Весна. Конспект логопедического занятия

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 (СПб ГБСУ СО «ДДИ № 4»)

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________________

___________________________

«____»_________________20__г.

Конспект

открытого логопедического занятия

по теме: «Весна»

Провела: Белозерова Е.В.

Павловск 2012 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Весна» (Обобщающее занятие).

Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:

1.Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна».

2.Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.

3.Продолжать работать над словообразованием с помощью приставок и суффиксов.

4.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

5.Закрепить название весенних месяцев.

6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

2.Развивать слуховое и зрительное восприятие.

3.Развивать память, мышление, творческое воображение.

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать эмоциональный отклик на изображение на картине.

2.Воспитывать самостоятельность, инициативность.

3.Воспитывать умение слушать внимательно педагога.

4.Воспитывать коммуникативные навыки.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: предметные картинки с признаками весны, прищепки, разрезная сюжетная картинка, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручья, капель), скворечник, скворец, фланелеграф.
Предварительная работа: раскрашивание картин с изображением весны, знакомство с приметами весны и типичными весенними явлениями в природе (капель, проталины), дидактическая игра «Времена года», экскурсия на участок, по территории д/д.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Инна, гости! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнись мне и гостям! (аудиозапись «Звуки весны»).
2.Основная часть.

Логопед: Инна, послушай стихотворение.
Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима

К нам опять пришла … (весна).

Ответ ребенка.
Объявление темы занятия.
Логопед: Вот и к нам пришла весна. Как ты уже догадалась, сегодня мы будем говорить о весне.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Но сначала давай вспомним сказку « О весенних приключениях Язычка».

«Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке (покажи, как он это делал). Упражнение «Лопаточка».

А весенним солнечным деньком Язычок просыпался, мыл круглое окошко-губы. Упражнение «Вкусное варенье».

После этого Язычок выглядывал из окошка и прятался, уж очень ярко светило весеннее солнышко. Упражнение «Змейка».

Язычок надевал солнечные очки, смело смотрел вверх на солнышко, вниз - на землю. Упражнение «Качели».

Мимо пробегала лошадка, и язычок цокал вместе с ней. Упражнение «Лошадка».

После этого Язычок играл с любимой игрушкой-мельницей, показывал, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот). Упражнение «Мельница».
Развитие диалогической речи.
Логопед: Давай вспомним весенние месяцы.

Ребенок: Первый месяц-март.

Второй-апрель.

Третий-май.

Логопед: А теперь назовем приметы весны. Возьми картинку, назови, что на ней изображено (примета весны) и прикрепи к фланелеграфу. (Предлагаются картинки с приметами весны).


  • Из теплых стран возвращаются перелетные птицы;

  • Распускаются первые цветы;

  • Бегут быстрые ручьи;

  • По ручейкам дети пускают кораблики;

  • На реке начинается ледоход;

  • Слышна звонкая капель;

  • Появляются темные проталины

Подбор антонимов к заданным словам.
Логопед: Как много ты знаешь о весне, а зиму с весной не перепутаешь?

Я буду начинать предложение, а ты заканчивай.


  • Зима ушла, а весна… (пришла).

  • Зима холодная, а весна…(теплая).

  • Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).

  • Зимой небо пасмурное, а весной…(ясное).

  • Зимой солнце стоит низко, а весной…(высоко).

  • Зимой воздух холодный, а весной…(теплый).

  • Зимой день короткий, а весной…(длинный).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: А теперь давай назовем ласково слова, связанные с весной.


  • Солнце? (солнышко)

  • Ручей? (ручеек)

  • Снег? (снежок)

  • Ветер? (ветерок)

  • Лист? (листик)

  • Цветок? (цветочек)

  • Дерево? (деревце)
Логопед: Молодец! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Развитие общей моторики.
Физминутка «Заботливое солнышко».

Логопед: А теперь отдохнем. Повторяй движения за мной.
Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (ребенок скрещивает руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачивает руки вверху).

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки (ритмично потирают щеки).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки (ритмично постукивает пальцем по носу).

Золотят веснушки деток,

Очень нравится им это!
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Чего не хватает у нашего солнышка?(Лучиков). Солнышко рассыпало свои лучики. Давай поможем им вернуться к солнышку. (Прикрепление прищепок).
Развитие слухового восприятия.
Логопед: Послушай звуки весны (аудиозапись: пение птиц, журчание ручья, капель).

Логопед:Что ты слышала (ответ ребенка). Замечательно!
Логопед: Отгадай загадку:

Это кто пожил за морем,

А теперь летит над полем

В деревянный свой дворец,

Это черненький… (скворец).
Логопед: И к нам прилетел в гости скворец. Послушай, как поет скворец (предлагается аудиозапись «Пение скворца»).

