Почему на свадьбу одевают белое платье. Народные приметы про свадебное платье невесты

Многие девушки с самого раннего детства мечтают о свадьбе и о красивом белоснежном наряде. Когда приходит время воплотить мечты в реальность, многие невесты оказываются перед огромным выбором вариантов на любой цвет, кошелек и вкус. Но большинство отдают предпочтение традиционному белому свадебному платью.

Почему свадебное платье белое?

Существует несколько версий и поверий относительно цвета подвенечного наряда. Каждая звучит вполне правдоподобно и на них можно опираться при выборе. Так сложилось, что представители народов на разных континентах выбирают в качестве облачения белое свадебное платье. Естественно, в моде и , и бежевый, и красный, и даже фисташковый. Но белоснежный остается самым популярным у представительниц всех возрастов и уровня достатка. Современная жизнь часто основывается на древних поверьях, которые так плотно вошли в жизнь, что считаются неотъемлемой ее частью. Версии состоят в следующем:

  1. Историческая – говорит о том, что впервые белое свадебное платье с рукавами надела на свое бракосочетание будущая французская королева Анна Австрийская. Она в нем была так прекрасна, что французские модницы той эпохи выбирали, подражая королеве, такой же подвенечный наряд. Следующая волна моды на этот цвет прошла после свадьбы английской королевы Виктории, которая также выбрала облачение такого цвета с ажурным декольте.
  2. Но традиция белого свадебного платья уходит своими корнями куда глубже. Они идут еще из языческих верований и свадеб, когда наряд невесты символизировал ее невинность и чистоту, что очень ценилось. К тому же считалось, что это избавляло от дурного глаза и защищало пару в праздничный день и на всю жизнь.



Классическое белое свадебное платье

Модель традиционного белого свадебного платья представляет собой комбинацию корсета и пышной многоярусной юбки. Образ напоминает песочные часы, в нем каждая девушка почувствует себя сказочной принцессой. В классическом варианте изделие не имеет нижней юбки с обручами, весь объем создается благодаря:

  • жесткой ткани, создающей крупные складки;
  • нескольким слоям подъюбника из прочного подкладочного материала или накрахмаленного фатина.

В последние годы классическим вариантом стали считаться и объемные многоярусные юбки с нижним обручем, помогающим создать эффект пышного колокола. К классике относят и простое белое свадебное платье, которое имеет такие характерные черты:

  • А-образный силуэт, где подол идет складками и образует клеш от самой талии;
  • талия четко определена, может быть даже выделена атласным поясом, декоративным кружевом, вышивкой или блестками;
  • белое свадебное платье имеет длинный шлейф, который можно пристегнуть невидимой застежкой сзади на талии или надеть на тонкий ремешок на запястье, что поможет свободно передвигаться во время танца;
  • корсет выполнен по всем правилам кроя на жестких элементах;
  • могут иметь или вполне сдержанный ворот;
  • рукава могут быть длинными ажурными или вообще отсутствовать, оставляя открытыми плечи.

Туфли под белое свадебное платье можно подобрать абсолютно разных оттенков и вариантов:

  • обувь на высокой шпильке или вовсе без каблука;
  • туфли могут быть выполнены в минималистическом стиле или щедро украшены камнями, стразами и другими элементами декора;
  • могут быть кремового, бежевого, персикового, красного и других тонов.



Пышные белые свадебные платья

Мечты многих молодых девушек – это белые длинные свадебные платья, имеющие пышную нижнюю часть. Изделию свойственны такие детали:

  • объем подола зависит от подъюбника с обручами и количества нижних слоев. Иногда это весьма тяжелая конструкция, но для прекрасных невест это вовсе не является проблемой;
  • обычно корсет декорирован сдержанно, основное украшение приходится на юбку. Но фантазия мастеров не стоит на месте, поэтому с каждым сезоном изделия с подобным кроем становятся все более шикарными.



Белое кружевное свадебное платье

Кружевом украшают фасоны как пышные, так и строгого силуэта. Прямое белое свадебное платье, декорированное таким способом, выглядит элегантно и изысканно. Если отделка ручной работы, то это увеличивает цену. Ажурные рукава, лиф и верхний слой создают воздушный, легкий и романтичный образ. При выборе рекомендуется учитывать следующие моменты:

  • эффектно смотрится, когда кружевной верхний слой превращается в длинный шлейф, выполненный из того же ажурного материала;
  • великолепно смотрится кружево, оформленное мелкими мерцающими стразами или натуральным жемчугом;
  • не терпит чрезмерного количества аксессуаров, так как само по себе смотрится шикарно.



