Художественная цветная гладь: основные стежки. Какие бывают виды вышивки Вышиваем шелковыми лентами

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

А образовательная
программа

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Малокирменская основная общеобразовательная школа»

II квалификационной

Мамадыш, 2012

Печатается по решению « Информационно-методического центра» Мамадышского муниципального района РТ.

Квалификационной категории Закирова Фирдавса Рахимшовна.

Рецензент: Старший преподаватель кафедры Дизайна ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Н.П. Андреева

Данная авторская программа составлена учителем технологии Малокирменской ООШ Закировой Ф.Р. Программа предназначена для учителей технологии общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования (кружков рукоделия). В этом пособии представлен материал по разделу « Декоративно-прикладное искусство» на тему « Методика проведения занятий по вышивке». А так же предлагаются разработки уроков по вышивке и календарно-тематическое планирование для 5-8 классов. Материал носит рекомендательный характер и может быть творчески использован учителями технологии.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….…4-5

Тематический план ………………………………………………………………...6-8

Календарно-тематическое планирование занятий курса « Ручная художественная вышивка» ……………………………………………………………………………..8-11

Разделы программы :

Ручная вышивка, как один из видов рукоделия применяемых

на уроках технологии …..............................................................................................11-19

к проведению занятий по вышивке …………………………………………………19-20

Заключение …………………………………………………………………………. ..20

Разработки уроков по вышивке:

Тема: « Приёмы украшающих швов на основе простейших»………………………21-22

Тема: «Вышивка крестом» ……………………………………………………………22-26

Тема: « Художественная вышивка как средство оформления швейных изделий.

История вышивки. Тамбурный шов …………………………………………………26-28

Фотографии из школьной выставки « Волшебная вышивка» ……………………...29-30

Тематический план для 5-8 классов …………………………………………………30-32

Литература …………………………………………………………………………….33

Приложение:

Рецензия

CD -R -диск

Пояснительная записка.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для учащихся 5–8-х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки,необходимые при вышивании.

Программа курса рассчитана на 36 часов.

Цель программы:

    углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

    систематизация знаний о различных приемах вышивки.

    развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

    создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,

    освоение приемов вышивки крестом.

    выполнение творческого проекта.

Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

    Демонстрация изделий.

    Занятия с элементами лекций.

    Практические занятия.

    Самостоятельная работа с литературой.

    Работа над проектом.

Наглядность:

    Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

    Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

    Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

Учащиеся должны уметь:

    Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

    Уметь вышивать на пяльцах и без них.

    Начинать и заканчивать работу без узлов.

    Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

    Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

    Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

    Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

    Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

    Виды ручной вышивки.

    Историю и традиции вышивки.

    Способы нанесения рисунка на ткань.

    Способы закрепления нитей.

    Способы выдергивания нитей.

    Способы зашивок.

    Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

    Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

    Выполнение заданий.

    Защита проекта.

Программа способствует

    повышению интереса к культурным традициям родного края;

    развитию познавательной и творческой активности детей;

    формированию нравственных ценностей;

    расширению политехнических знаний, повышению культуры общения детей;

    укреплению веры детей в свои способности.

Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края и облегчит социальную адаптацию при вхождении во взрослую самостоятельную жизнь. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Тематический план курса


п\п

Тема

Часы

Теория

Практика

Понятие декоративно – прикладного искусства.

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

Гобеленовый шов

Другие виды вышивок, их использование.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Защита проекта

Всего:

2 8

1. Вводное занятие

    Понятие декоративно-прикладного искусства.

    Из истории русской вышивки.

    Знакомство с одеждой татарского народа. Вышивка в одежде.

2. Инструменты и приспособления для вышивания:

    Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

3. Технология выполнения свободных швов

    Шов “вперед иголку”.

    Шов “строчка”.

    Шов “за иголку”.

    Стебельчатый” шов.

    Тамбурный шов” и его варианты.

4. Технология выполнения счетных швов

    Шов “роспись”.

    Шов “козлик”.

    Шов “косичка”.

    Счетная гладь.

    Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.

    Крест с вертикальными стежками на изнанке.

    Крест простой – редкий.

    Кресты в два ряда.

    Крест двусторонний.

    Двойной или болгарский крест.

