Счет в пределах пяти. Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Организация: Организация: МДОУ Большенагаткинский ДСОВ «Ромашка» МО «Цильнинский район»

Населенный пункт: Ульяновская область, с. Большое Нагаткино

формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

  • закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество) ;
  • отрабатывать счет в пределах 5;
  • формировать умение находить известные геометрические фигуры;
  • формировать пространственные представления;
  • закреплять навыки измерения длины путем наложения;
  • развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Демонстрационные материалы:

  • геометрические фигуры;
  • 1 домик 5- этажный;
  • 5 домиков 1-этажных;
  • рисунок с изображением дома и двух дорожек;
  • медали;
  • шапки моряков;
  • морской транспорт: лодка, катер, корабль.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами сейчас отправимся в увлекательное морское путешествие. Выберите вид транспорта, на котором пойдем в море. (лодка, катер, корабль)

Что нам подойдет?

Почему так решили? (корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать;

лодка и корабль маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну) .

Конечно всем вместе лучше, тем более во время путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Вы готовы к отплытию?

Теперь вы юнги, а я ваш капитан.

2. Дидактическая. игра: «Когда это бывает».

Проверяю вашу готовность, не забыли ли вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно, дружбу.

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята.

Просыпаются ребята.

Когда это бывает? (утром)

А что утром делаете вы? (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем) .

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Когда это бывает? (днем)

Что вы делаете днем? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет.

Сказку он с собой ведет.

Кто такой «дрема»? (дремота, когда хочется спать) .

Когда это бывает? (вечером)

Что вы делаете вечером? (смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать) .

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

Когда это бывает? (ночью)

А что ночью делаете вы? (спим)

Моя команда в полном порядке, к отплытию готова. Выходим в открытое море.

3. Дидактическая. игра: «Рассели фигуры».

Всем внимание, справа по борту остров. А это его жители -геометрические фигуры. Назовите их.

Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету. (здравствуй, желтый треугольник) .

Ребята, фигуры построили себе дом, а расселиться в него не могут, не знают какой этаж у какой фигуры. Расселение жильцов должно отвечать определенным условиям.

Очень нужна ваша помощь.

Давайте посчитаем сколько этажей в новом доме. (первый, второй…)

Сколько?

Предлагаю расселить жильцов (1 этаж – треугольники,

2этаж- квадраты,3этаж-круги,4-этаж-прямоугольники).

Расселяйте.

Молодцы! Геометрические фигуры вам благодарны.

4. Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат. (взмахи руками)

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю, (движение руками перед собой)

И резвимся на просторе.

Веселей загребай, (круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

5.Дидактическая игра «Измерь дорожку».

Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли далеко, а так хочется побыстрее попасть домой. Что предлагаете сделать? (возвращаться коротким путем) .

Правильно. Вот два пути. Они изображены на рисунке от острова до детского сада.

Каким цветом обозначена дорога? (красным и синим).

Как узнать какой путь короче? Приложить. Найдите среди своих полосок равную по длине красной полоске.

Найдите среди своих полосок равную по длине синей полоске.

Какой путь возвращения домой выбираете? Почему? Потому, что он короче.

6. Итог занятия.

Молодцы!

Хлопнем в ладоши три раза, считая хлопки.

Хлопнем по коленочкам пять раз, считая.

Вот мы и оказались в детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Куда бы хотели отправиться в следующий раз?

Ребята, я хочу наградить вас медалями за то, что вы были храбрыми, смелыми, отважными. Помогли жителям острова заселиться в свои дома.

Конспект занятия в средней группе «Счет в пределах 5»

Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко - близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала: домик, качели, песочница; 3 матрешки разной величины, музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка.

Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка) .

Ход занятия:

Игровая ситуация «Играем с матрешками».

(Воспитатель показывает детям матрешек) .

Воспитатель: Ребята посчитайте сколько матрешек?

Дети: Три матрешки.

Воспитатель: Чем отличаются матрешки?

Дети: Величиной.

Воспитатель: Теперь расставьте матрешек по величине.

(Дети расставляют матрешек) .

Расскажите, почему вы так решили?

