Интересные рассказы про нептун детей. Водяной царь в мифологии, фильмах и сказках для детей

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным - мифическим существам - придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

Чаще хозяина рек и озёр называли просто - водяной. Царь - этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун - это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным - это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь - один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» - глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран - морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать - начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, - так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами - не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.

Давным-давно, когда море ещё только появилось на свет, оно было совсем не солёное. И бурь на море не случалось. Оно было тихое и спокойное, как большой пруд.

Однажды морской царь Нептун сидел со своими прекрасными дочерьми - их было всего сорок - на дне моря. У десяти девочек были жёлтые волосы, ещё у десяти - чёрные, ещё у десяти - белые, а у последних десяти - красные. И у всех сорока - очень хорошенькие блестящие рыбьи хвосты.


Мимо проплыла сельдь, и Нептун заметил, что она плачет. Потом проплыл полосатый морской чёрт и несколько морских коньков - тоже все в слезах! И плачущий палтус. Нептун посмотрел себе под ноги и на дне морском увидел плачущую морскую звезду, а рядом с ней рыдающего омара.

Что случилось, дружище омар? - спросил его Нептун.

Ах, сэр! - всхлипнул омар. - Опять эти киты. Они пьют море.

О, как царь Нептун рассердился! Он всплыл на поверхность моря, огляделся и, куда бы он ни бросил взгляд, всюду видел больших и даже огромных китов. И все они пили море. И море мелело прямо на глазах.

Вот негодники! - сказал Нептун. - Надо прекратить это безобразие.

Он снова нырнул на дно и позвал к себе дочерей.

Плывите, мои крошки, в дворцовую кухню, - сказал он. - Там в шкафу вы найдёте мешки с солью. Возьмите каждая по мешку и скорей возвращайтесь.

И все сорок дочек морского царя поплыли в дворцовую кухню и вернулись каждая с большим мешком соли.

Тогда Нептун сказал своим желтоволосым дочкам:

Плывите, мои малютки, на восток, рассыпайте по дороге соль и развевайте её во все стороны хвостами.

А черноволосым дочкам он сказал:

Плывите, милые, на юг, рассыпайте соль из мешков и развевайте её во все стороны.

Беловолосым дочкам он сказал:

Плывите, детки, на запад и делайте то же самое.

Красноволосым он сказал:

А вы, мои хорошие, плывите на север и, не жалея соли, посолите море.

И все его дочки уплыли кто куда и сделали всё, как велел им отец.

На другой день киты, как всегда, стали пить море.

Ой, - сказали они, - оно же солёное!


Им было противно глотать солёную воду, и они выпустили её обратно могучим фонтаном. И от огорчения забили по воде хвостами, отчего на море поднялась страшная буря.

А царь Нептун смеялся.

Вот и прекрасно, - сказал он. - Теперь море будет всегда солёным, и киты не станут его пить, а станут от огорчения бить хвостами, и поднимется страшная буря. Но уж лучше иногда буря на море, чем совсем без моря, верно?

Ты прав, дорогой отец! - сказали все сорок дочек, и каждая поцеловала его.

Вот почему море солёное и на нём случаются бури.

Вот здорово, а я и не знал, - сказал тигр, когда писатель кончил сказку про море. - А теперь нарисуй, пожалуйста, ванну.

Да, ванну с холодной водой. Тигры очень любят купаться в холодной воде.

Писатель нарисовал ванну с водой, и тигр влез в неё.

Ты доволен? - спросил писатель.

По-моему, тебе уже пора вылезать.

Ещё немножко.

Вылезай, вылезай, не то мне придётся взять ластик и стереть ванну. - И писатель взял ластик и стёр кусочек ванны.

Ой, что ты наделал! - закричал тигр. - Смотри, вода льётся прямо на страницу. Ты зальёшь всю книжку.

Ничего, я сейчас сотру и воду, и ванну.

Ну вот, ты стёр и половину моих полосок.

Не волнуйся, полоски я сейчас опять нарисую. Вот так! - И писатель нарисовал тигру полоски.

А зачем тигры полосатые? - спросил тигр.

Хм… зачем… может быть, затем, чтобы легче было играть в прятки. В джунглях, где живут тигры, на солнце всё золотисто-жёлтое, а в тени всё чёрное. И жёлто-чёрному тигру очень удобно прятаться.