    Стоячий крест.

    Двусторонний “тамбовский” крест.

5. Гобеленовый шов

6. Другие виды вышивок, их использование

    Белая гладь.

    Цветная гладь.

    Вышивка ришелье.

7. Композиция, цветовой круг, орнамент

    Составление композиции.

    Орнамент, цветовой круг.

    Колорит.

8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

    Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.

    Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

    Вертикальный ряд.

    Выполнение крестиков в 1 прием.

    Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

    Диагональное расположение крестов.

    Обводка вышитых мотивов.

    Закрепление нитки.

    Оформление края изделия.

    Стирка и глажение вышитых изделий.

    Оформление вышивки в рамку.

    Изготовление декоративной рамки.

10. Защита проекта

Календарно-тематическое планирование занятий курса
Ручная художественная вышивка”


п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Теория

Практика

1.

Понятие декоративно – прикладного искусства

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой русского и татарского народов.

1

1

1

1

2.

Инструменты и приспособления для вышивания

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

Увеличение и уменьшение рисунка

1

1

3.

Технология выполнения свободных швов

1

Шов "вперед иголку"

1

Шов "строчка"

1

Шов "за иголку"

1

"Стебельчатый" шов

1

– “Тамбурный шов” и его варианты

1

4.

Технология выполнения счетных швов

1

Шов "роспись". Шов "козлик"

1

Шов "косичка"Счетная гладь

1

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке

1

Кресты в наклонном ряду

Кресты в два ряда

1

Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест

1

5.

Гобеленовый шов

Технология выполнения гобеленового шва

1

1

6.

Другие виды вышивок, их использование

- Белая гладь. Цветная гладь.

Вышивка ришелье.

1

1

7.

Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции

Орнамент, цветовой круг

Колорит

1

1

1

1

8.

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

1

1

9.

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

1

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх

1

Вертикальный ряд

Выполнение крестиков в 1 прием

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

1

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов

Обводка вышитых мотивов

1

Закрепление нитки

Оформление края изделия

Стирка и глажение вышитых изделий

1

Оформление вышивки в рамку

Изготовление декоративной рамки

1

10

Защита проекта

Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

1

1

Итого: 36

8

28

Материальное обеспечение:

    нитки мулине, шерстяные;

    иглы № 24, 25, 27;

    наперсток;

    линейка;

    ножницы;

    ткань для вышивки;

    канва для вышивки крестом АИДА;

    пяльцы, клей ПВА;

    дополнительные аксессуары.

I . Ручная вышивка, как один из видов рукоделия, применяемых на уроках технологии.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по предположению, там и был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов. На Руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Древнерусская вышивка различалась лицевым и орнаментальным шитьём. Лицевое шитьё перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитьё с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов на равне с иконами и фресками.

Вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани- тафта, камка, атлас.

Лики и открытые части тела вышивались светлым шёлком, одежду и остальные детали композиции- разноцветными шелками и металлическими золотыми и серебрянными нитями. Шёлком вышивали сквозь ткань - "на проём". Металлическими нитями вышивали "в прикреп"- нитки накладывали параллельными плотными рядами и прикрепляли к фону тонкой нитью в цвет золота или серебра. Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. Художник - знаменщик "знаменил" рисунок - наносил контуры изображения на ткань, а образец выкраски отмечал на бумаге. Текст, сопровождающий композицию вышивки прорисовывал на ткани словописец. Орнаментальные мотивы наносил "травщик" в 18 в . существовали мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения вышивальному мастерству.

Вышивались мужские кафтаны, чепраки, петлицы, косынки, носовые платки, полотенца и др.- золотом и серебром, цветными шелковыми нитками, белыми нитями тамбурным швом, «в настил», _«филеями», гладью. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась жить в убранстве быта. Стали появляться вышитые в самой разнообразной технике кафтаны, ковры, экраны для каминов. Вышивкой украшались и модные различные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и другие. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в 19 в. становится вышивка крестом по канве цветными нитками и гладью с теневыми переходами. Тамбурное и филейное шитье применялось только в украшении одежды и белья. Золотое шитье становится привилегией форменной одежды и придворных нарядов.

