Прическа (стрижка) в Исламе. Можно ли брить бороду в месяц рамадан

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах .

Полоскать рот

Что касается полоскания рта, то пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост» . Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

Принимать душ

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост» . Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет .

Мыть голову

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост» .

Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком , мыться, купаться, посещать баню и т. п. Приведу несколько цитат :

- «Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»;

Подчеркну, что все ранее упомянутое никак не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося .

Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.

Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное - не глотать воду.

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается .

Доказательством является в том числе аят из Корана:

«Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (см. ) .

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты . Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет». То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением» ; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост» . А потому омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное – важно не перестараться.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?

Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья.

Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна) .

Вы говорите, что купаться в речке во время поста в Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому - разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент - аят или хадис. Если такового нет, тогда это - их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «Все то, что не запрещено, остается разрешенным» . Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «Если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека» .

Напомню также аят из Корана:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное; дозволенное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] - только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» ().

Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], - халяльно [разрешено для употребления в пищу]» ; «Морская вода очень чиста [пригодна для ритуального омовения]» . О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост. В пост занимайтесь не аквааэробикой, а просто аэробикой.

В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз . Напоминаю вам, что пост - это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.

Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не связаны друг с другом.

Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. Например, сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари .

Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.

Можно ли принимать лечебные ванны во время священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно, несомненно.

Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Да, можно.

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют. Например, некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов .

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари в упомянутом вами контексте подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел» .

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов .

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.

Все они приведены имамом аль-Бухари в начале упомянутой темы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) - известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) - один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Полная информация по теме "можно ли брить бороду в месяц рамадан" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

В исламе большое внимание уделяется не только нормам поведения, но и внешнему виду. и соблюдению норм гигиены. Все главные правила, связанные с этой стороной жизни, изложены в самом Коране и хадисах (преданиях, изречениях) пророка Мухаммада.

Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников - отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»

Чистоплотность - важнейший закон жизни

В мусульманском мире очень много внимания уделяется духовному воспитанию, но не меньше и практическому укладу жизни. Вопросы гигиены стоят чуть ли не на первом месте, поскольку несоблюдение телесной чистоты оскорбляет Аллаха и его Пророка.

В некоторых хадисах даже указывается, что истинный мусульманин отличается от неверующих особой чистоплотностью и своим облагороженным видом. В хасидах есть четкие поучения относительно того, как и сколько раз в сутки правоверный мусульманин должен мыть тело, чистить зубы, как стричь волосы на голове, ухаживать за растительностью на лице.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

В отношении усов тоже есть вполне конкретные указания в учении Пророка. По мусульманскому закону усы можно оставлять на лице или полностью сбривать. Бороду при этом трогать нельзя вообще. Главное требование к усам касается гигиены. Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия пищи жир не пачкал их. В идеале растительность над губой должна быть подстрижена так, чтобы между нею и кромкой верхней губы оставалась небольшая полоска. Усы, как и бороду, нужно регулярно мыть, расчесывать, а в праздники умащивать благовониями.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы

Не все мусульмане полностью сбривают усы. Некоторые их носят, и это не является нарушением законов Аллаха, но только в том случае, если мужчина тщательно заботится о чистоте лица и растительности на нем. Взлохмаченный и неухоженный внешний вид является нарушением заветов Аллаха. При этом некоторые поборники ислама все же предпочитают сбривать усы и носить одну только бороду

Ислам, как и многие другие мировые религии, имеет множество ответвлений и течений. Среди мусульман есть хариджиты, сунниты, мутазилиты, шииты и мурджииты. У представителей каждого течения приняты свои правила. Одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие - желательной. Это рекомендация, которой каждый может следовать по своему усмотрению. Сбриванием усов многие мусульмане демонстрируют свое особое рвение в следовании учению Аллаха.

Аль-Фуркан – независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока

Дорогие братья и сёстры!

Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.

Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно

Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411

Можно ли мусульманину брить бороду?

1. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана, про злонамерения которого в Коране говорится так:

и прикажу им, (рабам Аллаха) изменить творения Аллаха, и они непременно сделают это». (Женщины, 119).

2. Посланник (с.а.в.с.) велел отпускать бороду и запретил брить ее, ведь Аллах Всевышний сказал:

И что дал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (Собрание, 7).

3. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, отличайтесь от огнепоклонников». (Рассказал Муслим).

4. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал также: «Есть действий, которые можно совершать на теле: подстригать усы, отпускать бороды, чистить зубы, прополаскивать нос водой, обрезать ногти…» (и другие действия). (Рассказал Муслим). Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается.

5. Мухаммад (с.а.в.с.) сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». (Рассказал аль-Бухари). Бритье бороды является уподоблением женщине, что является основанием для лишения милости Аллаха.

6. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде (а.с.с) рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад (а.с.с.) спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (Хороший хадис, рассказал Ибн Джарир). В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад (а.с.с) больше ни разу не посмотрел на византийца. Сподвижники пророка (а.с.с.) рассказали потом, что Мухаммад (а.с.с) не смотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу. А пророк Мухаммад (а.с.с.) никогда не смотрел на чужих женщин.

7. Оставлять бороду – приказ Аллаха и Его посланника (с.а.в.с.). Это – обязанность, и потому Посланник (с.а.в.с.) и его сподвижники всегда сохраняли ее. Что касается бритья ее, то в хадисах на этот счет указано на запрещение.

8. Нельзя сбривать волосы на щеках или выщипывать их, так как волосы на щеках относятся к бороде, согласно толковому словарю.

9. Медицина доказала, что борода защищает гланды от поражения солнцем. Кроме того, бритье ее повреждает кожу.

10. Борода – украшение мужчин, созданное Аллахом для мужчин и некоторых птиц, таких как петух, чтобы отличать их от представительниц женского пола. Однажды один мужчина в брачную ночь вошел к своей жене, сбрив бороду, с которой она видела его раньше, и жена не отдалась ему, так как ей не понравился его внешний вид. Как-то спросили одну женщину ее подруги о том, почему она выбрала себе в мужья человека с бородой. Она ответила: «Я вышла замуж за мужчину, а не за женщину».

11. Бритье бороды относится к не одобряемым поступкам, которые необходимо запрещать. Пророк (с.а.в.с.) сказал: «Кто из вас увидит не одобряемое, должен изменить его своими руками. Если не может изменить руками, должен изменить его своим словом. Если не может изменить и словом, то пусть изменит своим сердцем. И это будет самым слабым проявлением имана».

12. Как-то я спросил одного мужчину, бреющего свою бороду, о том, любит ли он Посланника (с.а.в.с.). Он ответил утвердительно. «Но ведь Посланник (с.а.в.с.) велит оставлять бороду», – сказал я ему. – «Кто любит Посланника (с.а.в.с.), подчиняется или противоречит ему?» – спросил я. «Подчиняется» – ответил мне мужчина и обещал отпустить бороду.

13. Если твоя жена возражает, чтобы ты отпустил бороду, скажи ей: «Поистине, я – мужчина, который опасается ослушаться своего Господа». Поднеси ей подарок и напомни ей слова Мухаммада (с.а.в.с.): «Нет покорности тварения в ослушании Творцу и Создателю». (Достоверный хадис, рассказанный Ахмадом).

Мнения ученых 4-х мазхабов о ношении бороды.

Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: “То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). ” Мухаммад сказал: “Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы ” (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.

Ибн Аль-Абидин сказал: “Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал” (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: “Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)”

Шейх Ибн Раъфата в своей книге “Хашияту Аль-Кафия” пишет: “Поистине Шафии в своей книге “Аль-Умм” указал на то, что сбривание бороды является харамом” и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в “Шуъб Аль-Иман” и Аль-Куффал Аш-Шаший в “Махасин Аш-Шариа” на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в “Шарх аль-Уббаб” упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: “сбривание бороды является нежелательным действием”. А Шейх Аль-Азраий сказал: “Правильно (достоверней) запрет на её сбривание”

Аль-Хуляйми сказал: “Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды – это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)”. (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).

