Сложная саржа. Коврик из полосок бумаги

Время чтения: 7 минут

Вторым по распространённости видом ткацких переплетений после полотняного является саржевое переплетение, которое прежде всего отличается меньшим количеством пересечений основы и утка. Основные и уточные нити перекрывают больше, чем одну противоположную, пересечение нитей происходит со сдвигом (1 через 2 или 3), поэтому на поверхности образуется диагональный узор из рубчиков (бугорков). Саржевое переплетение обозначают дробью, в числителе которой - количество основный перекрытий, а в знаменателе - уточных.

Саржа — это тип текстильного плетения с рисунком из диагональных параллельных ребер. Его можно определить по наличию выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани. Оно имеет высокую устойчивость к разрыву, потому что имеет меньше переплетения пряжи на область, следовательно, большую степень внутренней мобильности. Кроме того, при натяжении ткани, нагрузка падает на две нити сразу.

Введение


Саржевое переплетение имеет широкое применение. Оно может быть создано различными способами. Главной особенностью, отличающей его от других типов, является наличие выраженных диагональных линий, которые проходят по ширине ткани.

Основные характеристики:

  • Оно образует диагональные линии от одной стороны к другой.
  • Больше нитей на единицу площади, чем в обычной ткани.
  • Меньше переплетающихся точек, чем в обычной ткани.
  • Лучшее покрытие, чем в обычном переплетении.
  • Больше толщины и массы ткани на единицу площади.

Классификация

Саржевые переплетения производятся в самых разных формах. Однако в широком смысле они разделяются на такие категории:

  • Обычные или непрерывные;
  • Зигзагообразные, заостренные или волнистые;
  • Производные саржи, такие как атласные/сатиновые плетения и косой репс;
  • Комбинированное;
  • Плетение «елочка»;
  • Фигурные и другие родственные.
  • Основную саржу;
  • Уточно-настилочную;
  • Основную и уточно-настилочную;
  • Непрерывную.

  • Основное саржевое плетение. В этих типах основная нить проходит по нескольким уточным нитям подряд, за исключением одной. Минимальный требуемый размер повторения составляет 3. Примеры основного плетения — 2/1, 3/1, 4/1, 5/1 и т. д.
  • Уточно-настилочное. Эта саржа является противоположной предыдущей. В этих переплетениях уток проходит над основной несколько раз подряд, кроме одной. Примеры — 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т. д.
  • Равновесная и неравновесная саржа. В этих типах основные и уточные нити могут быть равными или неравными. Другими словами, саржа может быть одно- или двухсторонней. Соответственно этому, ее называют равновесным и неравновесным. Примеры: 2/2, 3/3, 4/4, 5/5 и т. д. Примеры неравновесных: 2/3, 4/2, 5/3 и т. д.

Виды

Существует две группы :

  • Разносторонняя, когда лицевая и изнаночная стороны различаются. Происходит это из-за того, что уточные или основные нити образуют длинные перекрытия с одной стороны, а с другой стороны видна только одна противоположная нить.
  • Равносторонняя, когда обе стороны полотна одинаковы. В таком полотне нет уточного или основного эффекта, сверху и снизу перекрытия равны.

Диагональный рубчик обычно идёт по направлению вверх и слева направо. Когда направление рубчика сверху вниз и справа налево, переплетение называют обратным саржевым.

Саржа основная: а) – рисунок и б) — схема саржи 3/1

Факторы, определяющие рельефность. Следующие факторы определяют относительную рельефность

  • Характер пряжи;
  • Характер переплетения;
  • Нити основы и утка;
  • Относительное направление кручения пряжи.
  • Характер пряжи. Тонкость пряжи и количество кручений, придаваемых ей, влияют на прочность. Грубая пряжа более низкого кручения дает больший эффект саржи по сравнению с тонкой с более высоким кручением. С другой стороны, двойные или слоистые нити оказывают более сильное влияние на саржу по сравнению с одиночными.