Умно придумано, - сказал тигр. - А теперь пойдём на следующую страницу, и ты расскажешь мне ещё сказку.

На следующую страницу нельзя, там Хампли-Бампли.

А ты нарисуй поезд, мы сядем в вагон и поедем быстро-быстро, Хампли-Бампли нас тогда не догонит.

Друзья сели в поезд, и

Сценарий театрализованного представления "День Нептуна" для детей и взрослых

Горшкова Юлия Эдуардовна, социальный педагог
Место работы: МАУ "ТЦСОН" г. Пикалево
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий совместного театрализованного представления с детьми "День Нептуна"
Цели: активизация познавательных,творческих способностей детей и взрослых; сплочение детского и взрослого коллектива; создание радостного настроения; формирование навыков здорового образа жизни.
Оборудование: Надувной бассейн с теплой водой, воздушные шары, музыкальный центр, ведра, стаканчики, стулья для зрителей, сладкие призы
Предварительная работа: Изготовление сцены - "Морское царство", пошив костюмов-Нептуна, русалок, чертенят, кикимор,медузок,водяного. Разучивание ролей,разучивание танцев "Медузята", "Танец русалок", "Танец чертей". Подбор музыкального сопровождения.

Ход праздника.

Ведущий: Ой вы гости,господа,поспешите все сюда,
Морское начинаем представление, народу нашему на удивление!
Сегодня праздник Нептуна все дружно мы встречаем,
Пускает гуляет вся страна,
Повеселиться вам желаем!
Берег в праздничном уборе,
Пусть кипит наш праздник моря.
Пляшет все земное царство,
Нептуна на берег ждет.
Как придет владыка с моря, будет праздновать народ!
Будут петь и веселится и под солнцем загорать,
Главное водой облиться и желанье загадать.
То желанье не простое Нептун лично выполняет
Как омоетесь водою,благодать на вас спадает!
Грозный Нептун –царь озер и морей,
Из холодных озер выходи поскорей.
Здесь собрался веселый и дружный народ,
Эту встречу с тобой с нетерпением ждет.

Внимание, внимание!
Звучит сигнал горниста -
И вот без опозданья
К нам по волне лучистой
Нептун плывет издалека!
Была дорога нелегка...
Так встретим честь по чести,
Приветствуя все вместе!
Чтобы гостя встретить дружно,
Нам сказать всем громко нужно:
«Вода в бассейне всколыхнись,
Царь Нептун скорей явись! »

(Все дружно повторяют эти слова)
Нет, не слышит видно нас,
Повторяем ещё раз:
«Вода в бассейне всколыхнись,
Царь Нептун скорей явись!»

Под музыку «Rammstein–Du hust» вбегают черти и бегают вокруг трона и размахивают руками, главный черт занимает место на троне, остальные черти садятся вокруг него.
Черт: Я Нептун, я царь морей,
Я владею всеми чарами сразу
Могу сделать шторм на море,
Бурю и завал в горах!
Что вы на меня так смотрите?(смеется)
Разве я не похож на Нептуна? Ха-ха-ха
Лучше посмотрите на моё войско!(черти свистят и машут руками)
Эй,вы, чертячьи рожицы, выходите, я вас покажу, а вы покажете всю чертячью культуру.
Черти танцуют «Танец чертей»
Тем временем выходит Нептун.

Ведущий: Идет сейчас к нам царь морей, идет Нептун, он царь царей!!!
Выходит Нептун, за ним русалки, обходят детей, русалки пускают мыльные пузыри. Нептун становится в центр, русалки садятся вокруг него.
Ведущий: Давайте поприветствуем нашего Нептуна!(хлопают)
(Выходит Нептун, по желанию можно чтоб станцевал танец)
Нептун: Из-за моря океана,из –за острова буяна быстро лодки нас домчали,
Волны тоже подгоняли,
Опаздать было нельзя, ожидали нас друзья.
Повелитель я морей, океанов и дождей.
Я бог рыбий, я бог рачий,
Всех на свете я богаче.
Я богач из богачей.
Стерегут на дне морей всё мои морские слуги.
Злата, серебро, жемчуги.
А когда я злюсь порой, то бывает шторм морской.
Волны выше облаков рушат всех моих врагов!
Нептун: Здравствуйте, девчонки и мальчишки.
Рад вас видеть веселыми и здоровыми,
Скромными и проворными.
Прав ли я,что здесь находятся самые хорошие и веселые дети?
Дети: Да!
Нептун: Но до меня дошла тягостная весть, будто нарушается тишина морских глубин. Что здесь безобразничают черти. (Хватает черта за ухо и стаскивает в трона) Ну неужели вы думаете, что детям так трудно разобраться, где настоящий царь, а где обманщик!
(берет за ухо главного черта и выгоняет,остальные убегают за ним)
Нептун: Я владыка морей и озер,приглашаю на праздник гостей,
И повеливаю всему морскому народу не грустить, не унывать, бегать,прыгать и скакать, петь,плясать и веселится, и на дне морском резвится.
Нептун: А сейчас представлю я
Своих помощников, друзья.
Вот русалок целый взвод
Из морских зеленых вод.
Русалка: Мы русалки, волосы длинные,
Духи мы глубинные.
Любим петь и танцевать
И детишек щекотать (щекочут детей)

