Трагедия Маргариты («Фауст» Гете). Укротительница тигров Маргарита Назарова: трагедия советской циркачки Фауст и Трагедия Маргариты

Но все ж любить какое счастье И счастье все ж любимым быть!

И. Гете

Образ Маргариты, ее трагическая гибель вызывает глубо­кое сочувствие читателей. Перед нами маленький средневе­ковый городок. Все друг друга знают. Девушка у колодца, пройдоха-патер, соседка Марта, брат Маргариты, мать - все провинциальные мелкие бюргеры. Медленно течет жизнь... И вдруг Маргарита, Гретхен влюбляется.

Трагедия Маргариты - это одновременно и трагедия Фа­уста. Но история несчастной девушки представляет и само­стоятельный интерес безотносительно к той роли, которую она играет в жизни Фауста. Гете говорит здесь о несчастной доле многих девушек, таких же беззащитных, как Гретхен. Основы­ваясь на типичности судьбы Маргариты, Гете выступает обли­чителем бюргерского, на первый взгляд благополучного жиз­ненного уклада.

Нет, люди из окружения Маргариты совсем не идилличес­кие существа. Почтенная вдовица, мать Гретхен, - очень набожна, она постоянно общается с патерами. Но эта сверх­набожность не мешает ей давать ссуды под заклад вещей. Брат Маргариты, Валентин, - вовсе не тот идеальный брат, каким он изображен в опере Гуно. Этот грубоватый ландскнехт привык хвастать перед товарищами в кабачке красотой и. безупречным поведением сестры. И вот, когда о ней начинает ходить дурная молва, он оскорблен в своем тщеславии. А каким тупым злорадством звучат в сцене «У колодца» слова Лизхен в адрес «согрешившей» подруги Бербельхен. Косная, бесчеловечная, тупая мораль всех этих патеров, Валентинов и лизхен обрекает несчастную, брошенную своим любовником девушку на публичное позорище.

Гете обличает лицемерную, жестокую мораль бюргерского круга, горячо протестует против бесчеловечного законода­тельства, обрекающего на казнь «детоубийцу». Тема гибели Маргариты взята автором из реальной действительности.

С этим патриархальным миром связана и сама Маргарита. Она разделяет многие воззрения этой среды, она не знает другой жизни, других нравственных законов. И все же автор какими-то тонкими, еле заметными штрихами отделяет ее от окружающих. Тихая и скромная, вечно поглощенная заботами о матери, маленькой сестрице, своими обязанностями по дому, Маргарита как-то не успевает подумать о себе. Пленни­ца узкой жизни, она остается чистой, незатронутой мелочными и пошлыми эгоистическими претензиями окружающих ее лю­дей. Ее красота - предмет неумного тщеславия Валентина - не вызывает у самой Маргариты никакого самомнения. С каким достоинством она отвергает комплименты «знатного незнакомца», вздумавшего ухаживать за ней:

Прекрасной барышни здесь нет!

Домой одна дойти сумею.

Ей долго не верится, что ее «бедный разговор» может показаться интересным собеседнику. Спору нет, разговор ее действительно беден, кругозор не широк, но Фауст, конечно, выражает не только свое, но и авторское отношение к Марга­рите, когда восклицает:

О, зачем невинность, простота

Не знает, как она бесценна и свята!

И с какой искренностью и непосредственностью обнаружи­вает Маргарита свое чувство, когда гадает на лепестках цветка: «Он любит - не любит», когда впервые целует Фауста и признается ему в любви: «Люблю тебя всем сердцем, милый мой!», а также в своих задушевных песнях-монологах. Марга­рита сохранила настоящие большие человеческие чувства в том мире бюргерской пошлости и корысти, с которым она так тесно связана своими навыками, впечатлениями, привычками. Она принадлежит к этому миру, и в то же время она совсем иная. Смелое и красивое, абсолютно бескорыстное чувство к возлюбленному возвышает Маргариту над всеми лицами ее круга.

Гете дал этот образ в духе народно-песенных идеалов, связь Маргариты с мещанской средой - явление более внеш­нее. Мы снова встречаемся здесь с идеалами женского образа Гете. Писатель считал ее своей любимой литературной геро­иней.

