Ожидание благодарности. Притча «Ожидание благодарности О новых героях, драконах и потребности быть нужным

"Между тем, лишь смирение духа и явление
благодарности соответствуют удаче".
А.Й, Мир Огненный ч.3, 52

Д умаю , не стоит давать подробное описание, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ . Мы с детства слышим, скажи "спасибо" . Нас учат с пелёнок благодарить за всё доброе, которое делают нам. Моя мама всегда говорила: "Не забывайте говорить спасибо. Не забывайте благодарить за всё, что вам делают хорошее. Пусть даже это будет горсть семечек, всё равно скажи спасибо. Сегодня он поделился с тобой своей добротой, а завтра ты его угостишь и он тебе скажет спасибо. Только его спасибо будет чуть больше, потому что в него входит и твоё спасибо и Боженькина Любовь". Вот так просто учила нас быть благодарным даже за самую малость. И мы, её дети, а нас у неё было одиннадцать, благодарны нашей маме за то, что она воспитала в нас чувство благодарности. Помню, как она сердилась, когда кто-то из нас забывал поблагодарить. "Ты что в лесу живёшь, один? Да и в лесу берёзке сказать надо спасибо, что соком своим тебя поит, и ягодку поблагодарить, ведь потом пирог сладкий есть будешь. Чай не заболит язык, слово доброе сказать!" Конечно, после таких нравоучений, мы старались не забывать это тёплое слово - СПАСИБО. Особенно, после обедов. Поел и обязательно, маме благодарность. "Спасибо мама, всё вкусно!" - и бежали по своим делам. Если младшие забывали, старшие напоминали. Так и росли с любовью мамы и с чувством благодарности к жизни. И это чувство не раз помогало нам и мы принимали благодарность от людей, которые делились с нами своей добротой и дарили им свою.
Прошли годы, и только теперь я могу более подробно рассказать об этом удивительном светлом чувстве, БЛАГОДАРНОСТЬ.
Марк Туллий Цицерон утверждал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей ». В любом словаре вы прочитаете, что благодарность (от «благо дарить ») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения.
Е.П. Рерих писала: "Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность действует, как очиститель, но все очищенное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути. Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижается. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает". (АУМ, 454) «Мощь сердечной благодарности – самый целебный бальзам" (Е.Рерих, 12.XI.46). И этот бальзам очень полезен не только для сердца, но и для вашей души. Любовью и теплом наполняется сердце, когда благодарите вы, но "горячо" внутри становится, когда благодарят вас. Почему-то вспомнилась учеба в школе при Союзе, когда воспитание человечности, доброты, любви, благодарности, взаимопомощи, сострадания и милосердия были на первом месте. Люди умели благодарить и умели принять благодарность. Жаль, изменилась система образования, взгляды на нравственное воспитание тоже изменились, и подрастающее поколение в основе своём, стало менее благодарным, но более уверенным и чаще просто невоспитанным. А ведь нравственное воспитание начинается с пелёнок и не заканчивается никогда. Вы понаблюдайте за своими детьми: всегда ли вы получаете благодарность за вкусный борщ, за новую кофточку, к примеру. Всегда ли ваши дети благодарят своих друзей, близких. И если не всегда проявляется чувство благодарности, то в этом виноваты вы, уважаемые родители. Какую благодарность разливаете вы, такую же россыпь делают ваши дети. Если ребёнок не научен быть благодарным к другим, то как же он сможет просто, от души поблагодарить в будущем своего рабочего или помощника по работе? В советские времена благодарности объявляли открыто, на всеобщих собраниях, торжественно, и душа радовалась, принимая это чувство не только от начальника, но и от друзей. Разливался свет души человеческой, согревая теплом сердца, а потому что была искренность в словах благодарности, были добрые взаимоотношения в коллективах. "Один за всех, все за одного!" Вот и благодарность была не фальшивой. Умели хвалить за работу искренно, просто, от души. Даже простые, но сердечные слова: "Ну ты и молодец! Как здорово ты всё сделал! Умеешь хорошо работать!" - дают огромный стимул не только к работе, но и к жизни. Вспомните, кого когда-нибудь начальство просто и искренно хвалило? Думаю, очень мало найдётся таких, да и премий за хорошую работу стали выплачивать значительно реже. Зачерствело чувство благодарности, затмило его самолюбие, зависть и алчность. Конечно, могут официально, формально сказать "спасибо" и вручить или грамоту, или лист со словами благодарности, но от такого поздравления радости на душе вряд ли будет. У российского народа в крови чувство благодарности, взаимопомощи, сострадания и любви к людям. Надо, чтобы не забывались эти чувства, не черствели души человеческие. "Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии". (Аум, 454)
Вот теперь об энергиях. Наши мамы не знали ничего ни о каких энергиях, но чувство благодарности смогли воспитать. В наше время об энергиях говорят много. Я не буду уточнять, где правда, а где ложь, главное, чтобы люди понимали, что это такое. Наш Учитель Иисус Христос говорит.... :

