Гомосексуализм с точки зрения науки. Психологические особенности мужчин с нетипичной направленностью влечения Что такое гомосексуальность

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются материалы "высококвалифицированных" психологов, которые стараются убедить нас в нормальности гомосексуальных отношений. Мол, люди такими родились, ничего здесь не поделаешь, поэтому мы должны толерантно относиться к их стилю жизни и любить их такими, какие они есть. Однако эту нездоровую мысль разделяют далеко не все психологи. Кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант, декан факультета психологии Киевского института бизнеса и технологий, а также мать шестерых детей Людмила Гридковец уверена: гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить, и которая, успешно лечится.

Нами манипулируют, когда пытаются доказать нормальность гомосексуальных отношений.

В настоящее время гомосексуальные половые связи считаются естественными. В некоторой степени вина за это лежит на тех психологах, которые с помощью СМИ приучают нас относиться к гомосексуалистам как к альтернативе традиционным отношениям. Зачем Ваши коллеги занимаются такой пропагандой?

Есть несколько причин. Первое - это продуцирование собственного патологического внутреннего мира наружу. Другими словами, человек всегда распространяет то, что имеет внутри. Если имеет добродетели - продуцирует добродетели, если имеет патологии, то соответственно продуцирует патологии... В свое время я проводила исследование, после которого смогла сделать вывод - 73 процента студентов-психологов идут учиться ради решения личных проблем. Но проблема состоит в том, что практически в 90 процентов ВУЗов изучают только теорию психологии, а вот человека, его внутренний мир - нет. Поэтому, психолог, который не решил собственные проблемы, после выпуска из ВУЗа, начинает ее культивировать.

Вторая причина - манипуляция. Происходит это очень просто. Специалист, который имеет личные проблемы, не крепкий в своих ценностных ориентациях, посещает определенный тренинг, чаще всего по гендерному равенству в Штатах или Канаде, и становится первой жертвой манипуляции. После этого начинает применять полученные знания, используя те же самые манипулятивные технологии.

Как именно происходит манипуляция сознанием?

На самом деле очень просто. Вам дается только определенная часть информации и предлагается сверить факты в этой части. Например, определенные ученые доказали, что гомосексуализм существует у высших млекопитающих и в первобытных племенах на протяжении всей истории человечества. Существует? Да, существует. Какой вывод якобы напрашивается? Якобы гомосексуализм - норма человеческого существования. Но на самом деле это чистой воды манипуляция. Если мы расширим круг информации, сразу же увидим абсурдность теории. Убийство, каннибализм, педофилия - все это также имеет место среди высших млекопитающих и первобытных племен на протяжении истории человечества. Однако такие явления нормой мы не считаем. То есть стоит всего-навсего расширить информацию и все становится на свои места. Впрочем, по закону манипуляции доступ к осознанию этой простой истины перекрывается.

Наверное, ярким примером манипуляции сознанием со стороны психологов можно назвать и случай с геем Элтоном Джоном, который во время визита в Украину отметил, что хотел бы усыновить ВИЧ-позитивного мальчика из Дома малютки в Макеевке. Тогда именно психологи, ссылаясь на какие-то исследования, убеждали украинцев в том, что наукой еще не доказано влияние воспитания в гомосексуальной семье на психику ребенка. Мол, далеко не факт, что мальчик также вырастит гомосексуалистом.

На самом деле никто не проводил таких исследований. Проще сказать, что "такой факт не доказан", чем провести такие исследования. Ведь на них нужны значительные суммы. А кто их даст?
Властная мать, вытесненные психотравмы, пропаганда СМИ, потеря духовных основ - все это причины мужского и женского гомосексуализма

В чем причина мужского гомосексуализма с точки зрения психологии?

Их несколько. Например, мальчик воспитывается в семье, где мать очень активная и властная женщина. Она контролирует детей, подавляет мужа. Примерно, как в том анекдоте: "Кто в доме хозяин? Папа. А вот кто сегодня будет папой, решает мама". У ребенка возникает протест против поведения матери, не осознавая это, он входит в своего рода коалицию с отцом. Соответственно, ищет себе мужчину, который сильнее матери.

То есть в воспитании мужчин-гомосексуалистов в большей степени виноваты матери?

Да, но есть одно "но". Когда я начала консультировать людей с такими проблемами, я увидела, что причина на самом деле по большей части связана с отцом. Обычно сын не может простить ему слабость, отсутствие желания защитить его от матери или свою оставленность. В общем непрощение отца - является базовым в гомосексуализме. А уже потом - отношения с матерью, о которых я упоминала ранее.

А с чем связан женский гомосексуализм?

Интересней всего то, что именно женские гомосексуальные отношения нигде в природе не встречаются - это исключительно фантазийная прерогатива людей. Основная причина лесбийских отношений - вытесненная психотравма, которая чаще всего связана с конкретным мужчиной. То есть это сексуальные домогательства в разном возрасте, о которых большинство девушек даже не помнят. Можно сказать, психика "позаботилась" и вытеснила все в сферу подсознания. Например, в моей практике был случай, когда в процессе консультации выяснилось, что в девять лет девочку сексуально домогались. Для нее это стало страшной травмой, поэтому психика, чтобы избавиться от нее, просто вытеснила этот случай. Такой опыт привел к тому, что девушка не могла иметь ни одних отношений с мужчинами, даже поход к доктору-мужчине становился для нее настоящей проблемой.