Судьба простой девушки, ставшей жертвой знатного со­блазнителя, - тема многих народных песен и баллад. Гете развивает эту тему с поразительной силой трагизма и психо­логического проникновения. В сцене в тюрьме обезумевшая от горя Гретхен то отталкивает от себя Фауста, то заклинает его спасти их ребенка, то поет тоскливую песню, то с ужасом вспоминает об ожидающей ее казни.

Фауст пытается спасти Маргариту, но поздно. Маргарита сломлена, опозорена, ее душа погибла. В финале сцены в ответ на возглас Мефистофеля «Она погибла!» - сверху раздается: «Спасена!»

Отважная дрессировщица прожила жизнь, которая больше похожа на остросюжетный фильм: судьба принялась испытывать будущую звезду практически с детства. И все-таки королева тигров всегда побеждала. Пока рядом с ней были те, кого она любила. У нее было все: слава, успех, деньги, любовь. И все это исчезло в один момент. Бесстрашная красавица укрощала свирепых тигров, но не смогла укротить судьбу.

В своем дневнике Маргарита Назарова писала: «В клетке мне не бывает страшно. Это, наверное, как на фронте: пугаться некогда, надо действовать. Смелость ли это? Не знаю. Мне ещё очень помогает и то, что на каждом представлении за моей спиной стоит Константин. В случае чего он мгновенно придёт мне на помощь. Может быть, ещё и поэтому мне не бывает страшно в клетке».

«Ребята, я — русская!»

Маргарита Назарова родилась в 1926 году в Царском Селе под Петербургом. Отец будущей звезды цирка работал лесником, поэтому Маргарита с детства привыкла к общению с животными. Однажды ей даже довелось воспитывать медвежонка, оставшегося без матери: Маргарита мечтала научить животное танцевать, но из этого, правда, ничего не вышло. Зато вырастить малыша ей удалось, и впоследствии медведь был передан в зоопарк. Но в этот момент будущая звезда и не думала связывать свою жизнь с цирком. Маргарита серьезно занималась танцами и мечтала о сцене. Ее мечта сбылась, но так, что лучше бы никогда не сбывалась.

Маргарите было 15, когда началась Великая отечественная война. Отец девушки ушел на фронт, сама она вместе с семьей эвакуировалась в Павловск. И там попала в плен к немецким захватчикам. К счастью, Маргарита неплохо знала немецкий, поэтому в Германии ее отправили служить в богатый дом. Позже дрессировщица вспоминала, что обращались с ней там хорошо. Когда девушка немного повзрослела, ей помогли устроиться танцовщицей в кабаре. Однажды перед выступлением в зал заведения ворвались солдаты и Назарова услышала: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелял бы их всех». Девушка крикнула: «Ребята, я — русская!» Так, летом 1945 года Маргарита вернулась домой.

«Что это вы животных бросили?»

Даже в тяжелые послевоенные годы Маргарите удалось не бросить любимое дело: девушка придумала акробатический танцевальный номер и устроилась в коллектив« Цирк на сцене». Вскоре она начала выходить на арену с животными — лошадьми и собаками. Но спустя 8 лет, кажется, устала от этой в целом спокойной работы и придумала новый номер: трюки на мотоцикле. И с успехом его исполняла — притом, что до этого вообще не умела водить.

Может быть, Маргарита Назарова стала бы великой мотогонщицей, а не дрессировщицей, если бы однажды ее коллега, Константин Константиновский, не спросил: «Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица». В этот момент жизнь Маргариты круто изменилась. Она встретила любимого мужчину, она нашла главное дело своей жизни, она стала звездой.


Кино

Константиновский категорически запрещал Маргарите приближаться к хищникам в его отсутствие, но отважная женщина постоянно нарушала запрет. Начинающая дрессировщица говорила: «Я их не боюсь, я им верю». Но, на самом деле, верить хищникам было легко по одной простой причине: Назарова никогда не оставалась с хищниками один на один, рядом с ней всегда был муж. До тех пор, пока Маргариту не пригласили в кино. В 1954 году на съемках картины« Укротительница тигров» Назарова заменяла Людмилу Касаткину, которая наотрез отказалась входить в клетку с тиграми. Впускать в эту клетку Маргариту тоже было слишком рискованно, и тогда группа дрессировщиков придумала следующее: и Константиновский, и его помощники начали обращаться с животными очень строго, а Назарова, напротив, постоянно была с ними ласкова. Этот метод сработал: на площадке тигры ластились к Маргарите, как котики. А вот дрессировщиков возненавидели. Один из тигров вскоре напал на Константиновского и серьезно его покалечил. Но главное было сделано: Маргарита почувствовала себя королевой тигров.

