Проектный метод в духовно нравственном воспитании дошкольников. Методическое пособие «Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Татьяна Макшанцева
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

Перед собой поставила цель : создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно -нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

1. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры : быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках) .

2. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности .

3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

4. Воспитывать духовно -нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

5. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста .

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности . Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей ;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты» .

Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи :

формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло» , их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей .

Вид проекта :

По направленности : социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели , родители

Срок реализации проекта : 1 неделя

Направленность проекта :

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность

Игры : д/и, д/у, с/р, строительные

Чтение художественной литературы

Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

Труд (взаимопомощь)

Ожидаемые результаты :

Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

1. Физическое развитие.

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие.

4. Речевое развитие :

5. Художественно- эстетическое развитие.

3-й этап : обобщающий (заключительный)

В процессе реализации проекта

В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию .

Сформированы способности детей договариваться , оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста . Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа , проводимая мною с семьями моих воспитанников , по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности .

Результаты обследования позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно -нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме . Придерживаясь основного принципа дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Публикации по теме:

"Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Яскова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Машенька"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

Ориентируясь

социальный

общества,

нравственное

воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок

особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Дошкольный возраст –

особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются

качества,

складываются

интересы,

начинается

самопознания,

пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Ребенок, является будущим полноправным

предстоит

осваивать,

сохранять,

развивать

передавать

культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших

задач отечественного образования.Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития

обусловлена

непрерывным

процессом

нравственного

развития

человека

заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением

передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных

ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание

направлено

развитие

личности

«социокультурных,

нравственных

ценностей

принятых

обществе

поведения

интересах

человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной

педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и

воспитания.

Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются:

развивающего

образования,

которого

является

духовно-нравственное

становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса -

объединение

взаимодействие

взрослых

(социальных

структур),

участвующих

образовательном

процессе

познания

принятия

участником

нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных

развитием

собственной

духовности,

способных

рефлексии

деятельности

самоанализа и самооценки к добротворчеству).

интеграции

образовательного

процесса,

предполагающий

комплексный

системный

организации

образовательного

процесса.

систематизации содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное

развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода - принятие ребенка таким, каков он есть,

доброжелательность,

отношениях,

позитивное

развитие,

стремление

взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям

с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом

семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника

видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном

поведении.

7. Принцип культуросообразности - следование в процессе духовно-нравственного воспитания

развития

традиционным

российским

ценностям,

воспитание

использованием

материала

народной

педагогики,

народной

культуры

искусства,

народных,

национальных, традиций.

соответствия

воспитания

возрастным

особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного

развития.

Перед дошкольными образовательными

учреждениями

наиболее

формирования

культуры

лично сти,

высоких нравственных качеств: гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности,

бережного

отношения

историческому

культурному

наследию.

Приобщение

детей дошкольного возраста

культурным

традициям

способствует

личностно-нравственному развитию. Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе

опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику,

элементы

народной

мудрости,

народной

педагогики,

формирующей

круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения

ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о

некоторых нравственных качествах

личности

проявлениях

качеств (о

честности,

дружбе, отзывчивости, смелости).

Для дошкольников очень

являются

впечатления,

помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда

п е д а г о г

о р г а н и з у е т

у с л о в и я

р а з в и т и я,

с т а н о в л е н и я,

т в о р ч е с к о г о

самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через метод проектов.

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных

конкретных нравственных представлений

правилах

поведения

обобщенным

дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей

осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Духовно-нравственное

воспитание

воспитательно-образовательном

процессе

осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В

педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой,

слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным

вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям

детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и

журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической

рождается

нравственным

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде

всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,

какими впечатлениями обогатят.

нравственное

воспитание

дошкольников

реализуется

организации образовательного процесса:

Организованной образовательной деятельности (ООД);

Режимных моментах;

Самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

Занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения

изобретательских задач, проблемных ситуаций;

Использование развивающих технологий и методик - проектирования, экспериментирования;

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-

действенное,

наглядно-образное)

познания

(сенсорные,

и г р о вы е,

экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия,

поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод

проектов. Метод

проектов

основывается

интересах

предполагает

творческий

развивает

исследовательские

ориентироваться

информационном пространстве.

Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом,

оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно

увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет

осуществить

взаимопроникновение

различных

разделов

программы,

интеграцию.

Интегрированный

направлен

развитие

личности

познавательных,

творческих

способностей.

мероприятий

объединена

основной

проблемой. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность

в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот

процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т.д. Работа над проектом

включает

деятельность

педагогов,

родителей.

специально

организованный

педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они

самостоятельными

принятии

ответственными

результат

создание

творческого

продукта

презентации.

педагога

стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим

владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую

решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов

естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации

педагогического

процесса,

основывающийся

интересах дошкольников.