Еще одной модной в настоящее время разновидностью сексуальных отношений можно назвать бисексуализм...

Хочу сказать, что к такой искривленной модели отношений часто приводят именно психологи. К сожалению... Вот, например, распространенный случай. К психологу приходит подросток и говорит: "У меня такой классный друг, что я чуть ли не влюблен в него. Что делать?". Психолог не объясняет ему, что это обычная дружба, а определенные эротические переживания и влечение к представителю своего пола связаны с подростковым возрастом. Вместо этого говорит: "Ты определись уже, наконец, к кому ты относишься". После такого "совета" специалиста подросток начинает мучить себя этим вопросом и приходит к выводу, что ему действительно нравятся представители своего же пола.

Пропаганда с помощью СМИ может повлиять на формирование гомосексуального поведения?

Я хочу отметить то, что к гомосексуальным отношениям приводит целый ряд разных факторов. Есть более весомые причины, есть менее, но их несколько. Пропаганда через СМИ, демонстрация фильмов о гомосексуальной "любви" может стать тем решающим фактором, который склонит человека к практике нетрадиционных отношений. Также как и закрытая среда - тюрьма, школы для мальчиков, девочек. Так, в моей практике происходили случаи, когда воспитанниц футбольных клубов развращали более старшие девочки.
Гомосексуализм нужно и можно лечить

Для вас, как для практикующего психолога, гомосексуализм - это...

Гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить. Поэтому гомосексуалист должен осознать, что он больной и должен захотеть вылечиться.

В вашей практике были случаи успешного лечения гомосексуализма?

Мое первое, так сказать, знакомство с представителями гей-культуры произошло в 92-м году в Швеции. Тогда там собралась молодежная тусовка со всей Европы, чтобы прослушать психологические лекции, в том числе и по поводу гомосексуализма. Лекции оказались абсолютно примитивными: геи - тоже люди, давайте их не бить. Но, практически не получив ничего полезного во время лекций, я тогда получила ценный опыт. Дело в том, что присутствующие там гомосексуалисты почему-то именно меня выбрали "своей жилеткой". Они рассказывали мне о своей "тяжелой" жизни, плакались, как их никто не понимает и так далее. По сути, эти ребята просто стали жертвами развращения - они имели любовников в возрасте, которые их содержали, старались убедить себя в нормальности таких отношений. И в результате мы имели то, что имели.

На тот момент я постоянно думала: "Господи, ну за что мне все это? Все себе развлекаются, а я должна выслушивать несчастных гомосексуалистов". Когда в 1995 году ко мне впервые обратился человек с такой проблемой, благодарила Бога за тот опыт.

Могу сказать, что клиентов, которые приходили с просьбой вылечить их от гомосексуализма, насчитывается с десяток. Больше тех, которых беспокоили депрессии, суицидальные мысли, алкогольная зависимость, галлюцинации. Они хотели избавиться от этого и в процессе терапии выяснилось, что на самом деле проблема лежит гораздо глубже. Люди осмысливали это, продолжали терапию и через некоторое время становились здоровыми.

Основное в браке - это любовь и воспитание детей

На сегодняшний день во многих странах гомосексуалисты пытаются добиться, чтобы их "браки" считались законными. На ваш взгляд, брак - это исключительно союз между мужчиной и женщиной или возможны альтернативы?

Вообще я не люблю слово союз. Для меня брак - это посвящение. Однако для гомосексуалистов слово союз - означает понятие, что-то наподобие "союз рабочего и крестьянки". У них не может быть посвящения, вечного познания друг друга, вечной присяги друг другу...

Кроме того, что вы опытный психолог, вы еще и мать шестерых детей. Как вы считаете, что во время воспитания ребенка родители должны избегать, а на что обратить внимание?

Стоит избегать очень распространенного в настоящее время фактора уникальности ребенка. В чем он состоит? Когда мама видит талант ребенка, она начинает превозносить ребенка над другими - с этим не гуляй, туда не смотри и т.д. Подрастая, ребенок ищет такого же талантливого, умного и... такого же пола человека. Другими словами, ищет свою копию... Понятно, что это может иметь плачевные последствия. Однако унижение ребенка также приводит к развитию патологий. Поэтому давая малышу понимание его уникальности и удивительности, необходимо при этом также давать ему понимание неповторимости и ценности каждого человека.

Обращайте особое внимание на любовь в семье - это базовое и в браке, и в воспитании детей. Мать должна любить свого мужа, а отец - свою жену. И очень важно, чтобы дети видели свидетельство этой любви. Также невероятно важно любить свою дочь или сына не за что-то, а просто потому, что он или она у вас есть.

Спасибо за интервью.

Беседовала Зоя Никитюк

Н.М. Романова, И.С. Куприянова
Вопросы практической психологии. Выпуск 14. Саратов: Издательство Саратовского педагогического института, 2000. С. 205-210

Интересная статья, показательная. Несмотря на то, что в результате исследования авторы находят кучу психологических проблем у геев, из-за идеологических штампов гей-движения они не могут увидеть, что эти проблемы неразрывно связаны с самой гомосексуальностью, и потому предлагают половинчатое решение гей-аффирмативной терапии.