Русалки танцуют "танец Русалок"
Ведущий: А вот, глядите, к нам спешат
Семейка милых медузят.

Исполняют танец «Медузят»
Под музыку, в сторонке от царства появляются кикимора и водяной.
Кикимора: Ах, какие гадкие, гадкие детишки!
Сами праздник здесь устроили, а меня не пригласили!
Меня самую шикарную даму болота- Кикимору?!
Водяной: А мне-то как скучно, Кикимора, одиноко в болоте сидеть, душа веселья просит.
Поет песню « Я Водяной, я Водяной …» из мультфильма «Летучий корабль» и танцует с Кикиморой.
Я Водяной, я Водяной,
Поговорил бы кто со мной.
А то мои подружки
Пиявки да лягушки, Фу какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка
Да ну ее в болото!
Живу я как поганка,
А мне летать, а мне летать охота!
Водяной: Услышал я, что праздник здесь. И я зелёный, встрепенулся весь.Не выдержал, решил хоть одним глазком на это царство посмотреть. А меня не пригласили!
Кикимора: Да вот же! Я к этому празднику столько лет готовилась. Перво-наперво, по 13 дней и ночей в кадке с дождевой водой сидела, отмокала. Потом по неделям мухоморы с лягушками ела, а зубы сосновыми иголками чистила, лицо песочком натирала. Все народные средства перепробовала, вот красавицей стала. И как это можно обойтись 6ез меня?
Водяной: Что ж теперь делать, как туда попасть?
Кикимора: А давай им пакость сотворим!
Водяной: Точно, нужно Нептуну навредить, ведь это он не пригласил нас!
Кикимора: Я придумала, пришла пора – украду трезубец я.
Станет власть здесь вся моя!
Водяной: Эге-ге! А как же я, Водяной? Про меня не забывай.
Кикимора: Так уж и быть, будешь моим заместителем!
Ну, что ж, к делу! Ты будь здесь, в засаде, если что не так – беги на подмогу!
Продолжается действие в царстве.
Ведущий: Царь Нептун, вас видеть рады и для Вас танцуем зажигательную Ламбаду.

(музыка «Ламбада») .Ребята, а вы танцуете с нами.
Дети танцуют Ламбаду, герои помогают детям.
Слышится шум, крик. В царстве появляется Кикимора (брызгает всех водой)
Кикимора: Ага, не ждали вы меня? А я взяла вот и пришла!
Нептун: Ты болотная душа, ты зачем пришла сюда? Здесь хорошие ребята, обойдемся без тебя.
Кикимора: Я чудище болотное, Кикимора природная. Ни за что я не уйду, танцевать сейчас начну.
Нептун: Ребята, разрешим ей станцевать?
Ребята: Да!!!
Кикимора: Я зову своих подружек – кикиморок. Кикиморки!
Выбегают кикиморки и Водяной, танцуют современный танец (во время танца крадут трезубец, но никто не замечает) .