Усиленная и сложная или многорубчатая саржа

  • Характер плетения. Саржа с более длинными протягиваниями будет более заметной по сравнению с той, что будет иметь короткие протягивания. Например, саржа 3/1 будет более заметной по сравнению с 2/2. Следует отметить, что увеличение длины протягивания должно быть сбалансировано пропорциональным увеличением соответствующих нитей основы/утка.
  • Основа и уток. Рельефность пряжи пропорционально увеличивается с увеличением нитей основы и утка.
  • Относительная жесткость. Твердость плетения зависит от количества пересечений. Чем больше количество пересечений, тем сильнее жесткость. С другой стороны, чем меньше их количество, тем больше будет заполнение ткани. Это связано с увеличением протягивания нитей. Увеличение числа пересечений ограничивает плотность потока и наоборот.

На рисунке показаны три случая, в которых выбрано 8 нитей повторения саржевого переплетения.

  1. показан на A, выбирается 4/4.
  2. на B, выбрана комбинация 3/2 и 1/2.
  3. на С, выбрана комбинация 3/1, 1/1 и 1/1.

Соответствующие пересечения показаны на D, E и F. Расстояние между пунктирными линиями представляет собой расстояние, равное диаметру одной нити. Можно видеть,

  • что дизайн A занимает пространство из десяти нитей (D),
  • дизайн B из двенадцати (E),
  • а дизайн C из четырнадцати (F).

Можно видеть, что расстояние между 10 нитями в G более заполнено, по сравнению с интервалом в 14 в F.

Можно сделать следующий вывод о трех типах. Ткань в выше указанных случаях будет иметь:

  1. минимальный уровень жесткости и максимальное заполнение.
  2. среднюю прочность и заполнение.
  3. максимальную жесткость и минимальное заполнение.

Свойства полотен с саржевым переплетением

Основой может служить как натуральное, так и синтетическое сырьё, и свойства полотна в основном определяет именно состав волокон. Как правило, саржевые ткани получаются плотными, износостойкими, очень прочными на разрыв и мало мнутся.

Такой тип плетения полотна является базовым, а уже на его основе создаются новые, придающие тканям дополнительные свойства.

Ассортимент и применение

Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются , деним, габардин, карбон (углеволокно).

Твид

Плотный немнущийся материал из шерстяных некрученых волокон. Может применяться также полотняное переплетение. Обычный цвет для твидовых тканей - все оттенки сухой травы, серый, чёрный, коричневый, болотный (хаки) с вкраплениями синего и красного. Рисунок может быть рубчик, клетка, «ёлочка», «гусиная лапка».

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

Основное сырьё - хлопок. Название ткани также происходит от французского «serge de Nimes» - «саржа из Нима», так как сначала её поставляли в США из французского города Ним.
бывает разной плотности и толщины, от чего также зависит его цена.

  • Есть очень тонкий дешёвый деним под названием Джин (Jean), изготовленный из некрученых нитей, малой плотности.
  • Джинс (Jeans) - уже более плотная и качественная ткань, уточные нитки скручены.
  • Сейчас в деним часто добавляют эластан для придания ему большей степени растяжимости. Это Стрейч (Stretch).
  • Также существует утеплённый деним, с термо-тканью с изнаночной стороны в качестве подкладки.
  • Деним с плетением «елочкой» называют Ломаной саржей (Serge). Из такого были изготовлены первые джинсы Wrangler.
  • Самым прочными и дорогими являются Деним (Denim) и Селвидж (Selvedge).

Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды .

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия.
Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

  • простые, или главные;
  • мелкоузорчатые;
  • сложные;
  • крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

  • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
  • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


Отличигельные особенности саржевого переплетения:

    • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
    • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

  • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
    • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
    • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

      • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
      • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

Время чтения: 3 минуты

Сатиновое переплетение ткани имеет характерную черту - удлинённые перекрытия на лицевой поверхности. При этом получаются очень гладкие на ощупь ткани. При большой крутке нитей полотно приобретает блеск.

Технические характеристики плетения

На лицевой стороне преобладает одна система нитей - уточная либо основная. Если больше основных нитей (одна нить основы перекрывает четыре утка), то тип переплетения называется атласным, а когда больше уточных - сатиновым. Соответственно, и ткани называются и сатином.