Ан-Навави в “Шарх Аль-Муслим” (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов “отращивайте, отпускайте”: “Их весь смысл означает – оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще. “

Имам Малик сказал в “Ат-Тамхиде” : “Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины”

Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к “Шарх Халиль”: “Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы. “

Аль-Къуртубий сказал: “Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её”

Ан-Нафравий в “Аль-Фаваких Ад-Дивани” сказал: “И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании”

Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды – Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.

Шейх Ибн Таймийя сказал: “И является запретным сбривание бороды” а так же сказал: “И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал” и так же сказал в “Шарх Аль-Умда”:”Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) “

Ибн Муфлих сказал В “Аль-Фурууъ (1/92)”: “Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно), но сбривание её является харамом”

Ваш IP: 185.195.26.73

Сегодня: Фев 08, 2018

Copyright © 2009-2015 Независимый информационный портал мусульман Дальнего Востока.

Можно ли во время поста Уразы стричь волосы, ногти?

Разрешается ли стричь волосы и ногти во время поста?

Можно ли стричься во время поста?

Можно ли стричь ногти и волосы во время священного месяца Рамадан, во время поста?

Во время поста в течение месяца Рамадана мусульманам разрешается в светлое время суток, днем, подстригать ногти и стричь волосы.

Нигде не указано таких запретов, кроме того, укорачивать ногти – это фитра, то есть желательное действие.

Что же касается стрижки волос или укорачивания волос или бритья в дневное время во время поста, то и это разрешено мусульманам, нарушения поста из-за этого не случится.

По этому поводу была издана фетва, которой и следуют все мусульмане мира.

А вот делать макияж и красить ногти во время поста в дневное время нельзя тем женщинам, кто пост соблюдает. Про крашеные ногти вообще отдельная история. В обычное время красить ногти разрешено, но перед совершением омовения перед молитвой – вуду, маникюр надо снять, чтобы вода омыла все полагающиеся участки.

Ас саламу алейкум.Можно. На это нет никаких запретов ни в Коране ни в сунне,НО волосы и ногти нельзя стричь двум людям:

1) человеку,который намеревается сделать жертвоприношение в священный месяц Курбан-байрам,

2) человек,совершающий хиджру.

Надеюсь,хоть чуть Вам помогла своим ответом.

Действительно, во время священного месяца Рамадан нет никаких запретов на стрижку волос и ногтей и в дневное время. Пост ваш не нарушится, если вы будете в Уразу стричь волосв и ногти. Нет никаких доводов, чтобы указанные действия (стрижка волос, ногтей) нарушали пост и, тем самым, были бы нежелательными.

Вот какой ответ дает на подобный вопрос постоянный комитет по фетвам в Саудовской Аравии:

Бритье бороды в случае опасности

1 224 Сентябрь 20, 2013 Вниманию читателя предлагается перевод фатвы (№12950) шейха Абдуллы бин Джибрина , да помилует его Аллаха, на вопрос относительно дозволенности бритья бороды из-за страха перед трудностями.

Если мусульманин едет в другую страну, разрешается ли ему брить бороду, чтобы его не называли террористом? Можно ли укорачивать большую бороду?

Мусульманину не разрешается брить бороду кроме как если он опасается, что его посадят в тюрьму, или побьют, или опасается выселения, или мучений и наказаний. В таком случае он становится принужденным к этому, с чем он не согласен.

Принуждение является оправданием даже в совершении поступков куфра (неверия). Всевышний Аллах говорит: «… кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» . Также передается в хадисе: «Моей общине было прощено то, что сделано по ошибке, по забывчивости и под принуждением».