Проблема сексуальной нетипичности в отечественной психологии долгое время относилась к числу запретных тем и находила отражение исключительно в специальной литературе, недоступной для широкого изучения. В настоящее время интерес к данной теме вырос, о чем свидетельствует большое число публикаций. Наиболее полно в работах отечественных психологов изучаемая тема нашла отражение в работах И.С.Кона. В зарубежной психологии представляют интерес с точки зрения изучения психосексуальной нетипичности работы Masters W.N., Johnson V.E., Kinsey A.C., Larsson K., Harlow H.F. и др.

Существующие теоритические обоснования формирования нетипичной психосексуальной ориентации заключены в ряде основных причин:
— наследственная предрасположенность
— гормональное функционирование
— патологические отношения с родителями в период формирования личности
— сексуальное насилие в детстве
— психические расстройства и заболевания.

Гомосексуализм как разновидность нетипичной психосексуальной ориентации личности проявляется в виде направленности полового влечения на лиц одноименного пола, определяющей выбор полового партнера и особенности полового поведения. Отличается от гетеросексуальных связей только направленностью влечения, в то время как эмоциональные и сексуальные связи аналогичны гетеросексуальным, за исключением возможности оплодотворения и продолжения рода.

Нами проведено изучение личностных характеристик, присущих мужчинам с гомосексуальной направленностью психосексуального влечения. Для исследования использовалась стандартная методика MMPI, направленная на изучение разноплановых аспектов личности и психических состояний. Полученные данные позволили выявить ряд специфических особенностей данной группы лиц.

В исследовании участвовали 53 мужчин, добровольно обозначивших себя гомосексуалами и демонстрирующих гомосексуальные поведенческие проявления. Возраст испытуемых в диапазоне от 17 до 43 лет, с преобладанием возрастной категории до 30 лет.

Исследование показало, что грубых изменений психики (в виде психозов, психопатий) при нетипичной психосексуальной направленности не наблюдается. Отмечались преимущественно личностные изменения в форме отдельных психопатических черт. Абсолютное большинство испытуемых за психиатрической помощью в течение жизни не обращались и в процессе настоящего исследования выраженных признаков акцентуации личности и патологии психики не обнаруживали. Во время тестирования у всех испытуемых была высокая мотивированность на участие, заинтересованное отношение к заданию, без негативных реакций. Однако анализ оценочных шкал позволил выявить определенные показатели выраженной дезадаптации изучаемой категории, дисгармоничности.

Усредненный профиль изучаемой группы имеет пикообразный характер (ярковыраженные пики по шкалам F, 8, 9, 5), расположен в промежутке 53

Низкие показатели шкалы лжи L демонстрируют отсутствие тенденции испытуемых представить себя в возможно более выгодном свете, приукрасить свой характер. В то же время, респонденты достаточно адекватны в понимании своих особенностей, затруднений, откровенны и самокритичны, на что указывают полученные данные шкалы коррекции К. Значительная разность F-K отражает склонность к акцентированию симптомов,жизненных трудностей. У большей части испытуемых (84%) данные по шкале F пограничны и выше края нормы. Причина такого повышения окончательно не ясна. На наш взгляд, наиболее адекватным объяснением является обусловленность данного факта напряженностью психической сферы личности, стрессовыми состояниями.

Значительное повышение по шкалам F и 8 говорит о наличии эмоциональных нарушений, социальной отчужденности и трудностей связанных с усвоением моральных норм, нетрадиционном подходе к решению проблем.

Анализ выявил у значительной части выборки психологические отклонения по MMPI: нарушения по шкалам теста обнаружены у 48 испытуемых из 53, то есть у 90,6% выборки наблюдаются отклонения от нормативных показателей. Сравнение усредненных результатов MMPI изучаемой группы с нормативными данными (полученными на выборке гетеросексуалов) показало наличие статистически достоверных различий между ними практически по всем шкалам теста.

Наибольшая степень отличия от нормы наблюдается по 5-й шкале отражающей полоролевые установки и шкалам индивидуалистичности, гипомании, тревожности, импульсивности. Менее выраженные отклонения имеются и по другим шкалам. Так, результаты по 5-й шкале (мужественность/женственность) только у 5 респондентов из 53 (9,4%) соответствуют средненормативным; 86,8% испытуемых имеют отклонения в сторону увеличения, из них высокие значения у 30,2%, очень высокие (Т>69) — у 56,6%. Такое положение является показателем низкой степени идентефикации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины, наличия нарушения традиционно понимаемой мужской полоролевой установки. Кроме того, это подтверждается анализом результатов проективной методики "Рисунок мужчины и женщины". Анализ данных названной методики также показывает, что у 84,4% представленной выборки понимание индивидом взаимоотношений полов ограничивается сексуальными функциями, что мы расцениваем как показатель социально-психологической незрелости. Содержание рисунков диагностирует сильную степень фиксации на сексуальной сфере, сексуальную направленность фантазий и мечтаний.