Сырьём для атласного переплетения могут быть и хлопок, из которых вырабатывают креп-сатин, сатин-дубль, , корсетные и подкладочные ткани.

Сатиновым переплетением вырабатывают сатин - гладкую плотную хлопчатобумажную ткань. Также могут использоваться синтетические волокна (), шерсть, из которой вырабатывают тонкую ткань высокого качества, - драп-сатин.

Свойства

В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость наощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани их хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Недостатком является сыпучесть, поэтому такие ткани требуют особых навыков при раскройке. Также сатин достаточно скользкий, для удобства в готовых изделиях используют подклад, а спать на сатиновых простынях рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме не атласного переплетения.

Ассортимент и применение

От типа используемого сырья зависят основные свойства ткани и сфера её применения.

Хлопковый сатин

Лёгкая мягкая ткань, производится только из хлопковых волокон. Может быть различной плотности, гладкокрашеным, с набивным рисунком, с 3Д тиснением. Используется для производства .

Обладает гигроскопичностью, прочностью (выдерживает многократные стирки), не теряет окрас долгое время. На таком гладком белье комфортно спать - летом оно обладает приятным охлаждающим эффектом.

Блэк-аут

Двух или трёхслойная ткань, состоящая из полиэфирных нитей двойного сатинового переплетения, обработана акриловой пеной. Практически полностью поглощает солнечный свет (на 99 %). Имеет большую плотность, но при этом тонкая, сохраняет мягкость и легко драпируется. Используется для производства штор для спальных комнат и декорирования помещений. Защищает от солнечных лучей, неонового света, света автомобильных фар и рекламных вывесок. Также обладает шумоизоляционными свойствами (поглощает около 30 % шумов). Благодаря плотности сохраняет тепло.

Существует несколько видов : горючий и негорючий из огнеупорных волокон. Негорючий блэк-аут сначала начинает тлеть, не давая пламени разгораться, затем совсем гаснет. При этом не выделяется никаких токсичных веществ. Такой материал используют для отделки гостиниц, ресторанов и других помещений, где предполагается большое скопление людей.

Полисатин

Прочный материал, на основе синтетических или смесовых (хлопок + полиэстер) волокон. Из полностью синтетического полисатина производят красивые шторы, скатерти, покрывала, обивку для мебели. Такие изделия легко чистятся, мало мнутся, практически не выгорают и не изнашиваются. Из смеси полиэстера и хлопка шьют и домашнюю одежду (халаты, пеньюары).

Не обладает такими же хорошими гигиеническими свойствами как натуральный сатин, кожа в нём практически не «дышит», но стоит он значительно дешевле.

Полисатиновые изделия электризуются и могут вызывать аллергию, это следует учитывать при покупке. Также может образовывать катышки на поверхности.

Тонкая мягкая ткань из высококачественного хлопка с гладкой блестящей поверхностью и матовой изнанкой, очень плотная.

Ткань образует в процессе ткачества переплетение нитей основы и утка на ткацком станке. В зависимости от рисунка переплетений различают ровную, узорную, рельефную, шероховатую, гладкую и ворсо­вую фактуру тканей.

Ткацким переплетением называется порядок взаим­ного перекрытия нитей основы нитями утка. При выра­ботке тканей используют разнообразные виды перепле­тений, которые можно разделить на четыре основных класса: простые (главные), мелкоузорчатые (произ­водные и комбинированные), сложные, крупноузорчатые.

К простым переплетениям относят полотня­ное, саржевое, атласное (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изображение переплетений (раппорты):

1 - полотняного. 2 - саржевого, 3 - сатинового

Полотняное переплетение характеризуется наи­меньшим раппортом (две нити по основе и две по утку), имеет только одиночные перекрытия, расположенные в шахматном порядке; сдвиг перекрытия равен единице. Лицевая и изнаночная стороны полотняных переплете­ний имеют одинаковый внешний вид.