Более подробный текст в следующей книге. "МЫ ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ"

Съезд волонтеров проходил в Москве 5–7 декабря, его главным событием стала церемония вручения премии «Волонтер года - 2013» (о победителях «РР» расскажет в следующем номере). Съезд проходил под патронатом департамента культуры правительства Москвы, его участники разрабатывали законодательную базу для развития добровольческого движения. Все дни работали экспозиции организаций и центров, активистов волонтерства: «Студенческой общины», движения «Даниловцы», региональной организации «Поддержка молодежных инициатив», благотворительного фонда «Мозаика счастья», общественного движения «В деле», «Всероссийского студенческого корпуса спасателей». Волонтеры общались, обменивались опытом, проводили тренинги и привлекали на светлую сторону новобранцев. Насколько заразительны в своем воодушевлении были волонтеры и восприимчивы те, кто пока не участвует в добровольческом движении или делает первые шаги на благородном поприще?

О новых героях, драконах и потребности быть нужным

Анастасия Ясеницкая, 19 лет, студентка филфака МГУ: С волонтерами я никогда не сталкивалась. Может быть, потому, что в Красноярске, откуда я родом, таких людей не очень много. У меня было «все как у людей»: окончила художественную школу, учила иностранные языки, играла в студенческом театре… И еще писала рассказы о Герое. Который, облачившись в сияющие доспехи, вырывает принцессу из пасти дракона. При этом никогда не задумывалась над банальной истиной - что в нашем, реальном мире тоже есть место подвигу. Маленькому, трудному, но настоящему. Например, искать пропавших без вести людей, заботиться о малышах из детских домов, собирать средства на лечение онкологических больных.

Сегодня я задаю себе вопрос: каково это - день за днем идти к цели, не ожидая аплодисментов и благодарности? Наверное, гораздо труднее, чем побеждать выдуманных монстров. Мне кажется, волонтеры - это герои нашего времени, трудного и жестокого. Они делают то, что действительно имеет смысл. Когда я спросила одного из организаторов движения «Поиск пропавших детей» Дмитрия Второва, почему он выбрал такую работу, он ответил: «Если не я, то кто же? Я просто не мог пройти мимо. За девять лет работы наша организация нашла более тысячи пропавших детей. И это для меня самая большая награда».

Хочу ли я быть волонтером? Этот вопрос звучит для меня как укор. Он задевает мой эгоизм, если хотите - гордыню… Умом я понимаю, что надо меньше говорить и больше делать. Когда я пойму это всей душой, тогда, наверное, решусь на свой маленький подвиг. Уже настоящий, не выдуманный.

Владислав Кузьменко, 20 лет, студент факультета журналистики МГУ: Пообщавшись с ребятами на съезде, поучаствовав в тренингах и семинарах, я нашел свое определение волонтерства. Это способ почувствовать себя человеком, помогая другим. Отдавая себя, мы удовлетворяем свою глубинную потребность быть нужными. Еще в школе я состоял в волонтерской организации «Михеенковцы», названной в честь партизанки Лары Михеенко. Мы помогали ветеранам, занимались организацией встреч со школьниками, устраивали различные мероприятия, так что волонтерство для меня дело знакомое.