Во второй половине 19 в. вышивка использовалась и в верхней одежде: накидках, мантильях, пелеринах. На бархате или сукне узор выполнялся накладным шнуром, аппликацией, стразами.

Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Самой распространенной, истинно русской была вышивка по счету нитей по утку и основе: шов «роспись», простой крест, счетная гладь, которые выполнялись льняными, хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитями. Другим распространенным видом часть нитей вышивки было шитье по нарушенной ткани. Для этой цели нитей выдергивали, разреженную ткань перевивали в сетку и по ней настилали узор- вышивка «перевить», строчевая.

Многие швы, а также вышивка гладью пришли в Россию из европейских стран- Италии, Франции, Германий.

В прошлом в каждом уголке нашей необъятной страны существовали свои типы вышивки с определенными цветовыми сочетаниями и расположением узоров. Например, в северных областях России вышивали крестом и только красными нитями. Там были распространены крупные декоративные узоры с изображением фигур птиц, барсов, коней, львов и мотивов цветущих деревьев. Их выполняли в основном на полотенцах и подзорах.

Отдельные области, а иногда и районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Глубокие корни имеет вышивка и в декоративно-прикладном искусстве и в одежде народов Узбекистана. Наиболее популярны золотое шитье и вышивка тамбуром.

Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в 14 в., а узоры и краски настенных росписей 6-7 вв. нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К 19 в. золотошвейное производство срсредоточилось в столице Бухарского эмирата - Бухаре. Основным заказчиком золотого шитья был эмирский двор, что привело к возникновению дворцовых мастерских. На искусстве золотого шитья сказалось влияние архитектуры Бухары с четкими членением объемов, полукружиями арок и пышным декоративным убранством.

Шитая золотом мужская одежда- халаты, камзолы, мундиры, шаровары, обувь, пояса, головные уборы- «салля» (чалма) и «кулях» (остроконечная шапочка под чалму), а также полоны для лошадей изготовлялись только для эмира и по его заказу или по заказу его приближенных для подношения ему по случаю семейных торжеств и праздников. Никто даже из сановников государства не мог заказать для себя ни одного из упомянутых выше предметов -- всю шитую золотом одежду они получали в виде- подарков от самого эмира.

Шитая золотом женская одежда бытовала только среди зажиточных слоев населения. Одевали ее в основном по семейным торжествам и на праздники.

Излюбленными цветами считались: красный, фиолетовый, зеленый и синий. Для женской и детской одежды использовались гладкие (без выработки) бархаты, в основном красного (всех оттенков) и фиолетового цветов.

Наиболее характерным изделием национального искусства являются настенные декоративные вышивки, выполненные тамбурным швом. Вышивки, составлявшие девичье приданое давно уже утратили свое изначальное применение и стали традиционными формами общего убранства комнат.

В современной машинной вышивке применяют как простейшие виды швов, так и сложные. Самая изящная и очаровательная вышивка- белая гладь, а также прорезная и ее разновидность- «ришелье». Последняя получила свое название по имени известного французского государственного деятеля, который проводил свободное время за вышиванием в этой технике. С незначительными изменениями такая вышивка была известна ранее как венецианская или «ренессанс». Это очень красивая, изящная и вместе с тем несложная вышивка.

Мережка относится к строчевым вышивкам, то есть к ажурным, и является одним из древнейших видов рукоделия- в античные времена ею украшали в основном ритуальные костюмы. Позднее она стала использоваться для отделки бытовых и национальных костюмов народами Югославии, Венгрии, Словакии, Дании, Германии, Италии и др. У нас в России мережка широко использовалась и не забывалась, ею украшали рубашки, различные головные уборы, платки, передники и т.д. Особенно ценились те работы, которые вышивались "разноцветным тончайшим шелком, серебром и золотом. Мережка является предшественницей игольного кружева, которое стало широко распространяться в 15 в., однако совсем не вытеснило ее. В настоящее время этот вид ажурной вышивки не забыт и пользуется большим успехом у наших современниц. Мережкой отделывают одежду, постельное и столовое белье и т.д., при этом она применяется не только как самостоятельный вид рукоделия, но может использоваться в сочетании с различными видами вышивок. Хотя техника выполнения мережки остается неизменной, все-таки она отличается большим разнообразием рисунков, которые при желании можно придумывать самим. Этот вид рукоделия красив, доступен каждому, практичен и не требует больших затрат материала и времени.