Значительно выше нормы (Т>69) данные по 8-й шкале у 75,5%, по 9-й шкале у 52,8% выборки, что позволяет говорить о типичном для гомосексуалов нарцисстическом типе личности, со склонностью к самолюбию, эстетическому резонерству, демагогии,манерности, странным фантазиям, свойственных холодным индивидуалистам, питающим слабость к тем, кто перед ними преклоняется.

Лица с одновременным значительным повышением значений 8-й и 9-й шкал (Т>69), составляющие 52,8% наших респондентов, характеризуются как нестабильные, эксцентричные, гиперактивные, напряженные, неусидчивые, излишне болтливые, склонные к паническим реакциям. Им свойственны большие претензии к жизни, но довольно скромные достижения. Могут быть нерешительными, отгороженными, амбивалентными, с характерными шизоидными чертами. Сочетание высоких (Т>69) 5-й и 9-й шкал ММРI, что мы наблюдаем у 27 испытуемых выборки (59,9%), характерно при недостатке контроля поведения, что ведет к несдержанности и экспансивности. Такие личности предприимчивы, энергичны, склонны к злоупотреблению алкоголем, порой хвастливы, могут быть раздражительны, нетерпеливы, импульсивны, демонстрируют незрелый подход к решению жизненных проблем.

Сочетание высоких 5-й, 4-й и 9-й шкал, что является одним из признаков гомосексуальных проявлений (по данным Воробьева Г.Г., 1974), выявлено у 60,4% респондентов.

Также были обсчитаны 70 дополнительных шкал MMPI, отклонения от средненормативных данных были обнаружены по 18 из них: Ec эскапизм (стремление уйти от действительности, бегство от жизни, контактов, болезненное переживание трудностей, конфликтов), Еm эмоциональная незрелость, Fe женственность (наличие у мужчин качествпротивоположного пола), HV открытая враждебность (агрессивность, неконтролируемая враждебность), Н5 подавление агрессии, Нy-0 явная истерия, Im импульсивность, Ma’ явная гипомания, Оr оригинальность, Pd1 неуживчивость, Pd2 проблемы взаимоотношений, ScB странные сенсорные переживания, Un неспособность к достижению цели и др.
Результат фактора b обнаружил состояние преддверия пстихотии.

Следует отметить, что полученная картина характерна для подростков и юношей в процессе формирования личности, когда личностная структура ещё недостаточно устойчива. Высокая интенсивность сексуальной мотивации в сочетании с высокой импульсивностью, непосредственность, доминирующая над интеллектом, сниженный эмоциональный контроль в сочетании с высоким самоконтролем выявляет более или менее выраженную невротизацию личности. В своей деятельности игнорируют социальные установки и нормы, опираясь на собственные ориентиры, которые, по сути, сформированы недостаточно. Погруженность в собственный мир, в свои проблемы в сочетании с высокой чувствительностью, ранимостью и желанием избегать конфликтов ведут к социальной отчужденности и эскапизму. Поведение данной группы отличается малой степенью социальной приемлемости, пренебрежением нормами, нонконформизмом. Характерны всплески желания познать и понять себя, наладить социальные отношения, но по ряду причин это не приводит к заметным изменениям ситуации.

Сочетание методик MMPI и "Рисунок мужчины и женщины" позволяет сделать вывод о фиксации незрелых, подростковых, почти детских представлений об отношениях мужчины и женщины, наличии стремлений к опекаемости, защищенности, к уходу от всякой ответственности.

В целом типичный портрет мужчины с гомосексуальной направленностью полового влечения выглядит следующим образом. Характерной является эмоциональная идентефикация с матерью, позитивное ценностно-эмоциональное отношение к себе, отсутствие эмоциональных и идентефикационных связей с отцом. Характерными чертами данной личности является выраженный субъективизм восприятия окружающего мира, индивидуализм, эмоциональность, впечатлительность, тревожность, импульсивность, стремление быть в центре внимания, удивлять и эпатировать окружающих, интеллект средний, ближе к нижней границе нормы. Нуждается в постоянном внимании, опеке, заботе, поддержке, особенно со стороны близких людей. В социальном плане не хватает уравновешенности и умения легко держаться, часто не понимает как должен себя вести в сложившейся ситуации и каких действий ожидают от него окружающие. Неумение приспосабливаться к социальным требованиям и нормам вызывает устойчивое состояние дезадаптации, создает постоянно растущее внутренне психическое напряжение. Свойственны холодность и стремление дистанироваться, что приводит к эскапизму, обособленности, социальной дезинтеграции. На фоне этого проявляется тревожность по поводу собственной значимости. Отношение к окружающим — негативно окрашенное безразличие. В стрессовых ситуациях поведение малопродуктивно, суетливо, дезорганизовано. Высока вероятность суицидальных действий. В межличностных контактах свойственны ранимость, уязвимость, высокая чувствительность обращенные на себя и потому не способствующие, а скорее затрудняющие процесс коммуникации.

Обобщение и дальнейший анализ полученного массива данных позволят уточнить уровневые нормативы развития ряда важных психологических свойств личности мужчин с гомосексуальной направленностью полового влечения и разработать программы их социо-психологической коррекции, направленные, в первую очередь, на купирование тревоги, приспособление к жизни в социуме и гармоничное развитие личности.

В 1973 году правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности из списка психических болезней (DSM-II). Это решение было подтверждено в 1974 году голосованием всех членов АПА.