Но этот съезд заставил взглянуть на движение по-иному, почувствовать его масштабность. Он разубедил меня в том, что волонтерство в России не так развито, как в Европе или Америке. У нас есть много некоммерческих организаций, инициативных групп, которые серьезно относятся к делу, которые готовы и рады принять в свои ряды новобранцев. Лично я для себя решил, что попробую свои силы как волонтер, помогая беспризорным детям.

Елизавета Дмитриева, 20 лет, студентка филфака МГУ: На казанской Универсиаде, где я впервые надела майку со словом Volunteer, я познакомилась с Гульнарой. Она была точно в такой же майке и… готовилась к свадьбе сына, на которую из-за своей занятости на Универсиаде боялась опоздать. Гульнаре 52 года, и это меня поразило! Позже я поняла, что волонтерство не имеет возрастных границ.

Сейчас в Москве на съезде я встретила женщину, которая по возрасту годится в матери той Гульнаре. А мне - в бабушки! Пожилые волонтеры подходят к доске, на которой программист пишет названия компьютерных программ для сбора пожертвований. При этом они с трудом понимают, что такое «Яндекс.Деньги», а иногда вообще без понятия, как обращаться с компьютером…

С другой стороны, на вручении премии «Волонтер года» я не видела ни одного пожилого лица, все были молоды. Не старше тридцати. Конечно, для молодежи волонтерство - это не только цель кому-то помочь (хотя это главное), но и способ пообщаться со сверстниками, проще говоря, потусоваться.

…Я ездила волонтером в Казань и поеду в Сочи, потому что с детства влюблена в спорт. Но потратить 18 тысяч, чтобы посмотреть один хоккейный матч, я, студентка, позволить себе не могу. Поэтому в куртке волонтера. Спортивный праздник закончится, и я знаю, что с ним закончится и мое волонтерство. Мне есть чем заняться: я изучаю литературу в университете, увлекаюсь музыкой. Теперь попробуйте сами ответить на вопрос, кто из волонтеров нужнее - я или моя знакомая Гульнара?

Олег Егоров, 20 лет, студент МГИМО:

Ответить на вопрос, хочу ли я стать волонтером, сразу у меня не получается. Вроде бы надо сказать «Хочу!», но вместо этого выходит типа «Да, было бы неплохо, но…» И этих «но» я насчитываю все больше и больше. Волонтерство - дело хорошее, но ведь и работать надо, то есть зарабатывать, и учиться, и на личную жизнь время оставлять. В общем, пытаюсь как-то оправдываться, юлить... При этом я бесконечно уважаю ребят, у кого хватает воли для волонтерской деятельности. Я снимаю перед ними шляпу! На III съезде волонтеров я с удивлением обнаружил, как много таких людей.

Анна Поздеева, 18 лет, студентка журфака МГУ: На съезде я успела познакомиться с солнечными людьми. Разговаривая с ними, вспомнила свои школьные годы. В старших классах я состояла в волонтерской организации. Никогда не забуду, как каждый раз плакала, выходя из детского дома.

Мой первый опыт в качестве волонтера - поездка в дом престарелых и инвалидов. Мы устраивали концерт, где мне предстояло спеть пахмутовскую «Нежность». Выхожу на импровизированную сцену: ноги как ватные, в руках дрожь, открываю рот - ни звука! Проглотив комок в горле, я начала петь… И тогда в глазах зрителей я увидела искреннюю, неподдельную радость. И счастье.

Знаете, на съезде я поняла, что волонтер волонтеру рознь. К моему огорчению, встречались люди, которые не получают радость от того, что делают. Они лишь плывут по течению, работают «для галочки». Сделал добро - спи спокойно. Но хороших людей больше! Мне очень понравились слова одной девушки: «Можно рыдать по ночам в подушку от вселенской несправедливости и жалости к несчастным детям, а можно просто прийти в больницу, провести с ребенком несколько часов - и сделать его немного счастливее».

Зинаида Мишина. 27 лет, слушатель Школы журналистики «РР»: Я работала волонтером в Крымске во время наводнения и вот что поняла. Иногда объяснять близким и коллегам, «зачем ты прешься на другой конец страны», бывает тяжелее, чем разгребать завалы разрушенного дома. Наверное, именно поэтому многие волонтеры - одиночки, без семьи и детей.