Основы цветоведения

В качестве основы при определении цветовых тонов и правильного сочетания берется цветовой спектр, который можно получить, пропустив луч солнца через стеклянную призму. В природе часто можно наблюдать сочетание красок в радуге, в капле росы, при прохождении луча солнца через каплю воды.

Спектр состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основными цветами спектра являются красный, желтый, синий. Остальные можно получить при смешении двух основных цветов. Можно смешивать не только основные цвета, но и цвета, расположенные один против другого в цветовом круге радуги.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески хрома- «цвет», ахрома- «отрицание цвета»). К группе ахроматических цветов относятся черный, серый, белый, которые определяются только светлотой, то есть относительной близостью данного цвета к белому. К группе хроматических цветов относятся цвета спектра и все их промежуточные цвета, которые характеризуются основными тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка холодного или тейлого цвета. Теплые тона привлекают болльшее внимание и создают впечатление близости предмета, холодные- его отдаленности.

Пользуясь этими свойствами цветов, вышивальщица может усилить рельефность деталей вышивки, сделать узор более четким, передать объемность форм.

В вышивке должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета, то есть должна присутствовать цветовая гармония.

Технологические сведения

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага. Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Для сметывания изделий удобно пользоваться иглами №1 и №3.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают наперсток на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток.

Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.

Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счетных.

Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Ручные швы . Швы бывают разные в зависимости от назначения и техники выполнения: соединительные - для соединения вместе частей тканей; закрепляющие - ими обметывают срезы ткани для предохранения от высыпания; украшающие - для соединения и закрепления частей ткани с одновременным украшением работы.

Шов «вперед иголку» (рис.1) применяют при наметке при обведении контура рисунка.

Представляет собой ряд одинаковых стежков, выполненных на одинаковом расстоянии друг от друга. Работа ведется справа налево. Иголку с ниткой пропускают в ткань через 4-5 нитей все время вперед.

Шов «за иголку» (рис.2) применяется при шитье более плотных тканей. Выполняется с пропусками ткани между стежками. Первый прокол иглы остается впереди второго прокола.

Работа ведется справа налево. Шов применяется в белой глади и для выполнения контура свободных вышивок.

Шов «строчкой» является разновидностью шва «за иголку».

Петельный шов применяется для обметывания петель, края ткани. Все стежки располагаются перпендикулярно краю ткани. Край ткани ложится на указательный палец левой руки и придерживается большим. В начале работы делается прокол с изнанки на лицо, а все последующие проколы стежков делаются с лица на изнанку.

Стебелъчатый шов называется так потому, что им в основном вышивают стебли цветов.

Используют этот шов и при прошивании контура рисунка.

Шов представляет собой ряд плотных косых стежков. Работа может выполняться слева на право и «от себя». Сделав первый стежок, иглу выводят у его середины и выполняют второй стежок, затем иглу снова выводят наверх, но уже у середины второго стежка.

Шов « козлик» применяется при заделывании краев в верхней одежде. Шов «козлик» с лицевой стороны представляет собой ряд перекрещивающихся стежков, а с изнанки - два параллельных ряда коротких стежков. Работа ведется слева направо. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

Свободные вышивки.

Существуют самые разнообразные виды свободных вышивок. К свободным вышивкам относятся гладь, тамбур, «ришелье».

Гладь. Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях. Распространены белая гладь, гладь с настилом, теневая гладь, прорезная.

«Пышечка» - контур узора прошивается швом «вперед иголку» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Пышечка» может быть вышита с настилом.

«Листик» контур прошивается стежками «вперед иголку». Листик может быть вышит прямыми или косыми стежками. Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика.

Гладь» в раскол». Узор прошивают по контуру швом «вперед иголку», в том месте, где предполагается раскол узора, прошивают две параллельные строчки. Внутреннюю часть узора заполняют настилом. Стежки настила должны ложиться в направлении, противоположном предполагаемой вышивки гладьевыми стежками. Сначала вышивают целую часть мотива и, дойдя до места раскола, гладьевыми стежками заполняют одну сторону. Иглу вкалывают по внешнему краю за строчку и внутри между параллельными строчками. Вышив одну сторону, приступают ко второй.