Короткое белое свадебное платье

Укороченный вариант выбирают уверенные в себе, эмансипированные и . Красивое белое свадебное платье не обязательно должно быть в пол, короткое тоже будет прекрасно смотреться. Эффектный вид придает фасон и декоративные элементы:

  • зачастую представляет собой классическую коктейльную модель;
  • шик белому свадебному платью придает роскошная ткань, это может быть жесткая тафта или натуральный атлас;
  • характерен не такой жесткий корсет, как в остальных моделях;
  • может быть с открытыми плечами, с коротким или удлиненным рукавом;
  • можно дополнять жакетом-болеро или симпатичной накидкой.



Модное белое свадебное платье

Фантазия дизайнеров не останавливается, и появляются новые модные и смелые тенденции. Эксперименты с силуэтом настолько кардинальны, что догадаться о том, что модель предназначена для свадьбы, можно только благодаря цвету и каким-то аксессуарам. Стильное белое свадебное платье представлено множеством вариаций:

  • модной становится асимметрия, где низ спереди значительно короче задней части подола;
  • актуальны модели, повторяющие силуэт 20-х годов ХХ века;
  • ретро находится на пике популярности.



Красно-белое свадебное платье

Смелые и дерзкие представительницы прекрасного пола могут позволить себе яркий эксперимент с оттенками. Красный – символизирует , его воспринимают как явную заявку о себе, а сочетать его в подвенечном наряде с чистым оттенком – настоящая смелость. Свадебное платье белое с красным может содержать в себе такие детали:

  • алыми могут быть нашивные ажурные детали, которые выступают в качестве элементов декора;
  • игра мерцающих страз на красном фоне сделает образ совершенно необычным.



Черно-белое свадебное платье

Очень однобоко считать черный цвет исключительно траурным, это очень интеллигентный и шикарный тон. Сочетание белоснежного и черного – классика противостояния. Белое атласное свадебное платье может иметь подвенечный корсет в оформлении черных кружев. Кружевные цветы черного тона, пущенные по подолу, сделают образ очень загадочным и таинственным.

Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!

Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.

Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.

С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.

Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.

С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).

Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.

Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.

Традиционным для современных невест является свадебный наряд белого цвета, хотя так было не всегда. Мода на облачение в такое убранство для церемонии бракосочетания появилась несколько столетий назад, а привычный образ девушки в белоснежном платье и длинной фате стал популярен только в прошлом веке. Выбор белого подвенечного одеяния обусловлен поверьями, связанными с этим цветом, обычаями стран, в которых впервые стали носить светлый наряд на свадьбу. Почему традиционное свадебное платье белое? Какова его история?

Две основные версии – почему платье невесты белое

На протяжении многих веков существования человечества, белое платье невесты периодически появлялось и исчезало. Это явление, как правило, касалось исключительно одной страны или региона, но не распространялось на весь мир. Сейчас можно наблюдать повсеместное использование свадебного белоснежного одеяния даже в тех странах, где тысячелетиями формировалась своя культура бракосочетания. Например, в Китае платье невесты, по обычаям, красное, но многие девушки стали отказываться от этого цвета, предпочитая белый, оставляя лишь несколько алых деталей.

Как же вышло, что белый цвет, тысячелетиями особо не пользовавшийся популярностью, распространился на весь мир, затронув даже самые отдаленные его уголки? Случилось это в 17-19 веках, точная дата неизвестна, но существует две версии возникновения моды на белоснежное платье. Обе они относятся к европейским королевам, шедшим под венец в белом свадебном наряде.

Первая версия

Эта история связана с Анной Австрийской – испанской принцессой, которая заключила брак с французским королем Людовиком в 1615 году. На свадьбе девушка появилась в белоснежном образе, который удивил и поразил присутствующих настолько, что французские дамы стали подражать ее стилю. По некоторым источникам, француженки посчитали ее похожей на «пирожное». Это выглядело так мило, что во Франции белое платье стало использоваться повсеместно, а после традиция распространилась по другим европейским странам – Испании, Англии, Португалии.

Вторая версия

Новость о свадьбе правящей королевы Виктории быстро разлетелась по Англии, а в 1840 был заключен брак между ней и Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Юная невеста хотела выглядеть ново и великолепно, а потому решила не надевать тяжелую серебристую парчу, традиционную для королевской семьи, выбрав для собственной свадьбы новый для всех цвет – белый. Ее одежды были пошиты из плотного атласа, а для украшения рукавов, фаты, декольте (так называемой кружевной «бертой»), использовалось около полуметра материала, которое кружевницы из деревни Бир во главе с Джейн Бидни делали полгода.