организацию

решается

формирования

стремления

творческому

развития исследовательских навыков.

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном

учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов,

положительной

проявление

доброжелательности

взрослого

обучении

способам

выражения

сочувствия,

внимания (погладить

плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться).

художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и

товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности.

В ходе реализации метода проектов дети учатся: в танцах, играх, вместе поют, читают стихи,

а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь

друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку.

Воспитание гражданственности

патриотизма

детей дошкольного возраста

включает

себя воспитание любви

детскому

Участвуя

в проектной

деятельности, дошкольник знакомит ся

страной. Дошкольник

воспринимает окружающую

действительность

эмоционально

поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, т.к. именно в

осваивает

нравственные

ценности,

поведения,

обретает

нравственный

Родители

помогают

дошкольнику,

организатором

является

взрослые

выполняют

вспомогательную

функцию, следуя его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта. В проектной

деятельности

наблюдается

мировоззренческих

ориентиров

нравственно-

оценочных критериев в конкретной семье и соответственно процесс формирования духовно-

нравственных качеств. Принято выделять три типа проектов: творческий (развитие сенсорно-

перцептивной

ощущения,

восприятии,

воображения),

исследовательский

(развитие

мышления, речи и воображения) и нормативный развитие речи, мышления и памяти).

Метод проектов как основное средство духовно - нравственного воспитания детей позволяет

развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие

возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольном

возрасте

долговременный,

предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не

здесь и сейчас, а гораздо позднее.

прогнозируемые

результаты

духовно-нравственного

развития

посредством

проектной деятельности:

1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи,

сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

адекватное

проявление

разнообразных

нравственных

эмоционально-

ценностного

отношения

окружающему

предметному

испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);

3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в

соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами

взаимодействия

взрослыми

сверстниками

(договаривается,

обменивается

предметами,

распределяет действия при сотрудничестве);

преобразует

полученные

деятельности,

изменяет

поведение

общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой

нравственных ценностей;

пробуждение

познавательного

интереса

отношениям,

поведению

стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами,

ценностями:

Задает вопросы взрослому;

Экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном

поведении;

Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;

5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я»

в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Знает собственные достоинства и недостатки;

Пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами;

определяет

интересы,

предпочтения

деятельности,

отношениях

сверстниками, близкими людьми;

Осознает свое эмоциональное состояние;

Имеет свою позицию, может обосновать ее;

6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а

требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что

такое хорошо и что такое плохо»;

старается

нарушать

поведения,

испытывает

неловкости,

ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Подводя итог, хочется сказать, что рассмотрев выше представленные возможности метода

проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского

сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и

патриотизма, можно сделать вывод: что он является эффективным средством нравственного

воспитания.

через проектный

метод создаются

проявления

этих нравственных качеств.

Литература

Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика –

Синтез, 2008. – 112 с.

Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение,

1993. – 243 с.

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.:

Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.

педагогические

информационные

технологии

образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров /

под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

Прокопова

Формирование

заботливого

отношения

старшего

дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.

Светлана Замараева
Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию . Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию . Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность , эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений : о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости) .

В результате нравственного воспитания детей с опорой на элементы национальной культуры отношения дошкольников с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности . У детей развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе

моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно -волевую готовность к дальнейшей социализации.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников , их личностных потребностей через метод проектов .

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям , которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том , чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения . Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно -образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников . Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения. Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя , но и источником нравственной воспитанности человека .

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников .

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться) .

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности .

В ходе реализации метода проектов дети учатся : в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку .

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и родной стране. Участвуя в проектной деятельности , дошкольник знакомится с родным городом или своей страной. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод : что он является эффективным средством нравственного воспитания . А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств .

Литература

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников . М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., М.: Смысл, 2000. – 167с

3. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Академия, 1976. – 311 с.

4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М .: Просвещение, 1993. – 243 с.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» Д. Д. Шостакович Ни одно из.

В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Переверзева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. Ориентируясь на социальный заказ общества, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:

  1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
  2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие формы работы: совместная организация педагогов с родителями православных и фольклорных, церковных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания. Так же в нашем дошкольном учреждении педагоги используют метод проектов, как основное средство патриотического воспитания. Метод проектов развивает познавательный интерес старших дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом включает в себя семь этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
  4. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  5. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  6. работа над частями проекта, коррекция;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Наш проект направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и традиций. Для осуществления нашего проекта и решении задач был организован круглый стол «Как правильно любить ребенка?», где проводятся психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы со священником на духовно-нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки. Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: «Дары Осени», «Мужчины - наши защитники», «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивной акции «Папа, мама, я - спортивная семья», способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом и священником.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
  2. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988. - 4
  3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. .
  5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .
  6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.
  7. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник) . -Минск, 1990.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»

Опыт работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Воспитатель:

Людмила Емельяновна Мудрак

г.п..Талинка

Октябрьский район

2слайд.