Тамбур.

Основа тамбурной вышивки - шов «цепочкой» представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то

закрепление нитки на ткани может служить первой петлёй тамбурного шва.

На тканях с не очень плотной структурой вышивку можно выполнить крючком. Предварительно намечают точки по линии контура или работают «на глаз», делая одинаковые петли. Преимущество этой техники в том, что рабочая нитка закрепляется в самом начале, чуть в стороне от первой петли, а потом всё время подаётся снизу с катушки или с мотка. Работа идёт снизу вверх, всё время «от себя» (а)

Тамбурный шов с разной величиной петель (б) выполняется как обычный, только крупные петли чередуются с более мелкими. Работа ведётся сверху вниз «на себя».

Тамбурный шов можно выполнить в виде зигзагообразной полосы (б). Стежки в этом случае располагаются попеременно то вправо, то влево от средней линии шва.

Так же проходят зигзагообразной линией на изнанке.

Шов цепочкой с раскрытыми петлями (б) выполняется сверху вниз, работа идёт «на себя», только начало и конец петли находятся на расстоянии друг от друга, а не в одной точке, как в классическом тамбурном шве. Направление иглы всё время справа налево по диагонали вниз. Стежки по изнанке также расположены по диагонали.

Шов цепочкой с незаконченными раскрытыми петлями выполняется

сверху вниз слева направо, движение работы-«на себя». " Рабочая нитка закрепляется на изнанке и выводится на лицо, выкладывается петлёй, конец которой располагается ниже начала. С левой стороны всё петли закрытые, с правой стороны шва открытые.

Шов с перекрученными петлями (в) . Работа ведётся справа налево « на себя». Если вести работу сверху вниз, то на всех левых петлях её нужно поворачивать по часовой стрелке. Нитку закрепляют, выводят на лицо, огибают петлёй и вкалывают иглу в ткань выше и левее начала. Затем иглу с рабочей ниткой выводят в середине

первой петли, нитку огибают петлёй вправо и иглу вкалывают в ткань выше и правее начала второй петли. Петли, которые направлены влево, огибаются с левой стороны; все петли, направленные вправо, огибаются с правой стороны.

При расположении петель в прикреп по кругу можно вышить цветочки в растительном орнаменте. Цветочки выполняются петлёй в прикреп с одним стежком или двумя стежками.

СЧЕТНЫЕ ВЫШИВКИ

Счетные вышивки относятся к наиболее древним и распространенным. Называются так потому,что узор выполняется по счету нитей ткани. На тканях полотняного переплетения лучше видна структура, и на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест,двойной крест, полукрест или роспись, счетная гладь, мережки.

«Крест» выполняется двумя перекрещивающимися,диагональными стежками. Работа выполняется в определенной последовательности. Первый ряд диагональных стежков направлен слева направо, каждый стежок снизу вверх. При вышивке крестом нескольких горизонтальных рядов ниткой одного цвета переход нитки от конца одного ряда осуществляется через два ряда. . Вертикальный ряд крестиков вышивают снизу вверх, сначала диагональными стежками. В каждом стежке направление нити разное. Ряд верхних диагональных стежков в вертикальных крестах направлен сверху вниз, также с переходами по изнанке от стежка к стежку по вертикали.

При выполнении узора, где крестики расположены не подряд. А через один. также вышивают нижний ряд диагональных стежков слева направо, ряд верхних стежков -справа налево. В этом случае и на изнанке образуется узор крестиками. Наиболее сложна в исполнении вышивка крестом по диагонали.

«Двойной крест» состоит из четырех перекрещивающихся стежков двух по диагонали, двух прямых. Двойной крест выполняется весь сразу. На схеме цифрами показан порядок выполнения стежков.

1 2 3

II . Методические рекомендации для учителей технологии к проведению занятий по ручной вышивке.

Учителю труда дана возможность самому планировать работу раздела"Рукоделие". Даже виды рукоделия выбирает сам учитель. Это дает учителю проявить фантазию, применить свое умение,научить детей не только шитью и кулинарии, но и познакомить с разными видами рукоделия. Учитель выбирает такой вид рукоделия, которым владеет сам, но как трудно на первых порах спланировать работу, да и выбрать само изделие, на котором дети будут изучать тот или прием.