Скажи, как называется домик скворца? (скворечник).

Логопед: Молодец! Посмотри, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой-птичкой. Ребенок комментирует действия логопеда.
Употребление предложно-падежных конструкций.


  • Скворец вылетел из скворечника;

  • Скворец облетел вокруг скворечника;

  • Скворец взлетел на крышу скворечника;

  • Скворец слетел с крыши скворечника и улетел.

Логопед: Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а тебе я предлагаю превратиться в художницу. Я тебе раздам фрагменты картины, а ты должна их сложить вместе (разрезная картинка).
Логопед: Молодец! Посмотри, какая получилась картинка. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое.
Подведение итогов занятия (оценка работы ребенка).
Логопед: На этом наше занятие закончилось. Давай вспомним, о чем мы говорили на занятии (ответ ребенка). Спасибо. Ты замечательно занималась.

Ольга Федяева
Конспект логопедического занятия по теме: «Весна наступила».

Вид занятия: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: подгрупповое (фронтальное)

Тема занятия: «Весна наступила». Обучение составлению описательного рассказа.

Цель занятия: составить описательный рассказ о весне с опорой на картинки; связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи.

Задачи:

-(обучающая) закрепить и уточнить знания детей о признаках весны; активизация слов признаков; учить детей пересказывать тексты, состоящие из простых и сложных распространенных предложений, с опорой на картинки; научить составлению предложений, которые состоят из 4 и более слов с однородными определениями;

- (развивающая) развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью;

- (воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушать педагога и товарищей;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простых и сложных фраз.

Речевой материал: ранняя, проталина, подснежник, пробуждается, набухают, жарче, грачи.

Оборудование: картинный план «Времена года», набор сюжетных картинок «Времена года», мячик.

I.Орг. момент

Ребята, приготовимся к занятию.

Пусть сядет тот, кто повторит цепочку слов: греет, светит, припекает; тает, бегут, плывут; скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается; прилетает, вьет, поет.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

1,2,3,4,5-будем заниматься,

1,2,3,4,5-будем мы стараться.

II Основная часть

1. Сообщение темы.

Ребята, скажите, какое время года изображено на картинках? Как вы узнали, что это зима? Осень? Лето? Весна?

Теперь послушайте стихотворение:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой-улей-пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки-

В них дремлют клейкие листочки.

Когда это бывает?

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Мы сегодня на занятии будем говорить о весне.

Назовите весенние месяцы, и найдите их на картинках. Что происходит со снегом весной? Что происходит с почками? Какие птицы прилетают из теплых стран? Назовите первый весенний цветок?

2. Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слова, и кидать вам мячик, а вы ловите мяч, называйте эти слова ласково.

Например: снег-снежок.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, солнышко. Давайте придумаем предложение со словом солнышко.

Хорошо. Солнышко светит. Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Ребята, что-то очень скучное предложение у нас получилось, давайте добавим еще одно слово. Солнце, какое?

А какое еще бывает солнышко?

Молодцы, скажите, а где светит солнышко?

Запишите схему этого предложения в тетрадь.

Динамическая пауза:

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

3. Составление рассказа по картинкам.

Ребята, давайте посмотрим на картинки, и составим предложения.

Картинка с изображением солнца, облака и неба.

Картинка с изображением сосульки, снега.

Картинка с изображением ручья.

Картинка с изображением дерева и птиц.

Картинка с изображением проталин и травки.

Картинка с изображением травы.

Картинка с изображением подснежника.

Ребята, как вы думаете, люди рады весне?

Динамическая пауза:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля-раз, капля-два,

Капля медленно сперва,

А потом, все бегом, бегом, бегом.

4. Дидактическая игра «Нелепицы».

Ребята, посмотрите внимательно на картинку, и скажите, что перепутал художник? Чего не бывает весной?

«Продолжи предложение».

Зимой ночь длинная, а весной…

Зимой погода холодная, а весной…

Зимой ветер холодный, а весной…

Зимой птиц мало, а весной…

Зимующие птицы – это сороки, воробьи, а перелетные – это…

Зимой природа спит, а весной…

5. Пересказ по опорным картинкам.

Ребята, давайте повторим рассказ с опорой на картинки. Саша, расскажи рассказ.

Остальные ребята слушайте внимательно!

III Заключительная часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что происходит весной?

Ребята, сегодня все работали хорошо. Молодцы! Занятие окончено.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
  • Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушка "Солнечный зайчик"; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Ход занятия

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".

Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Л. Солнце, какое?

- Д . весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый.

Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце - свети, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

Л. Как ласково можно назвать

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Просыпаются медведи.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Л. "Заботливое солнышко"

Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

"Строители"

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький скворец!

Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Д. Скворечник

Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

Скворец вылетел из скворечника

Скворец облетел вокруг скворечника

Скворец взлетел на крышу скворечника

Скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

Конспект фронтального занятия

Тема: «Весна идёт»

Цель: продолжать формировать связную речь.

Основные задачи занятия.

Коррекционно-образовательные:

Обобщение представлений о весне и типичных весенних проявлениях в природе;

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «весна» (весна, ледоход, капель, проталины, первоцветы, подснежник, почка, сосулька);

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней;

Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными;

Совершенствование навыка звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные:

В оспитание эмоционального отклика на изображенное на картине;

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование занятия (мячик, сюжетные картинки, цветные карандаши)

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла в ваш детский сад, и на столе нашла необычный конверт с письмом . А от кого письмо вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой стал постели,

Всех солнышко тепло ласкает,-

Кто это время года знает? (Весна)

Это письмо прислала нам Весна. А что же внутри, давайте посмотрим. А там интересные задания. Итак, начнем выполнять весенние задания.

2. Основная часть

Показ сюжетной картинки.

Кто помнит весенние месяцы?

Какой первый месяц весны?

А сейчас какой месяц?

Какие изменения происходят весной?

3. Дидактические игры.

1) Снег-какой? Серый, мягкий, мокрый

Лужа-какая?- грязная, глубокая, холодная …

Капля-какая?- прозрачная, маленькая….

Солнце-какое ?-лучистое, теплое, жаркое, весёлое, яркое…

Лист-какой? -зеленый, гладкий…

Облако-какое?- белое, пушистое, высокое

Ветер-какой? – тёплый, южный..

Небо-какое? – голубое, чистое, синее, бозоблачное ..

Погода-какая? – ясная, тёплая..

2) «Назови первый звук в слове» (кидаю мяч)

Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны произнести первый звук в нём и определить, какой он гласный или согласный. И поднять соответствующий карандаш. Давайте вспомним какие звуки мы обозначаем красным цветом?

А какие звуки синим?

КАПЕЛЬ, МАРТ, БАБОЧКА, СОЛНЦЕ, ОБЛАКО, ЛИСТЬЯ, СКВОРЕЦ, ПОДСНЕЖНИК, ОТТЕПЕЛЬ, ПОЧКИ, ЛУЖА, МАЙ, ЦВЕТЫ, РУЧЬИ, ОДУВАНЧИК, КОРАБЛИК, СКВОРЕЧНИК, НАСЕКОМЫЕ, АПРЕЛЬ, ТРАВА, АИСТ, ТЕПЛО, МЕДВЕДЬ, ДОЖДЬ, РАДУГА, ГРОМ.

3) Физминутка: "Весенняя"
"Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за мною повторяй!"
"Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи )
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками )
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями )
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

4) «Найди ошибку»

Я буду говорить вам предложения, а вы слушайте внимательно и найдите ошибку.

Вот и наступила весна.

Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки.

Начался листопад (капель)

День становится всё короче всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче).

Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Люди уже позаботились о грачах (скворцах) – сколотили скворечники.

Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.

Просыпаются от зимнего сна насекомые: бабушки (бабочки), пчёлы, мухи.

Вот-вот зацветут первые весенние цветы колокольчики (подснежники).

5) «Что перепутал художник?».

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

4. Итог занятия.

Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какая игра весны вам понравилась больше всего?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.

Тема : «К нам идёт Весна»

Цель :- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память,внимание,мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Оборудование:

Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч,игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения «Клён»

Ход занятия.

1.Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнышко», логопед обращает на неё внимание)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка,земля (наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне .(Слайд№1 « Весна»)

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением.Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.(Логопед передаёт игрушку солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники, Дети садятся на стульчики.

2.Основная часть.

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

2.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова,а вы хлопните в ладоши,если услышите слова,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать .(Слайд№2Ёжик в лесу) .

3.Су-джок-терапия « Сказка про ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький, поэтому всего боялся. Он то выглядовал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.

Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост . Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокатиь шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидемо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке ! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.

Логопед : Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Дети : Да!

Логопед : Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.

Закрывайте глазки, немного помечтайте.

С ветерком я подружусь, на полянке окажусь(. Слайд «весенняя поляна»№3)

4.Составление рассказа.

Логопед: Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Что вы на ней видете? Как называется это дерево? Правильно, клён .(Слайд№4) 5.Упражнение «Клён» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.А едва растает снег,

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Логопед: Ребята, послушайте загадки про весенние цветы

6.Отгадывание загадок.

Логопед: Весной листья распускаются на деревьях, раскрываются первоцветы,и я предлагаю сделать упражнения «Цветочек».

7.Дыхательное упражнение «Цветочек».

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.(Логопед раздаёт нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети раскрашивают их.)

3.Итог занятия: Оценка деятельности детей.