Здравствуйте! Вас приветствует детский сад "Лесная сказка"

Представление опыта работы по теме "Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

3слайд.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

4 слайд. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показалиим путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

5 слайд Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

6 слайд Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

7 слайд Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

8 слайд потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

9 слайд Перед собой поставила цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

10 слайд Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

    Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

    Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

    Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

    Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

11 слайд Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В 2012 году была разработана программа «Окно в мир добра» по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. На её основе и построена работа. Программа состоит из тематических блоков.

1.Блок «Мир доброты» - социокультурные ценности.

2.Блок «У природы нет плохой погоды» - природный мир.

3.Блок «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

4.Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

5.Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Работая в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников стараюсь охватить широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОО.

12 слайд Блоки реализуются через проектную деятельность. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

13 слайд Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты».

14 слайд Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей .

Задачи:

    формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

    воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

    развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

    поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

    развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей.

15 слайд

Вид проекта:

По направленности: социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Направленность проекта:

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта:

    Непосредственно образовательная деятельность

    Игры: д/и, д/у, с/р, строительные

    Беседы

    Чтение художественной литературы

    Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

    Труд (взаимопомощь)

16 слайд

Ожидаемые результаты:

    Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

    Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

    Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

    Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

    Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

17 слайд

1этап-информационно- аналитический

Цель:

    Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

    Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;

    Определение проблемы

    Выбор цели проекта

    Составить план работы, проект: « Доброта спасет мир»

    Изготовление дидактических, сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы

    Введение детей в проблемную игровую ситуацию

    Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

    Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

18 слайд

2 этап Основной этап

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

19 слайд

Реализация проекта: «Доброта спасет мир»

1.Физическое развитие.

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», игра психогимнастика «Не сердись – улыбнись!»

20 слайд

Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты»,п/игра Добрые слова» (с мячом), «Волшебный стул»,

21 слайд

"Соревнования друзей"

2.Социально – коммуникативное развитие

22 слайд

Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению

23 слайд

доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игровой деятельности, в режимных моментах).

24 слайд

Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, помощь младшему воспитателю в режимные моменты, помощь малышам в уборке участка.

25 слайд

3.Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

26 слайд

Этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».

Просмотр мультфильмов, презентаций.

27 слайд

Беседы о добрых поступках и делах.

Работа с альбомом «Правила поведения дошкольников».

28 слайд

4. Речевое развитие:

Беседа «Что такое доброта?»

Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»

29 слайд

Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»

Разучивание пословиц о добре.

Составление загадок о доброте.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

30 слайд

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»

31 слайд

Беседа «Природа добрая и злая»

Составление рассказа «Почему добро побеждает зло?»

Обогащение словаря по теме.

- Чтение художественной литературы.

32 слайд

5.Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:

«Страна доброты», «Цветы для мамы», «Какого цвета доброта»

33 слайд

Аппликация:

«Одежда для мамы

«Подари прохожему улыбку»

34 слайд

Лепка:

«Кулон для бабушки»

35 слайд

«Кормушка для птиц»

Музыка:

Прослушивание песен на тему проекта.

36 слайд

Концерт для детей младших групп.

Слушанье звуков природы.

37 слайд

3-й этап: обобщающий (заключительный)

Выводы:

    В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.

    Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

    У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Аналогично проходит работа по всем остальным блокам.

38 слайд

Игровая деятельность

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника.

39 слайд

Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка.

40 слайд-41 слайд

Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

42 слайд

Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.

43-44-45 слайд

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.

46 слайд

Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения,

47 слайд

при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

48 слайд

Играя с детьми в коллективные игры, заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать , у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

49 слайд

Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

Метод фокальных объектов

Технология составления творческих текстов по картине

Приёмы разрешения противоречий

Кольца Луллия

50 слайд

Составление рифмованных текстов

Технология обучения детей составлению загадок

51 слайд

Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь.

52 слайд

В результате применения приемов разрешения противоречий, увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат

53 слайд

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

54-55-56 слайд

57-58-59-60 слайд

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности.

61 слайд

Для того, чтобы проследить динамику развития духовно – нравственного воспитания дошкольников, руководствовалась различными методиками.

Методика «Подарок»(Гаврилычева Г.Ф. «Вначале было детство»),

Методика, «Какой Я?» , «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология),

Методика «Круг» (Абраменкова В.В.),

Диагностика социально-нравственного развития детей старшего

дошкольного возраста. Результаты обследования за 2 года позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

62 слайд- Своими методическими разработками делюсь не только с коллегами нашего детского сада, но и района округа, России. Они прошли экспертную оценку педагогического совета и размещены на страницах сайта ДОУ, NSPORTAL . RU , MAAM . RU , PEDRAZVITIE . RU

63 слайд

Приняла участие в окружном конкурсе, в номинации «Дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений ХМАО-Югры» получила диплом призера.

А также награждена, дипломом первой степени в районном конкурсе программ по работе с семьей «Только вместе» за программу «Всегда рядом».

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.