После свадьбы королевы Виктории, все образцы кружева были уничтожены, чтобы больше никто не смог повторить изысканный узор на ее платье, а сам наряд хранится на территории Кенсингтонского дворца, где проходят выставки. Единственным украшением Виктории во время бракосочетания служила брошь с сапфиром, подаренная Альбертом. Она впоследствии стала семейной реликвией и передается по наследству членам королевской семьи. Убранство юной королевы так поразило присутствующих, что платье белого цвета стало традиционным для свадьбы в Англии, а после – во всем мире.

Отношение к цвету свадебного платья в разное время

Первые упоминания о белых свадебных платьях появляются в Древней Греции. Девушки надевали на свадьбу белый наряд – пеплос, единственным украшением которого служили две застежки на плечах невесты. Чем вычурнее и богаче были эти застежки, тем лучше считалось благосостояние их обладательницы. Чтобы брак девушки был счастливым, ее покрывали длинной золотистой тканью. В Древнем Риме на церемонию надевали обычную облегающую одежду – калазирис, а невесту отличало количество и богатство аксессуаров: диадем, браслетов, ожерелий, колец.

На свадебное платье невесты Древней Руси сильно повлияло язычество. Как правило, девушки надевали сарафан ярко-красного цвета. Алый оттенок символизировал защиту от злых духов, огонь, радость. Существовал и другой образ: иногда девушки носили рубаху, украшенную нарядной вышивкой, и понёву, оформленную красно-синей клеткой (шерстяную юбку из кусков ткани, подол которой был пышно декорирован). Как только новобрачная надевала этот старинный вариант юбки, ее считали просватанной. Традиция облачения в красное на свадьбу сохранялась вплоть до восемнадцатого века.

В средневековье

В Средние века на территории Европы свадебную одежду не шили в каком-то определенном цвете. Девушка, выходившая замуж, предпочитала надевать свое лучшее платье, самое богатое и вычурное. Как правило, наряд невесты был не новым, а тем, что одевается по праздничным дням. Приобретать отдельную одежду для дня бракосочетания повелось с пятнадцатого века у обеспеченных семей – фасон одеяния, его декор готовили по последней моде. Платье щедро декорировали мехами, дорогими тканями, другими украшениями, а после свадьбы оно носилось еще не один раз.

Оттенок наряда мог быть любым, как правило, девушки предпочитали темные или яркие цвета – пурпурный, зеленый, коричневый, розовый, черный. Средневековые невесты подходили к пошиву убранства с практической точки зрения. Тогда на улицах города было пыльно и грязно, а потому одеяние кремового, песочного и тем более белого цвета попросту запачкалось бы. Стирка такого платья была дорогостоящей. Различия свадебных образов проявлялись в зависимости от региона или страны, где проживала будущая супруга, благосостояния ее семейства, общественного статуса.

В 16-17 веках

Белое платье в это время носила только одна категория девушек – «Христовы невесты», которые уходили в монастырь и полностью посвящали себя служению Богу. Темные цвета в 16-17 веках отошли на второй план, уступив более приятным пастельным оттенкам, которые невесты надевают порой до сих пор – светло-голубой или розовый. Выбор определенного тона свадебного одеяния во многом был связан с поверьями и обычаями разных культур, например:

  • Во Франции нередко невесты надевали убранство фиолетового цвета, ведь оно сулило им любящего мужа до конца жизни.
  • На территории Ирландии девушки, как правило, облачались в день свадьбы в зеленый наряд. Считалось, что это цвет приносит счастье, гармонию в дом, удачу.
  • На Руси невесты все еще предпочитали надевать платья с преобладанием алого или оранжевого цвета – это связано с религией язычества, поклонением огню.

В эпоху неоклассицизма

Переломным моментом в истории белого платья стала эпоха неоклассицизма. Тогда появилась традиция надевать светлые одежды цвета айвори, кремовые убранства и белоснежные одеяния. Это связано с археологическими раскопками, которые в то время проводились в Помпеях, Геркулануме. Были найдены образцы римского искусства – скульптуры из нежного белого мрамора, которые стали достоянием общественности. Это привело к повсеместному использованию мраморного оттенка. Одежды такого цвета носили в будни, надевали во время праздников или венчания.

Во время неоклассицизма изменились не только традиционные цвета свадебных платьев, но и их фасон. Девушки стали чаще отказываться от тугих корсетов, пышных юбок, отдавая предпочтение легким, воздушным убранствам со струящимися тканями, нежными воланами рукавов и завышенной талией. Эта эпоха сделала популярными одеяния жемчужных, светлых оттенков, которые логично привели к появлению традиционного белоснежного платья.