Ну, как, старичок, здорово мы сбацали? Мы еще не такое можем. Вперед! (смеются и убегают)
Нептун: Да, хорошо ребята плясали, и Кикимора молодец. Порадовали вы меня.
Ведущий: О, великий Нептун, не вели казнить, вели миловать. Пока все пели и плясали, Кикимора похитила трезубец.
Звучит грустная музыка.
Нептун: О, теперь бессилен я,и не поможете вы мне, друзья. (садиться в трон)
Ведущий: Теперь Нептун в отчаянье,
Не может ни двигаться, ни говорить.
Мы должны ему помочь
Попробуем его разговорить, споем песню дружно!
Песня («Дружба крепкая» или «От улыбки»)
Ведущий: Молодцы, танцевать и петь вы умеете. Но он все равно не встает с трона. А вот покажите свою силу и сноровку в спортивных соревнованиях.
Ведущая: Чтобы пробудить Нептуна нам с вами нужно разделиться на команды. А помогут вам наши герои. Посмотрите, у них в руках есть цветные листочки, которые они наклеят на вас. А вы их не теряйте, так будет понятно, в какой команде вы будете.
Игра с водой «Водонос»
Участники эстафеты - «водоносы» - должны за заданное время донести до пустого ведра наполненный до краев стакан с водой, стремясь при этом не расплескать ни капли, вернуться к команде и передать стакан следующему игроку. Выигрывает команда, в ведре которой останется больше воды.
Нептун: Что ж и сам я убедился –смена крепкая растёт.
Ведущий: Ура! Мы разговорили Нептуна, дали ему силу, но он все равно в отчаянье.
Появляются Кикимора и Водяной.
Кикимора: Ха-ха-ха. Проснулся. А трезубец-то у нас!
(звучит грозная музыка)
Кикимора: Эй, трезубец, отправь Нептуна в пучину морскую, а меня на трон посади! Раз, два, три! (музыка резко обрывается)

Ведущий: Заклятие не свершается, потому что трезубец работает только у Нептуна.
Нептун: Ну все, кончилось моё терпение. Ребята, помогите поймать этих двух бандитов (под музыку Кикимора и Водяной пытаются убежать, дети их ловят и подводят к бассейну, чтобы окунуть)
Кикимора и Водяной: Ой, холодная вода, не хотим туда, можно простудиться. Не топите вы нас, грех на душу не берите. Лучше вы нас простите.
Ведущий: Нептун! Давай их простим. Хотя они и плохо поступили, но зато ребят развеселили.
Нептун: (обращается к ребятам) – Ну, что простим?
Дети: Простим.
Кикимора: Ну случайно, ну шутя, сбилась с верного путя.
Водяной: Да я век – дитя природы, не судите вы меня, с вами добрым буду я.
Нептун: Вот видите, ребята, злом и хитростью ничего не добьешься. Потому что миром правит дружба, доброта и красота!
Ведущий: Великий царь, а ты ничего не забыл?
Нептун: Ой, и правда! Поздравляю всех ребят. Вам вручить награды рад.
Звучит торжественная музыка. Вручаются сладкие призы.
Ведущий: Процедуры водные очень хороши, обольём сейчас мы друг друга от души.
(Подходят все к бассейну и друг друга обрызгивают водой)
Нептун говорит от себя прощальные слова, пожелания и уходит.

Воспитатели:

Васильева Анна Александровна

Маркова Светлана Юрьевна

Тема : «Путешествие в подводный мир!»

Ц ель: Расширить знания детей о море и морских обитателях. Развивать зрительную и слуховую память. Образное и логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Приобщать детей к удивительному миру искусства. Создавать совместную композицию в соответствии с замыслом. Использовать полученные знания и умения в создании художественного образа. Развивать творческий интерес к новой техники в рисовании. Развивать процессы внимания, мышление воображение, речь, самостоятельность, креативность.
Активизировать словарь. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Совершенствовать двигательную активность детей. Воспитывать веру ребенка в самого себя, что они волшебники.
Форма проведения : игровая.
Оформление : Детские работы и заготовки рыбок.

Материал : маленький обруч. Картинки с изображением морских животных (морского конька, морской звезды, краба, медузы, морской черепахи, осьминога, кита, дельфина). Ракушки. Синие ленточки по количеству детей. Фотоаппарат. Костюм Нептуна, брызгалка. Золотые рыбки. Пластиковые контейнеры.

Музыкальное оформление : звуки: шум моря, кита, дельфинов, плеск воды.
Методы и приемы : показ и объяснение воспитателя, игровая ситуация, наблюдение за работой детей, анализ работ воспитателем и детьми.
Этапы подготовки : Чтение сказки С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению». Разучивание детьми стихов, загадок о рыбах. Вылепливание детьми рыбок и жемчужин из пластилина. Задача воспитателя в предварительной работе подготовить каждому ребенку контейнер с его рыбкой (на дно контейнера укладывается морская ракушка с пластилиновой жемчужиной, к ней прикрепляется нитка и к нитке крепится рыбка из плавающего пластилина).

