Как определяется начало Рамадана? Ураза-Байрам - праздник разговенья (окончание мусульманского поста) Классические школы фикха о способе определения начала Рамадана.

Каждый год с приближением месяца Рамадан сторонники визуального наблюдения и астрономических вычислений поднимают дискуссию о том, какого числа начинается Рамадан. Какие же доводы приводят стороны для аргументации своей правоты?

В Коране говорится:

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран, 2:185).

Исторические факты свидетельствуют о том, что в далеком прошлом мусульмане часто начинали и завершали пост в разные дни. Передвигались и даты празднования двух великих праздников: Ид аль Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

В современном мире в условиях наличия всевозможных средств коммуникации человечество получило возможность прийти к общему мнению о том, какого числа начинается Рамадан, однако этого не происходит. Ни спутниковое телевидение, ни интернет, ни телефонная связь не смогут объединить государства, разделенные политическими границами и границами религиозных течений и мазхабов.

Когда начинается Рамадан? Новолуние – начало отсчета нового месяца

Согласно мусульманскому календарю, новый месяц начинается с новолуния.С началом нового месяца связаны многие нормы шариата. В своей работе «Цели шариата» шейх Юсуф аль Кардави предлагает полагаться на визуальное наблюдение луны как способ установления начала месяца. Там же он цитирует достоверный хадис:

«...Не начинайте поститься, пока не увидите его (молодой месяц), если же будет облачно, то доведите счет (дополните количество дней шаабана) до тридцати» (Аль Бухари, Муслим). В другой версии хадиса сказано: «...А если небо будет скрыто от вас за облаками, то завершите тридцать дней (шаабана)» (Аль Бухари, Муслим).

На арабском языке молодая луна – «хиляль». Толкование слова – «луна отражает свет, она не темная, она «светит» ». Свечение делает ее видимой для человека. Новый мусульманский месяц не может быть начат без наблюдения новой луны. Следовательно, начало месяца Рамадан должно основываться на непосредственном наблюдении за небом и на ожидании появления новой луны.

Ученые о новолунии

Новолуние – это первое появление луны на небе в виде узкого серпа после астрономического новолуния. А поскольку меняется географическая широта места наблюдения луны и расположение луны на орбите, изменяется и промежуток времени между астрономическим новолунием и неоменией – первым появлением узкого серпа луны.

Объясняя это явление, добавим еще, что в новолуние мы видим освещенную солнцем часть луны, – ту часть, которая постепенно увеличивается до полнолуния, а затем снова уменьшается.

В отношении явления новолуния мусульманам необходимо понимать, можно ли использовать астрономические вычисления для определения начала лунного месяца, поскольку задача – когда начинается Рамадан – определяет даты Уразы и праздников.

Классические школы фикха о способе определения начала Рамадана

Официальная теологическая позиция ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов – астрономические вычисления являются недостоверным способом определения начала месяца. Время начала Рамадана должно быть подтверждено двумя способами: реальным наблюдением и видением или отсчетом до 30 дней.

Слова «фа манн шахида минкумуаш-шахра » («тот из вас, кого застанет этот месяц» или «кто из вас в этот месяц находится дома») большинство ученых толкуют как требование буквально видеть молодой месяц.

Это толкование подтверждается предписаниями Пророка (мир ему и благословение):

«Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан» (Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также сказал:

«Поститесь при её (луны) появлении, и прекращайте пост при её (луны) появлении. Если небо покроется, то дополните количество дней» (месяца ша’бан до 30 дней) (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул священный месяц Рамадан и сказал:

«Не поститесь, пока не увидите её (луну) и не прекращайте пост, пока не увидите её (луну). А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Ша"бан)» (Бухари, Ахмад).

Известный шафиитский правовед Шихаб Ад-Дин ибн Ахмад Ар-Рамли считал, что Пророк (мир ему и благословение) не полагался на вычисления и полностью отвергал их, говоря, что: «Поистине, мы – народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким » – (имеется в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда – из тридцати дней) (Бухари). Действительно, простым людям, не живущим в больших городах, сложно было бы заниматься подсчетами. Лишь немногие могли разбираться в таких вопросах.

Еще одной причиной отказа древних ученых заниматься вычислениями начала и окончания месяца Рамадан являлась связь астрологии (наблюдения за звездами) с магией, которая запрещена Пророком (мир ему и благословение).