Что означает свадебное платье белого цвета?

Сегодняшняя символика белого цвета платья – это бесконечный праздник, торжество жизни, красота и любовь. Такой наряд говорит о том, что невеста чиста, обладает невинностью и непорочностью. Он олицетворяет ее легкость, нежность, доброту. Как раз из-за этой символики принято венчаться, надев белое платье. Белоснежный оттенок говорит о совершенстве, завершенности, означает окончательно принятое решение, начало новой жизни.

: не стоит зацикливаться


Сразу хочется сказать: несмотря на то, что со свадебным платьем связано множество примет и суеверий, сильно зацикливаться на них не нужно. Ведь было время, когда наши предки просто ходили в ЗАГС или сельсовет в повседневных нарядах, а потом жили долго и счастливо не один десяток лет.


Если все время думать о чем-нибудь плохом, то это непременно случится, поэтому не нужно накануне свадьбы накручивать себя в ожидании того, что в какой-то момент обязательно произойдет что-то непредвиденное и неприятное. Лучше просто расслабиться и наслаждаться предстоящим праздником.


Однако, существуют и порой они действительно срабатывают. Для особо мнительных невест существует множество правил выбора свадебного платья.


Каким должно быть идеальное свадебное платье


Существует старое поверье, согласно которому в невесты должна быть добавлена вещь, взятая у кого-нибудь из близких людей. Раньше мать невесты давала девушке вышитый носовой платочек. На платочке были вышиты символы, которые защищали невесту от недобрых взглядов. Желательно попросить какую-нибудь безделушку у родственников или подруг, но фату и перчатки одалживать ни в коем случае нельзя. Нужно по окончании свадьбы обязательно вернуть взятую взаймы вещицу. Одалживать эту вещь желательно у подруги, которая счастлива замужем.


Свадебное платье должно быть абсолютно новым. После свадьбы никому нельзя его одалживать. Существует , согласно которой, чужое свадебное платье способно притянуть в семейную жизнь чужие проблемы. Счастливым свадебным платьем может стать наряд, хранящий энергию рода и передающийся по наследству из поколения в поколение. Свадебное платье прабабушки, которая счастливо прожила в браке более пятидесяти лет, может стать надежным оберегом. Правда, трудно найти семью в России, где хранится свадебное платье прабабушки, которое можно надеть, поэтому наряд для предстоящего торжества нужно купить в магазине. Лучше приобрести более простое свадебное платье, чем брать шикарный наряд в прокате.


Правда, покупая свадебное платье в магазине, нельзя с полной уверенностью сказать, что никто его до этого не надевал. Лично знаю такой случай, когда мать моей подруги работала продавцом в магазине элитных свадебных платьев и для своей дочери взяла на одни день очень красивый наряд, который потом был возвращен обратно в салон и был куплен.


Идеальный вариант – это свадебное платье, сшитое на заказ. В этом случае можно быть полностью уверенной, что наряд раньше никто не надевал, и он не несет в себе отрицательной энергетики.


Есть также примета, согласно которой свадебное платье нельзя шить самой будущей невесте или доверять это дело близким людям и родственникам.


Свадебное платье должно быть длинным, так как это означает долгую и счастливую семейную жизнь.


Старинная английская примета, связанная с нарядом невесты


Согласно традиции, в день свадьбы на невесте обязательно должно быть надето четыре вещи. Одна вещь должна быть новой, вторая старой, третья – голубой и четвертая, взятая взаймы у подружки. Новая вещь является символом новой семьи, где будет царить любовь, мир и согласие; старая вещь означает связь невесты с домом, родителями и семьей, в которой она выросла. Голубой цвет символизирует скромность и верность, а вещь, взятая взаймы, означает связь невесты с друзьями, на чью помощь и поддержку она сможет всегда рассчитывать в трудные моменты в жизни.


Как правильно покупать свадебное платье


В лучше всего отправиться с компанией близких людей. При примерке платья должны помогать только те люди, в чьем хорошем отношении можно быть уверенным на все 100%.


Не нужно фотографировать себя в разных нарядах, чтобы потом сравнивать. Следует отнестись к своему свадебному платью с должным уважением.


В магазине нужно постараться, чтобы будущую невесту в свадебном платье видело как можно меньше незнакомых людей.


Будущая невеста сама не должна расплачиваться за покупку. Свадебное платье до торжества должно храниться в родительском доме.