Словарная работа : батискаф, иллюминатор.
Организационный момент:

Воспитатель : Отгадайте загадку:
А кто же властелин морей и океанов?
Есть у него трезубец без изъянов.
Волшебник, он, но не колдун,
Он - царь подводный. Кто?

Дети: Нептун.
Воспитатель : Ребята, я не зря вам загадала эту загадку, потому что, утром я получила письмо в необычном предмете.
Показывает большую ракушку.
Воспитатель : Как вы думаете, что это?

Дети : Ракушка.
Воспитатель : Правильно, а на ракушке написано от Нептуна, внутри письмо, прочитаем его?
Достает письмо и читает:
"Вам привет с морской пучины!
Пишет Царь с морского дна.
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью, не одна.
Одиноко, скучно мне.
На морской глубине.
С вами встретиться не прочь,
Скучно мне и день и ночь!
Может, вы ко мне придете?
И веселье принесете?
Уж побалуйте царя,
Чтоб узнали все моря,
Как умеют веселиться,
И поселки и столицы!"
Воспитатель : Ребята, ну, что вы хотите отправиться в гости к морскому царю? Дети встают в круг. Берут «иллюминатор» - обруч и отправляются в путь.

Воспитатель : А кто - ни - будь, из вас был на море?

Дети: ответы……
Воспитатель : Скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

Дети: На корабле, на яхте.
Воспитатель : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Дети : С помощью подводной лодки
- Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.
Воспитатель : Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
Показывает картинку.
- А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание:
«Сложи картинку»
Предлагает пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.
Воспитатель : В первое подводное путешествие лучше плыть все вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна.
Займите свои места!
Подводная лодка готова к отплытию!
- Воспитатель : (под звук морской волны).
«Все девчонки и мальчишки,
знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает».
Воспитатель : А какие животные живут в море?

Дети: Акула, дельфин, морской еж, морской конек…
- А могут ли морские животные жить в грязном море?

Дети: Нет
- Почему?

Воспитатель : Правильно, нельзя засорять моря, океаны, реки водоемы. Ведь трудно будет рыбкам, и плавать и дышать.
Воспитатель : Ребята, а бывают ли на море волны?
А как вы думаете, какие волны бывают?
Воспитатель : Правильно, бывают. Иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся. Ой, наша подводная лодка подняла на море такие волны…
Упражнение «Волны»
Педагог раздает ленточки называть характер волн. (Радости, грусти, спокойствия)

Воспитатель : Ребята, внимание! Наша лодка опустилась на морское дно.
1 -2 -3 –все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только закрыть глаза.
В этот момент приглушается свет в групповой комнате, включаются подсветка панно «морского дна». Раздаются звуки подводной воды.
Воспитатель : Мы с вами оказались на морском дне.
Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это?
Показывает «Медузу».

Пальчиковая гимнастика «Медуза»
Воспитатель
: Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро.

Воспитатель : Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.
Игра : «Невод».
Выбирает по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками.
Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т.е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод».
Воспитатель : А сейчас немного отдохнем и по отгадываем загадки.

Появляется Нептун.
Нептун:
- Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском,
Весь усыпан янтарем.
Нептун: Здравствуйте мои друзья! Вижу, ракушка доставила вам мое послание. И вы здесь! Я очень рад!
Воспитатель : Дорогой Нептун, мы раду твоему приглашению и с удовольствием поиграем и повеселим тебя!
Нептун: В моей стране есть морской закон, существует давняя традиция: те, кто впервые находиться на морском дне должен пройти сквозь морскую воду.
Нептун обрызгивает детей из брызгалки.

Подвижная игра «Море волнуется раз».

Воспитатель:- Нептун, а чем ты больше всего любишь заниматься в своем подводном царстве?
Нептун: Я люблю рисовать. Но мне уже надоело, рисовать красками, смешивать их, и я все свои кисточки подарил дочкам русалочкам.
Воспитатель : Морской царь, мы с ребятишками тоже много рисовали и раскрашивали. А еще ребята учатся конструировать, посмотри какие, осминожки у них получились.