И не разрешается укорачивать большую бороду кроме как, если она безобразная и привлекает внимание и по ее причине человек становится известным, как человек с неопрятной бородой.

А Аллах знает лучше.

Икрима абу Марьям

Другие материалы:

Последние материалы из рубрики:

Оставить комментарий

Пророк Мухаммад (мир ему), милость для миров. Часть 4

Представитель УМК о том, что можно и нельзя во время священного месяца Рамазан

Наступил Рамазан – один из самых благословенных для мусульман месяцев – время поста и особых благодеяний, искупления грехов и предопределения судьбы. В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает, облагораживает и одаривает.

– Становится ли пост недействительным (батил), если случайно пойдет кровь из носа, либо во время пользования ножом или ножницами, либо если расчесать до крови кожу, например, после укуса комаров или других насекомых?

– Нет. Главное, не становиться донором, т.е., не пускать кровь добровольно. Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года. Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела.

– Можно ли делать инъекции?

– Только болеутоляющие или жаропонижающие. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя. Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.

– Можно, но лучше воздержаться. Потому что во время поста человек не только воздерживается от приема пищи и воды, но и все части тела должны находиться в гармонии с этим постом.

– Можно ли пользоваться парфюмерией, косметикой или дезодорантами?

– Это не запрещено, но лучше воздержаться. Не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста. То же самое относится и к запаху от дезодорантов. Умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, а также парфюма и т.д.), нарушает пост. Нельзя, чтобы через ухо, рот или нос в организм попадали густой туман, дым и пар (витающие в воздухе частички муки, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачку и делать клизму.

– Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?

– Питательные средства делают пост недействительным. Но можно использовать медицинские средства.

– Можно ли женщинам делать косметологические процедуры? Например, выщипывание бровей, эпиляцию, удаление прыщей и угрей.

– Выщипывание бровей не нарушает пост. Но лучше воздержаться от проведения косметологических процедур, потому что в них используются питательные средства.

– Можно ли удалять зуб или проводить стоматологическое обследование, ставить пломбу?

– Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Только в случае крайней необходимости, и то с условием – не проглатывать кровь и медикаменты. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается.

– Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?

– Принятие ванны, душа, умывание не нарушает поста. Однако следует следить за тем, чтобы вода не проникла в горло. Получение загара от солнечных лучей также не повлияет на пост, тогда как купание обязательно приведет к его нарушению. Не рекомендуется плавать во время поста. Если проглотить случайно воду, или если вода попадет в тело через нос, пост будет нарушен и его нужно будет возмещать.

– Можно ли пользоваться каплями для носа, глаз и ушей?

– Пост не нарушается. Но если что-то попало в горло, необходимо сразу же сплюнуть.

Нарушается ли пост при рвоте?

– Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, следует лишь прополоскать рот.

Среди 12 месяцев мусульманского календаря именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Уважаемые мусульмане! Давайте на этот раз осознанно проживем месяц Рамазан. Хотя бы на один месяц отречемся от мирских соблазнов, и будем стараться ради лучшей жизни. Не говорите: "В этом году не получилось, сделаю в будущем году". В известном хадисе говорится: "Если бы люди как следует знали истинное значение Рамазана, тогда они пожелали бы, чтобы Рамазан длился целый год". Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! – на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то – число других дней. А на тех, которые могут это, – выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это – лучше для него. А чтобы вы постились, это – лучше для вас, если вы знаете".

Новости категории

Сильный пожар в жилой многоэтажке в Баку – ОБНОВЛЕНО – ФОТО

В центре Баку будут перебои в подаче питьевой воды

Утверждена структура аппарата Агентства продбезопасности Азербайджана

В Баку реконструируется еще одна улица – ФОТО – ВИДЕО

В Азербайджане стартовал международный конкурс теле- и интернет-проектов – ВИДЕО

Делегация из Ватикана едет в Азербайджан

11 комментариев

Allah orucunuzu qebul etsin,inwAllah! Amin!