Ручная вышивка является одним из разделов программы "Элементы декоративно-прикладного искусства"(ДПИ). Основное содержание этого раздела составляют практические работы, которые занимают 70-80 % учебного времени. Остальное время отводится на изучение теоретического материала (знакомсво с историей возникновения вышивки, элементами и композиции).

При планировании этого раздела необходимо учесть то, что часов, отведенных на этот раздел, в программе мало, что дети должны не только отработать простейшие вышивальные приёмы на образцах, но и закрепить полученные навыки и умения на небольших законченных готовых изделиях. Поэтому главная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь вышиванием, тогда желающие смогут самостоятельно продолжить обучение. Кроме того, на уроках по этому разделу необходимо уделить большое внимание эстетическому воспитанию учащихся, развитие интереса к выполняемой работе на уроках технологии, раскрытию творческих способностей учащихся.

Для успешного решения поставленных задач весь учебный материал предполагает постепенно усложняющиеся объекты труда, при изготовлении которых учащиеся могут реализовать свои индивидуальные возможности, проявить творчество. Из болышого многообразия вышивальных приемов для изучения отобраны лишь несколько простых по технологии и довольно быстрых по выполнению приемов.

В результате обучения учащиеся должны усвоить и уметь практически применять следующие виды швов: шов "вперед иголку",шов "назад иголку", стебельчатый шов», тамбурный шов, шов "козлик", петельный шов», простой крест, простейшие мережки, двустороннюю гладь, верхошов.

По каждому виду швов учащиеся должны выполнить на уроках небольшую по объему зачетную работу. Перечень рекомендуемых учителем практических работ, а также содержание и учебные цели занятий по теме «Ручная вышивка».

В дальнейшем предполагается, что полученные на уроках рукоделия навыки вышивальных приемов девочки будут использовать как один из самых распространенных видов отделки швейных издёлий. Причем рекомендуется использовать для этой цели изделия, выполняемые на уроках технологии по теме «Технология изготовления швейных издёлий» базовой программы по трудовому обучению.

Работа по отделке изделия вышивкой выполняется перед раскроем во внеурочное время или на кружковых занятиях. Кружки вышивки создаются повсюду: в школах, на детских технических станциях, в социально- педагогических комплексах,в детских домах творчества. Кружковые занятия способствуют ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. В связи с этим рекомендуется обучение по разделу «Ручная вышивка» отнести на начало учебного года.

Для того чтобы учащимся было легче работать на уроках, желательно учителю подготовить наглядный материал, инструкционные карты. В качестве примера можно привести творческий проект «Декоративное оформление фартука». Прослушав объяснение учителя в начале урока некоторые ученики, имея перед собой на столе инструкционные карты, могут работать самостоятельно, а учитель за счет этого сможет больше внимания уделить тем, кто не совсем понял объяснение. Инструкционные карты помогают пропустившим занятия детям « догонять» остальных учеников.

Заключение.

Образовательная область "Технология" обязательная составная часть общего среднего образования, которая обеспечивает учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаннй и умений, без которых невозможен экономический и социальный прогресс страны, сохранение и возрождение лучших традицнй народной культуры.

Технологически образовать ученика-значит сформулировать у него жизненно важные общетрудовые знания и умения, привить трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культурой, обеспечить профессиональное самоопределение.

Важную роль в самоопределении учащихся играют кружки. При правильной организации занятий вышивка способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости.

Изделия, выполненные учащимися служат отчетным материалом работы кружка. Ими оформляют выставки, представляют на конкурсы. Они являются прекрасным наглядным материалом. Большую роль в восприятии учебного материала играет наглядность. Для достижения этой цели я подготовила инструментальные карты, где представлены образцы с последовательностью их выполнения. Инструментальные карты подготавливают учащихся к самостоятельному выполнению изделия.

Благодаря разделу "Вышивка" у учащихся развивается интерес к народному декоративно-прикладному творчеству. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Вышивание - творческий, увлекательный труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введет в мир прекрасного.

План урока по технологии в 5 классе.

