает человеку вовлекаться в твою жизнь.

И помни, если какое-то твое сообщение, даже с самым важным вопросом вдруг осталось без ответа – это не значит, что общение окончено и ты больше не интересна. Возможно, парня отвлекли, он не заметил сообщение и обдумывает ответ. Не торопи, наберись такта и терпения – пусть он сам возобновит общение, когда будет готов.

Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

Увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

В подростковом возрасте начинается половое развитие . Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, – как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.



На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя.

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе. Деятельность гормонов обусловливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время, когда наблюдается акселерация физического развития и полового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11 лет, мальчики – 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки – специфические моменты физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого.

Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек – по женскому, что сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.

Перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половой желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ. Умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна.

В подростковом возрасте утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый только еще устанавливается. Эта перестройка сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, возбужденности, двигательной активности, периодической апатии, вялости. Появление таких состояний нередко наблюдается у девочек незадолго до начала или во время менструального цикла.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяется как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и фильмы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений, эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5 классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдается в 4 классе, в 9 раз чаще наблюдается бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза увеличилось число немотивируемых поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подростку посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подростку свойственно бурное проявление своих чувств. Если он чувствует малейшую несправедливость к себе, он способен «взорваться», хотя потом может сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущении. Он горячо реагирует на все. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростка, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженных обид, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно важных чувств.

Подросток более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младшие школьники связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом. У подростков существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.