Никто, кроме самой невесты не должен примерять купленное платье. Также нельзя надевать весь свадебный наряд полностью и смотреться в зеркало. Например, можно делать примерку в одной перчатке.


Какого цвета должно быть свадебное платье


Традиционно, свадебное платье должно быть белоснежным. Белый цвет символизирует чистоту и свет, который будет озарять дальнейшую семейную жизнь молодоженов. Однако современные дизайнеры предлагают свадебные платья различных расцветок, да и невесты все чаще хотят надеть на свадьбу что-нибудь необычное.


Желтое свадебное платье может привлечь в семью ссоры и слезы, красное – скандалы и многочисленные раздоры. Однако отдельные элементы красного цвета в свадебном наряде или букете невесты предвещают удачу в браке, силу любви и неугасимую страсть.


Золотой цвет привлекает деньги в семью и символизирует жизнь в достатке. Тем не менее не стоит выходить замуж в полностью золотом платье. Речь здесь идет об отдельных элементах отделки.


Розовое платье символизирует глубокую чистую любовь, но идеальным по-прежнему остается белый свадебный наряд.


Как правильно надеть свадебное платье


Народные приметы и суеверия гласят, что нельзя одеваться на свадьбу самостоятельно или при помощи матери. Лучше всего попросить помощи у подруг. Именно они должны помогать невесте в этот день.


На подол свадебного платья нужно приколоть булавку, головкой вниз. Булавка отведет взгляды завистников и нейтрализует негативную энергетику.


Свадебное платье невесты следует обязательно надевать через голову.


Как правильно носить свадебное платье во время торжества


В день свадьбы, когда жених уже приехал в дом невесты, молодым уже разлучаться нельзя до того момента, пока их не объявили мужем и женой. Нельзя также допускать, чтобы между ними проходили гости.


Если на платье невесты очень пышная юбка, которая мешает при ходьбе, жених ни в коем случае не должен помогать своей избраннице нести подол. Это должна делать подружка невесты.


Во время свадебной церемонии подруги не должны поправлять наряд невесты. Согласно существующей примете, в этом случае они будут вмешиваться, и портить семейную жизнь супругов.


Популярные народные приметы про свадебное платье невесты


В день свадьбы платье порвалось – отношения со свекровью могут не сложиться.


Если от свадебного платья невесты отлетела пуговица, то возможны частые ссоры и раздоры в семье. Нужно пришить отлетевшую пуговичку двумя стежками, чтобы отвести неприятности от молодоженов. Кстати, согласно народной традиции, пуговиц на свадебном платье невесты должно быть четное количество.


Нельзя показываться жениху в свадебном наряде до свадьбы. Считается, что в таком случае свадьба может не состояться.


Свадебное платье как оберег


Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером…

Но так было не всегда…

В ХVI-ХVII веках надеть белое подвенечное платье могла только «невеста Христова», т. е. девушка, уходившая в монастырь, чтобы посвятить себя Богу. Или очень смелая девушка, или… сумасшедшая. Обычно же невесты шли под венец в платьях голубого или розового цвета. Темные тона также считались непригодными. Только на юге Франции невеста, если боялась докучливости свекрови, могла сшить подвенечный наряд фиолетового цвета, а если хотела, чтобы муж до конца дней сходил с ума от страсти к ней, то надевала бордовое платье. А ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными лентами, ибо в этой стране самым счастливым считался зеленый цвет.

А на Руси? Русские наряды для свадьбы были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Скорей всего это отголоски язычества. Несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки. Например, сельские невесты буквально до середины двадцатого века надевали на свадьбы национальные костюмы — блузы и сарафаны. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», — поется в песне. То есть свадебное платье молодой состояло из парчового сарафана, цветных башмаков, красных или голубых…

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.

Моду на светлые — слоновой кости, кремовые, но еще не белые — платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства — скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Иная ситуация у восточных красавиц. Ведь там белый цвет считается траурным, цветом скорби. Поэтому молодые никогда не надевают на свадьбу ничего белого. Их костюмы всегда выдержаны в желто-золотистой или красной гамме, как в Индии и Китае; юные японки надевают голубые, синие или темно-синие кимоно, мечтая о том, чтобы выбранный ими цвет совпал с цветом плаща жениха. Такое совпадение сулило благополучный брак. А так как видеть кимоно невесты до свадьбы не полагалось, родные жениха иногда подкупали будущих родственников, чтобы выведать цвет подвенечного кимоно.

А Вы что-то можете добавить из истории свадебного платья?