Дети: Потому что одна матрешка большая, вторая поменьше, третья самая маленькая.

(Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет матрешек местами) .

Воспитатель: Дети откройте глаза и посмотрите, что-нибудь изменилось?

Дети: Да, матрешек поменяли местами.

Воспитатель: Правильно, молодцы, а теперь расположите их в порядке возрастания.

(Дети располагают матрешек от маленькой до самой большой) .

(Воспитатель хвалит детей) .

Игровое упражнение «Матрешки гуляют».

Воспитатель: Ребята посмотрите на постройки, скажите, как они называются?

Дети: Домик, качели, песочница.

Воспитатель: Ребята расставьте матрешек определенным образом, их нужно расположить, далеко и близко от построек.

(Дети располагают матрешек) .

Как вы расположили матрешек?

Дети: Далеко,

Игровое упражнение «Угадай, что изменилось».

Воспитатель: Ребята запомните расположение матрешек и закройте глаза.

(Этим временем воспитатель меняет расположение матрешек) .

Откройте глазки и определите, что изменилось.

(Дети отвечают при этом используют слова далеко, близко) .

Молодцы ребята!

Игровое упражнение «Матрешки слушают музыку».

Воспитатель: Дети давайте вместе с матрешками послушаем музыку и посчитаем звуки.

(Воспитатель три раза ударяет ложками) .

Сколько звуков вы услышали?

Дети: Три звука.

Воспитатель: Почему вы услышали столько звуков?

Дети: Потому что мы услышали три удара ложками.

Дети: Три.

(Воспитатель ударяет четыре раза в барабан) .

Дети: Четыре.

Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали.

(Дети отсчитывают кружки) .

Сколько кружков вы отсчитали?

Дети: Четыре кружка.

Дети: Потому что мы услышали четыре удара об барабан.

(Воспитатель дует в дудочку пять раз) .

Воспитатель: Сколько звуков вы услышали?

Дети: Пять звуков.

Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали.

(Дети отсчитывают кружки) .

Сколько кружков вы отсчитали.

Дети: Пять кружков.

Воспитатель: Почему вы отсчитали столько кружков?

Дети: Потому что мы услышали пять звуков в дудочку.

Воспитатель: Молодцы ребята, на этом наше занятие окончено.