Данное решение обозначало начало официального признания существования различных форм сексуальной ориентации и вызвало повышение толерантности к сексуальным меньшинствам в западном обществе.

Многие другие ассоциации психиатров и психологов в мире вскоре последовали примеру американской ассоциации. В 1992 году гомосексуальность перестала считать болезнью и Всемирная организация здравоохранения, в 1994 году — правительство Великобритании, в 1999 году — Минздрав РФ, а в 2001 году — Общество психиатров Китая.

Одновременно с этим в последние годы начали озвучиваться предложения о включении гомофобии и особенно гомофобии, сопряжённой с насилием, в число психических расстройств, так как физические нападения гомофобов на лиц гомосексуальной ориентации нередко сопряжены с жестокостью, которую авторы подобных теорий считают невозможным объяснить одной лишь неприязнью к сексуальным меньшинствам, а относят к области патологии.

"... Отмена диагноза. В 1973 г. ... Американская психиатрическая ассоциация небольшим большинством голосов исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней . ...

В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МБК-10, 1994) в примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией" , подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство " . В 1995 г. эту позицию приняла Япония . В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний. ...

"Депатологизация" гомосексуальности отнюдь не является изолированным актом, продиктованным политическими мотивами или давлением гомосексуального лобби. За ней стоят глубокие изменения в понимании природы сексуальности и сексуального здоровья и в самой философии науки . ...

Всемирная Сексологическая Ассоциация на своем конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную "Декларацию сексуальных прав" , где говорится, что "сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви... Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить их сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях" . Ни пол, ни гендер, ни репродукция тут не упоминаются. Валенсийская декларация - обязательный руководящий документ для всех сексологов мира, которые ясно понимают, что сексуальные права и сексуальное здоровье - две стороны одной и той же медали (Lottes and Kontula, 2000, p.14-15). ...

В декабре 1998 года Попечительский совет АПА сделал программное заявление , что АПА возражает против любого психиатрического лечения (например, "восстановительной" или конверсионной терапии), основанного на предпосылке, что гомосексуальность сама по себе является душевной болезнью, или на априорной презумпции желания пациента изменить его (ее) гомосексуальную ориентацию. ... Нижеследующее Программное Заявление расширяет и углубляет заявление, сделанное ранее Попечительским советом... Оно дополняет, а не заменяет заявление 1998 года.

Программное Заявление

В прошлом определение гомосексуальности как заболевания опиралось на общественное моральное порицание однополых связей. В современном обществе объявление гомосексуальности душевной болезнью тесно связано с попытками дискредитации растущего общественного признания гомосексуальности как нормального варианта человеческой сексуальности. Вследствие этого, вопрос об изменении сексуальной ориентации приобрел сильную политическую окраску. Интеграция геев и лесбиянок в основную часть американского общества вызывает противодействие со стороны тех, кто опасается аморального и вредоносного воздействия такой интеграции на социум. Политические и моральные аспекты этого вопроса возобладали над научными данными, причем в качестве аргументов стали использоваться мотивы и даже личные качества отдельных участников противоборства. Настоящий документ имеет целью разъяснение спорного вопроса.

Подлинность, действенность и этичность клинических попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума неоднократно оспаривались. До настоящего времени не существует каких-либо научно достоверных исследований, подтверждающих эффективность либо вредность "восстановительных" методов лечения. Научные данные о критериях отбора, рисках и преимуществах лечения и долгосрочных его результатах ничтожно малы. Литература по этому вопросу состоит из рассказов отдельных индивидуумов, которые якобы изменили свою ориентацию, которым изменение якобы причинило вред и которые якобы изменили ориентацию, но потом взяли свои слова обратно.

Располагая некоторыми данными о пациентах, можно дать оценку теориям, обосновывающим проведение "восстановительной" или конверсионной терапии. Во-первых, они противоречат научной позиции Американской психиатрической ассоциации, которая с 1973 года установила, что гомосексуальность сама по себе не является душевной болезнью. Теории "восстановительной" терапии трактуют гомосексуальность либо как задержку в развитии, либо как серьезную психопатологию, либо как комбинацию того и другого. В последнее время известные практики "восстановительной терапии" открыто связали устаревшие психоаналитические теории, патологизирующие гомосексуальность, с традиционными религиозными догмами, осуждающими гомосексуальность.

Сексологи первыми выступили с научной критикой таких теорий и религиозных воззрений, составляющих основу "восстановительной" или конверсионной терапии. Позднее критика последовала и со стороны психоаналитиков. Растет и число богословских трудов, оспаривающих традиционное библейское толкование осуждения гомосексуальности, лежащее в основе религиозного аспекта "восстановительной" терапии.

I. АПА подтверждает выраженную в 1973 году позицию и не считает гомосексуальность саму по себе диагностируемым психическим расстройством. Попытки последнего времени патологизировать гомосексуальность путем утверждения ее излечимости основаны не на строго научном или психиатрическом исследовании, а зачастую на влиянии религиозных и политических сил, противящихся предоставлению полных гражданских прав геям и лесбиянкам. В качестве научной организации АПА считает необходимым незамедлительно и надлежащим образом отвечать на заявления политических и религиозных групп о гомосексуальности как излечимом заболевании.

II. В качестве общего принципа, терапевт не должен определять цель лечения ни насильственным путем, ни при помощи косвенного воздействия. Психотерапевтические модальности конверсии либо "исправления" гомосексуальности основаны на теориях развития, научная ценность которых весьма спорна. Далее, отдельные случаи "излечения" уравновешиваются отдельными случаями нанесения моральной травмы. За последние сорок лет "восстановительные" терапевты не провели ни одного научного исследования, подтверждающего возможность излечения. Пока такого исследования не будет проведено, АПА рекомендует этичным терапевтам воздерживаться от попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума и не забывать о первой заповеди врача - "не навреди".

III. Используемые в литературе по "восстановительной" терапии теории делают невозможным формулирование научных критериев выбора модальности лечения. В этой литературе не только игнорируется влияние социальной стигматизации на мотивацию усилий по излечению гомосексуальности, но сама эта литература активно стигматизирует гомосексуальность. Литература по "восстановительной" терапии также имеет тенденцию преувеличивать успехи лечения, забывая о возможных рисках для пациентов. АПА поощряет и поддерживает исследования Национальной медицинской академии и академического сообщества по оценке соотношения рисков и успехов "восстановительной" терапии" (American Psychiatric Association, 2000) . ..."

Гомосексуальное и бисексуальное поведение широко распространены в животном мире . Обзор исследователя Брюса Бэйджмила показал, что гомосексуальное поведение наблюдается в примерно 1500 видах , в диапазоне от приматов до колючеголовых червей, и хорошо документировано в 500 из них. Согласно Бэйджмилу, «животный мир делает это с намного большим сексуальным разнообразием — включая гомосексуальность, бисексуальность и нерепродуктивный секс — чем научное сообщество и общество в целом ранее хотели признавать», «не всё сексуальное поведение животных вращается вокруг размножения и произведения потомства» . Более новый обзор существующих исследований 2009 года констатирует, что однополые отношения являются почти универсальным явлением в мире животных, обычным во многих видах от червей до лягушек и птиц .

Подобные однополые отношения животных включает в себя: секс, ухаживание, привязанность (как форма любви, ласковое поведение, нежность), супружеские (моногамные) связи (англ.)русск. и совместную заботу о детёнышах.

Открытие гомосексуального поведения среди животных имело существенные последствия для защиты прав сексуальных меньшинств . В прошлом гомосексуальные половые акты рассматривались как «противоестественные» — peccatum contra naturam — «преступление (или грех) против природы» . На этом основывалась как идеология гомофобии в целом, так и юридические «законы против содомии» в частности. Теперь, когда оказалась доказана широкая распространённость однополых отношений в животном мире, обнаружилось, что гомосексуальность не противоречит природе (не «противоестественна» ). Этот аргумент был использован в деле Лоуренс против Техаса в Верховном суде США и указан в его решении, отменяющем преследования за гомосексуальность в 14 штатах. Аргумент и сейчас продолжает использоваться в общественных дебатах по многим вопросам защиты прав сексуальных меньшинств .

Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

— В неверующем обществе отношение к этим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все больше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?

— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. Двух мнений здесь быть не может. Священное Писание говорит нам об этом и в Ветхом, и в Новом Завете, и словами апостола Павла о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить или как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.

Что касается канонического церковного права, то оно может меняться. Например, в Ветхом Завете таких людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таких мер нет. Но и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.

— Но гей-активисты и их сторонники утверждают, что гомосексуальность - это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с такой ориентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?

— В 1991 году американский врач Саймон Ле Вей исследовал 35 мужчин-гомосексуалистов, умерших от СПИДа, и заявил, что нашел в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Хаммер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за мужскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто хочет доказать природное происхождение гомосексуализма. Это лишь гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем более что вокруг нее очень много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Хаммер были гомосексуалистами. Тем не менее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что само по себе говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг этой темы.

Но важно другое. Гомосексуалистами не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся мужчинами или женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная ориентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не может быть решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Тут имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и лишь затем — социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая ориентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм - это выбор. Почему человек его делает — это другой вопрос.

— Что может подтолкнуть к такому выбору?

— Большое число мужчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с этим неоднократно. Вообще факторов очень много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые - отношения в классе, например.

В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана мамой. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает сыну волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травматичные последствия.

Еще одна патологическая ситуация: если мама воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Такой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между отцом и матерью, между родителями и детьми установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.

Встречаются иные сценарии посттравматического искажения личности. Женщина, пережившая тяжелую травму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с мужчинами. Но может быть и психическая причина для глубокого страха перед мужчиной, толкающая на отношения только с женщинами.

— Ну а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят об ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм - это норма, в кино показывают романтические истории об «однополой любви». Может ли социум повлиять на выбор подростком своей ориентации?

— Может. Но главное все-таки - это семья. Если мама с папой любят друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детьми, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимать как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эпоху.

Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына - какой он предатель родины и проч. Мне было ее жалко. У нас в семье к Солженицыну было совсем другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я понял, что не ошибся. Дети способны отличить правду от лжи, главное - чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере детей и в итоге дает им возможность состояться.

— С точки зрения психологии гомосексуализм - это нарушение личности?

— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не менее, для большинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не стоит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.

Что такое самоидентификация? Это первый этап зрелости личности. Это ответ на вопрос «кто я такой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, и тогда мы говорим об инфантильности. Гомосексуализм - это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, тут неуместно говорить о лечении или исцелении.

Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней очень трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были дети, но она всю жизнь ощущала в себе гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней смогли сделать - скорректировать отношение к себе как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужчиной.

Она смогла распознать в себе то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это стало для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Может быть, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли. Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, ищут пути преодоления.

— А в чем может заключаться пастырская помощь?

— На мой взгляд, главная духовная задача, которая стоит перед гомосексуалистом — это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не может быть вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только мужчина и женщина.

Поэтому духовный путь личности - это путь либо мужчины, либо женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.

Что тут может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику об этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен помочь ему отнестись к себе как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не выбрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека нельзя.

Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и хотят измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной стороны, сочувствие, с другой - твердость в позиции. Необходимо сочетание этих двух качеств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.

Беседовала Ксения Берг


Сейчас в мире происходит много парадов, как и самих гомосексуалистов, так и людей выступающих против. Многие люди в глубине понимают, что в гомосексуализме есть что-то отвратительное, но толком не могут объяснить даже самим себе, что именно, и почему люди вообще становятся гомосексуалистами.

Учение Фалунь Дафа даёт четкий ответ на этот вопрос и глубоко объясняет корни этого феномена. Здесь я поделюсь лишь некоторыми цитатами:

«Ученик: Можно ли гомосексуалистам, не покидая......

Учитель: Ты хотел сказать: «Не покидая партнера такого поведения, заниматься самосовершенствованием?» Скажу вам, что вчера я говорил, что Святые уже не принимают человека за человека. Хотя ты все еще охраняешь религию, но Иисус уже опустил руки. На самом деле он не признает религии, он признает только сердце человека, которое может возродиться. Почему он больше не отвечает за человека? Потому что нынешнего человека уже нельзя называть человеком, действительно так. В истории никогда не существовал такой хаос как в нынешнем обществе. Вчера я упоминал мафиозное общество, наркотики, видоизменение, свободу совокупления, хаос в половом отношении, кровосмешение, падение представлений человека, в том числе и гомосексуализм...

Подумайте, человек был создан Богом. Создал мужчину, дал ему жену. Так установил Бог. Сейчас человек хочет иметь партнёра одного пола. Святые считают, что человек занимается этим поведением потому, что представление человека уже не является человеческим. Ты произвольно распускаешь свое мышление. Твоя мысль, напоминающая изложенную мной выше мысль, в действительности не принадлежит тебе. Приобретенные при жизни плохие вещи зародили у тебя представление о гомосексуализме, от которого ты сам вступил в анестезию, участвуешь с ним в грязных делах. Тебе нужно снова найти себя, нельзя больше заниматься такими грязными делами. Святые считают такие дела грязными. Вне зависимости от того, признает ли его ваше правительство, законы вашего правительства не являются космической истиной. Законы правительства были установлены человеком. Во время установления закона в сердце человека господствует желание обуздать других или защищать приобретенную власть, либо это делается в интересах голосования. Поэтому такое поведение является неискренним, не содержащим представления доброты.

Думаю, что человек, который написал эту записку, уже почувствовал что-то не правильное в этом вопросе. Сейчас люди уже не могут разобраться что правильно, а что не правильно, что нужно делать, а чего нельзя. Всё стремительно скатывается вниз. Нравственность человечества чрезвычайно быстро падает, разрушается. Все находятся в мощном потоке, уже не могут различать добро и зло. До вступления в самосовершенствование, что случилось, то случилось. Пусть пройдет случившееся. Ты, как самосовершенствующийся, должен быть благородным, в первую очередь быть человеком, затем, войдя в сферу совершенствования, станешь самосовершенствующимся, и, в конце концов, возвысишься в еще более чистого благородного человека, достигая Человека-Святого в сфере божественной. Святые никогда не допускают самосовершенствующихся заниматься таким делом, также не разрешают простым людям так вести себя...»

«Ученик: Почему гомосексуализм считается аморальным?

Учитель: Вы подумайте, является ли гомосексуализм человеческим поведением? Небо создало мужчину, создало женщину, в чем цель? Для размножения потомков. Тогда мужчина вместе с мужчиной, женщина вместе с женщиной, только подумал, и понятно, правильно это или нет. Если он не прав в мелочах, то можно считать, что он совершил ошибку; если он не прав в большом деле, тогда значит, что у него отсутствуют моральные нормы человека, что он уже не достоин быть человеком. Я скажу вам, почему сегодняшнее общество стало таковым? Это объясняется тем, что человек живет без контроля истинного Закона. Этот Дафа распространяется именно в обстановке полной неразберихи, в такой момент, когда все религии не в силах спасти людей, в таком состоянии, когда все Просветленные бросили заботиться о людях. Ибо велика сила Закона. В самый хороший период еще не нужно распространять такой великий Закон, только в самый плохой период может проявляться мощь Закона. Однако
существует и другая причина».

«Ученик: Гомосексуализм - это грех, и мне очень тяжело, я в полном отчаянии. Я верю в «Чжэнь Шань Жэнь», но достоин ли я, чтобы совершенствоваться?