Поговорив на съезде с другими волонтерами, тоже поработавшими в зонах бедствий, получила подтверждение своей теории: основная задача волонтеров-спасателей - моральная поддержка людей, которые лишились всего за несколько часов. Им очень важно знать, что их беда небезразлична жителям десятков городов, и выражается это не на словах, а на деле. Приехали же к ним добровольцы на поездах, автобусах, автостопом - значит, они не одиноки в этом мире.

К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются , а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.

Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.

И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то ? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).

Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.

Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови , увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.

Вспомним пример , которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.

А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.

Так о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).

Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.

Кто имеет подлинную , тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.

Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.

А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.

И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, - сказал старик слуге.

Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», - но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?

Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали меня говорить вам спасибо, - без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул:

На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера - он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушёл восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека:

Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?

Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!

Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность?

Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:

Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо!

Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.

Больше всего мы благодарны за благодарность.
Мария Эбнер – Эшенбах

Кто принял благодеяние с благодарностью, тот уплатил уже первый взнос за него.
Сенека

Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержатся.
Мария Эбнер-Эшенбах

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят.
Бальтасар Грасиан

После неблагодарности самое мучительное - это благодарность.
Генри Уорд Бичер

Кто приносит благодарность, удаляя свидетелей, тот человек неблагодарный.
Сенека

Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена.
Ралф Уолдо Эмерсон

Блаженны не ожидающие благодарности, ибо они не разочаруются.
У. Беннетт

Для умного человека благодарность не является тягостным чувством.
Эдвард Джордж Булвер-Литтон

Благодарность тем, кто делает нам добро, - это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, - это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему.
Фредерик Дуглас

Благодарность - одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель - чувство меры в претензии на благодарность.
Кристиан Фридрих Хеббель (Геббель)

Благодарность забывчивей всего.
Иоганн Фридрих Шиллер

Благодарность - прекраснейший из цветков души.
Генри Уорд Бичер

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость.
Василий Осипович Ключевский

Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.
Жан де Лабрюйер

Благодарность - это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Признательность не всегда красноречива.
Вольтер

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.
Пьер Огюстен Бомарше

Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются.
Джордж Савил Галифакс

Благодарность быстро стареет.
Аристотель

Благодарность – это переваривание благодеяния, процесс, вообще говоря, тяжелый.
Адриан Декурсель

Тонкой душе тягостно сознавать, что кто нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому либо.
Фридрих Ницше

Признательность – это добродетель, которая проявляется чаще до, чем после.
Маргарита де Блессингтон

Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя.
Пьер Буаст

Не то важно, кто оказал тебе услугу, а то, кого наиболее выгодно поблагодарить.
Веслав Брудзиньский

Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний.
Франсуа Ларошфуко

Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.
Франсуа Ларошфуко


Уршула Зыбура

Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния.
Франсуа Ларошфуко

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.
Александр Дюма отец

Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались?
Александр Пушкин

Давай по порядку: сперва ты подашь мне руку, потом я подставлю тебе ногу.
Влодзимеж Счисловский

Если кто нибудь от кого нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено.
Кароль Ижиковский

Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного.
Семен Альтов

Взаимоотношения усложнились: ты – мне, я – ему, он – тебе.
Семен Пивоваров

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.
Сомерсет Моэм

Благодарность приятна вовремя.
Менандр

Благодарность большинства людей – не что иное, как тайное желание получить побольше выгоды.
Ф. Ларошфуко

Благодарность подобна добросовестности купцов: мы расплачиваемся не потому, что считаем несправедливым не остаться в долгу, а чтобы легче найти потом людей, которые могут нам одолжить.
Ф. Ларошфуко

Личная благодарность есть более или менее выгодное помещение капитала, обещающего хорошие проценты, и потому ее следует отнести не к области нравственной философии, а скорее причислять к разряду коммерческих предприятий.
М. Нордау

Нет более мимолетного чувства, чем благодарность.
X. Маккей

На долг благодарности набегают проценты обязательств.
У. Зыбура

Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.
Ф. Ларошфуко

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
Н. Шамфор