Конспект занятия по математике "Веселые зайчата". Средний дошкольный возраст

Цель – формирование у детей навыков счета в пределах 5.
Задачи:
- упражнять в счёте в пределах 5;
- развивать умение строить геометрические фигуры из счетных палочек (квадрат, треугольник, прямоугольник);
- воспитывать у детей умение слушать и слышать вопрос;
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме зима(стихи, загадки, рассказы), рассматривание иллюстраций, работа со счетными палочками, знакомство с составом числа 5.
Материалы : презентация; музыкальное сопровождение; счетные палочки; числовые карточки; муляж морковки; зайцы из бумаги или мягкие игрушки.
Оборудование: мультимедиа установка (проектор, экран), музыкальный центр или магнитофон.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично. Теперь у всех прекрасное настроение. Попробуем пронести его через все занятие.
Воспитатель: «Дел у меня немало
Я белым одеялом всю землю укрываю
Белю поля, дома, зовут меня…(зима)».Слайд 2
- Любите вы гулять зимой?
- Во что можно играть на зимней прогулке? Слайд 3
-Ребята смотрите, кто появился на слайде? Слайд 4
Это не простой зайчик, а волшебный и он зовет нас с вами в свой сказочный лес. Вы хотите туда попасть?
Чтоб оказаться в лесу мы сейчас с вами произнесем волшебные слова:
Глаза закрой и покружись в лесу волшебном окажись!
Экран гаснет, появляется мягкая игрушка заяц
Смотрите, вот теперь и зайчик оказался с нами. Но он почему то грустный. Давайте узнаем что произошло?
Он говорит, что его друзья зайчата рано утром, пока зайчик еще спал под своим кустом, убежали на другую поляну искать себе еду. Они оставили нашему зайчику конверт с запиской, в которой написано как их найти. Записка эта не простая, а зашифрованная, чтоб найти поляну с зайчиками надо решить несколько заданий. А зайчик не знает как эти задания решить.
Давайте поможем зайчику найти его друзей? Согласие детей
Воспитатель: тогда присаживайтесь за столы. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим, какое нас ждет первое задание на пути к зайчикам.
1 Задание: ребята, вы в парах будите выкладывать числа от 1 до 5 в порядке возрастания. Числа выкладываем с лева на право. Вы будете выкладывать на столе, а мы с зайчиком на доске. Потом мы проверим, как вы справились с этим заданием.
- Какое число будет первым? Какое последним?
Воспитатель: А теперь зайчик предлагает нам с вами размять наши пальчики, чтоб легче справится со вторым заданием: (Музыкальное сопровождение)
Вышли зайки на лужок
Встали зайки в кружок
Раз, два, три, четыре, пять
Стали лапками стучать (2 раза)
Воспитатель: теперь мы с вами размяли пальчики и можем переходить ко второму заданию из конверта.
2 Задание: Перед вами коробочки со счетными палочками. Каждый из вас отсчитает себе по 5 счетных палочек.
- Сейчас Зайчик загадает число, а вы каждый отсчитаете и положите к себе на стол, столько же палочек.
- Все правильно отсчитали палочки!
- Теперь из палочек нам надо сделать геометрические фигуры, которые мы с вами знаем. Давайте сначала их повторим? (Квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник) . А Какие геометрические фигуры у нас с вами не получится сделать из счетных палочек? (круг, овал)
- сначала нам нужно построить треугольник
- сколько нам понадобилось палочек? Почему?
- сколько палочек осталось лишних?
- Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму треугольник?
- А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат?
- Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат? Почему?
- Сколько палочек осталось лишних? (1)
- Давайте посчитаем! (4)
- Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат? (кубик, розетка, подушка)
- А теперь ещё загадка. Сможем ли мы из наших палочек сделать ромб?
- сколько понадобилось палочек? Сколько осталось лишних?
- А как из ромба получить 2 треугольника? Сделайте!
- Сколько нам для этого понадобилось палочек? - правильно 5
Воспитатель: молодцы ребята справились и с этой задачкой.
Воспитатель: Вот Мы с вами и оказались на волшебной поляне куда ускакали зайцы, но все они хорошо спрятались, чтоб их не нашел ни волк, ни лиса, ни охотник. Чтоб найти друзей зайца нам с вами надо решить последнее задание – снять чары с этой волшебной поляны. Я буду читать вам загадку, а вы мне будете отвечать хором, если вы ответите правильно, то мы сможем найти всех зайчат. Ну что ж, начнем?
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё одни к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
Воспитатель: молодцы ребята расколдовали эту поляну и смогли найти всех зайчиков. Но смотрите наши зайчики так и не смогли найти себе еду и проголодались, давайте угостим их чем-нибудь, что любят зайчики? Морковка
- давайте сосчитаем, сколько всего зайчат?
- у меня с собой корзинка Давайте посчитаем, хватит ли морковки в ней на всех зайчат? (Пересчитывают. 4 морковки.).
- Что нужно сделать, чтобы узнать хватит ли морковки всем зайчатам?
(Один из детей раздает морковки зайчатам) .
- Поровну ли морковок у зайчат?
- Что больше, пять зайчат или 4 морковки? (5 зайчат больше чем 4 морковки) . Что меньше? (4 морковки меньше, чем 5 зайчат).
- Как сделать так, чтобы морковок и зайчат стало поровну?
Обсуждаем два способа уравнивания предметов, путем добавления или убавления одного предмета. Один ребенок уравнивает одним способом (убирает зайчика), другой приносит еще одну морковку (добавляет морковку).
- А теперь всем зайчатам хватило морковки?
Дети угощают зайчиков морковкой
Воспитатель: зайчики приглашают нас с вами на свою полянку (Слайд 5) посмотрите наш зайчик тоже оказался с друзьями на полянке (игрушка исчезает)
Воспитатель : теперь зайчик благодарит вас ребята за помощь и приглашает с ним поиграть. (Слайд 6)
Дети становятся в круг. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Физкультминутка «Зайцы» (под музыку)
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг - скок, прыг – скок (прыжки вперед-назад, вперед-назад)
Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)
Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
Воспитатель: зайчики прощаются с нами, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова произнесем наши волшебные слова. Экран гаснет
Глаза закрой и покружись в детском саду окажись!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы сегодня помогли? (Зайчикам) Как мы им помогали? (кормили и считаю морковки)
- Вам понравилось?
- Молодцы!