«Полосатый рейс»

Съемочная группа фильма« Укротительница тигров» не стала скрывать имя дублерши, и Назарова немедленно стала звездой всесоюзного масштаба. Однажды на выступление первой в СССР укротительницы тигров пришел посмотреть Хрущев. После выступления он сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Это стало сигналом к действию. Началась работа над картиной« Полосатый рейс». Режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм. Если останемся живы…» И в самом деле, так хищников в кино еще не снимали. Единственным человеком, который совершенно не волновался, была сама Назарова. Ее беспокоило только одно: удастся ли самой быть достаточно убедительной в кадре. Насчет тигров она не сомневалась. В том числе и потому, что на площадке с ней все время был ее любимец Пурш.


Дама с тигром в ресторане

От новорожденного Пурша отказалась мать, и дрессировщикам пришлось выкармливать его из бутылочки. В таких условиях тигры вырастают совершенно ручными, но Пурш был по‑настоящему уникальным. Назарова выводила его гулять на поводке, как собаку, купалась вместе с ним в реке и катала тигра в машине. Впоследствии все эти трюки были использованы в фильме. Но самое невероятное — то, что Назарова, по свидетельствам очевидцев, несколько раз брала с собой тигра … в ресторан. Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими, не проявляя никакой агрессии. Естественно, после подобных эпизодов Назарову стали считать не просто звездой, а буквально гением дрессировки, хотя всю основную работу продолжал выполнять ее муж.

Это было самое счастливое время в жизни артистки: всесоюзная слава, крепкая семья(у Назаровой и Константиновского родился сын Алексей), верный и преданный зверь рядом, гастроли и съемки. Кроме того, Назарова была избалована мужским вниманием: «Влюблялись ли в меня? Да, часто, — вспоминала Назарова. — В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так». Но, увы, счастье было недолгим.


Безумие на арене

Первым ушел Пурш. Любимец Маргариты заболел сахарным диабетом вскоре после съемок знаменитой картины и буквально сгорел за несколько месяцев. Назарова очень тяжело переживала смерть любимца, но продолжала работать. Но вскоре судьба нанесла ей самый страшный удар: она овдовела. По одной из версий, дрессировщик Константин Константиновский скончался после того, как тигрица нанесла ему удар лапой по голове: началось воспаление, и врачи не смогли остановить этот процесс. По другой версии, жизнь артиста унесла опухоль мозга. Так или иначе, но Маргарита Назарова осталась совсем одна. И не смогла это пережить.

Психическое здоровье — крайне хрупкая вещь. Работа дрессировщицы отнюдь не способствует его укреплению: это стресс и постоянные травмы. Не избежала этого и Маргарита Назарова. Однажды тигр прыгал над головой артистки, и в этот момент пошатнулась тумба. Когти хищника практически сняли с Маргариты скальп. Чтобы скрыть шрамы, артистке пришлось сменить прическу и надевать на выступления бант. И этот бант однажды не понравился тигру. Один взмах лапой — разрыв височной артерии. После этой травмы Маргарита долго лечилась и всю жизнь страдала головными болями. Стрессовые ситуации на арене тоже случались регулярно: однажды кто-то забыл закрыть вольер, и тигры вырвались на свободу. Они успели серьезно покалечить нескольких сотрудников цирка, и едва не ворвались в зрительный зал. И после этого Маргарита Назарова вышла на арену: успокоительный укол — и за работу. Дрессировщики — особенные люди, но все-таки люди: Маргарита Назарова была совершенно бесстрашной и отчаянной, но череда трагедий, вкупе с прошлыми травмами, повредили ее рассудок.

После смерти мужа Маргарита Назарова лечилась в психиатрической клинике и смогла вернуться к работе лишь полтора года спустя. При этом возле арены всегда дежурил врач-психиатр: звезда советского цирка могла в любой момент сорваться. Выступала она словно на автопилоте, а вне арены, по воспоминаниям коллег, вела себя очень странно.