Нептун: А я то думаю, откуда это в моем море приплыли гости так это с вами.

Ведущая: Царь - Нептун, а мы с ребятишками на занятиях учимся работать с пластилином и слепили рыбок, но они не могут плавать, не знаеш ли ты какие-нибудь волшебные слова, чтобы наши рыбки поплыли.

Нептун: Конечно, знаю и помогу вам, но не просто так. За это я хочу послушать стихи вы знаете стихи про рыб.

Ведущая: конечно, знаем, садись, отдохни, мы тебе почитаем.

Нептун: ну что ж молодцы заслужили волшебные слова «Волны волны поднимитесь, рыбки - рыбки оживитесь».

У детей рядом с их контейнером стоит стакан с водой, после волшебных слов дети выливают воду из стакана в контейнер, и происходит чудо, рыбки оживают (всплывают).

Ведущая: - А теперь нам пора попрощаться с Нептуном и возвращаться в детский сад.
Нептун : Я хочу вам подарить подарки, на долгую память о том, что вы были у меня в гостях.

Ведущая : Спасибо тебе царь Нептун за чудо, за подарки. До свидания.

Нептун : До свидания (уходит)

Ведущая : Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!

Сидят не шевелясь, закрыв глаза. Открывают глаза. Осматривают помещение.

Фотографируют, рассматривают рисунки друг друга.

Воспитатель : Скажите мне ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?

Мы были на море, на морском дне. Встречались с Нептуном.

Воспитатель : Как называется подводная лодка?

Дети: Батискаф.
Воспитатель : А какие морские животные вам больше всего запомнили, почему?

Дети: …..

Воспитатель : Звуки каких животных вам запомнились?

Дети: ….

Ведущая: Вот и закончилось наше волшебное путешествие.

Рыбок дети уносят домой.

Загадки

Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.

Этот зверь клыкастый,
Вместо ног - ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.

Как у гуся ласты.На его ногах,
Он, обычно, в маске.Или же в очках,
Сзади - два балона,
В баллонах - кислород,
И, как-будто рыбка,
Он в воде плывёт.
АКВАЛАНГИСТ

Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная …
(Акула)

Как громадный пароход,
В океане он плывет,
Без трубы и без винта,
На спине его – фонтан.
(Кит)

Гриб прозрачный водяной,
Проплывал вместе с волной.
(Медуза)

Есть лошадка, что не пашет,
«И-го-го» она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?…
(Морской конек)

Есть у нас один работник -
На все руки мастер-плотник.
Хоть в воде его пила -
Не ржавеет никогда!
(Рыба-пила)

Как плывут они красиво –
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит?

(дельфин)

Из морской воды…(дельфины)

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт.

У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами.

В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.

(скат-хвостокол)

Стихи о морских обитателях

Морской конёк.

Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня...
Здесь какая-то ошибка:

Крабик
Я на самом деле - рыбка! От волны невдалеке,
Двигаясь неспоро,
Крабик ножкой на песке
Делает узоры.


Морская звезда.
На дне морском живёт звезда
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала.
С самих небес упала!

Морской ёж.
Дружить всерьёз с морским ежом
Нам нужно осторожно.
Ведь не секрет, что родом он
Из хищных иглокожих –
Коварных иглокожих!

Осьминог.
Снаружи грозный осьминог,
В душе – добрейший малый:
Он приготовил нам пирог
С начинкой из коралла –
Из нежного коралла!

Мурена.
Мурена – рыба просто жуть,
Таких мы не встречали:
Характер злой, ума чуть-чуть,

А зубы – как из стали.
Из самой прочной стали!

Дельфин.
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!

Акула.
Акула – всех морей беда,
Виновница разгула.
Она сейчас не голодна:
Акула съела мула –
Огромнейшего мула!

Морской конёк.
Морской конёк, как горбунок,
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Своим длиннющим носом!

Электрический скат.
Средь рыб океанических
Стоит он как-то боком,
А назван электрическим
За то, что бьётся током –
Представьте, бьётся током!

Я слушала внимательно
О жизни в глубине –
Морские обитатели
Теперь знакомы мне!
Да-да, знакомы мне!