Презентация на тему: Веселые зайчата

Конспект занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений во 2-й младшей группе.

Тема: «Счёт в пределах 5.

Сравнение 2-х групп предметов» (закрепление).

Триединая задача;

Обучающие задачи: - закрепить счёт в пределах 5, называя числительные по

порядку, вести счёт слева направо и наоборот;

Учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство предметов, используя

слова: поровну, столько – сколько.

Развивающие задачи: – развивать логическое мышление, внимание, память,

глазомер;

Продолжать тренировать и различать правую и левую руки.

Воспитывающие : – воспитывать умение работать самостоятельно;

Учить выполнять задание радостно;

Прививать любовь к сказкам.

Оборудование: 2 мольберта (магнитные доски), маркер, плоские изображения цветов.

Демонстрационный материал: плоскостные фигурки колобка и диких

животных, плоские фигурки гномиков и котят, ёлки, ягод, грибов, тропинки.

Раздаточный материал: наборное полотно, пеналы с геометрическими фигурами,

индивидуальные карточки, карандаши.

Ход занятия.

I. Вступительная часть.

Орг. момент.

Ребята, сегодня колобок катился по лесу и вдруг увидел, что за ним гонятся заяц, волк, медведь и лиса. Они хотели поймать колобка и съесть его. Но колобок оказался шустрее их, и он от них убежал. И оказался колобок у нас в группе, он попал к нам на занятие по математике. Давайте его порадуем, покажем, что мы умеем делать.

II. Основная часть.

1) Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Посмотрите, ребята, на доску, на ней мы видим гномиков и котят, которых колобок встретил в лесу. Но он посчитать их не смог, давайте поможем колобку посчитать их и сравнить.

(на доске 5 гномиков и 4 котёнка друг под другом, дети считают и прикладывают котят к гномикам).

Поровну их? Кого больше? Кого меньше? На сколько?

Как сделать, чтобы их было поровну? (надо «+» 1 котёнка или «-»1 гномика).

Сколько стало котят?, гномиков?

(котят столько, сколько гномиков, т.е. поровну).

2) Индивидуальная работа с пеналами. (На доске оставляю 3 гномика и 2 котёнка).

Ребята, посчитайте, сколько у нас осталось гномиков и котят.

Раскладываем фигуры слава направо правой рукой на наборном полотне. Задание; – На верхнюю полоску положите столько кружков, сколько

у нас гномов.

Под ними положите столько квадратов, сколько у нас котят. – Чего больше? Чего меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кружков и квадратов было поровну?

Физкультминутка.

Ребята, колобок что-то устал у нас сидеть, давайте вместе с ним отдохнём. 1-2-3-4-5 – топаем ногами,

1-2-3-4-5 – хлопаем руками,

1-2-3-4-5 – занимаемся опять, (на доске считаем колобка и зверей)

3) Работа с демонстрационным материалом.

А ещё, когда колобок убегал от зверей, он увидел 3 тропинки.

На первой тропинке росло 3 гриба, на второй – 1 ёлочка, на третьей – 2 ягодки, (считают).

Нам нужно поставить около каждой тропинки столько точек, сколько на ней предметов, (если 1 – то одну точку ставим).

Задание: Работа с индивидуальными карточками.

А теперь возьмите карточку и держите её левой рукой, а в правую руку возьмите карандаш.

Поставьте около каждого прямоугольника столько точек, сколько в нём нарисовано животных.

(Проверка)

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие, на котором мы считали до 5, сравнивали предметы, работали с пеналами и карточками.

Все ребята старались порадовать колобка, и колобок наш заулыбался.

Когда колобок катился по лесу, он собрал для вас цветы, которые сейчас я раздам вам.