Аль-Хафиз ибн Хаджар (имам, автор 150-ти трудов почти по всем исламским наукам) строго запрещает использовать вычисления, ссылаясь на высказывания Пророка, предостерегавшего мусульман от занятий астрологией: «Тот, кто изучает астрологию, изучает часть колдовства, чем ее больше, тем больше колдовства » (Абу Дауд). Так, мусульманин, который воспротивился этим заповедям Посланника Аллаха, и начал поститься на основании одних только вычислений, должен был возместить дни поста.

Пророк (мир ему и благословение) хотел, чтобы люди начинали месяц Рамадан, будучи уверенными, что молодая луна уже появилась на небе, и заканчивали при том же условии. Реальное видение новой луны было для них единственным способом обрести полную уверенность в том, когда начинается месяц Рамадан.

Многие правоведы признают, что видение само по себе – это не единственное условие наступления месяца Рамадана

Знаменитый классический ученый ханафитского мазхаба Са’ад аль-Дин Мас’уд бин Умар аль-Тафтазани утверждал, что все мусульманские ученые едины в том, видение молодой луны – это только одно из средств, но не цель.

«Смысл коранического аята «тот из вас, кто станет свидетелем этого месяца» означает «застанет этот месяц». Свидетельство месяца – это только средство. То же самое следует из слов Пророка «поститесь, когда увидите молодой месяц ». Все мусульманские ученые согласны с тем, что реальное видение – это не показатель, показатель – это то, что это видение доказывает, то есть наступление (нового) месяца».

Современный юрист мусульманского права доктор Мустафа аль-Зарка уверен: «Установленный факт, что видение молодой Луны само по себе не является актом исламского поклонения. Это только одно из средств узнать время. Это был единственный способ, доступный народу, не умеющему ни писать, ни считать. Его неграмотность была единственной причиной того, что он полагался на невооруженный глаз. Именно это утверждается в тексте хадиса, который является источником данного постановления».

Пророк (мир ему и благословение) предписал реальное видение невооруженным глазом, так как такой способ был доступен мусульманам того времени для знания того, какого числа наступает священный месяц Рамадан и когда он заканчивается. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал и на причину этой необходимости – неграмотность уммы в те времена. Мусульмане времен Пророка (мир ему и благословение) приняли самый простой метод. В настоящее время принят другой метод определения времени наступления месяца Рамадан, и правоведы считают его допустимым.

В Коране написано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран, 2:187).

В современных условиях жизни, когда технический прогресс сопровождает нас повсюду, довольно сложно буквально следовать этим словам. Вместо таких ориентиров мы пользуемся часами. Время намазов зухр и аср мусульманская умма вычисляла при помощи тени палки. Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал следить за тенью для определения времени молитв. Сейчас время молитв нам подсказывают астрономические часы. Многие задачи в современном мире выполняются с помощью астрономических вычислений, да и сама наука астрономия стала другой, избавившись от порицаемых предсказаний и магии. Можно лишь порадоваться тому, что дух исламского закона гибок в тех вопросах, которые можно легче решить, используя достижения технического прогресса.

Например, представитель современного направления мусульманской правовой школы Зиан аль-Дин бин Ибрагим ибн Нуджаим утверждает: «Ибн аль-Шихна говорит, что маг и астролог, упомянутый в хадисе, это тот, кто говорит о духах и утверждает, что знает будущее. Словам этого человека верить нельзя и соглашаться с ними означает неверие. Но вычисление фаз луны не имеет к этому никакого отношения. Оно основано на точных расчетах, а не гадании или вещах, связанных с духовными сущностями. Разве вы не видите, что Аллах, хвала Ему, говорит в Коране: “Он – тот, кто даровал солнцу сияние, а луне – свет и установил для нее периоды, чтобы вы могли определять счет годов и счисление [времени]” ».

Рамадан в 2016 году

В этом году Ураза начнется 6 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях России начнут читать 5 июня. Последний день поста выпадает на 4 июля. А Ураза-байрам приходится на 5 июля, праздничная молитва в этот день пройдет в 7 часов утра. Даты стали известны на заседании Совета улемов ДУМ РТ, посвященном предстоящему месяцу Рамадан.