Аллах тутанларын орудж-намазларынызы гебул етсин, тутмайанларада несиб етсин иншаллах! Амин!

Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?

– Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?

Narujnoe priminenie kakix libo sretsv ne narushaet post esli eto tolyka eto narujnoe sredstvo !

Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?

– Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?

A esli zubi cistit? eto narushayet?

Пост (ураза) в Рамадан является одним из столпов ислама. Соблюдать его должен каждый мусульманин, который является совершеннолетним и находится в здравом уме. Не соблюдать уразу разрешается пожилым людям (должны выплачивать фидию), беременным женщинам, кормящим матерям, больным, которые вынуждены принимать лекарства, и путникам, которых пост застал вне дома (расстояние должно быть не менее 100 км).

Во время поста запрещается в светлое время суток принимать пищу и лекарства размером с горошину, пить воду или лекарства, вступать в половую близость. Но не только.

Когда пост не считается нарушенным?

По словам имама-хатыйба Апанаевской мечети Нияза хазрата Сабирова, если мусульманин в светлое время суток выпил воду или съел что-то по забывчивости, ураза не считается нарушенной.

«В таких случаях говорят: его накормил Аллах, - рассказывает Нияз хазрат Сабиров. - Но если постящийся намеренно принял пищу в запрещенное время, то ему нужно совершить искупление - держать пост дополнительно 60 дней».

Также в период уразы разрешается пробовать на вкус приобретаемый товар и прожевывать пищу для ребенка.

Пост не считается нарушенным, если мусульманин не совершил намаз в предписанное время - восполнить молитву можно в ближайшие часы.

Можно ли делать уколы во время Рамадана?

«Все, что вводится внутрь организма человека, запрещено в период поста, поэтому и делать уколы нельзя. Если человек болен и вынужден принимать лекарства, то он не должен держать уразу», - комментирует Нияз хазрат Сабиров.

Исключение составляет лечение пиявками.

Можно ли купаться?

Нырять и купаться нежелательно, так как вода попадает в уши, нос, рот. Если в солнечные дни мучает жажда и появляется слабость в теле, лучше просто принять душ или обтереться мокрым полотенцем.

Правда ли, что нельзя чистить зубы во время уразы?

Во время уразы следить за чистотой полости рта разрешается с помощью сивака - это зубочистка из ветвей и корней дерева. Сивак обладает сильным запахом и приятным вкусом. Он укрепляет десна, придает блеск зубам и освежает дыхание.

«Использовать зубную пасту во время поста нежелательно, так как она может попасть в организм. Поэтому сивак является отличной заменой. Купить такую зубочистку можно в любом мусульманском магазине», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Можно ли есть мясо после захода солнца?

После захода солнца можно есть все, кроме блюд, приготовленных с добавлением спиртного. Пить алкоголь строго запрещено.

«С наступлением вечера, сразу после заката, постящийся принимает легкую пищу, за 2 часа перед зарей (сяхар) более плотную еду. На вечерний обряд разговения приглашают гостей, родственников, близких, друзей или соседей. Такое угощение считается богоугодным делом и служит прощением грехов. Желательно, чтобы среди присутствующих был человек, знающий Коран или хотя бы основные молитвы. Во время такого ужина читают суры, рассказывают о деяниях Аллаха и его пророков. Не возбраняются и светские разговоры», - рассказывает хаджи Абдулла Дубин.

Молитва придаст сил Нияз хазрат Сабиров держит пост с 8 лет. По его словам, больших трудностей в период месяца Рамадан он не испытывал.

«Кажется, что 18 часов без еды и воды - это невыносимо, но Аллах помогает. Начинающим держать пост я советую больше времени уделять молитвам, изучать Коран. При возможности нужно больше спать, например, после предзакатного намаза. Спортсменам на время поста советую прекратить тренироваться, поберечь силы», - говорит Нияз хазрат Сабиров.