Давным-давно, когда море ещё только появилось на свет, оно было совсем не солёное. И бурь на море не случалось. Оно было тихое и спокойное, как большой пруд.
Однажды морской царь Нептун сидел со своими прекрасными дочерьми - их было всего сорок - на дне моря. У десяти девочек были жёлтые волосы, ещё у десяти - чёрные, ещё у десяти - белые, а у последних десяти - красные. И у всех сорока - очень хорошенькие блестящие рыбьи хвосты.
Мимо проплыла сельдь, и Нептун заметил, что она плачет. Потом проплыл полосатый морской чёрт и несколько морских коньков - тоже все в слезах! И плачущий палтус. Нептун посмотрел себе под ноги и на дне морском увидел плачущую морскую звезду, а рядом с ней рыдающего омара.
- Что случилось, дружище омар? - спросил его Нептун.
- Ах, сэр! - всхлипнул омар. - Опять эти киты. Они пьют море.
О, как царь Нептун рассердился! Он всплыл на поверхность моря, огляделся и, куда бы он ни бросил взгляд, всюду видел больших и даже огромных китов. И все они пили море. И море мелело прямо на глазах.
- Вот негодники! - сказал Нептун. - Надо прекратить это безобразие.
Он снова нырнул на дно и позвал к себе дочерей.
- Плывите, мои крошки, в дворцовую кухню, - сказал он. - Там в шкафу вы найдёте мешки с солью. Возьмите каждая по мешку и скорей возвращайтесь.
И все сорок дочек морского царя поплыли в дворцовую кухню и вернулись каждая с большим мешком соли.
Тогда Нептун сказал своим желтоволосым дочкам:
- Плывите, мои малютки, на восток, рассыпайте по дороге соль и развевайте её во все стороны хвостами.
А черноволосым дочкам он сказал:
- Плывите, милые, на юг, рассыпайте соль из мешков и развевайте её во все стороны.
Беловолосым дочкам он сказал:
- Плывите, детки, на запад и делайте то же самое.
Красноволосым он сказал:
- А вы, мои хорошие, плывите на север и, не жалея соли, посолите море.
И все его дочки уплыли кто куда и сделали всё, как велел им отец.
На другой день киты, как всегда, стали пить море.
- Ой, - сказали они, - оно же солёное!
Им было противно глотать солёную воду, и они выпустили её обратно могучим фонтаном. И от огорчения забили по воде хвостами, отчего на море поднялась страшная буря.
А царь Нептун смеялся.

Вот и прекрасно, - сказал он. - Теперь море будет всегда солёным, и киты не станут его пить, а станут от огорчения бить хвостами, и поднимется страшная буря. Но уж лучше иногда буря на море, чем совсем без моря, верно?
- Ты прав, дорогой отец! - сказали все сорок дочек, и каждая поцеловала его.
Вот почему море солёное и на нём случаются бури.
- Вот здорово, а я и не знал, - сказал тигр, когда писатель кончил сказку про море. - А теперь нарисуй, пожалуйста, ванну.
- Ванну?
- Да, ванну с холодной водой. Тигры очень любят купаться в холодной воде.
Писатель нарисовал ванну с водой, и тигр влез в неё.
- Ты доволен? - спросил писатель.
- Очень!
- По-моему, тебе уже пора вылезать.
- Ещё немножко.
- Вылезай, вылезай, не то мне придётся взять ластик и стереть ванну. - И писатель взял ластик и стёр кусочек ванны.
- Ой, что ты наделал! - закричал тигр. - Смотри, вода льётся прямо на страницу. Ты зальёшь всю книжку.
- Ничего, я сейчас сотру и воду, и ванну.
- Ну вот, ты стёр и половину моих полосок.
- Не волнуйся, полоски я сейчас опять нарисую. Вот так! - И писатель нарисовал тигру полоски.
- А зачем тигры полосатые? - спросил тигр.
- Хм... зачем... может быть, затем, чтобы легче было играть в прятки. В джунглях, где живут тигры, на солнце всё золотисто-жёлтое, а в тени всё чёрное. И жёлто-чёрному тигру очень удобно прятаться.
- Умно придумано, - сказал тигр. - А теперь пойдём на следующую страницу, и ты расскажешь мне ещё сказку.
- На следующую страницу нельзя, там Хампли-Бампли.
- А ты нарисуй поезд, мы сядем в вагон и поедем быстро-быстро, Хампли-Бампли нас тогда не догонит.

Друзья сели в поезд, и писатель рассказал тигру новую сказку. (См. сказку Дональда Биссета "