По материалам islam.com.ua

    Сущ., кол во синонимов: 1 праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ид аль Фитр араб. عيد الفطر‎‎ … Википедия

    Ид аль Фитр араб. عيد الفطر‎‎ Молитва мусульман в крымской мечети Тип Исламский иначе Ураза Байрам также Праздник Разговения … Википедия

    М. Один из самых больших мусульманских праздников, праздник разговения, завершения поста в месяц Рамадан, когда верующие подводят итоги прошедшего, совершают праздничный намаз, а после молитвы собирают гостей, дарят подарки, поминают усопших.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    УРАЗА-БАЙРАМ - (тур. ураза пост, байрам праздник) мусульм. праздник по случаю окончания месячного поста уразы. Отмечается 1 го шавваля (10 го месяца мусульм. лунного календаря) и в последующие дни. По случаю У. б. в мечетях организуются богослужения, читаются… … Атеистический словарь

    Ураза-байрам - (2 м), Р. Ураза/ байра/ма (праздник) … Орфографический словарь русского языка

    - (тюрк.) праздник окончания уразы. У мусульман арабов ид аль фитр (праздник разговения), у турок кючук байрам (малый праздник). Начинается вечером 30 го рамазана, когда по мусульм. календарю (хиджре) наступает 1 е число следующего месяца шавваля.… … Советская историческая энциклопедия

    Ураза-байрам - (тюрк.), ид аль фитр (араб.) праздник разговенья в честь завершения поста в месяц рамадан, один из двух главных исламских праздников (второй Курбан байрам). Начинается 1 го числа месяца шавваль (десятого месяца мусульманского лунного… … Религии народов современной России

Поздравляем всех мусульман с великим Праздников Разговения Ураза-Байрам Ид аль-Фитр!

На протяжении целого месяца мусульмане искренно соблюдали пост: от рассвета до заката солнца не кушали и пили, воздерживались от супружеских обязанностей; сквернословий и пагубностей. По ночам совершали дополнительные молитвы таравих, читали священный Коран, проповедовали нравственность и культуру, особенно отмечали ночь ночей - лейлят-уль-кадр - Ночь Предопределения. Благословенный месяц рамадан завершается Праздником разговения Ураза-байрам - Ид-уль-Фитр. Во всех мечетях области в утренние часы 9 сентября 2010 года мусульмане совершили праздничное богослужение. Особо радует то, что в области появилась ещё одна мусульманская община.

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух! Хвала Аллаху! Мы воздаём Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и молим Его о том, чтобы он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем к защите Аллаха от всякого зла дурных дел. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллах, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, да благословит Аллах и да приветствует его самого, его семейство и его сподвижников.

Дорогие братья и сестры!

От имени Совета муфтиев России, Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Европейской части России сердечно поздравляю Вас с праздником окончания поста Священного месяца Рамадан и наступления праздника Ид аль-Фитр Ураза Байрам, который приходится на 1 шавваля 1431 г.х. \ 9 сентября 2010 года.

В течение целого месяца все верующие, в светлое время суток воздерживались от приёма пиши, воды, но самое главное, от всего порочного и греховного искренне желая достичь милости Всевышнего, соблюдали пост-уразу. Понимая значение Рамадана, ответственно относились к духовному содержанию поста- по мере сил поклонялись Всевышнему, выполняли Его веления, обращались к Нему с покаянием за допущенные прегрешения, совершали молитву таравих, возносили мольбы, читали и осмысливали Священный Коране, воспитывали в себе доброту и сострадание, старались оказывать милосердие и помощь нуждающимся, укрепляли узы братства.

Закончился Священный месяц Рамадан, но те благие дела, которые мы делали на протяжении всего месяца, не должны прекращаться на протяжении всей нашей жизни.

Молю Аллаха Всевышнего принять наш Пост, ночные таравих намазы, все благочестивые дела, простить предыдущие ошибки и грехи, вознаградить Своей великой милостью- защитой от Ада и благостями Рая.

Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин

Председатель Совета муфтиев России,
Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.

(арабск. Ид аль-фитр) - праздник разговенья, знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения (Курбан-байрам).

Праздник приходится на начало следующего за рамаданом месяца , т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря), и длится 3 дня. В 2010 г. первый день праздника приходится на 9 сентября.

Ураза-Байрам - один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

За четыре дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести себя в порядок. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется "чтобы в доме был запах пищи".

Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству.

Перед праздником необходимо простить друг другу обиды , постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив у них прощения.

В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями, быть приветливым со всеми. В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: "Да ниспошлет Аллах милость Свою и вам, и нам!", "Да примет Аллах наши и ваши молитвы!". Желательно в день праздника до прочтения праздничной молитвы поесть немного фиников или чего-нибудь сладкого.

В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети или на специальных площадках - намазгах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о "действительности" прохождения поста, дается наставление соблюдать его в будущем. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Садакат-уль-Фитр. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: "Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни". Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы - взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества.

В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. И все это время звучит музыка, люди смеются, поют и танцуют до глубокой ночи.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников