Что такое ляпис - инструкция по применению, состав и форма выпуска, показания, побочные эффекты и аналоги. Нитрат серебра: свойства и применение Нитрат серебра субстанция физико химические свойства

Серебро азотнокислое: история, свойства и применение

Синонимы: нитрат серебра, ляпис, азотно-серебряная соль, адский камень

Латинское название: Argenti nitras

Драгоценный металл серебро и его многочисленные производные известны с незапамятных времен. Нитрат серебра является, пожалуй, одной из самых распространенных и широко применяемых солей этого металла.

Изначально это вещество выступало как антисептик, им прижигали раны или останавливали кровотечение. Препаратами из нитрата серебра лечили эпилепсию, гастрит, язву желудка. Со временем ляпису нашлось и другое, хозяйственное применение: с его помощью писали иконы, изготавливали косметические вещества. С конца XIX века азотнокислое серебро стали применять в кинофотоматериалах.

Получение

Азотнокислое серебро получается при взаимодействии серебра с концентрированной азотной кислотой удельного веса 1,18-1,20. Полученное вещество очищают от примесей.

Специалистами ЗАО "ЛенРеатив" в 2012 году освоено производство солей драгоценных металлов, в том числе и серебра азотнокислого. Высокое качество всех процессов по синтезу и очистке полученного продукта позволяет производить серебро азотнокислое квалификации "ХЧ".

Узнать подробнее о нитрате серебра, производимом нашей компанией, его стоимости и условиях приобретения вы можете по тел..

Внешний вид и свойства

Бесцветные прозрачные кристаллы в виде пластинок или белых кристаллических палочек без запаха.

Очень легко растворимо в воде (1:0,6) и этаноле (1:30). Азотнокислое серебро нерастворимо в концентрированной азотной кислоте.

Несовместимо с органическими веществами (разлагается), с хлоридами, бромидами, йодидами (образуется осадок). Под действием света темнеет.


Кристаллы разлагаются при температуре выше 350 градусов Цельсия, при этом образуется металлическое серебро.

Как и все соли серебра, нитрат серебра ядовит. Он должен храниться в специальных емкостях с крышками и в защищенном от света месте.

По физико-химическим показателям азотнокислое серебро должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в ГОСТ 1277-75.

Наименование показателя ХЧ ЧДА Ч
Массовая доля AgNO 3 , %, не менее 99,9 99,8 99,7
Массовая доля нерастворимых в воде веществ, %, не более 0,003 0,004 0,01
Массовая доля хлоридов (Cl), %, не более 0,0002 0,0005 0,001
Массовая доля сульфатов, (SO 4) %, не более 0,002 0,002 0,002
Массовая доля железа (Fe), %, не более 0,0002 0,0003 0,0005
Массовая доля висмута (Bi) %, не более 0,0005 0,001 0,005
Массовая доля меди (Cu), %, не более 0,0005 0,002 0,003
Массовая доля свинца (Pb) %, не более 0,0005 0,0005 0,001
Свободная азотная кислота Должен выдерживать испытания по п. 3.9 Должен выдерживать испытания по п. 3.9
Массовая доля неосаждаемых соляной кислотой веществ, %, не более 0,01 0,04 0,06

Применение

Нитрат серебра широко применяется в производстве зеркал и фотографических материалов, в медицине, оптике, для получения серебряных покрытий, для окраски некоторых органических веществ, для получения различных препаратов, содержащих серебро и для получения самого металлического серебра. Также серебро азотнокислое используется как реагент на соляную кислоту в лабораториях.

В качестве катализатора азотнокислое серебро используется в химической промышленности, в лабораториях.

Растворы нитрата серебра необходимы при производстве мощных аккумуляторов.

Соль драгоценного металла необходима при создании золотисто-желтой окраски на высококачественных свинцовых стеклах. Окраска проявляется при сложном технологическом процессе.

Любители коллекционировать старые бронзовые или медные монеты знают, что с годами монеты приобретают особый налет, называемый “хлорной болезнью”. Устранить эту неприятность можно с помощью нитрата серебра, который способен уничтожить “зелень” и создать защитную пленку на монете.

Структурная формула

Русское название

Латинское название вещества Серебра нитрат

Argenti nitras (род. Argenti nitratis)

Брутто-формула

AgNO 3

Фармакологическая группа вещества Серебра нитрат

Нозологическая классификация (МКБ-10)

Код CAS

7761-88-8

Характеристика вещества Серебра нитрат

Бесцветные прозрачные кристаллы в виде пластинок или белых кристаллических палочек без запаха. Очень легко растворим в воде (1:0,6), растворим в этаноле (1:30). Под действием света темнеет.

Фармакология

Фармакологическое действие - противовоспалительное, бактерицидное, антисептическое, вяжущее, прижигающее, противомикробное .

Связывает сульфгидрильные и карбоксильные группы, что может обусловливать изменение конформации белка, его структуры, или вызывать денатурацию. При диссоциации нитрата серебра ионы серебра вызывают преципитацию белков и обусловливают бактерицидное действие. Альбуминат серебра, образующийся при взаимодействии нитрата серебра с тканевыми белками, постепенно приобретает черную окраску (это связано с восстановлением из альбумината металлического серебра), что, в свою очередь, приводит к взаимодействию с активными группами ферментов. Блокирует некоторые ферментные системы, нарушая тем самым метаболические процессы в микробной клетке. В связи с этим нитрат серебра после кратковременного бактерицидного оказывает длительное бактериостатическое действие. Серебра нитрат при разведении 1:1000 уничтожает большинство микроорганизмов.

При небольших концентрациях ионов серебра преципитация ограничивается интерстициальными белками и проявляется вяжущее, а также противовоспалительное действие. В высоких концентрациях ионы серебра вызывают повреждение мембран и внутриклеточных структур, оказывая прижигающее действие (образуются рыхлые альбуминаты).

Ранее серебра нитрат применяли при хроническом гастрите и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (внутрь, в виде 0,05% раствора). Раствор (2%) может использоваться для профилактики гонококковой инфекции глаз у новорожденных.

Применение вещества Серебра нитрат

Повреждения кожи — эрозии, язвы, избыточные грануляции, трещины.

Противопоказания

Гиперчувствительность.

Побочные действия вещества Серебра нитрат

Аллергические реакции.

Взаимодействие

Несовместим с органическими веществами (разлагается), с хлоридами, бромидами, йодидами (образуется осадок).

Если не указано иного. Нитра́т серебра́ (I) (азотноки́слое серебро́ , «адский камень» , ля́пис от итал. lapis «карандаш » /лат. lapis «камень ») - неорганическое соединение, соль металла серебра и азотной кислоты с формулой AgNO 3 , бесцветные ромбические кристаллы , растворимые в воде.

Свойства

Плотность - 4,352 г/см³. Температура плавления - 209,7 °C. При температуре выше 300 °C разлагается. Хорошо растворим в воде, растворимость 222,5 г/100 г ; растворимость в метиловом спирте - 3,6 г/100 г ; в этиловом спирте - 2,12 г/100 г ; в ацетоне - 0,44 г/100 г ; в пиридине - 33,6 г/100 г (все растворимости - при 20 °C).

Нитрат серебра может быть получен растворением серебра в азотной кислоте по реакции:

\mathsf{Ag + 2HNO_3 \rightarrow AgNO_3 + NO_2{\uparrow} + H_2O}

Нитрат серебра является реактивом на соляную кислоту и соли соляной кислоты, поскольку взаимодействует с ними с образованием белого творожистого осадка хлорида серебра , нерастворимого в азотной кислоте :

\mathsf{HCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + HNO_3} \mathsf{NaCl + AgNO_3 \rightarrow AgCl{\downarrow} + NaNO_3}

При нагревании соль разлагается, выделяя металлическое серебро:

\mathsf{ 2AgNO_3\ \xrightarrow{350 ^oC} \ 2Ag + 2NO_2 + O_2 }

Нитрат серебра используется в медицине для прижигания и стерилизации ран. Применяется также в плёночной фотографии . Обладает жгуче-кислым вкусом.

Использование в медицине

Нитрат серебра используется в медицине (ляписный карандаш ) для прижигания ранок и удаления мелких бородавок. Лечебное действие нитрата серебра заключается в подавлении жизнедеятельности микроорганизмов; в небольших концентрациях он действует как противовоспалительное и вяжущее средство, а концентрированные растворы, как и кристаллы AgNO 3 , прижигают живые ткани. Также используется как действующее вещество в гомеопатии . Впервые ляпис применили врачи Ян-Баптист ван Гельмонт и Франциск де ла Бое Сильвий , которые научились получать нитрат серебра взаимодействием металла с азотной кислотой. Они обнаружили, что прикосновение к кристаллам полученного вещества приводит к появлению на коже чёрных пятен, а при длительном контакте - глубоких ожогов . Адский камень , строго говоря, не чистый нитрат серебра, а его сплав с нитратом калия , иногда отлитый в виде палочек - ляписного карандаша. Ляпис оказывает прижигающее действие и применяется с давних пор .

Ляпис в литературе

Вещество, со времён средневековья широко распространённое и популярное не только у медиков, но и также у химиков и алхимиков, нитрат серебра глубоко проник едва ли не во все языковые культуры цивилизованных стран Европы и Азии, откуда неизбежным образом попал и в литературу: научную, медицинскую и художественную. Упоминания о нём и тексты с его «участием» можно было встретить практически под всеми названиями, но всё же явными лидерами в области беллетристики оставался сначала «адский камень», а затем - «ляпис».

Большой отрывок, посвящённый нитрату серебра (в данном случае, адскому камню), можно обнаружить в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Главный герой романа, Евгений Базаров , порезав себе палец при вскрытии тифозного трупа , и не имея возможности немедленно прижечь ранку, только через четыре часа приходит к своему отцу и запоздало прижигает опасный порез.

«Дня три спустя Базаров вошёл к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня?

Есть; на чтó тебе? - Нужно… ранку прижечь. - Кому? - Себе. - Как, себе! Зачем же это? Какая это ранка? Где она? - Вот тут, на пальце. Я сегодня ездил в деревню , знаешь - откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались, а я давно в этом не упражнялся. - Ну?

Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался».

- (Иван Тургенев, «Отцы и дети»)

Не без особого удовольствия вспоминал об этом реактиве Козьма Прутков , хотя и в нарочно высокой поэтической форме. Антон Павлович Чехов , который сам был врачом, не раз и не два вставлял в свои рассказы живые сценки вокруг ляписа, временами называя его по-латыни (argentum nitricum). Небольшой эпизод с разглагольствованиями бравого денщика об окраске ляписом престарелых собак можно найти также и в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка ».

«- Собаки не могут краситься сами, как дамы, об этом приходится заботиться тому, кто хочет их продать. Если, к примеру, пёс старый и седой, а вы хотите продать его за годовалого щенка или выдаёте такого дедушку за девятимесячного, то лучше всего купите ляпису, разведите и выкрасьте пса в чёрный цвет - будет выглядеть как новый.».

- (Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка», глава XIV: Швейк в денщиках у поручика Лукаша)

Галерея

  • Изображения нитрата серебра
  • Dusičnan stříbrný.JPG

    Dusičnan stříbrný.PNG

Напишите отзыв о статье "Нитрат серебра(I)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Нитрат серебра(I)

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Нитрат серебра (который по-другому называют ляпис ) - это бесцветные прозрачные кристаллы либо белые карандаши без запаха. Его легко растворить в воде, а воздух действует на него как окислитель. Хранится вещество в сухом затемненном помещении в закрытой посуде темного цвета. Впервые для лечения ляпис был применен врачами Яном-баптистом ван Гельмонтом и Франциском де ла Бое Сильвием. Они получили нитрат серебра благодаря реакции взаимодействия металла и азотной кислоты. Одновременно выяснилось, что кристаллы соли при соприкосновении с кожей оставляют темные пятна, а если соприкосновение длится достаточно долго, то остаются глубокие ожоги. Ляпис оказывает эффект прижигания и известен достаточно давно. Его лечебное воздействие подавляет жизнедеятельность микробов, несильные концентрации имеют вяжущее и противовоспалительное действие, а более высокая концентрация раствора нитрата серебра прижигает ткани и останавливает кровь. Именно на этом свойстве и основано действие ляписного карандаша от .

Применение нитрата серебра

Раньше раствор нитрата серебра применяли в медицине во многих областях. Благодаря вяжущему, противовоспалительному и антисептическому действию его использовали при лечении язвы желудка и 12-персной кишки, также его применяли в качестве профилактики конъюнктивита у новорожденных младенцев (после родов его закапывали и протирали глаза). На сегодня применение нитрата серебра не так широко из-за того, что современная медицина открыла более эффективные средства.

Раствор нитрата серебра 0.05-0.5 % концентрации применяют наружно при воспалительных процессах слизистых оболочек, в концентрации 4-5 % - при ожогах, язвах и мокнущих экземах, для обработки язв и бородавок - 3-10 % раствор или ляписный карандаш. Его также применяют, чтобы остановить кровотечения из мелких сосудов. Внутренне нитрат серебра используют исключительно в несильных растворах, в качестве средства антисептического и вяжущего, при язвенной болезни желудка и поносах.

Долговременный прием препарата внутрь вызывает так называемую аргирию , когда кожа, ногтевые ложа, радужная оболочка глаза, слизистые и ткани внутренних органов принимают серо-черный или бурый оттенок, из-за того, что в них откладывается восстановленное серебро.

Также необходимо иметь в виду, что ляпис несовместим:

  • с органическими веществами (оно подвержено разложению),
  • с растворимыми в воде галогенидами (бромиды, йодиды, хлориды),
  • с восстановителями (новокаином, адреналином, анестезином, резорцином),
  • с растительными экстрактами (из-за разложения и приобретения смесью бурого оттенка).

Эффективность ляписа

Согласно проведенным исследованиям, при обработке бородавок три раза в месяц с интервалом десять дней они полностью исчезли в 43 % случаев (контрольная группа, где использовалось плацебо, показала 11%) , а уменьшились в 26 % (в сравнении с 14 % у контрольной группы). Таким образом, эффективность у этого метода не так высока . На лице ни в коем случае нельзя лечить бородавки ляписным карандашом, поскольку велик риск получить рубцы и ожоги.

Различные соединения серебра, как и сам металл, широко известны и применимы давно. Самым известным веществом является азотнокислое серебро. Эта соль серебра получается при взаимодействии металла с концентрированной азотной кислотой. В Средние века ее использовали алхимики, назвали этот продукт «ляпис» или «адский камень».

Изначально азотнокислое серебро выступало как антисептик, им останавливали кровь, прижигали раны. Лечили препаратом нервную систему, эпилепсию. Со временем ляпису нашли другое, хозяйственное применение. С его помощью писали иконы, пригодилось вещество в косметологии и т. д.

В современном мире серебро азотной кислоты используют гораздо активнее. Это важнейшая растворимая соль, ее формула — AgNO3. Препарат является исходным сырьем для получения и других солей металла. Внешний вид азотнокислого серебра представляет собой белый порошок кристаллической формы, не устойчивый к воздействию света.

Впервые данный препарат в качестве лекарственного средства применили голландский врач, физиолог, химик Франциск Сильвий и нидерландский химик Ян Баптист ван Гельмонт. Ученые получили кристаллы нитрата серебра и обратили внимание на то, что порошок оставляет следы ожога на коже рук.

Выявленное вяжущее, противовоспалительное, антимикробное действие гомеопатического раствора азотнокислого серебра позволило лечить язву желудка, конъюнктивит и другие болезни, связанные с инфекциями. При огромном современном выборе лекарств средства, содержащие ионы серебра, стали пользоваться особой популярностью.

Многими используется фармакопейный препарат в виде карандаша, содержащего ляпис. Рынок наполнился серебросодержащими перевязочными средствами, приборами, которые способны в домашних условиях образовывать растворы с содержанием серебра. Широко используется ляпис в ветеринарии для обработки различных ран животных.

Не только положительные, лечебные воздействия на проблемные места способно оказать азотнокислое серебро. Разовая передозировка или долгое воздействие вещества на организм человека может вызвать отравление. Данное заболевание называют «аргирия».

Проблема развивается очень медленно, в течение 2-5 лет. Цвет кожи темнеет начиная с губ. На начальной стадии аргирии больших изменений незаметно. В дальнейшем возможно поражение роговицы глаз и хрусталика. Избыток металла в организме снижает иммунитет, нарушает работу почек и печени, пагубно влияет на состояние щитовидной железы.

Использование вещества в других сферах

В качестве катализатора азотнокислое серебро используется в химической промышленности, в лабораториях. С его помощью получают диоксан, полярный растворитель, необходимый для смягчения химикатов.

Растворы нитрата серебра необходимы при производстве мощных аккумуляторов. Препарат используют при производстве высококачественных зеркал, космических приборов. Автомобильная промышленность использует AgNO3 для изготовления оптики.

Соль драгоценного металла стала незаменимым веществом для криминалистов. С помощью этого вещества выявляют отпечатки пальцев на предметах. С конца 19 века азотнокислое серебро стали применять в кинофотоматериалах.

Текстильная промышленность также не обходится без ляписа. Он принимает участие при производстве красителя для материи. Соль тяжелого металла необходима при создании золотисто-желтой окраски на высококачественных свинцовых стеклах. Окраска проявляется при сложном технологическом процессе.

Любители старых бронзовых или медных монет сталкиваются с таким неприятным явлением: монеты с годами приобретают особый налет, его называют «хлорная болезнь». Устранить эту неприятность, вылечить «заболевание» помогает ляпис.

Очищение старинных монет, проведенное при помощи данного препарата, позволяет сохранить их свойства. Ляпис способен уничтожить «зелень» и создать защитную пленку на монете, его применение является спасением для хранителей старины.