Точку в карьере знаменитой дрессировщицы поставила еще одна смерть. Во время репетиции номера, в котором тигр и артистка раскачивались на качелях под куполом цирка, что-то сломалось в механизме качелей. Тигр запаниковал, спрыгнул с высоты и разбился. После этого случая Маргарита Назарова не входила в клетку с хищниками. «Полосатый рейс» прибыл на конечную станцию.

«У меня даже чайника нет»


После завершения карьеры Маргарита Назарова уехала в Нижний Новгород, где у нее была квартира, выданная ей цирком. Сын вырос, тоже стал дрессировщиком и уехал работать в Европу. Маргарита Петровна жила на нищенскую пенсию и буквально голодала. Специальным указом президента Ельцина ей была назначена повышенная пенсия, но гордая артистка отказалась от этой« подачки». Почти 20 лет Маргарита Назарова провела в стенах своей квартиры, практически никуда не выходя и никого к себе не пуская. Ее психическое здоровье расстроилось окончательно, и она могла не впустить в дом даже сына, который пытался построить свой гастрольный график так, чтобы навестить мать. Периодически к Назаровой приезжали журналисты, но и с ними Назарова общаться отказывалась. Лишь однажды сказала: «Я вас и чаем не смогу напоить, Интересно...
Хочу знать все, что происходит в жизни звезд.

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Трагедия Гёте «Фауст» – синтез просветительской эпохи.

Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей - восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви. Бурная эпоха рождала своих титанов - Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии.

Художественные вкусы эпохи были многообразны. Все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия».

Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.

В основе трагедии Гёте - народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой - бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе.

Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте - прежде всего ученый, подвергающий сомнению все - от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.



Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.

Трагедия Маргариты («Фауст» Гете).

Первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.



Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время.

Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место. Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель. Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен. Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий. Гибель Гретхен - трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины, прекрасней чем она, для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни

Центральные женские образы в трагедии Гёте -- это, безусловно, Гретхен и затем Елена. Обеих этих женщин доктор Фауст любил и стремился к ним. Их роль в трагедии трудно переоценить.

В первой части трагедии основной конфликт происходит между Мефистофелем и Гретхен: они борются за душу Фауста, которую Маргарита пытается вырвать из лап дьявола и вернуть к Богу.

Во второй части трагедии Фауст, фактически случайно увидев образ Елены, которая по сути больше, чем женщина: она -- воплощение мифической античной красоты, -- влюбляется и ищет способ вернуть ее к жизни. Елена точно так же, как и Маргарита, разгадывает Мефистофеля и чувствует, что он -- зло, он интуитивно не нравится ей.

Как мы видим, святая Женственность в облике Гретхен и Елены -- это сила, неподвластная злу, пытающаяся спасти Фауста и вернуть на путь истинный. Эту силу нельзя осквернить и опорочить, как бы ни старался Мефистофель: несмотря на то, что Гретхен лишается невинности и даже совершает убийство, она все равно чиста и попадает после смерти на небеса. Фауст стремится к этой силе, каким бы заблудшим и погрязшим во грехах он ни был, пусть и не понимает настоящей причины.

И Гретхен, и Елена (как позже и Бавкида, которая, хоть и стара, все-таки представляет собой женское начало) сразу чувствуют, кто такой в самом деле Мефистофель; они обладают даром духовидчества, первая -- за счет ее невинности и чистоты, вторая -- как воплощение красоты, женственного принципа.

Женственное вечно и существует в раю; в финале трагедии Фауст спасен и возносится на небеса, где его встречает Гретхен и сама mater gloriosa. Именно Гретхен молилась за него, а Богородица спасла его душу.

Здесь вполне можно провести параллель с Беатриче «Божественной комедии» Данте: Гретхен -- такая же святая покровительница доктора Фауста, какой была Беатриче для героя Данте.