Тема: Приемы украшающих швов на основе простейших.

Цель : ознакомить учащихся с приемами украшающих швов.

Задачи: -Образовательная: закрепить умение выполнять простейшие

швы, научить выполнять швы: волна, «павлиний глаз», «верхоплут».

Развивающая: развитие творческого отношения к работе.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: плакат «Инструменты и материалы для вышивания», выкроенные детали фартука; иглы, ножницы, схема для вышивки, пяльцы, нитки разноцветные.

1. Организационный момент .

Проверка присутствующих, назначение дежурных.

2. Актуализация знаний .

1.Что представляет из себя шов «вперед иголку» или как его выполнять?

2. Для чего применяется такой шов?

3. Какой вид имеет шов «за иголку»?

4. С какой стороны должна быть нить при выполнении стебельчатого шва?

Ответы:

1. Шов «вперед иголку» выполняется по прямой или изогнутой линии движением иглы справа на лево. Он представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять по счету нитей или по рисованному контуру.

2.Применяется такой шов для украшения одежды, используется в качестве настила в белой глади.

3. Шов «за иголку» непрерывный ряд стежков, выполняемых справа на лево. Используется для соединения деталей между собой.

4. При выполнении стебельчатого шва рабочая нить должна быть всегда с одной стороны шва.

З.Изложение нового материала.

На основе шва « вперед иголку» можно выполнить три новых шва: шов «волна», шов «павлиний глаз», шов «верхоплут». Шов «волна»- выполняется в два приема. В начале по прямой линии или по контуру узора выполняются стежки шва «вперед иголку» . Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой подводят каждый стежок сверху вниз. Нить сильно не затягивайте, оставляйте ее мягко обвивающей каждый стежок.

Шов «павлиний глаз» выполняется в три приема. Сначала справа на лево выполняется шов «вперед иголку», в котором длина стежка равна длине пропуска. Теперь вденьте в игу нить другого цвета и, введя иглу с любой стороны выполненного шва, обвивайте стежками шов «вперед иголку» так же, как при выполнении шва.

4.2 Текущий инструктаж.

Наблюдение за ошибками (неправильное запяливание нити, стежки не одной длины, нить неравномерно натянута).

4.3 Заключительный инструктаж.

Анализ аналогичных ошибок, выделение лучших работ.

5. Практическая работа.

Выполнение творческого проекта " Декоротивное оформление фартука". Учащиеся на заранее выкроенных деталях фартука (нагрудник и карманы) должны перевести выбранный рисунок и вышить его стебельчатым швом.

6. Закрепление новой темы:

1. Какие простейшие ручные швы ты знаешь?

2. Где используются простейшие ручные швы?

3. При выполнении шва "павлиний глаз", с какой стороны должна располагаться рабочая нить?

7. Заключительная часть.

Выставление оценок, уборка рабочих мест, домашнее задание: доделать практическую работу.

План урока по технологии в 7 классе.


Тема урока: Вышивка крестом.
Цели: создать условия для

знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
Наглядные пособия : электронный ресурс «Вышивка крестом», образцы вышивки, эс-кизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.
Оборудование : ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.
Ход урока


I . Организационный момент.

Слово учителя.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учитьтся,

Мы помним: в нашей жизни всё пригодится.


II . Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:
- представление опыта работы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);
- драматизация интереса к работе вышивка крестом;
- знакомство с социальным опытом учащихся по овладению предлагаемой технологией;
- простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вы-шивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

1. Исторический очерк.
Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.
В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.
Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.
2. Выбор материалов, инструментов, приспособлений .

Существует немало разных видов тканей и ниток для вышивания. От их выбора во многом будет зависеть результат вашей работы. Прежде всего ткань и нитки должны соответствовать назначению изделия. Например, для наволочки лучше взять прочные ткани и нитки, так как вы будете ихз часто стирать. Убедитесь, что иголка проходит сквозь ткань легко, не расщепляя волокон.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком. Иглы выпускают в наборах по номерам. Чем больше номер, тем тоньше игла. (Вышивальная игла, игла»Синель»,ковровая игла, бисерная игла)

(Учитель показывает иглы)

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.
Вам потребуется также маленькие острые ножницы. Gj nt }