Учитель: Ведомый современным неправильным мышлением, ведомый современной неправильной пропагандой, которая приводит к разложению окружающей среды, человек может совершить очень много ошибок. Я не говорю, что ты не можешь быть спасён. Ты можешь учить Дафа и исправить свои эти неправильные мысли и поступки. Как я рассказывал, почему может быть гомосексуализм? В действительности, человек находится под контролем пристрастий и чувств. Если ты привязан к ним, они могут сформировать такого вида пристрастие в твоём сознании, и из этого образуются разнообразные представления и даже мутированные представления. Вдруг тебе понравились движения или внешность того человека, и с течением времени ты, проявляя упрямство, радуешься этому. Или же, возможно, тебя привлекут манеры поведения этого человека, тогда со временем может сформироваться представление, и тебе будет нравиться именно его поведение. Тогда постепенно эти вещи, чем дальше, тем будут сильнее, и они будут контролировать твоё мышление. Если тебе нравятся какие-то вещи, то это формирует представления, которые могут становиться всё сильнее и сильнее; если душевное состояние мутировалось, то постепенно это мутированное сознание может увеличиваться и развиваться, становясь ещё более мутированным. Поэтому гомосексуалисты именно в чувствах имеют эти мутированные вещи. В действительности, это также одно сформированное представление, только оно мутированное. В этот момент человек такие вещи принимает за себя самого. В действительности, это вещи, сформированные неправильным пониманием в процессе жизни, которые, в свою очередь, стали контролировать тебя, а ты всё же считаешь, что это твоё собственное мышление. Изначально человек не считает, что собственные представления - это не он сам. О той мыслительной карме, которую ты сам сформировал, конечно же, ты не знаешь. Мыслительная карма может отразиться в любой мысли, и ты изначально не размышлял о том, ты это или нет. В действительности, мысль, которая отражается в твоём мышлении, совсем необязательно есть ты. Однако это неправильное мышление, нельзя сказать, что нельзя исправить, так как ты всё-таки учишь Дафа, который наставляет человека идти правильным путём и поступать ещё лучше. Я думаю, что в Великом Законе всё можно исправить. Нет проблем, можешь изучать Дафа. Однако ты должен по-настоящему нести ответственность перед собой, особенно должен отталкивать то своё мышление. Оно вредит тебе, оно заставляет тебя совершать дела, которые не должен совершать человек, оно тянет тебя в ад, а люди с мутацией в их сердце ещё считают, что это они сами. Когда появляется это представление, и тебе начинает нравиться гомосексуализм, ты должен запомнить, что это не ты, и оно опять пришло, чтобы погубить тебя. Однако из-за того, что ты долгое время пассивно соглашаешься, соответствовал им и чувствовал это хорошим, то это и превратилось в гомосексуализм. Это мышление обязательно надо исправить».

«Ученик: Почему гомосексуалисты считаются плохими людьми?

Учитель: Я вам скажу, если бы сегодня я не проповедовал этот Дафа, то объектами, которые Просветленные прежде всего уничтожат, являлись бы именно гомосексуалисты.Не я их уничтожу, а Просветленные. Как вам известно, гомосексуалисты нашли аргумент, говоря, что в древнегреческой культуре существовало такое явление. Да, в древнегреческой культуре существовало подобное явление. Знаете ли вы, почему исчезла древнегреческая культура? Почему исчезли древние греки? Потому, что они были деморализованы до такой степени, что надо их уничтожить. Когда Просветленные создали человека, они установили для людей и нормы поведения и их образ жизни. Когда человек выходит за этот предел, то он уже не считается человеком. Однако у вас есть внешний облик человека, тогда Просветленные не могут терпеть ваше дальнейшее существование, и намерены вас уничтожить. Знаете ли вы, почему появляются в мире войны, чума, стихийные бедствия и катастрофы? Именно потому, что у человека есть карма, а они существуют именно для устранения кармы людей. Как бы ни был прекрасен исторический период в будущем, на Земном Шаре все же будут существовать войны, чума, стихийные бедствия и катастрофы, это послужит людям способом уничтожения их кармы. Некоторые совершили преступления, тогда можно убрать карму таких людей путем гибели плоти и страдания, и потом, когда он заново перевоплотится, у него уже не будет кармы. Его жизнь не сможет действительно умереть, он сможет снова перевоплотиться. Однако некоторые создали слишком огромную карму, тогда ему предстоит полное уничтожение сущности его жизни.

Гомосексуалисты не только сами нарушают человеческие нормы, установленным Просветленными, причем еще разрушают моральные нормы человеческого общества, в частности впечатления, произведенные на детей, приведут к тому, что в будущем мир станет похожим на дьявольский. Вот в чем вопрос. Однако такое уничтожение не значит, что уничтожат его, и он исчез, а в том, что его уничтожают слой за слоем. А скорость уничтожения, с нашей точки зрения, очень быстрая, но в том поле времени, где он находится, все идет исключительно медленно и длительно, он будет уничтожаться раз за разом, уничтожаться крайне мучительно. Это очень страшное дело. Человек должен жить светло, жить благородно, как подобает человеку. Нельзя попустительствовать своей дьявольской природе, делать все, что ему угодно».