Саржевое переплетение отличается от полотняного величиной раппорта (не менее трех нитей) и длиной пе­рекрытия (две и более нитей). Направление сдвига пе­рекрытий может быть слева направо или справа налево. На поверхности ткани саржевого переплетения образуются диагональные полоски, направленные снизу слева вверх направо.

Если на лицевой поверхности преобладают нити ут­ка, то саржа называется уточной, если преобладают ни­ти основы - основной.

Атласное переплетение отличается от рассмотрен­ных большей величиной сдвига, равной двум-трем ни­тям, и длиной перекрытия не менее четырех. Если на лицевой стороне ткани преобладают длинные перекры­тия, образованные нитями основы, переплетение назы­вается атласным; переплетение с уточным застилом ли­цевой поверхности называется сатиновым.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются большим разнообразием рисунков. Они построены пу­тем видоизменения простых переплетений или комби­нирования элементов нескольких переплетений. В зави­симости от принципаих построения различают произ­водные и комбинированные переплетения (рис. 2).

Рис. 2. Комбинированные мелкоузорчатые переплетения:

1 -в продельную полоску, комбинируются саржа 2/2 я рогожка 2/2; 2 и 3 - креповые, ком­бинируются участки полотняного, саржевого и рогожкового переплетений

К производным полотняного переплетения относятся репс, рогожка, к производным саржевого переплетения - усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа, к производным атласного переплетения - усиленный ат­лас или сатин, которые получают путем увеличения числа перевязочных перекрытий. В результате этого увеличивается связь между нитями основы и утка и, соответственно, прочность ткани.


К комбинированным переплетениям относятся орнаментные, креповые, рельефные, просвечивающиеся. При выработке тканей орнаментным переплетением на поверх­ности тканей образуется тканый узор в виде простых фи­гур: ромбов, квадратов, поперечных и продольных полос. Креповые переплетения характеризуются наличием в рап­порте ткани единичных и групповых перекрытий разной длины, расположенных хаотично без образования четких геометрических фигур. В результате формируется шерохо­ватая зернистая или мелкобугристая матовая поверхность ткани. Рельефные переплетения включают вафельные, диагоналевые, рубчиковые. Просвечивающиеся переплете­ния образуют в определенных местах ткани просветы различной величины, вследствие чего ткань получается ажурной. Ткани этих переплетений отличаются высокой пористостью, легкостью, проницаемостью.

Сложные переплетения характеризуются на­личием трех и более систем нитей в ткани, например двух систем основы и одной или двух - утка. Это по­зволяет формировать прочные, повышенной толщины ткани с одинаковым или разным рисунком на лицевой и изнаночной стороне и с ворсовой поверхностью.

К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, пикейные, ворсовые, петельные. Дляих построения применяются различные виды простых мелкоузорчатых переплетений.

Полутораслойные переплетения образуются из трех систем нитей, двухслойные - из четырех. Ткани двух­слойных переплетений состоят из двух слоев, соеди­ненных между собой нитями. Таким способом выраба­тывают плотные, тяжелые, с высокими теплозащитны­ми свойствами ткани, например пальтовые, драпы, одеяла, кирзу, приводные ремни.

Ворсовые переплетения формируют ткани с ворсовой фактурой. На поверхности ткани образуется ворс за счет выступающих кончиков волокон из разрезанных нитей. Ворсовые переплетения создаются тремя систе­мами нитей: две из них образуют грунт, а третья - вор­совый покров. Вырабатывают ткани уточно-ворсовых и основоворсовых переплетений (рис. 3).

Рис. 3. Образование основоворсового двухслойного переплетения

Крупноузорчатые переплетения образуют на поверхности ткани крупные ткацкие рисунки за счет сочетания различных простых мелкоузорчатых и слож­ных переплетений. При выработке их используется специальный зевообразовательный механизм - жаккар­довая машина, позволяющая создать рисунки с боль­шим числом нитей в раппорте (от нескольких десятков до сотен и более). Крупноузорчатые переплетения бы­вают простыми и сложными

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.


Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.