Отчего же именно Вечно-Женственное играет такую роль в трагедии (и в жизни вообще)? Я думаю, это связано с тем, что женщина -- это мать. Мать защищает и оберегает своего ребенка, каким бы он ни был, какие бы проступки он ни совершил. В трагедии Гёте упоминает отца Фауста, но ничего не говорит о его матери: возможно, она умерла слишком рано, и тогда можно предположить, что именно из-за ее ранней смерти доктор Фауст сбился с жизненного пути, лишенный ее наставлений, но Богородица, мать Христа, все-таки не оставляет его до самого конца и спасает.

Маргарита и Елена

Еще в преданиях о чернокнижнике Фаусте Елене Прекрасной было отведено немаловажное место; в числе благ, приобретенных Фаустом взамен на его душу, было обладание самой красивой женщиной мира, женой спартанского царя, возрожденной при помощи колдовства. Маргарита (Гретхен), простая немецкая горожанка, представляет собой неполный образ Елены, который преподносит Фаусту обманчивый Мефистофель. Томас Манн писал о ней: «В Гретхен наполовину стерлись черты Елены; первоначально она была Еленой и чуточку осталась ею; однако, благодаря тому, что воспетая в легендах красавица превратилась в миловидную злосчастную дочку закладчицы, возник бесконечно более жизненный женский образ, чем тот, который получился бы, последуй молодой поэт за легендой о Фаусте, вместо того, чтобы создать свой собственный образ Цитата по Аниксту . Аникст А.А. «Фауст» Гёте. М, 1979.».

Гретхен -- соблазненная и покинутая героиня, первоначально невинная и богобоязненная, по вине Фауста погибшая и морально, и физически. Таким образом, роман Фауста и Гретхен завершается трагедией; хотя Фауст, если верить Гёте, искренне полюбил эту простую девушку, их любовь обречена, поскольку основывается на чувственной связи.

Важность Гретхен в трагедии заключается, вне всякого сомнения, в том, что она, попадая на небеса, молит Бога о Фаусте и в итоге предстает его защитницей, прощает ему все, несмотря ни на что. Именно Гретхен, не Елена встречает его в финале трагедии, когда Фауст уже умер и попадает на небо.

Истинную Елену Фауст встречает позже, когда находится при дворе императора и по прихоти последнего вызывает к жизни Елену и Париса. Чернокнижник отчаянно влюбляется в самую прекрасную женщину мира и требует от Мефистофеля, чтобы тот привел ее ему.

Даже для Мефистофеля подобная задумка непроста. Ведь Елена -- представительница античного языческого мира, и Мефистофель, дьявол Запада, не может легко проникнуть в языческий потусторонний мир, и ему приходится принять облик форкиады, женского демонического существа крайнего безобразия, чтобы удалось воскресить Елену. Тем не менее это получается, и долгое время Фауст сожительствует с Еленой в некоей призрачной реальности, соединяющей два мира: новоевропейский и античный, на территории условной Аркадии, где и рождается их дитя Эвфорион «как символ священного союза, в котором сливаются античный мир с его объективной красотой и романо-германский средневеково-новоевропейский мир с его этикой, музыкой, психологией, индивидуализмом А.Л. Доброхотов. Эвфорион, или стадии духовного роста в «Фаусте» Гёте. // Филология: научные исследования. -- 2011. -- № № 3. -- C. 22--28.».

Брак с Еленой точно так же, как и роман с Гретхен, нельзя назвать удачным: в итоге Эвфорион, перейдя запретную грань, уходит в Аид, -- погибнуть он, как виртуальный образ, извлеченный из потустороннего мира, не может, -- и вместе с ним уходит его мать, Елена.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст.

Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний. И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности.

Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:

О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим - не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными - огромная пропасть. Фауст - человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:

Кто из нас дерзнет

Ответить, не смутясь: «Я верю в Бога»?

А отповедь схоласта и попа

На этот счет так искренне глупа,

Что кажется насмешкою убогой.

Гретхен - прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю жизнь сопровождает ее мама - образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе.

Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, - праздник для любой девушки.

Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему неплохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.

В тот момент, когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.

Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.

Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент.

Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?

Хоть то же все на вид,

Мне нет с тобой удачи,

И холод твой страшит...

В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:

Спаси меня, Отец мой в вышине!

Вы, ангелы, вокруг меня, забытой,

Святой стеной мне станьте на защиту!

Ты, Генрих, страх внушаешь мне.

Осужденная людьми, она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.